Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - История пожарной охраны России после распада СССР - файл 1.doc


Контрольная работа - История пожарной охраны России после распада СССР
скачать (74.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc75kb.16.11.2011 08:26скачать

содержание

1.doc

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История пожарно-спасательных формирований»

тема: «История пожарной охраны России после распада СССР»


Выполнила:


Проверил:

______________________________


Санкт-Петербург

2008

Содержание:


Введение_____________________________________________ 3

Распад СССР и создание МВД РФ________________________ 4

Освоение производства пожарных автомобилей в России ____ 6

Постановления Правительства, связанные с пожарной

охраной России________________________________________10

Заключение ___________________________________________14

Список литературы_____________________________________15


Введение

С древних времён известно, как опасна власть огня. Пожар – явление крайне враждебное всему живому. Столкновение с этим бедствием настолько пугало древних людей, что породило описание сатанинских ужасов ада, придало им багрово-чёрную окраску пожара. Реальные пожары принесли человечеству беды, далеко превосходящие воображение создателей мифов. Один лишь пожар, уничтоживший Александрийскую библиотеку задержал, по мнению историков, развитие цивилизации на несколько столетий.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К.Шойгу не раз отмечал, что противопожарная служба России «имеет давнюю и славную историю. Её зарождение уходит в глубокую древность. Развиваясь вслед за научно-техническим прогрессом, она превратилась в отрасль народного хозяйства».

Чтобы успешно бороться с современными пожарами и совершенствовать государственное управление в области пожарной безопасности специалист должен не только обладать глубокими инженерными знаниями, но и знать историю отечественного пожарного дела, поскольку правильное понимание состояния дел в той или иной сфере человеческой деятельности невозможно без знаний истоков формирования данной отрасли, путей её становления и развития. В этой связи большое значение имеет объективная, разносторонняя информация об эволюции пожарной охраны, которую можно почерпнуть из документальных материалов по истории пожарного дела, начиная с первых упоминаний в летописных источниках и сборниках законов о борьбе с пожарами и мерах по их предупреждению.

В своей работе я хочу рассказать об истории пожарной охраны в России после распада СССР и образования нового государства – Российская Федерация.


^ Распад СССР и создание МВД Российской Федерации.

8 декабря 1991 года лидеры России, Украины, Белоруссии (Б.Ельцин, Л.Кравчук, С.Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря М.С. Горбачёв подал в отставку с поста президента СССР.

Образовалось новое суверенное государство – Российская Федерация. Первым президентом России стал Бори Николаевич Ельцин.

С первых же шагов руководство суверенной России определило несколько приоритетных задач.

Первая – радикальная экономическая реформа, которая началась 2 января 1992 года с либерализации (отказ от государственного контроля и регулирования) розничных и оптовых цен, свободы торговли и приватизации (изменение форм собственности).

Реформы, связанные с правительством Е.Гайдара, продолжались около 15 месяцев. Их ход сразу же отклонился от намеченного. Прогнозируемое увеличение цен в 5-10 раз на деле обернулось повышением их в 100 и более раз, в результате чего большинство населения оказалось за чертой бедности.

Вторая проблема, с которой столкнулись реформаторы – взаимные неплатежи предприятий, достигшие к осени 1992 года 3,5 триллионов рублей. Попытки Центрального Банка России провести взаиморасчёты между предприятиями успехом не увенчались и привели к увеличению инфляции. В целом за 1992 года выпуск наличных денег увеличился в 54 раза по сравнению с 1990 годом и в 17 раз по сравнению с 1991 годом.

Основной проблемой Правительства стала борьба с инфляцией и «бегством» капитала за границу.

В январе 1992 года, в результате распада СССР, создаётся МВД Российской Федерации. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД, автономных республик, ГУВД, УВД краёв и областей. Начальником ГУПО МВД России назначается генерал-майор внутренней службы В.Е. Дедиков (1992-1995). В ведении Главка остались функции осуществления организационной и технической политики.

В сложившейся обстановке основными задачами руководства пожарной охраны стали сохранение боеспособности пожарных подразделений, совершенствование работы надзорных служб, привлечение внимания звеньев госаппарата и хозяйственных руководителей к проблемам пожарной безопасности.

Руководство ГУПО подробный анализ сложившегося положения был изложен в докладе «Горящая Россия» Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину. Доклад получил широкий резонанс. Общественность узнала реальную угрозу пожаров, нависшую над страной.

Сознавая глобальность проблемы обеспечения пожарной безопасности, руководство России преобразует пожарную охрану в Противопожарную и аварийно-спасательную службу МВД Российской Федерации.

При существенном расширении функций пожарной охраны она ещё в большей мере нуждается в финансовой и правовой поддержке государства. Однако сложная политическая и экономическая ситуация в стране не позволяет решать проблемы противопожарной службы. Созданные специализированные подразделения не укомплектованы личным составом. На их вооружении находится 51% положенной техники, из которой 32,7% нуждаются в замене или ремонте. Тем не менее, не имея возможности реальной поддержки, но, понимая необходимость принятия каких-либо мер, 23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД России.

О катастрофическом росте пожаров и необходимости изменения политики государства в области обеспечения пожарной безопасности стали публично заявлять руководители пожарной охраны страны. Так, Ф.М. Демидов, заместитель начальника Главка, писал: «Сегодня пожары в России стали настоящим национальным бедствием, тем более опасным, что масштабы потерь не осознаются населением, и многими государственными структурами… Если не принять неотложных мер, то к 2000 году в Российской Федерации число ежегодно погибающих на пожарах достигнет 14 тыс. человек… Относительный уровень потерь от пожаров становится самым высоким среди стран мира и превышает сопоставимые показатели потерь (без учёта потерь от гибели и травмирования людей) Японии – в 6,3 раза, Великобритании – 4,5 раза, США – в 3 раза»

Приказом МВД РФ от 14 декабря 1993 г. № 536 с 31 января 1994 года введены в действие «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-93», в которые вносились изменения приказами от 25 июля 1995г., 10 декабря 1997г., 20 октября 1999г.

^ Освоение производства пожарных автомобилей в России

В связи с распадом СССР и потерей крупнейшего предприятия по выпуску основных пожарных автомобилей, а также головного КБ по их разработке, находившихся на Украине, была проведена огромная работа по освоению серийного производства современных пожарных автомобилей на предприятиях России. В короткие сроки удалось не только воспроизвести практически всю номенклатуру пожарных автомобилей, выпускавшихся на Украине, но и значительно расширить их типаж.

С 1991 года на российских предприятиях освоено производство 45 типов пожарных машин, включая 50-метровые лестницы и подъёмники, 4 типов пожарных насосов, в том числе высокого давления.

Были разработаны также усовершенствованные модели автоцистерны на шасси Урал с использованием современного гидравлического оборудования, а также повышенной вместимостью цистерны: АЦП 8/3-40(5557), АЦП 8/6-40/4(4320), АЦП 9/3-40(5571-30), АЦП 8/6-40(5571-30), АЦП 6/6-40(5557-10).

Удалось наладить производство прототипов самых востребованных автоцистерн последних десятилетий АЦ-40(130)63Б и АЦ-40(131)137А, выпускаемых ранее на Украине. Взамен АЦ-40(130)63Б в 1993 году была создана автоцистерна АЦ-40(4331) мод. 209 на перспективном шасси ЗИЛ-4331 с более просторным салоном для размещения боевого расчёта, каркасной конструкцией кузова, наличием специальных ящиков для дыхательных аппаратов и вместимостью цистерны 3м в кубе.

С учётом необходимости расширения номенклатуры выпускаемых пожарных машин было освоено изготовление пожарной автоцистерны на шасси ГАЗ-3307 и автомобиля дымоудаления АД-80/1200, предназначенных для оснащения пожарных подразделений посёлков и небольших городов. Также разработаны пожарная автоцистерна АЦ-40(43101), пожарный автомобиль связи и освещения АСО-8 на шасси ГАЗ-66 и аварийно-спасательный автомобиль АСА-16 на шасси КамАЗ-43101, оснащённый генератором на 16 кВт, комплектом аварийно-спасательного оборудования и инструмента, стационарными и переносными прожекторами и другим оборудованием (всего 120 наименований).

С 1993 года начат выпуск автомобилей газового пожаротушения АГТ-1 на шасси ЗИЛ-4331, несущий в баллонных секциях до 1 т CO2 и предназначенный для тушения наиболее ценных и ответственных объектов с исключением косвенного ущёрба от огнетушащего вещества при его высоких диэлектрических свойствах.

В этот же период начато изготовление пожарного автомобиля воздушно-пенного тушения АВ-20 на шасси КамАЗ-53213, предназначенного для тушения крупных пожаров.

В 1994 году выпускаются первые аварийно-спасательные автомобили на шасси КамАЗ-4310-АСА-20. С помощью этого автомобиля решаются вопросы доставки к месту пожара или аварии боевого расчёта, специального аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средств связи и освещения. Автомобиль оборудован генератором мощностью 20 кВт, а в задней его части установлен гидравлический кран.

Для повышения эффективности работы личного состава на пожарах в 1994 году создан автомобиль газодымозащитной службы АГ-12(3205), способный доставлять к месту пожара личный состав и специальное оборудование, обеспечить работу в непригодной для дыхания среде, вентиляцию задымлённых и загазованных помещений, освещение мест пожаров или аварий. В том же году разработана пожарная лаборатория АЛП-5 на шасси УАЗ 3962. Этот автомобиль снабжён специальным оборудованием для определения причин пожаров.

Подлинный прорыв в области создания пожарной техники и снаряжения пожарных был достигнут к началу второй половины 90-х годов, когда расширились контакты с заводами-изготовителями, появились новые материалы и ткани.

Как показала практика, одним из важных направлений совершенствования системы технического обслуживания и ремонта пожарной техники является выездной метод технического обслуживания и ремонта. В связи с этим в 1994 году были разработаны новые автомобили диагностики пожарной техники АДПТ-4(3962), профилактики и ремонта средств связи АПРСС-3(3960). АДПТ-4 оборудован местом для боевого расчёта на 4 человека и имеет в комплектации около 50-ти наименований приборов, оборудования и инструмента, обеспечивающих около 70-ти видов указанных работ. АПРСС-3 оснащён рабочим местом радиомастера и включает 25 наименований приборов и оборудования для обеспечения ремонта средств связи.

Москва традиционно занимала в России ведущее положение в развитии и освоении технических средств борьбы с пожарами и организации их тушения. В 1994 году впервые в боевом дежурстве по охране столицы принял участие пожарный вертолёт КА-32А, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров, главным образом в зданиях повышенной этажности. Создание вертолётной пожарной службы на базе УГПС Москвы значительно повысило эффективность работы пожарных города при тушении крупных пожаров и спасании людей, в том числе при ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.

В этот период не только сохранились, но и продолжали развиваться отдельные направления научной деятельности. Наряду с совершенствованием разработок в области сертификации, лицензирования, продолжаются работы по созданию нормативно-правовой базы, по противопожарной защите конкретных объектов, финансируемых заказчиком, по внедрению информационных и коммуникационных технологий, а также другие виды исследований, которые не требовали больших затрат или имели достаточное количество наработок.

Экономическая ситуация и изменение форм собственности выдвигали целый ряд актуальных научных проблем, среди которых следует отметить оптимизацию технических решений и организационных мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность объекта при оптимальных затратах, разработку комплекса нормативных правовых актов по надзору за предприятиями малого бизнеса. В переходный период экономических преобразований в государстве определённые перспективы получили небольшие, но мобильные научные коллективы, укомплектованные специалистами высшей квалификации, способными решать широкий спектр научно-прикладных задач.

Приведённые положительные аспекты развития отдельных вопросов обеспечения пожарной безопасности подвели к необходимости выработки нового подхода к решению этой проблемы (как и во все предыдущие периоды развития пожарной охраны).

Безусловно, без экономической стабильности государства трудно поднять уровень «непроизводительных» отраслей, к какой относится пожарная охрана. Однако, человечество, вступив в новый век глобальных техногенных и политических катаклизмов, вынуждено принимать соответствующие решения. Чернобыльская трагедия, серия масштабных пожаров, относящихся к категории чрезвычайных ситуаций, и другие факты показали необходимость создания в России новой организационно-управленческой структуры, позволяющей эффективно выполнять при чрезвычайных ситуациях не только пожарные, но и спасательные функции в полном объёме аварийно-спасательных работ.

Получил большое признание в органах управления и подразделениях ГПС, а также во многих сторонних организациях издаваемый во ВНИИПО научно-технический журнал «Пожарная безопасность». С 1993 года институт совместно с ГУ ГПС осуществлял подготовку и издание статистического ежегодника «Пожары и пожарная безопасность». Выпускаются также научно-технические журналы «Пожаровзрывобезопасность» и «Техника охраны».

^ Постановления Правительства, связанные с пожарной охраной России.

В условиях формирования правого государства невозможно переоценить подготовку и принятия постановления Правительства №849 от 23 августа 1993 года «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «Федерального закона «О пожарной безопасности».

В целях укрепления пожарной безопасности в Российской Федерации Совет Министров – Правительство Российской Федерации постановило:

«1. Принять предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о преобразовании службы противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в пределах лимита численности, установленного для этого министерства.

Утвердить прилагаемое Положение о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Признать целесообразным для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации в области пожарной безопасности создать Межведомственную комиссию по пожарной безопасности в Российской Федерации.

Министерству внутренних дел Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств в 2-месячный срок представить на утверждение Совета Министров Российской Федерации проект Положения о Межведомственной комиссии по пожарной безопасности в Российской Федерации и предложения по её составу.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации разработать единую государственную систему статистического учёта пожаров и последствий от них в Российской Федерации.

Рекомендовать Государственному комитету Российской Федерации по статистике утвердить и внести в действие с 1995 года государственную статистическую отчётность, необходимую для информационного обеспечения этой системы.

4. Возложить на Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации лицензирование видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности согласно приложению.

Министерству внутренних дел Российской Федерации в 3-месячный срок определить порядок лицензирования этих видов деятельности (работ, услуг), а также согласованные с Министерством финансов Российской Федерации размеры платежей при выдаче лицензий.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы по обеспечению пожарной безопасности и принять необходимые меры к их осуществлению.

6. Признать утратившими силу решения Совета Министров РСФСР согласно прилагаемому перечню…

Председатель Совета Министров

Правительства Российской Федерации (В.Черномырдин) ».

Перед ГПС, как видно из приведённого выше постановления Правительства РФ, поставлен ряд принципиально новых задач, в том числе разработка государственных мер нормативного, правового регулирования в области пожарной безопасности, разработка единой научно-технической политики, координация противопожарной деятельности министерств и ведомств, лицензирование видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.

ГПС МВД России, как отмечается в Положении об этой службе, «создана с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления Государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений».

Положение определяет систему Государственной противопожарной службы; органы управления службой; основные задачи и правила ГПС; порядок и условия прохождения службы личным составом ГПС и т.д.

Правительство Российской Федерации своим постановлением №77 от 4 февраля 1994 года определило порядок финансирования подразделений ГПС МВД России на объектах оборонного комплекса Российской Федерации.

2 марта 1994 года Указом Президента Российской Федерации № 442 учреждается медаль «За спасение погибающих», которой награждаются граждане за спасение людей во время стихийных бедствий, на воде, под землёй, при тушении пожаров и при других обстоятельствах.

Весной 1994 года вводится новая форма одежды для военнослужащих Вооружённых Сил, а осенью того же года и для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации приказом от 2 октября 1995 года № 371 предписывает:

« В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г №1010 «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» и от 22 ноября 1994 г. № 2101 «О форме одежды и знаках различия для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ, имеющим специальные звания внутренней службы» и в связи с введением в действие Министром обороны РФ Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Вооружённых Сил РФ.

Приказываю:

Распространить Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Вооружённых Сил РФ, введённые в действие приказом Министерства обороны РФ от 28 июля 1994 года № 255, на военнослужащих внутренних войск и Государственной противопожарной службы МВД России, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ, имеющих специальные звания внутренней службы…

Министр

Генерал-полковник А.Куликов».

В этот период времени профилактическая и производственная деятельность организаций ВДПО существенно влияла на улучшение противопожарного состояния объектов народного хозяйства городов и сельской местности. Этому способствовало постановление Совета Министров РСФСР от 29 апреля 1994 года № 162 « О работе Всероссийского добровольного пожарного общества».

18 ноября 1994 года принят Государственной Думой и 21 декабря 1994 года подписан Президентом РФ Б.Н.Ельциным Федеральных закон (№ 69-ФЗ) «О пожарной безопасности». С этого времени проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. По закону – это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определён статус ГПС МВД России как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан.

Важное значение имело последующее изменение более 10-ти законов Российской Федерации; в области экологии и промышленной безопасности, профилактики правонарушений, ликвидации чрезвычайных ситуаций, налоговым, уголовным, уголовно-процессуальном кодексах, кодексе об административных правонарушениях. Разработано более 30-ти нормативно-правовых документов по совершенствованию деятельности пожарной охраны.


Заключение

Весь ход истории пожарного дела в России указывает на недопустимость беспечного, легкомысленного отношения к пожарной охране городов, посёлков и предприятий. Как только появлялись реформы ухудшающие положение пожарных и пожарной охраны в целом, увеличивалось количество катастрофических по своим последствиям пожаров.

Очень часто люди забывают, что при малейшей неосторожности или беспечности в кислородной атмосфере возникает неуправляемая реакция горения – пожар. Такая забывчивость оборачивается трагическими последствиями. В огне гибнут, люди, города, деревни, леса и строения, уничтожаются заводы и фабрики, всё, что было создано руками человека.

Человечество обречено охранять себя от огня. Несмотря на то, что люди научились пользоваться огнём, создали огненную цивилизацию, часто огонь бывает неподвластен человеку, становится его врагом. И вот тогда человеку приходится защищать себя от огня, создавать структуры и формирования, которые мы называем «пожарная охрана». Эти формирования будут существовать до тех пор, пока существует человеческая цивилизация.


Список литературы


  1. История России: Учебное пособие для ВТУзов, Т.II / Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. (рук. авт. кол.) и др. / под ред. ЛеоноваС.В. М.: ВЛАДОС, 1995.

  2. Ильин В.В., Мешалкин Е.А. История пожарной охраны России.М.:2003.

  3. Демидов Ф.М. Оперативная обстановка с пожарами в России // Совершенствование средств и способов ликвидации пожаров, аварий и катастроф. Сб. научн. Тр. М.: ВИПТШ МВД России, 1993.

  4. Противопожарная служба России. Документы и материалы. М.:2002.

  5. Противопожарная служба России. Документы и материалы. Т. 2. М.:2002.



Скачать файл (74.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации