Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Внешнеэкономическая деятельность - файл тема 13 менеджмент.doc


Лекции - Внешнеэкономическая деятельность
скачать (260.2 kb.)

Доступные файлы (11):

Интеграция.doc112kb.01.03.2005 12:14скачать
Лицензирование ВЭД.doc46kb.24.08.2005 21:48скачать
Нарушения ВЭД.doc82kb.24.08.2005 21:50скачать
норм_база_ЗЕД.doc49kb.24.08.2005 21:53скачать
Порядок регис. дог..doc33kb.24.08.2005 21:48скачать
т3_договоры.doc187kb.08.03.2005 21:57скачать
Таможня.doc491kb.29.07.2009 12:56скачать
тема 10.doc131kb.22.11.2004 21:02скачать
тема 13 менеджмент.doc124kb.17.11.2004 16:14скачать
тема1.doc195kb.22.11.2004 20:51скачать
тема 7 договоры.doc186kb.29.07.2009 12:53скачать

тема 13 менеджмент.doc

ТЕМА 2: МЕНЕДЖМЕНТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ПЛАН


  1. Система менеджмента

  2. Технология менеджмента

  3. Методы менеджмента

  4. Планирования и организация менеджмента ВЭД

  5. Основы маркетинга ВЭД предприятия


1

Вопросы:

  • Сущность, цели и задачи менеджмента.

  • Принципы менеджмента.

  • Функции менеджмента.

  • Объекты менеджмента.

Управление в широком понимании представляет собой воздействие на объект для перевода его из одного состояние в другое или для поддержания его в определенном состоянии.

^ Социальное управление включает управление материальными объектами, процессами и людьми. Управление производством является частью социального управления.

^ Объектом науки управления является система управления, состоящая из органов, служб, кадров управления, выполняющих определенные функции с помощью различных методов и технических средств на основе информации.

Предметом науки управления являются общественные отношения, которые складываются в процессе управления производством.

При производстве материальных благ часть людей занята производством этих благ, а другая – управлением этим производством.

Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий, появилась необходимость в тех, кто взял бы на себя координацию этих действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управленцах. Следовательно, управленческая деятельность возникает там, где есть кооперация труда.

Управление является инструментом организации производства, необходимым для того, чтобы вести предприятия к выбранной конечной цели управления. Организация производства и управления им неотделимы друг от друга. Без организации производства управление им теряет смысл, т.к. нельзя управлять хаосом, а без управления даже при четкой организации производство малоэффективно.

Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления – это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает подчинять себе людей, которые стремятся ее достичь, ибо методы и средства, которые выбираются людьми, определяются намеченной целью. Цель управления должна быть реально достижимой, не противоречить объективным законам природы и общества, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем, кто работает ради ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

Часто управление сводят к умению отдавать распоряжения, указания, т.е. к управлению людьми. Но практика требует от руководителей управления технологией, энергетикой, финансами, снабжением, сбытом, подготовкой кадров.

Целевое управление позволяет определить, что и как должно быть сделано, в какие сроки и сколько это будет стоить.

Наличие конкретной конечной цели дает возможность осуществлять контроль и определять по ходу производства, что сделано для достижения цели, по каким параметрам выполненной работы можно считать ее таковой, а также что и когда должно быть предпринято для корректировки.

В рыночной экономике все необходимое для производства предприятие закупает на рынках сбыта.

Всю произведенную продукцию производитель реализует по ценам, складывающимся на рынках сбыта в соответствии с соотношением между спросом и предложением.

Поэтому важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров с учетом потребностей покупателей и эффективного сбыта произведенных товаров.

В связи с этим в задачи менеджмента в условиях рыночной экономики входит:

  1. выбор ассортимента и объемов производства товаров в соответствии со спросом на них;

  2. приобретение необходимой оснастки производства;

  3. подбор квалифицированных менеджеров и исполнителей;

  4. создание эффективной системы стимулирования работников;

  5. постоянный поиск и освоение рынков сбыта и осуществление эффективного сбыта товаров.

Т.о., менеджмент – это сознательная, непрерывная, целенаправленная деятельность по достижению выбранных конечных целей (производство и сбыт необходимых потребителям товаров) путем рационального использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

^ Система менеджмента – это организованная совокупность средств, методов и процессов управления, находящихся во взаимодействии и связи и образующих единое динамичное целое (рис. 1).


СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА






^

Рис.1 Состав системы менеджмента



Принципы менеджмента можно представить как закономерности и правила осуществления управленческой деятельности. К основным из них относятся:

  1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, который предполагает умелое использование единоналичия и коллегиальности в управлении, а также широкое привлечение трудящихся к управлению производством;

  2. принцип научности управления производством – предполагает все более полное познание и использование в практике управления объективно действующих экономических законов. Эти законы диктуют логику поведения не только администратору, но и каждому рядовому работнику.

Экономические законы, как и законы природы, объективны, но в отличие от них возникают и действуют в обществе. Осуществление принципа научности управления обеспечивается за счет обощения и распространения лучшего опыта управления производством, достижения наибольшей экономичности и эффективности работы аппарата управления.

  1. принцип системного подхода к управлению – располагает инструментом взаимной увязки и согласования отдельных групп задач и их решений. Назначением системного подхода является решение всего комплекса возникающих задач с учетом их взаимосвязей и влияния факторов любой природы.

  2. принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый человек в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение своих обязанностей.

  3. принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоуровневой системы управления, в которой осуществляется контроль за деятельностью всех звеньев системы на основе обратной связи. По каналам обратной связи информация о работе управляемого объекта передается в управляющую систему, за счет чего имеется возможность корректировать ход производственного процесса;

  4. принцип частной свободы – предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции в рамках действующего законодательства, но по своему желанию. Свобода хозяйственной деятельности представляется как свобода выбора сферы деятельности, профессии, партнеров.


Слово «функция» означает деятельность, работу, обязанность. Функции, осуществляемые при производстве материальной продукции, делятся на исполнительские и организаторские, или функции управления.

Исполнительские функции выполняются работниками в соответствии с конкретным заданием и своей квалификацией.

При выполнении любой управленческой функции осуществляется синтез (объединение) работников для выполнения поставленных задач, координация их деятельности. Этот элемент синтеза в управленческой деятельности и отличает функции управления от функций исполнительских. Функции управления производством представляют собой относительно самостоятельный вид синтезирующей деятельности людей, обусловленный наличием разделения труда в управлении производством. Относительность этой самостоятельности заключается в том, что любое управленческое решение и действие подчинены конечной цели управления.

Функции управления можно классифицировать по разным признакам. Удобнее их разделять на функции общего и специализированного управления.

^ Функции общего управления призваны обеспечить основной порядок функционирования производства, а также взаимодействие данного предприятия с внешними организациями и учреждениями. Эти функции выполняются органами управления производством, наделенными правами линейного распорядительства.

^ Функции специализированного управления делятся на три группы:

  1. технологические функции – предусматривают разработку рациональных систем производства продукции, технологии ее создания, переработки, хранения и транспортировки;

  2. обеспечивающие функции – предусматривают выполнение требований технологии производства продукции путем обеспечения его всем необходимым. Сюда относятся инженерное, материально-техническое, культурно-бытовое и хозяйственное обслуживание;

  3. координирующие функции – обеспечивают прогнозирование развития предприятия; производственно-экономическое и оперативно-техническое планирование; организацию производственных процессов и труда людей;

  4. управление, контроль и регулирование хода производства (оперативное управление).


Для того, чтобы обеспечить достижение намеченной цели управления, необходимо иметь комплекс средств, как материальных, так и нематериальных.

С помощью материальных средств создается и обеспечивается всем необходимым производство, а нематериальные средства предназначены для упорядочения материальных и социальных элементов производства.

^ К материальным средствам достижения цели относятся исходные ресурсы производства; средства обеспечения производства; информационно-технические средства для сбора, передачи и обработки информации; средства механизации управленческих работ; оборудование рабочих мест и помещений.

^ К нематериальным средствам достижения цели относятся технология производства продукции, принципы и формы организации производственных процессов, организационно-правовые, социально-психологические.

В роли комплексного средства достижения цели управления выступает объект управления, который создается под каждую цель.

Так как любая конечная цель (задача), которые связаны между собой и подчинены конечной цели, образуя «дерево целей», то возникает потребность в образовании, создании целой совокупности взаимосвязанных объектов управления, таких как отдельная машина или отдельный исполнитель, бригада, производственный участок, цех, предприятие, объединение предприятий, отрасли народного хозяйства. Чем сложнее конечная цель, тем более сложный объект управления, как комплексное средство ее достижения, требуется. Любое подразделение на предприятии, любое предприятие и отрасль народного хозяйства формируются под конкретную определенную цель.

Чтобы объект управления отвечал своему назначению, он должен обладать следующими свойствами:

  1. свойство потенциальных возможностей – совокупность средств, из которых создают объект управления, должна выбираться в соответствии с намеченной целью, чтобы появилась потенциальная возможность ее достижения, т.к. если такой возможности не будет, то и рассчитывать на достижение цели не возможно;

  2. свойство управляемости – потенциальные возможности можно превратить в действительность, если объект обладает свойством управляемости, т.е. способностью изменять свое внутреннее состояние или выходные параметры под влиянием применяемых управляющих воздействий. Если объект не управляет этим свойством, то он становится слабоуправляемым или вообще неуправляемым.

  3. свойство иерархичности построения – на любом уровне управления должно соблюдаться единство объекта и субъекта управления, т.е. участники производства должны всегда выполнять двоякую роль: быть субъектами управления, когда они управляют, и объектами, когда ими управляют. Отсутствие этого свойства привело бы к невозможности реализации централизованных решений, принимаемых на высших уровнях иерархии.

Объекты менеджмента классифицируются по нескольким признакам:

  • по правовому статусу:

  • единоличные фирмы;

  • объединения фирм;

  • по характеру собственности:

  • частные – могут существовать как независимые организации, но с целью противостояния конкуренции объединяются в картели, синдикаты, тресты, концерны.

Картель – это объединение частных фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся совместной коммерческой деятельности. Участники картеля сохраняют финансовую и юридическую самостоятельность и объединяют свою деятельность по реализации продукции.

Синдикат является разновидностью картеля, в котором сбыт продукции его участников осуществляется через единый сбытовой совместный орган.

Трест – это объединение различных предприятий в единый комплекс. Эти предприятия теряют свою юридическую самостоятельность и подчиняются головной компании. Форма треста используется для объединения в одной компании предприятий, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, например, в горнодобывающей, металлургической и химической отраслях.

  • Государственные фирмы – чаще всего объединяются в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Большая часть этих фирм сосредоточена в добывающих отраслях, энергоснабжении, транспорте и связи. Существуют также государственные торговые фирмы, через которые осуществляется экспорт и импорт товаров, являющихся монополией государства.

  • Кооперативные фирмы – представляют собой объединения мелких производителей для осуществления совместной коммерческой деятельности. Основная цель создания таких объединений – устранение посреднических звеньев на рынках сбыта, причем это могут быть не только сбытовые, но и производственно-сбытовые кооперативы.

  • по виду хозяйственной деятельности:

  • производственные – это фирмы, у которых более 50% товарооборота приходится на производимую продукцию. Но при этом фирма может осуществлять также коммерческую и посредническую деятельность;

  • торговые – к ним относят торговые дома, магазины, оптовые базы, которые занимаются реализацией товаров;

  • посреднические фирмы

  • по принадлежности капитала различают:

  • национальные фирмы – капитал принадлежит предпринимателям своей страны;

  • иностранные фирмы – капитал принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в определенной части , обеспечивающей им контроль. Такие фирмы создаются в форме филиалов, дочерних компаний заграничных головных фирм и регистрируются в стране местонахождения. Обычно они пользуются равными правами с национальными фирмами, но могут быть ограничения или более льготный режим деятельности. Образование иностранных фирм осуществляется либо созданием нового акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм;

  • смешанные по капиталу фирмы – создаются путем слияния активов фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании, либо путем обмена акциями между компаниями, либо путем создания уставного капитала. Смешанные предприятия называются совместными (СП), когда целью их создания является осуществление общей предпринимательской деятельности. Часто СП являются средством проникновения на рынки других стран, огражденных торгово-политическими барьерами.

Особое место среди объектов менеджмента занимают международные фирмы. Это национальные фирмы, сфера деятельности которых распространяется на зарубежные страны.

Они имеют такие отличительные особенности:

  • наличие сети филиалов и дочерних компаний в других странах;

  • использование специализации предприятий с прицелом на зарубежные рынки сбыта;

  • контроль и координация филиалов и дочерних фирм из единого центра.

Филиалы курируются сбыт, работая под контролем материнской компании.

Дочерние фирмы выступают от своего имени и за счет свой счет. Материнская компания не несет никакой ответственности за выполнение обязательств дочерней фирмы, но определяет ее специализацию и направление маркетинга.

^ Транснациональные корпорации (ТНК) – один из видов международных компаний, имеющие производственные мощности за рубежом.

Международные корпорации последней четверти XX века являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики.

Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Под определением ТНК понимаются предприятия (финансово-промышленные объединения), которым принадлежат или которые контролируют комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами той страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

ТНК превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его направлениях: технического уровня и качества продукции; эффективности производства; совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями. Они действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии, формируемой в их «мозговых трестах», обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития. 1

Значение ТНК в развития глобальной мировой экономики системно возрастает на протяжении 50 лет.

Современные ТНК в дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствовав превращению в основном локальных (межстрановых, региональных) международных экономических отношений в глобальные. К концу 90-х гг. в мире функционировало около 60 тыс. международных компаний.2 Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более чем в 8,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний.

Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной электроники и химии, 95 % фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции на предприятиях этих корпораций ежегодно превышает 1 трлн. долл., на них работает 73 млн. сотрудников.

Наиболее общей причиной возникновения ТНК является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей посредством создания крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства во многих отраслях. Необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствует концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах. И соответственно появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.

Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно привести практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея (известной сегодня такими международными корпорациями, как «Samsung», «Daewoo», «LG electronics»).

Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае. В соответствии с целями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировой арене в начале 21 в.

Важной формой государственного стимулирования деятельности ТНК являются различные налоговые льготы. В США, например, налоги, которые уплачиваются филиалами американских корпораций в развивающихся странах, вычитаются из общей суммы налогообложения материнских компаний. Кроме того, с суммы облагаемого зарубежного дохода разрешается списывать многие операционные расходы филиалов в государствах приложения капитала (рекламу, деловые поездки, представительскую деятельность, взносы на социальное страхование и некоторые другие виды платежей). Допускается так же отсрочка уплаты налогов до перевода прибылей, т. е. фактически на это время предоставляется государственный беспроцентный кредит. Наконец, в США на капиталовложения корпораций, действующих в развивающихся странах, распространяются налоговые скидки на инвестиции.

Для современной мировой экономики характерен стремительный процесс транснационализации. В этом процессе движущей силой выступают ТНК. Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании приходится более 10% акций или их эквивалента.3

Для ведущих промышленно развитых стран именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэкономических связей. Так, до 40% стоимости имущества 100 крупнейших ТНК (включая финансовые) находится за пределами их страны базирования. Если сопоставить объем зарубежного (международного) производства ТНК с объемом их экспорта, очищенного от внутрифирменной торговли, то в конце 80-х гг. это соотношение для США, Японии и ФРГ составляло соответственно: 4,1:1; 2,6:1; 1,5:3.

В 90-е гг. в среднем 45% общего объема продаж ТНК приходится на экспорт. ТНК охватывают 90% мировой торговли пшеницей, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом и железной рудой, 85% - медью и бокситами, 80% - чаем и оловом, 75% - натуральным каучуком и сырой нефтью.

Роль поставок и услуг от отечественных компаний своим зарубежным филиалам также велика в экспорте этих стран. Во второй половине 80-х гг. на подобную внутрифирменную торговлю приходилось от 14 до 20% экспорта США, 23-29% - Японии и 24-28% - ФРГ.

На протяжении двух последних десятилетий ежегодно примерно половина американского экспорта приходится на американские и иностранные ТНК, в Великобритании эта доля достигает 80%, в Сингапуре – 90%.4

На рубеже XX – XXI вв. наблюдается необычайный рост внешнеэкономической деятельности, в которой ТНК являются торговцами, инвесторами, распространителями современных технологий, стимулируют международную трудовую миграцию. ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Основной формой экспансии ТНК является вывоз капитала. Международная миграция долгосрочного капитала ускорила процесс взаимопроникновения и переплетения финансового капитала, усилила мощь ТНК. Все возрастающая роль зарубежных инвестиций как важнейшего и необходимого средства обеспечения процесса воспроизводства является следствием ускорения объективного процесса обобществления производительных сил в международном масштабе. Благодаря системе международного производства, основанной на вывозе капитала, ТНК обеспечивают себе значительные доходы даже в условиях обострения кризисных явлений в мировой экономике. В первой половине 80-х годов темпы роста прямых зарубежных инвестиций ведущих капиталоэкспортирующих стран продолжали значительно превышать темпы их экономического роста, а также темпы мировой торговли.

Как уже было сказано выше, государство играет важную роль в становлении национальных международных корпораций, на встречах и консультациях между руководителями развитых государств вопросы поддержки и стимулирования ТНК занимают видное место. Такая практика получила широкое распространение прежде всего в отношениях между странами «большой семерки» (США, Япония, Англия, Франция, ФРГ, Италия и Канада), главы государств и правительств которых, начиная с 1975 г., регулярно проводят встречи в верхах.

Основным фактором, отражающим эффективную деятельность ТНК, является международное производство товаров и услуг. Оно представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. К концу 90-х гг. международное производство товаров и услуг достигло 7% мирового ВВП.

Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» – трем экономическим центрам: США, странам ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК достаточно широка. 60% международных компаний заняты в сфере производства (прежде всего они специализируются на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве (см. диаграмму 1).

Ч
етко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

По данным американского журнала «Fortune», главную роль среди 500 крупнейших ТНК мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций ТНК. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности новых индустриальных и относительно развитых и развивающихся стран. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции государств-получателей капитала. Для беднейших стран политика иная – ТНК считают целесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но главным образом они наращивают товарный экспорт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки.
^ 2

Сущность и основные этапы процесса менеджмента.

Процесс менеджмента представляет собой последовательность подготовки, принятия и реализации решений и мероприятий, необходимых и достаточных для эффективного достижения выбранной цели имеющимися средствами.

Необходимость в менеджменте возникает задолго до начала функционирования той или иной фирмы. Он осуществляется с момента выбора конечной цели и при проектировании фирмы, и при ее строительстве и организации, и при функционировании, реконструкции и модернизации.

Ограничивать процесс менеджмента только этапом функционирования фирмы неверно, т.к. ошибки, которые допущены при проектировании и строительстве, часто не удается полностью ликвидировать при функционировании фирмы.

На каждом этапе процесса менеджмента подготовка решений осуществляется специалистами (руководителями-функционалами). Принимают решения как они, так и руководители подразделений фирмы (менеджеры).

Процесс менеджмента функционирующей фирмы складывается из целого ряда взаимосвязанных работ, часть которых выполняется последовательно, а часть – параллельно. К таким управленческим работам можно отнести: разработку на основе намеченной цели управления плана и заданий исполнителям работ, подготовку материальной части фирмы и кадров для обеспечения создания и реализации продукции, взаимную увязку основных и вспомогательных работ, обеспечение взаимодействия между службами управления и подразделениями фирмы, централизованный контроль и анализ за ходом производства, организацию выполнения «узких» мест и принятие решений по их ликвидации, организацию выполнения принятых решений (оформление принятого решения, передачу приказов исполнителям и контроль за их выполнением).

Процесс менеджмента условно можно разбить на этапы и стадии. Этапы характеризуют содержание процесса менеджмента, качественную трансформацию управленческой деятельности по мере возрастания воздействия управляющей системы на управляемую. Стадии процесса менеджмента отражают либо временные промежутки его этапов, либо деление процесса управления на промежутки времени по каким-либо критериям.

Можно выделить следующие основные этапы процесса менеджмента:

  • цель – формирование цели менеджмента;

  • ситуация – определение состояния управляемой системы;

  • проблема – выявление проблемы;

  • решение – принятие решения и организация его выполнения.

На первом этапе происходит формирование частной цели воздействия – на основе информации о состоянии объекта и в соответствии с конечной целью менеджмента. На втором этапе вырабатывается критерий для оценки решения на основе правовых норм, данных науки, передового опыта и расчетов. На третьем этапе разрабатываются варианты решения, каждый из которых анализируется на основе критерия оценки и с прогнозом последствий (рис.2). иногда экономически обоснованное решение может иметь нежелательные социально-психологические последствия, которые рано или поздно ослабят экономический эффект.

Наилучшим решением считается то, которое имеет преимущество по критерию и характеризуется наибольшей вероятностью выполнения.

На четвертом этапе работа разбивается на две стадии: принятия решения и организационно-практической работы по его реализации. Первая стадия включает акт принятия решения, оформление решения в виде документа, разработку мероприятий по выполнению решения и разъяснение значения принятого решения.

К документам, фиксирующим принятое решение, относятся приказы, распоряжения, постановления, инструкции, протоколы. Независимо от формы фиксации принятого решения формулировка документа должна быть четкой в определении цели, иметь адрес исполнителя и срок исполнения, а также указание путей и средств выполнения принятого решения.

На второй стадии последнего этапа процесс менеджмента организуется выполнение решения, контроль за ходом реализации решения и подведение окончательных итогов, при которых необходимо оценить своевременность, полноту и качество выполнения решения, а также степень участия работников в его выполнении.

Как видно из приведенной схемы, процесс менеджмента по своему содержанию не допускает произвольного выполнения операций, а требует необходимой последовательности. Одни операции могут выполняться параллельно, другие последовательно, но в определенной комбинации. Процесс менеджмента начинается с разработки цели воздействия. Параллельно с операциями целеполагания осуществляется информационная работа, ибо без информационного обеспечения вряд ли можно было бы сформулировать объективную и обоснованную цель воздействия.

Информационные операции с различной трудоемкостью их выполнения присущи всем этапам процесса менеджмента. Однако неправильно считать процесс менеджмента чисто информационным процессом, это сложное явление социально-психологического и организационно-экономического содержания.

Процесс менеджмента можно представить как постепенное нарастание воздействующей силы (на первых двух этапах) и перехода его в своеобразный импульс воздействия, толчок трудовой активности.

Все основные функции, осуществляемые в процессе менеджмента, могут быть объединены в две группы: функции подготовки данных (учет, контроль, анализ, нормирование, прогнозирование) и функции принятия решений (регулирование, организация, планирование, программирование).

Учет позволяет зафиксировать состояние объекта управления и внешней среды, с помощью контроля выявляются и отбираются данные, содержащие информацию об отклонениях управляемого объекта от нормального режима функционирования. Анализу подвергаются данные с целью установления зависимостей между воздействиями внешней среды и параметрами объекта управления. С помощью нормирования определяются допустимые значения параметров объекта, при которых он функционирует в нормальном режиме.

Прогнозирование состоит в обработке данных с целью определения возможных линий поведения управляемого объекта и среды.

Регулирование – это принятие решений с целью ликвидации отклонений от нормального режима функционирования объекта управления.

Организация состоит в принятии решений о построении или изменении структуры объектов или процессов, а планирование – процесс разработки модели будущего желаемого состояния объекта. Программирование заключается в составлении программы, описывающей последовательность и взаимосвязь действий, выполнение которых позволит реализовать план.

Все перечисленные функции выполняются при любом объекте управления и в определенной последовательности (рис.3).

^ Свойства процесса менеджмента.

Процесс менеджмента обладает специфическими свойствами, каждое из которых оказывает влияние на формирование и развитие системы управления:

  1. свойство динамичности (изменчивости) – проявляется в постоянном изменении процесса менеджмента по направленности, проблематике, характеру течения, а также в динамичности взаимодействия его различных этапов и операций. Это происходит из-за того, что процесс менеджмента постоянно меняет свою главную ориентацию, находя «узкие места» в управляемой системе. Учитывая специфику решаемой проблемы, по-разному выстраивается процесс менеджмента по этапам и стадиям;

  2. свойство устойчивости – проявляется в возникновении определенных каналов протекания процесса менеджмента, которые образуют естественную структуру системы менеджмента, закрепляемую в организационных актах;

  3. свойство непрерывности – отражает необходимость непрерывного осуществления деятельности по управлению производством. Процесс менеджмента должен опережать по всем этапам и стадиям процесс производства;

  4. свойство цикличности – проявляется в том, что процесс менеджмента по основным этапам и стадиям повторяемости. Это – закономерная повторяемость основных этапов и стадий его непрерывного течения;

  5. свойство дискретности – проявляется в том, что во внутренних своих особенностях процесс менеджмента протекает неравномерно. Вначале как бы накапливается потенциал воздействия (при постановке цели, сборе необходимой информации, анализе обстановки), а затем он переходит в активные практические действия (при принятии решения и его реализации). Это свойство характеризует особенность управленческого труда, выражающуюся в необходимости предварительной глубокой аналитической работе, накапливающей потенциал практических действий, направленных на коллективы людей, природу и вещи.

^ Управленческие решения и методы их принятия.

Категория «управленческое решение» обладает многоаспектным содержанием:

  1. это деятельность в системе управления, связанная с нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий в управляемой системе, т.е. решение является этапом в процессе менеджмента;

  2. это формула воздействия управляющей системы на управляемую. В этом аспекте управленческое решение представляет собой описание предполагаемых действий управляющей системы в управляемой;

  3. это организационно-практическая деятельность руководителя в управляемой системе по осуществлению принятого управляющей системой решения;

  4. решение является переходом от интеллектуальной деятельности в управляющей системе к организационно-практической деятельности в управляемой системе, т.е. является результатом работы управляющей системы.

Принятие обоснованного решения содержит элементы научного знания и элементы творчества, искусства.

Т.о., управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления, определяющий программу мероприятий по решению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования объекта и анализа сложившейся в нем проблемной ситуации.

Проблемная ситуация возникает в следующих случаях:

  • когда объект управления не выполняет поставленных задач;

  • когда в аппарате управления возникает предположение (на основе прогнозирования), что объект управления в будущем не сможет выполнять поставленные задачи;

  • когда возникают новые задачи, требующие иной методологии.

Мероприятия по решению возникающих проблем разрабатывает управляющая система, в основе которой можно выделить следующие группы работников:

  • менеджеры – лица, которые наделены правом окончательного суждения о качестве подготовленного решения и его утверждения;

  • специалисты-эксперты – лица, которые оценивают качество решения и отвечают за координацию и взаимосогласованность отдельных его аспектов4

  • специалисты-аналитики – лица, которые отвечают за подготовку, проработку решения (планово-экономические расчеты, работы с предварительными вариантами решения, его увязка и согласование);

  • исполнители – лица или подразделения, которые участвуют в разработке документов, отражающих принятие решения, осуществляют обработку информации.

Некоторые фазы решения могут выполняться одним и тем же человеком, выступающим в качестве эксперта, аналитика и исполнителя.

Решения должны быть научно обоснованными, т.е. приниматься на основе анализа конкретно складывающейся обстановки и с учетом объективно действующих экономических и социальных законов.

Решения должны быть целенаправленными и согласованными с ранее принятыми «реализованными решениями». Они должны приниматься только в пределах тех прав, которыми наделен руководитель.

Формулировка решения должна быть краткой, конкретной, исключающей возможность разночтений.

Решения должны быть действенными, т.е. приниматься и выполняться своевременно, когда этого требует сложившаяся обстановка.

Управленческие решения классифицируются по различным признакам. Например, по степени охвата объекта менеджмента они делятся на межведомственные, отраслевые, региональные, производственные.

По периоду, в течение которого решения действуют, они делятся на долгосрочные (в фирме – 5 лет), среднесрочные (более 1 года) и оперативные, текущие (менее 1 года).

По своему назначению различают решения целевые, программные, плановые, координирующие, регулирующие, корректирующие, контролирующие.

По сфере действия бывают экономические, социальные, организационные, технологические и технические решения.

По причинам возникновения решения бывают по предписанию, ситуационные, программные, инициативные и др.

Ключевым моментом в процессе менеджмента является принятие решения. Управленческие решения могут приниматься единолично, коллегиально и по согласованию.

В системе управления общественным производством принятие решений возлагается на менеджмент. Предоставленные менеджеру полномочия, чувство ответственности за качество и эффективность принятых решений ставят его в особо сложные условия работы. На выбор решения влияет не только информация, подготовленная аппаратом управления, но и личная точка зрения менеджера на организацию исполнения решения. Собственное мнение менеджера связано со сложившимся опытом руководства и знаниями цели и предмета управления. При этом предпочтение отдается тому варианту решения, который субъективно близок менеджеру и отвечает его целевым ориентациям.

В преобладающем большинстве случаев сложная хозяйственная ситуация требует привлечения компетентных специалистов, совместная деятельность которых может способствовать проработке наиболее эффективного решения.

Для коллегиального принятия решений характерно то, что определенная часть участников обсуждения может административно не подчиняться данному руководителю. В системе коллегиального принятия решений могут возникнуть определенные противоречия в формах и способах выполнения отдельных мероприятий. В отличие от единоличного коллегиальное решение является продуктом коллективного обсуждения.

Решение по согласованию принимается при возникновении межведомственных проблем, когда необходимо не только участие в их обсуждении, но и визирование принятого решения руководителями всех предприятий, участвующих в его реализации.
^ 3
Состав и назначение методов менеджмента.


1 Ленский Е.Ф., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. – М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998. С. 29.

2 Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 3. С.14.

3 Мировая экономика: Учебник/ Под. ред. проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

4 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.

4




Скачать файл (260.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации