Лекции - Внешнеэкономическая деятельность
скачать (260.2 kb.)
Доступные файлы (11):
Интеграция.doc | 112kb. | 01.03.2005 12:14 | ![]() |
Лицензирование ВЭД.doc | 46kb. | 24.08.2005 21:48 | ![]() |
Нарушения ВЭД.doc | 82kb. | 24.08.2005 21:50 | ![]() |
норм_база_ЗЕД.doc | 49kb. | 24.08.2005 21:53 | ![]() |
Порядок регис. дог..doc | 33kb. | 24.08.2005 21:48 | ![]() |
т3_договоры.doc | 187kb. | 08.03.2005 21:57 | ![]() |
Таможня.doc | 491kb. | 29.07.2009 12:56 | ![]() |
тема 10.doc | 131kb. | 22.11.2004 21:02 | ![]() |
тема 13 менеджмент.doc | 124kb. | 17.11.2004 16:14 | ![]() |
тема1.doc | 195kb. | 22.11.2004 20:51 | ![]() |
тема 7 договоры.doc | 186kb. | 29.07.2009 12:53 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Внешнеэкономическая деятельность [ лекция ]
- Безуглая В.М. Внешнеэкономическая деятельность [ документ ]
- 1 [ документ ]
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия [ лекция ]
- Внешнеэкономическая деятельность [ лекция ]
- по дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность» Вариант №3 студент гр. Мтнд-261 Вебстэр А. Д. шифр зачетной книжки 165805 [ документ ]
- Внешнеэкономическая деятельность [ лекция ]
- Внешнеэкономическая деятельность [ лекция ]
- Внешнеэкономическая деятельность [ лекция ]
- Внешняя торговля в экономике региона: до и после кризиса [ документ ]
- Рефератов по учебной дисциплине «внешнеэкономическая деятельность предприятий мск» [ документ ]
- Внешнеэкономическая деятельность и ее виды [ лекция ]
Интеграция.doc
Воропаева ТаняЛекция
Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации
ПЛАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Понятие, основные признаки и условия развития интеграции.
Формы и этапы интеграционных процессов.
Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц.
Международные экономические, валютно-кредитные и финансовые организации.
Украина: интеграция в мировое сообщество.
а. Понятие, основные признаки и условия развития интеграции.
Тенденции:
глобализация мировой экономики;
регионализация.
Развитие МЭО, под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации.
Основные черты глобализации:
изменяется форма производства, она переходит в международную форму в виде ТНК;
изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики на международные стандарты;
принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, СП, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ, МВФ, органы ООН и т.д.).
Регионализация.
Исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами.
Интеграция.
Это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм).
^
взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).
^
развитая инфраструктура;
наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база).
^
макроэкономический (государственный уровень);
микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации.
Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40.
Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.
^
интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения;
не развита инфраструктура;
различия уровней и потенциалов развития;
политическая нестабильность.
б. Формы и этапы интеграционных процессов.
Эта система разработана ВТО и ГАТТ (две первые формы).
| ^ | Признаки |
1 | Зона свободной торговли | Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС. |
2 | Таможенный союз | Единая внешнеторговая и таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС. |
3 | Общий рынок | Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. |
4.1 | Экономический союз | Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. |
4.2 | Валютный союз | Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:
В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. |
5 | Полная экономическая интеграция | Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия:
и т.д. |
в. Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц.
Преимущества:
Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
Возрастает конкуренция между странами.
Обеспечение лучших условий торговли.
Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
2
Важные преимущества для развития внешнего сотрудничества и успешной интеграции Украины в процессы, которые происходят в мире, предоставляет участие в международных организациях, которые регулируют отношения в сфере торговли, инвестиций, осуществляют техническую помощь развивающимся странам.
В мире действует более 100 международных организаций. На сегодня они являются важнейшими форумами по согласованию экономической политики между странами. Международные организации отличаются по составу, размеру, функциям и влиянию на международную экономику.
Функциям международных организаций:
Содействие - распространение мирового опыта путем организации международных конференций, сбор и анализ статистических и аналитических данных, их публикация и распространение и др.
Наблюдение - наблюдение за процессами, которые происходят в странах-членах, с возможностью формулировки и придания гласности официальной точки зрения на те или иные проблемы, создание общественного мнения и тем самым оказание влияния на экономическую политику страны. Наиболее типичным примером организации, выполняющей функцию наблюдения, является ООН, которая с помощью резолюций Генеральной Ассамблеи побуждает страны к проведению определенной экономической политики.
Надзор - более жесткая форма наблюдения, которая связана с обязательствами стран сообщать на регулярной основе и в установленной форме данные о своем экономическом состоянии и выслушивать рекомендации по основным принципам экономического развития. Правительства, которые подписали уставы осуществляющих надзор международных организаций должны принимать у себя миссии экспертов этих организаций, предоставлять им разнообразную информацию и быть максимально откровенными. Типичный пример - МВФ, главная функция которого в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов и предоставление им основанных на мировом опыте рекомендаций с целью предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и выбора наиболее эффективных способов решения существующих проблем.
Регулирование - надзор, который основывается на принуждении стран к выполнению рекомендаций международного сообщества путем разработки соответствующих международных норм и механизмов принуждения их выполнения. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, а также жесткие антидемпинговые и прочие процедуры, применяемые против нарушителей этих правил.
«Содействие-наблюдение-надзор-регулирование» - все эти функции международных организаций основаны на доброй воле стран, которые принимают в них участие. Однако, нужно признать, что МВФ все же частично выполняет функцию надгосударственного регулирования в странах, использующих его кредиты, поскольку условием предоставления кредитов является выполнение правительством согласованной с МВФ программы экономических реформ.
^
Наиболее влиятельная международная организация, регулирующая отдельные параметры развития международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 181 стран, являющихся его членами, с целью достижения стабильности мировой экономики. МВФ начал свою деятельность в 1946 году.
^
надзор за состоянием международной валютной системы и макроэкономической политикой стран-членов, а также за развитием международной экономики в целом;
предоставление временной финансовой помощи за счет кредитования странам, которые ощущают трудности с погашением своих международных обязательств в результате несбалансированности платежного баланса;
предоставление технической помощи и консультаций правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.
Согласно Генерального соглашения, то есть устава МВФ, его предназначением является поддержка в мировом сообществе соответствующей валютной стабильности. Поэтому обязательным условием для каждой страны, вступившей в МВФ, является полная открытость экономики, отсутствие любых тайн от других стран относительно валютно-финансового положения, размеров и динамики роста валового национального продукта (ВНП) и национального дохода, запасов валютного металла и иностранной конвертируемой валюты, внешнеэкономической деятельности и тому подобное.
С изменением во второй половине 80-х годов принципов функционирования мировой валютно-финансовой системы, когда на место твердых фиксированных валютных курсов бреттон-вудской системы пришла Ямайская система с присущим ей механизмом свободного курсообразования, а также в связи с крахом в 90-х годах мировой социалистической системы и развалом СССР, задачи и целевые функции МВФ стали видоизменяться. Наряду с предоставлением финансовой помощи для осуществления структурных изменений в финансово-валютной сфере в развивающихся странах, целью МВФ стала поддержка экономических реформ в бывших социалистических странах, так называемое "реформирование посткоммунистической экономики". Эти программы МВФ получили официальное название программ экономической стабилизации (JMF stabilization).
Заметим, что Международный валютный фонд - это не только финансовый центр, через который мировое сообщество предоставляет финансовую помощь развивающимся странам, но и мощный научный центр, в котором накоплен большой опыт реформирования экономики стран с так называемой переходной экономикой.
Прежде чем предоставить кредит, МВФ изучает ситуацию в стране, и лишь потом предлагает правительству придерживаться соответствующей монетарной политики. Только при условии надлежащего выполнения выдвинутых Фондом требований и достижения определенных стабилизационных результатов, финансовая помощь может быть предоставлена.
^
Группа состоит из пяти организаций:
Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
Международной ассоциации развития (МАР);
Международной финансовой корпорации (МФК);
Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);
Многостороннего агенства по гарантированию инвестиций (МАГИ).
Деятельность Всемирного банка и Международного валютного фонда тесно связаны. Их уставные документы закрепляют не только обязательства по согласованию действий, но и взаимное членство. Любая страна, прежде чем обратиться с просьбой о вступлении в Всемирный банк, должна стать членом МВФ.
Главной задачей Всемирного банка является предоставление кредитов странам, которые развиваются и странам с переходной экономикой для осуществления структурной политики в сфере финансов, энергетики, поддержки рынков труда, улучшения окружающей среды, усовершенствования системы образования и др..
Как и МВФ, Всемирный банк несколько видоизменил свои задачи под влиянием тех кардинальных сдвигов, которые произошли в мировом развитии. Если первоначальной целью Всемирного банка было обеспечение сбалансированного мирового развития, помощь странам-членам мирового сообщества в достижении экономического развития и сотрудничества, развитие экономики, прежде всего, стран Западной Европы и Японии, которые испытали разорение в годы второй мировой войны, то с распадом колониальной системы и возникновением независимых стран Азии, Африки и Латинской Америки Всемирный банк стал предоставлять им займы и техническую помощь в реформировании экономики и создании рыночной экономической системы.
С крахом мировой социалистической системы хозяйства и, в частности, развалом СССР Всемирный банк стал предоставлять конкретную помощь суверенным государствам, которые образовались в Восточной Европе, а также на территории бывшего СССР в реформировании их экономик на рыночных основах. Для этого Мировым банком была разработана и стала воплощаться специальная программа так называемой «структурной адаптации» («Structural Adjustment» или «IBRD Adjustment»).
В 90-х годах МВФ и Всемирный банк стали более тесно взаимодействовать и интегрировать свои программы экономической, валютно-финансовой стабилизации и проводить свою политику единым фронтом. Эта политика получила название политики «структурной адаптации» («Structural Adjustment Policies of the IMF/IBRD» или «Policies of the IMF/IBRD type).
По отношению к развивающимся странам, политика МВФ/МБРР предусматривает оказание помощи правительствам в формировании основ рыночной по сути экономической политики с приоритетами развития приватного сектора, модернизации институциональных структур, достижении финансовой стабилизации, разработке и осуществлении приоритетных проектов, обеспечивающих экономическое развитие и улучшение социального положение в этих странах, и т.п..
^
Создан в 1990 г., начал операции в 1991 г. Уставный капитал составляет 20 млрд. евро, члены -57 государств Европы, Азии, Африки и Северной Америки, среди них все 15 государств бывшего Советского Союза.
Официальными целями Банка является поддержка перехода стран Центральной и Восточной Европы к ориентированной на открытый рынок экономике и содействие развитию частного предпринимательства в странах, исповедующих принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.
^ вытекают из его целей. Это, прежде всего:
поддержка стран-членов в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию с целью полной интеграции их экономик в мировую экономику;
содействие организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;
содействие в мобилизации национального и иностранного капитала и эффективного управления;
инвестирование производств с целью создания конкурентной среды и повышения производительности, качества жизни, улучшение условий труда;
предоставление технической помощи в подготовке, финансировании, и реализации проектов;
стимулирование и поощрение развития рынков капитала;
реализации крупномасштабных и экономически обоснованных проектов, которые включают более одной страны-реципиента, а также содействуют экологически стойкому развитию.
Особенность современной стратегии банка состоит в ее “агрессивном” характере, направленном на поддержку экономических и структурных реформ в наиболее важных секторах, а также поиск и реализацию новых возможностей бизнеса в странах, которые развиваются.
^
Члены - 131 государство. Создана в 1995 г. ВТО концентрируется на регулировании такой сферы международной экономики как торговля товарами и услугами. Ее усилия направлены на расширение торговли, увеличение инвестирования, а также повышение уровня доходов во всем мире.
Основными функциями ВТО являются:
надзор за выполнением многосторонних торговых соглашений и торговой политикой государств;
проведение многосторонних торговых переговоров;
содействие в решении торговых споров;
контроль за развитием международной торговли;
предоставления консультаций по вопросам управления в области международной торговли;
предоставление технической помощи и обучение персонала;
сотрудничество с иными международными организациями по вопросам торговой политики.
Членство в ВТО предоставляет много преимуществ в осуществлении международной торговли, но для того, чтобы стать членом этой организации Украине необходимо приложить значительные усилия на законодательном и институционном уровне.
Особую роль в системе международных организаций занимает^ ООН имеет в своем составе 18 специализированных учреждений, одну автономную международную организацию, Международное агенство по атомной энергетике и ряд программ, советов и комиссий.
Одной из важных инициатив программ развития ООН (ПРООН) является создание консультативных советов по вопросам предпринимательства, которые предоставляют помощь национальным правительствам относительно налогообложения, роботы таможенных служб, приватизации, финансового законодательства, согласования национальных и международных норм. ООН оказывает содействие национальным правительствам в разработке новых мероприятий социальной политики, выступает за решительные государственные действия с целью использования новых технологий, поддерживает национальные программы борьбы с безработицей и бедностью.
К специализированным учреждениям, которые имеют непосредственное отношение к экономическому развитию относится ^ .
ЮНИДО была основана в 1967 году решением Генеральной Ассамблеи с целью осуществления центральной координирующей роли в области промышленного развития, содействия промышленному развитию и сотрудничеству на глобальных, региональном, национальном и отраслевом уровнях. Важно указать, что одной из главных задач этой организации является индустриализация развивающихся стран, преодоление трудностей, связанных с ресурсами и инфраструктурой, а также реструктуризация, оздоровление и приватизация промышленности, в том числе в странах с переходной экономикой.
Все указанные и прочие международные организации в той или иной мере помогают странам с переходной экономикой в сфере экономики и финансов, социальных и институционных преобразованиях.
Украина является одной из стран, на которую распростаняются программы сотрудничества международных организаций. В частности, сегодня Украина тесно сотрудничает с МВФ, Всемирным банком, ЕБРР, ООН, прилагает немало усилий для вступления в ВТО. Формирование и развитие рыночной экономики в Украине диктует необходимость установления более тесных взаимовыгодных связей с другими государствами, активно включиться в процессы международной экономической интеграции и глобализации. Отказаться от этого означает быть отброшенным на обочину социального прогресса.
3
Мировая экономика более не являет собою простую совокупность национальных экономик, которые разворачивают взаимное экономическое сотрудничество, она становится единым рынком и единой производственной зоной с национальными и региональными секторами. На глобальном уровне возникают новые рынки, появляются новые инструменты, формируются новые действующие лица (разрабатываются новые правила регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам экономического сотрудничества.
На данный момент Украина еще слабо интегрирована в международные структуры и такое положение необходимо изменить, чтобы занять достойное место в мировом экономическом пространстве среди развитых стран, осознать свое собственное направление эффективного развития, которое бы наилучшим образом отвечало национальным интересам и учитывало имеющие ресурсы, географическое положение, потенциальные возможности.
Существует два пути интеграции в мировое сообщество. Первый - пассивно двигаться, подчиняясь стихии. Второй - осуществлять сознательную стратегическую интеграцию с учетом имеющихся возможностей. Последний путь - наиболее эффективен для нашей страны.
Следует отметить, что влияние интеграционных процессов на экономику страны имеет много положительных последствий, о чем свидетельствует успешный опыт других стран. Благодаря умной интеграционной политике страны приобретают возможность увеличения размеров рынка, и, следовательно, масштабов производства и дополнительных доходов от реализации товаров на внешних рынках, улучшения условий осуществления торговли, совершенствование внутренней инфраструктуры, внедрения новейших технологий.
Но существуют и отрицательные примеры влияния МФО на развитие некоторых стран мира, являющиеся следствием механического внедрения рекомендаций и рецептов МФО без учета специфики страны, принятия непродуманных стратегических решений, отсутствия системных подходов к внедрению реформ. Эти потенциальные и реальные угрозы Украина должна учитывать при разработке своей внешнеэкономической стратегии и базовых принципов сотрудничества с МФО.
Следует учитывать, что в условиях интеграции часто происходит перераспределение факторов производства в пользу сильных партнеров за счет оттока ресурсов из отсталых стран. Вследствие этого можно попасть в зависимость от других стран и стать заложником кризисных явлений и финансовой нестабильности в мире. Отток ресурсов может привести к увеличению разрыва между странами-лидерами и менее развитыми странами, резкому ухудшению внутренней экономической ситуации. Поэтому, отрабатывая принципы сотрудничества с МФО, необходимо разрабатывать механизмы защиты национальных интересов и систему экономической безопасности, которые были бы адаптированы к условиям открытой экономики.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что достижение глобализации открывает новые возможности и для криминальных групп, отмывания “грязных денег”, теневой экономики, торговли наркотиками. Еще один потенциальный риск связан с угрозами национальному суверенитету со стороны мощных межнациональных корпораций.
Предотвращение отрицательных последствий глобализации является задачей некоторых международных организаций. Особую роль в подготовке общества к процессам глобализации и предотвращения отрицательных последствий, связанных в этим процессом, возлагается на ООН, которая в силу своего мандата является уникальным механизмом разработки принципов и норм, необходимых для использования потенциала глобализации, превращая ее в “глобализацию с человеческим лицом”. Однако и национальным правительствам не следует устраняться от деятельности, связанной с прогнозированием возможных последствий глобализации, разработкой и внедрением профилактических мероприятий с целью предотвращения негативных воздействий на экономику страны.
Несмотря на возможные риски и угрозы, дорога Украины к глобального пространству не имеет альтернатив. Независимое государство такого размера, положения и геостратегической роли не может оставаться в самоизоляции, поскольку это означало бы не защищенность, а консервацию отсталости, низкую международную конкурентоспособность и даже определенную деградацию. Экономические связи между странами осуществляются главным образом благодаря торговле и инвестиционной деятельности. Оба эти вида деятельности на сегодня практически не возможно осуществлять без участия МФО.
Экономика Украины может достаточно быстро приноровиться к внешним дестабилизирующым факторам, перейти к стабильной, внешне-ориентированному пути развития, создать предпосылки для того, чтобы догнать развитые страны мира и интегрироваться в мировую экономическую систему при условии последовательного осуществления экономических реформ с учетом внутренней специфики и рекомендаций международных организаций.
Говоря о специфике Украины, которая накладывает отпечаток на взаимоотношения с МФО, нужно принимать следующее:
Во-первых, наша страна добровольно отказалась от использования ядерного оружия, занимая по этому показателю третье место в мире (после США и России), согласилась на его демонтаж, вывоз и уничтожение. Это должно учитываться в программах сотрудничества и возмещаться соответствующими кредитами на развитие украинского государства.
Во-вторых, закрытие по настоянию международного сообщества Чернобыльской АЭС стоит Украине огромных ежегодных финансовых затрат. Сейчас они, главным образом, ложатся бременем на бюджет государства и производятся фактически за счет налоговых поступлений. Но Чернобыльская авария является экологической катастрофой мирового масштаба и затрагивает все соседние страны. В том случае, если своевременно не будут решены все проблемы, связаные с закрытием ЧАЭС, это может привести к серьезным негативным последствиям для всего человечества. На это нужны значительные средства. Развитые страны, в первую очередь европейские, имеют прямой интерес в решении проблемы Чернобыля и должны принять в реальное финансовое участие в решении связанных с этим проблем.
В-третьих, Украина является транзитным государством, связывающим европейские страны и Россию. В-четвертых, Украина имеет огромный экономический, производственной, интеллектуальный потенциал, все еще являющийся привлекательным для развитых стран рыночной экономики.
Исходя из пере численного, основными принципами и целями сотрудничества Украины с МФОявляются:
содействие поступательному развитию рыночных преобразований в Украине с учетом необходимости решения не экономических, а и социальных задач;
создание условий для успешного вхождения Украины в мировую экономику;
обеспечение национальных интересов и национальной безопасности Украины;
соблюдение достоинства украинской стороны в отношениях “Украина - МФО”.
Возможно, на сегодня Украина еще не может реализовывать стратегию неограниченной «открытости», поэтому ее интеграция в мировое общество должна идти поэтапно, путем повышения уровня сбалансированности, структурной перестройки и научно-технического обновления, обеспечение социально ориентированного развития экономики. В интеграционных процессах Украина должна учитывать свои собственные интересы, храня национальный суверенитет и независимость. При этом интеграция должна базироваться на максимальном использовании информационных, интеллектуальных ресурсов и имеющего научно-технического потенциала.
Литература:
Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник/Пер. С.А. Тюпаева, И.Н. Фомичева. - Г.: Междунар. отношения, 1999. - 456 с.
Общие сведения о ЕБРР: Финансирование перехода к рыночной экономике в Центральной и Восточной Европе и СНГ, апрель 98.
МБРР. Регион Европы и Центральной Азии после обновления: Повышение качества обслуживания клиентов и более тесное сотрудничество с партнерами. Записка для клиентов и партнеров, ноябрь 1997.
Хорошковський В. И. Мировой банк: кредитные ресурсы международного банка реконструкции и развития. - Научное издание. - К.: Укр. тов-во «Интеллект нации, 1999.-196 с.
Кваша С., Патыка Н. Направления и проблемы интеграции Украины в мировое экономическое пространство// Экономика Украины. - 2001. - №9, с. 77-81.
Белорус О. Императивы стратегии развития Украины в условиях глобализации// Экономика Украины. - 2001. - №11, с. 4-13.
Клочко В. Глобализация и ее влияние на страны с переходной экономикой// Экономика Украины. - 2001. - №10, с. 51-58.
Скачать файл (260.2 kb.)