Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - регуляция психических состояний в спорте - файл 1.doc


Курсовая работа - регуляция психических состояний в спорте
скачать (250 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc250kb.03.12.2011 15:27скачать

содержание

1.doc

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава І. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ…………………………………………………………………..4

1.1. Общее понятие о психических состояниях, их характеристика…………...4

1.2. Классификация неблагоприятных психических состояний спортсменов...5

Глава ІІ. МЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНА……………………………………………………………………9

2.1. Классификация методов психорегуляции…………………………………..9

2.2. Методы гетерорегуляции……………………………………………………10

2.3. Методы саморегуляции……………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы………………….………………………...26
Введение

В современных условиях жизни человека достижение им успехов в деятельности на производстве, в совместном тру­де, в быту, в общении в значительной мере зависит от уме­ния регулировать свое поведение, сдерживать свои чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями окру­жающих и ситуации.

Это умение частично достигается за счет воспитания в семье, предъявления требований в школе, вузе, в повседнев­ном труде, во взаимодействии с другими людьми. Но этого явно недостаточно. Чтобы овладеть методами саморегуля­ции, необходимо специальное обучение, которое, к сожале­нию, не проводится, хотя значимость его трудно переоценить.

Это относится целиком и полностью к такому сложному и важному виду человеческой деятельности, как спорт. Проведе­ние соревнований, где от спортсмена требуется полная отда­ча, работа на пределе своих возможностей создает ситуации, в которых спортсмену необходимо регулировать свое состояние. Если физические нагрузки велики, а спортсмен плохо управ­ляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое на­пряжение, которое снижает эффективность деятельности, при­водит к ее дезорганизации, а в результате к проигрышу, что может привести к потере уверенности в себе, к депрессии.

Бесспорно, что как среди слагаемых успеха, так и среди причин поражения в спортивном соревновании определен­ная доля принадлежит психическому состоянию спортсмена перед и во время соревнования. Современный уровень на­уки о спорте позволяет признать зависимость результатив­ности и надежности соревновательной деятельности спорт­смена от его психического состояния, предшествующего или сопровождающего ее.

В данной работе будут рассмотрены психические состояния спортсменов. Выявлены методы их регуляции, для того чтобы уменьшить возможность возникновения неблагоприятных психических состояний у спортсменов, благодаря чему они смогут улучшить свои результаты.

^ Глава І. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

1.1. Общее понятие о психических состояниях, их характеристика

Психическое состояние - это психическая деятельность в определенном промежутке времени, показывающая особенно­сти протекания психических процессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями личности.

Постановка проблемы психологических состояний в спортивной деятельности имеет большое практическое зна­чение. Успех в поединке зависит от учета не только личнос­ти спортсмена, но и его временных психических состояний.

До последнего времени подавляющее большинство иссле­дований психических состояний в спорте относилось к пред­стартовому периоду. Первые описания и классификации стартовых состояний имеют более короткий срок жизни (Пуни А.Ц., Черникова О.А.).

Практика спорта вызывает необходимость теоретичес­кого анализа этих состояний и, прежде всего, их классифи­кации.

Необходимо остановиться на самом понятии «психичес­кое состояние». На наш взгляд, классифицировать психические состояния возможно только в зависимости от деятельности, которую они сопровождают. При анализе следует учитывать:

1. Состояние личностные и ситуативные.

2. Состояния глубокие и поверхностные.

3. Состояния положительные или отрицательные.

4. Состояния продолжительные и краткие.

5. Состояния более и менее осознанные.

Имеющаяся классификация предстартовых состояний учитывает только предшествующие спортивной деятельности состояния. Что касается состояний, характерных для не­посредственной спортивной деятельности (условно назван­ных «игровыми»), то, безусловно, при классификации они должны быть разграничены с учетом особенностей предше­ствующих им предстартовых состояний.

Неблагоприятные состояния нарушают оптимальное течение психических функций, формируют отрицательные, не адекватные социальным требованиям особенности и свой­ства личности спортсмена, ухудшают результативность дей­ствий, разрушают спортивную форму, ослабляют психичес­кое и физическое здоровье.

К неблагоприятным относятся состояния:

• связанные с отрицательными асоциальными по своей на­правленности чертами характера и свойствами личности, на­вязчивые и устойчивые по своим проявлениям (например, за­знайство);

• снижающие результаты общественно значимой спортив­ной деятельности астенические или пассивные эмоции, на­пример самоуспокоенность, апатия;

• отвлекающие от основной спортивной задачи, направ­ленные на посторонние объекты, имеющие активный харак­тер, но уводящие от выполнения основной деятельности, например те или другие заботы, восторг, гнев, вызванные личными отношениями;

• неблагоприятно влияющие на физическое и психичес­кое здоровье (невротизирующие психику, вызывающие гру­бое нарушение функций внутренних органов, ослабляющие защитные силы организма).
1.2. Классификация неблагоприятных психических состояний спортсменов

Психическое состояние спортсмена, которое он пережива­ет до начала соревнования, выражается в отношении к пред­стоящей борьбе, в оценке своих возможностей, в усилении процессов возбуждения, в изменении психических процессов, свя­занных с приемом и переработкой поступающей информации. В тренировочной и соревновательной деятельности мо­гут возникать различные психические состояния, вызывающие неоднозначные изменения в организме и по-разному влияющие на деятельность спортсмена. Наиболее распространенными считаются следующие психические состояния.

Состояние тревожности - это наиболее распространен­ное состояние у спортсменов перед стартом и перед впервые выполняемым сложным упражнением. Оно возникает у спорт­смена перед стартом, результаты которого для него значимы, но исход неизвестен. Симптомы состояния тревожности следу­ющие: сомнение в будущих результатах, замедление двигатель­ных реакций, нарушение дыхательного цикла, уменьшение объема и частоты дыхательных движений. Состояние тревож­ности усугубляется неуверенностью спортсмена.

Состояние страха. Это состояние возникает перед вы­полнением опасных спортивных упражнений (возможность срыва и получения травмы) и перед встречей с сильным со­перником (бокс, борьба и т.п.). Симптомы состояния страха следующие: увеличение частоты сердечных сокращений, побледнение или покраснение кожных покровов, расширение зрачков, оцепенение, дрожь, заторможенность. Следует иметь в виду, что на протекание состояния страха и на его симптомы влияют личностные особенности спортсмена (свой­ства нервной системы, волевые качества).

Состояние монотонии наиболее характерно для марафон­цев, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипе­дистов и др. Для состояния монотонии характерно: падение ин­тереса к тренировочной работе, преждевременная усталость, ос­лабление внимания, чувство неудовлетворенности, сонливость, увеличение времени сложной реакции, реагирование на ложные выпады противника, укорочение времени простой реакции.

Состояние психического пресыщения. Это состояние, как правило, появляется вслед за монотонней, но может возникать и самостоятельно. К симптомам этого состояния отно­сятся: возбужденность, раздражительность, отвращение к выполняемой работе, укорочение времени сложной реакции, снижение частоты сердечных сокращений, дыхания, венти­ляции легких и энерготрат.

Состояние стресса. Стресс, вызванный участием спорт­смена в соревнованиях, - это целостное психофизиологичес­кое состояние личности, возникающее в трудной ситуации, связанное с активным положительным отношением к выпол­няемой деятельности, характеризуется сознательной ответственностью и сопровождается неспецифическими веге­тативными и эмоциональными изменениями. В состоянии стресса могут появляться как положительные, так и отри­цательные сдвиги в выполняемой деятельности. Динамика состояния стресса обусловлена свойствами нервной систе­мы. Уровень достижений спортсмена в состоянии стресса определяется степенью развития стресса и силой нервной системы.

В динамике стресса выделяется три стадии его развития (Г. Селье).

Стадия тревожности характеризуется тем, что под воз­действием психотравмирующих факторов у человека воз­никает беспокойство, тревога, перестраиваются физиоло­гические функции организма (ЧСС, дыхание, артериаль­ное давление). Снижается сопротивляемость организма. Затем постепенно начинается мобилизация внутренних адаптационных резервов, защитных сил, раскрываются до­полнительные возможности, активизируются психические процессы. За счет этого до определенного предела повыша­ется эффективность деятельности.

Стадия сопротивления следует за стадией тревожности. Организм человека, его психика перестраиваются, приспо­сабливаются, адаптируются к новым условиям деятельнос­ти, активно расходуя внутренние ресурсы. После относитель­ной стабилизации в результате продолжающегося воздействия экстремальной ситуации наступает ослабление орга­низма, снижается работоспособность и начинается спад.

Стадия истощения характеризуется истощением «адап­тационной энергии», приводящим к дезорганизации деятель­ности, нервно-эмоциональному срыву. Признаки этой стадии следующие: ослабление физической и волевой активности, притупление психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), заторможенность в принятии решений, беспричинное раздражение и т.п.

Состояние неуверенности в успешном выступлении явля­ется результатом оценки спортсменом предстоящей соревно­вательной ситуации. Если спортсмен уверен в успешном вы­ступлении на соревновании, то запланированный им результат, как правило, достигается. Состояние неуверенности (низкой уве­ренности) отрицательно сказывается на предстоящей деятель­ности, запланированный результат не достигается.

Состояние фрустрации - это состояние человека, выра­жающееся в характерных особенностях переживания и по­ведения, вызываемое объективно не преодолимыми трудно­стями, возникающими на пути к достижению цели (Н.Д. Ле­витов, 1967). Подобное состояние возникает в спорте довольно часто, когда физическое, социальное воображаемое препят­ствие мешает действию, направленному на достижение цели или прерывает его. Г. Селье назвал фрустрацию «стрессом рухнувшей надежды».

^ Глава ІІ. МЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНА
2.1. Классификация методов психорегуляции

Методы психорегуляции могут быть классифицированы по нескольким принципам.



Так, по способу воздействия они разделяются на методы воздействия извне и мето­ды самовоздействия (ауторегуляция).

^ По содержанию их можно разделить на вербальные (реа­лизуемые посредством слов) и невербальные, которые, в свою очередь, делятся на аппаратурные и безаппаратурные.

^ По особенностям реализации правомерно деление на кон­тактные и бесконтактные методы.

Естественно, что каждая из выделенных классификаци­онных групп поддается дополнительной градации.

При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что несмот­ря на некоторую внешнюю схожесть методов психорегуля­ции и психотерапии между ними имеется принципиальное различие, они служат разным задачам. Психотерапевтичес­кие методы предназначены для лечения больных людей, а методы психорегуляции служат в первую очередь для созда­ния оптимальных психических состояний, позволяющих спортсмену лучше реализовать свои возможности в соревно­ваниях.
2.2. Методы гетерорегуляции

Вербальные методы

Гипносуггестия (внушение в гипнотическом состоянии)

Вокруг использования в спорте гипноза шли длительные и ожесточенные дебаты - считать ли гипноз допингом или нет? Более того, в 1963 году на специальном совещании Ев­ропейского совета по допингам в Страсбурге в первоначаль­ном варианте определение допинга заканчивалось фразой: «Различные меры психологического воздействия, направлен­ные на повышение спортивных результатов, также следует считать допингом». Упоминание о психологических мерах было сделано в связи с тем, что стали известны факты гипно­тического воздействия на австралийских пловцов и англий­ских футболистов перед ответственными соревнованиями. Однако в окончательной редакции определения допинга эта фраза была исключена: оказалось невозможным доказать, был ли использован гипноз в подготовке спортсмена.

В настоящее время внушение в гипнотическом сне нахо­дит широкое применение в различных видах спорта.

С помощью гипносуггестивных воздействий можно лик­видировать многие неблагоприятные состояния спортивной тренировки, а в соревновательных условиях повышать спортивные результаты.

Установлено, что с помощью внушений в гипнотическом состоянии можно преодолевать различные «психологические барьеры», регулировать неблагоприятные предстартовые состояния и более эффективно восстанавливать и повышать спортивную работоспособность.

Фракционный гипноз проводится в начале работы со спортсменом. Заключается в том, что через 2-3 мин после со­здания определенного гипнотического состояния спортсмена выводят из него, спрашивают об ощущениях, устраняют помехи, а затем довольно быстро вновь погружают в гипно­тическое состояние. Обычно при каждом последующем по­гружении удается добиться более глубокой его стадии. Од­нако не следует стремиться обязательно формировать глу­бокое гипнотическое погружение. Опыт показывает, что уже стадии общей релаксации бывает вполне достаточно для решения основных задач психорегуляции. Но иногда требу­ется, чтобы спортсмен был более глубоко заторможен, осо­бенно когда речь идет о специфической настройке на дея­тельность, где ему надо «преодолеть себя»: побороть страх перед соперником, устранить чувство неприязни к товарищу по команде и т.п.

В зависимости от того, насколько успешно проходит по­гружение, можно в дальнейшем или наращивать глубину гип­нотического состояния (это зависит и от конкретных требо­ваний выполняемого задания) или переходить к решению поставленных задач путем целенаправленного внушения. Следует помнить, что при каждом последующем погружении его глубина нарастает. Практика показывает, что больше 4-5 циклов «погружение - выход» делать нецелесообразно. Период гипносуггестивного внушения не должен занимать больше 40 мин (оптимальным является 30-минутный отрезок времени), так как процедура начинает надоедать спортсме­ну, он засыпает, становится трудно удерживать контакт с ним. Устает и сам психолог, а значит, снижается его эмоцио­нальный настрой, ухудшается мышление, и слова становятся стереотипными и шаблонными.

Гипносуггестия с приемом «репортаж»

Прием гипносуггестии, условно названный «репортаж», основан на принципах фракционного метода, однако имеет и определенную специфику. По общепринятой методике осу­ществляется внушение состояния релаксации, покоя, фикса­ции внимания на голос и т.п. После наступления требуемого состояния психолог изменяет манеру контакта. Его речь ста­новится естественной по звучанию, он в четком репортаж-ном стиле описывает конкретную ситуацию, которую должен «увидеть» спортсмен. Выполнение в этих условиях опреде­ленных действий преследует цель их лучшего закрепления, вплоть до автоматизации.

Постгипнотическое (отсроченное) внушение. Может реализовываться через несколько дней. Используется в случае, если психолог или врач не могут выехать вместе со спорт­сменом на соревнование.

^ Внушение в бодрствующем состоянии

Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или, наоборот, предстартовую апатию. При этом обычно применяется тот или иной способ отвлечения, разговор о посторонних предметах, не затраги­вающих «острых» или «болезненных» тем. Иногда использу­ются такие приемы, как полемика, логические рассуждения. В последнем случае идет как бы косвенное внушение, построен­ное на сравнении, примерах с последующим ненавязчивым под­ведением итога.

Убеждение преследует более четкие целевые задачи. Спортсмена непосредственно или настраивают на конкрет­ную деятельность, или убеждают в нерациональности того или иного поведения, состояния (например, слишком высо­кой нервно-психической активности). При этом могут быть использованы разные приемы психической защиты (фанта­зии, рационализации или замещения).

При фантазии обрисовываются ситуации, которые мог­ли бы сложиться при другом поведении спортсмена. Неред­ко он и сам включается в это представление, что дает ему возможность дренировать свои эмоции.

При рационализации смысл убеждения сводится к тези­су: «Все, что ни случилось, к лучшему».

При замещении убеждение основывается на принципе: если не то, так это. Следует подчеркнуть, что эти способы психической защиты могут применяться и в процессе само­регуляции.

Приказ является наиболее императивной формой вну­шения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким, кратким, типа «Вперед!», «Смелей!», «Быстрей!» и т.д. Часто приказ завершает убеждение, но может приме­няться и самостоятельно. Кроме приказов (средства гетерорегуляции) могут использоваться и самоприказы (средства аутовоздействия).

Рациональное внушение является более сложным методом вербальной гетерорегуляции. В его процессе следует:

1) логически убедить спортсмена в необходимости выпол-. нить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность;

2) устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;

: 3) определить благоприятную перспективу, которая мо­жет быть у спортсмена, если он будет следовать предлагае­мым психогигиеническим советам.

Косвенное внушение и плацебо-эффект

В работе со спортсменами иногда могут быть весьма эф­фективны (особенно когда речь идет о лицах с повышенной внушаемостью, ипохондрической или истероидной наклон­ностью). Под ними понимают назначение слабого палиативного средства или какого-либо гимнастического упражнения при одновременном упоминании (как бы между прочим) о большом эффекте данного препарата или метода.

Плацебо - это нейтральный препарат, лишь внешне на­поминающий настоящий.

В ряде случаев, особенно когда спортсмен в погоне за достижением высоких результатов начинает использовать самые разнообразные средства, плацебо может снять избы­точное эмоциональное напряжение, вызвать эффект дости­жения цели, конкретизацию задачи подготовки себя (с пози­ции атлета) к соревнованию.

Конечно, злоупотреблять ни косвенным внушением, ни тем более плацебо нельзя. Однако в ряде случаев при разум­ной тактике психорегуляции применять эти методы весьма целесообразно.

Невербальные методы

Невербальные аппаратурные методы - те, где использу­ется какая-либо аппаратура.

^ Контактные аппаратурные методы

Это такие методы, где есть прямой контакт с телом спорт­смена.

Из аппаратурных методов заслуживают внимания те, ко­торые позволяют формировать то или иное сноподобное со­стояние. Для этого применяются аппараты типа «Электро-сон», ПЭЛАНА (прибор электроанальгезии) и ЛЭНАР (лечебный электронаркоз), позволяющие достигать хороше­го сноподобного эффекта.

Применение только словесных методов психорегуляций в ряде случаев бывает недостаточно. Основными причина­ми этого являются: а) недостаточная внушаемость спортсмена; б) неумение пользоваться методами гетеро- или ауторегуля-ции; в) отсутствие условий для проведения сеанса; г) значи­тельное снижение или, наоборот, повышение нервно-психи­ческого напряжения; 3) неверие в эффективность словесных методов воздействия.

В этих случаях большую помощь оказывают аппаратур­ные методы восстановления: 1) формирование сноподобно­го состояния с помощью методов электроанальгезии; 2) элек­тромассаж; 3) электропунктура.

Центральная анальгезия. Физические основы восстано­вительных механизмов центральной анальгезии заключают­ся в том, что благодаря воздействию на центральную нервную систему подобранных по форме и частоте импульсных токов в ней формируются участки распространяющейся депрессии.

В результате в коре больших полушарий головного моз­га создаются оптимальные условия для процессов саморегу­ляции, обеспечивается нейровегетативная защита жизненно важных функций организма при различных стрессовых со­стояниях.

Большинство спортсменов при проведении сеансов элек­троанальгезии испытывают ощущения покоя, тепла в конеч­ностях, отмечают облегчение, исчезновение переживаний и навязчивых мыслей. Лишь немногие жалуются на неприят­ные ощущения; если жалобы повторяются, процедуру лучше не проводить. Существуют индивидуальные колебания наи­более эффективной продолжительности процедуры, однако в среднем для восстановления психической работоспособно­сти бывает достаточно 20-30 мин.

Использование центральной анальгезии хорошо соче­тать с вербальными методами восстановления.

Электромассаж. Под этим термином понимается комплекс методик импульсного воздействия слабым током (сила тока не больше 650 мкА) на различные мышечные группы. Генерато­ром импульсов является 6-канальный миостимулятор ЭМС-02, разработанный ВНИИ медицинской техники МЗ СССР. Осо­бенность прибора состоит в том, что он позволяет одновре­менно стимулировать 6 мышечных групп: живота, передней поверхности бедер, задней поверхности бедер и спины. Кро­ме того, соблюдается такая последовательность подачи сиг­налов, что спортсмен чувствует как бы круговое движение импульсов по телу в виде легкого дуновения теплого ветра.

^ Аппаратурные бесконтактные методы

Аппаратурные бесконтактные - это те методы, в кото­рых используется аппаратура, но прямого контакта с телом спортсмена нет.

Музыкотерапия

Одним из действенных средств, способствующих повыше­нию эффективности спортивной деятельности, может служить функциональная музыка, под которой понимаются специаль­но подобранные музыкальные произведения различных жан­ров, призванные направленно стимулировать и регулировать деятельность рабочих функций и психических состояний спортсменов.

Использование этого средства весьма перспективно по­тому, что в необходимый момент под влиянием специальной музыки на фоне передаваемых ею положительных эмоций и ритмических пульсаций можно существенно повысить рабо­тоспособность спортсменов, минуя сопутствующие психичес­кие перенапряжения и связанные с ними отрицательные по­следствия.

Цветотерапия

Воздействие разных цветов на организм человека весь­ма многообразно и всегда занимало пытливые умы. Наблю­дения многих поколений ученых доказали взаимосвязь цве­та и состояния психики человека.

Видеозаписи

Это могут быть фильмы определенного содержания, от­дельные клипы, несущие заряд определенных эмоций. Для успокоения, снятия напряжения рекомендуется просмотр пей­зажей (лесных, морских) с определенным музыкальным и тек­стовым сопровождением.

^ Безаппаратурные методы

Акупрессура - стимуляция биологически активных точек (БАТ) может проводиться вручную и с помощью приборов.

В спортивной практике применяются два варианта воз­действия на БАТ: возбуждающий и тормозящий. В первом случае воздействие краткое, но более интенсивное, во вто­ром - более длительное, но слабое. В зависимости от за­дач психорегуляции можно использовать тот или иной ва­риант. Возбуждающий вариант рекомендуется в тех слу­чаях, когда надо быстро мобилизовать функциональные возможности спортсмена, например, после электросна. Сти­мулируют так называемые «точки общего действия», ко­торые имеются на каждом из меридианов

Противопоказаний для стимуляции БАТ немного. Глав­ное - ее не следует применять ослабленным спортсменам или при сильном утомлении.

Для применения электропунктуры необходима специаль­ная подготовка. В нашей стране ее имеют право проводить только врачи, окончившие курсы рефлексотерапии.

Переключение внимания, памяти, мышления заключается в переносе их на образы и явления, вызывающие положитель­ные эмоциональные реакции. Сосредоточение на технике, а не на результате. Необходимо направлять внимание на хо­рошую подготовленность спортсмена и слабость его сопер­ника.

Психофармакология - использование фармакологичес­ких средств для регуляции психического состояния. Исполь­зовать только в экстремальных случаях по рекомендации врача. Регулярное употребление не рекомендуется, т.к. оно ведет к привыканию, что влечет за собой увеличение дозы и зависимости от него спортсмена.

Психофармакологические средства - 5 групп:

1. Транквилизаторы - действие успокаивающее, снижает психическое напряжение, страх, тревогу, нормализуют пси­хическое состояние, уменьшают вегетативные расстройства.

2. Антидепрессанты - улучшают настроение - 2 группы:

- одни успокаивают и повышают настроение;

- другие стимулируют психомоторную активность.

3. Психостимуляторы - тонизирующее действие, стиму­лируют мотивацию достижений.

4. Ноотропы - действуют на разум, улучшают деятель­ность высших психических функций.

5. Адаптогены (преимущественно растительного проис­хождения - женьшень, элеутерококк, золотой корень, лимон­ник и др.).
2.3. Методы саморегуляции

Вербальные

Аутогенная тренировка и ее модификации

Само слово «аутогенная» состоит из двух слов «аутос» -сам и «генос» - родящий. Многие авторы называют ее «са­могипнозом». Это близко к истине, но аутогенная трениров­ка отличается от гипноза (табл. 2).

Аутогенная тренировка основана на самовнушении. Раз­работана немецким врачом И.Шульцем. В спортивной прак­тике стала применяться в 50-е годы прошлого века. Позже на ее основе были разработаны различные варианты, кото­рые отвечают задачам спорта. Наиболее широкое распрос­транение получила психорегулирующая тренировка (ПРТ) (Алексеев А.В., Гиссен Л.Д.)

Методика психорегулирующих тренировок, направлен­ная на оптимизацию общего и психического состояния спорт­смена, проверена уже во многих видах спорта. И если эта работа проводится терпеливо, регулярно, действительно как тренировка, то через несколько месяцев занятий становится заметным положительный эффект.

Применяя психорегулирующие тренировки, можно ре­шать следующие задачи:

- снижать излишнее возбуждение;

- переводить спортсмена в состояние внушенного или са­мовнушенного сна;

- активизировать процесс восстановления;

- облегчать засыпание;

- применять идеомоторную тренировку в сноподобном состоянии;

- подготавливать тактические варианты;

- подготавливать спортсмена (команду) к участию в кон­кретном соревновании;

- обеспечивать оптимальное психическое состояние.

Психорегулирующая тренировка состоит из двух основ­ных частей - успокоения и мобилизации. Именно наличие этих двух противоположно направленных по своему действию ча­стей и отличает психорегулирующую тренировку.

Успокаивающая часть ПРТ - вариант аутогенной трениров­ки, имеющий лишь некоторые методические особенности. Во вре­мя успокаивающего занятия осуществляется перевод в аутоген­ное погружение - особое состояние сниженного уровня бодрство­вания, напоминающее глубокую приятную дремоту. Физиологи­чески аутогенное погружение близко к промежуточной, переход­ной, фазе между сном и бодрствованием.

Интонационная тренировка

Нервное напряжение повышает не только тонус мышц лица и тела, но и гладкой мускулатуры, а также изменяет со­стояние голосового аппарата. Изменение голоса при волне­нии - прямое следствие этого процесса. Очень важно помнить звучание своего голоса в состоянии высокой работоспособ­ности, а затем следить за ним в процессе выполнения ответ­ственных действий. Проверяется состояние звучания голоса тихо. Это процесс интимный. Обычно произносится звук «о». Если он звучит чисто, легко изменяется по тембру и высоте, значит, все в порядке. Если в звучании голоса есть какие-то отклонения, надо немедленно добиться устранения ненуж­ной мышечной зажатости. Таким образом, голос может быть и естественным индикатором психического состояния, и сред­ством саморегуляции.

Библиотерапия или регуляция состояния с помощью чте­ния литературы.

Это может быть книга, которую перечитываешь по мно­гу раз, не теряя к ней интереса, всегда находя в ней что-то новое. Для одних - это томик стихов любимого поэта, для других - рассказы писателя-сатирика, для третьих - стра­ницы биографии человека, которому хочется подражать. Перечитывая любимые страницы, не только успокаиваешь­ся. Возникают особые чувства, ассоциации, постепенно ухо­дит плохое настроение, формируется вера в себя, в свои воз­можности.

Невербальные

Невербальные аппаратурные. Те же методы, что и при ге-терорегуляции, которые спортсмен может использовать при наличии аудио- и видеоаппаратуры плюс различные элект­ромассажеры и прочая аппаратура.

Невербальные безаппаратурные.

Физические упражнения. Они используются для регу­ляции эмоциональных состояний. Такие упражнения мо­гут быть различными по скорости, амплитуде, последо­вательности, направлению движений, мышечным напря­жениям и т.п.

Подбирая и применяя физические упражнения, которые по своим пространственным, временным и силовым особен­ностям характерны для тех или иных эмоциональных состо­яний, можно в известной мере произвольно изменять эти со­стояния.

При пониженном возбуждении или настроении подав­ленности напряженность, темп, ритм, амплитуда и разно­образие двигательного содержания упражнений иные, чем при состояниях повышенного возбуждения. Все эти при­емы изменяют в зависимости от индивидуальных особен­ностей эмоциональных состояний спортсмена перед сорев­нованием.

Установлено, что размеренные, ритмичные, плавные дви­жения с широкой амплитудой успокаивают, а резкие, энер­гичные, быстрые, напротив, возбуждают и бодрят. Подобные двигательные упражнения могут применяться не толь­ко перед выступлением в соревновании, но и в перерывах между отдельными попытками, а также в любых случаях, когда имеется в этом потребность.

Дыхательные упражнения, применяемые в разном рит­ме, с различным соотношением продолжительности вдо­ха, выдоха и паузы между ними в зависимости от их на­значения. Для подбадривания, например, применяется «полное дыхание» с сильным выдохом. Упражнения с мед­ленным, постепенным вдохом и выдохом являются успока­ивающими. С ритмом и продолжительностью, глубиной и правильной последовательностью дыхательных движений связано укрепляющее действие этих упражнений на нерв­ную систему.

Как и усвоение других физических упражнений, овладе­ние правильным дыханием требует тренировки. В результа­те тренировки по системе дыхательных упражнений дости­гается большая дифференцировка в дыхательных движени­ях и возможность очень тонкой произвольной регуляции дыхания.

Овладев техникой дыхания, следует сочетать дыхатель­ные упражнения с разнообразными движениями и положе­ниями тела, с различными физическими упражнениями.

Специальные виды массажа и самомассажа, применя­емые перед соревнованиями и после них. Предваритель­ный массаж проводится непосредственно перед выступ­лением. При сильном возбуждении проводится успокаи­вающий массаж. Его цель - уменьшить состояние «стар­товой лихорадки». При этом применяются мягкие, плавные и легкие движения по поверхности тела: поглаживания и легкие разминания, спокойные потряхивания, похлопы­вания.

При угнетенном состоянии спортсмена перед выступле­нием применяется другой вид массажа, цель которого - по­высить общий тонус нервной системы, поднять ее возбудимость, вызвать бодрое настроение. В этих случаях применя­ются эффективные приемы с энергичным прорабатыванием мускулатуры и воздействием на поверхность тела: энергич­ные разминания, более резкие похлопывания, потряхивания, быстрые поглаживания и растирания.

Приемы массажа оказывают благоприятное, успокаи­вающее или возбуждающее воздействие на нервную сис­тему, общее самочувствие через рецепторы кожи, веноз­ную и лимфатическую системы, усиливают обмен веществ в тканях тела, влияют на работу сердца. Успокаивающий массаж вызывает приятные ощущения, снижает чрезмер­ное возбуждение и напряжение, переживаемые перед стар­том. Возбуждающий массаж повышает общий тонус нервной системы, вызывает чувство бодрости, энергии, готовности к борьбе.

Спортсмен должен уметь пользоваться простейшими приемами массажа (самомассажа).

Преднамеренное изменение направленности и содержания представлений и мыслей. В борьбе с неблагоприятными эмо­циональными состояниями большой эффективностью отли­чаются психологические приемы сознательного изменения содержания представлений, направленности мыслей, связы­вающихся в прежнем опыте с теми или иными эмоциями. Что­бы избавиться от невольно возникающих мыслей и представ­лений, например о возможности поражения в соревновании, о неудачах, которые могут помешать победе, следует сознатель­но вызывать у себя другие, положительно эмоционально окрашенные представления и мысли (об удачно проведенном соревновании, о хороших результатах на тренировках и т.п.). У бегуна, например, могут возникнуть неприятные реакции при мысли о преимуществе противника, который обходит его на дистанции. Этим мыслям следует противопоставить другие: «Противник тоже утомлен», «Это его последний рывок вперед», «Он тяжело дышит», «Скоро исчерпает свои возмож­ности», «Я же буду настойчиво, упорно бороться».

Развитие произвольного внимания. Умение по своему же­ланию своевременно отвлечься от возбуждающих и утомля­ющих раздражений, умение направить и сосредоточить вни­мание на нужный объект, быстро и со всей интенсивностью внимания включиться в работу в требуемый момент чрезвы­чайно важно для спортсмена.

Внимание не должно длительно фиксироваться на отри­цательных переживаниях и неудачах во время соревнований. Если перед соревнованиями фиксировать внимание спортсме­на на его недостатках и слабых сторонах, то это может вы­звать состояние подавленности, чувство неуверенности, ко­торые отрицательно скажутся на активности спортсмена. Своевременное переключение внимания на явления, вызы­вающие положительные реакции, помогает регулировать и эмоциональные состояния.

Активизация чувства уверенности. Укрепление чувства уверенности и его активизация необходимы спортсмену при смелых и решительных действиях, при выполнении спортив­ных упражнений повышенной для него трудности, особенно в условиях соревнований.

Здоровое чувство уверенности формируется на основе трезвой, критической, проверки и оценки реальных условий деятельности, своих сил и возможностей, критической оцен­ки сил своих соперников. Уверенность спортсмена укрепля­ется по мере накопления опыта преодоления трудностей, переживаний успеха и неудачи, расчетливой организации всех своих действий.

Укреплению уверенности способствует правильная, хоро­шо организованная и своевременная информация спортсмена о предстоящих условиях его выступления на соревнованиях, ходе спортивной борьбы и возможностях успешного ее исхода. Активизации здорового чувства уверенности способствуют эмо­ционально окрашенные представления об имевшихся в опыте спортсмена удачах в тренировках и выступлениях, о своих до­стижениях, об успешных решениях спортивных задач.

Идеомоторная тренировка - это планомерно повторяе­мое мысленное представление спортивно-технического на­выка.

Активное представление спортсменом двигательного навыка, действия служит отвлекающим фактором при не­благоприятном состоянии перед стартом, началом по­единка.

Мимические и пантомимические упражнения. Известно, что эмоции всегда связаны с определенными проявлениями, внешним выражением переживаемых состоя­ний, например страха, радости, печали. Именно с этими свой­ствами внешнего проявления эмоций связаны приемы наме­ренного подавления, задержки или проявления внешних эмо­циональных реакций, а тем самым и подавления, задержки или усиления соответствующей эмоции. Так, сдерживая смех или улыбку, спортсмен может подавить и порыв веселья; на­ходясь в угнетенном состоянии, может заставить себя взбод­риться и улыбнуться, и т.д.

Следует отметить, что эмоции, которые человек пережи­вает, всегда получают внешнее выражение в мимике и пан­томимике. Функция мимических мышц глубоко связана с филогенетическим развитием человека, что было доказано еще Дарвином. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц и другими выразительными дви­жениями тела, человек приобретает в какой-то мере умение владеть собой, подавлять, вызывать или изменять опреде­ленные эмоции.

Если спортсмен, сознательно контролируя себя, замеча­ет, что он робеет, движения его скованны, лицо напряжено, он может намеренно расслабить мышцы, улыбнуться свое­му сопернику. Это успокоит, избавит его от появившейся робости.

Важно иметь в виду, что внешнее выражение эмоций, например смех, слезы огорчений, зевок от скуки, вызыва­ет соответствующие подражательные реакции и сопереживание у наблюдающих. Так, видя, как весело смеется кто-либо, мы часто сами начинаем смеяться, заражаясь весельем, хотя не знаем даже его причины. Заразитель­ность эмоций, их свойство вызывать определенные сопе­реживания и реакции двигательного, секреторного харак­тера, можно использовать при регуляции собственных эмо­циональных состояний. Чтобы подавить неуместный смех, надо посмотреть на серьезные лица окружающих людей; чтобы вызвать у себя бодрое настроение, полезно побыть в обществе бодро и уверенно настроенного человека, под­ражая ему, принять уверенную позу, поднять голову, бод­ро взглянуть вокруг.
Заключение

В выборе и применении конкретных приемов регуляции эмоциональных состояний большое значение имеет правиль­ный учет индивидуальных особенностей того или иного спортсмена. Необходимо учитывать особенности опыта его выступлений в соревнованиях, подготовленности и трениро­ванности, развития волевых качеств, индивидуальные недо­статки и преимущества в проявлении силы воли, а также дру­гие характерные особенности спортсмена (ответственность, добросовестность, общительность, самолюбие).

При выборе конкретных приемов отвлечения, успокоения, подбадривания необходимо сообразовывать эти приемы с ин­тересами, вкусами, склонностями данного спортсмена. Чрезвычай­но важно применяемые приемы согласовывать с индивидуаль­но-типологическими свойствами нервной системы спортсменов.

Все рассмотренные методы психорегуляции могут еще де­тализироваться. Однако совершенно очевидно, что решение любой из стоящих перед психорегуляцией задач будет значи­тельно эффективнее при комбинировании средств воздействия.

Причем речь идет не о механическом наборе методов, а о подборе методов, дополняющих друг друга. Именно при таком подходе в полной мере реализуется главный принцип интеграции на системной основе: элементы, включенные в функциональную систему, должны взаимосодействовать до­стижению требуемого результата.

Комбинация средств воздействия определяется рядом ли­митирующих факторов, среди которых можно выделить этап подготовки, обученность спортсменов приемам самоконтроля и саморегуляции, их установки на методы психорегуляции, особенность выраженности акцентуированных черт харак­тера, специфику психической самозащиты, особенность мо­тивации и средств ее саморегуляции.


Литература

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.: ФиС, 1985.

2. Булкин В.А., Киселев Ю.Я., Крючек С. С. Оперативная ди­агностика эмоционального возбуждения у спортсменов. В сб. Психологические проблемы предсыоревновательной под­готовки квалифицированных спортсменов. - Л.: ЛНИИФК, 1977.

3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спорте. -М.: ФиС, 1981.

4. Дашкевич О.В. Средства предупреждения неблагоприят­ных эмоций спортсменов. - М.: ГЦОЛИФК, 1973.

5. Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в ре­альных условиях спортивной деятельности // Международ­ный сборник научных статей. - М.: ФиС, 1983.

6. Кретти Б. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978.

7. Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.

8. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964.

9. Лобзин B.C., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. -Л.: Медицина, 1986.

10. Матова М.А. О регуляции психических состояний спорт­сменов перед соревнованиями // Материалы научной конфе­ренции психологов спорта социалистических стран. - М.: ГЦОЛИФК, 1970.

11. Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов А.А. О психичес­ких состояниях в спортивной деятельности. Психология и современный спорт // Сб. научных работ психологов спорта социалистических стран / Сост. П.А. Рудик, В.В. Медведев, А.В. Родионов. - М.: ФиС, 1973.

12. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.

13. Общая и спортивная психология. Часть 2. Основы спортивной психологии / Под ред. Бабушкина Г.Д., Мельни­кова В.М. - Омск: СибГАФК, 2000.

14. Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. -М.: ФиС, 1979.

15. Руководство по психотерапии / Под ред. Рожнова В.Е. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - Ташкент: Меди­цина, УзССР, 1975.

16. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.

17. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1975.

18. Хекалов Е.М. Опыт применения вербальной гетеросуггестии в состоянии релаксации для борьбы с негативными эмоциями // Материалы региональной научно-методичес­кой конференции, посвященной 100-летию Олимпийского движения / Под ред. А.В. Лупандина. - Хабаровск: ХГИФК, 1994.

19. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: ФиС, 1980.


Скачать файл (250 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации