Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения по специальности: 060400 Финансы и кредит, 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит - файл 1.doc


Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения по специальности: 060400 Финансы и кредит, 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
скачать (1200 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1200kb.03.12.2011 15:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной форм обучения

по специальности:

060400 «Финансы и кредит»,

060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

351400 «Прикладная информатика в экономике»


г. Красноярск

2007 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3



ВВЕДЕНИЕ


Учебно-методическое пособие «Государственные и муниципальные финансы» составлено на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Материалы пособия могут быть использованы студентами при изучении дисциплины «Финансы и кредит» по следующим темам: «Основы теории финансов», «Государственные финансы», «Внебюджетные фонды», «Страхование», «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения».

Задача финансовой науки — подготовка специалистов к ра­боте в рыночных условиях. Знание теоретических закономерно­стей, зарубежного и отечественного опыта, а также действующей законодательной и нормативной базы позволит эффективно вы­полнять служебные обязанности, возлагаемые на государствен­ных и муниципальных служащих различных уровней власти и управления, финансистов, работников бюджетной сферы.

Предмет изучения курса — экономические, организацион­ные, правовые и социальные аспекты государственных и муни­ципальных финансов.

Объект изучения — практический опыт, накопленный в сфе­ре функционирования государственных и муниципальных фи­нансов, государственного финансового регулирования в рамках действующих законодательных и нормативных актов.

Цель изучения курса — на основе теоретического и практи­ческого анализа процессов финансирования и кредитования, а также обобщения законодательных и нормативных документов, опыта рыночных преобразований в государственном и муници­пальном секторах экономики и в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации, планирова­ния, стимулирования, управления государственными и муници­пальными финансами.

Полученные знания позволят ориентиро­ваться в потоке финансовой информации, изменениях законода­тельного и нормативного характера.

Государственные и муниципальные финансы создают условия стабилизации и экономического роста, позволяют управлять бюд­жетными потоками, способствуют реализации финансовой поли­тики.

Данный курс предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий. В процессе самостоятельной работы предусмотрено выполнение контрольной работы. Занятия по отдельным темам могут проводиться в компьютерном классе.


^ 1. Организационно-методический раздел

(рабочая программа дисциплины)

    1. Выписка из ГОС ВПО (образовательный стандарт)

Сущность и функции финансов. Финансово-кредитная система (ФКС). Особенности и роль государственных и муниципальных финансов. Принципы формирования ФКС. Характеристика звеньев ФКС: государственный бюджет; принципы устройства и основные функции; кредит: сущность и функции, банковская система; страховое звено: структура и функции страховых органов и их отделений на местах; внебюджетные фонды и их роль в формировании муниципальных финансов; финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов; финансовый рынок. Федеральные и муниципальные финансовые институты. Полномочия муниципальных подразделений и организаций федерального подчинения. Функции органов местного самоуправления. Казначейская система исполнения бюджета и структура органов казначейства. Бюджетный процесс.

Принципы формирования бюджетов разных уровней; доходы и расходы, составление и исполнение, дефицит и профицит бюджета. Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты. Основы межбюджетных отношений в РФ. Финансовый баланс муниципального образования.
^ 1.2. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – дать слушателям прочные и глубокие знания о многогранной системе финансовых отношений, функционирующих в общественном воспроизводстве, об основах организации бюджетных отношений, основах построения современной бюджетной системы РФ, принципах организации финансов экономических субъектов и финансовой базе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачи дисциплины:

- овладение понятийным аппаратом, описывающим принципы организации, структуру и взаимосвязь элементов государственных финансов;

- усвоение направлений взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на финансы органов власти, методов и методик государственного регулирования бюджетного и налогового процессов;

- изучение особенностей формирования финансов бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий, механизма предоставления государственных кредитов;

- приобретение навыков работы с финансовыми документами в бюджетной сфере;

- ознакомление с задачами, организацией работы и полномочиями законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансов и финансового контроля;

- формирование умений планировать и исполнять бюджетные документы, принимать финансово обоснованные решения по экономии бюджетных ассигнований.

Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы» обеспечивает необходимый уровень теоретических знаний, требующихся для принятия обоснованных практических решений в области управления финансовыми процессами. Ее изучение необходимо для формирования и закрепления практических навыков в области бюджета.
^ 1.3 Требования к уровню подготовки студента по дисциплине
Студент по окончании изучения дисциплины должен:

- знать экономические, организационные, правовые и социальные аспекты государственных финансов применительно к современному этапу трансформации национальной экономики;

- разбираться в методиках государственного финансового регулирования в рамках действующих законодательных и нормативных актов;

- иметь представление об этапах, процедуре и технологиях бюджетного процесса;

- знать методики составления различных финансовых планов органов власти и местного самоуправления, а также анализа эффективности их исполнения;

- уметь ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях нормативно-правового характера.

^ 1.4 Содержание разделов дисциплины (учебная программа)
Тема 1. Сущность и основные функции финансов и кредита

Предпосылки и условия возникновения государственных финансов. Сущность финансов и кредита. Финансы как экономическая категория.

Основные функции финансов. Функция формирования денежных фондов. Распределительная функция. Контрольная функция. Регулирующая функция.

Финансовая политика государства и финансовый механизм Финансовый механизм и его элементы. Типы финансового механизма: директивный и регулирующий. Финансовое прогнозирование и его функции. Финансовое планирование.



Тема 2. Финансовая система Российской Федерации

Основные звенья финансовой системы Российской Федерации. Федеральный, региональные и местные бюджеты. Государственные внебюджетные фонды. Государственный кредит. Децентрализованные финансы. Финансы страховых компаний. Финансы коммерческих предприятий и некоммерческих организаций.

Управление финансами и финансовая политика. Финансовая политика. Бюджетная и кредитно-денежная политика. Ценовые и инвестиционные субсидии.

Органы государственного управления финансами. Функции президента в области управления финансами. Функции Федерального Собрания Российской Федерации. Основные функции Министерства финансов РФ. Основные функции Федеральной налоговой службы. Функции Федеральной службы страхового надзора. Функции Федеральной службы по финансовому мониторингу. Функции Федерального казначейства. Основные функции Федеральной таможенной службы. Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам. Счетная палата Российской Федерации и ее основные задачи.
^ Тема 3. Бюджетная система Российской Федерации

Сущность государственного бюджета и его основные функции. Направления перераспределения средств через государственный бюджет. Перераспределение средств между регионами. Дотации. Субвенции. Субсидии. Трансферты. Функции государственного бюджета: распределительная, контрольная, фискальная.

Бюджетное устройство Российской Федерации. Федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты. Бюджеты муниципальных образований поселенческого типа. Бюджетное устройство и его элементы. Организация взаимосвязей между звеньями бюджетной системы. Бюджетное законодательство. Налоговое законодательство. Бюджетное регулирование. Государственный финансовый контроль. Муниципальный финансовый контроль.

Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации. Принцип единства бюджетной системы. Принцип самостоятельности бюджетов. Принцип равенства бюджетных прав. Принцип полноты отражения доходов и расходов. Принцип сбалансированности бюджета. Принцип эффективности и экономности. Принцип общего или совокупного покрытия расходов. Принцип гласности. Принцип достоверности бюджета. Принцип адресности и целевого характера.

Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Ведомственная классификация расходов бюджетов. Классификация источников внутреннего финансирования. Классификация источников внешнего финансирования. Государственный внутренний долг и его виды. Виды государственного внешнего долга.

Бюджетный процесс и его стадии. Участники бюджетного процесса. Исполнение бюджета. Финансовый контроль исполнения бюджета.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Муниципальные финансы. Местный бюджет.
^ Тема 4. Бюджетная классификация Российской Федерации

Бюджетная классификация и ее роль в бюджетном процессе. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга. Классификация видов государственных внешних долгов.
^ Тема 5. Бюджетный дефицит, бюджетный профицит

и государственный долг

Характеристика доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации. Структура доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы. Расходы бюджета. Реструктуризации долга.

Бюджетный дефицит. Причины возникновения дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный профицит и стабилизационный фонд. Источники формирования Стабилизационного фонда.

Государственные и муниципальные займы.

Государственный долг. Формы государственного долга Российской Федерации.



Тема 6. Государственно-кредитные отношения

Сущность кредитных отношений. Принципы кредитования. Основные функции кредита. Различие между финансами и кредитом.

Государственный и муниципальный кредит. Цели государственного и муниципального кредитования. Кредитный договор

Государственные и муниципальные гарантии.
^ Тема 7. Государственное страхование

Экономическая сущность страхования.

Страхование жизни.

Место страхования в финансово-кредитной системе. Связь страхового рынка с другими звеньями.



Тема 8. Государственные социальные внебюджетные фонды

Основные функции и задачи государственных социальных внебюджетных фондов. Виды государственных социальных внебюджетных фондов в РФ. Единый социальный налог и основные принципы его взимания.

Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, доходы и расходы.

Фонд социального страхования Российской Федерации, его основные задачи и источники формирования. Направления расходования средств Фонда социального страхования РФ.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Основные участники системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
^ Тема 9. Государственный финансовый контроль

Сущность государственного финансового контроля. Основные функции государственного финансового контроля — предупредительная

(аналитическая), штрафная и восстановительная.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Формы финансового контроля. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в РФ. Основные функции Счетной палаты. Основные функции Федерального казначейства. Основные методы государственного контроля: проверки, обследования, анализ и ревизии. Внутрихозяйственный и аудиторский контроль.
^ Тема 10. Международная валютно-финансовая система

Сущность валютных отношений и история развития международной валютно-финансовой системы Национальная и мировая валютная системы.

Этапы развития мировой валютной системы.

Современная мировая валютная система. Принципы Ямайской валютной системы. Европейская валютная система. Валютная система Российской Федерации.
^ 1.5. Вопросы к экзамену
1. Сущность финансов и кредита.

2. Основные функции финансов.

3. Финансовая политика государства и финансовый механизм.

4. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации.

5. Управление финансами и финансовая политика.

6. Органы государственного управления финансами.

7. Сущность государственного бюджета и его основные функции.

8. Бюджетное устройство Российской Федерации.

9. Муниципальные финансы.

10. Бюджетный федерализм.

11. Основы межбюджетных отношений в РФ.

12. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.

13. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

14. Бюджетная классификация Российской Федерации.

15. Бюджетный процесс и его стадии.

16. Участники бюджетного процесса.

17. Составление проектов бюджетов.

18. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.

19. Исполнение бюджета

20. Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

21. Бюджет и бюджетная классификация.

22. Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

23. Налоги, их природа, сущность и функции.

24. Становление и развитие налоговой системы в РФ,

25. Роль налогов в формировании бюджетов.

26. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование.

27. Экономическое содержание расходов государственного бюджета

28. Расходы региональных и местных бюджетов.

29.Основные принципы и методы бюджетного финансирования.

30. Формы предоставления бюджетных средств.

31. Бюджетный дефицит и оценка его уровня.

32. Способы финансирования дефицита бюджета.

33. Бюджетный профицит и стабилизационный фонд.

34. Государственные и муниципальные займы.

35. Государственный долг.

36. Сущность кредитных отношений.

37. Государственный и муниципальный кредит

38. Государственные и муниципальные гарантии.

39. Экономическая сущность страхования.

40. Страхование жизни.

41. Место страхования в финансово-кредитной системе.

42. Основные функции и задачи государственных социальных внебюджетных фондов.

43. Пенсионный фонд Российской Федерации.

44. Федеральный фонд социального страхования Российской Федерации.

45. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

46. Сущность государственного финансового контроля.

47. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации.

48. Федеральное казначейство и его функции.

49. Сущность валютных отношений и история развития международной валютно-финансовой системы.

50. Современная мировая валютная система.
^ 1.6 Темы контрольных работ, методические рекомендации по их

оформлению и выполнению
Контрольная работа и ее характеристика

Работа студента над контрольной работой состоит из следующих этапов: выбор темы работы, разработанной кафедрой, работа с литературой и накопление информационного материала, разработка содержания работы, написание работы и её оформление.

Работа содержит титульный лист, оглавление, введение, основную часть, разбитую на главы и подглавы, заключение, список использованных источников.

При выполнении контрольной работы необходимо:

- использовать новые статистические и фактические данные, соответствующие современному уровню знаний;

- использовать не только учебники, но и рекомендованную литературу научного характера;

- при изложении отдельных положений работы использовать аргументы научного характера;

- графики, диаграммы, таблицы, цитаты должны иметь ссылки на первоисточники;

- правильно увязывать теоретические положения с хозяйственной практикой;

- глубоко обобщать приводимый конкретный материал.

Кроме монографий и учебников следует использовать материалы из журнальных статей и Интернета.

Контрольная работа должна быть выполнена с помощью компьютера на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4 (210 мм * 297 мм) с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт Times New Roman, размер – 12пт, полуторный межстрочный интервал, отступ 1,25см. Общий объем работы, начиная с титульного листа, должен быть 15-20 листов, включая титульный лист, оглавление, все разделы работы и список использованных источников. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Цифру, обозначающую порядковый номер страниц, представляют посредине верхнего поля листа.

Титульный лист, оглавление и первый лист введения не нумеруются, но включаются в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, также включаются в общую нумерацию.

В конце работы, после заключения, приводится список использованных источников, который составляется в определенной последовательности:

  1. законодательные акты Российской Федерации;

  2. остальные источники в алфавитном порядке, включая монографии, учебники и журнальные статьи.

Библиографическое описание книги состоит из следующих элементов:

автор издания; название издания; другое заглавие или сведения, относящиеся к заглавию; место издания; издательство; дата издания; количество страниц.

Например: Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / И.Н.Мысляева. – М.: Инфра-М, 2007. - 360 с.

Библиографическое описание статьи состоит из следующих элементов:

автор статьи; название статьи; сведения об издании, в котором помещена статья; страницы, на которых помещена статья.

Например: Тишкина Л.Е., Фрыгин А.В. Формирование и исполнение местных бюджетов в новых условиях/ Л.Е.Тишкина, А.В.Фрыгин// Финансы. 2007. №1. С.9-12.

Студент выбирает номер темы контрольной работы в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

Рекомендуемые темы контрольных работ:

1. Содержание и функции финансов.

2. Финансы в общественном воспроизводстве.

3. Финансовая система и ее звенья.

4. Финансовое планирование и прогнозирование.

5. Происхождение, сущность и значение современных денег.

6. Финансовый рынок и его инструменты.

7. Социально-экономическая сущность финансов.

8. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

9. Современная финансовая политика Российской Федерации.

10. Воздействие налоговой политики на финансы государства.

11. Субъекты и структура органов управления государственными финансами.

12. Характеристика каждого звена финансовой системы.

13. Роль звеньев финансовой системы в формировании финансово"

го потенциала страны.

14. Содержание процесса управления финансами.

15. Органы государственного управления финансами.

16. Основные стадии процесса управления финансами.

17. Современные приоритеты бюджетной и налоговой политики

Российской Федерации.

18. Основные компоненты финансовой политики Российской Федерации.

19. Таможенная политика при вступлении во Всемирную торговую

организацию.

20. Значение баланса финансовых ресурсов и баланса денежных

доходов и расходов населения в системе финансовых планов.

21. Особенности функционирования и роль бюджетной системы в США.

22. Особенности функционирования и роль бюджетной системы в Китае.

23. Особенности функционирования и роль бюджетной системы в ФРГ.

24. Особенности функционирования и роль бюджетной системы в Швеции.

25. Особенности функционирования и роль бюджетной системы в Японии.

26. Бюджетная политика США.

27. Бюджетная политика Китая.

28. Бюджетная политика ФРГ.

29. Бюджетная политика Швеции.

30. Бюджетная политика Японии.

31. Налоговая система Российской Федерации.

32. Налоговая система США.

33. Налоговая система Китая.

34. Налоговая система ФРГ.

35. Налоговая система Швеции.

36. Налоговая система Японии.

37. Государственный долг.

38. Классификация государственных займов.

39. Управление государственным долгом в Российской Федерации.

40. Сущность государственного кредита.

41. Отношения: денежные, финансовые, кредитные.

42. Кредитный договор как юридическое основание системы кредитования.

43. Основные теории кредита: натуралистическая и капиталотворческая.

44. Бюро кредитных историй.

45. Основные задачи и функции страхования.

46. Основные виды и формы страхования.

47. Экономическое значение имущественного страхования.

48. Виды личного страхования.

49. Сущность обязательного страхования гражданской ответственности

владельцев автотранспортных средств.

50. Экономическая сущность перестрахования.

51. Основные условия функционирования страхового рынка.

52. Перспективы развития страхового рынка в Российской Федерации.

53. Договоры пропорционального и непропорционального перестрахования.

54. Страхование от потерь ожидаемой прибыли.

55. Объекты страхования предпринимательских рисков.

56. Отношения «страхователь — страховщик».

57. Классификация страхования ответственности.

58. Цели, задачи, функции государственного Пенсионного фонда

Российской Федерации.

59. Источники формирования и направления расходования Пенсионного фонда Российской Федерации.

60. Основные элементы негосударственных пенсионных фондов.

61. Состав источников образования и направления расходования

Фонда социального страхования.

62. Фонд обязательного медицинского страхования.
2. Краткий конспект лекций
^ ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

ФИНАНСОВ И КРЕДИТА


    1. Сущность финансов и кредита


Финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, финансы выступают неотъемлемым связующим звеном

между созданием национального дохода и его использованием. Кроме того, современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как ряд потребностей общества может финансироваться только государством.

Во-первых, к таким потребностям относятся такие публичные блага, как национальная безопасность, почта, общественный транспорт и т. п.

Во-вторых, на определенных этапах исторического развития только государство может финансировать атомную промышленность, космические исследования и другие приоритетные отрасли экономики.

Распределительные процессы в экономике происходят не только через финансы, но также через цены и кредит. Прежде чем произойдет распределение национального дохода, произведенные товары и услуги должны быть реализованы. При этом цены предопределяют величину денежных средств, поступающих в национальный доход, выступая основой дальнейшего распределительного процесса. Кроме того, цены оказывают воздействие и на воспроизводство, регулируя спрос и предложение на то"

вары и услуги.

Крупные распределительные процессы протекают и в сфере кредитных отношений. Кредит представляет собой движение ссудного фонда, которое осуществляется через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты.

Банки аккумулируют свободные денежные средства организаций и частных лиц и передают их тем организациям и частным лицам, которым денежные средства требуются, на основе целевой направленности, обеспеченности, возвратности, платности и срочности.

Финансы и кредит — взаимосвязанные экономические категории, обеспечивающие в сочетании кругооборот денежных фондов предприятий и частных лиц на расширенной основе. Если финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение денежных средств, то кредит должен быть в обусловленный договором срок возвращен кредитору с уплатой заранее оговоренных процентов.

Итак, главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем

образования денежных фондов не только обеспечить потребности

государства, организаций и частных лиц в денежных средствах, но

и организовать контроль над расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают

между:

- организациями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг,

- организациями и вышестоящими структурами при создании

централизованных фондов денежных средств и их распределении,

- государством и организациями при уплате организациями налогов в бюджетную систему для финансирования государственных расходов,

- государством и частными лицами при внесении ими налогов и

добровольных платежей,

- организациями, частными лицами и внебюджетными фондами

при внесении платежей и получении ресурсов,

- отдельными звеньями бюджетной системы,

- органами имущественного и личного страхования, организациями и частными лицами при уплате страховых взносов и при возмещении ущерба (при наступлении страхового случая),

- организациями в процессе кругооборота их фондов.
^ 1.2. Основные функции финансов
Сущность финансов проявляется в их основных функциях:

- формирование денежных фондов,

- распределение национального дохода,

- контроль над распределением национального дохода.

^ Функция формирования денежных фондов (доходов) состоит из следующих этапов:

- создание финансовой теории, соответствующей состоянию развития экономики государства и имеющей целью обеспечение экономического роста,

- формирование финансового механизма, обеспечивающего сбор

доходов,

- прогнозирование и планирование доходов,

- утверждение доходов бюджета,

- накопление доходов в бюджет и внебюджетные фонды,

- формирование бюджетных фондов для обеспечения целевых функций государства.

^ Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода. При распределении национального дохода среди участников производства формируются первичные (или основные) доходы:

- оплата труда работников, занятых в сфере производства,

- доходы предприятий сферы производства.

Однако только первичные доходы не могут образовать общественные денежные фонды, достаточные для обеспечения национальной безопасности, развития приоритетных отраслей экономики, удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода:

- межотраслевое и территориальное перераспределение в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений организаций и частных лиц,

- перераспределение части дохода из производственной сферы в

непроизводственную (образование, культура, здравоохранение,

социальное страхование и социальное обеспечение, государственное управление и т. п.),

- перераспределение доходов между различными социальными

группами граждан страны.

В результате такого перераспределения образуются вторичные (или производные) доходы:

- доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы,

- налоги (например, подоходный налог с физических лиц) и др.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в процессе структурной перестройки национальной экономики, развития ее приоритетных отраслей, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Таким образом, перераспределение дохода происходит между отраслями экономики, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами.

^ Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, создании рыночных структур экономики, повышении социального уровня жизни граждан. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

^ Контрольная функция финансов состоит в контроле над распределением национального дохода по соответствующим фондам, а

также за расходованием этих фондов по назначению. Финансовый контроль в современных условиях направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно"технического прогресса, улучшение качества работы во всех отраслях национальной экономики.

Он охватывает и производственную сферу, и непроизводственную, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Важнейшие задачи финансового контроля:

- проверка точного соблюдения финансового законодательства,

- проверка своевременности и полноты выполнения финансовых

обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами и банками,

- проверка своевременности и полноты выполнения взаимных обязательств предприятий, организаций и частных лиц по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется в многоплановой

деятельности финансовых органов. Работники финансовой системы

и налоговых органов осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета.

Помимо трех функций финансы могут также выполнять регулирующую функцию, связанную с финансовым вмешательством государства в процесс воспроизводства. Согласно кейнсианской экономической теории основным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика: государство посредством государственных расходов, государственного кредита, налогов может влиять на занятость рабочей силы и загрузку производственных мощностей. Кроме того, изменение соотношения потребления и сбережений невозможно без вмешательства государства, поскольку на решения домашних хозяйств о сбережении и потреблении влияет огромное множество незначительных факторов, вследствие чего при отсутствии государственной политики в области сбережения решения населения о накоплении будут диктоваться только случайными факторами. Между тем, сбережения населения могут составлять значительную часть денежных фондов, направляемых

на инвестиции, в том числе, в более производительное оборудование, новые виды продукции и т. п.


    1. ^ Финансовый механизм


Функции финансов реализуются посредством финансового механизма, т. е. системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, направленных на реализацию целей финансовой политики.

Финансовый механизм включает в себя:

- совокупность организационных форм финансовых отношений в национальной экономике,

- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств,

- методы финансового планирования,

- формы управления финансами и финансовой системой,

- финансовое законодательство (в том числе систему законодательно установленных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т. п.).

^ Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления финансами при этом состоит из следующих стадий:

- прогнозирование,

- планирование,

- оперативное управление,

- регулирование,

- контроль.

При решении различных тактических задач могут происходить

изменения финансового механизма, поэтому он чутко реагирует

на все особенности социально-экономических процессов. Реализация одного и то же финансового решения может быть организована государством

по разному. Так, например, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Налоговая система может включать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных и местных налогов.

Существуют два типа финансового механизма: директивный и регулирующий.

Директивный тип разрабатывается для финансовых отношений, в которых государство участвует непосредственно: налогообложение, государственный кредит, расходы бюджетов, бюджетное финансирование и т. п. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В ряде случаев директивный финансовый механизм

может распространяться на финансовые отношения, в которых государство не участвует непосредственно, но которые либо имеют большое значение для реализации всей системы управления (например, рынок акций, либо одна из сторон этих отношений является агентом государства (например, финансы государственных предприятий).

^ Регулирующий тип финансового механизма определяет основные правила поведения в таких сферах финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например, при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях частной формы собственности. В этом случае через соответствующую систему законодательства устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие само разрабатывает формы и виды денежных фондов, направления их использования.

Важной частью системы управления финансами является финансовое прогнозирование и планирование.

^ Финансовое прогнозирование — это процесс построения научно

обоснованных предположений о будущем состоянии финансовой системы, ее отдельных звеньев и характеризующих это состояние показателей.

Выделяют следующие основные функции финансового прогнозирования:

- оценка сложившейся ситуации и выявление глобальных проблем финансового развития,

- анализ тенденций социально-экономического и научно-технического развития в конкретных экономических условиях,

- оценка будущего действия выявленных тенденций и определение новых условий и проблем, которые возникнут в результате действия этих тенденций, определение способов разрешения таких проблем,

- выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития,

- принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.

В прогнозе можно рассмотреть различные варианты финансовой политики в зависимости от различных сочетаний объективных и субъективных факторов (как экономического характера, так и других).

В финансах обычно строят среднесрочные прогнозы (на 5—10 лет) и долгосрочные (более чем на 10 лет вперед). В качестве примера финансового прогноза укажем прогноз социально-экономического развития страны, который используется при подготовке проекта федерального бюджета. В этом прогнозе выделяются макроэкономические показатели, обеспечивающие реалистичность и надежность соответствующих плановых разработок.

^ Финансовое планирование — это вид финансовой деятельности

государства и хозяйствующих субъектов, ориентированный на достижение баланса между финансовыми ресурсами и направлениями использования этих ресурсов. Поскольку планироваться должны отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, строится не один финансовый план, а целая система таких планов:

- бюджетных,

- внебюджетных,

- страховых и т. п.

Финансовые планы можно классифицировать не только по звеньям финансовой системы, но и по ее уровням, а также по субъектам финансовых отношений:

- общегосударственный финансовый план,

- территориальные финансовые планы,

- отраслевые финансовые планы,

- финансовые планы отдельных предприятий и организаций.

В процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и сопутствующие пропорции — натурально-вещественные, трудовые и др. Практическое построение финансовых планов производится с помощью метода экономического анализа с использованием статистического анализа, экономико-математического моделирования, с учетом балансов и нормативов.

^ Метод экономического анализа состоит в комплексном изучении различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Приведем список статистических приемов, наиболее часто используемых при реализации метода экономического анализа:

- использование системы абсолютных и относительных показателей,

- сравнительный анализ, метод сводки и группировки,

- индексный метод,

- факторный анализ.

Анализ тенденций и закономерностей изменения показателей за прошлые периоды и определение финансовых параметров на планируемую перспективу на основе анализа этих тенденций называется экстраполяцией. Экстраполяция проводится с активным привлечением методов прикладной статистики и эконометрики.

^ Нормативный метод предполагает построение финансового плана на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. В качестве примера таких финансовых нормативов приведем ставки налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Часто в процессе финансового планирования устанавливаются нормативные коэффициенты, используемые в качестве критериев оценки достижения финансовых результатов, например, для хозяйствующих субъектов могут быть установлены коэффициенты

ликвидности, финансовой устойчивости, внутренней нормы доходности и др.

Кроме того, часто в процессе планирования применяется балансовый метод, состоящий в планомерном установлении и соблюдении балансов — материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В основе балансового метода лежит практика построения бухгалтерского баланса, связывающего источники формирования активов предприятий с направлениями использования этих активов.

В практике планирования обычно используется система балансов:

- натуральные (материальные) балансы,

- стоимостные (денежные) балансы,

- балансы трудовых ресурсов,

- баланс национальной экономики,

- межотраслевой баланс.

Стоимостные балансы позволяют указать четкие взаимосвязи между производством, распределением и использованием доходов. Например, одним из важнейших видов стоимостного баланса является федеральный бюджет Российской Федерации, который характеризует объем и структуру доходов и расходов государства.

^ Бюджетное планирование представляет собой основной вид финансового планирования на государственном уровне. В Российской Федерации разрабатывается перспективный бюджетный план, который преследует следующие цели:

- информирование органов законодательной и представительной власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития национальной экономики и социальной сферы,

- комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законопроектов,

- определение необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики,

- отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременное принятие соответствующих мер по их устранению.

Перспективный бюджетный план разрабатывается на три года:

- первый год — это год, на который составляется бюджет,

- следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты принятой экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного бюджетного

плана служит бюджет на текущий год. Законодательно перспективный бюджетный план не утверждается. Разработка прогноза и выработка плановых решений — это взаимосвязанные стадии плановой работы. При этом план — это отражение будущего состояния системы, соответствующее целям, заданным в настоящий момент времени, план должен быть качественно однозначным и направленным на достижение выбранных целей. Прогноз же, как правило, представляет собой множество вариантов дальнейшего развития, и на основе прогноза можно выбрать

наиболее рациональные, оптимальные варианты.
Задания для самостоятельной работы

1. Что такое финансы?

2. Охарактеризуйте основные этапы развития финансов.

3. Что представляют собой деньги и чем они отличаются от финансов?

4. Чем финансы отличаются от кредита?

5. Чем финансы отличаются от государственного бюджета?

6. Что такое капитал, в каких формах он может существовать?

Приведите соответствующие примеры из средств массовой информации.

7. Какова связь финансов и национального дохода?

8. Каковы основные функции финансов?

9. Каково социально-экономическое значение финансов? Приведите соответствующие примеры из средств массовой информации.

10. В чем проявляется распределительная функция финансов?

Приведите соответствующие примеры из средств массовой информации.

11. В чем проявляется регулирующая и стабилизирующая функция финансов? Насколько эта функция развита в современной России? Приведите соответствующие примеры из средств массовой информации.


  1   2   3   4   5



Скачать файл (1200 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации