Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Устройство альпийской горки - файл 1.doc


Курсовая работа - Устройство альпийской горки
скачать (208.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc209kb.03.12.2011 13:54скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Введение

Озеленение населенных мест является частью общей проблемы окружающей среды и связано с решением целого ряда планировочных, строительно-эксплуатационных, агротехнических вопросов по созданию различных объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения на отдыхе, духовной, культурно-просветительной и хозяйственно-бытовой деятельности. В его задачи входит также рациональное размещение насаждений на открытых, свободных от застройки территориях в тесной увязке с элементами ландшафта, зданиями, сооружениями для создания благоприятных санитарных и гигиенических условий, повышения уровня комфортности пребывания человека в городской среде, ее общего эстетического обогащения.

Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, биологии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др. оно охватывает необычайно широкий круг проблем.

Ландшафтная архитектура – архитектура открытых пространств. Она является ограниченной и неотъемлемой составной частью ландшафтного проектирования и без знания истории ее развития, принципов и приемов формирования пейзажа, чрезвычайно трудно решить многие проблемы, на первый взгляд, не имеющие к ландшафтной архитектуре прямого отношения. К примеру, вопросы рекультивации земель и организации отдыха горожан. Территории, предназначенные для разнообразных видов отдыха, все реже проектируются на участках с ценными ландшафтными качествами, напротив, они все чаще занимают участки, ландшафты которых формируются искусственным путем на месте строительных карьеров, отвалов, в оврагах, на территориях бывших свалок и так далее.

К третьему тысячелетию общество встретилось не только с нарушениями экологического своеобразия природной среды, но и с серьезными медицинскими проблемами, такими как депрессии, хроническое переутомление, нервные перегрузки и стрессы, с которыми не в состоянии справиться только лекарственными средствами. И чем сильнее происходит отдаление человека от исходных природных ландшафтов, тем сильнее он стремится восполнить образовавшийся эмоциональный «вакуум» за счет нового взгляда на ландшафтную архитектуру и проектирование культурных ландшафтов.

Целью дипломной работы является создание альпийской горки в условиях г. Омска.

Основными задачами является 1) проектирование, 2) создание, 3) подбор растений для альпийской горки, 4) уход за альпийской горкой.

Методы исследования: обзор литературы, разработка и осуществление проекта.

Для создания альпийской горки мы использовали растения золотарник канадский (Solidago canadensis L.), ирис (Iris L. Сорт Фрайер Фогель), календула лекарственная (Calendula officinalis L.), луки Шнитт (Allium), душистый (A. odorum), люпин гибридный (Lupinus hybridus hort.), петуния садовая (Petunia hybrida Vilm. Petun), портулак махровый (Portulaca grandiflora Hook), сныть обыкновенная «пестролистная» (Aegopodium podagraria Variegata), шиповник белый (Rosa alba L.).

Работа выполнена на кафедре ботаники, цитологии и генетики в 2006-2007 году. Альпийская горка построена у городской поликлиники № 13.

^ Глава I. Введение в ландшафтный дизайн на примере альпийской горки

I.1 Историческое развитие ландшафтного дизайна

Совершенно особое место в истории ландшафтной дизайна занимает садово-парковое искусство Дальнего Востока, длительное время существовавшее изолированно. На развитие китайского садово-паркового искусства оказали очень сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие совершенно особое мировоззрение общества. Другими факторами, естественно, являлись национальные традиции и физико-географические условия территории. Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела ярко выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию.

Учение двух выдающихся мыслителей – Конфуция (VI–V вв. до н.э.) и Лао-Цзы (VII–VI вв. до н.э.) оказали глубокое влияние на развитие китайской культуры в целом, и в частности, на формирование культурных ландшафтов, поскольку проповедовали любовь к природе и покою. Буддизм, пришедший в 64 г. н.э. в Китай из Индии, также оказал значительное влияние на общественную жизнь, политическую обстановку, архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое искусство. Таким образом, по своему происхождению храмовые сады Китая имеют и индийские корни. [18]

Главное в искусстве создания китайского сада – это умение в «меньшем увидеть большее», причем не просто увидеть, но и сказать об этом. «Одна горка камней способна вызвать несчетные отклики; камень размером с кулак рождает многие чувства», - пишет Цзи Чэн. «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», - отмечает Ли Юй.

Открытость миру предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад предполагает и воспитывает необыкновенно обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. «Внутри сада есть еще сад», - гласила древняя китайская поговорка. [18]

Особый интерес представляет такая любопытная черта средневекового ландшафтного проектирования Китая, как своеобразная канонизазия наиболее выразительных ландшафтов. К их числу относится, например, удивительный по своей экзотической красоте горный пейзаж на реке Лиянг у города Гуйлина, носящий название «Самое красивое место». Традиционное отношение к таким природным феноменам, возникшее не только в Китае, но и в других странах юго-Восточной Азии еще во времена средневековья, некоторым образом напоминает современную идею особо охраняемых территорий.

По традиции камень считался материалом, сочетающим в себе природные и антропогенные качества, поскольку он создан природой, но поддается обработке человеком. Поэтому камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения. Традиционные представления о том, что «чистейшая семенная энергия Неба и Земли, сгущаясь, превращается в камни и, выходя из земли, принимает диковинный облик…» (Малявин, 1997), привело к тому, что внести камни в сад и, что особенно важно, правильно расположить их было равнозначно введению пространства сада в космический круговорот энергии. Более того, только через них сад мог стать тем, чем он должен был быть: миром в миниатюре. [22]

В композиции китайского сада использовались искусственные горки из камней без применения растительности. В Китае их создание называли «особой наукой», которой занимались целые артели мастеров. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры, поэтому не все ценители садово-паркового искусства относились к их проектированию однозначно. Вот что писал Мо Шилун по этому поводу в XVII в.: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа». [18]

Цветы, как и все прочие предметы для созерцания в Китае, не мыслились вне подобающего им окружения. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, для белого пиона – мак и алтей, сливу полагалось сопровождать камелии и магнолии, лотос – туберозе, хризантему – бегонии. И естественно, созерцание благородных цветов должно воспитывать в человеке столь же благородные чувства. [18]

Роль ландшафтных компонентов в проектировании японского пейзажного сада является создание миниатюрной модели гористой местности с водным каскадом, небольшим озером, имеющим островок, с мостиками, оригинально размещенными камнями и декоративными каменными фонарями. Освоение пространства происходит в гармонии трех стихий – камня, воды и растительности. Камни, растения, вода являются главными составляющими, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку. Более того, распределение всех элементов сада (водопадов, камней, растений, мостиков и др.) подчиняется определенным пространственным законам. Так, в частности, линии, соединяющие два элемента, не должны быть параллельными; два элемента не должны быть одного размера, и т.д. [7]

Камни задают структуру японского сада. Искусство их расположения является одним из главных в создании ландшафта, поскольку японцы считают, что высшим творением природы является не человек, а камень. Они тщательно отбираются не только по форме и цвету, но даже должны «подходить друг другу по характеру», поэтому строительство любого сада начинается с поиска соответствующих камней. Правила их местонахождения в саду соответствуют духу дзэнской эстетики, в основе которой лежат аскетизм, символизм и ассиметрия. Единичные камни располагают редко, чаще составляются композиции из трех-пяти штук. [22]

Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать пластические возможности каждого камня и сгруппировать их наиболее выразительно. Он должен найти точное соотношение камней и таким образом организовать пространство сада. Форма главного камня и главной группы определяет и высоту холмов, и величину водоема, и его очертания, и распределение растений в саду. [20]

Теория ландшафтного проектирования в Японии уже к XV в. включала в себя учение о контрастах, учение о 12 типах пейзажей, типологию камней (поскольку камни являлись основой каждой композиции, то теория выделяла 138 их главных типов) и так далее. Поскольку Японские острова не подвергались воздействию оледенения, гладко окатанные ледником валуны увидеть невозможно ни в природных условиях, ни в культурных ландшафтах. Наибольшую популярность среди горных пород имеют андезит, гранит, базальт, различные сланцы. Используются камни самого разного внешнего облика – крупные глыбы, образовавшиеся в результате выветривания горных пород, обломки морских скал, отшлифованная морская и речная галька, гравий. [18]

Большое внимание уделяется подбору растений для сада. В садах сравнительно мало цветов (а в некоторых - совсем их нет), преобладают вечнозеленые деревья и кустарники. При выборе их учитываются изменение окраски листвы осенью, форма ветвей зимой, когда листья опадают, и т. п. Сад должен сохранять красоту и доставлять удовольствие круглый год. Самое любимое растение - сосна, символизирующая долголетие. Из цветущих деревьев предпочтение оказывается сливе, а из кустарников - камелии, азалии и хаги. Дерево красивой формы может стать основой всей композиции сада. При высаживании растений тщательно рассчитывается их соотношение с камнями, с водоемом. У самого дома иногда высаживают растения с широкими листьями, например банан, чтобы «слушать музыку капель» во время дождя.

Если в Китае сады проектировали путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы, то японское садово-парковое искусство основано на воспроизведении ландшафтов в заранее обусловленном масштабе и с определенной степенью условности. Этому способствовали особенности мировоззрения, общественного уклада, а также и своеобразие природных условий. Несмотря на свое искусственное происхождение, сад должен создавать впечатление естественного продолжения окружающей природы. Главное в нем – это тишина и покой, поэтому основными чувствами здесь становятся погружение в природу и растворение в ней. Наиболее точно сущность красоты японского сада можно отразить двумя основными идеями – миниатюризацией и символизмом, а также его основными качествами – природной достоверностью. Он предназначен для созерцания природы и размышления о ней, и мысль автора здесь заложена как некий иероглиф, который нужно уметь прочитать. [18]

В начале XVIII в., в эпоху упадка абсолютизма. Эмоциональный климат эпохи был создан Жан-Жаком Руссо. Его призыв «Назад, к природе!» определил духовную атмосферу эпохи Просвещения, идеализируя природу и патриархальную жизнь общества. Тяга к знаниям привела к увеличению путешествиями, из которых очень своевременно были привезены сведения об экзотических пейзажах средиземноморских и восточных стран. Но наиболее сильное впечатление на европейцев произвели сады и парки Китая и Японии, отличавшиеся выраженным ландшафтным характером и строившиеся по совершенно иному принципу – как серия сменяющих друг друга видов. Здесь все было по-другому. В парках барокко не было места грусти, они каждым своим уголком призывали к веселью. В противоположность им, китайские сады были призваны пробуждать в человеке при смене пейзажей соответствующую смену чувств: радость, меланхолию, воспоминания и другие. Более того, совпадение в настроении, в движениях человеческой души и природы – вот что являлось здесь главным. Планировка парков исключала прямые линии и симметрию, все дороги трассировались по плавно изгибающимся кривым. Необычным был и центр композиции – как правило, озеро с сильно изрезанной береговой линией, образовывающей череду неожиданно возникающих пейзажей [20]

В начале XVIII в. становится модным восхищаться не только памятниками истории, созданными разумом и руками человека, но и естественными красотами окружающей природы – горными обрывами, величественными водопадами, склоненными ивами над озерной гладью и другими. Внимание к чувствам повлекло за собой появление в европейских парках так называемых «пейзажей настроения». На смену величественным террасам с балюстрадами и лестницами, торжественным геометрическим боскетам с фонтанами приходят естественные формы ландшафтных компонентов: рельеф местности (холмы и долины, скалы и ущелья, группы камней), вода (ручьи, озера, реки, пруды, источники), растительность (свободно растущие группы деревьев и кустарников, поляны и густые массивы, отдельно стоящие деревья).

В Европе первые каменные сады (рокарии) появились в конце XVIII века. Произошло это случайно, поскольку для горных растений, которые не могут прижиться на обыкновенной почве, пришлось создавать горки, каменистые гряды, стенки сухой кладки. Благодаря этому создавались условия, наиболее похожие на те, в которых эти растения жили раньше. Первое достоверное упоминание о коллекции горных растений относится к рокарию в Челси, созданному физиком Гарденом в 1772 году. Только в XIX веке альпинариями всерьез заинтересовались не только любители, но и ученые. Но широкое распространение каменистые сады получили в Европе в конце XIX века. Во многих ботанических садах мира стали появляться собственные, довольно большие коллекции альпийских растений. В частности, в 1891 году был построен альпинарий в Эдинбурге, в 1967 - под Лондоном. Есть альпийские горки в Московском и Киевском ботанических садах. В поисках новых высокогорных растений стали снаряжаться исследовательские экспедиции, появились первые издания об альпинариях. [35]

В самом начале каменистые сады создавались исключительно в целях разведения и изучения альпийских растений, но с XX века рокарии вошли в моду и стали неотъемлемой частью садов ландшафтной планировки. Естественно, что и требования к внешнему виду этих цветников стали более серьезными. Так сформировались основные типы каменистых садов. В классическом виде они нигде не существуют, но их вариации - основа для развития нового интересного стиля в садоводстве.
^ I.2 Понятие альпийской горки. Классификация.

На сегодняшний день существует много определений альпийской горки. И авторы называют ее по-разному: одни именуют рокарием, другие альпинарием, садом камней и др. Некоторые авторы объединяют эти понятия в одно, другие классифицируют, разделяя по категориям, все деления довольно условны. Определения между собой похожи, но есть и различия. Формулировки тесно переплетаются.

Титова Н.П. (1991) называет рокарий – скальным садом, «садом камней», декоративной «горкой», давая довольно широкое определение: «…представляют собой композиции из растений с камнями, своего рода искусственно созданный миниатюрный фрагмент горного ландшафта».[25]

Гузенко Т.Г., Ганжа М.Т. (1985) и другие дают схожее определение, при этом объединяют такие понятия как каменистый сад и альпинарий, говоря о том, что они «являются своеобразным элементом цветочного оформления, в композицию которого наряду с растениями входят камни твердых пород (гранит, песчаник, известняк)». [9]

Никитинский Ю.И. и Тавлинова Г.К. (1985) утверждают, что альпинарий является лишь «выразительной композицией отдельной части каменистого сада». Они уже дают более узкое определение, хотя это только в смысле выбора растений: «каменистый сад (рокк гарден) по своему устройству приближаются к естественным природным скалистым объектам. Их выполняют преимущественно из многолетних растений и невысоких кустарников, применяют в ландшафтных композициях, на участках с выраженным рельефом». [19]

Другие авторы выделяют иную классификацию, давая при этом более узкие формулировки понятий:

- альпийская горка - это возвышенность с включенными в нее камнями (различными по фактуре, форме, цвету) и растениями (в основном используются почвопокровные растения, свойственные для горной местности, хвойные виды карликовой формы, не превышающие высоту 50 – 80см).
- альпинарий - это искусственно созданная каменистая горка, которая вписана в природный ландшафт, где для растений создаются особые экологические условия, отличные от прочих уголков сада. [36]

Нехуженко Н.А. (2004) стилистически делит рокарий на три категории: « ландшафтные – моделирующие вид какого-либо горного или иного природного образования и соответствующего ему растительного сообщества; художественные (фантазийные) – создающие выдуманный или идеализированный образ горной местности; коллекционные – построенные исключительно для выращивания растений». [18] Нехуженко, давая определение рокарию, называет его «каменистым участком», понятия альпийской горки и альпинария она объединяет и формулирует их как «каменистый сад фантазийного стиля,…, его назначение – показ флоры альпийских высокогорий». И пишет о том, что современной интерпретацией альпинария является «каменистая горка».

Изначально под термином альпийская горка понимали собрание высокогорных альпийских и субальпийских видов растений, что, собственно говоря, следует из самого названия этого сооружения. В современном ландшафтном оформлении строгий ботанический подход уступил место более свободному - теперь это скорее красивый уголок непрерывного цветения с участием камней. [10]

В настоящее время специалисты по ландшафтному дизайну выделяют более узкую классификацию каменистых садов:

Каменистая горка. Это лишь интерпретация "альпийской горки". Горка должна быть связана с газоном, изолирована от хозяйственных построек, ярких цветников, огорода. Важно отметить то, что главным достоинством горки является естественность и пропорциональность. Для растений необходимо создание посадочных мест: расщелин, склонов, лунок. Таким образом, образуется неповторимая композиция растений и камней.

Ландшафтный рокарий. Это стиль современного каменистого сада. Он не только соответствует новой эстетике и архитектуре, но, что самое главное, обеспечивает растениям наилучшие и наиболее разнообразные условия для произрастания. Крупный рокарий этого стиля может объединять в единую композицию элементы разных горных образований: скальных выходов, ущелий, впадин, плато, водных каскадов, то есть тех природных уголков, где лучше всего чувствуют себя горные растения.

«Террасированный склон». Такой рокарий представляет собой систему стенок разной высоты, формы и протяженности. Тип сложения подпорных стенок - сухая кладка или кладка на раствор. При использовании плиточного известняка рокарий может напоминать развалины старинной крепости, а при постройке из колотого природного камня - обрушившуюся скалу.

Рокарий «скалы», «утес». Этот рокарий может быть частью сложного ландшафтного сада, но весьма эффектен и в качестве самостоятельной композиции. Принцип укладки камня при такой постройке аналогичен сложению стенки сухой кладкой. Посадочные места для растений создают в процессе строительства. Ассортимент высаживаемых растений достаточно специфичен - это горные сосны и можжевельники, скальные и высокогорные виды: колокольчики, карликовые папоротники, полыни.

Рокарий «горный склон». Этот стиль представляет собой ландшафтный сад, условно моделирующий альпийское высокогорье. В основном, он представляет собой горную осыпь, закрепленную группами карликовых сосен. Такой сад размещают на крутом покатом склоне. Для создания композиции по всей площади склона размещают каменные глыбы, имитирующие скальные обломки. Возле них обязательно высаживают группы горных сосен. Возможны посадки стелющихся хвойных иных видов, низкорослых рододендронов, вересков, эрик. Пространства, свободные от растений, заполняют гранитным или состарившимся известняковым щебнем, тем самым возникает ассоциация с горными осыпями. Рядом с группами древесных располагают низкорослые и почвопокровные растения. Для этого насыпают слой растительного перегноя и высаживают растения, типичные для альпийских луговин: карликовые осоки, горечавки, камнеломки, эдельвейсы, семпервивумы, дриады, драбы.

Рокарий «Горная долина». Это каменистый сад, создающий образ высокогорной долины. Он может быть построен на протяженном покатом склоне, на участке с пологими холмами и на ровном месте. Одной из особенностей этого сада является то, что валуны и глыбы не должны сильно выделяться над поверхностью земли. С этой целью их вкапывают на значительную глубину. Между группами камней прокладывают систему дорожек, разделяющих сад на зоны. Дорожки не должны отвлекать своей декоративностью от восприятия основной композиции сада. Возле камней высаживают древесные растения, например, карликовые сосны, туи, можжевельник. [30]

«Лесной овраг, ложбина». Тип ландшафтного сада, возможный лишь при наличие естественного понижения почвы. Склоны закрепляются вкопанными камнями. Наиболее приемлемые растения кустовые и горизонтально растущие хвойные и теневыносливые виды многолетников: папоротники, волжанки. Растения не должны быть густо посажены. [32]

«Каменистая гряда» - старинный, ныне не используемый тип коллекционной альпийской горки. Его назначение – создание наилучших условий для жизни высокогорных растений. С эстетической точки зрения не представляет ценности.

«Ущелье». Обычно один из элементов сложного ландшафтного сада, «ущелье» создают между склонами холмов. Стенки альпийской горки выкладывают сухой кладкой. Желательно, чтобы стенки были разной высоты, а это способствует лучшему проникновению света, что позволяет использовать более широкий ассортимент растений. Обычно это карликовые скальные виды. [30]

«Водный каскад», «горный ручей» - элемент ландшафтного сада или же самостоятельные художественные композиции. Логично смотрится каскад водоемов с ручьем и водопадом только на фоне крупной альпийской горки или при использовании особенностей рельефа местности. Сооружение не должно быть громоздким и выглядеть искусственно. Камни должны быть естественных форм. По берегам альпийской горки обычно высаживают растения прибрежных зон: сибирские и японские ирисы, злаки, примулы, бузульники, баданы, папоротники. Отличный эффект достигается при создании «сухого каскада». В этом случае роль воды играет крупный гравий или мощение гранитным окатышем.

«Болотце» - естественный ландшафтный каменистый сад, созданный на переувлажненном участке. Интересно выглядит холмистый сад, окружающий полузаросший прудик или «трясинное» оконце. На болотистом участке достаточно откопать грунт на небольшую глубину. Для сухих – необходимо устройство искусственного водоема. «Трясину» засаживают болотными растениями. В берег вкапывают округлые валуны. Камни должны быть на ¾ закопаны. Уместно смотрятся древесные коряги. «Трясину» засаживают болотными растениями, а для посадки по краю используют только влаголюбивые растения. [34]

«Миксбордер» - бордюр, рубашка или гряда, расположенная вдоль дорожки на фоне газона или поверх подпорной стенки. Этот декоративный цветник плотно засажен садовыми растениями. В миксбордере расположенном вдоль дорожек, камни устойчиво вкапывают в грунт по всей длине цветника или небольшими группами. Наиболее эффектно смотрится «миксбордер», в котором группы камней чередуются с невысокими (20-40 см) террасами. На площадках террас и у края «миксбордера» - низкорослыми группами или одиночными экземплярами. На краю террасы эффектны спускающиеся почвопокровные растения.

«Японский садик» - изысканный аристократичный каменистый сад. Этот тип альпийской горки не моделирует традиционный канонизированный сад, а всего лишь с ним эстетически перекликается. Уместнее всего разместить такую альпийскую горку на небольшом изолированном участке, с целью избежать диссонанса с другими частями ландшафтной композиции участка. Главное правило – это умеренность и лаконичность. В таком саду нет места ни одной лишней или случайной детали, ни одному лишнему растению. Все в нем продумано до мелочей, ухожено и опрятно.

Камни в такой альпийской горке старые, замшелые или покрытые лишайниками. Располагают их группами по 3-5, создавая впечатление обрушившейся скалы. Огромное значение имеют свободные пространства – они создают перспективу. Ими могут быть поверхности, покрытые мхом, засыпанные галькой или водная гладь. Очень важен ассортимент растений. Подходят легкоформирующиеся растения. Это сосна обыкновенная, горная, карликовые сорта ели и рододендронов, магнолия, самшит. Из листопадных – это ивы, мелколистные клены, барбарисы, миндаль. Растениям придается шаровидная, ярусогоризонтальная или плакучая форма. Колонновидные или пирамидальные формы не допускаются, также как свободнорастущие. Травянистые: папоротники, узколистные ирисы и фоновые декоративно-лиственные растения. «Японский сад» не подавляет красками и пышностью форм, а располагает к созерцанию и размышлению.

«Миниатюрная альпийская горка» - тип модульного цветника, появившегося в Европе, создававшийся в заброшенных каменных корытах для скота. В настоящее время налажен промышленный выпуск их имитации из искусственного камня и керамики. Композиции полностью повторяет облик настоящего рокария. Используются следующие растения – суперкарликовые сорта растений и медленно растущие почвопокровные виды: камнеломки, седумы, семнервивумы.

Возможен также «комнатный каменистый садик» Ассортимент комнатных растений: незимущие суккуленты, крассулы, гастерии, хавортии, седумы, эхиверии, кактусы. Размещается на подоконнике. [34]

^ I.3 Эстетическое значение ландшафтного дизайна

Под ландшафтной организацией городов и поселков понимают комплекс планировочных и агротехнических мероприятий по разработке и созданию эффективных систем озеленения, способствующих оптимизации санитарно-гигиенических условий для проживания населения и при максимальном использовании природных особенностей местности взаимной увязке всех планировочных элементов застройки. При создании таких систем решают три основные группы задач, тесно связанные с экологией:

  • градостроительные, связанные с членением отдельных зон и структур населенного места, объединением частей в одно целое, повышением выразительности архитектурных ансамблей;

  • оздоровительные, связанные с оптимизацией микроклимата, повышением санирующего эффекта;

  • рекреационные, решающие проблемы отдыха городского населения.[5]

Озеленение территории могут пространственно разграничивать различные функциональные зоны города, подчеркивать основные планировочные оси, выделять композиционно и функционально важные точки. Насаждения служат местами притяжения населения, являются лучшими ориентирами, чем здания; кроме того, они связывают город с окружающей средой, являются активным градостроительным элементом и участвуют в формировании городской территории и архитектурных ансамблей, а также городского ландшафта в целом.

Элементы озеленения могут быть использованы как для акцентирования внимания на определенном композиционном решении или комплексе зданий, так и для маскировки дефектов разнохарактерной застройки. Растениями можно смягчить стык зданий и плоскости поверхности земли, объединить расчлененные элементы застройки растительность устраняет монотонность типовой застройки. [5]

Ландшафтный дизайн - это уникальное садовое искусство, создающее модель мироздания на основании тщательно разработанной философско-эстетической системы осмысления природы. С точки зрения современного дизайнера - любая вещь, которую видит рядом с собой человек, должна быть одновременно практичной и красивой. Ландшафтный дизайнер основывается в своем творчестве, кроме того, еще и на древнейших представлениях о традициях, философских трактовках основ мироздания, ценности человеческой жизни и значимости мысли.

Попытки воссоздать картину мира с помощью растений, камней, имитирующих естественные природные изгибы и сочетания цветов на небольшом участке земли - это исторически сложившийся вариант оформления, которым человек пытается окружить себя. Множество традиционных представлений о мировом устройстве переплетается в искусстве ландшафтного дизайнера. Философские взгляды на мир тех или иных народов отражаются в принципиально различных стилях воссоздания ландшафта.

Сегодня ландшафтный дизайн - это организация окружающего пространства, создающая определенное настроение, основанное на традициях богатой мировой истории.

Искусство современного ландшафтного дизайна основывается не на слепом копировании традиционным материалов, а на сочетании фантазии художника с потребностями современного человека, с его эстетическими представлениями, не позволяя перемешивать стили, допуская лишь образ исторического опыта и его философское наполнение, но предоставляя дизайнеру уникальный простор для творчества. [30]

К третьему тысячелетию общество встретилось не только с нарушениями экологического своеобразия природной среды, но и с серьезными медицинскими проблемами, такими как депрессии, хроническое переутомление, нервные перегрузки и стрессы, с которыми не в состоянии справиться только лекарственными средствами. И чем сильнее происходит отдаление человека от исходных природных ландшафтов, тем сильнее он стремится восполнить образовавшийся эмоциональный «вакуум» за счет нового взгляда на ландшафтную архитектуру и проектирование культурных ландшафтов. Он пытается вернуть в городскую среду «кусочки природы», поэтому особое внимание начинает уделяться формированию в городских условиях системы озелененных пространств, созданию различных систем пешеходных зон и др. [18]

В задачи ландшафтной организации территории входят улучшение санитарно-гигиенических условий в отношении чистоты воздуха и участка, хорошей инсоляции и проветривания, защиты от ветра, шума и пыли, создание благоприятных условий для лечебного воздействия на больных и выздоравливающих, обогащение архитектурного облика здания. [5]

Главное назначение городских озелененных и современных пригородных ландшафтов состоит в создании комфортных условий, позволяющих человеку отдохнуть от напряженной городской жизни и работы. Растительность, рельеф и водоемы являются не только ландшафтными компонентами, но и естественной, гармоничной жизненной сферой, эмоционально поддерживающей человека. Поэтому не только наличие лесопарковой зоны, городского сквера, озелененного участка микрорайона высотных домов, но и удачное их пространственно-композиционное решение в определенной степени влияют на физическое и психологическое здоровье населения.

^ Глава II. Природно-климатические условия г. Омска.

Омск расположен в лесостепной зоне, вблизи её южной границы, при впадении р. Оми в р. Иртыш.

По классификации климатов Алисова Б.П. (1969) Омск относится к умеренной климатической зоне с континентальным климатом лесостепи Западно-Сибирского пояса. Расположение Омской области на обширной низменной равнине в центре Азиатского материка, вдали от морей, открытость ее территории, как с севера, так и с юга способствуют тому, что климат здесь формируется под сильным воздействием физических свойств суши, которая летом быстро и сильно прогревается, а зимой также быстро охлаждается. [3]

Беспрепятственное проникновение арктических холодных масс воздуха с севера и сухих из Казахстана и Средней Азии обусловливает резкие и быстрые изменения погоды и приводит к общей неустойчивости климата [2]

Континентальность климата увеличивается по мере продвижения на юг. Помимо резких колебаний температуры в течение года, климат области отличается сухостью, недостатком осадков, малой облачностью. Индекс континентальности для Омска составляет 0,90. [12]

Зима в Омске холодная, чаще суровая, продолжительная, с устойчивым снежным покровом, но не многоснежная. Средняя продолжительность зимы 150 дней. Лето теплое, чаще жаркое. Переходные периоды короткие, особенно весна. Безморозный период составляет в воздухе 115 дней, на поверхности почвы – 100 дней. Характерны резкие колебания температуры, особенно весной и осенью. Последние весенние заморозки бывают в конце мая, первые осенние – во второй декаде сентября.

Средняя годовая температура в городе равна 0 °С. Средняя температура зимнего периода составляет – 14,8 °С; весеннего – 6,0 °С; летнего – 16,9 °С; осеннего – 5,9 °С.

Средняя температура самого холодного месяца (января) -19,2 °С. Около 70 дней за зиму отмечается минимальная температура воздуха ниже –20 °С и около 40 дней – со средней суточной температурой ниже –20 °С. Колебания абсолютных температур возможны в январе от +4° до –49 °С. Минимальные же температуры в отдельные дни могут понижаться до –49 °С. Первые сильные морозы достигающие -30°,-35° и даже –40 °С зарегистрированы в начале ноября, в декабре-феврале возможны и более низкие температуры. Сумма отрицательных температур за холодный период года составляет 2200 – 2300 °С.

Средняя температура самого теплого месяца (июля) 18,3 °С. Максимальные же температуры могут достигать 40° - 41°С, но и минимальные могут опускаться до очень низких пределов, близких к заморозкам (2°-3 °С), а в июне и августе до – -2°, -4 °С, и даже может выпадать снег.

Абсолютная годовая амплитуда температуры воздуха очень большая – 90 °С, что также подчеркивает континентальность климата.

Годовое количество осадков невелико – 330 мм. Распределяются они следующим образом: апрель-октябрь – 270 мм, ноябрь-март – 60 мм. Суммарная продолжительность осадков в Омске за год составляет в среднем 902 ч, т.е. около 38 суток, отклонения в обе стороны в отдельные годы могут достигать 350-400 ч. [1]

Несмотря на суровые зимы в Сибири, теплоизоляционная роль снежного покрова выше, чем в европейской части России; влияние снежного покрова на температуру почвы здесь преобладает над влиянием температуры воздуха [28]. Установлено (Хржановский, 1937), что коэффициент корреляции между средней толщиной снежного покрова температуры почвы в Сибири выше, чем в европейской части России. Поэтому в естественных условиях при укрытии в 50 см температура в верхних слоях почвы достигает таких наибольших отрицательных значений, которые характерны для западных частей страны.

В среднем в Омске за зиму бывает 159 дней со снежным покровом, устойчивое его залегание продолжается обычно в течение 149 дней, т.е. пяти месяцев. В зависимости от характера залегания и высоты снежного покрова возможно промерзание почвы от 148 см до 275 см. К концу марта приурочена максимальная глубина промерзания. Для Омска характерно медленное нарастание снежного покрова и низкие температуры в ноябре-декабре.

Продолжительность периода с температурой воздуха выше 5 °С в среднем 161 - 163 дня. Сумма температур воздуха выше 10 °С составляет 1900-2000.

Относительная влажность в зимний период высокая, наибольшее ее значение приходится на ноябрь-декабрь (82 %). Относительная влажность в течение лета постепенно увеличивается от 59 % в июне до 72 % в августе. Осенью наблюдается повышение относительной влажности от 70 % в сентябре до 80 % в октябре. Весной наименьшая относительная влажность воздуха (56-65 %) при значительном дефиците влажности и достаточно интенсивном испарении с поверхности почвы (57 мм в мае). Колебания влажности в течение месяца большие – от 10 до 100 %. При средней обеспеченности влагой Омск находится на границе удовлетворительного и недостаточного увлажнения.

Немаловажная особенность климата Омска – обилие солнечного света – обусловлена малым количеством облачности и длинным летним днем. Средняя годовая продолжительность солнечного сияния 2223 часа. Число дней без солнца зимой 42, весной и летом незначительно (2-3). Продолжительность солнечного сияния в Омске с ноября по январь составляет 30-38 дней, а летом возрастает до 57-66 за счет увеличения длительности дня [4]. Вегетационный период длится 160 дней.

Климат в Омске значительно суровее климата в других местах, соответствующих ему по широте. Но выгодное географическое положение в сочетании с разнообразными природными богатствами, обилие солнца создают здесь благоприятные условия для жизни человека и развития народного хозяйства. По количеству часов солнечного сияния Омск превосходит не только Москву, Свердловск, но и Батуми, Харьков, уступая только Ялте и Краснодару. Средняя продолжительность дня в июне в Крыму равняется 15,5 ч, а в Омске - 17,2 ч.

Почвы разнообразны. Широко распространена черноземно-луговая. Она относится к полугидроморфным аналогам черноземов. Повышенное её увлажнение обусловлено почвенно-грунтовыми водами, залегающими на глубине 3-4 м. Водный режим черноземно-луговой почвы характеризуется чередованием периодов более или менее глубокого промачивания и возвратного капиллярного поднятия влаги с выносом легкорастворимых солей на поверхность, которые весной обнаруживаются в виде белых выцветов на уплотненной почве. Капиллярное подпитывание верхних горизонтов наблюдается в течение всего вегетационного периода, поэтому в засушливое лето растения обеспечиваются влагой лучше, чем на черноземах.
^ Глава III. Устройство альпийской горки

III. 1 Проектирование альпийской горки

Для работы нам была предложена территория у городской Поликлиники № 13, расположенная в Омске на улице Яковлева. Участок имеет форму прямоугольника, рельеф практически плоский, по всей площади высажен газон, в ряд растут ели (Picea sibirica). Световой режим в целом благоприятный. Участок располагается у центрального входа, общий вид выходит на проезжую часть.

На данной территории мы решили спроектировать и создать один из элементов ландшафтного дизайна - альпийскую горку. На сегодняшний день она является одним из самых популярных компонентов озеленения территорий. По данным отдела зеленстроя г. Омска свое распространение получила в 2002 - 2003 году. Первая альпийская горка была представлена на территории выставочного сквера. Город находится в зоне лесостепи, для данной территории не характерно наличие гор и скал, поэтому альпийская горка здесь смотрится достаточно экзотично и не может не привлечь к себе внимания. Также на ней можно разместить большое количество растений, при этом они будут довольно гармонично смотреться.

Очень важно не только правильно подбирать растения, которые в естественных условиях могут расти в каменистых местах, но и сохранить необходимое соотношение между группами камней и растительностью. Они должны подбираться таким образом, чтобы подчеркнуть декоративные особенности друг друга.

С другой стороны, вне зависимости от размера проектируемой территории, следует позаботиться, чтобы при полном своем развитии сопутствующая растительность не стала преобладать настолько, чтобы нарушилась гармония соразмерности поверхностей, занимаемых ею и камнями. Конечно, это сложно сделать, но самый лучший подсказчик в каждом конкретном случае – это индивидуальный подход к проектируемому ландшафту с учетом природных условий и чувство меры.

Основное требование к альпийской горке - она должна иметь как минимум три стороны обзора. И хорошо, если каждая из сторон будет самостоятельной композицией.
^ III. 2 Основные принципы создания альпийской горки

Альпийскую горку мы расположили с левой стороны от центрального входа, так как этот участок находится на солнечной стороне в течение всего светового дня. Не рекомендуем создавать альпинарии в тени и под кронами деревьев, лучше всего на солнце и полутени.

После выбора места для альпинария, мы приступаем к разметке участка. После этого необходимо подготовить дренаж, в роли которого может выступать щебень, керамзит, битый кирпич или строительный мусор. Для начала вырывают котлован на глубину не менее 20-25 см и на 10-15 см заполняют его дренажем, мы в роли дренажа использовали битый кирпич. После устройства основы горки мы уплотнили дно котлована, и засыпали плодородным грунтом вровень с землей. Землю засыпают послойно, каждый пласт уплотняют и поливают водой, чтобы выявить пустоты.

Дренаж делается для того, чтобы земля не «утянула» камни в себя. В этих же целях прибегают к неприродным материалам, например, устанавливая камни на опоры из перфорированных асбоцементных труб, заполненных гравием. Применяют также цементные, бетонные или кирпичные опорные конструкции.

Следующий шаг - выбор камня. Важнейший принцип устройства альпийской горки - однородность цвета, формы и фактуры камня.

В альпийских горках чаще всего применяют гранит, базальт, песчаник, известняк. Неплохо смотрятся туф, ракушечник, доломит, хотя из-за пористой структуры в условиях российского климата они недолговечны — начинают разрушаться. На нашей альпийской горке мы использовали гранит и мрамор.

Форма камня диктует способ его укладки. Округлые валуны лучше выглядят на гребнях чередующихся волн. Глыбы неправильной формы хорошо смотрятся, если они плотно прилегают друг к другу сопрягающимися гранями и образуют ассиметричную группу с подъемами и понижениями. Если же горка будет занимать всего лишь несколько квадратных метров, то ее лучше всего делать из плоских камней-плит, которые укладывают слоями.

Вариантов исполнения альпийской горки множество, но основные принципы одинаковы.

На готовом основании начинается размещение камней и их закрепление в грунте.. Камни следует раскладывать параллельно поверхности самого участка, заглублять их на ⅓ или ½ в предварительно уплотненную почву. Сооружение не должно выглядеть слишком «правильным» или слишком хаотичным нагромождением. Расположение камней должно быть гармоничным, создавать эффект естественного обнажения, и чтобы каждый обладал равновесием и устойчивостью. Иногда сформировать облик помогает «главный» камень, который придает горке некий смысловой центр. Каменистый участок должен смотреться эстетично даже без растений, потому что, опять же следуя природе, их задача — только подчеркнуть красоту композиции. Расстояние между камнями должно быть достаточным для нормального роста растений, и для того, чтобы подросшие растения не скрадывали камни.

После того как горка будет собрана, нужно, чтобы она некоторое время простояла без растений - почва и камни должны осесть. За это время хорошо провести обработку гербицидами (например, "Раундапом" или "Лонтрел 300"), чтобы избавиться от сорной растительности. И только после этого можно приступать к посадке растений.

^ III.3 Подбор растений для альпийской горки

Обычно в альпинариях высаживают многолетние растения, растущие на одном месте несколько лет.

В принципе, растения, высаживаемые на горке, могут быть и не альпийскими по происхождению. Но при этом они обязательно должны имитировать высокогорную флору (почвопокровные, ковровые, солнцелюбивые и засухоустойчивые травянистые многолетники плюс самые простые тюльпаны, маки и т. д.). Другими словами, никакие деревца, растения с пышной листвой или крупными броскими цветами на альпийской горке неуместны. 

При возведении альпийской горки наряду с собственно альпийской и субальпийской растительностью можно использовать представителей степной и лесной флоры, таких как луковичные, папоротники, низкорослые хвойные и другие. Здесь важно добиться правильного соотношения между растениями, отличающимися по размерам и скорости роста. Например, низкорослые горные виды (антеннарию, обриету, флокс шиловидный, крупку) имеет смысл располагать в верхней части горки, на так называемом плато. На склонах хорошо уживаются различные виды седумов и очитков, предупреждающих размывание и «расползание» рокария, а также почвопокровные растения (живучка, ясколка, гвоздика, почвопокровные флоксы). У основания склона высаживают эфемероидные мелко- и крупнолуковичные: мускари, хинодоксу, крокусы, тюльпаны. Фоном могут служить низкорослые кустарники и древесные - айва японская, кизильник стелющийся, можжевельники, карликовые сорта сосен.

При подборе растений должно быть соблюдено несколько основополагающих принципов: экологический, фитоценотический, систематический и физиономический (гармонический).

Экологический принцип. Внешний вид каждого растения является своеобразным отражением тех географических условий, в которых оно сформировалось. Поэтому для достижения впечатления естественности на определенных формах рельефа должны высаживаться именно те виды растительности, которые приспособились в процессе своего исторического развития к подобным условиям обитания.

Выбор растительности определяется также составом почвенных грунтов, поскольку те растения, которые предпочитают кислые почвы, выглядят угнетенными и даже погибают на щелочных, и наоборот.

Фитоценотический принцип. Своей задачей ставит аспекты взаимодействия растений в естественных и культурных ландшафтах.

Не обязательно полностью копировать определенные естественные растительные сообщества, а достаточно подчеркнуть фитоценотическое единство объединяемых растений. К тому же нужно четко представлять пределы усиления декоративного эффекта, не увлекаясь экспериментами в области колористики.

Систематический принцип. Концентрация на участке большого числа форм растений одного и того же рода значительно увеличивает красочность ландшафта и создает эффект большой силы и выразительности.

Физиономический принцип. В основу этого принципа положено гармоничное сочетание внешнего облика, формы, текстуры и цветы растений. Результатом этого является эстетическое единство всей композиции.

Таким образом, физиономический (гармонический) принцип подбора ставит своей целью отражение наиболее характерных особенностей строения растительного материала.

Проектируя размещение кустарников, следует отбирать виды, обладающие наибольшим декоративным эффектом.

При распределении растительности на проектируемой территории необходимо стремиться к тому, чтобы происходило быстрое естественное формирование задуманных пейзажей при наименьших материальных затратах. Этого можно добиться, соблюдая экологический и фитоценотический принципы размещения растительности.

В нашей альпийской горке мы использовали: золотарник канадский (Solidago canadensis L.), ирис (Iris L. Сорт Фрайер Фогель), календула лекарственная (Calendula officinalis L.), луки Шнитт (Allium L.), душистый (A. odorum), люпин гибридный (Lupinus hybridus hort.), петуния садовая (Petunia hybrida Vilm. Petun), портулак махровый (Portulaca grandiflora Hook), сныть обыкновенная «пестролистная» (Aegopodium podagraria Variegata), шиповник белый (Rosa alba L.). Под зиму были высеяны семена ахилеи, бурачка, гипсофилы (смесь), котовника Муссини.

Aegopodium podagraria Variegata. Многолетнее травянистое растение семейства зонтичных. Декоративный покров из пестрых листьев достигает 15-20 см в высоту. Листья фисташково-зеленые с белой каймой (у молодых листьев кайма кремовая). Цветет с июня около 2 недель белыми цветами в зонтиковидных соцветиях, которые декоративного интереса не представляют, более того, их следует удалять, так как из семян вырастет обычная сорная сныть. Влаголюбива, предпочитает тенистые участки.

Allium L. Название рода происходит от древнего кельтского слова all, что значит «жгучий». Растения со специфическим запахом и жгучим вкусом, так как содержат летучие эфирные масла. Растут на открытых солнечных местах с умеренным увлажнением. Луки широко известны также как пищевые, лекарственный, медоносные, красильные растения. Листья и луковицы многих видов богаты белками, сахарами, витамином. С и каротином. Большинство луков фитонцидоносны. Некоторые виды являются ядовитыми растениями. Звездчатые цветки собраны в рыхлые или плотные шаровидные соцветия на высоких цветоносах. Листья широкие или узкие. Это многолетние морозоустойчивые растения. Время цветения май-июль.

Calendula officinalis L. Относится к семейству сложноцветных. Это однолетнее, сильноветвистое растение выс. 30-70 см, с толстыми, ребристыми, довольно ломкими стеблями, опушенными липкими железистыми волосками. Листья очередные, простые, продолговатые, с волнистой поверхностью, опушенные жесткими волосками, нижние крупные, верхние – мелкие. Соцветия – корзинки, состоящие из язычковых женских цветков. Все зеленые части растения обладают специфическим запахом. Соцветия обладают противовоспалительным и дезинфицирующим действием. Цветение июнь-сентябрь.

Iris L. (Группа бородатые ирисы. Сорт Фрайер Фогель). В переводе с древнегреческого означает «радуга». По разнообразию и богатству красок цветок этого растения олицетворяет красивейшее явление природы – радугу. У русского народа называется касатиком. Морозостойки, неприхотливы, легко размножаются, Ирисы высаживают на открытых солнечных местах, защищенных от сильных ветров. Для них подходит любая окультуренная почва, хорошо дренированная, нейтральная. Кроме основного использования в цветоводстве ирисы находят применение в медицине и парфюмерии, пищевой, витаминной, текстильной и других отраслях промышленности. Цветение май-июнь.

Lupinus hybridus hort. От лат слова lupus – «волк» и объясняется тем, что растения способны выживать даже в малоподходящих условиях. Светолюбивые, холодоустойчивые, неприхотливые растения, хорошо растут и цветут на песчаных, дренированных, нейтральных почвах. Как и все бобовые, обогащают почву азотом. Однолетник цветет июнь-сентябрь, многолетник июнь-июль.

Petunia hybrida Vilm. Petun. Неприхотливые, пластичные растения, которые хорошо растут на солнечных местах и любых садовых землях. Сильноветвистое, прямостоячее или стелющееся однолетнее растение выс. от 20-75 см. Листья удлиненно-яйцевидные или округлые, цельнокрайние. Стебли, листья и чашелистики покрыты клейкими железистыми волосками. Цветки воронковидные, одиночные, расположены в пазухах листьев на коротких прочных цветоножках. Цветение июнь-октябрь.

Portulaca grandiflora Hook. Растения свето- и теплолюбивые, засухоустойчивые, обильно цветут только на солнечных местах и песчаных, дренированных почвах без внесения органических удобрений. Цветение начинается через 2,5-3 месяца после посева и продолжается до осени. Цветки открыты лишь при полном солнце. Однолетник. Растение сильноветвистое со стелющимися мясистыми светло-зелеными стеблям дл. до 15 см и сидячими, цилиндрической формы сочными мелкими листьями.

Rosa alba L. Кустарник пряморослый, высотой до 2,5 м. Цветки белые, розовато-белые и розовые, простые и махровые, диаметром 6—8 см, душистые. Листья с сероватым налетом. Цветение — в июне-июле, обильное, но однократное, зимостойкость хорошая.

^ Solidago canadensis L. От лат. Solidare – «укреплять», по использованию некоторых видов в народной медицине. Неприхотливое растение, но лучше развивается на сравнительно тяжелых почвах. Выносит затенение. Корневищный многолетник с прямостоячими, облиственными, грубоопушенными стеблями до 180 см высотой, ветвящимися в верхней трети. Листья линейно-ланцентные или узкоэллиптические, острозубчатые или почти цельнокрайние, островатые, сверху голые или шероховатые, снизу опушенные, с 3 хорошо различимыми жилками, очередные, в основании постепенно суживающиеся в короткий черешок или сидячие. Корзинки мелкие – 0,2 – 0,5 см в диаметре, в метельчатом или пирамидальном соцветии, нередко одностороннем, ветви которого загибаются вниз. Обертка колокольчатая или почти цилиндрическая, многорядная. Желтые краевые цветки язычковые, женские, срединные – трубчатые, обоеполые, тоже желтые. Цветет в конце июля - начале августа. Обладает спазмолитическим, диуретическим, болеутоляющим и ранозаживляющим свойством.


Биологические особенности растений использованных в альпийской горке

Название

Время цветения

Отношение к свету

Отношение к воде

^ Aegopodium podagraria Variegata

июнь - июль

теневынослив

влаголюбив

Allium , A. odorum L.

май-июль

светолюбив

умеренное увлажнение

Calendula officinalis L.

июнь-сентябрь

светолюбив

неприхотлив

Iris L.

май-июнь

светолюбив

неприхотлив

Lupinus hybridus hort

июнь-июль

светолюбив

неприхотлив

Petunia hybrida Vilm. Petun.

июнь-октябрь

светолюбив

неприхотлив

Portulaca grandiflora Hook.

до осени

светолюбив

неприхотлив

Rosa alba L.

июнь-июль

светолюбив

влаголюбив

^ Solidago canadensis L.

конец июля – начала августа

светолюбив

неприхотлив


Еще одним вариантом цветочного оформления является альпинарий с низкими почвопокровными и стелющимися растениями альпийской и субальпийской флоры, которые можно объединить в следующие группы:

  • альпийские миниатюрные растения скал и каменистых россыпей, растущие на бедных питательными веществами почвах: резуха альпийская белая и розовая; армерия альпийская розовая; колокольчик низкий синий, белый и голубой; эдельвейс альпийский, серебристо-белый, седум едкий, желтый, седум розовый и др. при оформлении для них составляют почвенную смесь из крупнозернистого песка с применением мелкого гравия и дерновой земли. Ее заполняют пустоты и расщелины в камнях, куда высаживают растения;

  • полускальные альпийские растения достигают более пышного развития и требуют плодородных почв, которые составляют из части песка с мелким гравием и одной части дерново-листовой земли. Это сушеница мохнатая, гвоздика розовая, синеголовник альпийский, флоксы дернистый, ползучий, звездчатый, сиреневый;

Растения альпийских лужаек: горечавка весенняя ярко-синяя; горечавка бесстебельная темно-синяя; незабудка альпийская; фиалка рогатая и др. наиболее крупные растут на плодородной гумусовой почве, которую составляют для них из трех частей перегнойно-дерновой и листовой земли и одной части крупнозернистого песка.

^ III.4 Уход за альпийской горкой

Альпинарий радует взор только тогда, когда содержится в образцовом порядке. Недостаточно просто устроить альпинарий. Его нужно пропалывать, чистить, поливать, пропалывать растения, создавая им наиболее благоприятные условия. Некоторые виды разрастаются слишком быстро и их нужно подстригать, другим необходим особый уход, так как они с трудом привыкают к новым условиям обитания.

Полив - необходимое условие успешного произрастания растений. Основной естественный источник пополнения влаги в почве – атмосферные осадки. Различные районы нашей страны характеризуются разным годовым количеством осадков и тем более распределением их по сезонам.

Дефицит влаги в почве восполняется поливом. Частота полива определяется потребностью различных культур во влаге, погодными условиями и агротехническими приемами выращивания. В разные периоды роста растениям нужно неодинаковое количество влаги. Так, в период интенсивного роста, бутонизации, начала цветения и роста органов возобновления требуется больше влаги. При регулярном поливе в этот период у растений развиваются более мощные кусты с большим числом цветков и крупные многоцветковые соцветия (флокс, дельфиниум, аквилегия, арункус, василистник и др.). для таких растений влажность почвы в этот период должна составлять 70-80% от полной полевой влагоемкости (от максимального насыщения водой). Растениям засухоустойчивой группы в этот период достаточна влажность почвы 60-70%. Это достигается поливом по 20-30 л/м². Частый полив, но в малых дозах (10-15 л/м²) малоэффективен, так как увлажняется масса корней, распространенная на большей глубине (20-30 см), испытывает, как правило, водное голодание.

В летнее время рекомендуется периодически проводить обмывку пыли и копоти с растений. Это усиливает ассимиляцию и транспирацию и повышает декоративность растений. Кроме того, обмывка повышает влажность воздуха и очищает его от пыли и копоти. В условиях повышенной загрязненности воздуха обмывку растений следует проводить не реже раза в неделю, расходуя при этом до 5 л воды на 1 м².

Осенние поливы необходимы для нормальной закладки органов возобновления будущего года. Осенью обычно дают один-два обильных полива, чтобы увлажнился весь корнеобитаемый слой. Такой полив, если нет специальных дождевальных устройств, приходится проводить в несколько приемов в течение одного - двух дней, так как масса воды, вылитая лейками или шлангом одновременно, растекается в стороны.

Уход за надземной частью растений состоит из ряда несложных, но весьма важных приемов, обеспечивающих продление декоративности цветников из летников и многолетников. Так, летом целесообразно провести прищипку некоторой части растений в фазу бутонизации, чтобы усилить рост боковых побегов и продлить цветение на 3-4 недели. Для этого прищипывают главный побег (антирринум) или несколько побегов (флокс метельчатый, солидаго обыкновенный, гелениум, леукантема и др.).

Отцветшие цветки или соцветия удаляют с целью поддержания высокой декоративности и сохранения пластический веществ, расходуемых на развитие семян и плодов. Чем раньше будут удалены завязи, тем раньше начнут отрастать боковые побеги и обеспечат второе цветение осенью к началу учебного года. К таким растениям относятся антирринум, люпин, гайлардия, дельфиниум культурный, рудбекия, леукантема, флокс метельчатый.

Особенно важно своевременно обрезать отцветшие крупные соцветия (аконит, арункус, астильба, гелениум, гераклеум, дельфиниум культурный, ирис, лигулярия (бузульник), пион,сенецио, солидаго, таликтрум и др.), которые сильно портят вид участка. Многие растения легко завязывают семена (аконит, дельфиниум, таликтрум, леукантема, троллиус, гераклеум, лигулярия) и в дальнейшем засоряют участок массой нежелательных всходов. В связи с этим для сохранения декоративности цветников соцветия удаляют, не дожидаясь их полного отцветания – в тот момент, когда они уже потеряли свою декоративность, хотя на них осталось еще 10-15% цветков.

Ряд растений вскоре после отцветания желтеют и отмирают (аквилегия, аконит, анхуза итальянская, дельфиниум однолетний и многолетний, кларкия, лилия белоснежная, мак восточный, нарциссы, таликтрум, троллиус, тюльпаны, фритиллярия и ряд ранневесенних луковичных). Побеги и листья этих растений при пожелтении удаляют и сжигают.

Осенью приступают к посадке новых луковичных растений и готовят альпинарий к зимовке: обрезают отцветшие стебли, выкапывают луковицы и клубни не способных к зимовке видов. Хвою и листья, которыми утепляют растения, надо прида­вить чем-нибудь тяжелым, чтобы их не сдуло. Растения, боящи­еся зимней влаги, дополнительно прикрывают стеклом или по­лиэтиленовой пленкой.

Под зиму были высеяны семена Бурачка, Ахилеи, Котовника Муссини, Гипсофилы (смесь). Обрезали золотарник, удалили однолетники.

Борьба с сорняками – важнейшее агротехническое мероприятие. Разросшиеся сорняки затеняют цветочные растения, выносят из почвы большое количество питательных веществ и воды, часто являются разносчиками вредителей и болезней. Наибольший вред приносят многолетние сорняки пырей, осот, молочай, вьюнок, полынь и др. обычная прополка мотыгами не приносит значительного успеха, так как из оставшихся в почве корневищ быстро развиваются новые растения. В связи с этим основная борьба с многолетними сорняками должна проводиться до посадки многолетних растений. На небольших участках хороший результат дает просеивание земли через грохот. За сезон мы провели 4 ручных прополки.

Из однолетних сорняков чаще всего встречаются сурепка, лебеда, пастушья сумка, щирица, мокрица. Их легко уничтожить мотыжем или ручной прополкой. Ручную прополку чаще всего применяют после смыкания растений. Количество прополок зависит от тщательности подготовки почвы и от погодных условий. В дождливые годы полоть приходится чаще. В умеренной зоне проводится в среднем 3-4 прополки за сезон, на юге – 5-6, на замульчированной почве полоть приходится меньше.

Рыхление почвы - одно из важнейших мероприятий по уходу за растениями. Рыхление создает и поддерживает благоприятный вводно-воздушный режим почвы, что способствует росту мощной корневой системы и нормальному развитию органов возобновления, а следовательно, развитию обильно цветущих побегов. Разрыхленный верхний слой препятствует быстрому испарению влаги из верхнего корнеобитаемого слоя, поэтому рыхление проводят после обильного дождя или полива. Рыхлят почву также с целью заделки внесенных удобрений. Первое рыхление многолетников проводят рано весной, сразу после оттаивания почвы, а затем регулярно до смыкания кустов.

Осеннее рыхление обычно проводят после обрезки отцветших побегов. Глубина рыхления определяется характером роста подземных органов. У растений, корни которых пронизывают весь верхний слой, следует рыхлить почву на глубину 3-5 см, отступив от стеблей на 10-12 см. к таким растениям относятся флоксы метельчатый и шилолистный, таликтрум, троллиус, ирис германский, некоторые виды анемоны, дороникум, солидаго канадский, дельфиниум, пиретрум розовый, нивяник крупноцветковый (ромашка), кореопсис, примула, большинство видов лилий.

Вокруг растений с глубоко растущими корнями (люпин, аквилегия, мак восточный, пион, гайлардия, гесперис, мальва, гвоздики гренадин и перистая и др.) рыхлят почву на большую глубину – 8-10 см.
Этапы работы

№,п/п

Вид работы

Сроки

1

Выбор места, копка котловины, устройство дренажа, расположение камней, засыпка плодородного грунта

Первая декада мая

2

Подбор растений, высадка посадочного материала

Вторая декада мая

3

Подбор растений, высадка посадочного материала


Первая декада июня

4

Уход (полив, прополка, рыхление)

ежемесячно

5

Посев семян

Вторая декада октября

6

Уборка под зиму

Конец октября

^ Глава IV. Использование альпийской горки на пришкольной территории.

Альпийская горка может стать прекрасным дополнением в рекреационной зоне школы. За ней могут ухаживать сами учащиеся под руководством учителя.

Важной задачей является ознакомление школьников с декоративными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на альпийской горке можно выращивать коллекции разных альпийских, декоративных растений и производить опыты по выявлению оптимальных условий выращивания, сортоиспытанию др.

Учащиеся, ухаживая за альпийской горкой, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах и навыки работы с декоративными растениями в определенной системе, по определенному плану.

Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их.

Зеленые насаждения на пришкольных участках помимо гигиенических и архитектурных функций имеют также и учебно-воспитательное значение. Для практических занятий по естествознанию и работ кружков биологической направленности на территории каждой школы есть территория, на которой можно разместить альпийскую горку.

Школа призвана укреплять здоровье учащихся, воспитывать у них эстетический вкус, нравственность, гуманность, экологическую культуру и так далее.

Заключение

1) Нами был разработан проект по созданию альпинария, 2)создана альпийская горка на территории Омской городской поликлиники. 3)Осуществили подбор и высадку растений. 4) Мы проводили ежемесячно уход за участком.

При выборе участка под строительство анализ исходных ландшафтных условий должен обязательно дополняться изучением возможных последствий вмешательства человека. Будучи малозначительными сегодня, последствия (которыми, казалось бы, первоначально можно пренебречь) в будущем могут оказаться весьма существенными. Поэтому возрастает необходимость прогнозирования сроков и места их возникновения. Более того, на данной основе может быть разработана программа мероприятий по охране и целесообразному преобразованию городской среды и ближайших пригородов на длительный период.

Значительная роль в организации городского пространства отводится ландшафтной архитектуре. В настоящее время в ландшафтном дизайне, как и в современной моде, не существует безусловного преобладания одного стилистического направления, напротив, наблюдается тенденция к смешению стилей, использованию каких-то элементов в оригинальной обработке.

В настоящее время ландшафтный дизайн имеет широкое развитие. Альпийские горки на сегодняшний день очень популярны. В 80-90-е годы XIX в. об альпинариях мы могли прочитать только в книгах, то сегодня можем наблюдать их практически везде у садоводов-любителей, во дворах, в скверах, парках и других. Альпийская горка стала неотъемлемой частью благоустройства территории. Альпинарий вытесняет другие виды цветников.







Скачать файл (208.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации