Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы на билеты по психодиагностике - файл 1.doc


Ответы на билеты по психодиагностике
скачать (479.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc480kb.03.12.2011 22:16скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.


Психодиагностика — это отрасль психологической науки, а также сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания психологических особенностей человека, его деятельности и взаимодействия с другими людьми.

В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность или её отдельные характеристики.

Как экспериментально-психологическая наука психодиагностика своим предметом имеет индивидуальную вариативность психологических переменных. В этом психодиагностика сходна с дифференциальной психологией. В дифференциальной психологии ставится задача поиска общепсихологических закономерностей индивидуально обусловленной вариативности психологических параметров. Для решения этой задачи необходимо надежное, точное выявление таких параметров, что и обеспечивается психодиагностическими процедурами. В психодиагностическом эксперименте единственной переменной является психологическая характеристика индивидуальности.

Необходимо отметить следующие отличительные особенности психодиагностики:

  • во-первых, она аккумулирует в себе практически всё психологическое

  • Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используется во всех прикладных отраслях психологии и непосредственно на практике. Как в медицине без психодиагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно и предшествует, и сопровождает, и завершает любое взаимодействие психологической науки с практикой: в педагогике, при консультировании, отборе, тренинге и т.д.;

  • в-третьих, психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, так как исторически её возникновение было обусловлено не потребностями психологической науки, а внешними проблемами или запросами практики.

Главная цель современной психодиагностики — постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач: помощь в психическом и личностном развитии человека, создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработка рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий. На реализацию этой цели направлено и конструирование психодиагностических методик.
^ Психодиагностические ситуации и задачи.

Различают ситуацию клиента и ситуацию экспертизы (аттестации).

В первой ситуации человек сам обращается за помощью к психологу,

он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как

можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя

или фальсифицировать результаты.

Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, ста-

рается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует

свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выиг-

рышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклоне-

ний или расстройств).

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъ-

являть гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности

от сознательной фальсификации, чем в ситуации экспертизы.

Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в це-

лом) можно различать также с точки зрения того, кто и как будет исполь-

зовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста

в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого.

1. Данные используются специалистами смежного профиля для по-

становки непсихологического диагноза или формулирования администра-

тивного решения.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки пси-

хологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого

осуществляется другими специалистами.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки пси-

хологического диагноза, который служит ему основанием (или для его

коллег-психологов) для разработки путей психологического воздействия.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях

саморазвития, коррекции поведения и т.п. В этой ситуации психолог несет

ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические

аспекты «диагноза» и лишь частично за то, как этот диагноз будет исполь-

зован клиентом.

  1. ^ Основные этапы развития психодиагностики как науки.

В конце XIX – начале XX века широкую известность приобретают такие науки, как: френология, физиогномика и графология. Френология – наука о связи психики человека и строения поверхности его черепа; физиогномика - учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств (как врождённых, так и приобретённых), исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения. Графоло́гия - направление в прикладной психологии согласно которому, существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Данные учения нельзя назвать полностью научно-обоснованными, также нельзя сказать что они были построены на достоверных научных данных. Несмотря на это, они заслуживают упоминания, потому как их объединяет поиск средств диагностики индивидуальных особенностей личности. В перечисленных учениях существовали определённые способы диагностики индивидуальных особенностей (например, френология изучала как развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, и соответственно на индивидуальные особенности человека).

Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проникновением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея квантификации психологических наблюдений родилась в 30-х гг. XIX столетия.

Квантификация – это сведение качественных характеристик к количественным для следующего этапа — измерения, то есть придания результату численного значения.

Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии.

Психометрия (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Однако психологические замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали воплощаться в реальность только век спустя.

Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени. Очень скоро в психологии начинают совершаться попытки говорить на «математическом языке» не только в области ощущений, но и в вопрос измерений более сложных психических функций.

Итак, основным в исследованиях XIX века является то, что психическое становилось особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.

Французский психиатр Э. Сеген (1812-1880) первый уделил внимание

обучению отсталых детей с помощью особых методик, разработал ряд ме-

тодов обследования и лечения больных. «Доска Сегена» (1831 год) успеш-

но применяется в детской и специальной психодиагностике до настоящего

времени.

^ Френсис Гальтон (1822-1911) в течение 1884-1885 годах провел серию

испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет

могли проверить 17 физиологических и психологических показателей. Ис-

следование результатов 9337 человек легло в основу дифференциальной

психологии.

Первым исследователем, употребившим в психологической литерату-

ре термин «интеллектуальный тест» (1890), был американский психолог

^ Джеймс Кеттелл (1860-1944). Кеттелл предложил в качестве образца 50

тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, време-

ни реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количество

звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания.

Немецкий психиатр ^ Эмиль Крепелин (1856-1926) разработал на кли-

ническом материале серию испытаний, позволяющих судить о таких про-

цессах, как память, утомление нарушение внимания, по показателям вы-

полнения достаточно простых арифметических действий.

В работах Германа Эббингауза используются тесты на выполнение

арифметических действий, непосредственного запоминания, оценки кото-

рых дают высокие корреляции с оценками школьной успеваемости.

Новый шаг в развитии тестов был сделан французским врачом и пси-

хологом ^ Альфредом Бине (1857-1911), создателем самой популярной для

своего времени серии тестов.

Альфред Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспе-

риментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного воз-

раста (начиная с трех лет), проведенные на многих испытуемых экспери-

ментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали

рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Она да-

вала возможность разделить испытуемых только на две группы по величине

интеллектуального уровня

Второй вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел

так много серьезных изменений по сравнению с основным вариантом, что

был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных нововведений было два:

- введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллек-

туальности IQ, выводимого из отношения между умственным и хроноло-

гическим возрастом;

- применение критерия оценки тестирования, для чего вводится по-

нятие статистической нормы.

Коэффициент интеллектуальности IQ был предложен Вильямом

Штерном (1871-1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского уни-

верситета.

Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире, она име-

ла несколько редакций. В последней редакции она

применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале

Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь созда-

ваемые тесты интеллекта стали проверяться на валидностъ путем сопос-

тавления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине.

Следующий этап развития психологического тестирования характери-

зуется изменением формы проведения тестового испытания – групповое тестирование.

На протяжении первой половины XX века специалистами в области

психодиагностики было создано множество разнообразных тестов. При

этом разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее до вы-

сокого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались

на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались

высокой надежностью и хорошей валидностью.

Возникло новое направление в тестологии – тестирование специаль-

ных способностей, – которое впоследствии выделилось в самостоятельную

область.

Возник еще один тип тестов, особенно широко применяемых в учеб-

ных заведениях – тесты достижений

Широкое распространение в психодиагностике получили опросники.

Опросники психологи заимствовали из естествознания; опросники исполь-

зовал ^ Чарльз Дарвин. Первые психодиагностические опросники использо-

вал Ф. Гальтон для оценки познавательной сферы человека.

Другим распространенным методом психодиагностики личности яв-

ляются проективные методики. Их родоначальником традиционно счита-

ется метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоциативных тео-

рий. Возникновение метода словесных ассоциаций связано с именем

Ф. Гальтона. Позднее эта методика получила развитие

в исследованиях Эмиля Крепелина (1892) и К.Г. Юнга (1904-1906).

Юнг показал, что бессознательные переживания личности доступны объективной диаг-

ностике. Теоретическим истоком проективных методов также является

психоанализ.

На основе ассоциативного метода были разработаны методики Чер-

нильных Пятен Г. ^ Роршаха (1921) и «Незаконченных предложений»

А. Пейном (1928). Первой методикой, специально создаваемой как проек-

тивной, стал Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Х. ^ Моргана и Ген-

ри Мюррея (1936).

Критические замеча-

ния сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренеб-

режение нормативными данными, неподатливость традиционным спосо-

бам определения надежности и валидности, а главное, на большой субъек-

тивизм в интерпретации результатов.

В середине тридцатых годов оформляется социометрический метод

Дж. Морено. В 40-50-е годы в мировой психодиагностике сформировались

основные диагностические подходы и была завершена разработка боль-

шинства наиболее известных методик. К новым научным направлениям

можно отнести техники семантического шкалирования (Чарльз Осгуд,

1952; Джордж Келли, 1956), сочетающие методы стандартизированного

опроса и проективных техник.

В России 1910 году А.Н. Бернштейн

и его единомышленники организовал в Москве Общество экспериментальной пси-

хологии. Ими были созданы первые тесты на русском языке

«Экспериментально-психологические схемы» (А.Н. Берштейн) и «Психо-

логические профили» (Г.И. Россолимо).

Работы по созданию методов психодиагностики велись также в кли-

нике Психоневрологического института – В.М. Бехтеревым и С.Д. Вла-

дычко.

Собственно психодиагностические работы в России начали разви-

ваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ поя-

вилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с рос-

том популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Пере-

водились зарубежные тесты и разрабатывались собственные. Шкала ис-

следования моторики детей Н.И. Озерецкого (1923) используется до сих

пор, в том числе и зарубежной психологии (Шкала Линкольна-Озерец-

кого). Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в

нашей стране. Идеи Льва Семеновича Выготского о психологическом ди-

агнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая

клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор.

Объективные ошибки и ряд причин субъективного характера (напри-

мер, утверждают, что И.В. Сталин был недоволен низким тестовым баллом

сына Василия) привели к появлению постановления ЦК

ВКП(б) запрет на применение бессмысленных (как там отмечалось)

тестов и анкет.

С конца 60-х годов начинается второй период развития отечественной

психодиагностики.

В 90-е годы в связи с развитием практической психологии появились

гораздо большие возможности для развития психодиагностики. Основная

проблема прикладной психодиагностики, существующая последние два

десятилетия, заключается в использовании психологами методик, не соот-

ветствующих психометрическим требованиям, взятым из недостоверных

источников или устаревших.

  1. Основные области применения методов психодиагностики в современной науке

^ СВЯЗЬ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соеди-

нительным звеном между общепсихологическими исследованиями и

практикой.

Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующи-

ми областями психологической науки: общая психология, дифференци-

альная психология, психология личности, психология развития и возрас-

тная психология, социальная психология, педагогическая психология, пси-

хология труда, клиническая психология и психофизиология. Методические

средства психодиагностики основаны на следующих дисциплинах: экспе-

риментальная психология, общий психологический практикум, математи-

ческие методы в психологии.

^ СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:

Направления теоретической и методической работы в области психо-

диагностики определяются, главным образом, запросами психологической

практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические

комплексы средств, соотносимые со сферами практической и исследова-

тельской работы (образование, медицина, кадровый отбор и т.д.). Психо-

диагностические методики находят свое применение во всех практически

ориентированных психологических дисциплинах.

  1. ^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ, ЕГО ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

Психологический диагноз — это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития.

Как правило, психологический диагноз имеет форму структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств личности — способностей, стилевых черт (темперамента и характера), мотивационных особенностей — с объяснением выявленных противоречий и определением значения полученных данных в целостной динамической картине личности.

Предмет психологического диагноза — установление инди­видуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элемен­том психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след­ствия. По мере обогащения психологичес­кого знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь су­щественного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, прак­тической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологи­ческие особенности, исследователь ли­шен возможности указать на их причины, место в структуре личности.
В зависимости от задач и соответствующей им широты и психодиагностического исследования можно выделить три ступени или уровня в развитии диагноза, которые в общем виде впервые были описаны Л.С.Выготским и представляют последовательно углубляющиеся ступени познания.

1. Симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз имеет право на существование как рабочий, ориентировочный момент в исследовании, так как не раскрывает причин и перспектив развития обнаруженных явлений; а в практике применяется для решения селекционных задач: отсева, отбора, дифференцировки лиц по какому-то признаку — например, для отбора лиц с высоким уровнем внушаемости в психотерапевтические группы с применением императивного внушения.

^ 2. Этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. Здесь диагност должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и какими причинами обусловлен выявленный симптом или комплекс психологических характеристик.

^ 3. Высший уровень — типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лично­сти. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

Диагноз неразрывно связан с прогно­зом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения про­цесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Ре­комендуется разбивать прогноз на отдель­ные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие тео­рии Д. п. в настоящее время является од­ной из наиболее важных задач психодиаг­ностики.

Обобщение известных моделей психодиагностического процесса на базе методологических положений общей теории диагноза позволяет выделить следующие его этапы:

1. Определение состояния объекта психодиагностики. Данный этап включает:

опрос обследуемого или связанных с ним лиц с целью уточнения жалоб, проблем, запросов и сбора анамнестических данных, а также обследование клиента с помощью специальных методик; оценку его состояния и формулировку психодиагностической задачи.

2. Выдвижение гипотез о психологических причинах, обусловливающих установленное на первом этапе.

3. Проверка гипотез. Осуществляется посредством определения состояния объекта психодиагностики на уровне причинных оснований и предполагает выбор методик психодиагностики, адекватных гипотезе; обследование клиента с помощью психодиагностических; интерпретацию и оценку состояния.

4. Построение диагностического заключения.

5. Прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи.

6. Наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, но и специфика конкретной ситуации и условия окружающий среды в настоящий момент и в процессе развития. Многообразие поведенческих проявлений свойств личности может быть конкретизировано только анализом социальных ситуаций, в которых действует и живет личность.


  1. ^ Этические принципы работы психолога при использовании психодиагностики

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Важнейшими условиями успешности психодиагностики являются, с одной стороны, готовность испытуемого принять участие в процедуре тестирования и — с другой — позиция, которую занимает в этой системе взаимоотношений сам исследователь.

Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать кодеке и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического общества и лишен права (лицензии) на психологическую практику.

Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна наносить вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов.
^ К этим принципам относятся:

  • Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

  • Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

  • Принцип профессиональной тайны, то есть ограничение распространения психодиагностических методик.

  • ^ Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;

  • ^ Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.

  • Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.

  • Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.

  • ^ Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.

  • ^ Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.

  • ^ Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.

  • ^ Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.

  • ^ Принцип квалифицированной пропаганды психологии, состоящий в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психологической диагностики.


  1. ^ КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК



В классификации методов психологического исследования Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, наряду с методами наблюдения, эксперимента, моделирования и другими методами психологии, позволяющими получить научную информацию об исследуемом предмете.

Метод — это широкий класс методик и техник, объединенных родством основного технологического приема и общими теоретическими принципами.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления. Это становится возможным благодаря стандартизации инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. Стандартизация процедуры обследования не менее существенна для психодиагностического метода — точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.

^ Психодиагностическая методика — конкретная, частная процедура или прием, направленные на получение информации о конкретных психологических особенностях (предмет исследования) у конкретного человека или группы (объект исследования) в определенной ситуации (или условиях) для решения определенных задач.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

^ 1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе показателей успешности (результативности) и способа (или особенностей) выполнения деятельности. Этот подход представлен, в основном, многочисленными тестами интеллекта, тестами общих и специальных способностей, тестами достижений и ситуативными тестами.

Основным диагностическим показателем в этих тестах является объективный результат или успешность выполнения предлагаемого задания — решил или не решил, сколько и каким способом решил.

^ 2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Этот подход представлен многочисленными опросниками (открытыми и закрытыми, однофакторными и многофакторными и др.), анкетами, шкальными техниками, контрольными списками прилагательных и т.п. Эти методы, по сути, являются разновидностями стандартизированного самоотчета личности: клиент сам сообщает информацию о себе по предлагаемой в методике форме.

3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральными и неопределенными стимулами, задуманными и предъявляемыми таким образом, чтобы человек мог спроецировать на них свои индивидуальные свойства, стремления, опасения и ожидания.

Большинство проективных методик не подходят под строгое определение психологического теста, основными признаками которого являются стандартизированность, независимость результата от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога, а также сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, то есть полученными в тех же условиях на достаточно репрезентативной выборке. При проективном тестировании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. Очевидно, стандартизированная процедура не позволит исследовать индивидуальность как уникальную личность.

Л. Франком, одним из идеологов проективного подхода, предложена классификация проективных методов, которая с некоторыми дополнениями принимается и в настоящее время:

1) Конститутивные методики или методики структурирования: человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл (например, тест Г.Роршаха);

2) Конструктивные методики или методики конструирования: предполагают создание и интерпретацию целого из оформленных деталей (игрушки, кубики и т.д.) например, тест мира или «песочница»:

3) Интерпретативные методики предполагают истолкование событий или ситуаций, которые допускают различные толкования (например, ТАТ Г.Мюррея);

4) Аддитивные методики или методики дополнения: неоконченные предложения, рассказы, ассоциативный тест К.Юнга;

5) Экспрессивные методики или изучение продуктов изобразительной деятельности: например, многочисленные рисуночные тесты;

6) Импрессивные методики или методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности (например, цветовой тест Люшера);

7) Рефрактивные методики или изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса);

8) Катартические методики или методики катарсиса: психодрама, проективная игра и т.п.
Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка, личностных проблем и во многих других случаях, в которых диагност выступает одновременно или в роли консультанта, или в роли психотерапевта. Ситуация патопсихологического обследования также диктует построение общения по типу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседа) и невербальными (например, игра с ребенком, деловая игра взрослых могут выступать как невербальные диагностические процедуры).

Существуют и другие классификации психодиагностических методик, сделанные по иным основаниям.

Методики делятся на две большие группы по степени регламентации: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

^ К малоформализованным диагностическим методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

По форме проведения методики делятся на групповые и индивидуальные.

По характеру стимульного материала и в соответствии с ним основной активности испытуемого методики делятся на вербальные и невербальные.

По наличию или отсутствию ограничений во времени работы испытуемого методики делятся на тесты скорости и тесты достижений. В тестах достижений время выполнения тестового задания не ограничивается; в тестах скорости, напротив, время работы обследуемого строго регламентировано.

В заключение рассмотрим предметную классификацию, основанием деления методик на группы в которой является предмет диагностики. В этой классификации выделяются следующие группы методик:

1. Методики диагностики психических процессов:

2. Методики диагностики общих и специальных способностей (и в первую очередь интеллекта), а также методики диагностики уровня психического развития.

3. Методики диагностики особенностей психических состояний:

4. Методики диагностики черт личности:

5. Методики диагностики особенностей индивидуального самосознания.

6. Методики диагностики межперсональных отношений (деловых, семейных).


  1. ^ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИГОДНОСТИ ТЕСТА. ВАЛИДНОСТЬ И НАДЁЖНОСТЬ ТЕСТА


К числу основных критериев оценки психодиагностических методик

относят надежность, валидность и репрезентативность.

Надежность

Характеристика методики, отражающая точность психодиагностиче-

ских измерений и устойчивость результатов теста к действию посторонних

случайных факторов. Надежность говорит о воспроизводимости результа-

тов теста при повторных исследованиях на одних и тех же испытуемых.

Таким образом, можно сказать, что надежность методики позволяет судить

о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Результаты психологического исследования обычно подвержены

влиянию большого количества неучитываемых факторов (эмоциональное

состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характери-

стик; физические факторы: освещенность, температура и другие особенно-

сти помещения, где проводится исследование; уровень мотивированности

испытуемых на обследование; влияние личности экспериментатора). Лю-

бое изменение ситуации исследования усиливает влияние одних и ослаб-

ляет воздействие других факторов на результат теста.

Общий разброс (дисперсия) результатов тестового обследования

можно, таким образом, представить как результат влияния двух групп

причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факто-

ров нестабильности измерительной процедуры.

В самом широком смысле надежность теста – это характеристика то-

го, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым ре-

зультатам являются отражением действительных различий в измеряемых

свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

В более узком смысле, связанном с непосредственными методами оп-

ределения характеристик надежности, под этой группой показателей по-

нимают степень согласованности результатов теста, получаемых при пер-

вичном и повторном его применении, по отношению к тем же испытуемым

в различные моменты времени, с использованием разных (но сопостави-

мых по характеру) наборов тестовых заданий или при других измерениях

условий обследования.

На практике используют три основных метода оценки надежности тес-

тов: повторное тестирование, параллельное тестирование и расщепление.

1. Повторное тестирование

2. Параллельное тестирование

3. Расщепление
Валидность

Валидность теста показывает в какой мере он измеряет то качество, для

оценки которого он предназначен.

Проверка валидности методики называется валидизацией -

психометрическое исследование, направленное на определение валидности

теста или другого измерительного инструмента. Кроссвалидизация – про-

цедура дополнительной проверки валидности теста или результатов иссле-

дования посредством применения теста на новой выборке или проведения

исследования с другими группами испытуемых, а также с применением

других методов регистрации зависимых переменных.

Основным элементом практически всех этих методов является так

называемый «критерий». ^ Критерий валидности – это независимый от тес-

та, внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом

психическом свойстве.

В качестве критерия валидности, используемых при валидизации тес-

та, на практике обычно используют: объективные социально-

демографические и биографические данные (стаж, образование, профес-

сия, прием и увольнение с работы) и т.д.

Особой разновидностью валидности является достоверность.

Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые

вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководясь в ходе теста

особой мотивацией, отличающийся от той, которая присуща ему в реаль-

ном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивацион-

ных искажений и есть достоверность теста.
^ Репрезентативность тестовых норм

Репрезентативность (от фр. – показательный) тестовых норм – свойст-

во выборочной совокупности представлять генеральную совокупность.

Для повышения репрезентативности, выборка должна быть рандомизирована, а тест стандартизован.

  1. ^ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ


Тестовая батарея – совокупность тестовых заданий (субтестов),

объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на

измерение различных сторон сложного психологического конструкта. На-

пример, тесты «Структуры интеллекта» Д. Векслера.

Также под тестовой батареей понимается комплекс методик, предна-

значенных для решения конкретной психодиагностической задачи.

В психодиагностике существуют разнообразные классификации

тестов. Они могут подразделяться:

  • - по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербаль-

  • ные и тесты невербальные (практические);

  • - по формам процедуры обследования – на тесты групповые и инди-

  • видуальные;

  • - по направленности: тесты интеллекта, тесты личности, тесты спе-

  • циальных способностей, тесты достижений, тесты креативности;

  • - в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений

  • – тесты скорости и тесты результативности;

  • - по способу реализации – бланковые, манипулятивные, аппаратур-

  • ные, компьютерные, ситуационно-поведенческие;

  • - по психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе ко-

  • торых лежат шкалы индивидуальных различий, и критериально-

  • ориентированные тесты;

  • - по цели применения выделяют тесты готовности к школе, клиниче-

  • ские тесты, тесты профотбора и другие.

  • - по составу – монометрические и комплексные (тестовые батареи).

Тесты скорости – тип диагностических методик, в которых основ-

ным показателем продуктивности работы испытуемых является время вы-

полнения (объем) тестовых задач. Типичные тесты скорости обычно вклю-

чают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материа-

ла выбирается таким образом, чтобы за отведенное время (постоянное для

всех испытуемых) ни один из обследуемых не успевал справиться со всеми

задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно

выполненных заданий. Пример: тесты интеллекта.

Показателем результативности выполнения тестов скорости может

являться и прямое измерение времени выполнения задания (таблица

Шульте).

^ Тесты результативности ориентированы на измерение или констата-

цию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового зада-

ния. Скорость работы не принимается во внимание или имеет вспомога-

тельное значение. Временное ограничение может применяться, но служит

целям стандартизации исследования или для экономии времени. Это боль-

шинство личностных методик, опросники, проективные тесты, анкеты.

^ Вербальные тесты. операции с понятиями, мыслительные дей-

ствия в словесно-логической форме.

Невербальные тесты (практические).

Бланковые тесты

^ Предметные тесты

Аппаратурные тесты

Компьютерные тесты

Индивидуальные тесты

Групповые тесты


  1. ^ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ


Исследование внимания:
Корректурная проба Бурдона (буквенный вариант, бланк, ключ) - избирательность внимания. На бланке в случайном порядке расположены буквы русского алфавита, среди которых испытуемый согласно инструкции должен зачеркивать определенные буквы.

^ Таблицы Горбова (черные) - объем внимания. Испытуемому предъявляются таблицы, в клеточках которых расположены в случайном порядке цифра от 1 до 25.

Таблица Горбова-Шульте (красно-черная) - переключение внимания. Испытуемому предъявляется таблица, в клеточках которой расположены в случайном порядке цифры черного цвета от 1 до 25 и цифра красного цвета от 1 до 24.

Исследования избирательности перцептивного внимания:
В данных методиках испытуемому предлагается однородный стимульный материал (буквенный, цифровой или рисуночный), в котором в соответствии с инструкцией он должен отыскивать определенные элементы:

  • Тест Мюнстерберга (на буквенном материале; бланк, ключ, стандартные шкалы)

  • Тест Торндайка (на цифровом материале; бланк, ключ, стандартные шкалы)

  • Тест Кюсси (на рисуночном материале; 24 стимульных бланка, стандартные шкалы, методические указания)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (479.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации