Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Караваева Е.В. (Сост.) УМК по дисциплине Психологические службы в муниципальных организациях - файл 1.doc


Караваева Е.В. (Сост.) УМК по дисциплине Психологические службы в муниципальных организациях
скачать (725.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc726kb.03.12.2011 15:30скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7




АДМИНИСТАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
САМАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Социальный факультет

Кафедра Психологии общей и прикладной психологии
УТВЕРЖДАЮ

Декан Социального факультета

__________________Герасимов О.В.

«22» октября 200 8_г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине: Психологические службы в муниципальных организациях

для студентов специальности 030301.65 « Психология»
Одобрено Советом Социального факультета

Протокол _№3___

от « 22___»_октября2008_г.

Председатель ___________

Самара 2008г.




^ АДМИНИСТАЦИЯ ГОРОДА САМАРА

САМАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Психологии управления и консультирования

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _Герасимов О.В

«______» _______________200_г.
^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психологические службы в муниципальных организациях
Для специальности Психология

Разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалиста по специальности 03030165» «Психология»и учебным планом Самарского муниципального института управления
Программу разработала

ст. преп. Караваева Е.В.

Рассмотрена на заседании кафедры

общей и прикладной психологии

Протокол № 2

от «15» сентября 2008_ г.

Зав. кафедрой ____________Никитина Т.А.
Одобрено Советом Социального факультета

Протокол № 3

от «22» октября 200 8 г.

Председатель ____________Герасимов О.В.
Самара 2008

1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью данного курса является ознакомление студентов с исследованием организации, основными направлениями, содержанием профессиональной деятельности психологических служб муниципальных организаций г. Самара, а именно: Муниципальных центров социальной и психологической поддержки населения «Семья», реабилитации, социальными приютами или гостиницами, их руководство осуществляет Комитет по вопросам семьи, материнства и детства, Управлениями социального обслуживания и защиты населения (УСОЗН) районов г. Самара, психологических служб системы образования, в том числе, Центров развития образования, Центров профессиональной ориентации и трудоустройства, пенитенциарной системы, органов правозащиты.

Задачей курса является активация полученных знаний о содержании, структуре, организации и деятельности психологических служб психологом-практиком в ходе профессиональной деятельности. освещены специфика и основные методы, применяемые в различных направлениях работы с различными категориями населения г. Самара. Дан сравнительный анализ с организацией, содержанием и методами аналогичных зарубежных служб.

^ 1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

В ходе изучения курса студенты должны приобрести следующие знания:

- овладение основными понятиями организации работы, структуры и некоторых направлений деятельности психологических служб муниципальных организаций;

- ознакомление с основными направлениями и спецификой содержания деятельности данных психологических служб;

В ходе изучения курса студенты должны приобрести следующие умения:

- оперировать различными определениями: эффективность деятельности муниципальной организации (предприятия);

- определять факторы социальной и психологической уязвимости личности, требующие профилактической или коррекционной деятельности психологических служб соответствующих муниципальных организаций;

- уметь определять возможные пути, стратегии и технологии коррекции;

- определять факторы и стратегии профилактики профессионального и эмоционального сгорания муниципальных служащих.

^ 1.3.Связь с другими дисциплинами государственного стандарта

Преподавание курса предполагает усвоение других дисциплин государственного образовательного стандарта: «Социальная психология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Клиническая психология», «Организационная психология», «Педагогическая психология», «Юридическая психология».
^ 2. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дневное обучение



Вид учебных занятий

Количество часов




8 семестр

Всего

^ Всего часов аудиторных занятий

41

41

Лекции

22

22

Практические занятия (семинары)

12

12

Лабораторные занятия

Не предусмотрены

Не предусмотрены

Консультации

1

1

Консультации к экзаменам







Форма итогового контроля (зачет)

6

6

^ Всего часов самостоятельной работы







Подготовка к практическим занятиям







Разработка курсового проекта

Не предусмотрены

Не предусмотрены

Подготовка контрольных работ

Не предусмотрены

Не предусмотрены

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку







^ Всего часов по дисциплине









Заочная форма обучения


Вид учебных занятий

Количество часов

/столбец нужен, если дисциплина ведется в нескольких семестрах и нужно суммировать общее число часов/

5

6

Всего

^ Всего часов аудиторных занятий

9

22

31

Лекции

8




8

Практические занятия (семинары)




4

4

Лабораторные занятия










Консультации

1




1

Консультации к экзаменам










Форма итогового контроля (зачет)




6

6

^ Всего часов самостоятельной работы










Подготовка к практическим занятиям










Разработка курсового проекта










Подготовка контрольных работ




12

12

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку










^ Всего часов по дисциплине













СП

Вид учебных занятий

Количество часов




6 семестр

Всего

^ Всего часов аудиторных занятий

13

13

Лекции

8

8

Практические занятия (семинары)

2

2

Лабораторные занятия







Консультации

1

1

Консультации к экзаменам







Форма итогового контроля (зачет)

2

2

^ Всего часов самостоятельной работы







Подготовка к практическим занятиям







Разработка курсового проекта







Подготовка контрольных работ







Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку







Всего часов по дисциплине










^ 3. Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения

№темы п/п

Темы п/п


^ РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ


Количество часов







Всего

Лекции

Практ.

занятия

Лабор.

занятия

Сам.

раб.




Раздел I. Психологическая служба органов Управления.
















1.

Особенности и содержание деятельности психологов муниципальных органов Управления.

2

2













Раздел II. Основные направления деятельности психологической службы г. Самара
















2.

Структура организации психологических служб муниципальных организаций различной направленности

1

1










3.

Специфика деятельности муниципальных психологических служб различной принадлежности

1

1











4.

Содержание психологической деятельности муниципальных и негосударственных организаций

2

2













Раздел III. Психологическая служба в организациях помощи семье.
















5.

Структура, организация и содержание психологической деятельности муниципальных организаций помощи семье.

4

2

2







6.

Психологические службы социально-реабилитационных центров и социальных гостиниц

4

2

4







7.

Психологические службы реабилитационных центров для детей с особыми потребностями

3

3










8.

Структура, организация и содержание психологической деятельности организаций социальной защиты населения

3

2

2










Раздел VI. Структура, организация и содержание деятельности психологических служб органов образования.
















9.

Психологические службы дошкольных и школьных и профессионального образования учреждений

1

1










10.

Деятельность психологических служб детских домов, школ-интернатов

1

1










11.

Деятельность психологических служб Центров развития образования

2

1

1










Раздел IV. Деятельность психологических служб различных муниципальных организаций и предприятий.
















12.

Психологическая служба муниципальных центров трудоустройства и переподготовки населения

6

2










13.

Специфика организации и содержания психологической деятельности органов здравоохранения
















14.

Структура, организация и содержание психологической деятельности пенитенциарной системы.

4

2

2










Итого

34

22

12







^ Заочная форма обучения






Темы п/п




^ Разделы и темы

Количество часов

Всего

Лекции

Практ.

занятия

Лаб. занят.


Сам.

раб.




Раздел I. Психологическая служба органов Управления
















1

Особенности и содержание деятельности психологов муниципальных органов Управления.




2

1










Раздел II. Основные направления деятельности психологической службы г. Самара
















2

Структура организации психологических служб муниципальных организаций различной направленности
















3

Специфика деятельности муниципальных психологических служб различной принадлежности




6

3

















































^ РАЗДЕЛ I. Психологическая служба органов Управления.
ТЕМА 1. Особенности и содержание деятельности психологов муниципальных органов Управления.

Специфика функциональных обязанностей, целей и задач основных направлений деятельности психологической службы Муниципальных органов управления: обеспечение психологического здоровья и работоспособности сотрудников органов Управления; организация оптимальных условий сотрудничества (организация «мозговых штурмов» и т.д.); организация мониторинга имиджа сотрудников органов Управления среди населения; разработка и обеспечение программ по предупреждению профессионального выгорания.
^ Раздел II. Основные направления деятельности психологической службы г. Самара.
Тема 2. Структура организации психологических служб муниципальных организаций различной направленности.

Структура и организация по горизонтали и вертикали, специфика деятельности, основные направления и основное содержание деятельности психологических служб муниципальных организаций различной направленности.
^ ТЕМА 3. Специфика деятельности муниципальных психологических служб различной принадлежности.
ТЕМА 4. Содержание психологической деятельности муниципальных и негосударственных организаций.

Сравнительный анализ содержания и основных форм и направлений деятельности муниципальных и негосударственных организаций, имеющих психологические службы (Комитета военных матерей, Комитета Ветеранов ВОВ и военных конфликтов, «Матери против наркотиков», др.)
^ Раздел III. Психологическая служба в организациях помощи семье.
Тема 5. Структура, организация и содержание психологической деятельности муниципальных организаций помощи семье.

^ Основные направления деятельности муниципальных организаций помощи семье осуществляются по следую­щим аспектам:

- формирование единой базы данных на семьи социального риска;

- разработка и реализация программ поддержки семьи, охрана прав детства;

- обеспечение выполнения на территории города Самары ст. 121, 122, 123 Семейного Кодекса РФ;

- обобщение и анализ работы с семьями социального риска. В совместной деятельности на каждом этапе задействованы все учреждения и общественные объединения. Четко определены функции и ответственность служб, работающих с семьей, т. к. проблемы семей носят комплексный и, как правило, межведомственный ха­рактер.
^ Тема 6. Психологические службы социально-реабилитационных центров и социальных гостиниц.

Социально-психологические особенности детей и подростков из семей социального риска, их социальные, медико-биологические, психологические признаки и их детерминантность. Организация деятельности системы органов социальной защиты, Комитетов по вопросам семьи, материнства и детства г.Самара по оказанию помощи семьям социального риска.
^ Тема 7. Психологические службы реабилитационных центров для детей с особыми потребностями.

Учреждения г. Самара, осуществляющие социальную защиту и помощь детям с особыми потребностями, их психологические службы. Особенности спектра обязанностей психологов в данных учреждениях. Работа психологической службы с семьями детей с особыми потребностями.
^ Тема 8. Структура, организация и содержание психологической деятельности организаций социальной защиты населения.

Основные направления деятельности управлений социального обслуживания и защиты населения (УСО и ЗН) районов города, руководство которыми осуществляет Городское Управление социального обслуживания и защиты населения г. Самара включают:

1-совместную с другими учреждениями здравоохранения, образования, правовых и т.д. работу по решению проблем семьи;

2-обеспечение социальных гарантий гражданам, нуждающимся в социальной поддержке;

3- защиту личных, жилищных и имущественных прав лиц, нуждающихся в социальной и других видах поддержки (пенсионеров, инвалидов, несовер­шеннолетних);

4- организацию лечения, оздоровления и отдыха детей из семей социального риска,пенсионеров, инвалидов;

5- обеспечение трудовой занятостью подростков и лиц из социально незащи­щенных семей;

6- организация досуга и оказание материальной помощи семьям в критической ситуации;

7-организацию системы профилактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних, защиты их прав;

8-комплексное обслуживание малоимущих граждан, пенсионеров, инвалидов путем оказания адекватной своевременной социальной помощи различных видов.

Во всех основных направлениях деятельности управлений социального обслуживания и защиты населения (УСО и ЗН) районов города психологическое сопровождение обеспечивает штат медицинских, педагогических психологов.
^ Раздел VI. Структура, организация и содержание деятельности психологических служб органов образования.

Тема 9. Психологические службы дошкольных и школьных и профессионального образования учреждений.

^ Тема 10. Деятельность психологических служб детских домов, школ-интернатов.

Государственная система выявления и коррекции ДП.

Схема анализа ОП с целью выявления уязвимых областей личности и ее социума и возможностей их коррекции:

1.Индивидуально-психологическая ранимость.

2.Нарушение саморегуляции личности.

3.Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей).

4.Дефицит социально-поддерживающих систем

Руководство, контроль и организация психологической диагностики и коррекции девиантного поведения различных категорий населения государственными муниципальными структурами.

5.Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие ОП.

6.Особенности ОП.

Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах ОП. Основные направления психологической коррекции девиантного поведения личности.
^ Тема 11. Деятельность психологических служб Центров развития образования.
Состав, представленность и особенности содержания деятельности психологических служб Центров развития образования. Функции, роль психологических служб Центров образования в муниципальной структуре.


^ Раздел IV. Деятельность психологических служб различных муниципальных организаций и предприятий.
Тема 12. Психологическая служба муниципальных центров трудоустройства и переподготовки населения.

Особенности деятельности, задач психологических служб центров переподготовки и трудоустройства населения на современном этапе развития общества. Структура и специфика функциональной представленности, основные направления деятельности психологических служб муниципальных центров трудоустройства и переподготовки населения.
^ Тема 13. Специфика организации и содержания психологической деятельности органов здравоохранения.

Деятельность психологов органов здравоохранения включает в себя следующие направления: изучений психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в динамике; изучение нарушений развития психики, характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающим его микросоциумом; создание и применение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
^ Тема 14. Структура, организация и содержание психологической деятельности в юридической сфере.

Особенности деятельности психологов в данной сфере. Работа криминальных психологов по изучению комплекса психологических проблем, связанных с преступностью, формированием личности преступника, мотивов преступного поведения. Деятельность психологов пенитенциарной системы, включающая исследование и психологическую помощь в среде осужденных, а также разработку превентивных психологических мероприятий.
^ 3.3. Практические занятия
1. Структура, организация и содержание психологической деятельности муниципальных организаций помощи семье.

2. Психологические службы социально-реабилитационных центров и социальных гостиниц.

В ходе занятия (выездное) проводится исследование планирования деятельности психологов центров, психодиагностика воспитанников центров и их родственников, помощь психологам центров в практической деятельности.

1. Назовите задачи деятельности СРЦ.

2.Раскрыть содержательный аспект деятельности психологов в СРЦ.

3.Основные направления деятельности психологической службы СРЦ и социальных гостиниц.

4.Формы реабилитации в СРЦ.

5. Каковы основные принципы психологической деятельности в СРЦ и социальных гостиницах.
^ 3. Структура, организация и содержание психологической деятельности организаций социальной защиты населения.
4. Деятельность психологических служб Центров развития образования.
^ 5. Структура, организация и содержание психологической деятельности пенитенциарной системы.

1. Основные направления деятельности психологов в пенинцитарной системе- каковы они?

2.Почему в данной системе психологическая помощь клиентам приобретает особый смысл в плане профилактики будущих противоправных деяний?

3. Каково содержание основных направлений помощи лицам в ИТУ?

^ 3.4 Лабораторный практикум
Учебным планом не предусмотрен.


  1. Активные методы обучения

Выездные занятия с практическим участием в психологической помощи различным категория населения.

Сказкотерапия по проблемам воспитанников СРЦ.


  1. Материальное обеспечение дисциплины




    1. Компьютерный проектор.

    2. Notebook.

    3. Экран.

    4. Теле- и видеоаппаратура.

    5. Костюмы, необходимые для сказкотерапии



  1. Курсовая работа


Учебным планом не предусмотрена.


  1. Контрольные работы


1.Структура организации психологических служб муниципальных организаций различной направленности.

2.Специфика деятельности муниципальных психологических служб различной принадлежности.

3.Психологическая служба в организациях помощи семье.

4.Структура, организация и содержание психологической деятельности муниципальных организаций помощи семье.

5.Основные направления деятельности муниципальных организаций помощи семье.

6. Разработка и реализация программ поддержки семьи, охрана прав детства.

7.Психологические службы социально-реабилитационных центров и социальных гостиниц.

8.Социально-психологические особенности детей и подростков из семей социального риска, их социальные, медико-биологические, психологические признаки и их детерминантность.

9.Организация деятельности системы органов социальной защиты, Комитетов по вопросам семьи, материнства и детства г.Самара по оказанию помощи семьям социального риска.

10.Психологические службы реабилитационных центров для детей с особыми потребностями.

11.Структура, организация и содержание психологической деятельности организаций социальной защиты населения.

12.Основные направления деятельности управлений социального обслуживания и защиты населения (УСО и ЗН) районов г. Самара.

13.Структура, организация и содержание деятельности психологических служб органов образования.

14.Особенности организации психологической службы образования за рубежом.

15.Психологические службы дошкольных и школьных и профессионального образования учреждений.

15.Деятельность психологических служб детских домов, школ-интернатов.

17.Деятельность психологических служб Центров развития образования.

18.Психологическая служба муниципальных центров трудоустройства и переподготовки населения.

19.Специфика организации и содержания психологической деятельности органов здравоохранения.

20.Основные направления деятельности психологической службы органов здравоохранения: изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение.

21.Деятельность психологов пенитенциарной системы.

22.Мотивация отказа от профессиональной деятельности сотрудников муниципальных организаций.


  1. Вопросы к зачету

  1. Психологическая служба органов Управления.

  2. Особенности и содержание деятельности психологов муниципальных органов Управления.

  3. Основные направления деятельности психологической службы г. Самара.

  4. Структура организации психологических служб муниципальных организаций различной направленности.

  5. Специфика деятельности муниципальных психологических служб различной принадлежности.

  6. Содержание психологической деятельности муниципальных и негосударственных организаций.

  7. Сравнительный анализ содержания и основных форм и направлений деятельности муниципальных и негосударственных организаций, имеющих психологические службы (Комитета военных матерей, Комитета Ветеранов ВОВ и военных конфликтов, «Матери против наркотиков», др.)

  8. Психологическая служба в организациях помощи семье.

  9. Структура, организация и содержание психологической деятельности муниципальных организаций помощи семье.

  10. Основные направления деятельности муниципальных организаций помощи семье.

  11. Разработка и реализация программ поддержки семьи, охрана прав детства.

  12. Обобщение и анализ работы с семьями социального риска.

  13. Учреждения и общественные объединения, сотрудничающих в решении проблем помощи семьям социального риска.

  14. Психологические службы социально-реабилитационных центров и социальных гостиниц.

  15. Социально-психологические особенности детей и подростков из семей социального риска, их социальные, медико-биологические, психологические признаки и их детерминантность.

  16. Организация деятельности системы органов социальной защиты, Комитетов по вопросам семьи, материнства и детства г.Самара по оказанию помощи семьям социального риска.

  17. Психологические службы реабилитационных центров для детей с особыми потребностями.

  18. Учреждения г. Самара, осуществляющие социальную защиту и помощь детям с особыми потребностями, их психологические службы. Особенности спектра обязанностей психологов в данных учреждениях.

  19. Работа психологической службы с семьями детей с особыми потребностями.

  20. Структура, организация и содержание психологической деятельности организаций социальной защиты населения.

  21. Основные направления деятельности управлений социального обслуживания и защиты населения (УСО и ЗН) районов г. Самара.

  22. Структура, организация и содержание деятельности психологических служб органов образования.

  23. Особенности организации психологической службы образования за рубежом.

  24. Психологические службы дошкольных и школьных и профессионального образования учреждений.

  25. Деятельность психологических служб детских домов, школ-интернатов.

  26. Государственная система выявления и коррекции девиантного поведения.

  27. Руководство, контроль и организация психологической диагностики и коррекции девиантного поведения различных категорий населения государственными муниципальными структурами.

  28. Деятельность психологических служб Центров развития образования.

  29. Психологическая служба муниципальных центров трудоустройства и переподготовки населения.

  30. Специфика организации и содержания психологической деятельности органов здравоохранения.

  31. Основные направления деятельности психологической службы органов здравоохранения: изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение.

  32. Основные направления деятельности психологической службы органов здравоохранения: изучение различных проявлений психики в динамике.

  33. Основные направления деятельности психологической службы органов здравоохранения: характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающим его микросоциумом.

  34. Создание и применение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

  35. Структура, организация и содержание психологической деятельности в юридической сфере.

  36. Работа криминальных психологов по изучению комплекса психологических проблем, связанных с преступностью, формированием личности преступника, мотивов преступного поведения.

  37. Деятельность психологов пенитенциарной системы.

  38. Мотивация отказа от профессиональной деятельности сотрудников муниципальных организаций.



  1. Методически рекомендации преподавателю


Применение лекционного материала проводится лучшим образом в конкретных психологических службах указанных муниципальных организаций. При изучении раздела, посвященного деятельности СРЦ, желательно итоговое сказкотерапевтическое занятие, подготовленное студентами (психодиагностика, сценарий) и проведенное ими с воспитанниками центров.
7.Литература:

7.1 Основная

1. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., Академия, 2005.

  1. Крайг. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2006. – 992 с.

  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб., Питер, 2004.

  3. Инструкции деятельности психологов служб различной принадлежности.



  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (725.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации