Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по контроллингу - файл 1.docx


Загрузка...
Контрольная работа по контроллингу
скачать (38.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx39kb.03.12.2011 23:40скачать

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


СОДЕРЖАНИЕ

1.Сущность контроллинга как функционального обособленного

направления экономической работы на предприятии стр.2

2.Затраты предприятия как основной объект управления в системе контроллинга стр.6

3.Экономический анализ как база принятия

управленческих решений стр.12

4. Список использованной литературы стр.16



1. Сущность контроллинга как функционального обособленного направления экономической работы на предприятии.

Постепенное развитие рыночной экономики в Украине способствует появлению в нашем обиходе новых экономических понятий. Иностранные слова с начала вызывают трудности в понимании и трактовке, а затем входят в нашу жизнь как хорошо знакомые и часто употребляемые термины. Одним из таких понятий является слово «Контроллинг». Этот термин невольно ассоциируется у отечественных специалистов со словом контроль, хотя по смысловой нагрузке это разные понятия.

Контроллинг представляет собой интегрированную экономическую систему, которая использует методы различных областей экономических знаний с целью обоснования эффективности принимаемых руководством предприятия управленческих решений.

Контроллинг – это процесс сбора, обобщения и анализа информации об изменениях во внешней и внутренней среде для обеспечения принятия эффективных управленческих решений по преодолению проблем, возникающих при достижении поставленных перед предприятием целей. В приведенном определении необходимо выделить тот факт, что современный контроллинг не может быть отражением только внутренней среды предприятия, так как для принятия стратегических решений всегда необходимо учитывать воздействие факторов внешней среды. Кроме того, контроллинг – это процесс обработки информации, но сама обрабатываемая информация в каждом конкретном случае может быть разной, в зависимости от возникшей проблемной ситуации и необходимости принять то или иное решение. Следует отметить, что контроллинг не заменяет систему управления, а только служит инструментом, способствующим принятию управленческим персоналом эффективных решений.



Поддержка управленческих решений с точки зрения экономического аспекта осуществляется в контроллинге при расчете необходимых финансовых, материальных и других затрат, требуемых на разработку и реализацию любого решения. Так как каждое управленческое решение имеет свою реальную стоимость, то реализация эффективного управленческого решения должна принести предприятию прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, может привести к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности предприятия. Поэтому, значение контроллинга на предприятии заключается в расчете экономической эффективности принимаемых руководством управленческих решений, путем сопоставления суммы необходимых затрат и будущих выгод.

В настоящее время контроллинг представляет собой информационное

обеспечение ориентированного на результат управления предприятием. Цель контроллинга является производной от целей предприятия, которые можно разделить на: материальные, стоимостные и социальные. "Контроллинг содействует достижению главной стоимостной цели предприятия –

оптимизации финансового результата через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности". Достижение данной цели координируется с достижением материальных и социальных целей. Следовательно, главной целью контроллинга является оптимизация

финансового результата при гарантированной ликвидности. Для реализации этой цели контроллинг должен ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации. Таким образом, основная функция контроллинга состоит в поддержке руководства предприятия, следовательно, контроллинг является одной из важнейших функций управления предприятием. Основная задача контроллинга заключается в информационном обеспечении ориентированных на результат процессов планирования, регулирования и контроля на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования.



Из основной задачи можно выделить специальные: планирование и контроль на предприятии; координирование всех частных планов; учет и отчетность; обработка информации, принятие решений.

Для выполнения этих задач контроллинг формирует систему планирования и контроля с интегрированными планово-контрольными расчетами на базе информации управленческого и финансового учета, а также использует ориентированные на результат и ликвидность планово-контрольные расчеты в рамках системы планирования и контроля. Инструментом контроллинга является система планирования и контроля с интегрированными, ориентированными на результат и ликвидность расчетами. Такие расчеты требуют информационной системы, организованной на базе управленческого

и финансового учета. При организации контроллинга его задачи, связанные с учетом, формируются в зависимости от того, какая концепция контроллинга берется за его основу: американская – к контроллингу относятся задачи и внешнего, и внутреннего учета; немецкая – в центре контроллинга стоит внутренний учет. Для осуществления контроллинга как функции управления на предприятии должны быть созданы структурные единицы, осуществляющие централизованно разработку планов и контроль за их реализацией, то есть выявление и анализ отклонений. Такими службами являются отдел контроллинга и/или отдел планирования. Специалисты, реализующие функции контроллинга на предприятии, называются контроллерами. "Они отвечают за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений, а также за прозрачность и наглядность представления достигнутых результатов". Служба контроллинга не определяет что планировать, а советует, как и когда планировать и оценивает возможность реализации запланированных мероприятий.

Как было отмечено выше, "контроллинг – это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием".



В системе управления предприятием цели предприятия делятся на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Соответственно и контроллинг, как инструмент управления,

подразделяется на:

− стратегический (делать правильное дело);

− оперативный (делать дело правильно);

− диспозитивный (что делать, если дело делается не правильно).

В современных условиях недостаток информации о текущем состоянии и о перспективах деятельности предприятия требуют формирования новых подходов к управлению и инструментов их внедрения. Предприятия имеют возможность добиться успехов и признания на рынке, внедряя в практику управления современный и эффективный инструмент управления – контроллинг. Контроллинг не является альтернативой менеджменту и не освобождает менеджеров от выполнения своих обязанностей. Контроллинг – это совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента,

учета, планирования, анализа и контроля, единая система, направленная на достижение стратегических целей предприятия. Контроллинг является одной из функций управления, интегрирующей, координирующей и обеспечивающей информацией планирование и регулирование деятельности предприятия.

В настоящее время контроллинг как концепция экономического управления предприятием, направленная на выявление всех возможностей и рисков, связанных с оптимизацией финансового результата, широко применяется в зарубежных странах. В нашей стране контроллинг только зарождается, и в основном применяется только оперативный и диспозитивный контроллинг в

управлении финансами и производством. Из функций, лежащих в основе контроллинга, сейчас в Украине наиболее развит управленческий учет и бюджетирование.




2. Затраты предприятия как основной объект управления в системе контроллинга.

Непредсказуемость, невозможность охватить всю деятельность на предприятии, которые связаны с постоянно растущими размерами предприятий усложнением процесса принятия решений и, следовательно, ростом издержек, привели к разделению управленческих задач в различных сферах деятельности и появлению нового инструмента -- контроллинга.

В настоящее время на рынке успешно действуют те предприятия, которые придерживаются стратегии снижения затрат всего предприятия в целом и при этом не снижают качества своей продукции.

Помочь здесь может инструмент контроллинга, который напрямую переносит весь инструментарий контроллинга в сферу деятельности предприятия и гибко отвечает любым его специфическим потребностям.

Это тем более важно, так как именно в наше время успех имеет короткий жизненный цикл. Испытанная надежная тропа успеха неожиданно разрушается и превращается в трудную утомительную дорогу в буреломе. На рынке выживает тот, кто борется за потребителя. А потребителя прежде всего интересует цена и качество, и тот кто сможет снизить свои издержки и затраты, сможет добиться наибольшего успеха в бизнесе.

^ Расчет затрат - необходимая часть экономической работы на предприятии, так как в его рамках для запланированной/фактически совершенной деятельности предприятия должны вскрываться экономические причины возникновения целевого результата и выявляться предпосылки для принятия управленческих решений.




^ Расчет затрат в контроллинге

Структура расчета затрат и методики расчета и распределения затрат по объектам калькуляции, предлагаемые концепцией контроллинга, обеспечивают расчет затрат, более адекватный потребностям менеджмента в информации по затратам.

Выделяют следующие направления расчета затрат:

по видам (какие затраты возникли в процессе производства?);

по местам возникновения затрат (где возникли затраты? Распределенные по сферам ответственности косвенные затраты легче контролировать, а также это промежуточный этап для более полного распределения издержек по их носителям (продуктам, договорам));

по носителям затрат (зачем возникли издержки? Производственные затраты рассчитываются по реализуемым на рынке продуктам или внутрифирменной продукции).

Предлагаемые методы распределения косвенных затрат обеспечивают более точный расчет себестоимости за счет более гибкого (широкого) выбора влияющих на величину затрат факторов.

Структурирование затрат

В расчете производственных затрат речь идет о расчете и распределении затрат, возникших в ходе производственного процесса предприятия, т.е. сначала необходимо структурировать расходы и вычленить не связанные с производством расходы, а также дополнительно учесть калькуляционные виды затрат .



Нейтральные расходы включают:

  • расходы, не связанные с процессом производства (для промышленного предприятия это финансовые вложения в другие предприятия, приобретение ценных бумаг);

  • случайные, но связанные с производственной деятельностью расходы (продажа имущества ниже балансовой стоимости);

  • расходы, связанные с использованием разных методов оценки (превышение балансовой амортизации над калькуляционной).

Калькуляционные затраты могут включать калькуляционные проценты на собственный капитал, калькуляционные риски (периодизированные апериодически возникающие потери, обусловленные рисками), превышение калькуляционной амортизации над балансовой.

Расчет затрат проводится для характерных производственных периодизированных калькуляционных затрат.

Расчет затрат по видам

Виды затрат могут быть выделены в соответствии с производственными факторами или производственными функциями. Виды и состав затрат, выделяемых в соответствии с факторами производства:

  • оплата труда (заработная плата, оклады, комиссионные, тантьемы, социальные выплаты);

  • материальные затраты (сырье, материалы, комплектующие, амортизация зданий, оборудования);

  • затраты на капитал (калькуляционные проценты);

  • услуги (транспортные, консультационные услуги, энергоносители, услуги связи, страхования);

  • обязательные платежи (налоги, сборы, пожертвования).



В соответствии с производственными функциями выделяют виды затрат, связанные:

  • с обеспечением ресурсами;

  • со складированием;

  • с производством;

  • с управлением;

  • со сбытом.

Затраты разделяют на прямые, непосредственно относящиеся к носителям затрат, и на косвенные, которые сначала распределяются по местам возникновения затрат (МВЗ), а затем по носителям затрат (НЗ).

Расчет затрат по местам возникновения

Структурирование МВЗ

Распределение косвенных затрат по МВЗ (цехи, отделы) предполагает их целесообразное выделение в самостоятельные объекты калькуляции. Формирование МВЗ осуществляется по различным критериям: по сферам ответственности, по пространственным единицам, по производственным функциям, по расчетно-техническому критерию. Эти принципы могут быть скомбинированы. Так, крупные затратные сферы могут быть выделены по производственным функциям (производство), дальнейшее деление может производиться по видам деятельности (формовочная, литейная, сверлильный цех) или по пространственным единицам (цех № 1, цех № 2 и т.д.).

По расчетно-техническому критерию выделяют главные, вспомогательные и общезаводские МВЗ. Главные МВЗ выпускают основную реализуемую на рынке продукцию, и их затраты относятся непосредственно на НЗ с использованием калькуляционных ставок. Вспомогательные МВЗ (энергоцех, ремонтные подразделения, отдел подготовки производства и т.д.) изготавливают продукцию (оказывают услуги) для главных и общезаводских МВЗ.



Структурирование МВЗ ориентируется на производственный процесс (сферы ответственности) и учитывает, кроме того, условия калькуляции по носителям затрат.Это значит, что в каждом МВЗ должны группироваться, например, машины с приблизительно одинаковым поведением затрат на единицу работы. Это требование очень редко осуществимо практически. Поэтому необходимо найти компромисс между степенью точности результатов расчета издержек по местам их возникновения и сложностью процедур расчета. Необходимо четко представлять, насколько более детальная классификация мест возникновения затрат обеспечивает повышение точности расчетных данных и в какой мере она связана с усложнением расчета. Кроме того, следует оценить расходы, связанные с достижением повышенной точности результатов расчетов.

Распределение затрат вспомогательных МВЗ

Особо сложная проблема при расчете затрат - это распределение затрат на продукцию, потребляемую внутри предприятия в ходе основного производственного процесса. Эта продукция создается на вспомогательных МВЗ. Затраты на производство этой продукции в целях точной калькуляции себестоимости должны быть распределены по МВЗ - получателям этой продукции.

Расчет затрат по носителям

Существуют две основных формы отнесения издержек к их носителям: это простая калькуляция и постатейная калькуляция (путем расчета процентных надбавок). Их применение обусловливается производственной программой и технологией предприятия.В случае массового производства применяется простая калькуляция. Суммарные издержки подразделения за период И (расчет может проводиться для всех издержек МВЗ и для отдельных их видов) делятся на совокупное количество произведенной продукции К.

Частное дает издержки на единицу производимой продукции и: и = И/К.



Этот метод предполагает отсутствие изменений запасов незавершенного производства и готовой продукции в целом по объекту калькуляции (МВЗ), поэтому может быть рекомендован для расчетов в рамках выпускающих один продукт главного МВЗ или для вспомогательных МВЗ.

Если выпускается несколько видов продуктов (сортов одного продукта), стоящих в определенном фиксированном стоимостном соотношении друг с другом, то применяется простая калькуляция с коэффициентами приведения. Необходимым условием является родственное формирование издержек продуктов, например, если используется один и тот же вид сырья, но разного качества, или же различается время обработки при использовании одного и того же технологического оборудования.

Постатейная калькуляция используется в том случае, когда на одном предприятии производятся различные виды продуктов с многоступенчатым производственным процессом с разными причинами возникновения (изменения) издержек и с изменениями складских запасов полуфабрикатов и готовой продукции. Здесь издержки делятся на прямые, которые относятся к непосредственно к носителям издержек, и косвенные, которые распределяются с использованием выбранных базовых величин. Отправной точкой при составлении схемы распределения затрат по носителям издержек выступают продуктовые рыночные единицы (заказы/продукты).

Для предприятий с серийным производством и торговых предприятий на передний план выдвигается структура продуктов, для единичного производства это отдельные договоры. Непосредственно при распределении затрат по носителям издержек возникает необходимость переструктурировать реализуемые продукты.



3.Экономический анализ как база принятия управленческих решений.

В современных условиях значительно повышается ответствен

ность руководителей за финансовое состояние предприятий, и соот

ветственно оперативная диагностика и анализ приобретают важное значение.

Несмотря на значительную неопределенность в работе предпри

ятий, в последнее время усиливается значение прогнозного анали

за, позволяющего составить обоснованные бизнес-планы.

Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифици

рованную оценку финансового положения, руководители предпри

ятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа. При этом они, как правило, уже не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конк

ретное заключение о достаточности платежных средств, нормаль

ных соотношениях собственного и заемного капитала и причинах ее изменения, типах финансирования тех или иных видов деятель

ности.

Привлечение к расчету финансовых показателей данных внут

реннего учета дает возможность более скрупулезно подойти к оцен

ке и составить объективное заключение о финансовом положении предприятия. При этом расчетом показателей процедура экономи

ческого и финансового анализа не исчерпывается. Это лишь один из его начальных этапов.

Следующим обязательным этапом является сравнение резуль

татов со значениями, полученными в более ранние периоды. По динамике показателей устанавливаются их более или менее нор

мальные значения применительно к условиям деятельности данно

го предприятия. Если сложившиеся на предприятии показатели су

щественно отличаются от их нормальных (нормативных) значений, то выявляют причину этих отклонений.

Другим примером соотношений, находящихся под контролем хозяйственных руководителей, является сравнение материальных затрат и себестоимости 

выпущенной продукции. Зная это соотно

шение, по ожидаемому выпуску готовой продукции можно опреде

лить вероятную сумму расходов материалов.

При длительном обороте товарно-материальных ценностей тре

буется оценка целесообразности политики формирования запасов и изыскание возможности устранить эти излишки. Это обусловлива

ет необходимость выявления тех видов материальных ценностей, которые замедляют оборачиваемость средств, помещаемых в запасы. Таким образом, результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.

Экономический анализ является необходимым элементом вы

полнения каждой функции управления экономикой. Основными функциями экономической деятельности (функции экономическо

го управления) являются: •информационное обеспечение управления — сбор, обработка, сис

тематизация и группировка информации об экономических про

цессах и явлениях;

  • анализ хода экономической деятельности и ее результатов, оцен

  • ка возможностей экономической деятельности;

  • планирование — оперативное, текущее, перспективное;

организация управления, т.е. организация эффективного функ

ционирования всех элементов экономической системы хозяйствующего субъекта в целях рационального использования мате

риальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эффективность принятия управленческих решений определяет

ся качеством аналитических исследований.

Учет, планирование и анализ обеспечивают качество управлен

ческих решений.



Исходным элементом системы управления является планиро

вание, которое определяет направление и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Важным элементом планирования явля

ется определение путей реализации поставленной цели — достиже

ние лучших финансовых результатов.

Без достоверной и полной информации практически невозмож

но принятие оптимальных управленческих решений. Учет обеспе

чивает постоянную систематизацию и обобщение данных, необхо

димых для управления производством и контроля за ходом реали

зации бизнес-планов.

Для оптимизации управления необходимо иметь четкое пред

ставление о тенденциях и характере изменений в экономике хозяй

ствующего субъекта. Достижение данной информации возможно только на основе экономического анализа. В процессе анализа «сы

рая», первичная информация проверяется. Определяются соответ

ствие установленным формам, правильность арифметических под

счетов, сводимость и сопоставимость показателей. Затем информа

цию обрабатывают; проводят общее ознакомление с документами, их содержанием; определяют и сравнивают отклонения; определя

ют влияние факторов на анализируемый объект, выявляют резервы и пути их использования, а также недостатки, ошибки. Результаты анализа систематизируются, обобщаются. На основе результатов ана

лиза принимаются управленческие решения. Отсюда следует, что экономический анализ обосновывает управленческие решения, обес

печивает объективности и эффективность управления производ

ством.

Роль анализа в управлении производством возрастает вследствие того, что меняются механизм хозяйствования, принципы и методы управления. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в об

ласти рынков сбыта, источников сырья, изучения спроса, ценообра

зования, что должно обеспечить повышение эффективности произ

водства.



Разгосударствление, приватизация, развитие новых организаци

онно-правовых форм хозяйствования требуют новых методов уп

равления и предполагают постоянный контроль за всеми слагаемы

ми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по элементам и статьям расходов, анализа непроизводительных рас

ходов и потерь, что повышает экономическую эффективность про

изводства, увеличивает величину чистой прибыли и возможности материального стимулирования.

Все управленческие решения, принимаемые на уровне хозяй

ствующего субъекта, являются оптимальными, обоснованными и мотивированными. С целью принятия оптимальных управленческих решений проводится оперативный, текущий и перспективный ана

лизы. Каждый из них связан с определенной функцией управления и планирования.

Принятие решений требует разработки нескольких вариантов решения хозяйственных ситуаций, их обоснования путем проведе

ния экономического анализа, выбора наилучшего варианта управ

ленческого решения.

Таким образом, в условиях рынка проблема минимизации за

трат живого и овеществленного труда является исходным момен

том в ценообразовании. Цена является одним из определяющих кон

курентных преимуществ в условиях рынка и условиях выживаемо

сти. В этих условиях повышается роль экономического анализа как важного средства управления экономикой хозяйствующего субъек

та, выявления резервов повышения эффективности производства.




Список использованной литературы


  1. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 244 с.

  2. Дейле А. Практика контроллинга. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 336 с.

  3. Друри К. Управленческий и производственный учет. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 1017 с.

  4. Петренко С.Н. Контроллинг. -К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. - 328 с.

  5. Рябков А.В. Таргет-костинг: формирование себестоимости и цены товара на основе маркетинговых расчетов // Маркетинг и маркетинговые исследования -- 2005. -- №2.

  6. Троян И. Алгоритмы Target Costing // Финансовый директор (Украина) -- 2004. -- №9






Скачать файл (38.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации