Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции. Особенная часть - файл 1.rtf


Лекции. Особенная часть
скачать (341.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf342kb.04.12.2011 01:20скачать

содержание

1.rtf

  1   2
Глава XVI

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙГ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
§ 1. Понятие и общая характеристика системы договорных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий)

Договорные отношения занимают важное место в деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), они опосредуют такие сферы их деятельности, как приобретение оборудо­вания, техники, строительных материалов и иных материально-техни­ческих средств, сбыт сельскохозяйственной продукции, межхозяйственное сотрудничество, землепользование и аренда земель, инвестиционный процесс, участие сельскохозяйственных предприятий в фондовом рынке, страхование, перевозки и иные направления хозяйственной деятельности.

В условиях проводимой в стране экономической реформы, роль до­говорных отношений и законодательства о договорах постоянно воз­растает. Это связано, с одной стороны, с переходом от администра­тивного регулирования в аграрной сфере к рыночным отношениям, а с другой — разнообразием видов хозяйственной деятельности, которыми занимаются сельскохозяйственные коммерческие организации (пред­приятия) в современных условиях..

Все большее значение при определении условий каждого конкретного договора имеет соглашение сторон, что проявляется в исключительно добровольном заключении договоров, расширении сферы применения договорных цен, большей индивидуализации условий договоров и т. д.

Расширяются сферы применения договоров. Это относится прежде всего к договорному регулированию отношений государственных и муници­пальных предприятий с органами государственного управления, уполномо­ченными осуществлять управление такими предприятиями.

Появляются новые объекты договорных отношений, примерами мо­гут быть включение в хозяйственный оборот информации и различных объектов интеллектуальной и промышленной собственности, ценных бумаг, недвижимости (прежде всего — земельных участков).

Обновленное общегражданское и специальное законодательство, регулирующее договорные связи предприятий, и, в частности, предприя­тий аграрных, во все большей мере ориентировано на развитие диспозитивных начал и это также проявляется в усилении роли договора в ре­гулировании хозяйственных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), в частности, снижается практическая роль различных типовых форм и примерных договоров как нормативных ак­тов и постепенно, на основе обобщения нового практического опыта, складываются современные, соответствующие условиям рыночной эко­номики, общепринятые формы договоров.

Выявление основных тенденций развития правового регулирования договорных связей в аграрном секторе дает возможность сравнить эти тенденции с особенностями, характерными для систем договорных от­ношений в других отраслях хозяйства.

При сравнении системы договорных связей в аграрном секторе с аналогичными системами в других отраслях хозяйства можно отметить, что и в них в большей или меньшей степени проявляются те же тенденции. Это повышение роли договоров и, более того, выход их на центральное место среди форм правового регулирования экономического оборота, использование контрактов в новых сферах хозяйствования, перенесение основной нагрузки (хотя подчас и не без некоторых отступлений и колеба­ний) с административных на договорные методы правового регулирования.

Это свидетельствует о том, что в договорном праве, в целом, дей­ствуют единые тенденции, отражающие общую динамику всего народ­ного хозяйства. Экономика страны является единым комплексом, все сферы которого, при своеобразии каждой из них, имеют, в целом, общие тенденции и закономерности развития.

Объективная общность хозяйственных связей в экономике состав­ляет основу принципиальной общности систем договорных связей в каждой из отраслей.

Поэтому важно правильно понять и оценить содержание норм дого­ворного права и практику их применения в каждой отрасли экономики, не ограничиваясь узкоотраслевой спецификой сельского хозяйства иди иной отрасли экономики, а рассматривать их лишь как части единой, хотя и чрезвычайно сложной системы договорных связей в едином эко­номическом комплексе страны.

Система договорных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций может быть представлена как единство трех групп договоров:

это, во-первых, общегражданские договоры, которые широко использу­ются во всех отраслях хозяйства (купля-продажа, поставка, аренда имущества, подряд на капитальное строительство и т. п.), во-вторых, договоры, специфические для сельскохозяйственного сектора экономики (залог продукции, производственно-техническое обслуживание сельскохо­зяйственных предприятий, аренда сельскохозяйственных земель и т. д.). Третью важную группу договорных связей в аграрном секторе образуют договоры, регулирующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных предприятиях. В условиях перехода агропромышленного комплекса, в том числе системы заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции на рыночные начала, все более заметную роль играют новые, не приме­нявшиеся прежде виды договоров, и, в первую очередь, фьючерсные сделки, заключаемые на продовольственных биржах. Эти договоры тес­но связаны с деятельностью сельскохозяйственных коммерческих орга­низаций (предприятий), хотя далеко не всегда последние являются их участниками.

§ 2. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий)
Правовые нормы, регулирующие договорные связи сельскохозяй­ственных коммерческих организаций (предприятий) могут быть разде­лены на несколько групп.

Во-первых, это нормы общегражданского законодательства о юри­дических лицах, сделках, договорах, ответственности. Значение этих норм состоит не только в том, что на их основе формируются специаль­ные нормы, относящиеся к отдельным видам договоров, но и в том, что они являются практически единым правовым регулятором при заключе­нии договоров, не ставших предметом специального законодательства.

Во-вторых, это специальные нормы, содержащиеся и в общеграж­данском законодательстве, и в специальных законодательных и подза­конных нормативных актах, и посвященные отдельным договорным ин­ститутам: залогу, купле-продаже, аренде и т. д.

Речь идет, в первую очередь, о договорах купли-продажи сельскохо­зяйственной продукции и купле-продаже различных материально-тех­нических ресурсов, например, оборудования и техники, кормов для сельскохозяйственных предприятий. При заключении договоров купли-продажи в этих случаях используются общие нормы Основ гражданского законодательства и ГК РФ о купле-продаже, поскольку никаких специ­альных нормативных актов (Положений, Типовых или Примерных дого­воров), посвященных купле-продаже этих видов имущества, не издано.

В числе норм и первой и второй групп входят и императивные и диспозитивные, хотя, как правило, специальные подзаконные акты содержат, в основном, императивные нормы, а общегражданское законодательство и специальные законодательные акты включают в себя больше диспозитивных норм.

Важные особенности аграрного законодательства проявляются в существовании третьей группы норм — рекомендательных. Они прежде всего характерны для кооперативного сектора, сохраняющего важное место в аграрной экономике: здесь основным нормативным документом является Федеральный Закон “О сельскохозяйственной кооперации”.

Традиционно также используются рекомендательные акты для регули­рования внутрихозяйственных и трудовых отношений в сельскохозяй­ственных предприятиях. К числу наиболее важных рекомендательных актов следует отнести Рекомендации по организации арендных отноше­ний в сельскохозяйственном производстве и Рекомендации по приме­нению семейного и личного подряда в сельском хозяйстве.

В правоприменительной практике центральное место занимают спе­циальные нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых сельскохозяйственными коммерческими орга­низациями (предприятиями) в своей деятельности.

Среди этих актов следует назвать Основы гражданского законода­тельства, Основы законодательства об аренде, Гражданский и Земельный кодексы РФ, Положения о поставках продукции и товаров, Положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и дру­гих предприятий и организаций ремонтно-техническими предприятиями (утверждено Приказом Госагропрома СССР от 6 июля 1987 г. № 523)1, Положение о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции (утверждено Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г. № 435)2. По всем упомянутым договорам раз­работаны соответствующие Типовые и Примерные формы договоров, которые фактически близки по значению к источникам права. Материаль­но-правовые нормы, созданные в порядке специального правового ре­гулирования, содержатся, в частности, в Федеральном Законе от 26 октября 1994 года “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”з. Большое развитие специальное законодательное регулирование получило также в области материально-технического обеспечения АПК4.

По некоторым договорам типовые и примерные формы выступают в роли основного акта специального значения. Так, закупки продукции в личных подсобных хозяйствах граждан осуществляются на основе Типового договора на закупку излишков сельскохозяйственной продукции в лич­ных подсобных хозяйствах граждан, членов коллективных садоводств и огородничеств.


§ 4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственного, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий)
Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных ком­мерческих организаций (предприятий) в широком смысле включает не только собственно материально-техническое снабжение этих хозяйств, осуществляемое с использованием таких традиционных форм, как поставки продукций производственно-технического назначения и купля-продажа средств производства и иных ресурсов производства, но и строительство, осуществляемое на подрядной основе, производственно-техническое обслуживание, опосредуемое договорами подрядного типа, а также соз­дание и передачу научно-технической продукции и, наконец, информацион­ное обслуживание, также осуществляемое в рамках специальных дого­воров, учитывающих специфику этой деятельности.

До 1988 года материально-техническое снабжение сельскохозяйствен­ных коммерческих организаций (предприятий) велось на основе договоров заказа, заключавшихся этими предприятиями с организациями Сельхоз­техники, которые, в свою очередь, по договорам поставки получали технику, оборудование, строительные материалы и иные материально-технические ресурсы для сельского хозяйства у предприятий-изготовителей по пла­новым договорам поставки продукции, которая распределялась в строго централизованном порядке.

В ходе экономических реформ конца 1980-х годов эта система была отвергнута и материально-техническое снабжение сельскохозяйствен­ных коммерческих организаций (предприятий) оформляется договорами поставки продукции производственно-технического назначения, урегу­лированными, в основном, Положением о поставках такой продукции!. Кроме того, ряд особенностей материально-технического снабжения в агропромышленном комплексе отражен в нормативных актах на уровне правительственных постановлений.

По этим договорам покупателем является сельскохозяйственная коммерческая организация (предприятие) — аграрное товарищество или общество, кооператив, иные производители сельскохозяйственной продукции, причем законодательство прямо предусматривает, что кре­стьянские хозяйства и арендаторы приобретают сельскохозяйственную технику на тех же основаниях и в том же порядке, что и аграрные това­рищества, общества, кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Поставщиками по данным договорам выступают, как правило, спе­циализированные предприятия и организации. Многие из них прежде входили в систему агроснаба.

Кроме того, обновление системы хозяйственных связей включает переход к снабжению сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) через прямые связи с производителями сельскохозяй­ственной техники или ее импортерами.

Помимо договоров поставки, сельскохозяйственная техника может быть приобретена и в порядке оптовой торговли.

Оптовая торговля, как и поставка — это в экономическом смысле купля-продажа. Однако по общему правилу оптовая торговля, как раз­новидность Д9говора отличается от традиционной поставки тем, что, как во всяком договоре купли-продажи, предмет этого обязательства дол­жен существовать в натуре в момент заключения договора.

В договорах поставки сельскохозяйственной техники, в том числе в порядке оптовой торговли, должны быть указаны качественные и количественные характеристики предмета договора, сроки его исполне­ния, взаимные обязанности и права сторон, связанные с порядком до­ставки, сборки и испытания особенно сложных и новых видов техники и оборудования, определения цены, применяемые в данном случае

Кроме того, стороны в договоре вправе предусмотреть более высо­кий размер штрафных санкций по сравнению с нормами Положения о поставках или ввести санкции за нарушение тех условий, которые не упомянуты в качестве оснований для неустоек или штрафов в законода­тельстве. Что же касается возмещения убытков, то оно в силу прямого указания закона возможно в любых случаях нарушения условий договора. Практической сложностью применения такого серьезного инструмента обеспечения интересов контрагентов, как возмещение убытков, являет­ся сложность подсчета их размера, так как достаточно разработанных и простых в применении методик этого подсчета пока нет.

Помимо договоров поставки, приобретение хозяйствами техники, оборудования, строительных материалов и иных необходимых им средств может быть оформлено договорами купли-продажи.

Как правило, такие договоры используются, если это имущество приобретается у других предприятий сельского хозяйства или промыш­ленности, иных отраслей хозяйства, а также у граждан, кооперативов, совместных предприятий и иных участников хозяйственного оборота.

Заключая договоры купли-продажи техники и оборудования, стороны руководствуются нормами Основ гражданского законодательства и ГК РФ. При этом важно учесть, что ст. 75 Основ установила специальное правило определения цены в договорах купли-продажи, если уровень цены не может быть определен ни из текста договора, ни из действующего законодательства. В этих случаях товар считается проданным по цене, которая в момент заключения договора обычно взималась за аналогич­ное имущество, продававшееся при сравнимых обстоятельствах.

Кроме того, используя договор купли-продажи, стороны должны учи­тывать диспозитивное правило той же ст. 75 Основ: в ч, 2 этой статьи предусмотрено, что если из условий самого договора, законодательства или обычаев делового оборота не вытекает иное, то покупатель должен оплатить продукцию или товар немедленно после передачи ему продан­ного имущества или товарораспорядительных документов на это имуще­ство. Учитывая действие подобного правила, стороны обычно включают в договоры купли-продажи, равно как и в договоры поставки, условия о предварительной оплате продукции.

Для производственно-технического обслуживания сельскохозяй­ственных коммерческих организаций (предприятий) характерно много­образие договорных форм, опосредующих возникающие здесь отношения, что, в основном, согласуется с разнообразием этих отношений. В соот­ветствии с действующим законодательством и хозяйственной практикой можно выделить следующие разновидности договоров на производст­венно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий): а) договор на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) ремонтно-техническими предприятиями; б) договор на агрохимическое обслуживание; в) договор на ремонт и техническое об­служивание внутрихозяйственных структур; д) договор на высокоэффек­тивное использование мелиоративных земель в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях).

По действующему законодательству производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ре­монтно-техническими предприятиями опосредуется одним договором — договором на производственно-техническое обслуживание их, несмотря на то, что в рамках этого договора объединены четыре группы отношений:

  1. по собственно производственно-техническому обслуживанию;

2) по осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

  1. по перевозкам;

4) по подготовке кадров.

Из названных отношений определенная самостоятельность и из­вестное единство характерны лишь для первой группы, несмотря на многочисленность и разнообразие составляющих ее действий — ре­монт, механизированные работы, техническое обслуживание машин и оборудования. Эти действия, несмотря на их разнохарактерность могут быть квалифицированы в определенной мере, как однородные. Вторая, третья и четвертая группы существенно отличаются друг от друга и от первой группы отношений. Поэтому лишь отношения по собственно производственно-техническому обслуживанию (первая группа) — ре­монт тракторов, комбайнов, автомобилей, других машин и механизмов, техническое обслуживание машинно-тракторного парка, оборудования животноводческих ферм и нефтехозяйств, специализированные меха­низированные работы регулируются Положением о порядке заключения и использования договоров по производственно-техническому обслужи­ванию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций Госагропрома СССР районными ремонтно-техническими предприятиями и Ти­повым договором на выполнение указанных работ.

Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприя­тиями по агрохимическому обслуживанию с сельскохозяйственными коммерческими организациями (предприятиями). Возникающие здесь отношения регулируются на основе Положения о порядке заключения и исполнения договоров на агрохимическое обслуживание колхозов, сов­хозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций рай­онными (межрайонными) производственными объединениями по агро­химическому обслуживанию сельского хозяйства предприятиями и организациями системы объединения Союзсельхозхимия и Типовым Договорам.

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, является договор на агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключении договора и его исполнении должна соблюдать хозрасчет­ные интересы другой стороны, принимать меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который может возникнуть в связи с неисполнением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об этих мерах, а также оказывать ей содействие в исполнении обязательств.

На основе договора предприятие по агрохимическому обслуживанию выполняет такие работы, как: известкование и гипсование почв, мелио­ративная вспашка солонцов, приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральных удобрений, борьба с вредителями и болез­нями сельскохозяйственных культур, обработка семян и кормов химиче­скими препаратами, обслуживание сельскохозяйственной авиации, ком­плексное агрохимическое окультуривание мелкопродуктивных и паровых' полей, разработка и предоставление проектно-сметной документации, культуртехнические, землеройные и другие агрохимические работы.

Договор на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйствен­ных мелиоративных сетей заключается согласно Типовому договору! предприятиями и организациями системы мелиорации и водного хо­зяйства с сельскохозяйственными предприятиями. Предметом договора являются содержание в исправном состоянии внутрихозяйственной сети и сооружений на ней, обеспечение оптимального режима почв и выпол­нения на этой основе программы по производству продукции растение­водства на определенной договором площади орошаемых (осушенных) земель.

К обязанностям водохозяйственной ремонтно-эксплуатационной организации относится: выполнение всего комплекса работ, предусмот­ренных договором, в сроки, установленные в проектно-сметной доку­ментации и графике; извещение-заказ о предъявлении к сдаче выпол­ненных работ не позднее чем в однодневный срок со дня их окончания;

принятие срочных мер по ликвидации возникших аварий на открытой и закрытой мелиоративной сети и сооружениях, на стационарных насос­ных станциях и скважинах вертикального дренажа; составление необ­ходимой проектно-сметной документации по заявкам заказчика.

По договору на полив сельскохозяйственных культура исполнитель — соответствующее водохозяйственное предприятие — обязуется под­держивать на обслуживаемых землях сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) оптимальную для сельскохозяйственных культур влажность почвы на определенной договором площади орошае­мых земель и выполнять работы в соответствии с утвержденным на основе плана водопользования планом-графиком поливов; заказчик (соответствующая сельскохозяйственная коммерческая организация (пред­приятие) и исполнитель на указанной основе обязуются совместными

усилиями обеспечить выполнение программы производства продукции растениеводства, прилагаемой к договору в качестве его неотъемлемой части.

Основными обязанностями исполнителя являются: выполнение работ по плану полива сельскохозяйственных культур, обеспечение техничес­кой эксплуатации внутрихозяйственной оросительной сети, извещение заказчика не позднее чем за два дня до начала работ о необходимости подготовки участков для полива и др.

Договор на высокоэффективное использование мелиоративных земель имеет ряд особенностей по сравнению с другими договорами на произ­водственно-техническое обслуживание сельского хозяйства. Во-первых, он заключается после рассмотренных выше договоров. Во-вторых, для данного договора характерна многосубъектностъ на стороне исполнителя. Так, если в иных договорах на производственно-техническое обслужи­вание на стороне исполнителя выступает один субъект — соответст­вующее обслуживающее предприятие (ремонтно-техническое, агрохи­мическое, мелиоративное и т. п.) — то в данном договоре несколько. В-третьих, весьма своеобразна здесь и ответственность сторон. Так, ответственность обслуживающих предприятий за просрочку, низкое ка­чество и неполное выполнение соответствующих работ, установлена в этом договоре не в виде неустойки, как это имеет место в других дого­ворах, а в виде возмещения хозяйству стоимости недополученной про­дукции, исчисленной по государственным закупочным ценам. Однако данный договор не получил широкого применения. Сложна и ответ­ственность сторон по этому договору.

Как видно, правовое регулирование отношений по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственных коммерческих орга­низаций (предприятий) осуществляется в настоящее время на основе ведомственных актов, принятых к тому же давно упраздненными госу­дарственными органами. В этой связи возникла настоятельная потреб­ность в существенном обновлении действующих в данной сфере норма­тивных актов. При этом следует провести необходимую унификацию этих актов на основе единого положения о производственно-техничес­ком обслуживании сельского хозяйства и типовых договоров, посвя­щенных отдельным его видам.

Капитальное строительство для сельскохозяйственных коммерче­ских организаций (предприятий) может осуществляться хозяйственным способом, то есть силами самой сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), без заключения договора подряда на капи­тальное строительство, или на основе заключения такого договора, то есть с привлечением в качестве исполнителя специализированной строи­тельной или строительно-монтажной организации, заключая с ней дого­вор подряда на капитальное строительство.

Подрядчиками по таким договорам могут быть различные по своей организационно-правовой природе строительные организации. При этом

стороны могут предусмотреть в договоре, что они будут руководство­ваться нормами Правил о договорах подряда на капитальное строи­тельство. Эти нормы не носят императивного характера, поскольку за­конодательство об инвестиционной деятельности установило, основным документом, применяемым при строительстве любых объектов, являет­ся договор подряда на капитальное строительство, содержание которо­го определяется полностью соглашением сторон.

Вместе с тем следует учесть, что отсутствие примерных и типовых форм нередко создает практические трудности при согласовании текста договора и в связи с этим и заказчики (застройщики) и подрядчики бывают заинтересованы в использовании полностью или в части таких документов, как правила и типовые договоры подряда на капитальное строительство.

Если стороны решили воспользоваться полностью или в части этими нормативными документами, то они должны сделать соответствующее указание в тексте заключаемого договора.

При заключении договора подряда на капитальное строительство необходимо представить подрядчику проектно-сметную документацию

Проектно-сметная документация включает как собственно проектные материалы, так и смету на весь комплекс строительных, а при необходи­мости и строительно-монтажных работ. Помимо проектно-сметной до­кументации на преддоговорной стадии заказчик должен обеспечить по­лучение всех документов об отводе земель для данного строительства, разрешения на подключение к сетям энергоснабжения, водопровода и т. п. Кроме того, следует иметь в виду, что строительство в сельской мест­ности должно осуществляться с соблюдением норм и правил застройки.

Обычно такое строительство ведется по типовым проектам, однако сельскохозяйственные коммерческие организации (предприятия) вправе заказывать проектно-сметную документацию и вести строительство и по индивидуальным проектам (это относится и к производственным объек­там, и к жилищному и культурно-бытовому строительству).

При заключении договоров подряда на капитальное строительство стороны включают в договор точные данные о предмете соглашения — возводимых сооружениях, технологиях строительных и монтажных работ, указывают стоимость (на основе составленной сметы), сроки исполне­ния, взаимные права и обязанности и ответственность за нарушение важнейших условий договора.

Важно отметить, что в ходе экономической реформы широкое рас­пространение получает так называемое контрактное строительство, то есть такое строительство, которое оформляется в основном соглашени­ем сторон, руководствующихся преимущественно своими экономиче­скими интересами. Действие административно установленных правил и норм императивного характера здесь существенно меньше, чем в тра­диционном и практически единственном до конца 1980-х годов подряд­ном методе, когда взаимоотношения сторон регулировались договором лишь в минимальной степени, а основное значение имели многочис­ленные централизованно установленные правила по всем условиям договора.

Однако и в традиционную подрядную форму были внесены в то же время существенные изменения. Они коснулись прежде всего правил установления цены. Цены, называемые в строительстве договорными, предусматриваются в соглашении сторон на основе сметных расчетов, однако эти цены не могут изменяться, если выполнение работ затянется по вине подрядчика или, наоборот, эти работы выполнены раньше до­говорных сроков. Договорная цена остается неизменной.

Весьма важной частью любого договора подряда на капитальное строительство является раздел о распределении между подрядчиком и заказчиком обязанностей по материально-техническому обеспечению строительства. По общему правилу заказчик должен обеспечивать строительство всем специальным оборудованием и специальными ма­териалами, подрядная же организация должна обеспечить стройку об­щестроительными материалами и общестроительной техникой. Однако дефицит всех строительных материалов приводит к тому, что стороны часто изменяют это общее правило и в традиционных договорах подряда на капитальное строительство, а при конкретной системе строительства практически все обязанности сторон распределяются на основе их соглашений.

Особенностью норм об ответственности за нарушение условий дого­вора подряда на капитальное строительство является то, что в норма­тивных актах, регулирующих эти отношения, не упоминаются штрафные санкции за нарушение условий о качестве строительных работ. Строи­тельная организация должна в сроки, установленные при приемке объек­та, устранить недоделки, если они по своему характеру не препятствуют приемке объекта. Ответственность в виде штрафных санкций наступает уже только за нарушение сроков устранения недоделок, сам же факт предъявления к приемке работ с недоделками не дает оснований для взыскания штрафных санкций.

Нормативные акты о договорах подряда на капитальное строительство предусматривают штрафную ответственность за нарушение сроков строительства, обязанностей по его материально-техническому снабжению, выполнению обязанностей сторон по оказанию взаимного содействия (что оговаривается в разделе особых условий договора) и т. д.

Вместе с тем возмещение убытков — общий для всех нарушений вид ответственности.

В этих договорах действует общий принцип ответственности пред­принимателя — будь то строительная организация или заказчик, она наступает независимо от вины в нарушении условий договора.

В условиях возрастающего значения научно-технического прогресса предприятия АПК все чаще нуждаются в приобретении научно-техни­ческой продукции. К ней относятся научно-исследовательские работы, проектные, технологические работы, опытные образцы, различные виды научного и научно-технического обслуживания. Действующее законода­тельство признает научно-техническую продукцию товарам и предусмат­ривает возможность заключения договоров на создание или на передачу такой продукции.

Контрагентами сельскохозяйственных коммерческих организаций (пред­приятий) по таким договорам могут быть работающие на основе хозрас­чета научно-исследовательские, проектные, технологические, научно-технические и внедренческие предприятия и организации самых разных видов: от государственных до кооперативных.

Договоры на создание научно-технической продукции предполагают, что их предметом является еще не существующая на момент заключе­ния договора продукция и предстоит ее разработка, испытание опытных образцов и т. д.

Если же речь идет об уже созданной (по заказам других организаций или по собственной инициативе разработчика) продукции, то она может быть предметом договора на передачу такой продукции. Важно учесть, что такие договоры могут быть заключены со сколь угодно большим числом заказчиков, в отличие от договоров на создание новой продукции:

она может быть предметом только одного договора, поскольку речь идет о создании новой научно-технической продукции.

Важнейшим условием таких договоров (и на создание, и на передачу научно-технической продукции) является определение цены. Норматив­ные акты исходят из применения здесь договорных цен, которые опре­деляются на основе учета сторонами научно-технического уровня соз­даваемой или передаваемой продукции, ее конкурентоспособности, широты использования и того экономического эффекта (дохода), который при­несет ее использование заказчику.

Следует отметить, что исполнители не обязаны представлять каль­куляции расходов на производство работ и не допустимы любые адми­нистративные ограничения принципа договорного ценообразования, противоречащие действующему .законодательству, которое в основу определения цен по анализируемым договорам положило соглашение сторон, ориентирующихся на такие критерии, которые, в принципе, не могут быть описаны в точных расчетных формулах (например, конку­рентоспособность или научно-технический уровень).

Приемка вновь созданной научно-технической продукции происходит после ее полного завершения. Она оформляется актом сдачи-приемки, подписываемым обеими сторонами и являющимися основанием для оплаты работ. Форму расчетов стороны должны определить в договоре.

В договорах на создание или передачу научно-технической продук­ции целесообразно предусматривать штрафные санкции за нарушение основных условий соглашения (сроков исполнения работ, задержки их приемки заказчиком и др.). Кроме того, за любое нарушение договора может быть применена норма о возмещении убытков. Особенностью норм об ответственности по договорам на создание или передачу научно-технической продукции является ограничение имущественной ответст­венности исполнителя суммой, равной цене договора (стоимости работ).

При заключении таких договоров следует учесть важность согласо­вания условий использования приобретенной хозяйством научно-техни­ческой продукции: вправе ли он использовать ее только для собственных нужд или может передавать и другим пользователям. При этом следует оговорить, требуется ли для такой передачи согласие разработчика.

Сельскохозяйственные коммерческие организации (предприятия), имеющие в своем составе подразделения, занимающиеся разработкой новой техники и технологии, могут заключать договоры на создание или передачу научно-технической продукции как ее разработчики.


  1   2



Скачать файл (341.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации