Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Междунардное право в мировой политике - файл 1.docx


Междунардное право в мировой политике
скачать (76.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx77kb.03.12.2011 20:37скачать

1.docx

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3

1 Понятие международного права………………………………………….….5

1.1 Определение, источники и основные принципы

международного права…………………………………………………….5

1.2 Международные организации …………………………………….….8

2 Роль международного права в различных областях международного сотрудничества…………………………………………………………………………11

2.1 Международное право в области защиты прав человека…………11

2.2 Роль международного права в укреплении международной безопасности………………………………………………………………………..…12

2.3 Международная борьба с преступностью………………………..…16

2.4 Роль международного права в становлении правового регулирования охраны окружающей среды ………………………………………………20

2.5 Международное экономическое право ………………………….…..24

2.6 Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества……………………………………………………………….….…27

2.7 Международное морское, воздушное и космическое право…….…29

Заключение…………………………………………………………………….…34

Список литературы………………………………………………………………36



Введение
Современное состояние развития международного права свидетельствует о том, что по многим проблемам мировой политики приняты универсальные международно-правовые нормы, соблюдение которых стало основой существования цивилизации на Земле.

Изучение роли международного права в мировой политике чрезвычайно актуально, так как сотрудничество государств во всех сферах политической жизни стало не только обязательным принципом международного права, а жизненно необходимым условием мирового развития.

Важнейшие вопросы современности в эпоху бурного научно-технического прогресса не могут быть разрешены не только отдельными государствами, но и целыми регионами. Отдавая предпочтение международно-правовым нормам, субъекты международного права обязались неукоснительно их соблюдать. Стабильность международных отношений, в конечном счете, во многом зависит от строгого соблюдения государствами основополагающего принципа международного права - добросовестного выполнения международных обязательств.

Объект работы - международно-правовые нормы о безопасности, экономике, защите прав человека и окружающей среды и т.д.

Предмет работы – анализ места и значения международного права в мировой политике.

Целью настоящего исследования является анализ роли международного права в мировой политике.

Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:

- определить основные понятия источники и принципы международного права;

- осветить роль международных организаций в мировой политике;



- охарактеризовать место международного права в различных областях международного политического сотрудничества:

- в области защиты прав человека;

- в укреплении международной безопасности;

- в борьбе с преступностью;

- в становлении правового регулирования охраны окружающей среды;

- в экономике;

- в регулировании научно-технического сотрудничества;

- контроле морской, воздушной и космической сферы.

Методологической основой работы является анализ международно-правовых норм о безопасности, экономике, защите прав человека и окружающей среды и т.д., обобщение широкого круга нормативных и практических материалов.

Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена освещению теоретических аспектов международного права. Вторая глава посвящена исследованию правового регулирования в сфере мировой политики.

При написании работы использованы тексты нормативных актов, учебная и монографическая литература.



1 Понятие международного права
1.1 Определение, источники и основные принципы международного права

Международное право – относительно свободная от национальных правопорядков государств система правовых норм, регулирующих взаимоотношения различных субъектов, действующих на мировой арене. Оно выражает их скорректированные и согласованные воли и позиции при решении глобальных проблем современности в условиях взаимосвязи и взаимозависимости современного мира и определенной нестабильности международных отношений. Неукоснительное уважение международной законности– это объективно необходимый образ действий для каждого субъекта международного права1.

Источники международного права – это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

Основными источниками международного права являются2:

1) международный договор – письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения;

2) международный обычай – правила поведения субъектов международного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.

Вспомогательными источниками международного права являются:

1) решения международных судебных органов;

2) доктрина международного права;

3) резолюции – рекомендации международных организаций;



4) национальное законодательство и национальная судебная практика, которые должны приниматься во внимание при характеристике международно-правовой позиции государства.

Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Юридическим фундаментом международного права являются следующие принципы3:

1. Неприменение силы (п.4, ст.2 устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г., определение агрессии, принятая ГА ООН в 1974г. ЗА СБСЕ др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с уставом ООН.

2. Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п.3 ст.2 устава ООН, ст.5 Пакт Лиги арабских государств, ст.3 Хартии ОАЕ, ЗА СБСЕ).

Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

3. Территориальная целостность государств (п.4, ст.2.Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).

Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.



4. Нерушимость границ (Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ). Государства должны воздерживаться от действий направленных на изменение существующих международных границ другого госу5. Суверенное равенство (п.1, ст.2. Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права присущие суверенитету.

6. Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не в праве вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

7. Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права 1970г.).

Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

8. Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства независимо от различий их систем обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.

9. Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ЗА СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.

10. Добросовестное выполнение международных обязательств (п.2 ст. 2 Устава ООН, Великие конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г.г., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как 

субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

^ 1.2 Международные организации

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

В современных международных отношениях действуют около четырех тысяч международных организаций, являющихся одной из организационно-правовых форм сотрудничества государств и охватывающих практически все его аспекты.

Их можно классифицировать по следующим основаниям4:

1) по статусу участников – межправительственные и неправительственные организации;

2) по срокам деятельности,– действующие на постоянной основе и временно существующие;

3) по соответствию МП – правомерные и противоправные;

4) по условиям вступления – открытые и закрытые;

5) по сфере деятельности – политические, экономические и занимающие специальными вопросами;

6) по субъективно-территориальному признаку – это универсальные, региональные и субрегиональные организации;

7) по компетенции – общей и специальной.

Сущность происходящего в международном организации состоит в выявлении интересов государств членов, их согласование, и выработки на основе этого общей воли, определение задач и путей их решения.



Огромную роль в системе современного международного права играют ООН и региональные международные организации.

Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Он вступил в силу 24 октября 1945 года после ратификации СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством остальных государств, подписавших Устав.

Главными органами ООН являются5:

1. Генеральная Ассамблея – наиболее представительный орган ООН, в работе которого участвуют все члены организаций, обладающие одним голосом. Решения принимаются простым или квалифицированным большинством исходя из важности вопроса.

2. Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава ООН). Это постоянно действующий главный орган ООН. Он состоит из 15 членов: постоянные (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) и непостоянные, которые избираются на 2 года ГА ООН.

3. Экономический и Социальный Совет осуществляет деятельность в области экономического, социального, гуманитарного и культурного сотрудничества между государствами-членами ООН (гл. IX Устава ООН).

4. Совет по опеке – под руководством ГА ООН должен контролировать исполнение обязанностей, которые имеют управляющие власти (государства) в отношении территорий, находящихся под опекой. Входят: США, РФ, Великобритания, Франция, Китай.

5. Международный суд – главный судебный орган ООН. В состав суда входят 15 судей, избираемых ГА совместно с СБ ООН, сроком на 9 лет, с последующей ротацией через 3 года на 1/3.



Суд выполняет две функции:

1) рассматривает споры между государствами;

2) дает консультативные заключения по юридическим вопросам органам ООН и ее специализированным учреждениям.

6. Секретариат.

Международные организации, в которых объединены государства одного географического региона, получили название региональных.

По своему характеру они могут быть политическими, военными, экономическими, научно-техническими и др.

К региональным организациям, деятельность которых направлена на поддержание международного мира и безопасности, относятся:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Организация Североатлантического договора; Организация Африканского Единства; Содружество Независимых Государств и другие.

Таким образом, международное право, как отрасль права регулирует определенные отношения. Этими отношениями являются отношения, складывающиеся между государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Фундамент современного права был заложен Уставом Организации Объединенных Наций. В политическом плане положения Устава ООН отражали новое мышление. В основу международного права был положен принцип сотрудничества. Весь механизм действия норм международного права подлежал переводу на рельсы сотрудничества. Можно смело утверждать, что как появление современного международного права, так и его развитие стало возможно благодаря многостороннему сотрудничеству.




2 Роль международного права в различных областях международного сотрудничества
^ 2.1 Международное право в области защиты прав человека

Сегодня договоры о соблюдении и защите основных прав человека ратифицированы более чем сотней стран, вероятно, в более чем тысяче актов. Важнейшим многосторонним договором в области прав человека является Устав ООН, в рамках которого все члены ООН торжественно обязались в сотрудничестве с ООН предпринимать совместные и индивидуальные усилия, способствующие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Именно Всеобщая декларация дала правовое и политическое определение включенных в Устав положений о правах человека. Когда права человека обсуждаются с участием множества стран, именно Декларация предоставляет единственную общую основу для такого обсуждения как основной источник норм о правах человека, по поводу которого достигнуто общемировое согласие. Этот факт нашел подтверждение в 1993 г. на Всемирной конференции по правам человека в Вене6.

Эта общая основа выражена в форме международного обычного права в области прав человека, в которое Декларация внесла большой вклад. Хотя обычное право играет разную роль в различных  национальных правовых системах, на международном уровне оно, по определению, носит обязывающий характер по отношению ко всем странам. Однако, учитывая центральную роль Всеобщей декларации для укрепления прав человека в международном масштабе и стоящую на повестке дня всеобщую ратификацию Пактов и других соглашений, именно к Всеобщей декларации обращается большинство людей, чтобы установить тот минимум прав, который должен им предоставляться. С точки зрения права, политики и морали значимость Все

общей декларации в наши дни еще больше, чем в момент ее принятия полвека назад.
^ 2.2 Роль международного права в укреплении международной безопасности

К основным направлениям взаимодействия государств в противодействии международной преступности относятся7:

1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвенции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г. (ст. 100-107).

Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратского судна, могут определять наказание пиратам.

2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о внесении изменений в Конвенцию1926 г. и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. В них дано определение рабства, работорговли, названы институты, сходные с рабством. Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом вопросе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие подобные деяния.

3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, 1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости. Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие регистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу специального документа, и установить контроль за разного рода конторами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях проституции. Предусмотрено создание специального 

международного механизма для координации и обобщения результатов деятельности государств

в этой области.

4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:

- Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, 1971 г.;

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе, дипломатических агентов, 1973 г.;

- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1976 г. выделила две категории правонарушений:

а) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;

б) деяния признание преступными которых отдано на усмотрение государств.

В системе ООН создан специальный комитет по международному терроризму, занимающийся подготовкой международный договор о борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по данной проблеме.

На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.

Нормы международного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которого совершены террористические акты или судить их по своим законам.

5) Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с захватом заложников, которая создала правовую основу для сотрудничества государств по пресечению действий, направленных на захват заложников.

6) Безопасность гражданской авиации и морского судоходства. Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе8:



- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Протокол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах, 1988 г.

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.

Эти Конвенции предусматривают:

а) универсальную юрисдикцию– если предполагаемый преступник находится на территории одного из государств-участников,

б) юрисдикцию государства регистрации воздушного судна или государства флага морского судна,

в) территориальную юрисдикцию,

г) юрисдикцию государства гражданства,

д) юрисдикцию государства, на территории которого совершило посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится на его борту. Выдача регулируется на основе принципа – выдавай или наказывай. В двусторонних договорах о воздушном сообщении также со держатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

7) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:

- Единая конвенция о наркотических средствах, 1961 г. Ст. 36 Конвенции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был утвержден Международный комитет по контролю над наркотиками;

- Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.;



- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 г., которая установила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных.

В системе ООН функционируют:

- Комиссия ООН по наркотическим средствам;

- Международный совет по контролю за наркотическими средствами;

- Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;

- Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками. Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на двустороннем и региональном уровне.

8) Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята в Женеве в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует дополнений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и национальным законодательством.

9) Вербовка наемников. Борьба с наемничеством получила свое правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, 1989 г., где содержится формула определения юрисдикции: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип. Международная борьба с преступностью координируется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями ООН. Непосредственно противостоят преступным проявлениям:

- Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет, и координируют 

усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и унификацией международного уголовного права.

- Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года;

- Интерпол (Международная организация уголовной полиции), задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г., действующий УставИнтерпола вступил в силу в 1956 г. 9

Основными направлениями деятельности Интерпола являются:

- уголовная регистрация;

- международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;

- поиск похищенных ценностей;

- оказание технической помощи странам-участникам;

- статистика и научно-исследовательская деятельность.

На региональном уровне борьба с преступностью осуществляется ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др. С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.
^ 2.3 Международная борьба с преступностью

В нынешних условиях международная борьба с преступностью не может находиться в компетенции нескольких держав, а должна осуществляться путем сотрудничества правоохранительных органов различных стран на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон.



Генеральная Ассамблея еще 18 декабря 1972 г. приняла резолюцию 3021 (ХХVII), в которой государствам-членам ООН было предложено информировать Генерального секретаря о существующем в их странах положении в области предупреждения преступности.

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью является составной частью международных отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.

Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны. Сюда входят10:

- оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;

- заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью, прежде всего транснациональной преступностью;

- исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;

- регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;

- обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;

- проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;

- обмен опытом правоохранительной работы;

- оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;

- взаимное представление материально-технической и консультативной помощи.



Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. И это не случайно, поскольку преступность не существует сама по себе, ее уровень определяется всей системой международных контактов.

Функция ООН как организатора борьбы с преступностью в мире заложена в уставе этой международной организации.

ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы. Эти нормы исходят из положений Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.

18 декабря 1991 г. была принята Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, главная задача которой, как говорится в ее преамбуле, – оказание помощи в удовлетворении насущных потребностей мирового сообщества в деле предупреждения криминальных проявлений и правосудия.

Для максимальной активизации борьбы с преступностью в 1992 г. в составе Экономического и Социального Совета ООН была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. В Комиссию входят представители 40 государств-членов ООН, избираемые на три года. Комиссия занимается разработкой проектов руководящих принципов предупреждения преступности и уголовного правосудия, определяет планирование мероприятий ООН по борьбе с преступностью, оказывает содействие институтам ООН, готовит Конгрессы ООН11.

ООН, в силу своего специфического положения, в борьбе с преступностью решает в основном задачи глобального, стратегического характера. Более конкретные, тактические задачи решаются региональными международ

ными организациями: Советом Европы, Европейским Союзом, Организацией американских государств, Лигой арабских стран, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Организацией африканского единства. По ряду причин объективного и субъективного характера для Республики Казахстан и ряда других стран СНГ наибольший практический интерес представляют международные региональные организации, находящиеся на европейском континенте – Совет Европы и Европейское Сообщество. Сотрудничество европейских стран осуществляется в рамках группы «Треви». Форма сотрудничества – регулярно проводимые совещания министров юстиции, полиции и служб безопасности.

Механизм сотрудничества правоохранительных органов в Европе постоянно совершенствуется.

Так, в сентябре 1992 г. министры внутренних дел и юстиции государств Европейского Сообщества приняли решение о создании Европола — органа полицейского сотрудничества со штаб-квартирой в Страсбурге12.

Основная задача Европола — организация и координация взаимодействия национальных полицейских систем в борьбе с терроризмом, «отмыванием» денег, нелегальным оборотом наркотиков и оружия, контроль за внешними границами Европейского Сообщества.

Для борьбы с криминальными группировками в Европе была создана особая группа «Антимафия», в задачи которой входят: анализ деятельности мафиозных группировок, выработка общеевропейской стратегии противодействия мафии.

В некотором смысле Европол имеет сходство с Интерполом — Международной организацией уголовной полиции, созданной 7 сентября 1923 г. В настоящее время членами Интерпола состоят более 180 государств. Казахстан был принят в эту организацию в сентябре 1994 г.



Сегодня Интерпол — пожалуй, единственно надежный орган, где ведется учет транснациональных преступлений и лиц, их совершивших. Интерпол — главный координатор интернационального розыска преступников. Именно здесь определяются стратегические направления деятельности полиции.
^ 2.4 Роль международного права в становлении правового регулирования охраны окружающей среды

Глобальные проблемы не имеют границ, и именно с ними связано развитие современного международного права. В мире все больше говорят о глобальном экологическом кризисе. Осознание мировым сообществом глобального характера экологического кризиса привело к тому, что проблемы, связанные с охраной окружающей среды, стали не только предметом национальной внутренней политики стран, но и одним из главных приоритетов мировой политики и отношения по их разрешению нуждаются в международно-правовом регулировании. Поэтому не случайно, что на саммитах "восьмерки" и иных международных форумах экологические проблемы обсуждаются наравне с политическими и экономическими вопросами.

В связи с тем, что отношения «человек-окружающая среда» наряду с материальным производством включают и духовное производство, культуру и воспитание, оказывающие свое влияние на материальное производство, правовая охрана окружающей среды должна включать меры по осуществлению экологического образования, формированию экологического мировоззрения и экологической культуры.

Сотрудничество государств в этой области идет по следующим направлениям13:

1) Охрана воздушной среды, климата, озонового слоя.

Воздушная среда является общим достоянием человечества.



В 1979г. была подписана Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии. Трансграничным считается загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных веществ, источник которых расположен на территории другого государства. В 1992г. принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация парникового эффекта на уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую среду. Согласно Венской конвенции об охране озонового слоя 1985г. государства принимают меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных изменениями озонового слоя14.

В этих целях участники конвенции:

- осуществляют сотрудничество и исследования, обмениваются информацией о состоянии озонового слоя, воздействии на него деятельности человека и последствиях, связанных с изменением озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды.

- принимают законодательные или административные меры и сотрудничают в области контроля, ограничения, сокращения и предотвращения деятельности, наносящей урон состоянию озонового слоя.

- сотрудничают в разработке согласованных мер, процедур и стандартов в целях эффективного выполнения Конвенции.

В 1987г. был подписан Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя, направленный на повышение роли и значения Венской конвенции.

2) Защита животного и растительного мира.

Международные договоры, действующие в этой области можно подразделить:

I. Договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом:



- Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933г.;

- Конвенция об охране культурного и природного наследия 1972г.;

- Соглашение о тропических лесах 1983г.;

- Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящихся под угрозой уничтожения 1973г.;

- Конвенция о биологическом разнообразии 1992г.;

- Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979г. и др.

II. Договоры, охраняющие одну популяцию:

- Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946г.;

- Соглашение о сохранении белых медведей и др.

Целью международного сотрудничества является сохранение дикой флоры и фауны и их природных районов обитания. Особое внимание уделяется исчезающим и уязвимым видам, включая и мигрирующие. Государства берут на себя обязательства осуществлять меры для сохранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на необходимом уровне.

Международно-правовое регулирование транспортировки и продажи диких животных является одной из мер в целом комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту животного мира. Конвенция 1973г.

регламентирует вопросы, связанные с торговлей видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, подразделяя их:

- все животные, находящиеся под угрозой уничтожения;

- виды, которые могут оказаться под угрозой уничтожения;

- виды, которые по определению участников Конвенции подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции.

Соглашение о тропических лесах 1983г. направлено на достижение нескольких целей:



- создать основу для сотрудничества и консультаций между производителями и потребителями тропической древесины;

- содействовать развитию международной торговли тропической древесиной на основе взаимной выгоды;

- помощь исследованиям и разработкам в целях улучшения лесоустройства и повышения качества использования тропических лесов.

3) Охрана Мирового океана.

Наиболее распространенным загрязнением является загрязнение нефтью и нефтепродуктами, представляющее опасность по двум причинам:

- на поверхности образуется пленка, которая закрывает доступ кислорода к морской флоре и фауне;

- нефть сама по себе является токсичным соединением, при ее содержании в воде 10-15 мг/кг гибнет планктон и мальки рыб.

В Мировой океан ежегодно попадает до 13-14 млн.т. нефтепродуктов, а крушения нефтеналивных судов, и в первую очередь, супертанкеров ведут к экологическим катастрофам.

Особую опасность таит радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов. До 1983г. 12 государств осуществляли сброс своих РАО в открытое море. В Тихий океан за период с 1949 по 1970гг. было сброшено более 56 тыс. Контейнеров с РАО. Конвенция ООН по морскому праву 1982г. обязывает государства защищать и сохранять морскую среду, не допускать, чтобы их действия угрожали другим странам и морской среде посредством загрязнения и не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой, равно как и не превращать один из видов загрязнения в другой. В последней четверти ЧЧ века был подписан целый ряд международных договоров, целью которых стала охрана Мирового океаны15:

- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации 1972г;



- Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики 1992г.;

- Конвенция по защите Черного моря от загрязнения 1992г. и др.

С начала 1970-х гг. Действует экологическая программа ООН «Региональные моря», объединившая усилия 120 государств совместно использующих 10 морей.
^ 2.5 Международное экономическое право

Международное экономическое право (МЭП) можно определить как от

расль международного публичного права,  которая представляет собой со

вокупность принципов и норм,  регулирующих экономические отношения меж

ду государствами и другими субъектами международного права. Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двус

торонние отношения между государствами,  а также другими субъектами международного публичного права16

К экономическим можно отнести торго

вые, коммерческие отношения,  а также отношения в сферах производствен

ной,  научно-технической,  валютно-финансовой,  транспорта,  связи,  энер

гетики,  интеллектуальной собственности,  туризма и т.  п.

Источники МЭП те же,  что вообще в международном публичном праве.   Характеристика для МЭП,   еще находящегося в стадии становления  в виде особой отрасли права,  является обилие рекомендательных норм,  име

ющих своим источником решения международных организаций и конференций. 

С точки зрения выработ

ки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних до

говоров.  Примерами универсальных международных экономических договоров яв

ляются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года,  а также получившие широкое распространение 

многосторонние соглашения по сырь

евым товарам. Однако,  несмотря на значение многосторонних связей,  в своей по

давляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров. Среди международных договоров,  регулирующих двусторонние экономи

ческие отношения следует выделить договоры общего,  рамочного полити

ческого характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи.  На

ряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепля

ются обязательства по расширению экономического сотрудничества,  по со

деиствию заключению коммерческих сделок и т. п. Но наиболее существенное значение для формирования норм междуна

родного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся торговые договоры,  которые могут именоваться так

же договорами о торговле и мореплавании и т. п. Главное в них - закреп

ление,  как правило,  определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. 

Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотруд

ничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу. Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установле

нию Нового международного экономического порядка (1974 г.)17.  В этих до

кументах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества. Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также ре

золюции "О мерах укрепления доверия в международных экономических от

ношениях" (1984) и "О международной экономической безопаснос

ти"(1985г. ). Постановления 

ряда региональных экономических учреждений,  прежде всего Европейских Сообществ,  могут иметь не только рекомендательною,  но и обязательную юридическую силу.

Решения межгосударственных экономических конференций,  оформленные в виде заключительных актов конференций,  рассматриваются как особая разновидность многос

торонних договоров и соответственно могут обладать и рекомендательной,  и обязательной юридической силой.  Среди документов международных конференций,  имеющих существенное значение для формирования международно

го экономического права,  особо важным являются содержащиеся в Заключи

тельном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 го

да Принципы,  определяющие международные торговые отношения и торговую политику,  способствующие развитию,  раздел "Сотрудничество в области экономики,  науки и техники и окружающей среды" Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года,  а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии для новой Ев

ропы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

В настоящее время для международного экономического права характерно:

1) сочетание методов односторонних действий, двухстороннего, многостороннего и наднационального (торговля – многостороннее регулирование через ВТО; МФП – наднациональное). Причем предпочтение отдается многосторонним и наднациональным методам регулирования.

2) Сочетание методов «мягкого» (рекомендательного, неправового), диспозитивного и императивного регулирования.



^ 2.6 Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества

Развитие производительных сил в обществе сопровождается углублением и расширением международного разделения труда, а следовательно, развитием не только политических, экономических и правовых, но и научно-технических связей между государствами, в том числе технологических и промышленных. Это объективно повышает роль международного права в сфере научно-технического сотрудничества. Система норм международно-правового регулирования сотрудничества государств в области науки и техники составляет фундамент международного научно-технического сотрудничества.

Международный договор в области научно-технического сотрудничества помимо прав и обязанностей сторон включает обычно перечень форм и видов этого сотрудничества.

Программы научно-технического сотрудничества представляют собой международные договоры особого рода. Это — относительно новая форма взаимодействия и партнерства в области науки и техники.

Нормы, сформулированные в этих программах, обращены в будущее и устанавливают параметры поведения в области использования достижений науки и техники, выполняя тем самым роль международно согласованного планирования отношений в области науки и техники.

На основе общих принципов международного права в практике международного научно-технического сотрудничества сложились специфические международно-правовые принципы, отражающие процессы интернационализации научно-технических связей: принцип свободы научных исследований; принцип сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса; принцип научно-технического содействия; принцип разделения сфер научных исследований между отдельными государствами с учетом географических, социальных, экономических и исторических факторов; принцип равноправия в научно-технических связях; принцип эквивалентности 

при обмене научно-техническими достижениями, включая международный книгообмен; принцип взаимности и др.

Эти принципы нашли отражение в международных договорах и резолюциях международных организаций. Они отражают тесное взаимодействие международного права и научно-технического развития.

Влияние научно-технического прогресса на жизнь людей привело к объективной координации национальных систем науки и техники в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В 1963 году в Женеве состоялась международная Конференция ООН по науке и технике в целях развития. В 1979 году в Вене была проведена вторая Конференция ООН по науке и технике в целях развития. На этих конференциях был выработан Всемирный план действий в области науки и техники, который является программой стратегии ООН в области науки и техники до 2000 года. Этот план рекомендовал учредить на высшем уровне межправительственный комитет по науке и технике в целях развития и создать фонд добровольных взносов, управляемый Программой развития ООН (ПРООН)18.

В соответствии с рекомендациями Венской конференции Генеральная Ассамблея ООН учредила Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития и образовала в рамках Секретариата ООН Центр по науке и технике. В 1981 году ООН были приняты меры по созданию Системы финансирования науки и техники в целях развития.

В 1992 году Экономический и Социальный Совет в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН о перестройке и активизации деятельности Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежных областях учредил функциональную комиссию по науке и технике в целях развития вместо Межправительственного комитета по науке и технике в целях развития и его вспомогательного органа — Консультатив

ного комитета по науке и технике в целях развития и Центра по науке и технике.

На региональном уровне под эгидой ООН проводятся международные конференции по отдельным научно-техническим проблемам (по народонаселению в 1974 г. в Дели, по водным ресурсам в 1977 г. в Аргентине, по новым источникам энергии в 1981 г. в Найроби и др.).

Осуществление комплексных программ научных исследований проводится специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями. Таковы программа «Человек и биосфера» в рамках Международного гидрологического года в ЮНЕСКО, «Программа оценки мировых рыбных ресурсов» ФАО и ООН, ряд программ по изучению климата Всемирной метеорологической организации, «Программа Чернобыль» МАГАТЭ и ООН и др.

В рамках ЮНЕСКО создана Международная система научно-технической информации (ЮНИСИСТ). Исследованиями ряда глобальных проблем науки и техники (в области биологии, химии, электроники, коммуникаций) занимаются МАГАТЭ, ЮНИТАР, Международное агентство по изучению рака и др.19

Научно-техническая помощь развивающимся странам осуществляется ПРООН и специализированными учреждениями ООН, региональными экономическими комиссиями и другими органами и организациями ООН.
^ 2.7 Международное морское, воздушное и космическое право

Международное морское право – представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Субъектами международного морского права являются:



1. государства;

2. международные организации и органы наделенные государствами определенными правомочиями в сфере действия международного морского права.

Основными источниками международного морского права выступают:

- международный договор;

- международный обычай.

Принципы международного морского права20:

а) свободы открытого моря (ст.2 Конвенции об открытом море 1958г.,

ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.);

б) сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;

в) свободы морских научных исследований (ст.87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982г.);

г) охраны морской среды (ст.192, 194 Конвенции ООН 1982г.);

д) использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст.19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982г.).

Основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982г,

Она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:

- определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

- зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;

- введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;



- усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;

- разработана система мирного урегулирования международных споров.

Международное воздушное право – это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных перевозок.

Первая группа норм регулирует международные передвижения: режим воздушного пространства и международные полеты. Вторая– международные сообщения, коммерческую деятельность на воздушном транспорте. МВП основывается на общих принципах международного права, но имеет специальные принципы непосредственно регулирующие деятельность гражданской авиации. К ним относятся:

1) полный и исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством;

2) свобода полетов воздушных судов всех государств в международном воздушном пространстве;

3) обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

Международные отношения, возникающие по вопросам использования воздушного пространства и реализации воздушных перевозок регулируются на многосторонней и двусторонней основе.

К числу важнейших международных договоров относятся: Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г. Договор по открытому небу 1992г., Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971г.21



Международное космическое право (МКП) - это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства и устанавливающих его правовой режим.

К источникам МКП относят22:

1) международные договоры, выработанные ООН или под ее руководством:

- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г.;

- конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975г.;

- Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г.;

- Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968г.;

- Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972г.

2) международно-правовые акты, частично регулирующее деятельность в космосе:

- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963г.

- Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. и др.

Основные принципы международного космического права:

1) исследование и использование космического пространства на благо и в интересах всех стран;



2) демилитаризация космического пространства;

3) ответственность государств за свою деятельность в космосе;

4) не нанесение ущерба;

5) всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.

В 1988 году РФ, США, Канада, Япония и Европейское космическое агентство заключили соглашение о создании международной космической станции, которая сейчас работает в космосе.



Заключение
Итак, международное право, как отрасль права регулирует определенные отношения. Этими отношениями являются отношения, складывающиеся между государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. С переходом от одной эпохи в другую происходят определенные изменения, которые могут быть как прогрессивного, так и регрессивного характера. Эти изменения возможны и в отношениях между государствами, следовательно, и в международном праве. Международное право не только следует за развитием отношений между государствами и упорядочивает их, но и нередко имеет целью регулирование возможных отношений, которые могут складываться между государствами в будущем.

Международные организации все время играли важную роль почти во всех отношениях. К таким организациям можно отнести ООН, НАТО, ОБСЕ и т.д. Международные организации, как субъекты международного права регулируют то или иное отношение с помощью нормативно-правовых актов.

В системе организаций лидирующее положение будет по-прежнему принадлежать ООН, в которой будет немало нового. В результате произошедших в мире изменений сложились благоприятные условия для повышения роли ООН в решении ее главной задачи - предотвращения и урегулирования споров, обеспечения всеобщего мира и безопасности. Соответствующие положения ее Устава, прежде всего относящиеся к Совету Безопасности, обретут дополнительную реальную силу. Расширяться его функции. Так, резолюции Совета будут выполнять функции соглашений о перемирии и даже мирных договоров. Решение возросших задач предъявляет к Совету дополнительные требования. Росту авторитета этого органа будет содействовать расширение состава его членов. Важную роль будет играть и Организация Североатлантического договора (НАТО).

На современном этапе в международном праве были утверждены права человека, их защита, также и санкции за их нарушение. В XXI веке измене

ния в отношении к правам человека могут быть только прогрессивного характера.

Могут быть достигнуты определенные успехи и в мирном урегулировании международных конфликтов в области добросовестного выполнения международных обязательств. Разрешение конфликтов и спорных вопросов должно осуществляться только мирными средствами.

Перемены, которые произошли и происходят в мире в настоящее время, создают благоприятные условия для устойчивого развития демократии, утверждения всеобщей безопасности. Развитие отношений между государствами определяется в ряде случаев научно- технологическим прогрессом.

Важным для прогресса человечества являются и разрешение таких проблем, как охрана окружающей среды, разоружение, использование Мирового океана. Роль международного права зависит от того, как и в какой мере она может содействовать разрешению этих и других проблем. Знаменательно то, что первостепенное значение придается защите окружающей среды, в частности, предлагается создать кодекс «экологического поведения». Ключевая роль в этой сфере принадлежит государству, которое через систему образования, средства массовой информации и законодательную базу обязано сформировать своеобразный кодекс «экологического поведения». Экономическая политика государства должна, наконец всерьез считаться с экологическими ограничениями

Установление нового мирового порядка возможно лишь на прочной юридической основе, а его стабильность можно будет обеспечить только с помощью права. На практике это означает, что необходимо облегчить процесс преобразования нынешнего международного права в новое международное право.

Хочу добавить, что интересы всего мирового сообщества должны учитываться при любых действиях, которые планируют совершить государства в будущем. Государства должны осознавать ответственность и предвидеть последствия своих действий, т.к. цена высока – будущее всего человечества.



Список литературы


  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // http://www.allpravo.ru/diploma/doc33p0/instrum4605/item4606.html

  2. Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.) // «Действующее международное право» т. 1

  3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/51 от 5 декабря 1988 г. «Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области» // Вестник МИД СССР, 1989, N 2, с. 21 - 23

  4. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // http://www.allpravo.ru/diploma/doc33p0/instrum4605/item4606.html

  5. Арсенян А.З. Национальная и международная безопасность: понятие, особенности, правовые основы обеспечения // Юриспруденция. - М.; Изд-во РГГУ, 2003. - № 3. - с.7-17.

  6. Боженко В.А. Роль ООН в деле предотвращения конфликтов и поддержание международной безопасности // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24 октября 2000 г.. - М.; Изд-во РУДН, 2001. - с.138-142.

  7. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. СПб., 2000. – 410 с.

  8. Гуриева Э.Г. Некоторые актуальные проблемы международного права // Право: теория и практика. - М.; Тезарус, 2003. - № 3. - с.89-95.

  9. Замышляев Д.В. Международные организации // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2003. - № 1. - с.32-36.

  10. Кривчикова Э.С. Валеев Р.М. Контроль в современном международном право. - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2001. - 300с. // 

  11. Московский журнал международного права. - М.; Междунар. отношения, 2002. - № 2. - с.216-220.

  12. Комаров П.В. Ядерный терроризм//Правоведение. - 2004. - №1.(252). - С. 143.

  13. Международные акты о правах человека. Сборник документов/Сост.: В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. Изд. 2-е, изм. и доп. М., 2002. – 201 с.

  14. Международное право: Учебник / Ушаков Н.А.. - М.; Юристъ, 2000. - 304 с.

  15. Международное публичное право: Практикум / Бекяшев К.А., Волосов М.Е.. - М.; Проспект, 2001. – 300 с.

  16. О международно-правовых мерах в экономике//Дипломатический вестник. - 2003. - № 1. - С. 166-168.

  17. Спиридонов А.П. Некоторые проблемы соотношения международной и национальной безопасности // Юридический вестник РГЭУ. - Ростов-на-Дону; Изд-во РГЭУ, 2004. - № 3. - с.64-66

  18. Международное право в сфере экологии / Черниченко С.В.. - М.; НИМП, 2000. – 410 с.

  19. Шубенкова Е.И. Экологическое право // Философия и экологическая проблема. - М., 2000. – 290 с.

  20. Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М ., 2004. – 311 с.




1 Международное право: Учебник / Ушаков Н.А.. - М.; Юристъ, 2000. – С.34


2 Международное публичное право: Практикум / Бекяшев К.А., Волосов М.Е.. - М.; Проспект, 2001. – С.91.


3 Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. СПб., 2000. – С.29.


4 Замышляев Д.В. Международные организации // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2003. - № 1. - с.32.


5 Боженко В.А. Роль ООН в деле предотвращения конфликтов и поддержание международной безопасности // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24 октября 2000 г.. - М.; Изд-во РУДН, 2001. - с.138.


6 Международные акты о правах человека. Сборник документов/Сост.: В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. Изд. 2-е, изм. и доп. М., 2002. – С.78


7 Арсенян А.З. Национальная и международная безопасность: понятие, особенности, правовые основы обеспечения // Юриспруденция. - М.; Изд-во РГГУ, 2003. - № 3. - с.7.


8 Кривчикова Э.С. Валеев Р.М. Контроль в современном международном право. - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2001. - 300с. // Московский журнал международного права. - М.; Междунар. отношения, 2002. - № 2. - с.216.


9 О международно-правовых мерах по борьбе с терроризмом//Дипломатический вестник. - 2003. - № 1. - С. 166.


10 Контроль в современном международном праве: Монография / Валеев Р.М. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Казань; Центр инновационных технологий, 2003. – С.101.


11 Боженко В.А. Роль ООН в деле предотвращения конфликтов и поддержание международной безопасности // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24 октября 2000 г.. - М.; Изд-во РУДН, 2001. - с. 142.


12 Спиридонов А.П. Некоторые проблемы соотношения международной и национальной безопасности // Юридический вестник РГЭУ. - Ростов-на-Дону; Изд-во РГЭУ, 2004. - № 3. - с.65.


13 Шубенкова Е.И. Экологическое право // Философия и экологическая проблема. - М., 2000. – С.90.


14 Международное право в сфере экологии / Черниченко С.В.. - М.; НИМП, 2000. – С.85.


15 Международное право в сфере экологии / Черниченко С.В.. - М.; НИМП, 2000. – С. 170.


16 Международное право: Учебник / Ушаков Н.А.. - М.; Юристъ, 2000. – С.132


17 О международно-правовых мерах в экономике//Дипломатический вестник. - 2003. - № 1. - С. 168.


18 Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М ., 2004. – С.203.


19 Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М ., 2004. – С.181


20 Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. СПб., 2000. – С.90


21 Гуриева Э.Г. Некоторые актуальные проблемы международного права // Право: теория и практика. - М.; Тезарус, 2003. - № 3. - с. 95.


22 Арсенян А.З. Национальная и международная безопасность: понятие, особенности, правовые основы обеспечения // Юриспруденция. - М.; Изд-во РГГУ, 2003. - № 3. - с. 17.





Скачать файл (76.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации