Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Влияние тревожности на сексуальность разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования - файл 1.doc


Влияние тревожности на сексуальность разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования
скачать (260 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc260kb.03.12.2011 23:33скачать

1.doc

  1   2   3   4
Влияние тревожности на сексуальность разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблема влияния тревожности на сексуальность разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования 6

1.1. Основные подходы к проблеме сексуальности в работах отечественных и зарубежных исследователей 6

1.2. Роль психологических особенностей в сексуальной жизни 18

1.3. Современные взгляды на проблему тревожности 23

1.3.1. Зарубежные классические взгляды на проблему тревожности 23

1.3.2. Подходы отечественных ученых на проблему изучения тревожности 29

Глава 2. Организация исследования 33

2.1. Программа экспериментального исследования 33

2.2. Методики экспериментального исследования 34

2.3. Анализ результатов исследования 37

Заключение 41

Список использованной литературы 44

Введение


Понятие «сексуальность», обозначающее совокупность сексуально-эротических переживаний, действий и сценариев, вошло в науку сравнительно недавно, значительно позже, чем прилагательное «сексуальный». Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) определяет сексуальность как основной аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти.1

^ Актуальность работы. В доступной литературе существует достаточно много исследований, посвященных изучению сексуальной жизни различных возрастных групп: от подростков до людей зрелого и преклонного возрастов. В целом ряде исследований достаточно подробно описано влияние индивидуальных характеристик человека на его сексуальную удовлетворенность, однако работы, анализирующие вопросы влияние тревожности на сексуальность разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования в литературе не рассматривались. Возросший интерес нашего общества к личности отдельного человека привлек внимание и к сексуальной стороне его жизни, гармонизация которой открывает возможности улучшения всей сферы межличностных взаимоотношений.

Человеческая сексуальность детерминирована как биологическими, так и социальными и психическими факторами, которые действуют не изолированно друг от друга, а в комплексном диалектическом взаимодействии. Следовательно, человеческую сексуальность всегда нужно рассматривать как биосоциальное явление. Это относится не только к ее филогенетическому развитию, но и к индивидуальному половому акту. Хотя он, с одной стороны, и представляет собой физиологический (т. е. биологический) фундаментальный процесс, однако, с другой стороны, его осуществление, способ проявления, сопутствующие ему обстоятельства, его психическое отражение и качество переживания индивида обусловлены социально и поэтому чрезвычайно вариативны и многообразны.

История изучения сексуальности прошла сложный путь от древних трактатов – китайского «Искусства спальни», индийского «Камасутра», «Искусства любви» Овидия и др., – которые носят описательный и рекомендательный характер, до объективного изучения сексуальности человека методами медицинских, психологических и социальных наук.

Первые научные разработки в этой области относятся примерно к середине прошлого столетия. С этого времени сексуальность человека начали изучать различные специалисты – врачи, психологи, социологи, педагоги, культурологи.

В истории изучения сексуальности прослеживаются такие тенденции:

1) «феноменологичность» подавляющего большинства исследований в рамках направления, т.е. изучение, прежде всего, четко очерченных социокультурных феноменов сексуальности – «половой морали», тех или иных форм девиантного сексуального поведения человека, так называемого женского вопроса, сектантства; сама сексуальность рассматривается при этом как своеобразный социокультурный феномен;

2) тесная связь с исследованиями в области культурологии и этнографии;

3) непрофессионализм в сексологии большинства исследований, социологических «по условию»;

4) расширительная трактовка в сексологической литературе понятия «социологическое» вследствие своеобразного противопоставления «биологического» «социальному», упрощенная трактовка предмета и структуры сексологии типа «Проблема пола в биосоциологическом освещении».2

^ Целью работы является изучение влияния тревожности на сексуальность разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования.

Задачами данной работы будут являться:

  1. Систематизирование и обобщение взглядов отечественной и зарубежной психологии на проблему структуры сексуальности;

  2. Представление современных взглядов на проблему тревожности;

  3. Подбор инструментария для исследования соответствующего целям и задачам работы.

  4. Проведение экспериментального исследования влияния тревожности на сексуальность разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования.

^ Объект исследования. Группа разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования в количестве 50 человек.

Предмет исследования. Влияние тревожности на сексуальность разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования.

^ Гипотеза исследования. Предполагается, что тревожность подавляет сексуальность.

Методы исследования:

  1. Методика «Шкала оценки уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности».

  2. Исследование установок к сексу по Г.Ю. Айзенку.
^

Глава 1. Проблема влияния тревожности на сексуальность разведенных женщин в возрасте 25-45 лет, занятых в сфере образования

1.1. Основные подходы к проблеме сексуальности в работах отечественных и зарубежных исследователей


Психологическое направление в изучении сексуальности включает изучение сексуальной мотивации и влияющих на нее факторов, психосексуального развития индивида, психологии половых различий, проблемы любви (терминология и феноменологическое описание ее «форм», выявление социально-психологических характеристик, построение типологий) и др.

В процессе создания теории сексуальности происходит эволюция представлений о либидо: от рассмотрения полового влечения как отражения «темных биологических сил». Формированию этих представлений способствовали вульгарно-биологизаторские представления XIX века и психоаналитические представления; от сложного системного понятия «сексуального сценария» У.Саймона, и Д. Ганьона, до наиболее плодотворного с точки зрения возможностей интеграции психологических и социологических данных И.С.Кона.3

В области изучения психо(социо)сексуального развития наиболее известны теория детской сексуальности З.Фрейда и современная периодизация Г.С. Васильченко. Наиболее признанными теориями психологических механизмов половой социализации и формирования половой идентичности являются три альтернативные теории: основанная на психоаналитических концепциях теория идентификации, опирающаяся на теорию социального научения теория половой типизации У.Мишель и теория самокатегоризации Л. Кольберг, исходящая из когнитивно-генетической теории. На базе представлений о нарушениях психосексуального развития сформирована теория дисгамий и асинхроний психосексуального развития, лежащая в основе перверсологических исследований Г.С.Васильченко.4

С точки зрения Виттельса Ф. первоначально отвергнутая идея изначальной бисексуальности стала ключевой в развитии психоаналитической теории сексуальности.5

Формирование сексуальности представляет собой сложный процесс, начинающийся в эмбриональный период онтогенеза и заканчивающийся половой зрелостью. Окружающие ребенка социально-психологические факторы среды оказывают влияние на психосексуальное развитие – половую идентификацию, полоролевое поведение, сексуальную ориентацию начиная с первых моментов жизни ребенка.

Разработанная В. М. Масловым, И. Л. Ботневым, Г. С. Васильченко в сексологии концепция психосексуального дизонтогенеза дает возможность правильно понять этапы развития сексуальности, выявить причины и условия возникновения его нарушений и разработать соответствующие лечебные и профилактические мероприятия. Исследователи отмечают, что половое развитие человека идет в двух взаимосвязанных между собой направлениях – соматосексуальном и психосексуальном. Психосексуальное развитие мужчин и женщин имеет свои особенности, обусловленные не только половыми различиями, но также поляризацией мужской и женской ролей.6

Сексуальное развитие при нормальном соматическом развитии имеет определенную последовательность появления вторичных половых признаков у мальчиков и девочек, которые постепенно достигают уровня развития зрелого мужчины и женщины. Период зрелой сексуальности характеризуется регулярной половой жизнью, определенным физиологическим ее ритмом и интенсивностью. В инволюционный период происходит снижение половой активности, в старческом возрасте происходит регресс либидо до уровня эротического и платонического.

С точки зрения психоанализа Фрейд определил как основные открытия, следующие положения своей теории: 1) утверждение существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием; 2) утверждение связи событий детства с развитием сексуальности и использование этой связи для объяснения психологии взрослого человека.

Понятие сексуальности приобрело в психоанализе расширенное толкование. Во-первых, сексуальность была в определенной мере отделена от гениталий и представлена как функция, пронизывающая всю жизнедеятельность организма и направленная на получение удовольствия; во-вторых, по мнению Фрейда, сексуальная функция возникает вместе с жизнью и проявляется с детства в характерных феноменах. Третье утверждение Фрейда сводится к тому, что все духовные проявления любви и связанные с ней эмоции являются по своему происхождению стремлениями исключительно сексуальными, но затем заторможенными или сублимированными. Это положение психоанализа подрывало романтические представления о человеческих чувствах, свойственные европейской культуре прошлого века, а утверждение, касающееся детской сексуальности, столкнулось с одним из наиболее сильных человеческих предрассудков и вызвало взрыв негодования.

Фрейд считал, что сексуальность формируется с первых дней существования ребенка. Ее формирование включает три стадии: оральную, связанную с процессом кормления грудью, когда происходит раздражение губ младенца, анальную – перенос эрогенной зоны в область ануса, о чем говорит долгое сидение на горшке, и генитальную, для которой характерен интерес к половым органам. При этом Фрейд полагал, что все люди проходят в своем развитии через комплекс гомо- и гетеросексуальной ориентации, т. е. каждый человек по своей природе бисексуален. Кроме того, он считал, что каждому из людей присущ садомазохистский комплекс, т. е. любой человек способен стать и садистом, и мазохистом, а также что всем присущ и эксгибицио-вуайеристский комплекс, что каждый человек проходит эту стадию, когда любит показывать свое тело или рассматривать обнаженное тело другого. По мнению Фрейда, человек в таких случаях действует по законам природы, и это нормально.7

Согласно психоанализу, детские сексуальные переживания, первый эротический опыт, система взглядов и представлений о сексе определяют особенности личности, ее мотивы, цели, поступки. Сексуальность последователи фрейдизма отождествляют с либидо, которое они рассматривают как специфическую внутреннюю энергию, проявляющуюся в сублимированном виде и определяющую индивидуальность личности.8

На каждый этап психосексуального развития возможно влияние патогенных факторов, которые могут привести к соответствующим нарушениям: изменению темпов и сроков психосексуального развития (ретардации и преждевременному психосексуальному развитию), девиации психосексуального развития (нарушению половой идентификация, стереотипа определенного полоролевого поведения, психосексуальной ориентации).

Существуют определенные критические периоды сексуального развития: 6–32-я недели внутриутробной жизни; 2–4 года, 7–8 лет, 12–15 лет, 16 лет – 24 года, 51 год – 60 лет. Если на первых двух этапах отклонение сексуального развития может возникнуть под влиянием эндогенных патогенных факторов (например, вследствие приема гормонов матерью), то на третьем – четвертом этапах действуют факторы экзогенные, в частности, социогенные (неправильное воспитание, нарушение внутрисемейных отношений и др.) и психогенные.9

Формирование полового самосознания детерминировано половой дифференцировкой мозга в пренатальный период, а в последующем индивидуальном развитии и микросоциальной средой. Для правильного протекания процесса половой дифференцировки мозга при формировании у плода мужского пола требуются определенная концентрация эмбрионального андрогена, определенные период и длительность его воздействия, отсутствие эстрогенов и отсутствие экзогенных вредоносных воздействий, в частности, влияния фармакологических средств в пренатальный период.

Формирование стереотипа полоролевого поведения ребенка во многом определяется правильным полоролевым поведением родителей, общением со сверстниками и участием в различных играх. Это необходимо для формирования мужских или женских особенностей характера ребенка и адекватного полоролевого поведения. Особенности полоролевого поведения ребенка находятся в тесной связи со становлением его характера и личности.

Формирование психосексуальной ориентации у подростков обусловливает выбор объекта влечения и происходит в пубертатный период на фоне интенсивного функционирования эндокринной системы и активного развития личностных особенностей. Этапам и стадиям психосексуального развития свойственна фазность, которая является первой закономерностью этого развития.

Первая фаза всех трех этапов психосексуального становления (выработка установки) включает накопление информации, касающейся понимания факта существования полов, собственной половой роли, половой роли окружающих и особенностей полового поведения в процессе межличностного общения.

Вторая фаза (научение и закрепление) первых двух этапов психосексуального развития характеризуется приобретением навыков в игровых ситуациях соответственно своему полу и полоролевому поведению; вторая фаза третьего этапа – реализация полового влечения. Основным критерием завершенности всех стадий третьего этапа является закрепление приобретенных навыков на практике. Второй закономерностью становления сексуальности является изменение соотношения значимости биологических и социально-психологических факторов в процессе психосексуального развития человека в сторону увеличения роли последних.

Третья закономерность становления сексуальности заключается в том, что каждый этап и стадия ее развития содержит в себе элементы, определяющие последующее развитие.

Нарушения, возникающие на ранних этапах психосексуального развития, приводят к его грубым деформациям, сказывающимся на формировании личности, тогда как влияние патогенных причин на завершающем этапе становления сексуальности может приводить лишь к поверхностным, или более легким его искажениям.

Большое влияние на развитие сексуальности оказывают общественные нормы поведения, семья, школа, детские и юношеские коллективы, приятели, с которыми проводят свободное время, а также средства массовой информации (телевидение, кино, литература).

Сексуальность, согласно 3. Фрейду это суждение рассматривается как единственная функция животного организма, выходящая за пределы индивида и составляющая его связь с родом.10

С точки зрения Кон И.С. сексуальность – это половое влечение и связанное с ним поведение человека и в отличие от всех других представителей живой природы – это не только биологический инстинкт, это сложное биофизиологическое и психосоциокультурное явление, важная сфера общественной, семейной и личной жизни. Потребность в воспроизводстве отделена у человека от потребности в сексуальном удовлетворении и общении.11

Сексуальность выполняет в жизни людей разные функции.12

1. Функция продолжения рода. При рассмотрении этого явления в биолого-антропологическом аспекте его можно считать «первичной функцией» сексуальности. Гетеросексуальный половой обеспечивает воспроизводство рода, однако этой цели сегодня служит лишь крайне незначительное число половых актов. В которых браках производство детей вообще не является целью, в других оно ограничивается благодаря противозачаточным средствам лишь несколькими актами. Если бы не имелось других функций, невозможно было бы объяснить цель и причины более чем 99 % половых актов у человека.

2. Функция удовольствия. Почти при любом сексуальном возбуждении возникает сильное переживание удовольствия и счастья. Стремление к получению удовольствия – основная функция человеческой сексуальности. В большинстве случаев это является доминирующим мотивом состояния сексуального ожидания в подготовительной фазе, но оно также имеет огромное значение для оценки совершённого полового акта. Достигнутое чувство удовольствия выступает в качестве решающего и таким образом, чем сильнее чувство наслаждения, тем больше потребность в повторении полового акта.

3. Функция дарения радости. Сексуальное поведение человека является (отчасти мысленно и при мастурбации) направленным на партнера. Половой акт совершается преимущественно в рамках продолжительных любовных отношений. Нельзя оставлять без внимания то, что важные мотивы, побуждающие к вступлению в половые сношения, оказываются центрированными на партнере. Они нацелены на дарение радости любимому человеку. Не подлежит сомнению, что половой акт часто начинается и совершается потому, что этим хочется сделать партнера счастливым. Делать это, видеть его счастливым – самая большая радость в любви. Только счастье любимого оптимизирует сексуальное переживание человека. Человеческое половое поведение определяется не только эгоцентрическими мотивами, но и основными отношениями и мотивами человеческого бытия.

Существуют еще и три другие функции, которые имеют второстепенное значение.13

4. Коммуникативная функция. Человеческое сексуальное поведение можно рассматривать также в совершенно ином аспекте установления и укрепления отношений, образования глубоких и продолжительных форм социальных контактов. Половые отношения, реальные или которых добиваются, обычно сопровождаются разнообразными коммуникациями. Они являются важным инструментом для установления контактов, обмена мыслями, взаимной поддержки партнеров (полов вообще). Прочные любовные и сексуальные отношения углубляют понимание и доверие, готовность партнеров помочь друг другу. Однако следует избегать абсолютизации. Сама по себе сексуальность не создает определенных форм контактов, как, например, моногамную семью. Какие возникнут формы коммуникации и контактов, зависит от конкретно-исторических общественных условий. Нельзя научно анализировать человеческое сексуальное поведение в отрыве от личности, а личность – без общества.

5. Стремление к смене партнеров – сексуальная функция. Для многих людей в определенных жизненных условиях мотивом даже основной движущей силой их сексуального поведения над короткое или более длительное время может стать стремление к новым половым партнерам. Степень любви может быть здесь совершенно разной. Часто в таких случаях эротическая привязанность к партнеру бывает незначительной или ее нет вовсе: человек стремится к успеху у партнера и (или) к сексуальной разрядке. Стоящие за этим мотивы могут быть очень разными. Возможно, речь идет о самоутверждении, выражающемся в том, чтобы (еще) добиться успеха у как можно большего числа представителей другого пола. Возможно, в юношеском возрасте хочется подражать друзьям или превзойти их по числу партнеров, чтобы таким образом завоевать авторитет. Возможно, хотелось лишь компенсировать собственное разочарование в любви, «отомстить» тем самым другому полу или повысить свою самооценку. Возможно, поводами, чтобы вступить на этот путь, явились любопытство, соблазн или случай. Возможно, не было соответствующего воспитания в родительском доме. Причиной появления тяги к частой смене половых партнеров могли послужить примеры или стремление заработать деньги таким путем (проституция). Даже если стремление к смене партнеров выражено сильно и приносит радость, причины (или мотивы) такого развития все же очень разные. Именно эта сексуальная функция демонстрирует многообразие и тесную взаимосвязь мотивов человеческого полового поведения.

6. Функция редуцирования напряжения. Эта функция, бесспорно, играет определенную роль в части сексуальных актов (половые сношения или мастурбация). Ее можно рассматривать на двух уровнях.

Во-первых, после некоторой паузы сексуальная потребность может настолько резко усиливаться, что она проявляется в виде состояния напряжения, которое психически воспринимается как тревожное, как «инстинктивное» стремление к разрядке. Таким образом, сексуальное возбуждение становится необходимым для того, чтобы с помощью оргазма добиться разрядки. Иногда стремление к снятию напряжения может быть даже основным мотивом (основной функцией) сексуальной деятельности.

Во-вторых, сексуальное возбуждение может также вызываться и использоваться для снятия напряжения и во внесексуальных сферах. Прежде всего, это касается полового акта с любимым партнером, который в этом случае нередко становится необходимым для «отреагирования» раздражения, страхов, фрустраций, а также после напряженной работы, больших успехов и т. д. В таких случаях половой акт тоже имеет функцию разрядки. Он должен снимать сильное напряжение, которое может быть вызвано как успехами, так и неудачами, тревогой. Благодаря этому радость от успехов и других приятных событий переживается вдвойне а фрустрации, страхи, конфликты, по крайней мере, временно, будут забыты. Партнер должен разделить радость, утешить, когда другому плохо, придать ему уверенность.

Биохимическая составляющая сексуальности связана с феромонами, особыми химическими веществами, которые улавливаются людьми на бессознательном уровне и стимулируют половое поведение. Мужские феромоны называются андростсронами и содержатся в поте, коже и волосах. Они посылают сигналы «я тебя хочу». Чем больше мужчина выделяет андростеронов, тем более он привлекателен для противоположного пола. Сильные стрессы подавляют выделение этих феромонов, поэтому мужчины, побывавшие на войне, часто жалуются на несложившуюся личную жизнь.14

Женские феромоны называются копулинами. Находятся они в поте и вагинальных жидкостях и посылают сигналы «подойди ко мне поближе». Особенно активно выделяются копулины в предменструальные дни. Самым копулинным оказывается «бальзаковский» возраст женщин. Женщина, давно не занимавшаяся сексом, выделяет меньше копулинов; со временем копулины выделяются в таком малом количестве, что уже не привлекают мужчин.15

Главная проблема теории сексуальности ее соотношение с репродукцией. В свете эволюционной биологии предусмотренная природой конечная цель полового акта продолжение рода. Но спаривание чрезвычайно сложная и энергоемкая процедура. Для того чтобы поощрить животных заниматься этим трудным делом, эволюция должна была создать специальный психофизиологический механизм. Испытываемое во время полового акта удовольствие награда за примерное поведение. Естественный половой отбор благоприятствовал тем особям, которые получали от спаривания больше удовольствия, тратили на него больше энергии и зачинали больше потомков. Однако в ходе биологической эволюции сексуальное удовольствие и то, что ему способствует, постепенно отделилось от репродукции, сексуальное поведение стало самоценным и одновременно более избирательным, селективным и требующим индивидуального научения.

Сексуальность человека – характеристика природная, это некая сила, определяющая интенсивность притяжения к противоположному полу (или к своему полу), и сила этого влечения может варьироваться у разных людей в десятки и сотни раз. С этой точки зрения очень важен не количественный, а качественный аспект полового влечения, т. е. возможность зарождения избирательного чувства к одному человеку, которое называют чувством любви и верности.

Существует множество определений полового акта. Вот одно из них, на наш взгляд, достаточно полное: сексуальное общение, включающее в себя половой акт, является выражением самого самозабвенного единения, полного телесного и духовного слияния двух людей вне времени и пространства.

Итак, базовая функция секса – продолжение рода, в настоящее время в браке дополняется функциями получения удовольствия и доставления удовольствия, функциями обретения полноты человеческого полового общения, функциями получения разрядки, как нервной, так и физической, формой отдыха. Для многих истинно любящих людей секс является также взаимным обменом творческой энергией, источником вдохновения и бодрости. Величайшая радость – отдавать себя целиком и доставлять наслаждение тому, кого вы любите.

Рост возбуждения во время полового акта у женщин более прерывистый, чем у мужчин. Оно легче подвергается регрессии при наличии посторонних мыслей, плохих взаимоотношений с партнером, при несоответствии полового поведения партнера диапазону приемлемости и техники полового сношения. У женщин для возникновения сексуальной удовлетворенности психологические факторы играют первенствующую, а нейрогуморальные – второстепенную роль. В то же время потенциальная способность к оргазму у женщин больше, чем у мужчин. Некоторые женщины способны к многократному переживанию оргазма, причем, в отличие от мужчин, последующие оргазмы переживаются сильнее.16

Образование и профессия, связанная с интеллектуальной деятельностью, у женщин оказывают положительное влияние на проявление сексуальной удовлетворенности, у мужчины эти факторы не оказывают никакого влияния. Имеются данные о том, сексуальная удовлетворенность наиболее выражены у женщин с гуманитарными профессиями, наименее – у домохозяек. Женщины, связанные с физическим трудом, занимают промежуточное положение; известен также тот факт, что аноргазмия у женщин нередко является результатом строгого воспитания.

По мнению исследователей, сексуальные отношения можно разделить по цели на три составляющих:

1. прокреационная или репродуктивная цель – функция воспроизведения потомства;

2. рекреационная цель – функция получения удовольствия;

3. реляционная цель – функция интимного общения с близким человеком.17

Несомненно, современный человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки. Этому способствует ослабление традиционных религиозных запретов и появление эффективных средств предохранения, а также надежных и эффективных способов лечения и предупреждения венерических болезней. Благодаря этому сексуально-эротические отношения все больше отделяются от репродуктивной функции и становятся свободными от страха заболеть.
  1   2   3   4



Скачать файл (260 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации