Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Подвижные игры как средство развития физических качеств - файл 1.doc


Реферат - Подвижные игры как средство развития физических качеств
скачать (97 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc97kb.04.12.2011 01:44скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Включение подвижных игр и эстафет в спортивные тренировки помогает в решении не только специальных задач, но и оживить учебно-тренировочный процесс. Выступать как средство физической и технической подготовки, как метод решающий воспитательные задачи, в том числе связанного с активизацией внимания и повышения эмоционального состояния тренирующихся, повышают интерес к тренировочным процессам.

Работая в основном в группах начальной и общей физической подготовки пришла к выводу, что применение подвижных игр для решения тренировочных задач наиболее актуально, т.к. контингент занимающихся составляет в основном школьники начальных классов.

Введение

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации. Педагоги всех времен отмечали благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических качеств и способностей.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей и подростков. Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации, когда приходится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявляя при этом в игре ловкость, быстроту, выносливость, силу. Представление о предстоящей игре способно вызвать положительные эмоции, благоприятный настрой.

Потребность человека в тренировке мышц обусловлена природой. Эта потребность выливается у детей и подростков в игру. Играя, дети и подростки тренируются физически. Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом.


  1. ^ Подвижные игры в тренировочном цикле.

Для процесса тренировок характерен законченный кругооборот периодов. Достижение высоких спортивных результатов требует многократное повторение упражнений, что будет являться залогом создания и закрепления двигательных навыков. Такая многократная и рутинная работа вызывает психологический «застой», потерю интереса даже у сознательных спортсменов, что является естественной реакцией организма на однообразие тренировок.

Изменяя характер деятельности, включая в тренировки игры и эстафеты «включается эмоциональный рычаг».

Применение подвижных игр может иметь место в любом из периодов тренировок.

Работая тренером-преподавателем я опираюсь на современную блочную систему подготовки легкоатлетов с использованием микроциклов (двухнедельный микроцикл решения специальных задач и однонедельный разгрузочный цикл между блоками). Блоки меняют характер задач на каждом этапе (периоде) тренировок. Поэтому в каждом периоде (блоке из двухнедельного микроцикла) меняю характер и объем игрового времени, материала, средства и методы. При подборе игр учитывается свойство переноса навыков специальной физической подготовки.

^ Подготовительный период – втягивающий (функциональный) блок.

Решение задач этого блока связано с повышением общей физической и функциональной подготовкой занимающихся, повышения технической подготовленности в специальных и подводящих упражнениях. В блок включаются игры на повышение гипертрофии движений, с включением в игры и эстафеты прыжковых упражнений на разных отрезках, бег в эстафетах на коротких отрезках в переменном режиме. Целесообразнее использовать игры в разминке с применением большого объема специальных упражнений, игра «Становись», «Кто быстрее», для повышения ОФП игра «Вызов номеров» с использованием ОРУ и упражнений на развитие силы, а также эстафеты с партнерами: «Соревнование раков», «Тараканы» и др. В заключительной части игры: «Защита знамени», «баскетбольное регби».

В функциональном блоке отрабатывается умение бегать свободно, без закрепощения, идет постановка техники бега, не желательно использовать беговые эстафеты в большом объеме, которые могут привести к закрепощенному бегу.

^ Силовой блок.

Задачи силового блока – повысить уровень силовых возможностей и выносливости; технической подготовленности техники бега с низкого старта и бега по дистанции.

Для решения задач силового блока с применением подвижных игр возможно использование следующих игр: «Становись», «Кто быстрее» с использованием не только специальных упражнений, применением низкого старта

- игра «Вызов номеров» с использованием серийных приседаний, полуприсядов, выпадов, др.;

- эстафеты линейные и по кругу с прыжковыми заданиями близкими к пробегаемой дистанции (прыжки в шаге 3×100 м., лягушки 3×20 м., скачки 3×20 м.) тренировочного воздействия.

Поскольку средства беговой подготовки направлены на повышение аэробных процессов – интервальная работа 10 сек.+ 10 сек. Отдых - 75% - 80% 5-6 серий на коротких дистанциях с отдыхом 3 минуты.

Повторная работа в режиме 80% - 85% с длительностью работы 3 мин. – 3 повторения – такие режимы не предполагают использование эстафет несущих в своей сути соревновательный принцип, поэтому беговые эстафеты применяются в небольших объемах до 200-300м.

^ Блок скоростно-силовой подготовки.

Блок направлен на повышение уровня скоростно-силовой подготовленности. В микроцикл включаются игры с использованием прыжковых упражнений, например «салки лягушек» или «поймай лягушку». Линейные и круговые эстафеты с различными прыжковыми заданиями, «вызов номеров» с использованием выпрыгиваний, «кенгуру», прыжков на двух, с ноги на ногу. Желательно выполнять прыжковые задания в быстром темпе на время близкое к времени дистанции или количеству прыжков близких к количеству шагов на дистанции.

Средства технической подготовки направленные на совершенствование низкого старта на отрезках 20-50м из различных положений, например игра «Воробьи и вороны».

Совершенствование техники низкого старта и стартового разгона – игры: «Кто быстрее», «Становись», «Встречные эстафеты с низкого старта», «Перемена мест», «Эстафеты с вызовом игроков». Игры используются в начале основной части тренировки.

^ Блок скоростной подготовки.

Основные задачи: повысить уровень максимально скоростных возможностей, повышения реакции восстановления ресинтеза АТФ (которая является основой спринтера, группы начальной подготовки в основном на соревнованиях пробегают спринтерские дистанции от 30 до 300м).

Как средства беговой подготовки могут быть использованы эстафеты на коротких дистанциях 20-90м – 3-4 повторения в повторном режиме, возможно сериями3-4 до снижения мощности. А так же эстафетный бег по кругу как средство технической подготовки без искажения техники бега по всей дистанции от старта до финиша. В данном приеме повышаются реакции ресинтеза АТФ подбирая режим пробегания эстафетных отрезков в режиме 8-10 сек работа 3 мин. отдых в сериях до снижения мощности.

Прыжковые упражнения в играх и эстафетах выполняются интенсивно, быстро и мощно с отдыхом до полного восстановления.

^ Блок совершенствования специально выносливости.

Особенности применения тренировочных средств этого блока характерно выполнением упражнением в обычных условиях и соответствует времени запланированного результата. Прыжковые эстафеты и игры выполняются в том же режиме, что и в предыдущем блоке. В данном блоке самые лучшие условия для тренировки в эстафетном беге алактатно - анаэробной работы мышц необходимой для спринтерского бега обеспечивающей повышение мощности работы. Повторный бег 30-50м с максимальной скоростью – отдых между эстафетами подобрать от 3 мин, количество повторений 5-6.

Техническая подготовка в блоке предполагает совершенствование техники низкого старта, финиширования, удержание команды внимание – 5-15сек. В игре «Кто быстрее», «Вызов игроков в эстафетах», «перемена мест», применяется тройной или пятерной прыжок с последующим после разгона бегом.

Финиширование на дистанции игры: «перемена мест», «встречные эстафеты с низкого старта.

В этом же блоке как средство беговой подготовки используется бег на отрезках 150м от 3 повторений с низким интервалом отдыха., по возможности или от подготовленности занимающихся – 2 серии. Низкий интервал отдыха может достигаться повторением эстафетного бега без остановки между направляющим и замыкающим. В данной работе происходит увеличение мощности гликолитического механизма энергообеспечения.

Еще одним приемом является пробегание отрезков в интервальном режиме с интервалом между отрезками 3мин. + 2мин. +1мин. после восстановления 10 мин отдыхом возможно повторение серии в зависимости от подготовленности тренирующихся, лучше всего на 3 году обучения. (300м + 200м + 100м + 50м) – 95 - 98%

Блок моделирования соревновательной деятельности.

Основные задачи блока:

  1. Повысить уровень специальной подготовленности.

  2. Повысить уровень соревновательной подготовленности.

  3. Опробовать, оценить и оптимизировать соревновательный вариант.

Использование подвижных игр должно сдвигаться в сторону психологической готовности к стартам, имитация соревновательных ситуаций. Например, использование игр «Займи первым место у бровки», «Эстафеты по кругу со стартом в паре», для отработки тактических действий и беговых ситуаций.

Тренировочные средства подбираются в зависимости от индивидуальных недостатков. Прыжковые эстафеты на отрезках 30-50м (прыжки в шаге), 5-10кратные «лягушки» - на скорость, «скачки на одной на скорость», 20-30м на 2-ом и 3-ем году обучения, и других линейных эстафетах в чередовании с бегом, но в небольших объемах.

Беговая подготовка в отрезках и эстафетах проводится на дистанции близкой к соревновательной высокой интенсивности. Эстафеты проводятся на развитие скоростной выносливости бег 30-50сек – ч/з 1,5-2мин отдыха (200-250м – 95-98%) – 3 серии, но проводится такая работа не больше одного раза за блок.

Средства технической подготовки совершенствование низкого старта, стартового разгона и финиширование используется игры как и в предыдущем блоке с изменением интервала между командами «внимание» и «марш» 1-5 сек.

^ Разгрузочный блок (микроцикл).

Задачи разгрузочного блока профилактические мероприятия после работы в предыдущем блоке, техническая подготовка.

Использование в разгрузочном блоке не сложных коллективных игр позволяет осуществить восстановление организма, перейти в фазу гиперкомпенсации, помогает снять напряжение, вызывает положительные эмоции. Но в тоже время тренировки несут нагрузки для сохранения тренированности приобретенной в предыдущем блоке, особенно между микроциклами близкими к соревновательному.

Формируемый в спорте навык реализуется как правило без игры, поэтому в зависимости от основной и вспомогательной задач тренировки (например, предсоревновательный и соревновательный блоки) подвижные игры вовсе могут быть не включены в тренировку.

  1. ^ Использование спортивных игр в течение тренировки.

Подвижная игра по своей значимости не является основой тренировки даже у начинающих спортсменов, она служит вспомогательным средством призванным эмоционально окрасить монотонность циклических движений легкоатлетических упражнений. В той же мере следует иметь ввиду, что как бы не интересны были игры и эстафеты интерес к ним при слишком частом применении теряется. Поэтому сочетание всего арсенала приемов и средств, творческого подхода к планированию и проведению тренировок просто необходимы.

Игры могут являться частью подготовительной части тренировки «Колдунчики», «Белые медведи» или «Ловля парами», «Невод». Данные игры характерны тем, что все занимающиеся в основном находятся в движении во время игры (минимально время «простоя»), ЧСС у занимающихся от 150 до 190 уд.мин, время проведения игр в зависимости от микроциклов от 10 до 25 мин. Игры с успехом заменяют «гладкий» разминочный бег.

При проведении игры «Становись» или «Кто быстрее» решается самый широкий спектр задач: разминочный бег, ОРУ, СБУ, развитие физических качеств: быстроты (ускорение), ловкости, общей выносливости (бег разной интенсивности: повторный, интервальный, фартлек), моральные качества, чувство коллективизма. Игра по своей направленности многовариативна.

Игра «Вызов номеров» дает эмоциональную окраску ОРУ, развивает силовые качества, общую выносливость, ловкость, и другие игры также широко используемы ( см. приложение).

В основной части тренировки в зависимости от решения задач в блоке (микроцикле возможно применение многого числа игр и эстафет (многие игры и эстафеты приведены выше). Наиболее часто использую игры:

- «Сумей догнать»;

- Линейные эстафеты с прыжковыми, беговыми, комбинированными заданиями на различных отрезках;

- «Эстафеты аттракционы»;

- «Круговые эстафеты»;

- «Встречные эстафеты»; и мн. др.

При использовании игр и эстафет необходимое условие их проведения выполнить подбор так, чтобы они не уводили от решения специфических задач, а наоборот, чтобы динамический приобретенный стереотип двигательных действий, техники бега, лежащий в основе двигательного навыка становился более прочным.

В заключительной части тренировки игра призвана снять физическое и психическое напряжение, снизить тренировочную нагрузку, принести положительный эмоциональный настрой, желание занимающегося прийти на следующее занятие.

Игра всегда выступает комплексным упражнением и имеет чрезвычайно широкое применение в тренировочном процессе в любом виде спорта. Игры предназначенные для других видов спорта могут быть полезны и легкоатлетам.

Представленные игровые виды с мячом равно любимы всеми занимающимися, поэтому в заключительной части особенно нравятся игры: «Выбивалы», «Мяч капитану», «Баскетбольное регби», «Снайперы», «Пионербол», «Защита знамени», «Защита крепости», «Охотники и утки», «Перестрелка» и др.

Приведенные игры хорошо развивают все физические качества в комплексе, являются отличными играми в подготовке легкоатлетов к метаниям.

  1. ^ Развитие физических качеств в играх.

Работа над развитием физических качеств в процессе спортивной тренировки способствует успешному овладению двигательных навыков, достижению высоких результатов в избранном виде. В то же время, при освоении спортивной специализации работа над развитием одного качества или узкой группы навыков снижают двигательный диапазон, ослабляют координационные способности.

Успешное развитие физических качеств происходит при использовании разнообразных комплексных средств и методов - упражнения и игры предусматривающие одновременно развитие быстроты, силы, выносливости, т.е. подвижные игры аккумулируют двигательные действия.

Работая в группах начальной подготовки необходимое правило – учитывание анатомо-физиологических особенностей занимающихся при планировании игр в процессе тренировок для развития и совершенствования физических качеств. Контингент ГНП и ОФП составляет в основном школьники младших классов(2) и начального среднего звена (5-6).

Анатомо-физиологические особенности таковы: скелет продолжает развиваться, мускулатура относительно слаба, быстрая психологическая утомляемость, особенно при однообразных действиях и быстрое восстановление биохимических процессов. Учитывая данные морфофизиологические особенности игра должна быть не слишком продолжительной, с кратковременным отдыхом и разнообразными движениями и упражнениями для поставки опорно-двигательного и мышечно-связочного аппаратов – это пожалуй самая главная задача в группах начальной и общей физической подготовки.

Игры для развития быстроты.

Повторяя вышесказанное в предыдущих главах отмечу, что физические качества наиболее успешно развиваются в комплексе, т.е. в тренировках применяются средства предусматривающие одновременно развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости.

Быстрота как физическое качество развивается во многих подвижных играх. Упражнения на развитие быстроты выполняются в быстром околопредельном темпе, сочетают в себе быстроту мышечных сокращений, как ответную реакцию на сигнал, количество движений за единицу времени и скорость передвижения. К таким упражнениям относятся линейные эстафеты, коллективные игры: «Белые медведи», «Колдунчики», «Бегуны», «Скакуны», «Кто быстрее» и др. используемые в тренировках легкоатлетов. В ходе игр и эстафет упражнения должны соответствовать работе в блоке (задачам, средствам технической беговой подготовки).

Игры для развития силы:

«Перетягивание в парах», «Подвижный ринг», «Втяни в круг», «Перетяни за линию», «Соревнование тачек» и др.

Игры для развития выносливости.

Выносливость- способность совершать работу заданного характера длительное время.

В играх выносливость проявляется в динамических условиях работы, чередованием моментов напряжения и расслабления. Игры носят либо циклический характер, либо сочетаются изменением характера усилий.

Игры с сочетанием развития быстроты и выносливости переходят в совершенство специальной выносливости.

Большое значение для групп начальной подготовки в легкой атлетике имеет прежде всего развитие общей выносливости, как необходимый фундамент для развития всех физических качеств.

Игры наиболее часто используемые при развитии выносливости и специальной выносливости; «Круг за кругом», «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафеты поезда», «Круговые эстафеты» и др.

Игры на развития ловкости.

Игры направлены на развитие координации движений, чувства ритма, быстроты, темпа, выполнение действий в зависимости от обстановки. В процессе таких игр совершенствуются функции нервной системы и ее анализаторов, точное своевременное выполнение движений.

Большинство игр так или иначе связаны с развитием ловкости, либо ее проявлениям. В младшем школьном возрасте наиболее благоприятные условия для ее развития, в связи с «гибкостью» нервной системы. Занимающиеся с большим желанием принимают игры на развитие ловкости :»Белые медведи», «Ловля парами», «Эстафеты с предметами», игры с использованием мяча, предметов, например»Бег пингвинов», «Защита укрепления», «Выбивалы», «Снайпер», «Мяч капитану» и др

Игры на развития гибкости.

Важным физическим качеством в спорте и в легкой атлетике является гибкость. Необходимая подвижность в суставах, эластичность и упругость мышц, максимальная амплитуда движений влияют на технику бега и энергозатраты спортсмена.

Игры и эстафеты на развитие гибкости физиологически обосновано проводить в конце основной части тренировки.

Отличный тренировочный материал эстафеты с различными передачами мяча, предметов в колоннах (с поворотами, передачами), эстафеты, «Бег раков», «Бег тараканов», «Эстафеты мостики».

Игры активизирующие внимание.

Игры предназначенные для повышения эмоционального настроя, активизации внимания, подготовки к тренировке, повышения работоспособности, призваны «собрать» внимание и оживить занятие.

Самыми известными и используемыми играми в этой группе можно назвать следующие: «Игра-внимание» или «Группа - смирно», «Запрещенное движение», «Разведчики и часовые, «Минутка».

Приведенные игры не требуют больших физических и энергетических затрат, напряжений, поэтому являются еще и восстанавливающими. Могут быть паузами между выполнениями сложных и интенсивных упражнений.


Скачать файл (97 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации