Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Государственное регулирование экономики - файл 1.doc


Лекции - Государственное регулирование экономики
скачать (461 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc461kb.04.12.2011 00:12скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики и управления

Кафедра «Управление и социология»

Савин А.И.
Государственное регулирование экономики
Курс лекций


Пенза 2007

Государственное управление. Субъекты и объекты управления.

Цели управления.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В систему органов государственной власти входят федеральные органы государственной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ в России гарантируется не входящее в систему органов государственной власти местное самоуправление.

Государственная власть и местное самоуправление обеспечиваются прежде всего с помощью механизма управления, который представляет собой совокупность средств и методов, с помощью которых сознательно изменяются условия функционирования государственного механизма и развития страны, региона, поселения и т. д.

В широком смысле слова «управление» – это воздействие на любой объект или процесс. Поэтому если население, органы государственной власти и местного самоуправления считать субъектом, то страна, регион, поселение являются территориальным объектом управления, представляющим собой целостную экономическую, социальную и материально-пространственную систему, выступающую в качестве важнейшего звена разделения труда, социальной общности людей, а также непосредственной материально-пространственной среды жизнедеятельности.

Управление всегда осуществляется в конкретной системе, под которой понимается организационное множество взаимосвязанных между собой элементов, выполняющих определённые функции по достижению единой цели.

Форма системы управления и способ организации её элементов представляют собой структуру системы управления. Организационную структуру системы управления территориальным объектом составляют органы регионального, городского, районного и ведомственного управления, порядок соподчинённости между ними по горизонтали и вертикали, распределение прав и обязанностей, характер и формы взаимодействия различных подразделений.

Все составляющие функционирования территориального объекта требуют целенаправленного воздействия на них. Однако перечисленные сферы воздействия не являются непосредственными объектами управления. Последними могут быть только люди или их определённые совокупности, составляющие те или иные коллективы.

Следовательно, управление регионом, районом, поселением как объектом – это целенаправленное, систематическое воздействие на коллективы и отдельных людей для обеспечения функционирования и развития территориального объекта.

Для понимания механизма управления важное место имеет вопрос о целях управления. Цели управления совпадают с целями развития территории. Объективно цели развития оформляются и реализуются, как правило, в течение довольно длительного времени. Однако в рамках конкретного исторического периода изменяются не только возможности, но и средства достижения целей. Более того, как свидетельствует практика, в системе управления люди не свободны в выборе целей средств их достижения, поскольку они диктуются общественно-политической обстановкой, материальными условиями жизни общества, наличными возможностями.

Непрерывность процесса управления, даёт возможность говорить об управленческом цикле, т.е. об определённой последовательности выполнения, сменяемости и повторяемости одних и тех же видов управленческих действий.

Прежде всего, это действия по разработке управленческих решений, которые являясь результатом анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретных целей, принимают, как правило, форму закона, решения, постановления, распоряжения, комплексной целевой программы, плана мероприятий, поручения, приказа и т. д.

Второе. Это осуществление полномочий собственника в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе переданного государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также управление находящимися в государственной или муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Следующее. Оказание непосредственно органами государственной власти, местного самоуправления или подведомственными им учреждениями либо иными организациями безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти и органами местного самоуправления ценам государственных или муниципальных услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты и в других областях, установленных федеральными законами.

При этом единый управленческий цикл обеспечивается стадиями управленческого труда: от принятия решения до планирования, организации и исполнения порученной работы; от координации управленческой деятельности до активизации процесса и материального обеспечения исполнения функций органов власти.

Одним из ключевых управленческих действий является контроль исполнения решений, заданий и полученных результатов труда, который должен обеспечиваться контрольными процедурами по установлению норм деятельности, сбором данных о фактическом положении дел, оценкой и сравнением ожидаемого результата с фактическим, выработкой и осуществлением корректирующего решения.

В процессе управления можно выделить следующие стадии управленческого труда:

  1. принятие решения (!)

  2. планирование управленческих действий (П)

  3. организация работы (О)

  4. контроль результатов и хода работы (К)

  5. исполнение заданий (Т)

  6. координация управленческих действий (Х)

  7. быть информированным (И)

  8. согласование (С)

  9. активизация процесса (А)

  10. в управленческих действиях не участвует (Б)

Как следует из правила гарантированности, управленческое действие будет выполнено, если органами власти, структурными подразделениями, руководителями и исполнителями будет обеспечен минимальный набор управленческих стадий, которые гарантируют исполнение управленческих решений.
! – П – О – К – Т
Невыполнение хотя бы одной из минимального набора управленческих стадий приводит не просто к снижению результата, а к невыполнению управленческого действия в целом.

Многие из перечисленных действий обеспечивают получение конкретных результатов и допускают как количественную оценку через показатели эффективности и результативности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, так и обобщённую оценку эффективности и результативности деятельности государственных органов в целом.

Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 в целях реализации положений Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утверждён перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчётным, представлять в Комиссию при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия доклады о достигнутых значениях показателей.

В соответствии с действующим законодательством Президент Российской Федерации определяет порядок утверждения перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

^ Кадровые технологии в системе государственной гражданской службы
Обеспечить единые подходы к выработке системы оценок можно лишь реализуя единую кадровую политику и используя разработанные по единым стандартам современные кадровые технологии на государственной службе.

Кадровые технологии в системе государственной гражданской службы должны отвечать следующим требованиям:

  • эффективность;

  • экономичность в использовании;

  • унифицированность и адаптированность к специфике государственной гражданской службы;

  • открытость для контроля со стороны общества.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также принятые на его основе нормативные правовые акты фактически определяют кадровые технологии, применение которых необходимо на государственной службе. Среди них:

  • конкурс на замещение вакансий;

  • формирование и использование кадрового резерва;

  • аттестация;

  • квалификационный экзамен;

  • образовательные технологии;

  • мотивация и стимулирование по результатам деятельности;

  • регламентация деятельности.

Подбор кадров на конкурсной основе, как один из основных принципов кадровой политики, позволяет обеспечить штатный состав государственной службы высокопрофессиональными кадрами. Конкурс организован по принципу «воронки» и согласно действующему законодательству проводится в два этапа – дистанционный и очный.

Кандидаты помимо сбора основных документов выполняют определенные задания. Например, готовят реферат на профессиональную тему. В ходе конкурса могут проводиться обсуждения, деловые игры по направлениям профессиональной деятельности, интервью с успешными кандидатами, задания, моделирующие аспекты будущей деятельности.

В оценке работ принимают участие руководители подразделений, на должности в которых проводится конкурс. Для успешного внедрения конкурсных технологий в нормативной базе должны быть закреплены следующие основные принципы проведения конкурса:

  1. срок приема документов от кандидата;

  2. создание, помимо конкурсной комиссии, рабочей группы по проведению конкурса;

  3. помещение объявления конкурса не только в печатных изданиях, но и в Интернете;

  4. составление ранжированного списка кандидатов, первое место в котором может являться основанием для признания участника конкурса победителем.

Конкурсанты, не занявшие первые места, могут быть рекомендованы на другие должности.

Кадровый резерв должен формироваться на конкурсной основе, то есть с применением вышеописанной технологии конкурса, так как согласно Федеральному закону от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вакантные должности могут замещаться из кадрового резерва. Работа над созданием системы кадрового резерва должна быть тесно связана с составлением реестров должностей гражданских служащих субъектов Российской Федерации и сводного реестра должностей.

Аттестация - это мероприятие, по результатам которого принимается решение о соответствии государственного служащего занимаемой должности с учетом результатов его профессиональной деятельности.

Важное место при аттестации отводится ежегодным отчетам о результатах деятельности государственного служащего и результатам и результатам оперативной оценки его работы. Руководитель должен иметь возможность направить сотрудника на внеочередную аттестацию, если к нему имеются серьезные претензии по службе.

Результатом квалификационного экзамена является присвоение государственному гражданскому служащему классного чина. Чин государственного служащего любого вида государственной службы должен свидетельствовать о наличии соответствующего уровня знаний и квалификации. При этом требуется безотлагательно разработать механизм соотнесения классных чинов разных уровней государственной службы между собой, технологию проведения квалификационных экзаменов, распространить ее на систему гражданской службы и другие виды государственной службы.

Обучение государственных служащих проводится, как правило, в учебных заведениях, работающих в сфере дополнительного образования чиновников. Исходя из современных требований обучающие программы для государственных служащих, должны отбираться на конкурсной основе, что способствует повышению качества обучения. В то же время для соблюдения необходимого уровня предоставления образовательных услуг следует разработать, апробировать и закрепить нормативными правовыми актами стандарты учебных программ, внедрить систему контроля их качества.

Сложившаяся культура профессиональной деятельности государственных служащих обладает большой инерцией, поэтому традиционный для государственной службы способ решения стоящих перед государственными органами проблем - это создание новых подразделений государственного органа под новую задачу - в большинстве случаев приводит лишь к росту затрат на содержание государственного органа без необходимого повышения эффективности труда.

Повышение эффективности деятельности чиновников подразумевает разработку конкретных требований к персоналу, соотнесение функций государственного органа с возможностями действующего персонала, планирование потребностей государственного органа в персонале определенной квалификации.

Методика функционально - кадрового аудита для проектирования потребностей государственного органа в персонале должна обеспечить формирование требований к кадровому составу государственного органа для реализации возложенных на него функций, и проведение анализа действующего кадрового состава государственных органов.

Эта методика функционально - кадрового аудита включает в себя два взаимосвязанных элемента:

  • технологию оценки трудовых затрат на основе функций органа исполнительной власти;

  • технологию оценки существующего кадрового состава - ресурса для выполнения государственных функций.

Планирование кадрового ресурса, необходимого для выполнения функций государственного органа, подразумевает определение следующих его организационно - кадровых характеристик:

  • численность кадрового состава и оптимальная организационная структура государственного органа;

  • уровень и качество образования, дополнительной подготовки государственного служащего, его профессионального опыта;

  • уровень владения чиновника специальными навыками и управленческими технологиями, необходимыми на государственной службе.

Результаты функционально кадрового аудита используется для оптимизации кадрового состава государственного органа.

^ Сущность государственного регулирования экономики региона
Государственное регулирование экономики региона в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными и муниципальными учреждениями в целях приспособления к изменяющимся условиям и обеспечения социально-экономического развития на региональном уровне.

Конкретные направления, масштабы и формы регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в том или ином регионе.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики необходимо знать его субъекты, объекты и инструменты.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по имущественному признаку, доходам, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Носители экономических интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации и другие объединения.

Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Наиболее могущественные из них - профсоюзы и союзы предпринимателей. Они осуществляют собственные концепции экономической политики, стремясь оказывать максимальное воздействие на процесс государственного регулирования экономики. С выразителями и носителями экономических интересов тесно связаны политические партии.

Исполнителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, поселения, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни региона.

Основными объектами регулирования являются:

  • отраслевая и территориальная структура хозяйства;

  • условия накопления капитала;

  • занятость;

  • цены;

  • состояние научных исследований и опытно-конструкторских работ;

  • условия конкуренции;

  • внешнеэкономические связи;

  • социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

  • окружающая среда;

  • подготовка и переподготовка кадров.

Государственное регулирование опирается на использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов и осуществляется с помощью функций управления. В процессе регулирования активно используются прогнозирование, планирование, контроль.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные, денежно-кредитные и бюджетные. Самостоятельным комплексным инструментом регулирования и одновременно его объектом является государственный сектор экономики и муниципальные предприятия.

Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

К экономическим средствам регулирования на региональном уровне можно отнести операции на рынке ценных бумаг, прямое хозяйственное воздействие средствами бюджетной политики, регулирующую роль налоговых ставок и налоговых льгот, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

Важную роль в государственном регулировании играют государственные и муниципальные предприятия. Их деятельность в инфраструктуре, транспорте, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды зачастую датируется за счет бюджета, что способствует стабилизации или даже снижению цен на услуги, а, следовательно, и уменьшению издержек частного сектора.

Инвестируя в государственный сектор и муниципальные предприятия органы управления стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы, обеспечить структурные изменения, позволяющие создать новые и реконструировать старые объекты в тех сферах деятельности, отраслях и поселениях, куда частный капитал вовлекается недостаточно.

Целям государственного регулирования служит целый набор инструментов воздействия на внешнеэкономические связи региона. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг и капиталов, кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов, меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику региона, привлечение иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях.

Несмотря на существование в условиях рынка предела эффективности государственного регулирования экономики, оно продолжает развиваться и воздействовать на решение социально-экономических проблем.

Для того, чтобы успешно овладеть инструментами государственного регулирования необходимо знать:

  • правовые аспекты взаимодействия органов управления и субъектов хозяйственной деятельности;

  • порядок регистрации коммерческих организаций, в том числе предприятий с иностранными инвестициями;

  • формы и методы приватизации государственного и муниципального имущества, функции органов государственного и муниципального управления, на которые возложено проведение приватизации;

  • понятия несостоятельности (банкротства) предприятия, полномочия арбитражного управляющего, полномочия органов и организаций по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;

  • налоговую систему Российской Федерации, объекты налогообложения, компетенцию органов власти всех уровней в регулировании налоговых поступлений;

  • бюджетную систему и бюджетное устройство, механизмы формирования доходной о расходной частей регионального и местных бюджетов;

  • вопросы земельных отношений;

  • вопросы государственного регулирования ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, систему таможенных органов;

  • инструменты государственного регулирования малого и среднего предпринимательства;

  • понятия антимонопольной политики, функции и полномочия территориальных органов федеральной антимонопольной службы;

  • правовые аспекты лицензирования предпринимательской деятельности;

  • вопросы стандартизации и сертификации продукции и услуг;

  • организацию работы службы занятости.



Приватизация государственного и муниципального имущества
Законом Пензенской области № 375-ЗПО (с последующими изменениями) «Об управлении собственностью Пензенской области (новая редакция)» определяются полномочия органов государственной власти региона по управлению и распоряжению собственностью Пензенской области и её эффективного использования.

Собственностью Пензенской области является государственное имущество, принадлежащее ей на праве собственности на основании законодательства Российской Федерации о разграничении государственной собственности, Устава Пензенской области и приобретённое по иным основаниям в соответствии с действующим законодательством.

Законодательное Собрание Пензенской области устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью Пензенской области, в том числе долями (паями, акциями) Пензенской области в капитале хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.

Правительство Пензенской области управляет и распоряжается собственностью Пензенской области. Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим управление и распоряжение объектами собственности Пензенской области, регулирование рынка недвижимости, в том числе земельных отношений, а также координацию деятельности других органов в этой сфере является Министерство государственного имущества Пензенской области.

Право собственника в отношении собственности Пензенской области реализуется в следующих формах:

  1. Закрепления имущества за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за государственными учреждениями на праве оперативного управления;

  2. Купли-продажи;

  3. Аренды;

  4. Передачи в безвозмездное пользование;

  5. Мены;

  6. Передачи в залог;

  7. Передачи в доверительное управление;

  8. Распоряжения закреплённым за юридическим лицом имуществом после процедуры ликвидации или реорганизации;

  9. Участия в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в процедуре несостоятельности (банкротства);

  10. Приобретения за счёт средств бюджета Пензенской области и других финансовых источников имущества (в том числе акций, долей, паёв) в собственность Пензенской области;

  11. Внесения вкладов в уставные капиталы акционерных обществ в процессе приватизации в соответствии с действующим законодательством;

  12. Осуществления контрольных функций по обеспечению законности и эффективности использования собственности Пензенской области;

  13. Передачи объектов собственности Пензенской области в федеральную и муниципальную собственность и приём объектов в собственность Пензенской области;

  14. Приватизации объектов государственной собственности в соответствии с прогнозным планом приватизации на очередной год.

Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц исключительно на возмездной основе.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется следующими способами:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия, размер уставного капитала которого превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путём преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий и находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчётную дату превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством Российской Федерации, может осуществляться путём преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, на аукционе, на специализированном аукционе, посредством продажи за пределами территории России находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации государственного имущества в уставной капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация иного имущества может осуществляться путём преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, на аукционе, на специализированном аукционе, на конкурсе, посредством внесения акций в качестве вклада в уставной капитал открытого акционерного общества.

Аукцион является открытым по составу участников. Если заявку на участие в аукционе подаёт только один участник, такой аукцион признаётся несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене имущества на аукционе, закрытом по форе подачи предложения по цене, победителем признаётся тот участник, чья заявка было подана раньше других.

^ Специализированным аукционом признаётся способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию.

Специализированный аукцион организуется открытым по составу участников. Заявка на участие в таком аукционе является предложением претендента заключить договор купли-продажи по итогам аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона.

При расчёте единой цены за одну акцию учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в аукционе. Если на участие в специализированном аукционе поступила только одна заявка, он признаётся несостоявшимся.

На конкурсе могут продаваться предприятия как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определённые условия.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год.

По составу участников конкурс является открытым. Если в конкурсе принял участие только один участник, то такой конкурс признаётся несостоявшимся.

^ Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговл осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций этим способом могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Условия договора с брокерами о продаже акций открытых акционерных обществ через организатора торговли должны предусматривать продажу указанных акций по цене не ниже начальной цены.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

При продаже имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении помимо общих, предусмотренных Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» сведений, указывается величина снижения первоначальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечение которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).

Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества соответственно по цене первоначального предложения, следующих цен предложения вплоть до цены отсечения.

Если продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения не состоялась, то может быть организована продажа этого имущества без объявления цены. При продаже имущества без объявления цены нормативная цена не устанавливается. Покупателем признаётся лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене покупателем признаётся лицо, подавшее заявку раньше других.

По решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящегося в собственности Российской Федерации, её субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, её субъектом, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации.

Внесение имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при их учреждении и в порядке размещения дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО. Дополнительные акции, в оплату которых вносится государственное, муниципальное имущество или исключительные права, являются обыкновенными.

Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления.




О несостоятельности предприятий и физических лиц
В соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства.

Признаками банкротства для гражданина считаются его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение 3-х месяцев с момента, когда они должны быть исполнены и если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Признаками банкротства для юридического лица признаются его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение 3-х месяцев с момента, когда они должны быть исполнены.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Дело может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу по совокупности составляет не менее 100 тыс. рублей, а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. рублей.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

Конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Уполномоченные органы - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования Российской Федерации об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;

  • финансовое оздоровление;

  • внешнее управление;

  • конкурсное производство;

  • мировое соглашение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - гражданина применяются следующие процедуры банкротства:

  • конкурсное производство;

  • мировое соглашение.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путём достижения соглашения между должником и кредитором.

Судебное заседание арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится судьей арбитражного суда. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

  • о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

  • об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления без рассмотрения;

  • об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о введении наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично. Подготовка дела к судебному разбирательству проводится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном Арбитражным - процессуальным кодексом Российской Федерации. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий 7 месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

  • решение об отказе признания должника банкротом;

  • определение о введении финансового оздоровления;

  • определение о введении внешнего управления;

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

  • определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

  • определение об утверждении мирового соглашения.

Осуществление процедур банкротства производится при участии арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний или конкурсный управляющий) -это гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Временный управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения.

Административный управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.

Внешний управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления.

Конкурсный управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурного производства.

При введении арбитражным судом наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом. Запрещается удовлетворение требований учредителей должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли, запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника или иных органов управления должника, однако органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки, связанные с приобретением и отчуждением имущества, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

  • о реорганизации и ликвидации должника;

  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

  • о создании филиалов и представительств;

  • о выплате дивидендов и распределении прибыли должника между его учредителями;

  • о размещение должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций,

  • о выходе из состава учредителей должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Временный управляющий обязан:

  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

  • проводить анализ финансового состояния должника;

  • выявлять кредиторов должника;

  • вести реестр требований должника;

  • уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

  • созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий определяет дату собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.

К компетенции первого собрания кредиторов относится:

  • принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

  • принятие решения о введение внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

  • образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;

  • определение требований к кандидатурам административного, внешнего, конкурсного управляющего;

  • определение саморегулируемой организации, которая должна представлять в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;

  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулиемой организацией.

Решение собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утверждённые план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего.

По завершении наблюдения арбитражный суд на основании решения кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом, либо утверждает мировое соглашение и прекращает дело о банкротстве.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления, арбитражный суд утверждает административного управляющего.

Со времени введения финансового оздоровления:

  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

  • наступают иные, определённые законодательством последствия.

Административный управляющий действует со времени его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

Административный управляющий имеет право:

  • требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

  • принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;

  • согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных законом и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и решениях;

  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;

  • предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением действующего законодательства.

Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления.

Внешнее управление вводится арбитражным судом, как правило, на основании решения собрания кредиторов. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен в соответствии с законодательством не более чем на 6 месяцев.

Со времени введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника другую работу. Полномочия руководителя должника и иных органов управления переходят к внешнему управляющему. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3-х дней со времени утверждения внешнего управляющего, обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печати и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему.

Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом, могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Внешний управляющий имеет право в соответствии с планом внешнего управления распоряжаться имуществом должника, заключать от его имени мировое соглашение, осуществлять иные, предусмотренные законодательством действия.

Внешний управляющий обязан:

  • принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

  • разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

  • вести бухгалтерский, финансовый, статистический учёт и отчётность;

  • принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

  • вести реестр требований кредиторов и осуществлять иные, предусмотренные законодательством полномочия.

В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания или назначения нового руководителя должника.

В случае прекращения производства по делу о банкротстве или принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства полномочия внешнего управляющего прекращаются. Если арбитражный суд утвердил конкурсным управляющим другое лицо, внешний управляющий обязан передать ему дела не позднее чем через три рабочих дня.

Конкурсное производство вводится сроком на 1 год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на 6 месяцев.

Со времени принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства наступает срок исполнения денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника. Прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, который обязан:

  • принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;

  • привлечь независимого оценщика для оценки имущества;

  • уведомить работников должника о предстоящем увольнении;

  • принять меры по обеспечению сохранности имущества должника;

  • анализировать финансовое состояние должника;

  • вести реестр требований кредиторов;

  • принимать меры, направление на поиск, выявление и возврат имущества должника;

  • исполнять иные, установленные законодательством обязанности.

В ходе конкурсного производства осуществляется инвентаризация и оценка имущества должника. Оценка имущества, как правило, проводится независимом оценщиком.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Вне очереди за счёт конкурсной массы погашаются:

  • судебные расходы должника;

  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и реестродержателю;

  • текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

  • требования кредиторов, возникшие в период после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

  • задолженности по оплате труда работников должника, начисленной за период конкурсного производства.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и иные уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.


  1   2   3



Скачать файл (461 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации