Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Аналитический вестник Совета Федерации РФ №8 (394), июль 2010. Социальный контракт - файл 1.doc


Аналитический вестник Совета Федерации РФ №8 (394), июль 2010. Социальный контракт
скачать (1366 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1366kb.03.12.2011 13:09скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Аналитический вестник № 8 (394)




Настоящий аналитический вестник посвящён новой для России и пока ещё мало изученной форме государственной адресной социальной помощи населению – социальному контракту.

Социальный контракт адресован бедным семьям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не способным самостоятельно решать свои проблемы, в большинстве случаев не нашедшим своего места в экономической жизни общества, часто не нацеленным на самообеспечение и ждущим от государства лишь материальной поддержки.

Он предполагает заключение договора между семьями или одинокими гражданами с одной стороны и социальными службами - с другой. Цель договора - социальная реабилитация и адаптация клиентов путем предоставления конкретных мер поддержки: медицинских и образовательных услуг, психологической и наркологической помощи, трудоустройства, помощи по ремонту жилья, приобретению бытовой техники, мебели, оплате обучения, лечения, разовой материальной помощи и других.

Представленные в вестнике материалы содержат анализ существующих в России адресных программ поддержки бедного населения в субъектах Российской Федерации, опыта зарубежных стран по применению системы социального контракта. Даётся оценка потенциала участия бедного населения субъектов Федерации в программах социального контракта и возможностей региональных рынков труда для эффективной работы системы социальных контрактов. Особый практический интерес представляют методические рекомендации по переходу к оказанию адресной социальной помощи бедным в регионах России посредством социального контракта.

СОДЕРЖАНИЕ
Л.Н. Пономарева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению

^ О нормативно-правовом обеспечении внедрения в деятельность органов социальной защиты населения Российской Федерации системы социального контракта 3

Л.М. Прокофьева, ведущий сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, кандидат экономических наук

^ Социальный контракт – новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации 6

Существующие адресные программы поддержки бедного населения в регионах Российской Федерации 6

Опыт использования системы социального контракта при оказании адресной помощи в регионах России 20

Опыт зарубежных стран по применению системы социальной адаптации бедного населения 39

Потенциал участия бедного населения России в программах повышения экономической активности при введении системы социального контракта 48

Оценка возможностей рынка труда России, его отдельных сегментов для эффективной работы системы социальных контрактов 53

Методические рекомендации по переходу к новой системе оказания адресной социальной помощи бедным в регионах Российской Федерации 67

Основные выводы и предложения 74
^ О нормативно-правовом обеспечении внедрения
в деятельность органов социальной защиты населения
Российской Федерации системы социального контракта


Л.Н. Пономарева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению
Предлагаемый в настоящем Аналитическом вестнике материал обобщает опыт субъектов Российской Федерации и ряда зарубежных стран в использовании системы социального контракта при оказании государственной адресной социальной помощи населению.

К пониманию необходимости и возможности использования социального контракта как инструмента оказания государственной социальной помощи уязвимым группам населения российская система социальной защиты населения пришла не сразу.

Проведенные в стране с начала 90-х годов социально-экономические реформы, в результате которых был осуществлен переход к рыночным отношениям, сопровождались колоссальным ростом численности социально уязвимых групп населения, не имеющих возможности самостоятельно обеспечить себе приемлемый уровень жизни. Это привело к необходимости введения дополнительных мер в оказании государственной социальной помощи и расширения контингента лиц, имеющих право на её получение.

Принципиальные изменения в предоставление государственной социальной помощи населению внёс Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который установил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, «которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума» (ст. 7).

Согласно указанному Закону, основной целью оказания государственной социальной помощи является «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан», среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, на основе принципов адресности предоставления социальной поддержки нуждающимся гражданам. Достижение этой цели, как предполагалось, должно было снизить уровень социально-экономического неравенства, повысить доходы населения и эффективность использования бюджетных средств.

Основываясь на федеральном Законе, субъекты Российской Федерации принимали региональные нормативные правовые акты (или вносили изменения в действующие) о предоставлении государственной социальной помощи населению за счёт средств бюджета субъекта Федерации. В них, в частности, устанавливался круг лиц, имеющих право на получение государственной помощи, условия предоставления, формы и размеры социальной помощи исходя из финансовых возможностей субъекта Федерации.

Следует отметить, что ещё до принятия федерального Закона оказание социальной помощи малообеспеченным слоям и группам населения входило в компетенцию региональных органов власти и финансировалось за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому большинство регионов вырабатывало собственные подходы к оказанию социальной помощи населению, а некоторые из них даже разрабатывали методики оценки нуждаемости граждан в социальной помощи.

Существующие программы оказания адресной социальной помощи направлены на поддержание нуждающихся семей в основном путем адресных выплат в виде пособий. Эта важная компонента социальной политики, но не достаточная с точки зрения помощи семье в поиске выхода из трудной жизненной ситуации, в активизации адаптивных способностей взрослых членов семьи. Это усиливает необходимость повышения эффективности региональных программ адресной социальной помощи населению путем перехода на качественно иные принципы ее предоставления, предполагающие активное участие семьи в решении своих проблем.

В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (Распоряжение Правительства РФ № 1663-р
от 17.11.2008 г.) поставлена задача повышения эффективности выплат социальных пособий путем внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным (раздел 6 «Создание условий для стабильного роста доходов населения»). Согласно Плану подготовки нормативно-правовых актов по реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства (Распоряжение Правительства РФ № 1996-р от 25.12.2008 г.) в 2010 году в Государственную Думу должны быть внесены соответствующие предложения: Минздравсоцразвития РФ и исполнительные власти субъектов РФ должны подготовить нормативный правовой акт «Внедрение системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным».

Экономический кризис не снизил актуальность перехода к новой системе оказания адресной помощи.

Наоборот, в «Основных направлениях антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год» (30 декабря 2009 г.) поставлена задача внедрения системы социальных контрактов, что потребует «разработки соответствующей нормативной правовой базы, перестройки деятельности органов социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях» (п. 2.1).

Представляется, что адресная социальная поддержка населения должна базироваться на двух основных принципах:

как можно более точного определения реальной нуждаемости семей и одиноко проживающих граждан, для чего необходима как можно более точная оценка их материальной обеспеченности, а также контроль со стороны органов социальной защиты за ее изменением;

размер и условия предоставления адресной социальной помощи не должны провоцировать иждивенческие настроения, особенно в семьях, где есть трудоспособные члены семьи.

Причём, российский и мировой опыт накопил уже достаточно богатый практический и методический материал по ведению контроля за изменением ситуации в семье с целью не допустить получения помощи лицами, не имеющими на это право.

Опыт работы по социальной адаптации бедного населения в форме системы социального контракта существует уже в некоторых регионах России, где организация взаимодействия с семьей для ее привлечения к активной деятельности по самообеспечению вводилась в последние 10 лет.

Во многих случаях примером послужил опыт зарубежных стран, где подобные системы функционируют уже несколько десятилетий. Основная задача всех подобных программ заключается в социальной адаптации семей, организации помощи им на качественно ином уровне: не только материально поддержать в трудный период жизни, но и помочь найти свое место в обществе и в трудовой сфере.

Это новое направление социальной политики требует значительной функциональной и структурной перестройки деятельности службы социальной защиты на региональном и муниципальном уровнях, усиления практики координации работы различных социальных ведомств при предоставлении адресной поддержки малоимущим. Работа региональных служб социальной защиты показывает, что расширение использования системы социального контракта, введение подобной системы во всех регионах России, требует дополнительной методической и организационной проработки.

Для понимания масштабов необходимых изменений важно учитывать существующие различия в подходах к оказанию адресной социальной помощи в субъектах Российской Федерации. Именно этим вопросам посвящена настоящая работа.

Настоящий аналитический вестник будет полезен руководителям и специалистам органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также социальным работникам, занимающимся вопросами организации и предоставления адресной социальной помощи населению.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (1366 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации