Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Государственное регулирование и лицензирование страховой деятельности - файл 1.doc


Государственное регулирование и лицензирование страховой деятельности
скачать (55.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc56kb.03.12.2011 20:39скачать


1.doc

1. Понятие страхового надзора
Согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений ими страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами и включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Для обеспечения целей страхового надзора субъекты страхового дела обязаны представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства, представлять иную информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора.
2. Лицензирование страховой деятельности
Страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и следующих документов: учредительных документов, свидетельства о регистрации, документов, подтверждающие оплату уставного капитала, расчетов страховых тарифов, положения о формировании страховых резервов, а также сведений о страховом актуарии, о составе акционеров (участников), об исполнительном органе организации.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех необходимых документов. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

К руководителю, главному бухгалтеру и страховому актуарию предъявляются определенные квалификационные требования.

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных законом, и действует со дня ее получения субъектом страхового дела. Временная лицензия может выдаваться на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года либо от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела в отличие от ограничения действия лицензии означает запрет на заключение договоров страхования по всем видам.

Основанием для отмены мер, указанных выше, является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.

Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается: в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии; в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности; либо по инициативе субъекта страхового дела.

Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры. До истечения шести месяцев после вступления в силу решения об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям, а также осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования, и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.
3. Государственное регулирование финансовых аспектов страховой деятельности
Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы, страховые резервы, собственные средства, перестрахование.

Основные нормативы финансовой деятельности установлены Приказом Минфина РФ от 02.11.2001 N 90н "Об утверждении Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств" и Приказом Минфина РФ от 08.08.2005 N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов".

Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

Страховщики (за исключением обществ взаимного страхования) должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного минимального размера.

Таблица 1. Требования к минимальному размеру уставного капитала для страховщиков, млн. руб.

Этапы повышения минимального размера

Тип страховой деятельности

Количество
отозванных лицензий

Иное, чем жизнь

Жизнь

Перестрахование

1 этап

2004 г.

10

20

40

253

2 этап

2006 г.

20

40

80

59

3 этап

2007 г.

30

60

120

29


Правила размещения средств страховых резервов - требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов.

Для покрытия страховых резервов принимаются следующие виды активов: федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; муниципальные ценные бумаги; акции; векселя организаций, включая векселя банков; жилищные сертификаты; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; банковские вклады; недвижимое имущество; денежная наличность, а также иные объекты инвестирования, установленные Приказом Минфина РФ N 100н.

Для каждого вида активов установлена предельная величина его использования для покрытия страховых резервов (максимальная доля в общей сумме страховых резервов).

Под нормативным соотношением между активами страховщика и принятыми им страховыми обязательствами (нормативный размер маржи платежеспособности) понимается величина, в пределах которой страховщик должен обладать собственным капиталом, свободным от любых будущих обязательств.

Расчет маржи платежеспособности, согласно Приказу Минфина РФ от 02.11.2001 N 90н, производится на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страховщика.

Минимальный размер маржи платежеспособности зависит от типа страховой деятельности (страхование жизни, иное, чем страхование жизни либо перестрахование). Для его расчета используют два показателя: первый показатель - показатель, рассчитываемый на основе страховых премий за 12 месяцев, второй показатель - показатель, рассчитываемый на основе страховых выплат за 36 месяцев.

Фактический размер маржи платежеспособности страховщика не должен быть меньше нормативного размера маржи платежеспособности страховщика.

Страховщик обязан ежеквартально контролировать соблюдение соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности.

В случае, если на конец отчетного года фактический размер маржи платежеспособности страховщика превышает нормативный размер маржи платежеспособности менее чем на 30%, страховщик представляет для согласования в Федеральную службу страхового надзора в составе годовой бухгалтерской отчетности план оздоровления финансового положения.







Скачать файл (55.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации