Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Вопросы и ответы ГОС 2010 по дисциплине Педагогика и психология - файл 1.docx


Вопросы и ответы ГОС 2010 по дисциплине Педагогика и психология
скачать (826.4 kb.)

Доступные файлы (9):

1.docx283kb.08.11.2010 13:12скачать
Вопросы.doc71kb.12.12.2009 23:20скачать
шпоры-1.doc862kb.11.12.2009 16:07скачать
Билеты к ГЭК - 050706.doc93kb.15.01.2010 01:52скачать
ШПОРЫ - 2.doc811kb.16.01.2010 22:30скачать
вопросы к ГАК ПиП.doc67kb.21.04.2010 16:28скачать
Программа ГЭК 050706- 2009.doc473kb.30.10.2009 12:32скачать
ПСО-_шпора.doc58kb.29.07.2004 01:57скачать
шпора_ОБЩАЯ_ПСИХОЛОГИЯ.doc586kb.29.10.2009 15:57скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7
1. Основы общей психологии

1.1.Общая характеристика мышления. Виды мышления. Операции мышления.

Мышление – особого рода теоретич-я и практическая деятельность, предполагающая систему включённых а неё действий и операций ориентировочно- исследовательского, преобразовательного характера. (отличие от других ψлогич процессов: оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить). Виды мышления: 1) Теоретическое – понятийное мышление – если человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, (их суждения, умозаключения)характерно для научных теоретических исследований.2) Теоретическое образное мышление – решения задачи, не с помощью понятий, умозаключения, а с помощью образов. Они непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением (работники творческого труда).1+2 – сосуществуют, дополняя друг друга 3) Наглядно – образное – мыслительный процесс в нём непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно- образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти ( образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются) (представлено: у детей дошкольного, мл.школьного возрастов, а у взрослых – занятых практической работой). 4) Наглядно – действенное – сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.(Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.)Операции мышления: 1. Сравнение – вскрывает тождество и различие вещей. Результатом может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.2.Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.3.Синтез – есть построение целого из аналитически заданных частей. 2+3 – Обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.4.Абстракция – это выделение какой – либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительного произведённого анализа и синтеза. 5.Обобщение – выступает как соединение существенного (абстрагирования) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обращения.6.Конкретизация – выступает как операция, обратная обобщению из общего определения понятия- выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явления определённому классу.А.Н. Леонтьев – Деятельностная теория мышления – концепция согласно которой, между структурами внешней, составляющей поведения, и внутренней составляющей мышления, деятельности существуют отношения аналогии. Внутренная мыслительная деятельность не только является производной от внешней, практической, но имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия, операции. При этом внешние и внутренние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия и наоборот, в структуру, практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Эта теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базе её были построены такие теории обучения (их тоже можно рассмотреть и как теории развития мышления), как теории П.Я. Гальперина, теория Л.В. Занкова, теория В.В. Давыдова.П.Я. Гальперин – разработал теорию формирования мышления, 

получившую название концепции планомерного формирования умственных действий. Процесс переноса внешнего действия вовнутрь, совершённого поэтапно, переходя строго определённые стадии. На каждом этапе происходит преобразование заданного действия по ряду параметров: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполненных операция и мера освоения. Процесс формирования умственных действий представляется следующим образом:1.Ознакомление с состоянием будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образами), которым оно в конечном счёте должно будет соответствовать – это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия. 2.Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями; освоение этого внешнего действия идёт по всем основным параметрам с определённым типом ориентировки в каждом. 3.Выполнение действия без непосред-ной опоры на внешние предметы,их заместители. Перенос действия из внешн плана в план громкой речи. 4.Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя». 5.Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальным умений и навыков. (Стенфорд-Бине (от 2 до 16 лет) – уровень развития речи, восприятие, память, способность к логическому мышлению, умственный возраст ребёнка;Тест Векслера (от 4 до 6 лет; от 7 до 16 лет) – владение словом, сходство между предметами, различие, запоминание, вычисление;ВИП- вербальный интеллект.показат – где используется речь. НИП – невербальный, ОИП- сумма ВИП и НИП)Связь мышления и речи. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («руч-ной») речью, мыслят на основе образов.
1.2.Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.

Память – одна из ψческих функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить инф-цию. (Рубинштейн - Мнемическая функция- элементарная способность к запечатлению и воспроизведению данных чуствительности Она включается в память но не ограничивается ею. В память включаются мышление, речь и все стороны чел-кой ψхики.) Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. типологии памяти: 1)По содержанию - образная память (на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.), моторная память (на движения, участвует в формирование трудовых и спортивных умений и навыков), эмоциональная (память на переживание); словесно-логическая (память на понятия, формулы, знаки(прочитана книга), мысли. Т.к. мысли не существуют без языка, то память на них и называется словесно-логической) 2)По сенсорной модальностизрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), осязательная, обонятельная вкусовая, болевая 3)Времени сохр Мгновенная(иконическая)(удержание точной, полной картины только что воспринятого органами чувств, без переработки полученной информации) кратковременная, (способ хранения инф-ции в течение короткого промежутка времени. Не полный, а обобщённый образ воспринятого, его существ-е элементы, эта память работает без предварительной сознат. установки на запоминание, с установкой на последующее воспроизведение материала Объём индивидуален, он определяет механическую память ее возможности замещение: при переполнении индивидуального ограниченного объёма КП новая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно забывается, не попадает в ДП. КП-фильтр отбирающий нужную инф-ю защита от 

перегрузки ^ Объем кратковременной памяти 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.).долговременная память (способна хранить информацию в течение неограниченного срока начинает функционировать не сразу после того как был воспринят и запомнен материал, а спустя время, необходимое для того, чтобы человек смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. (достигается путем повторения материала).Оперативная – рассчитанная на хранение инф-ции в течение определённого, заранее заданного срока, от неск. Сек. до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей вставшей перед человеком. После ее решения инф-я может исчезать из оперпамяти. Генетическая память – информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Она единственная, на которую мы не может оказать влияние через обучение и воспитание.4)По участию воли – произвольная (связана с широком волевым контролем запоминания) и непроизвольная; 5)По наличию средств - опосредованная (с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры) и неопосредованная; Индивид разл:С трудом запоминают, но неплохо воспроизводят и долго хранят в памяти запомненный материал – долговременная память; напротив быстро запоминают, но быстро забывают то, что когда – то запомнили - более развита кратковременная и оперативная память. Количественные характеристики памяти: объём, прочность, длительность, точность и объём запоминания – Качественные – это зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная и др.память или их сочетания. Запоминаниеэто процесс запечатления и последующего сохранения воспри

нятой информации. Лучше запоминается жизненно важное значение для человека.Воспроизведение процесс воссоздания образа предмета, воспринятого человеком ранее, но не воспринимаемого в данный момент, узнавание восприятие объекта, представление о котором сформи

ровалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний. Забывание невозможность восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Запоминается: важное, осмысленное, интересное.Реминисценция (лат. воспоминание) — элемент худож-ной системы, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному произведению искусства.Реминисценция — это неявная цитата, Различают историческую, композиционную, нарочитую и неудачную реминисценцию. Реминисценции могут присутствовать как в самом тексте, изображении или в музыке, так и в названии, подзаголовке или названиях глав рассматриваемого произведения. Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы 1)Эффект Зейгарника - в 2 раза чаще вспоминают незавершённые задания, чем завершённые к моменту прерывания. (неудовлетворенна квазипотребность). 2)Закон забывания Г.Эббингауза (его кривая) Забывание протекает во времени нерав

номерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия – уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации. В дальнейшем забывание идет медленнее – через шесть дней в памяти остается менее 20 % от об

щего числа первоначально выученного ^ 3)Закон Рибо, при прогрессирующей амнезии,(≈ у пожилых). Сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности. Происходит утрата памяти на чувства и привычки. Наконец, распадается инстинктивная память. В случаях восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке.

1.3.Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание. Индивидуальность – это неповторимая совокупность особенностей характера и Ψхического склада, отличающая одну личность от другой. индивидуальные свойства:1) половозрастные(возраст, половой диморфизманатомические различия между самцами и самками одного и того же биологич вида, не считая половых органов) 2)индивидуально типологические: (1.конституционные особ-ти (телосложение и 

биохимич-е свойства индивида)2.нейродинамич-е( к ним относится темперамент), 3.функциональная ассиметрия индивида) ТЕМПЕРАМЕНТ – индивидуальная, своеобразная природно обусловленная совокупность динамических проявлений Ψхики. От темперамента зависит характер протекания Ψкой деятельности: 1)скорость возникновения и устойчивость Ψхических процессов (≈ скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания) 2)Ψхический ритм и темп, 3)интенсивность Ψхических процессов(≈сила эмоций, активность воли),4)направленность Ψхической деят-ти на определенные объекты(≈ постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, новым впечатлениям или обращенность чел-ка к своим идеям и образам).Также динамика Ψской деят-ти зависит от мотивов и Ψго состояния. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими Ψхическими особенностями человека. История Т.: Слово "темперамент"( латин надлежащее соотношение частей)1) Гумор-е: Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные Ψлогические особенности человека. Темперамент →преобладание 1из 4х жидкостей в теле: крови (с греч- сангвис), лимфы (флегма),желчи( холе) и черной желчи(мелана холе). Отсюда названия типов темперамента сущ-е сейчас. Аристотель(2в) по составу крови(твердая: теплота, гнев; жидкая: холодность,страх) Римский врач Гален (2 в.) базируясь на представлениях Гиппократа ввел 1ю разверн классификацию темпермента (13 типов) Лесгафт(19в) в основу положил строение сердечн-сосудистой системы (ширина просвета, толщина стенок сосудов) Немец философ Кант (18в)характеризует темперамент только как Ψхические свойства.4 типа тенмпер-та разделены на 2 группы: сангвиник меланхолик(чувства) холер,флегм(действия) . 2) Конституц: Э. Кречмер в 1921 г. “Строение тела и характер”. ( люди с определенным типом сложения имеют опред-ые Ψхические особенности). 4 конституциональных типа: ЛЕПТОСОМАТИК; ПИКНИК; ДИСПЛАСТИК; АТЛЕТИК - С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Им выделены 3 типа: ЭНДОМОРФНЫЙ (слабое телосложение с большим кол-вом жир ткани) МЕЗОМОРФНЫЙ (стройной, хорошо сложен тело, сильный ,); ЭКТОМОРФНЫЙ (хрупкий, уплощенная грудн клетка, длинные конечности, слабые мускулы). По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов,: висицетрония ,соматония и церебротония Физиолог-ие основы Т.: Научное объяснение природы темперамента в учение основных свойств нервной системы Павлов. Основой индивид различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов- возбуждение и торможение. Установлены 3 свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила процессов (способность нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки сильные- работоспосбные, зато слабая НС более чувствительна к раздражителям))., 2) уравновешенность процессов (пропорциональное соотношение возбуждения и торможения), 3) подвижность (сменяемость)процессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от сочетания свойств НС. Различают 4е основных типа высшей нервной деятельности: сильную(неуравновешенные и уравновешенные(в свою очередь делятся на быстрые (живые) и медленные (спокойные);). и слабую нервные системы. (Слабость НС Павлов считал определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не делил далее)Типы высшей деятельности относятся к природным наследственным данным, это врожденное свойство НС. Советские Ψ психологи Б. М. Теплов и В. Д Небылицын продолжили исследования И. П.Павлова. Были открыты новые свойства, например динамичность нервных процессов - свойство, которое определяет скорость и легкость выработки положительных условно-рефлекторных связей (динамичность возбуждения) и скорость выработки отрицательных связей (динамичность торможения), лабильность нервных процессов - особое свойство, 

определяющее скорость нервных процессов возникновение возбудительного или тормозительного процесса. У Вундта (конец XIX в.)- это соотношение скорости и силы "душевных движений". ТИПЫ:Флегматик Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

1.4. Способности-индивидуально-Ψлогические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к ЗУНам человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Классификация способностей:1)природные (или естественные) способности, это восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии – эти способности непосредственно связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей 2)специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде а)общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и б)специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); в)теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; г)учебные, которые влияют на успешность педвоздействия, усвоение человеком ЗУНов, формирования качеств личности, и д)творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. е)способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности ГМ и НС, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Индивидуально-Ψлогические различия –особенности Ψхических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности НС,мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. (их изучает дифференциальная Ψгия). Уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися 

образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.(репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот).  По уровню развития выделяют: Одарённость – совокупность общих и специальных способностей, которая обуславливает особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяет его из других. Талант – высокий уровень развития специальных способностей. Гениальность – высший уровень развития способностей человека, делающий его незаурядной и выдающейся личностью во многих областях. Структура способностей. Способности к определённому виду деятельности имеют сложную структуру, представляющую собой совокупность особенностей Ψки. (Компоненты литературн. способностей: высокий уровень эстетич-го чувства, потребность к самовыражению, оригинальный, совершенный язык, склонность к фантазир-ю, высокий уровень развития образной памяти.) Успешность выполнения той или иной деятельности зависит от сочетания способностей. При отсутствии задатков к развитию каких – либо способностей их дефицит, можно восполнить за счёт развития других способностей, либо через приобретение навыков,или за счёт формирования индивид-го стиля деятельности. Такого рода «замещение» представляет собой компенсаторные возможности психики. Развитие способностей. Задатки, прежде чем стать способностями, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры ГМ, связей между ними и органами движения, особенно рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст – время ускоренного развития специальных способностей. Необх. условия их становления в этот период: игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне ближ-го развития» (.Выготский). Также становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, и определяется качеством обучения и воспитания. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Интеллект- общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение,восприятие, память, представление, мышление, воображение. Теории интеллекта, В области исследования интеллекта сегодня выделяются две конкурирующие гипотезы – К. Спирмена и Л. Терстоуна. По К. Спирмену интеллект представляет собой «…некоторую (единую, авт.) характеристику (черту, свойство), которая представлена на всех уровнях его функционирования». По Л. Терстоуну «нет общего начала интеллектуальной деятельности, а есть лишь множество независимых интеллектуальных способностей». факторные и системные. Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:1)счетная способность (оперирует числами, арифм действ)2)вербальная гибкость(легкость изъяснения)3)вербальное восприятие(понимание устн, письм речи)4)пространств ориетация 5)память 6)способность рассуждать 7) быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображ-ми Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским). Факторно-аналитическая теория Кэттела (1967),2 вида интеллекта: текучий который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и кристаллизованный , в котором отражен прошлый опыт. У каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный 

интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. Стернберг изучал то, как различные компоненты интеллекта комбинируются и работают совместно. Каждый из этих двух подходов имеет свою ограниченность. Постоянной дискуссионной проблемой исследования интеллекта является вопрос о том, в какой степени интеллект наследуется биологическим образом или приобретается в результате жизненного опыта и социализации. Изучение природы интеллекта находит важное применение в образовательном процессе. Одними из наиболее значимых являются теории когнитивного развития (исследователи интеллекта сосредоточились на когнитивных способностях, проявляющихся в области обучения – н-р: вербальное, логическое, пространственное, математическое мышление), подчеркивающие важность взаимодействия между врождённым потенциальным «началом» и приобретённым опытом. Примером такого подхода являются работы Пиаже (1932) и Брунера (1968), каждый из которых выделил различные стадии умственного развития и научения.Творческие способности.Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Креативность - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Гилфорд: после появления его кубообразной модели структуры интеллекта, когда он выделил: 1) конвергентное мышление, которое идет по определенному руслу и находит одно решение и 2) дивергентное мышление (или творческое мышление), которое допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам. У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд—Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. Подходы к проблеме творческих способностей: 1) Как таковой креативности нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. ( А. Маслоу, О.Б.Богоявленская); 1) Креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта ( Д.Гилфорд, Я.А.Пономорев); 3) Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей. ( Д.Векслер, Г.Айзенг). (тест. креативности Е.Торренс)Стадии развития интел-та по ПИАЖЕ Сенсо-моторный интеллект (0—2 года)→ постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. Пока возможны лишь непосредственные манипуляции с вещами,(не во внутреннем плане).Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет) Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)→ совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Эта стадия характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; остановка внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.Подпериод конкретных операций (7—11 лет)→ действия с представлениями начинают объединяться, друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с 

высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.Формальные операции (11—15 лет)→Основная способность, появляющаяся в это время способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Приобретается способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения между ними. Также способность систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

1.5.Эмоции: классификация и функции. 1.5.Эмоция – переживание связанное с удовлетворением или неудовл. потребности. Чувства – высшие культурно обусловленные переживания, отражение отношения чел-ка к себе, окр миру.Функции эмоций и чувств: 1. Функция Оценки –позволяет выразить значимость предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей 2. Побудительная- побуждает к деят-ти в зависимости от знака эмоции(стимулирует /прекращает)3.Активации- активирует НС и организм.4.Синтетическая-объединяет предметы и ситуацию в единое пространство. 5.Экспрессивная- мимика, интонации 6. Приспособительная –эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Классификация А.Н. Р. Плутчек рассматривает 8 базисных эмоций: одобрение, гнев, ожидание, отвращение, радость, страх, печаль, удивление. Леонтьев(по наличию/отсутствию средств управления): аффекты, эмоции и чувства. Рубинштейн. 1)Чувства (эмоции) 2)Аффект (бурная кратковременная реакция выражается в двигат. активности, связано с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сужение сознания, ослабление самоконтроля(частичная утрата памяти). 3)Страсть(сильное, стойкое, доминирующее эмоц.переживание, выражается в сосредоточении на объекте страсти.) 4)Настроение общее беспредметное эмоциональное состояние, бессознательная эмоц «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, Проявляется в форме беспокойства, неуверенности в себе и беспричинного страха виды тревожности: устойчивая тревожность в какой-либо сфере — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную – и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Фрустра́ция— Ψхическое состояние, возникающее при неосуществлении какой-либо значимой для человека потребности. Реакцией на фрустрацию могут быть «замещающие» действия: «уход» от реальной ситуации в область фантазий, грёз; агрессивность, раздражительность, гнев; общий «регресс» поведения, переход к более лёгким и примитивным способам действия, постоянная смена занятий и др.Стресс(давление, напряжение)Эмоц состаяние возникает в ответ на экстрем ситуации Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:1реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)2.стадия сопротивляемости 3.стадия истощения последствия посттравматичсресса1. Навязчивые воспоминания. (чаще всего это выражается в ночных кошмарах или грезах наяву).2. Эмоциональный барьер. (замыкаются в себе). 3. Безысходность. 4. Крайняя возбудимость. (бессонница, раздражительность, перепады настр-я)К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональ

ная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реак

ций и их внешняя выраженность - экспрессивность. эмоциональные качества образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональ

ные,сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

ТЕОРИИ Ч.Дарвин → На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов. Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в Ψлогии широкую известность (периферическая теория эмоций)У.Джеймс и К.Ланге. Джеймс считал, что определённее физические состояния характерны для разных эмоций – любопытства, восторга, страха, гнева и волнения, Телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоции. Именно органические изменения по этой теории является первопричинами эмоции. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональные переживания. Сначала под действиями внешних стимулов происходят характерные для эмоции возникновения в организме и только затем- как их следствие – возникает сама эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим". Восприятие эмоциональных стимуловНервно-мышечная реакция организмапереработка в ЦНС импульсов, поступающих от органоввозникновение субъективного переживания стимула в виде эмоции. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У.Кеннон. Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса-Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Положение Кеннона были развиты П.Бордом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими как гнев, страх. (Немов стр. 436) .Теория С.Шехтера: согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. П.В. Симонов: сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации. С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить 3 сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.стресс- состояние черезмерно сильного и длительного Ψлогического напряжения, которое возникает у человека когда его НС получает эмоцперегруз. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.Виды эмоций и чувств: По продолжительности: кратковременные и длительные.По интенсивности: интенсивные, бурно протекающие и слабо проявляющиеся.По действию на организм: стенические – поднимающие активность, энергичность и деятельность человека, и астенические – снижают жизнедеятельность людей, ослабляет их энергию. Эмоциональные переживания характеризуются ещё одной противоположностью – напряжением или успокоением. Напряжение связано с кретическими и наиболее ответственными моментами деятельности человека. По субъективным переживаниям: положительные и отрицательные. Так радость- положительное эмоциональное переживание, гнев- отрицательное, а удивление, как эмоциональная реакция на неожиданно возникшие обстоятельства, не имеет чёткого выраженного знака.По форме протекания выделяют: настроение, аффекты, страсти. Особая группа эмоцпереживаний → высшие чувства:Нравственные чувства – это разные формы переживания ценности или недопустимости тех или иных действий, 

мыслей, намерений человека и с точки зрения моральных норм, выражающих общественные требования к поведения человека.Интеллектуальные – чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, связанные с удовлетворением любознательности, с поисками истины.Эстетические чувства – представляют собой эмоциональные отношения человека к прекрасному. В наиболее типичной и яркой форме они проявляются при восприятии произведений искусств.Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Дистресс – отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения. Агрессия – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением нанести вред, неприятности.


1.6.Ощущение – простейший Ψхический процесс отражения отдельного качества предмета при непосредственном воздействии раздражителей на анализатор. ( главный источник поступления информации,) Ощущение. Виды: Интероцепт. сигнализируют о состоянии внутренних про

цессов организма, (рецепторов, находятся на стенках же

лудка и кишечника, сердца др внутр органов). Проприоцепт. передают сигналы о положении тела в простран

стве играют решающую роль в регуляции движений. (ощущение равно

весия, двигательное или кинестетическое, ощущение). Периферические рецепторы находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). А рецепторы ощущения равновесия в полукружных каналах внутреннего уха. Экстероцептивные-доводят до человека информацию из внешнего мира(основная группа ощущений, связывающей человека с внешней средой)делятся на Контактные вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств.≈ вкус и осязание. Дистантные отражают качества объектов, находящихся на расстоянии от органов чувств. ≈ слух и зрение.Свойства Качество — основная информация ощущения отличающая его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.≈ вкусовые ощущения сладкий или кислый, горький или соленый. Модальность — одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет — в зрении, тон и тембр — в слухе, характер запаха — в обонянии и т. п.) Интенсивность количественная характеристика Длительность временная характеристика Сенсибилизация -повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и тренировки Адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.(мало света, перчатка, запах), а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается. Синестезия когда какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.≈ цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода называется Абсолютный порог ощущения→минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, Верхний порог чувствительности - максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.(болевой порог) Восприятие — Ψхический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств. Результат восприятия – психический образ объекта Свойства восприятия Предметность –восприятие объектов и явлений не разрозненными ощущениями, а в форме отдельных предметов. соотнесенность образа с предметом. Целостность. Если ощущения, отражают отдельные свойства предмета, то восприятие дает целостный образ предмета. Структурность ( противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления,Константность. относительное постоянство отражения 

некоторых свойств предметов при изме

нении физических условий их восприятия. ≈ движущийся вдали грузовой автомо

биль будет восприниматься как большой объект. осмысленность. сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде

ленной группе, классу, связать его с определенным словом. избирательность. в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкрет

ную группу предметов, в то время как остальные объекты являют

ся фоном восприятия Иллю́зия- искаженное восприятие реально существующего объекта или явления. Апперцепция — 1но из фундамент-ных свойств Ψхики выражается в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания Ψхической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личностиЗакон Бугера – Вебера — 1дин из осн. законов Ψфизики, , согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю.
2.1. Педагогика одна из древнейших наук, неотделима от общества. Греч слово пейдагогос (пейда — ребенок, гогос — вести) обозначает «детоводитель раб, присматривающ за детьми аристок

ратов, сопровожд в школу». Педагогика — это наука о закономерностях, принципах, содержании, методах, форме образования, воспитания, обучения.Объект -образование. Предмет педагогики — педагогический процесс- Воспитание - целенаправ

ленное воздействие воспит-ля на воспитанника с целью формирования у последнего опред качеств лич-ти. Обуче́ние — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. Образование- процесс и ре

зультат усвоения человеком опыта поколений в виде системы ЗУНов, определенного уровня познавательных способностей и мировоззрения. Развитие — это объективный процесс внутреннего последо

вательного количественного и качественного изменения человека: (идет под влиянием вне

шних и внутренних, соц-ных и природных, факторов). В процессе воспитания человека идет его развитие. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта пред

шествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Педагогич-я деятельность особый вид проф. деят-ти, направленный на реализацию целей образования. (виды пед. деят-ти обуч-е, воспитание).Педагогический процесс - процесс взаимодействия уч-ля и уч-ка обеспечивающий развитие и саморазвитие ученика. Личность- социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.( человек - биологическая сущность, личность - социальная сущность, индивидуальность - неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности).Формирование личности - процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.Задачи. 1)определение закономерностей воспитания и обучения. 2)изучение и обобщение пед опыта. 3) разработка новых методов, средств, форм, систем обучения. 4)внедрение результатов исследований в практику. Функции: 1) объяснительная (как должен строится пед процесс, его закономерности) 2) показывать педагогической практике оптимальные пути и методы достижения поставленных целей;3) вооружить педагогов-практиков профессиональными сведениями;4) сформировать навыки проектирования, реализовывать и оценивать учебно-воспитательный процесс. Систему педнаук 1.История пед-ки,(изучает развитие пед. идей и воспитания в различные историч-е эпохи) 2.Общая педаг-ка,(основные закономерности воспитания) 3.Сравнительная пед-ка (закономерности функционирования и развития образоват-ных и воспитат-ных систем в различных странах находя и сопоставляя сходства и отличия) 4.Возрастная п-ка,(особенности воспит-я человека на различных возрастных этапах).5.Специальная п-ка(дефектология), (воспитание и образование детей и взрослых с отклонениями в физич-ком и умствен. развитии.: сурдопедагогика( глухие), тифлопедагогика слепых и слабовидящих , олигофрено 

педагогика- УО, логопедия. 6.Профессиональная педагогика (проф образование)военная, инженерная, производственная, медицинская и др.8.Соц. педагогика (область внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.) 9.Исправительно-трудовая педагогика(для лиц, находящихся в заключении за преступления) Связь с др науками: Пед-ка→Ψхология:(Воспит-е, образ-е, обуч-е это целенаправленное развитие Ψхики (мышления, деят-

ти) Ψлогия изучает законы развития Ψхики. Пед-ка пользуется методами Ψхологии (тесты, анке

ты и др.) Между пед-кой и Ψхологией: педагогич-я и возрастная Ψлогия, Ψ

гия профес-ной пед. деятельности, Ψгия уп

равления пед. системами). Педагогикафизиология. (Законы созревания и развития, законы функционир-я высш. нервн деят-ти) Социология (проблемы социализации личности и др).философское знание.(база для осмысления целей воспитания и обра

зования в современный период развития педагогического знания)

  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (826.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации