Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Диагностическая работа с трудными подростками - файл 1.doc


Диагностическая работа с трудными подростками
скачать (493 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc493kb.03.12.2011 16:15скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ»

Филиал в г.Уфе



КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента 4 курса заочного отделения

Факультета психологии, педагогики и права

Направления


Тема: Диагностическая работа с трудными подростками­­­­­­­­­­­­­­­­­.


Научный руководитель_______________________________________________________
__________________________________________________________________
г.Уфа - 2010г.

Содержание.

Введение 3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме трудных подростков.

1.1 Особенности подросткового возраста. Психологическая

характеристика подростков 4

1.2 Новообразования и ведущий вид деятельности в подростковом

возрасте 9

1.3 Трудные подростки 23

1.4 Коррекционная работа с трудными подростками 27

Глава 2. Разработка консультационных сценариев.

2.1 Классификация запросов 29

2.2 Сценарии консультаций 30

2.2.1 Сценарий № 1 30

2.2.2 Сценарий № 2 37

2.2.3 Сценарий №3 46

Заключение 55

Литература для консультантов 56

Литература для клиентов 57


Введение.




Проблема воспитания детей актуальна во все времена. В особенности, если речь идет о воспитании детей подросткового возраста, которых педагоги и психологи относят к разряду «трудных».

Сам по себе подростковый возраст имеет свою специфику и сложность: 11-15-летние тинейджеры, как принято их называть в наше время, по своим психологическим характеристикам уже не дети, но ещё и не взрослые. Подростки стремятся быть и казаться взрослыми, отчего, иногда ведут себя несколько странно для людей, их окружающих. Часто непонимание рождает недоверие, отчуждение и конфликты. В этом случае взрослые воспринимают подростков как трудных, соответственно, меняют свое отношение к ним и поведение, тем самым усугубляя ситуацию. Именно поэтому очень важно показать взрослым, да и самим подросткам, что возраст тинейджеров - вполне обычный и закономерный этап развития любой личности, имеющий свои особенности и закономерности. А подростковый возраст – он не хуже и не лучше других возрастов, он просто другой, и этим он уникален.

В рамках возрастной психологии проблемой воспитания подростков занимались И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, В.Г. Степанов, В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина и другие исследователи.

Цель работы - разработать психологически обоснованные сценарии консультативной работы по проблеме воспитания трудных подростков.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) провести теоретический анализ литературы по проблеме

воспитания трудных подростков,

2) составить классификацию запросов по проблеме воспитания трудных подростков,

3) разработать три сценария консультативного интервью проблеме воспитания трудных подростков.
^ 1.1. Особенности подросткового возраста.

Психологическая характеристика подростков.
Подростковый период – один из тех, что приносит больше всего проблем и забот родителям ребенка. А также педагогам, обывателям и иногда правоохранительным органам. Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Это тот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений». Возможно, он и не является настолько сложным, насколько его представляют, преувеличивая изменения, происходящие в «маленьком взрослом» человеке. Часто в представлениях родителей и других взрослых, окружающих подростка, возникает то, что в психологии принято называть мифами. Вот некоторые современные психологические мифы об отрочестве, сформулированные американскими авторами (К.Флэйк-Хобсон и др.):

1. Подростковый возраст – время проявления всевозможных патологий, «период бури и натиска».

2. Все подростки похожи друг на друга, они нечем не отличаются.

3. Подростки – это дети.

4. Развитие у всех подростком непрерывно, универсально и синхронно.

5. Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, касаются только их и больше никого. Они сами должны справляться со своими трудностями.

Сам по себе подростковый период довольно неоднозначен по своему психологическому содержанию и значению для подростка. Никто не согласится с тезисом, что ученики 6 и 8 классов очень похожи друг на друга, хотя оба они – подростки. Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый (13-15 лет), или 7-8 классы.

Центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного «Я». Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток: наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.

Опросы, проведенные на детях предподросткового возраста, выявили высокий уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности, связанный со своей внешностью. Это беспокойство продолжает расти в пубертате, принимая все более критический и негативный оттенок.

Достижение пубертата знаменует вступление в отрочество, универсальная точка отсчета которого определяется биологическим созреванием: в течение относительно короткого периода, в среднем 4 лет, в организме произойдут глубокие изменения - и тело приобретет свои окончательные половые особенности.

В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования лич­ности. Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3—4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бод­рость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабиль­ным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать самую настоящую «гормональную бурю». Это состояние удачно выразил один американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Сексуальное возбуждение, сопровождающее про­цесс полового созревания, усиливает  эмоциональную нестабиль­ность. У девочек больше инди­видуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределен­ные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привя­занности, любви, поддержке, самоуважении).

Подростковый период, будучи переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход ребенка к взрослой жизни. Характерной чертой этого возраст является амбивалентность и парадоксальность психической жизни подростка. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости - унынием, уверенности в себе -застенчивостью, эгоизма - альтруизмом, общительности - замкнутостью, любознательности - умственным равнодушием, радикализма - консерватизмом и т.д.

Э.Шпрангер разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста и описал 3 возможных типа развития личности ребенка в этом периоде. Для первого типа характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает медленные, плавные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, осуществление чего возможно благодаря самоконтролю и самодисциплине подростка. Основные психологические новообразования, по Шпрангеру, это открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности.

Шарлотта Бюлер объясняет психическое развитие подростка через понятие пубертата. Пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания. Вместе с физическим пубертатом автор выделяет и психическую пубертатность, а внутри нее 3 фазы развития.

1) прелюдия к периоду психической пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки необузданны, драчливы,

  1. негативная фаза, продолжительность которой с 11 до 13 лет у девочек и с 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, неудовлетворенность собой, переносимая на окружающий мир,

  2. позитивная фаза, начинающаяся с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения, перед ним открываются источники радости – это сознательное переживание прекрасного; при благоприятных условиях развития такими источниками могут стать наука, искусство и любовь, дающая выход самому тяжелому напряжению.

Интересна классификация типов личности подростков, разработанная Э.Штерном. На основе выделения той ценности, которая переживается подростком как наивысшая, т.е. определяющая его жизнь, он описал 6 типов личностей:

- теоретическая (направлена на объективное познание действительности),

- эстетическая (стремится постичь единичный случай, ей чуждо объективное познание),

- экономическая (управляется идеей пользы, стремлением достичь результата с наименьшими затратами),

- социальная (смысле ее жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей,

- политическая (действует под влиянием стремления к власти, господству и влиянию),

- религиозная (соотносит всякое единичное явление с общим смыслом жизни).

Для описания поведения и деятельности подростка Э.Штерн использует понятие «серьезная игра», занимающая, по его мнению, промежуточное положение между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Все, за что берется подросток – серьезно для него, но его деятельность – лишь проба собственных сил. Примерами таких «серьезных игр» являются кокетство, флирт, спорт, организации, объединения по интересам, выбор профессии. Они есть этап подготовки подростка ко взрослой жизни.

Особый интерес при изучении подросткового периода представляет культурно-историческая теория Л.С.Выготского, дающая ключ к пониманию механизма психического развития ребенка, в том числе и подростка.

Ключевой проблемой этого периода Л.С.Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил эгоцентрическую доминанту (интерес подростка к собственной личности), доминанту дали (доминирование широких интересов, направленных на будущее, над сегодняшними, текущими интересами), доминанту усилия (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям и следующие из этого упрямство, протесты, хулиганство), доминанту романтики (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).

Известный отечественный психолог А.П.Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте всего лишь один год, отмечает, что подростки в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. А в целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков в 42 раза (!) больше, чем у младших школьников.

Американские исследователи Роберт и Джин Байярд на основании бесед с родителями составили обобщенный список поступков и действий подростков, которые беспокоят родителей. Их набралось 65 пунктов - от безобидного «пачкает на кухне» до – «сделала аборт и снова забеременела».

Нет смысла приводить весь этот список полностью, но стоит выделить наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.

1. Резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, драчливости, противопоставлении себя учителям и другим взрослым и т.п.

2. Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страх, одиночество.

  1. Реакция эмансипации. Это выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля родителей и других взрослых. Подросток стремится не столько противостоять им, сколько стать равным с ними, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

  2. Реакция группирования со сверстниками.

  3. Выраженность акцентуаций характера.



^ 1.2 Новообразования и ведущий вид деятельности подростка.
Появление новых интересов у подростка приводит к преобразованию

старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет окружающую подростка социальную ситуацию развития. Ее смена, в свою очередь, ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста.

Первым таким моментом младшего подростка является появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Но реализация этой потребности возможна лишь в том случае, если подросток будет соответствовать не только ожиданиям и требованиям окружающих, но и собственным требованиям и самооценке. Это – второй момент в мотивационной сфере. Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде.

Подростковая потребность в самостоятельности выражается, в основном, в стремлении освободиться от зависимости от взрослых, от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях.

Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» — характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым, удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность.

Среди увлечений подростков выделяют следующие:

1) интел­лектуально-эстетические (могут пересе­каться со школьным обучение; связаны с глубоким интересом к любимому занятию — истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов и т.д.; наиболее ценные с точки зрения развития ребенка увле­чения, но и они иногда усложняют жизнь детям и их родителям; бывает, что поглощенные своим делом подростки запускают учебу в школе),

2) эгоцентрические (внешне похожи на интеллектуально-эстетические; изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, уча­стие в художественной самодеятельности и т.п. — любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов; детям с аналогичной личностной направленностью бывают свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовы­вать, руководить сверстниками; они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером),

3) телесно-мануальные (связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные навыки; помимо спорта, это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и др. В основном, это увлечения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями),

4) накопительские (коллекционирова­ние во всех его видах; страсть к коллекционированию может со­четаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материаль­ных благ, с желанием следовать подростковой моде и т.д.),

5) информативно-коммуникативные (самый примитивный вид увлечений, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, а также потребность в легком обще­нии со сверстниками — во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться; это многочасовые пустые разго­воры в привычной «дворовой» компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг, длительное просиживание перед телевизором или видеомагнитофоном; по телевидению часами может просматриваться все подряд. Вся информация при этом усваи­вается на достаточно поверхностном уровне.

Новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности, которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности – учебной, потому в данном возрасте возникает другой ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение.

Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и искать там себя. Оно помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и формировать самооценку. Вне общения невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения и нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит соответствующего общения в школе, то его интересы и потребности оказываются за ее пределами, основным увлечением становится общение, а учебная деятельность отходит на второй план.

Все исследователи психологии отрочества схо­дятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положе­ние. Для некоторых это стремление может выражаться в жела­нии занять в группе позицию лидера, для других - быть признан­ным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым автори­тетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают ис­следования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и правонарушений подростков.

В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновения отрицательных эмоциональных переживаний и т. п. часто лежит именно нарушение отношений подростка со сверстниками, которое, как правило, не осознается ни родителями, ни самим подростком.

Конечно, причины возможных нарушений в поведении подростка могут быть весьма различными, однако в первую очередь полезно проанализировать и «отработать» именно вер­сию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстника­ми были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на какую роль он претендует в коллек­тиве сверстников и т. д.

Как показало исследование С. К. Масгутовой, субъек­тивная значимость для подростка его общения со сверст­никами значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости со стороны взрослых, особенно учителей. Учителя по­лагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более всего переживают по поводу общения с ро­дителями. Большин­ство взрослых, окружающих подростка, не имеют никакого представления об изменениях в мотивах его общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста, о смене связанных с этим общением переживаний.

Эти изменения схе­матично можно представить следующим образом. Если в IV клас­се доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, вместе что-то делать, играть, то уже в V—VI классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников. В VII—VIII классах централь­ным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в их глазах. Но у многих потребность быть значимым в гла­зах сверстников не получает удовлетворения, что приводит к тяжелым переживаниям.

Взрослые, как показало исследование С. К. Масгутовой, не замечают этого, они вообще в подавляющем большинстве случаев представляют себе мотивы общения подростка со сверстниками самым примитивным образом - как стремление быть в их среде. Имея такие представления, они не могут помочь подростку найти свое место в коллективе сверстников.

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатков тех детей, с которыми об­щается их сын или дочь. В то же время уже начиная с VI класса у подростков начинает интенсивно развиваться способность видеть причины своих конфликтов, за­труднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

Как показало исследование, содержание общения млад­ших подростков сосредоточивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших—вокруг вопросов личност­ного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у семиклассников, а особенно у восьмиклассников возрастает критич­ность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, так как не воспринимают его проблем.

Непонимание взрослыми вну­треннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах поступков, стремлениях, ценностях и т.п. - это первый источник проблем взаимоотношений со взрослыми.

Исследования показали, что, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания быстрого, интенсивного процесса взросления, который проте­кает в подростковом возрасте, всеми силами пыта­ются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми.

Именно этот момент подростки, начиная с V класса, отмечают в качестве главного основания своих огорчений в общении с ними: «Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеж­дой» (V класс); «Огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы. Они все скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются» (VIII класс)

Тем не менее, в руководстве взрослых подросток особенно нуждается. Нужно только отказаться от категорических распоряжений и приказов как основного метода общения. Подросткам нужны не скучные нотации и надоедливые поучения, а искренние, задушевные беседы, полезная, ясная, глубоко продуманная логическая аргументация, а главное – организация правильного нравственного опыта, убеждающего в справедливости нравственных норм и необходимости им следовать в повседневной жизни.

Тот факт, что по сути дела на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особен­но родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями. Особенно остро это проявляет­ся в старших подростковых классах, учащиеся которых испытыва­ют огромную потребность в общении со взрослыми «на равных».

Исследование М. М Рыбаковой выявило следующую, чрезвычайно важную с психологической точки зрения характеристику конфликтов подрост­ков со взрослыми. Эта картина верна для всех подростковых классов. Виновником конфликта всегда признается подросток - так считают родители, так считают учителя, так считают и сами подростки.

Подобную самообвиняющую позицию подростков некоторые авторы называют «психологическим смирением», связывая ее с принятием навязы­ваемых им формальных отношений «послушания». В то же время ломка позиции «психологического смирения» чаще всего приводит к «психологиче­скому бунту». Когда возникает этот «психологический бунт», взрослые начинают бить тревогу, ищут выхода, тогда как «психологическое смирение» всех устраивает.

Вме­сте с тем подобное отношение к конфликтам, когда взрослые устойчиво занимают внешнеобвиняющую позицию, а подростки - самообвиняющую, является крайне неконструктивным, и снятие такого отношения является одной из задач при разрешении конкретных конфликтов.

Кроме того,  взрослые, видя взросление подростка, чаще всего заме­чают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» - и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте стремления помочь взрослым, под­держать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять по­добное отношение с его стороны. Понятно, почему это происхо­дит, - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных».

Если сравнивать между собой сферы общения подростков с родителями, с одной стороны, и с учителями — с другой, то при всей напряженности первой, все же значительно более «запущен­ной», малопродуктивной с точки зрения личностного развития является вторая. Переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимают одно из последних мест (напомним, что сами учителя весьма неадекватно отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место), а во-вторых, с учите­лями у подростков связаны одни только отрицательные пере­живания. Характер общения с учителями и отношения подростка к этому общению изменя­ется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим моти­вом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в более старшем возрасте - стремление к личностному общению с ним. Начиная с VI класса подростков все больше вол­нуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в це­лом устраивают, то личностные - нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Но, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качест­вами учителей, они все равно стремятся к общению с ними, чего, кстати, учителя чаще всего не замечают. Они, как правило, пола­гают, что подростки удовлетворены общением с ними и их личностными качествами.

Таким образом, с возрастом скла­дывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и невозможности ее удовлетворения. Соответственно этому расширяется и зона конфликтов.

При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Глав­ное общественное требование к подростку - овладеть определен­ной суммой знаний, умений и навыков, без которой невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.

Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании, которая может быть реализована и в учебной деятельности. Учение может приобрести для ребенка новый личностный смысл — стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. К сожалению, это случается не очень часто.

Руководить интересами подростка в этом направлении могут взрослые — любимые учите­ля и родители, искренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополнительным занятиям определенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции — нежеланию де­лать то, что навязывают, к апатии или бунту.

Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами - от незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском заня­тий, или снижения работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма и носящего, поэтому, сугубо временный характер, до возникновения серьезных психических заболеваний. Установить истинную причину неуспеваемости в этом возрасте часто бывает крайне сложно, и это требует участия профессионального психолога.

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в сред­них классах школы является нежелание учиться. Если нет желания учиться, никакая помощь, никакие дополнительные занятия не приносят пользы. Нередко в современной школе потеря подростками смысла уче­бы, внутренний отход от школы, преобладание «посторонних инте­ресов», на которые так часто жалуются учителя, является резуль­татом их же педагогической работы. Иногда начиная уже с V—VI классов на того или иного ученика начинают смотреть как на совершенно бесперспективного. Многие учителя ис­пользуют обещание перевести в IX класс или не допустить в него в качестве пряника и кнута. Надо ли удивляться, что многие современные подростки из числа этих «неперспективных» сами предпочитают «отойти от школы», находя интересы где-то на сто­роне. По данным С. К. Масгутовой, лишь незначительная часть учащихся средних классов (от 2,1 до 4,7%) не испытывают затруднений в учебе.

Еще одна важная проблема, связанная со сферой обучения современных подростков, состоит в полном игнорировании необходимости развития позна­вательных мотивов к учению. Исследования показали, что переживания по поводу учения занимают у младших подростков первое по значимости место, а у старших - в VII классе - второе, а в VIII - пятое. Иными словами, эти пе­реживания очень важны для подростков. Подавляющее их число свя­зано со школьными отметками: радость от хороших отметок, грусть - от плохих.

Переживания же подростков, связанные с собственно познанием, открытием ново­го, в ряду всех других переживаний устойчиво занимают самое последнее место, а учителями и вовсе не фиксируются как сколь­ко-нибудь значимые для подростков. Вместе с тем для современной ситуации характерно смещение акцентов с собственно познавательной деятельности на отдельные, наиболее формальные элементы учебной деятельности (успеваемость, оценки и т. п.). Следствием этого становится не­развитость интереса к самому процессу познания, чрезвычайно важного для продуктивного развития личности подростка.

Главная задача личности на данном возрастном этапе развития –формирование самосознания, идентичности, которые являются основными психологическими приобретениями в этом возрасте. Самосознание относят к центральному психологическому новообразованию, становление которого возможно только благодаря общению. Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлению поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. В самосознании подростка происхо­дят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, возникает страстное жела­ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой, но идет и по линии развлечений, и романтических отно­шений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда урод­ливыми, а образцы для подражания — не лучшими, в принципе, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, на­учиться брать на себя разнообразные роли.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не толь­ко для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятель­ность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или это может быть забота о семье, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему бра­ту, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие из них способны брать на себя от­ветственность за благополучие других.

Одновременно с внешними проявлениями взрослости, возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком.

Половое созревание вовсе не является основным источником фор­мирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым челове­ком и требует от окружающих признания этого факта.

Чувство взрослости подростка проявляется в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, от­стаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касает­ся вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жа­ром отстаивает их даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок пишет, что почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах и достоинстве, приличествующих его ступени развития. Но родители не должны буквально понимать каждое требование ребенка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост, и он совершенно не уверен в своей способности быть таким знающим, умелым, утонченным и обаятельным, каким ему хотелось бы быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

Учителя, психологи и другие специалисты, работавшие с подростками, рассказывают, как некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их родители были с ними немного построже, так же как родители некоторых из их друзей, и учили бы их, что хорошо и что плохо. Если решение родителей разумно, подросток принимает его и в глубине души благодарен. С одной стороны, родители вправе сказать: «Мы лучше знаем», но с другой – они должны чувствовать и проявлять глубокое доверие к своему ребенку, к его суждениям и его нравственности. Ребенка удерживает на правильном пути главным образом здоровое воспитание и уверенность в том, что родители доверяют ему, а не те правила, которым его учат. Но подростку нужны и правила, и сознание, что родители уделяют ему достаточно внимания, чтобы преподать ему эти правила, заполняющие пробелы в его жизненном опыте.

Чувство взрослости связано и с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Результаты обширного опроса, проведенного в Англии М. Аргайлом и М. Хендерсоном,  выявили основные неписа­ные правила дружбы. Это взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Важно также сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть терпимым к остальным его друзьям, не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга, не быть назойливым и не поучать, уважать его внутренний мир и автономию.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения.

К концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в своем личностном разви­тии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется система внутренне согласованных представлений о себе, образов своего «Я».

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие взрослые. Подростковая по­требность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, раз­нообразны — они отражают все богатство его жизни. Представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют так называемое реальное «Я».

Оценка сво­их качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о се­бе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девоч­ка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Подросток — еще не цельная зрелая личность. Неустойчивость душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.

Помимо реального «Я», формируется и «Я» идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей переживаемый подростком раз­рыв между идеальным образом и действительным своим положе­нием приводит к неуверенности в себе, что внешне может выра­жаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда же идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества.

Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы дей­ствовать, подростки погружаются в мир фантазий.

^ 1.3 Трудные подростки.
«Трудный подросток» подчас означает для некоторых воспитывающих всего лишь неудобный для взрослых. По этому поводу замечательный педагог Януш Корчак писал: «Надо остерегаться смешивать "хороший" и "удобный". Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удо­бен, последовательно, шаг за шагом взрослые стремятся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований».

Понятие «трудный подросток» может быть отражением предрасположенности многих взрослых искать психологические удобства в отношениях с детьми и подростками. Бывает, что подросток попадает в разряд трудных только потому, что в силу каких-либо обстоятельств (например, врожденных свойств темперамента) он не удобен взрослым или не вписывается в общественно заданный эталон.

В тоже время численность по-настоящему «трудных детей» в последнее время неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по «Интернету» или играют в компьютерные игры. 

К тому же, если в былые годы «трудными детьми» становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение «трудный ребенок».

Можно обозначить ряд случаев, когда подросток является трудным в психолого-педагогическом отношении.

1. Подросток труден в случае педагогической запущенности, т.е., если к нему не предъявлялись или предъявлялись неправильно и несвоевременно педагогические требования. В результате его поведение не укладывается в рамки общественных нормативов, что особенно заметно в период полового созревания. В этом случае необходимо не только принять испытуемого и проявить повышенное терпение к нему, но и продумать общую стратегию взаимоотношений с ребенком, соответствующую его типу акцентуации; не фиксировать его внимание на отталкивающих качествах; не рассчитывать на морализаторство, упреки, уговоры, а больше сопереживать и сочувствовать подростку.

2. Трудным для воспитывающих становится подросток, оказывающийся в неблагоприятных жизненных условиях. В этом случае необходимо ознакомиться с условиями, в которых он живет, выяснить взаимоотношения с родственниками и сверстниками; сделать все возможное, чтобы устранить или смягчить действие травмирующих обстоятельств. Среди такого рода обстоятельств наиболее вероятны следующие: резкая смена привычных взаимоотношений с окружающими, полоса неудач в нескольких видах деятельности, неприятности с учебой, недовольство собой и другими, приводящее к разочарованию в жизни.

У этих подростков всегда встречается одно и то же явление: они не в состоянии объективно оценивать себя, не знает своих сил и возможностей. Отсюда противоречие между оценкой другими людьми и самооценкой, явное преувеличение своих достоинств или недостатков, а также необоснованные претензии на особое место в коллективе, на особое внимание учителей. Следствием являются конфликты с окружающими.

3. Трудным оказывается подросток, когда естественным сложностям развития в этом возрасте сопутствуют специфические личностные факторы: преувеличенная эгоистическая направленность, внутренний конфликт положительного и отрицательного, потребность в сохранении отрицательных свойств, аморальность.

Трудновоспитуемость не означает господства отрицательного в духовном мире подростка, скорее, в нем происходит борьба положительных и отрицательных качеств, которая и определяет неустойчивость поведения. Конфликт с окружающими, родителями, педагогами – обычно следствие внутренней дисгармонии личности.

Потребность в сохранении отрицательных личностных качеств – ещё один специфический фактор трудновоспитуемого подростка, который постепенно привыкает к своему статусу, считая нормальным свое поведение, претензии окружающих и их внимание к его персоне.

К трудным относят подростков, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Они ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими «отверженными». Грубость, цинизм, бесшабашность трудных подростков зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей - психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.

Основными причинами отклонений поведения обычно являются атмосфера и взаимоотношения в семье и окружающей микросреде, недостаточный учет со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия. Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными. Также причиной «отверженности» может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

^ 1.4 Коррекционная работа с трудными подростками.
Силовые методы (наказания или административные взыскания), которые часто применяют родители, педагоги и воспитатели, удаляют детей от них. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Эти же дети постоянно заставляют нас думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход.

Правильное психолого-педагогическое отношение к воспитуемому должно опережать попытки оказывать на него влияние. Прежде всего, воспитывающий должен сформировать у себя определенные принципы и установки в отношении к воспитуемому вообще и только потом приниматься за технологию – подбирать стратегию и средства воздействия.

Правильное психолого-педагогическое отношение складывается из следующих компонентов.

1. Требование принять воспитуемого – понимать своеобразие психического развития ребенка, а не требовать от него нормальности; не завышать ожиданий и требований к нему, а видеть его реальные возможности; не торопить психофизиологическое и психическое развитие ребенка, а терпеливо помогать ему; считать естественным то, что ребенок разные периоды своего развития может преодолевать с разной скоростью, более или менее успешно; проявлять гибкость в воспитательной тактике, подчиняя ее индивидуальным особенностям ребенка.

2. Требование демонстрировать оптимистический взгляд на воспитуемого – вера в наилучшие его качества, в наступление положительные эффектов сотрудничества, в позитивные перемены в поведении и в судьбе.

3. Подчеркнутое внимание к испытуемому – стремление воспитующего помочь подростку осознать, что он небезразличен, что его поступки и личностные свойства замечают, что при этом ему готовы оказать поддержку.

4. Готовность воспитывающего относиться к подростку как к равному себе - проявление нравственности и гуманизма.

5. Доброжелательность и чистосердечность – нравственный критерий психолого-педагогической установки воспитывающего.

6. Понимание сложности воспитательной задачи – воздействие на подростков – дело непростое, воспитывающие должны трезво оценивать свои возможности.

Психологи дают родителям трудных подростков следующие рекомендации:

- не злоупотребляйте наказаниями и запретами, найдите причину или причины такого поведения, помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход,

- усильте познавательный интерес, вовлекайте вашего ребенка в разные виды деятельности, но держите ситуацию под контролем,

- разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения, комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг,

- замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно,

- позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются, и, наконец, асоциальное поведение входит в привычку,

- необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания, в ребенка необходимо верить, громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха, это величайший стимул к самосовершенствованию, говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

Глава 2. Разработка консультационных сценариев

^ 2.1 Классификация запросов.

I. По степени затруднений взаимодействия с подростком:

  • сильные;

  • средние;

  • лёгкие.

II. По степени объективности трудностей:

  • объективные;

  • субъективные.

III. По степени осознания трудностей:

  • осознаваемые;

  • неосознаваемые;

  • представленные в сознании личности, но реально не существующие.

IV. По связи затруднений с внешними условиями:

  • ситуативные;

  • устойчивые.

V. По опыту преодоления трудностей:

  • успешные попытки;

  • неуспешные попытки;

  • нет опыта преодоления.

VI. По связи затруднений с наличием родственных связей:

  • с родственными связями;

  • с отсутствием родственных связей.

VII. По связи трудностей с полом подростка:

  • с подростками своего пола;

  • с подростками противоположного пола;

  • с подростками обоих полов.


^ 2.2 Сценарии консультаций.

2.2.1 Сценарий №1.

Клиент: Алиса Васильевна, 37 лет, домохозяйка.

Цель: оказание психокоррекционной помощи клиенту по запросу.

Задачи:

  • Эмпатическое слушание в рамках ситуации, заявленной клиентом.

  • Сбор психологической информации, выяснение причин ситуации, расспрос по жизненной проблеме клиента.

  • Выяснение причин, проверка консультативных гипотез.

  • Психокоррекционное воздействие: обсуждение с клиентом практических рекомендаций по решению проблемы, разработка альтернативного поведения.

  • Завершение работы: передача ответственности за дальнейшее развитие, подведение итогов работы, предоставление возможности повторной консультации.

Запрос: о налаживании отношений с ребенком.

Проблема: не справляюсь, хочу изменить ситуацию.

Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный – на нарушение поведения.

Самодиагноз: влияние третьих лиц.

Стадия

Речь консультанта

Речь клиента

Примечание



П

Р

И

В

Е

Т

10 минут

^ Встречает клиента у дверей.

Здравствуйте.

Проходите, пожалуйста. Проходят, садятся.

Вам удобно?

Здесь будет проходить наша консультация.

Пауза.

Давайте познакомимся. Как мне лучше Вас называть?
Очень приятно, Алиса Васильевна, а меня зовут Ольга Валентиновна.

^ Визитная карточка.

Я практикующий психолог. Занимаюсь семейным консультированием.

В свое время закончила ЧГУ по специальности «Практический психолог». Работаю по своей специальности уже 8 лет. Алиса Васильевна, возможно, вы знаете, что психологи советов не дают и рецептов не выписывают. Я лишь попытаюсь помочь Вам увидеть свою жизненную ситуацию с разных точек зрения и выработать наиболее подходящие Вам стратегии поведения в данной ситуации.

Все, о чем мы будем здесь говорить, будет анонимно и не выйдет за рамки этого кабинета.

Пауза. У Вас есть какие-нибудь вопросы?

Расскажите, пожалуйста, немного о себе.


Спасибо.

Алиса Васильевна, что Вас ко мне привело?
Если я Вас правильно поняла, Вы хотели бы поговорить со мной о Ваших отношениях с дочерью?

Тогда, думаю, мы можем начать.


Здравствуйте.

Да, все нормально.
Хорошо.

Меня зовут Алиса Васильевна.
Нет, нет! Я все поняла!
Мне 37 лет, я уже 15 лет замужем, имею дочь. Не работаю, занимаюсь домашним хозяйством.

Вы знаете, меня очень волнуют мои отношения с дочерью. В последнее время они вдруг от чегото резко испортились. Я переживаю из-за этого!

Ага.
Да, конечно!


Присоединение по имени

Прояснение психологической помощи, передача ответственности клиенту, гарантия анонимности

Эмпатийное слушание, невербальное присоединение.

Заключение контракта на работу



Р

А

С

С

П

Р

О

С
П

О
П

Р

О

Б

Л

Е

М

Е
20 минут

Скажите, когда испортились ваши отношения с дочерью?

^ Гипотеза: подростковый возраст ребенка.

Абсолютно все?


Что именно Вы имеете в виду, говоря, что отношения испортились?
Как Вы думаете, почему это происходит?


А она не слушается только Вас? Какие у нее отношения с отцом?

^ Гипотеза: либеральный стиль воспитания.

Мы поговорили с Вами о том, какая ситуация возникла у Вас с Вашей дочерью и о возможных причинах этой ситуации.

А что думает Ваш муж по этому поводу?

Алиса Васильевна, насколько благополучной вы считаете вашу семью?

^ Гипотеза: неблагополучная семья.

Хорошие…

Припомните какое-нибудь негативное событие в жизни Вашей дочери за последние полгода, которое бы могло сильно повлиять на нее.

^ Гипотеза: отрицательное жизненное событие

Вы сказали, это длится полгода. Алиса Васильевна, а за эти полгода были какие-то изменения в Ваших отношениях с дочерью?


Да, это неприятно, когда ребенок эмоционально отдаляется от родителей…

Как вы думаете, у всех родителей возникают такие затруднения в общении с детьми?


А почему Вы обратились ко мне именно сейчас?



Моей дочери сейчас 13 лет, мне кажется, это началось где-то полгода назад. Неожиданно все поменялось!

Нет, нет, конечно. Мы также живем вместе, общаемся, но наши отношения испортились.


Она совсем перестала меня слушаться, делает, что хочет. Постоянно ругаемся из-за пустяков. Грубит, хотя раньше никогда не позволяла себе такого, делает вид, что не замечает меня, что бы я ей ни говорила, все равно поступает по-своему.
Я не знаю! Я в абсолютной растерянности, потому что раньше мы с ней были очень близки. Она мне все-все рассказывала, доверяла сокровенные тайны. А сейчас даже куда пошла - и то сказать не может!


Да, только меня. Его она слушается, нехотя, но выполняет его поручения.
А что муж? Он всегда говорит, что я все выдумываю. И тут тот же случай! Говорит, что мне кажется.


Мы с мужем любим друг друга, обожаем нашу единственную дочь! У нас все нормально, нет материальных проблем, да и отношения очень хорошие!

Да, мы почти не ссоримся. Точнее, не ссорились…

Конфликты бывали нечасто, как и в любой семье! Я позволяю себе иногда повышать голос, мой муж же ведет себя очень спокойно и невозмутимо.
Пожалуй, нет... Все было как обычно. Она учится, общается с друзьями, у нее хорошее здоровье.


Конечно, были… в худшую сторону! Мне кажется, с каждым днем она меня любит все меньше и меньше… чувствую в ней постоянное недовольство или даже ненависть.

Думаю, что нет, есть вполне благополучные семьи, где нет таких проблем, как у нас.
Просто я очень переживаю за дочь! Мне надоело, что мы постоянно ссоримся, что нет больше того взаимопонимания, что было раньше… Я совсем не представляю, что от нее ждать! И от этого мне страшно! А после вчерашней ссоры она заявила, что если я буду ее доставать, она уйдет из дома… А муж говорит, ерунда, побесится и успокоится! Что делать?


^ История проблемы

Открытый вопрос


Абсолютизация


Уточнение


Причины Открытый вопрос

Отношения с окружающими

Открытый и закрытый вопросы

Резюме
Открытый

вопрос


Открытый вопрос


Эхо

Директива
Динамика

Открытый вопрос

Самораскрытие


Проективный вопрос
Открытый вопрос

Гипотезы:

1. родители не знают, как вести себя с ребенком подросткового возраста,

2. либеральный стиль воспитания,

3. неблагополучная семья,

4. отрицательное жизненное событие.

Стадия

Речь консультанта

Речь клиента

Примечание



П
Р
О
В
Е
Р
К
А


Г
И
П
О
Т
Е
З

20 минут

Хорошо, Алиса Васильевна, вспомните типичную ситуацию, когда у Вас возникали трудности в общении с дочерью и опишите ее.

А что Ваша дочь на это ответила?

Алиса Васильевна, расскажите о своих чувствах в тот момент, когда она это говорила?

Как, по-вашему, что она чувствовала в этот момент?


Что произошло дальше?

Вас можно понять, ведь вы желали ей добра.
Алиса Васильевна, что было после?




В последний раз наша ссора произошла вчера.

Мужа не было дома, мы с дочерью были одни. Она сидела за компьютером, я гладила белье.

Вдруг, смотрю, она в коридоре одевается. Я подошла к ней, не успела ничего спросить, а она давай кричать, мол, что ты за мной следишь, ни шагу сделать не даешь, как ребенка опекаешь и проверяешь.

Я попыталась сказать, что лишь хотела узнать, куда это она собирается на ночь глядя (а было уже 19 ч вечера!), и что без спросу уходить из дома нельзя, мы с отцом будем волноваться.
Да ничего вразумительного! Только кричала «Я не маленькая! Хватит за мной следить! Сколько можно? Дайте мне самой решать, что делать», ну, и все в таком духе.

Сказала, что уйдет из дома…

Во-первых, я немного испугалась. Таких вспышек гнева, тем более, беспричинных, я раньше не замечала. Во-вторых, я рассердилась на нее, ведь я не сделала ничего такого, из-за чего можно было закатывать всю эту истерику! Ну и, в-третьих, я расстроилась, ведь мы в который раз поссорились.


Наверное, подумала, что я ее не люблю. Обиделась, разозлилась.

Я никуда ее не отпустила. Сказала, что она наказана и будет сидеть дома. Я плохая мать…
Да, конечно, но она так не считает…
Муж пришел с работы, мы все вместе сели ужинать. Дочь весь оставшийся вечер со мной не разговаривала. Сегодня утром обронила пару фраз.

Директива

^ Когда возникла

Кто участвовал

В связи с чем возникла

Где происходила

Что делали участники


Открытый вопрос
Чувства участников

Директива

Открытый вопрос


Открытый вопрос


Самораскрытие


^ Чем окончилась

Последствия Открытый вопрос


Подтвердилась гипотеза: трудности во взаимодействии с ребенком-подростком связаны именно со спецификой данного возрастного этапа развития, подросток стремится к самостоятельности и независимости.

Стадия

Консультант

Методы


К

О

Р

Р

Е

К

Ц

И

О

Н

Н

О

Е
В

О

З

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е
40 минут

^ Когнитивный компонент

  1. Анализ эмоциональной подоплёки.

Цель: прояснение клиенту причины его состояния

Инструкция: обсуждение и совместный анализ реальных чувств.

  1. Интерпретация.

Цель: прояснение клиенту причины его ситуации с психологической точки зрения.

Инструкция: объяснение феномена «трудного возраста» в доступных клиенту терминах.

^ Эмоциональный компонент

  1. Осознание чувств.

Цель: отреагирование эмоций, связанных с осознанием ситуации.

Инструкция: «Пожалуйста, Алина Васильевна, расслабьтесь и постарайтесь осознать и проговорить всё, что сейчас чувствуете…»

2. Посмотреть на ребенка глазами, полными любви.

Цель: формирование позитивного отношения к ребенку.

Инструкция: инструкция техники.

Поведенческий компонент

  1. Кнопка.

Цель: обучение приёму саморегуляции в ситуации конфликта с ребенком.

Инструкция: постановка чувства спокойствия и терпения на якорь.

2. Коммуникации.

Цель: обучить конструктивной коммуникации с ребенком-подростком.

Инструкция: «Алиса Васильевна, мне хотелось бы, чтобы Вы запомнили следующие приёмы…(описание техник)».

3. Релаксация

Цель: обучить техникам расслабления.

Инструкция: «Всякий раз, когда Вам нужно будет сбросить напряжение, делайте так…(описание техник релаксации)».


Переформулиро-вание реальности


Переконструи-рование реальности

клиента

Осознание чувств
Позитивное отношение к ребенку


Якорь (НЛП)

Конкретные пожелания
Конкретные пожелания




Стадия

Консультант

Клиент

Метод

П
Р
О
Щ
А
Й

5 минут

Алиса Васильевна, наш сегодняшний разговор был посвящен Вашим взаимоотношениям с дочерью-подростком. В ходе разговора мы выяснили, что трудности взаимодействия с дочерью связаны, прежде всего, с тем, что она находится на таком возрастном этапе развития, который определяет ее физиологическое и психологическое состояние. В связи с чем ее поведение заметно меняется в настоящее время.

Я думаю, что те упражнения, которые мы с Вами сегодня выполняли, помогут Вам в дальнейшем. Так как у Вас возникают трудности именно во взаимоотношениях с дочерью, то наиболее эффективной будет работа и с ней тоже. Если Вас это заинтересует, то Вы можете придти ещё на одну консультацию вместе со своей дочерью.
У Вас есть какие-нибудь вопросы?

Я думаю, у Вас в семье все наладится. До свидания!



Вы знаете, я поняла, что работу нужно проводить не только и не столько со мной, поэтому, думаю, мне удастся придти вместе с дочерью на Вашу следующую консультацию.
Нет, я все поняла.
Спасибо Вам! До свидания!

Резюме

  1   2



Скачать файл (493 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации