Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Доходы предприятия - файл 1.doc


Доходы предприятия
скачать (182 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc182kb.03.12.2011 20:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Содержание

Введение 2


  1. Понятие доходов предприятия 3

  2. Классификация доходов предприятия 6

  3. Значение и роль доходов от обычных видов деятельности 10

Заключение 23

Используемая литература 24




Введение



Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно – технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованных резервов. Но для выполнения поставленных целей предприятию необходим постоянный приток дохода в виде денежных средств или иного имущества. Если предприятие своевременно не получает дохода, то в дальнейшем оно становится банкротом.

Издревле считалось, что без получения дохода экономическим субъектом невозможно дальнейшее существование экономики. Ведь за счет доходов пополняется бюджет государства, увеличивается оборачиваемость капитала, происходит расширенное воспроизводство, удовлетворяются социальные и материальные потребности учредителей и работников, повышается платежеспособность и инвестиционная привлекательность. Поэтому увеличение доходов свидетельствует об оптимизации экономической системы.


    1. ^ 1. Понятие доходов предприятия


Понятие доходов в бухгалтерском учете
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Минфин России в 1999 году утвердил положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». В результате в теорию и практику вернулось понятие «доход», отсутствовавшее в нашей специализированной литературе свыше 70 лет, после того как в начале 20-х гг. оно было заменено на термин «выручка».

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

  • сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

  • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

  • авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

  • задатка;

  • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

  • в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.


Понятие доходов в налоговом законодательстве
Так как гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ построена на терминах «доходы» и «расходы», законодательство должно было определить их предельно четко. Но в главе 25 не содержится трактовок этих понятий несмотря на то, что они являются ключевыми для правильного исчисления налога на прибыль, тогда как в других главах базовые термины определены. В таком случае приходится обращаться к первой части, которая является общей для всего НК РФ.

Согласно ст. 41 «Принципы определения доходов» НК РФ под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 НК РФ. Таким образом, НК РФ (также как и ПБУ 9/99) понимает под доходами экономическую выгоду. Однако в отличие от ПБУ 9/99 в НК РФ нет увязки экономических выгод с увеличением капитала организации. Это вполне понятно, так как увязывание получения доходов с приростом капитала потребовало бы законодательного объяснения термина «капитал».

Законодатель должен был оговорить различные ситуации получения экономических выгод, которые не являются получением дохода. Это могут быть такие операции, связанные с поступлением в организацию денежных и неденежных средств, как предварительная оплата, залог, задаток, взносы (вклады) в уставной (складочный) капитал, поступление сумм НДС, кредитов или займов, а также поступление сумм в пользу комитента, принципала или иного доверителя.

В отношение доходов в налоговом законодательстве можно сделать следующие выводы:

      1. В отличие от бухгалтерского учета в налоговом законодательстве под доходами понимается поступление любых экономических выгод в организацию (кроме сумм косвенных налогов), а не только тех, которые приводят к увеличению собственного капитала (за исключением вкладов собственников);

      2. В рамках гл. 25 НК РФ налоговые доходы подразделяются на учитываемые в целях исчисления налога на прибыль;

      3. Список налоговых доходов, не учитываемых для целей налогообложения, закрыт, поэтому любые поступления экономических выгод, не поименованные в данном списке, учитываются для целей исчисления налога на прибыль.

При заключении договоров и сделок необходимо обратить внимание на поступления, которые не будут относится к доходам по правилам бухгалтерского учета, но являются доходами, учитываемыми при исчислении налога на прибыль, в соответствии с НК РФ. При данных поступлениях следует предусмотреть такие способы их получения, которые не приведут к увеличению облагаемой базы по налогу на прибыль.
Понятие доходов от обычных видов деятельности
Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации»:

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.
^ 2. Классификация доходов предприятия

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие поступления.

К прочим поступлениям относятся:

  • операционные доходы;

  • внереализационные доходы;

  • чрезвычайные доходы.

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований настоящего Положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Классификация доходов на основе ПБУ 9/99



Виды доходов в зависимости от их характера


Доходы от обычных видов деятельности

Прочие поступления


Операционные доходы

Внереализационные доходы

Чрезвычайные доходы

Схема 1
В соответствии с ПБУ 9/99 операционными доходами и расходами являются:

  • поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

  • поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

  • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

  • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

  • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

  • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационными доходами являются:

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

  • поступления в возмещение причиненных организации убытков;

  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

  • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

  • курсовые разницы;

  • сумма дооценки активов;

  • прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Доходы организации могут возникать в результате реализационной деятельности и внереализационных операций. Реализационные доходы подразделяют на систематические и несистематические доходы (прочие операционные).

К реализационным систематическим доходам относят такие, которые возникают в результате основной деятельности. Это доходы от:

  • реализации продукции, произведенной самой организацией;

  • реализации товаров, приобретенных с прямой целью перепродажи по более высоким ценам;

  • оказания услуг и выполнения работ по заказам населения и подрядчиков;

  • сдачи имущества в аренду, участия в уставных капиталах других организаций, предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если это является основным видом деятельности для организации.

^ Реализационные несистематические доходы (прочие операционные) – это доходы, полученные от реализации прочего имущества: ценных бумаг, валютных ценностей, дебиторской задолженности, основных средств, нематериальных активов и другого имущества, использование которого в дальнейшей деятельности нецелесообразно.

^ Классификация доходов (общая).


Д о х о д ы

Реализационные

Систематические

От реализации продукции

От реализации товаров

От реализации услуг

От произведенных работ

Несистематические

Денежных активов

Ценных бумаг

Валютных ценностей

Дебиторской задолженности

Неденежных активов

Основных средств

Материалов

Инвентаря и хозпринадлежностей

Внереализационные

Роялти

Лицензионные платежи

Доходы от сдачи имущества в аренду

Проценты к получению

По облигациям

По инвестиционным ценным бумагам

По депозитам

За пользование средствами расчетного счета

По коммерческим кредитам

От участия в других организациях

В совместной деятельности

От долевого участия в паевых капиталах

Положительные курсовые и суммовые разницы

Суммы невостребованной в срок кредиторской задолженности

Суммы признанных к получению штрафов, пеней

Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

Прибыль, образовавшаяся в результате дооценки материальных ценностей

Прибыль, образовавшаяся в результате дооценки государственных ценных бумаг

Суммы излишков имущества, выявленных при инвентаризации

Прочие



^ 3. Значение и роль доходов от обычных видов деятельности
Доходы являются основным фактором рыночной экономики. Как отмечалось выше, доходом от обычных видов деятельности признается выручка от продажи продукции и товаров. Выручка формируется за счет двух основных показателей: прибыли и себестоимости.

Показатели выручка, прибыль, себестоимость, рентабельность являются наиболее важными в условиях рыночной экономики. Они дают информацию как для внутреннего анализа (осуществляемого работниками предприятия), так и для внешнего анализа (со стороны внешних наблюдателей: потенциальных инвесторов, кредитных учреждений, страховых компаний, налоговой инспекции).

Выручка напрямую связана с прибылью. Высокая прибыль – залог стабильности, процветания и финансовой устойчивости предприятия. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства. Высокий доход (выручка) – это итог грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия и способствующие увеличению финансового результата.

Поэтому далее необходимо рассмотреть категории выручка и прибыль подробнее.
^ Выручка как основной источник доходов предприятия

Важнейшей категорией учета и анализа доходов предприятия является выручка. Выручка занимает наибольший удельный вес в общем доходе предприятия.

Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

  1. выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

  2. выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

  3. выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия. Остановимся на этом типе выручки подробнее.

Законодательно закреплены два метода отражения выручки от реализации продукции:

  • по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), когда право собственности на имущество (имущественное право) перешло от продавца к покупателю или заказчик принял выполненные работы (оказанные услуги). Данный метод называется методом начисления.

  • по мере оплаты, т.е. по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия. Это кассовый метод отражения выручки.

Несмотря на то, что законодательством допускается использование обоих методов учета выручки, в зависимости от собственного выбора предприятия, использование первого способа в условиях нестабильной экономики может повлечь большие трудности, т.к. при несвоевременном поступлении денег от плательщика, предприятие может иметь серьезные проблемы, связанные с невозможностью своевременной оплаты налогов, срыв расчетов с другими предприятиями, с возникновением цепочки собственных неплатежей и т.д. Выходом из данной ситуации может стать образование резервов по сомнительным долгам, определяющегося на основе анализа состава, структуры, размера и динамики неплатежей за отчетный период. Метод начисления широко применяется в развитых рыночных странах, т.к. налаженные фондовые и денежные рынки страхуют товаропроизводителей от неплатежей и минимизирует их финансовые риски.

В отечественной практике наибольшее распространение по-
лучил второй метод — определение выручки по фактическому
поступлению средств на денежные счета предприятия. Моментом образования выручки для целей налогообложения, считается дата поступления средств на счета предприятия. Такой по-
рядок учета выручки позволяет производить своевременные
расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под
начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный
источник. Вместе с тем, в случае авансовых расчетов за отгруженную продукцию, общий размер денежных средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили на
основе предоплаты, а продукция может быть не только не от-
гружена, но даже и не произведена.

В настоящее время предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки, однако
бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.

Реализацией продукции и поступлением выручки на денежные счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость
вновь превращается в денежную.

^ Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг)

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях, нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.

Поэтому для определения прибыли возможно и необходимо квартальное планирование.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженнуюпродукцию на денежные счета предприятия. Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера.

Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя из объема выполненных работ и соответствующих расценок и тарифов.

Существуют два метода определения плановой выручки:
прямого счета и расчетный.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе.
Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент
и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации можно определить по следующей
формуле:

В=Р х Ц,

где В - выручка от реализации продукции,

Р - объем сопоставимой реализованной продукции,

Ц — цена единицы реализованной продукции.

Как правило, в условиях рыночных отношений большинст-
во предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объ-
ем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста
финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия
для увеличения выпуска продукции, расширения его ассорти-
мента, производства принципиально новых по потребитель-
ским качествам товаров. Следовательно, объемы заказов на
производимую продукцию подвержены колебаниям, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению
рынка для своей продукции.

В этих условиях для планирования выручки применяется
расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные ос-
татки. Планирование выручки от реализации продукции осуще
ствляется по аналогии с планированием затрат на производство
и реализацию продукции:

В = OH + Т — ОК,

где В — выручка от реализации продукции,

ОН — нереализованное остатки готовой продукции на начало планируемого периода,

Т товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде,

ОК — остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.-

При планировании остатков готовой продукции на начало
планируемого периода предприятие не имеет исчерпывающих
данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет
принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции.
Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета, который равен частному от деления
объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого периода. Ожидаемые остатки на начало планируемого периода при кассовом методе
учета выручки состоят: из готовой продукции на складе, товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк;
товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил; товаров отгруженных, но не оплаченных в срок; товаров на ответственном хранении у покупателей в виду отказа от акцепта.

^ Понятие себестоимости

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, средств и предметов труда, услуг других организаций и оплату труда работников. Иными словами, она показывает, во что обходится каждой организации производство и сбыт (реализация) продукции (работ, услуг).

В себестоимости продукции как в синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции при прочих неизменных условиях зависит уровень (объем) прибыли. Чем экономнее организация использует свои материальные, трудовые и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем эффективнее производственный процесс, тем больше будет прибыль.

Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

^ Прибыль как конечный результат деятельности предприятия
Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль является показателем для определения рентабельности собственных и заемных средств предприятия, основных производственных фондов, авансированного капитала. Характеризуя целесообразность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим измерителем его финансового здоровья.

Прибыль – это превышение дохода над расходами. Обратное положение называется убытком. С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения – разность между имущественным состоянием предприятия на начало и конец отчетного периода.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социальных и материальных проблем предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

В современной теории учета, прежде всего в англоязычных странах, различают налоговую и экономическую концепцию прибыли. В связи с этим выделяют бухгалтерскую или балансовую прибыль, как результат от реализации продукции, работ, услуг, материалов и другого имущества и результаты от внереализационной деятельности, и налогооблагаемую прибыль. Если отталкиваться от цели, ради которой образовывается предприятие, прибылью целесообразнее было бы считать только ту часть добавленной стоимости, создаваемую в процессе производственно-хозяйственной деятельности, включающую в себя затраты живого труда и накопления, которая создана в результате реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Тогда как реализация других активов и внереализационные и прочие операции формируют доход.

^ Методы планирования прибыли

Планирование прибыли —
составная часть финансового планирования. Оно проводится
раздельно по всем видам деятельности предприятия
(организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли
от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от
принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в
рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период — квартал, полугодие.

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь прибыль от реализации продукции
(товаров), выполнения работ оказания услуг. Основой расчетов
прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Это связано с
тем, что производственная программа и запасы зависят от объема продаж. Однако этот объем ограничивается имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно они
являются отправной точкой для планирования. После определения объема продаж разрабатывается производственная про-
грамма на основе заключенных контрактов.

Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо также учитывать изменения остатков незавершенного
производства.

В свою очередь производственная программа является ос-
новой для расчета потребности в материалах. Потребность в
закупках материалов определяется с учетом запасов на складе
на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.

Важным моментом в планировании прибыли является учет
трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социаль-
ные фонды планируются затраты на оплату труда. Их еще называют расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продук-
ции, расценок. Предварительно необходимо обеспечить нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции и
определиться со стоимостью одного человека-часа.

Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма
этих затрат зависит от их состава и поведения относительно
объема производства. Раздельно определяются переменные и
постоянные затраты.

В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслу-
живанием и управлением производством, а также с продвиже-
нием товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависят от
объема продаж, например, комиссионные. Другие, являясь постоянными, учитываются в общей сумме.

На основании этих расчетов формируется план по прибыли
от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операционных, а также
внереализационных доходах и расходах.

План по прибыли может быть представлен в качестве финансовой модели предприятия. Как только проект бюджета подготовлен, начинается его уточнение в связи с изменением внешних и
внутренних условий. С помощью проекта плана просчитывается
эффективность различных управленческих решений. Здесь значительную помощь в снижении трудозатрат при расчетах оказывает
применение компьютерной техники.

Компьютерно-ориентированная модель финансового пла-
нирования базируется на основном бюджете и включает мате-
матические формулы, определяющие взаимосвязи между пока-
зателями, а также учет воздействия внешних и внутренних фак-
торов, влияющих на принятие решений.

Вышеприведенный метод планирования прибыли носит на-
звание метода прямого счета. В основе его лежит поассорти-
ментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.
Более простой вариант предполагает укрупненный расчет по
позициям плана.

Рассчитывается прибыль от выпуска товарной продукции
как разница между стоимостью всего товарного выпуска по це
нам продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых
и сбытовых скидок) и полной.себестоимостью товарной про-
дукции планируемого периода.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается как раз-
ница между объемо .выручки в ценах продаж {без НДС, акци-
зов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и пол-
ной себестоимостью реализуемой продукции. Объем выручки и
полная себестоимость реализуемой продукции определяются с
учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и
конец планируемого периода. Для расчета прибыли от реализа-
ции продукции (работ, услуг) по укрупненному методу исполь-
зуется универсальная формула, которую можно представить в
следующем виде:

Pпp= 0н +Tпр — 0к

где Рпр - объем реализованной продукции, исчисленный в двух оцен-
ках: по ценам продаж и по полной себестоимости;

ОН и ОКсоответственно остатки готовой продукции на складе на
начало и на конец планируемого периода, также исчисленные в двух
оценках: по ценам продаж и по производственной себестоимости;

Тпр объем выпуска товарной продукции, исчисленный по ценам
продаж и полной себестоимости.

После того, как объем реализованной продукции будет рас-
считан, в двух оценках — по ценам продаж и полной себестои-
мости, определяется прибыль от реализации как разница между
ценой и себестоимостью:

Пр = Врп — Срп,

где Пр — прибыль от реализации продукции;

Врп— выручка от реализации продукции;

Срп— сбестоимость реализованной продукции.

Плановую сумму прибыли также можно рассчитать исходя
из известных показателей цены и себестоимости выпуска то-
варной продукции и остатков готовой продукции на начало и
конец планируемого периода. Тогда формула примет вид:

Пр = Пон + Птп - Пок,

где Пр прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

Пон - прибыль в остатках готовой продукции на начало плани-
руемого периода;

Птп прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом
периоде;

Пок прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого периода.

При незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции используется аналитический метод планирования прибыли. Этот метод применим при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и не-
сравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпуска-
ется в базисном году, который предшествует планируемому,
поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объ-
ем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:

Ро = (По : Стп) х100%,

где По ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базис-
ного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Аналитический метод имеет то преимущество, что показы-
вает влияние различных факторов на величину прибыли, но это
преимущество проявляется только при наличии стабильных ус-
ловий хозяйствования.
Заключение

Залог выживаемости предприятия – его стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему, прежде всего, нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, соответственно не ниже нормального. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важен для анализа не только показатель выручка, но и ее составляющие, т.е. показатели прибыль и себестоимость.

Если поступление выручки на денежные счета предприятия
представляет собой завершение кругооборота средств, то ее ис
пользование представляет как начало нового кругооборота, так
и стадию распределительных процессов. На этой стадии фор-
мируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечи-
ваются тем самым общегосударственные интересы, а также об-
разуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.
Используемая литература

  1. Колчина Н.В., Поляк Г.Б. и др., «Финансы организаций (предприятий)» - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004. – 368с.

  2. Щербинина Ю.В. «Определение доходов от обычных видов деятельности» // Бухгалтерский учет – 2002, № 18.

  3. Фирсова А.А., «Финансы предприятий» - М.: 2004г.

  4. В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин «О понятиях «доходы» и «расходы» в бухгалтерском учете и налоговом законодательстве» // Бухгалтерский учет – 2002. - № 24

  5. Филатов О.К., Рябова Т.Ф., Минаева Е.В. «Экономика предприятий (организаций)», М., 2005 г.



Скачать файл (182 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации