Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Государственное делопроизводство в советскую эпоху - файл 1.docx


Реферат - Государственное делопроизводство в советскую эпоху
скачать (33.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx34kb.16.11.2011 08:26скачать

содержание

1.docx

Содержание


 2

Введение 3

 4

1 Государственное делопроизводство в советскую эпоху 5

1.1 Организация делопроизводства в 1917-1941 гг. 5

 12

1.2 История управления и делопроизводства в 1945-1990 гг. 12

 15

Заключение 16

 17

Список использованных источников 18





Введение



В истории делопроизводства России выделяют два периода: история дореволюционного делопроизводства и делопроизводства в советскую эпоху.

События октября 1917 года в корне изменили систему государственных учреждений в России.

Организация деятельности советской администрации потребовала установления новых правил документирования. Был издан ряд законов, регламентировавших порядок внесения законопроектов, их утверждения, подписания, опубликования и вступления в силу; использования печатей с государственным гербом.

Руководству страны необходимо было срочно заняться делопроизводственными проблемами. Было решено начать с форм документов. В марте 1918 года Совет Народных Комиссаров выпустил специальный декрет от 2 марта 1918 года «О ФОРМЕ БЛАНКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ».

^



1 Государственное делопроизводство в советскую эпоху

1.1 Организация делопроизводства в 1917-1941 гг.





Новый государственный аппарат, созданный в результате Ок

тябрьского переворота 1917 г., по структуре кардинально отличался от старого.

Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документационного обеспечения. 30 октября 1917 г. СНК издает декрет «О порядке утверждения и опубликования законов». Для установления порядка оформления административных документов было принято постановление СНК от 02 марта 1918 г. «О форме бланков государственных учреждений», в котором перечислялись обязательные реквизиты бланка документов. В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства. Так, 08 декабря 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны издал постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты».

Организационно-научная деятельность в сфере управления в 20-е гг. была закреплена нормативными документами и созданием целой сети общественных организаций, институтов и лабораторий, занимавшихся вопросами научной организации труда (НОТ) и делопроизводства. Так, в 1922 г. при общем управлении Народного Комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции СССР (НК РКИ СССР) был создан отдел нормализации, состоящий из пяти секций. В частности, секция делопроизводства занималась совершенствованием структуры делопроизводственных служб в партийном и государствен

ном аппарате, рационализацией контроля исполнения, разработкой обоснованных норм выработки для отдельных категорий управлен

ческих работников; секция административной техники (АТС), также созданная на базе отдела нормализации в июле 1923 г., продолжала и расширяла исследования своего предшественника, обследуя госу

дарственный аппарат с использованием хронометража и анкетирования, консультируя по вопросам улучшения деятельности «низовых» органов управления, оказывая методическую помощь и т. д.



Для координации работ по НОТ в масштабах всей страны в декабре 1923 г. был образован Совет научной организации труда, производ

ства и управления (СовНОТ). В соответствии с Положением о Совете, утвержденным 26 декабря 1923 г., он стал постоянно действующим совещательным органом при коллегии НК РКИ СССР и был при

зван вырабатывать основные принципы техники администрирования и научной организации управления и, в частности, документацион

ного обеспечения. Совет занимался также рационализацией техники и технологии производства.

В середине 20-х гг. дополнительно создаются две новые крупные организации: 01 января 1925 г. - Оргстрой, а в феврале 1926г. - Госу

дарственный институт техники управления при НК РКИ СССР (ИТУ). Обе организации работали в постоянном и тесном контакте, причем если деятельность Оргстроя носила преимущественно при

кладной характер (разработка образцов канцелярской мебели, обо

рудования, средств оргтехники), то ИТУ больше внимания уделял теоретическим исследованиям в области управления. Реализация теоретических положений осуществлялась Оргстроем или самим институтом, имевшим тесные связи с низовыми органами НОТ (опыт

но-рационализаторскими станциями, оргбюро предприятий, ячей

ками по НОТ, лабораториями и др.).

В это же время формируются крупные научные школы. Например, школа Гастева А.К. (руководителя Центрального института труда), крупного исследователя НОТ и управления, предложившая ориги

нальную и содержательную концепцию трудовых установок. Кер

женцев П.М., создавший в 1923 г. и руководивший самой кассовой общественной организацией - Лигой «Время» (в 1924 г. переименованной в Лигу «НОТ»), обосновал в своих исследованиях целесооб

разность перенесения универсальных организационных принципов деятельности из одной сферы в другую: «... опыт военный в какой-то мере использовать в промышленности или организационное мето

ды индустрии использовать в деле культурной работы и т. д.».



Значительный круг ученых объединяла научная школа Розмирович Е.Ф., руководившей ИТУ.

Наиболее интересные и перспективные разработки проблем делопроизводства велись именно в ИТУ.

Работа велась по следующим направлениям:

- документооборот учреждений и методы его оптимизации;

- способы регистрации документов, выбор рациональных методов уче

та документов;

- контроль исполнения документов;

- хранение документов.

Движение основных документопотоков учреждений исследовалось с использованием графических методов, предлагались оптимальные варианты работы с документацией, сокращалось количество инстан

ций прохождения документов и операции, выполняемые с ними, раз

рабатывались маршруты курьерской связи. В рекомендациях ИТУ по регистрации документов предлагалось по возможности отказаться от регистрации исходящей корреспонденции. Однако «безрегистрационная система», базировавшаяся на принципе направления доку

ментов непосредственно исполнителям, себя не оправдывала.

ИТУ занимался и рационализацией систем делопроизводства учреж

дений. На основе детального обследования учреждения создавался проект реорганизации делопроизводства, состоящий из двух частей: характеристика существующего положения дел и конкретные пути улучшения деятельности. Описание делопроизводства велось в со

ответствии со стадиями обработки документ: прием, регистрация, курьерская связь, порядок исполнения и контроль, отправка доку

ментации.

В проекте «новой системы делопроизводства» ИТУ излагались об

щие принципы оптимизации деятельности учреждений, которые во многом актуальны и сейчас:



- организация делопроизводства должна быть единой для всего учреж

дения;

- регистрация документов должна быть однократной и производиться в самой упрощенной форме, по возможности необходимо отказы

ваться от регистрации;

- количество инстанций, через которые проходит каждый документ, должно быть минимальным;

- справочная работа должна осуществляться с наименьшей затратой энергии и времени;

- контроль исполнения документов должен быть проверкой по сущест

ву, а не формальной;

- организация, руководство и ответственность за постановку делопроизводства возлагается на определенное лицо.

В «Правилах постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР», подготовленных ИТУ и Центрархивом РСФСР и изданных в 1928 г., давались рекомендации по составлению пе

речней дел, циркулирующих в учреждениях, и правила их уничтоже

ния (для документов с истекшими сроками хранения).

Специальное подразделение ИТУ - Кабинет стандартизации - занималось вопросами упорядочения документации, ее унификации и стандартизации на общесоюзном уровне. Кабинет разработал стан

дарты служебных писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов, извещений и других документов. Стандартизировались также мате

риалы, применяемые в делопроизводстве: бумага, чернила, ленты для пишущих машин и другие средства конторского труда, включая «офис

ную» мебель. Успешной была деятельность Кабинета по стандарти

зации форматов бумаги на основе германских стандартов DIN.

Важным этапом в совершенствовании делопроизводства можно счи

тать подготовленный ИТУ в 1931 г. проект «Общих правил докумен

тации и 

документооборота». Этот документ предполагалось ввести в качестве типового для всех учреждений - в нем устанавливались функ

ции делопроизводственного подразделения - секретариата, опре

делялись обязанности его работников, последовательно и полно была представлена вся технология выполнения делопроизводственных операций, включая подготовку дел к сдаче в архив и их архивное хранение.

Разработанные составителями этого документа признаки группировки дел (корреспондентский, предметно-вопросный, номинальный, гео

графический и хронологический) используются и в настоящее время. К сожалению, «Общие правила документации и документооборота» не были утверждены, так как в апреле 1932 г. ИТУ был ликвидиро

ван, а его специалисты репрессированы.

Особое внимание в 20-е гг. было уделено документированию функций планирования, учета и контроля. В феврале 1921 г. была об

разована Государственная общеплановая комиссия (Госплан РСФСР), в функции которой входила разработка общехозяйственного плана перспективного и текущего развития отраслей и отдельных предпри

ятий. Постепенно документы, создаваемые в сфере планирования, становились более упорядоченными по структуре, содержанию по

казателей и по форме.

Центральное статистическое управление (ЦСУ) и местные органы статистики занимались упорядочением статистической документации, в первую очередь, форм периодической отчетности, совершенствовались формы бухгалтерской документации.

В 30-е гг. формируется и укрепляется жесткая централизованная командная система управления. Конституция 1936 г. существенно изменила политическую систему, иерархию и полномочия высших органов власти. Верховный Совет СССР стал высшим и единствен

ным законодательным органом, таких прав лишались Съезд Сове

тов СССР, ЦИК СССР и его Президиум, СНК СССР. Установилась жесткая система полномочий в издании определенных видов доку

ментов.



Система органов по рационализации управления и делопроизвод

ства (институты, центры, лаборатории) была ликвидирована, что при

вело к значительному сокращению исследований в этих областях. Основную работу вели крупные ведомства, издававшие отраслевые нормативные и методические материалы: инструкции по ведению де

лопроизводства, указания, правила и т. п.

В этот период определенные успехи были достигнуты в рационализации бухгалтерской и кадровой документации, предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать работу с обращениями граждан (заявлениями, жалобами, предложениями).

Отсутствие единого методического центра, координирующего работу учреждений в области управления и делопроизводства, не

согласование в деятельности ведомств и организаций в вопросах документирования актуализировали проблему концентрации в об

щегосударственном масштабе научных сил, организационного оформления этого процесса. В 1941 г. проводится 1-е межотрасле

вое совещание по оргтехнике. В проекте программы, выдвинутой участниками совещания, нашли отражение вопросы документационного обеспечения управления:

- создание организационно-методического центра для руководст

ва постановкой делопроизводства;

- разработка нормативной базы деятельности служб делопроизводства;

- механизация труда «канцелярских» работников;

- проведение унификации управленческой документации;

- установление единой системы подготовки и переподготовки работников делопроизводства;

- создание всесоюзного научно-исследовательского института для разработки комплекса проблем документационного обеспечения.

Фактически предлагалось восстановить разрушенную систему, дополнив ее некоторыми новыми элементами. Сделать этого, одна

ко не удалось из-за начавшейся вскоре второй мировой войны.


^



1.2 История управления и делопроизводства в 1945-1990 гг.



Необходимость восстановления народного хозяйства после окончания войны оттеснила на второй план вопросы документационного обеспечения управления. Интерес к проблеме рационализации делопроизводства вновь возник лишь в начале 60-х гг.

В июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата. Принятые решения по своему содержанию во многом совпали с рекомендациями совещания 1941 г.: актуальность создания специализированного института для разработки Единой государственной системы дело

производства (ЕГСД) и необходимость исследования в области НОТ. Решения совещания активизировали работу ученых и практиков.

Определенной вехой в области оптимизации работы с докумен

тами было утверждение постановлением Совета Министров РСФСР в 1958 г. «Примерной инструкции о делопроизводстве для учрежде

ний и организаций РСФСР», в которой основной акцент был сделан на унификации делопроизводственных работ.

В этот период усиливается влияние Главного архивного управ

ления (ГАУ) при Совете Министров СССР, которое с 1958 г. стало правомочно контролировать организацию делопроизводства учреж

дений, организаций и предприятий. В 1963 г. ГАУ издал «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на протяжении многих лет были основным руководящим документом и способствовавали упорядочению их деятельности.

Важным этапом стало издание 25 июля 1963 г. постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР», которое поручало Главному архивному управлению и ряду государственных комитетов и институтов разработку ЕГСД.



Реализация этой идеи началась с подготовки в 1965 г. «Материа

лов к Единой государственной системе делопроизводства». В 1966 г. был учрежден в системе ГАУ Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), кото

рому поручалось завершить разработку ЕГСД. В 1967 г. ВНИИДАД разработал методическую программу исследований, а в 1970 г. – про

ект Основных положений ЕГСД, в подготовке которого приняли участие НИИ труда, ВНИИоргтехники, Институт государства и пра

ва Академии наук СССР, ВНИИстандартизации. После обсуждения и доработки, в сентябре 1973 г. «Основные положения ЕГСД» были одобрены Госкомитетом Совета Министров СССР по науке и тех

ие и рекомендованы министерствам, ведомствам и организаци

ям для применения.

Авторы ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и пред

ложили оптимальную технологию выполнения управленческих опе

раций и их документирования. ЕГСД носила комплексный характер, т. е. включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомен

дации по НОТ служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению. Реализация ее положений повыси

ла общую культуру управления, содействовала улучшению качества принимаемых решений, оптимизации структуры, штатной численности управленческого аппарата. Но новые информационные технологии работы с документами с применением вычислительной техники в ЕГСД представлены не были. Этот пробел был отчасти восполнен позже при переработке ЕГСД и издании ее новой редакции – Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), одобренной коллегией ГАУ в 1988 г.

Заметным явлением в истории делопроизводства 70-80-х гг. было издание государственных стандартов (ГОСТ) на управленческие документы (ГОСТ 6.38-72, ГОСТ 6.39-72 и др.), разработка общесоюзных классификаторов технико-экономической информации (ОК ТЭИ) – ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др., унифицированных сис

тем документации (УСД) и серии государственных стандартов на унифицированные системы. Внедрение этих документов в 

практи

ку управления значительно улучшило оформление документов, упростило процедуры поиска, учета и хранения документов и доку

ментной информации, подготовило почву для автоматизации управ

ленческой деятельности.

В середине 70-х – начале 80-х гг. научной общественностью стра

ны обсуждалась проблема разработки и внедрения общегосударствен

ной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Концепция ОГАС была в дальнейшем реализована в народном хо

зяйстве лишь частично, а большинство унифицированных систем документации и ОК ТЭИ, разработанных в рамках ОГАС, в настоящее время широко используется в автоматизированных информа

ционных системах.

^



Заключение



Развитие советского делопроизводства в 1970-80-е годы заложило основу для дальнейшего формирования современного делопроизводства в Российской Федерации. Многие нормативно-методические документы, созданные в этот период, действуют и в настоящее время.

Несмотря на долгий путь создания, развития и становления делопроизводства в России до настоящего времени отсутствует единый государственный нормативный документ по документационному обеспечению управления, и, значит, задачу государственного регулирования в сфере делопроизводства ещё предстоит решать.

^



Список использованных источников



1. Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов [Текст] / В.В. Галахов, И.К. Корнеев и др.; под ред. И.К. Корнеева, В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. - 456 с.;

2. Делопроизводство [Текст]: учебник / под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2006. - 560 с.;

3. Организация работы с документами [Текст]: учебник / под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 592 с.

4. Документооборот в прошлом. «Делопроизводство советской эпохи» - http://www.government.nnov.ru/?id=35097




Скачать файл (33.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации