Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Коммерческая деятельность - файл Лекция 5 Розн.doc


Лекции - Коммерческая деятельность
скачать (316.4 kb.)

Доступные файлы (8):

Лекции 2 .doc308kb.28.09.2006 16:44скачать
Лекция 1. Место и роль.doc168kb.02.12.2006 17:26скачать
Лекция 3.doc122kb.14.03.2007 11:57скачать
Лекция 4.doc268kb.13.03.2007 16:43скачать
Лекция 5 Розн.doc259kb.24.11.2006 16:48скачать
Лекция 6 Инновац.doc225kb.24.11.2006 16:49скачать
Лекция 7.doc75kb.15.12.2010 13:18скачать
Лекция 8.doc130kb.15.12.2010 13:18скачать

Лекция 5 Розн.doc

  1   2   3
Лекция 5. Организация деятельность коммерческого предприятия

1. Составные части торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии и принципы его организации

2. Приемка и хранение товаров в магазине

3. Организация и технология подготовки товаров к продаже

4. Услуги розничной торговли

5. Организация и технология продажи товаров

1. Составные части торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии и принципы его организации
Розничные торговые предприятия завершают процесс доведения товаров от производства до потребителя и осуществляют непосредственное обслуживание потребителей, которое включает комплекс торговых и дополнительных услуг.

Развитие торговли на современном этапе характеризуется широким внедрением достижений научно-технического прогресса, использование которых в розничной торговле служит основой для дальнейшего совершенствования и расширения сети магазинов, позволяющих применять передовую технологию транспортировки, хранения, переработки, продажи товаров, современное торговое и холодильное оборудование при эффективном использовании капитальных вложений. Внедрение научно-технического прогресса в торговле способствует повышению культуры обслуживания, созданию для покупателей максимума удобств в приобретении товаров, снижению издержек потребления, увеличению свободного времени трудящихся, росту эффективности труда торговых работников.

Значительное увеличение продажи товаров, расширение ассортимента, огромный поток документальной информации требуют широкого использования в торговле современной вычислительной техники и перехода к автоматизированным системам управления.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из двух частей - торговой и технологической. Эти части, в свою очередь делятся на отдельные операции, целью которых является сохранение потребительских свойств товаров, их товарного вида и доведение до конечных потребителей с наименьшими затратами труда при высоком уровне обслуживания.

Операцией называется однородная часть этого процесса, выполняемая несколькими работниками, осуществляющими определенные действия над предметом труда на одном рабочем месте при одном и том же оборудовании. Все операции

технологического процесса условно делят на основные и вспомогательные.

К основным операциям относят:

  • предложение товара;

  • консультации покупателей;

  • операции по отпуску товаров;

  • расчетно-кассовые операции.

К вспомогательным относят:

  • приемку товаров;

  • размещение и укладку их на хранение;

  • подготовку товаров, а также рабочих мест и торгового зала обслуживания покупателей к продаже;

  • фасовку товаров;

  • внутреннюю транспортировку товаров.

Характер и содержание каждой операции, время на их выполнение зависят от метода продажи, вида торгового оборудования, типа магазина и размера его торговой площади, ассортимента товаров, степени готовности товаров к продаже.

Совершенствование технологического процесса связано с его механизацией. В первую очередь должны быть механизированы, а в дальнейшем автоматизированы наиболее трудоемкие процессы: разгрузка и перемещение товаров, подготовка к продаже - сортировка, фасовка, нарезка. Использованию механизмов способствуют массовость, однородность, повторяемость, свойственные этим операциям.

Для соблюдения последовательности технологических операций, экономии затрат времени и труда на их осуществление разрабатываются технологические карты-схемы движения грузопотоков от мест разгрузки до торгового зала, что позволяет выбрать оптимальный вариант внутри магазинного перемещения товаров, а также использования рабочей силы.

Рациональный технологический процесс обеспечивается применением наиболее целесообразных и экономичных способов и приемов выполнения как отдельных операций, так и технологического процесса в целом.

Рациональный технологический процесс в магазине должен обеспечить:

  • внедрение научной организации труда;

  • непрерывность технологического процесса;

  • строгую последовательность в выполнении операций;

  • минимальную трудоемкость;

  • сложность технологического процесса с наименьшим количеством операций.

Основными принципами организации технологических процессов являются:

  • комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

  • соответствие технологии современному научно-техническом уровню;

  • экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;

  • сохранение качества товаров;

  • создание максимальных удобств для покупателей.

В магазинах различают три основные схемы технологического процесса.

Первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи.

Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приемки товаров и для их продажи.

При этой системе снабжения на промышленном предприятии, оптовой базе товары в потребительской упаковке укладывают в специализированную тару-оборудование (контейнеры, поддоны), которую затем доставляют, как правило, непосредственно в торговый зал магазина самообслуживания. Внедрение такой схемы доставки и продажи товаров позволяет устранить излишние звенья на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала магазина, совершенствовать систему товароснабжения, максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы, исключить операции по подготовке товаров к продаже в магазинах, сократить численность работников, занятых на трудоемких операциях, улучшить использование торговой площади магазина.

Вторая схема включает приемку, хранение товаров и их продажу. В данном случае необходимо иметь помещение для хранения товаров.

Третья схема является наиболее сложной. Применяется эта схема при организации продажи товаров, требующих предварительной подготовки, доработки перед подачей их в торговый зал. Применение этой схемы требует наличия функционального помещения для подготовки товаров к продаже, а в продовольственных магазинах - еще помещение для фасовки. В большинстве случаев в магазинах применяются одновременно три схемы.

Начальными операциями технологического процесса в розничном торговом предприятии являются разгрузка транспортных средств,

доставивших товары в магазины, приемка этих товаров. Сложность и продолжительность этих операций зависят от физико-химических свойств товаров, их габаритов, а также от площади магазина и объема его товарооборота.

В магазине разгрузка товаров осуществляется на специальных площадках. Оптимальной схемой связи между разгрузочными площадками и помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже является расположение этих помещений на одном уровне, что обеспечивает беспрепятственное движение средств механизации.

Приемка товаров является важной операцией торгового предприятия, которая должна обеспечивать прохождение товаров в максимально сжатые сроки с минимальными потерями, при полном сохранении их качества.

После приемки товары перемещают в кладовые для хранения и подготовки, где осуществляется хранение и предварительная подготовка товаров к продаже.

Наиболее ответственной операцией торгово-технологического процесса является непосредственное обслуживание покупателей.

Кроме основных и вспомогательных операций, в магазине выполняются дополнительные операции по обслуживанию покупателей, направленные на создание им удобств при покупке и потреблении товаров и экономии затрат времени.

Рациональный технологический процесс в магазине обеспечивается своевременным и четким выполнением торгово-оперативной (коммерческой работы), которая включает изучение покупательского спроса, формирование ассортимента, закупка и организация завоза товаров, рекламирование.

Основная задача коммерческой работы - принятие оптимальных решений, обеспечивающих выполнение установленных плановых заданий при наименьших затратах труда и средств.

Основными принципами правильной организации коммерческой работы являются:

  • бесперебойное снабжение населения товарами в широком ассортименте и высокого качества;

  • повышение культуры торговли;

  • умелое маневрирование товарными ресурсами и ускорение оборачиваемости товаров;

  • улучшение финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий.

Характер и объем торгово-оперативной деятельности магазина находится в прямой зависимости от степени самостоятельности торгового предприятия. Самостоятельные торговые предприятия осуществляют торгово-оперативную деятельность, начиная от закупки товаров у поставщиков до продажи товаров населению.

Торговые предприятия, не являющиеся самостоятельными, осуществляют изучение спроса населения, формирование ассортимента, контроль за состоянием товарных запасов. Основное место в работе этих магазинов занимают технологические процессы.

^ 2. Приемка и хранение товаров в магазине
Приемка поступивших товаров в магазин по количеству и качеству - сложная и важная составная часть технологического процесса. Организация приемки товаров должна обеспечить прохождение товаров в максимально сжатые сроки с минимальными потерями и при полном сохранении их качества. В значительной мере это зависит от подготовки товаров к отправке поставщиками, организации их отгрузки, оформления документации. Поставщик обязан отгружать товары максимально подготовленными к продаже, подсортированными и упакованными.

Основными операциями при приемке товаров являются следующие:

  • проверка соответствия наименования товаров, маркировки данным сопроводительных документов;

  • проверка количества мест, состояния тары, упаковки;

  • проверка веса брутто;

  • проверка массы нетто и количества единиц;

  • проверка качества товаров;

  • наличие сертификата.

Приемке и оприходованию подлежат доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Не допускается приемка товаров с истекшими сроками реализации.

Приемка товаров производится в порядке, установленном Положением о поставках товаров народного потребления, инструкциями о порядке приемки продукции производственного назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, ГОСТами, техническими условиями.

Приемка товаров по количеству. Приемка товаров по количеству производится в соответствии с инструкцией "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", утвержденной Государственным арбитражем при Совете Министров СССР 15 июня 1965 г. № П-6 с дополнениями и изменениями, внесенными постановлением Госарбитража СССР от 23 октября 1973 г. № 81, 14 ноября 1974 г. № 98, от 23 июля 1975 г.

При приемке товаров непосредственно на складе поставщика представители магазина принимают товары по количеству мест и весу брутто.

Проверка чистого веса или количества товарных единиц внутри каждого места производится в магазине.

Приемка по количеству товаров, поступивших без тары, в открытой или поврежденной таре проводится в момент получения их от поставщика. При поступлении незатаренного товара в контейнере приемка производится одновременно со вскрытием контейнера.

Приемка затаренных товаров по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 часов по скоропортящимся товарам и 10 дней по всем остальным товарам с момента их поступления в магазин.

В районах Крайнего Севера, отдаленных и горных районах, где осуществляется досрочный завоз товаров, приемка скоропортящихся товаров производится не позднее 48 часов, непродовольственных - не позднее 60 дней, продовольственных - не позднее 40 дней с момента поступления их в магазин. Сроки приемки некоторых скоропортящихся товаров уточнены Особыми условиями поставки. Так, например, согласно Особым условиям поставки рыбы и рыбных товаров, живая рыба принимается в момент сдачи покупателю, но не позднее одного часа по прибытию машины.

При невозможности перевески продукции без тары определение веса нетто производится путем проверки веса брутто в момент получения продукции и веса тары после освобождения ее из-под продукции. Результаты проверки оформляются актом.

Акт о завесе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о весе тары из-под влажной продукции - немедленно по освобождению тары из-под продукции, если иные сроки не установлены договором. В акте указывается также вес нетто продукции, определенный путем вычитания из веса брутто веса тары.

Строгое соблюдение сроков приемки товаров является важнейшим условием своевременного удовлетворения претензий, предъявленных к поставщику в случае недостачи.

Порядок пересчета, обмера или взвешивания товара определяется стандартами, техническими условиями или договором.

Если количество поступивших товаров соответствует данным сопроводительных документов, то приемка товаров оформляется распиской получателя в документе поставщика и проставлением штампа магазина.

В случае обнаружения несоответствия по количеству в одном из тарных мест дальнейшая приемка товаров приостанавливается. О выявленном расхождении товаров составляется акт за подписями лиц, производивших приемку товаров.

Для осуществления дальнейшей приемки товаров и составления акта о расхождении по количеству вызывается представитель поставщика (изготовителя), если он находится в том же городе, поселке, что и магазин. Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) вызывается в случаях, предусмотренных договорами.

Уведомление о вызове поставщика должно быть направлено в течение 24 часов, а по скоропортящимся товарам - немедленно после обнаружения расхождения, если иные сроки не установлены договором.

Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее, чем на следующий день после поручения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение четырех часов после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный дневной срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если другой срок не предусмотрен нормативными актами или в договоре. Иногородний поставщик (изготовитель) может поручить выступить от его имени родственному предприятию, находящемуся в городе, где находится покупатель. Представитель отправителя (изготовителя) или другое уполномоченное лицо должны иметь удостоверение на право участия в приемке продукции в данном магазине.

При неявке представителя отправителя (изготовителя), а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не является обязательным, приемка по количеству производится с участием представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных профсоюзным комитетом этого предприятия; или в одностороннем порядке, если поставщик дал на это согласие.

Материально-ответственные и подчиненные им лица, а также работники, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, не могут быть выделены в качестве представителей общественности.

Представитель общественности предприятия-получателя или представитель родственного предприятия поставщика может участвовать в приемке продукции на данном предприятии (в магазине) не более двух раз в месяц.

Если при приемке товаров выявлены недостача, расхождения с сопроводительным документом, то результаты приемки оформляются актом, который составляется в тот же день. Акт должен быть составлен в соответствии с инструкцией «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления по количеству». Особое внимание в акте должно быть уделено условиям хранения товаров на складе получателя, наличию ящичных и упаковочных ярлыков, маркировке товаров, состоянию тары и степени их заполнения. В акте указывается количество недостающих товаров, дается заключение о причинах и месте обнаружения недостачи.

К акту на расхождение товаров по количеству прилагаются: копии сопроводительных документов; упаковочные ярлыки или иные документы поставщика, вложенные им в каждое тарное место, в котором обнаружена недостача или излишки; подлинник транспортной накладной и коммерческого акта (если он был составлен); документ, удостоверяющий полномочия представителя, выделяемого для участия в приемке.

Акт приемки продукции утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее чем на следующий день после его составления.

Большое значение имеет своевременная и правильная приемка товаров по качеству, так как систематический контроль за качеством поступающих в торговлю товаров, возвращение недоброкачественных товаров и предъявление санкций за некачественные товары являются одними из самых эффективных методов воздействия торговли на промышленность по выпуску товаров народного потребления. Действенная борьба за качество товаров повышает культуру торговли, позволяет закрепить за магазином постоянный контингент покупателей.

Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по качеству производится в соответствии с сертификатом и удостоверением качества, инструкцией "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", утвержденной Госарбитражем СССР при Совете Министров СССР 25 апреля 1966 г. № П-7. Эта инструкция применяется во всех случаях, когда ГОСТами, техническими условиями или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки товаров по качеству.

Проверка качества поступающих товаров должна проводиться, как правило, на оптовых базах республиканских (АССР), краевых, областных оптовых предприятиях, а при транзитных поставках (минуя эти базы) – в магазинах.

Приемка товаров по качеству и комплексности товаров, тары и упаковки проводится:

  • при одногородней поставке - не позднее 10 дней со дня поступления;

  • при иногородней поставке - не позднее 20 дней;

  • скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов.

В районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка промышленных товаров производится не позднее 60 дней, продовольственных (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся - не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя. Если при приемке товаров в магазине обнаруживается несоответствие качества или комплектности товаров, а также упаковки требованиям ГОСТа, технических условий, договора, составляется акт и дальнейшая приемка товаров прекращается. Получатель должен уведомить одногороднего изготовителя (отправителя), который обязан направить своего представителя для участия в приемке товаров и составлении акта. Представитель одногороднего поставщика (изготовителя) обязан явиться по вызову получателя не позднее чем на следующий день, а по скоропортящимся товарам - не позднее четырех часов после получения вызова, если в вызове не указан другой срок.

Представитель иногороднего изготовителя (отправителя) вызывается в случаях, предусмотренных договором или особыми условиями поставки товаров, при этом он должен явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в договоре или другими нормативными актами. Иногородний изготовитель (отправитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить (телеграммой, телефонограммой по факсу - будет ли направлен представитель для участия в проверке качества товаров).

Отправитель (изготовитель) может уполномочить на участие в приемке получателем продукции родственное предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его, но должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель (изготовитель) уполномочил данное предприятие участвовать в приемке товаров.

При неявке представителя поставщика (изготовителя) по вызову получателя в срок или если вызов его необязателен, а также при возникновении разногласий между сторонами проверка качества производится с участием представителя торгово-промышленной палаты или соответствующих инспекций по качеству. В местах, где нет таких ведомств, проверка производится: с участием компетентного представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем этого предприятия (организации), с участием компетентного представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета; одностороння приемка предприятием-получателем, если поставщик (изготовитель) дал на это согласие.

Во всех случаях, когда ГОСТами, техническими условиями, другими обязательными правилами или договором для определения качества товаров предусмотрен отбор образцов (проб). Лица, участвующие в приемке товаров по качеству, обязаны отобрать образцы (пробы) этих товаров.

Отбор образцов (проб) проводится в полном соответствии с требованиями указанных выше нормативных актов. Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются, снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе. Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами. Данный акт прилагается к акту приемки товаров по качеству и комплектности.

Акт отобранных образцов (проб) один остается у получателя, второй направляется изготовителю (отправителю) товара. Во всех случаях, когда это предусмотрено ГОСТами, техническими условиями, другими обязательными правилами или договором, отбираются дополнительные образцы (пробы) для сдачи на анализ или испытание в лаборатории или научно-исследовательском институте. О сдаче образцов (проб) на анализ или испытание делаются соответствующие отметки в акте отбора проб (образцов).

Отобранные образцы (пробы) товаров должны храниться получателем, изготовителем (отправителем) до разрешения спора о качестве товара, и в случаях передачи материалов о выпуске недоброкачественных товаров в органы прокуратуры и суда - до разрешения дела.

По результатам приемки товаров по качеству и комплектности составляется акт в день окончания приемки. Акт должен быть составлен в соответствии с требованиями инструкции "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Акт должен быть подписан всеми лицами, участвующими в приемке. В акте перед подписью лиц, участвующих в приемке, должно быть указано, что эти лица несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности. Акт, устанавливающий ненадлежащее качество или некомплектность товара, утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трехдневного срока после составления акта.

Акт о скрытых недостатках товаров, на которые установлен гарантийный срок службы, составляется не позднее пяти дней после обнаружения недостатков, но в пределах гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, на которые установлен гарантийный срок, составляется в течение пяти дней по обнаружении недостатков, не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров в магазин.

Приемка импортных товаров по количеству и качеству имеет свои особенности. При приемке таких товаров торговые предприятия должны руководствоваться Инструкцией о порядке составления претензий на получаемые импортные товары, а также условиями закупки импортных товаров, предусмотренных в контрактах с иностранными поставщиками.

Приемка импортных товаров по количеству и качеству производится с обязательным участием экспертов Всесоюзной торгово-промышленной палаты, а там, где ее нет, - экспертов Бюро товарных экспертиз. При отсутствии последнего приемка производится с участием компетентного представителя незаинтересованной организации (по количеству -представителя администрации).

При обнаружении в поступившей партии расхождений по количеству или товаров ненадлежащего качества составляют рекламационный акт, к которому прилагают подлинные упаковочные листы, если они имеются, образцы недоброкачественных товаров, если это предусмотрено контрактами с иностранными поставщиками.

Рекламационные акты должны быть составлены и оформлены надлежащим образом не позднее сроков, установленных для предъявления их заказчику, а первым грузополучателем - в сроки, установленные для заявления претензии иностранному поставщику, если выявлена неисправность тары и упаковки, пересортица товарных мест и в других случаях, предусмотренных инструкциями.

Рекламационные акты и другие документы, обосновывающие претензию, грузополучатель в четырех экземплярах направляет заказчику в двухдневный срок со дня поступления к нему импортных товаров. Претензии иностранным поставщикам предъявляют внешнеторговые объединения по количеству в течение трех месяцев со дня поставки, по качеству (включая нарушения комплектности или ассортимента) - в течение шести месяцев со дня поставки, в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - не позднее 30 дней по истечении срока гарантии. Датой поставки считается дата перехода товаров границ страны-продавца.

При приемке товаров, поступивших в таре-оборудовании, руководствуются инструкцией об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании, утвержденной Министерством торговли СССР, Центросоюзом СССР, Государственным арбитражем СССР при Совете Министров СССР от 29 июня 1982 г. № 072-75.

При приемке тары-оборудования с товаром от органов транспорта получатель обязан проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным по транспортным и сопроводительным документам, соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам, исправность тары-оборудования и чехлов.

Приемка товаров в исправной таре-оборудовании с исправными пломбами отправителя производится покупателем не позднее одного часа с момента окончания выгрузки тары-оборудования с автомобиля. При обнаружении несоответствия товаров, их упаковки требованиям стандартов, технических условий, договору, а также недостачи получатель немедленно, но не позднее одного часа с момента обнаружения, в установленный срок извещает об этом поставщика.

Представитель одногороднего поставщика обязан прибыть к получателю не позднее трех часов, а иногороднего не позднее 24 часов после получения извещения.

Приемка товаров осуществляется немедленно по прибытии представителя поставщика и оформляется актом.

Если между поставщиком и получателем возникли разногласия о качестве товаров, проверка качества производится соответствующей госинспекцией по качеству товаров и торговле или торгово-промышленной палатой, установленные Особыми условиями поставки товаров.

Для обеспечения бесперебойной торговли, повышения культуры обслуживания в магазинах должны храниться достаточные запасы высококачественных товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Товарный запас в магазине состоит из двух частей: рабочий запас, размещенный в торговом зале; резервный запас, хранимый в кладовых магазина и холодильных камерах.

При хранении товаров в магазине выполняются следующие технологические операции:

  • перемещение товаров в кладовые и укладка их на хранение;

  • наблюдение за состоянием товаров во время хранения;

  • соблюдение сроков реализации и режима хранения;

  • обеспечение работы холодильных установок (при хранении скоропортящихся продуктов);

  • поддержание чистоты в помещениях магазина.

Основной задачей работников магазина является обеспечение сохранности товаров по количеству и качеству. Для этого в магазине должны быть созданы такие условия, при которых сохраняется качество товаров, их внешний вид и снижаются потери товаров.

На качество товаров при хранении оказывают влияние температура, влажность, способы укладки. Хранение товаров в магазинах имеет свои особенности:

  • измельченность партий товаров и краткосрочность их хранения;

  • широкий ассортимент товаров, хранимых в распакованном виде на небольшой площади кладовых;

  • расходование товаров мелкими партиями.

Особо важное значение при хранении товаров имеет соблюдение режима хранения скоропортящегося товара: следует хранить в холодильных камерах при температуре от - 2 С до - 5 С и относительной влажности 80-85%, товары, не требующие охлаждения, хранятся при температуре 16-18 С, и относительной влажности 75%. Непродовольственные товары хранятся при температуре 10-18 С, относительной влажности 50-70%.

При хранении большинства промышленных и продовольственных товаров необходимо проводить мероприятия по защите товаров от действия яркого дневного света. Непременным условием хранения товаров является соблюдение правил товарного соседства и установленных сроков хранения. Нельзя хранить товары, легко воспринимающие запахи (масло, кондитерские изделия), совместно с остропахнущими (сельдь, копчености, табачные изделия). Товары, содержащие большое количество влаги, не следует размещать с товарами, легко впитывающими ее.

При хранении товаров необходимо соблюдать установленные для различных товаров предельные и гарантийные сроки хранения.

Предельные сроки — это время, в пределах которого товары должны быть реализованы. Товары с истекшим сроком хранения реализации не подлежат. Предельные сроки хранения указываются в соответствующих документах (удостоверениях) или на упаковке.

Гарантийный срок — исчисляется со дня впуска товаров. В течение этого времени предприятие несет ответственность за качество выпущенных товаров при условии соблюдения установленных правил хранения.

Надлежащие условия хранения товаров в магазине обеспечиваются рациональным размещением их в кладовых магазина. Определение места хранения товаров в значительной мере влияет на технологические операции, обеспечивающие сохранность товаров, а также на операции, связанные с перемещением товаров к месту подготовки их к продаже или непосредственно в торговый зал.

Размещение товаров на хранение осуществляется по двум принципам: закрепления за каждой товарной группой постоянного места хранения и использования свободного места хранения.

Размещение товаров по принципу закрепления постоянного места хранения за определенным товаром значительно упрощает учет, контроль за состоянием товарных запасов, обеспечивает создание оптимальных условий и режима хранения, позволяет быстрее найти нужный товар.

Размещение товаров на хранение проводится на основании подбора товаров и товарных групп, близких или сходных по условиям, режиму хранения, учитывая товарное соседство. Громоздкие и быстрореализуемые товары размещают ближе к торговому залу.

Все товары укладывают на хранение в штабеля на подтоварники или на полки стеллажей. Укладка товаров должна обеспечить наиболее рациональное использование складских площадей, сохранность товара и тары, соблюдение правил техники безопасности, а также нормальную вентиляцию. Высота укладки в штабеля не должна превышать двух метров. Тяжелые и громоздкие товары укладывают вниз, легкие - наверх. Между штабелями должен быть основной проход шириной не менее 0,7 м. Товары размещают на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов; 0,5 м от источников света и электропроводки и 0,2 м от стен. В перспективе при оптимизации системы товароснабжения, организации транспортирования товаров от изготовителя к потребителю с применением тары-оборудования позволяет значительно сократить сроки хранения товаров, следовательно, и площади кладовых в магазинах. Применение тары-оборудования в универсамах дает возможность на 40-60% уменьшить площадь кладовых и соответственно увеличить торговые площади, сократить затраты труда и времени работников магазинов (более чем в семь раз), ускорить товарооборачиваемость, снизить товарные потери.

Использование контейнеров позволяет сосредоточить в торговом зале до 80% общих товарных запасов магазина. В кладовых же магазина должны храниться гарантийные запасы товаров, товары неустойчивого спроса, а также товары, хранение которых в кладовых более экономично.

При хранении товаров возникают два вида основных потерь товаров - нормируемые (естественная убыль) и ненормируемые (актируемые).

^ Нормируемые (естественная убыль) — это потери, обусловленные физико-химическими и механическими свойствами товаров. Они возникают при транспортировке и хранении товаров. Для каждого отдельного товара на естественную убыль установлены предельные нормы. Нормы естественной убыли установлены в процентах к розничному товарообороту, независимо от сроков хранения товаров в магазине по развесным и разливным товарам. По штучным товарам и товарам, поступающим в магазин в фасованном виде, нормы естественной убыли не применяются, за исключением магазинов и отделов, торгующих по методу самообслуживания. Списание с материально-ответственных лиц естественной убыли в пределах установленных норм производится после инвентаризации товаров по фактической недостаче, не превышающей нормы.

Серьезным недостатком в работе торговых предприятий является наличие ненормируемых (актируемых) потерь, возникающих из-за бесхозяйственного отношения к товарным ценностям. К таким видам потерь относятся бой, лом, порча товаров. Они оформляются актом по установленной форме с участием представителей вышестоящей организации (сельпо, райпо), директора магазина, материально-ответственного лица. В акте должны быть четко указаны причины боя, лома, порчи, а также виновные лица.

Акт рассматривается руководителем торговой организации, который принимает решение о персональной ответственности за порчу товаров. Товары, списанные по акту, подлежат немедленному уничтожению или передаче в утиль в присутствии представителя вышестоящей организации, о чем составляется акт.

Особым видом актируемых потерь является завес тары. Завес тары - это разница между фактической массой тары после освобождения ее от товара и массой, указанной на маркировочном ярлыке. Акт на завес тары составляют в сроки, указанные в договоре или в инструкции о приемке товаров народного потребления по количеству.

При подготовке отдельных товаров к продаже возникают отходы. Например, у колбасных изделий перед продажей обрезают шпагат, битую птицу освобождают от бумажных тампонов и обертки, масло сливочное зачищают и т.д. Эти отходы делят на ликвидные и неликвидные.

К ликвидным отходам относятся кости окороков, головы, наросты рыбных изделий. Они поступают в продажу по специально утвержденным ценам. К неликвидным отходам относятся уничтожаемые вязки колбасных изделий. На эти отходы установлены нормы.

Необходимым условием сокращения потерь товаров является улучшение материально-технической базы розничной торговли за счет оснащения магазинов необходимым оборудованием для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, а также создание необходимого режима и условий хранения, ускорение оборачиваемости товаров, правильной организации материальной ответственности, повышения материальной заинтересованности работников.

Сокращение товарных потерь и доведение их до минимума является важным условием повышения рентабельности магазинов, организаций, а также укрепления принципа хозяйственного расчета.
  1   2   3



Скачать файл (316.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации