Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Способы мотивации инновационной деятельности на государственном и региональном уровнях - файл 1.doc


Контрольная работа - Способы мотивации инновационной деятельности на государственном и региональном уровнях
скачать (133 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc133kb.04.12.2011 01:50скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение.

Инновационный менеджмент - это одно из направлений стратегического менеджмента, которое изучает управление, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции

Инновация - это технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий. В случае, если оно ориентирована на экономическую выгоду ее результатом является добавочная прибыль. Инновация - сложный, многогранный и многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельность от исследований и разработок до маркетинга. Именно это и позволяет различным типам фирм занять в нем соответствующее место.

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

  • используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или

  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень.

Можно дать следующую классификацию инноваций.

  1. По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.

  2. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

  3. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

  4. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

  5. По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.

  6. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

  7. По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.

  8. По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.

  9. По степени новизны (новизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта) инновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.)


Процесс коммерциализации новаций – это внедрение новых научно - технологических разработок на рынок с целью получения коммерческой выгоды.
^ Способы мотивации инновационной деятельности на государственном и региональном уровнях.
Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная деятельность — это практическое использование инновационно - научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки.

Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

Правительство Российской Федерации совместно с регионами управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, метрологией и стандартизацией, программами фундаментальных НИР и стимулирования нововведений.

Государственная политика России, связанная с мотивацией инновационной деятельности реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Меры государственного стимулирования призваны активизировать высокотехнологичный сектор и привлечь туда дополнительные инвестиции. Государственное стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственного стимулирования инновационной деятельности является обеспечение долгосрочного устойчивого развития государства, формирование экономики знаний в Российской Федерации, развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, товаров (работ, услуг), выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции.

Основными принципами государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации являются:

– оказание субъектам инновационной деятельности комплексных мер поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– участие представителей субъектов инновационной деятельности, их саморегулируемых организаций в выработке и реализации государственного стимулирования инновационной деятельности, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития инновационной деятельности;

– неприменение к субъектам инновационной деятельности положений нормативных правовых актов, которые ухудшают их экономическое положение;

– гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов;

– интеграция инновационной, инвестиционной, научной, научно-технической и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного воздействия на экономику;

– стимулирование инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот;

– консолидация усилий органов государственной власти и общественных организаций для развития инновационной деятельности;

– содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, конверсии оборонных предприятий, расширению сети малых и средних инновационных организаций различных форм собственности.

^ Поддержка инновационной деятельности в России осуществляется на федеральном уровне – более 50 организаций, межрегиональном уровне – около 10 организаций, региональном уровне – более 1000 организаций, муниципальном уровне – более 200 организаций.

В чем заключается государственная стимулирование инновационной деятельности?

Больше всего всех разработчиков, безусловно, интересуют финансовые ресурсы.
И государственная поддержка инновационной деятельности обеспечивает их. Это, субвенции (гранты) для малых и средних инновационных предприятий, осуществляемые Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программам СТАРТ, СТАРТ-НАУКА, ТЕМП, Развитие, УМНИК, ПУСК, и др. Это субвенции региональных и муниципальных органов власти, инвестиции некоторых технопарков. Также это льготные кредиты, компенсация части процентов по кредитам.

Для обеспечения инновационной деятельности необходимо наличие квалифицированных менеджеров. Сегодня в России достаточно бизнес школ высокого уровня. Однако образование в них не дешевое. В силу этого государство регулярно обеспечивает финансирование такого образования для начинающих технологических предпринимателей и руководителей предприятий. Примером этого могут служить образовательные программы факультета технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (МВА, магистерская, программа, программы повышения квалификации в области технологического бизнеса).

Следующий элемент поддержки инновационной деятельности – инфраструктурный.

Во многих регионах РФ программы, связанные с инновационным развитием, не носят целостного характера. За рамками программ остаются ключевые аспекты взаимодействия малого инновационного бизнеса, научных и образовательных организаций и крупных промышленных компаний. Кроме того, зачастую отсутствует единая организационная основа, обеспечивающая целостное управление региональной инновационной стратегией и развитием. Наиболее известные технопарки и ИТЦ это Технопарк «Зеленоград», Зеленоградский ИТЦ, ИТЦ Регионального фонда технологического развития Санкт-Петербурга, Научный парк МГУ, ИПТ «ИДЕЯ», Технопарк в Московречье, ИТЦ фонда «ТВН», ИТЦ «Инноваций ленинградских институтов и предприятий», Томский ИТЦ, Обнинский центр науки и технологий, ИТЦ «Новосибирск» и другие.

Роль государства также заключается в достижении баланса между интересами бизнеса и общенациональными приоритетами, который невозможен без использования налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности.

Ускорение экономического роста в результате интенсификации инновационного процесса – основная задача руководства страны, и решение ее напрямую зависит от притока инвестиций в сферу производства. Система налогообложения является мощным ресурсом стимулирования внутренних инвестиций на государственном уровне. К 2009 г. завершен очередной этап реформирования российской налоговой системы. Существенно снижен размер налоговых ставок, появились специальные налоговые режимы, уменьшены ставки налога на прибыль организаций с 30% до 20% и налога на доходы физических лиц до 13%.

С 2008 года вступил в силу комплекс нормативно-правовых актов, создающих определенные налоговые стимулы для ведения инновационной деятельности (Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности").

Названные меры заключаются в следующем:

- освобождение от НДС реализации любыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий;

- включение в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

- установление к основной норме амортизации повышающего коэффициента (в размере 3) в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

В настоящее время для России наиболее актуальна система налоговых льгот, направленная не только на стимулирование научно-исследовательских программ, но и поощряющая начало инновационной деятельности. Осуществляемая правительством политика снижения ставки налога на прибыль, несмотря на ее определенные преимущества, все же является менее эффективным механизмом стимулирования инновационной деятельности.

Необходимо добиться снижения налоговой составляющей непосредственно в цене продукции научного и инновационного характера, для этого возможно использовать следующие меры стимулирующего характера.

Во-первых, учитывая специфику деятельности инновационных организаций (необходимость содержания в штате организации значительного количества квалифицированных сотрудников), предлагается снизить ставку единого социального налога (далее - ЕСН) и иных платежей с фонда оплаты труда для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность.

Во-вторых, целесообразно ввести освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза на территорию России высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции, комплектующих и запасных частей к нему. (Перечень такого оборудования должен утверждаться Правительством РФ). Данная мера позволит активизировать процесс модернизации инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики.


^ 2. Оценка инвестиционного проекта.
Организация планирует проведение научных исследований в течение двух лет. По окончании исследований планируется развернуть производство продукции. В первый год производство продукции составит 50% от максимума (таким образом, выручка и переменные затраты составят 50% от указанных в таблице, постоянные затраты не изменятся). Расчетный срок – 5 лет после окончания исследования (итого 7 лет).

1)

Год

Шаг

Капитальные затраты

Текущие затраты

Доходы

Денежный поток

Постоянные

Переменные

1

0

700













2

1

8900













3

2




3700

4000

9500

1800

4

3




3700

8000

19000

7300

5

4




3700

8000

19000

7300

6

5




3700

8000

19000

7300

7

6




3700

8000

19000

7300

Табл.1

2) F=1/ (1 + i)t - формула определения коэффициента дисконтирования.

Год

Шаг

Денежный поток

Коэффициент дисконтирования

Дисконтированный поток

Накопленный дисконтированный поток

1

0













2

1










- 9600

3

2

1800

0,694

1249

- 8351

4

3

7300

0,579

4227

- 4124

5

4

7300

0,482

3519

- 605

6

5

7300

0,402

2934

2329

7

6

7300

0,335

2446

4775

Табл. 2

В нашем случае показатель ΣNPV>0, то есть проект должен быть принят, но прежде, чем делать выводы об эффективности проекта, следует рассчитать остальные показатели и рассматривать их в совокупности.

3) Внутренняя норма доходности (IRR), индекс окупаемости (ИД), срок окупаемости.



Внутренняя норма доходности (IRR) - это та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника. Внутренняя норма доходности находится по формуле:



NPV(20%) = 1800 * 0,510 = 918

NPV(20%) = 7300 * 0,364 = 2657

NPV(20%) = 7300 * 0,260 = 1898

NPV(20%) = 7300 * 0,186 = 1358

NPV(20%) = 7300 * 0,133 = 971

NPV(40%) = -9600 + 7802 = -1798

IRR = 0,2 + (4775/6573) * 0,2 = 0,35

Внутренняя норма доходности равна 35%

Индекс доходности (ИД) рассчитывается по формуле: ИД = ДД/К,

где ДД – полный дисконтированный доход, К – размер инвестиций.

ИД = 14375 / 9600 = 1,5

Срок окупаемости по нашему проекту определим по накопительному дисконтированному потоку. Как видно из таблицы 2 NVP принимает последнее отрицательное значение на 3 год производственного срока и 5 год с начала осуществления инвестиционного проекта, 605/2934 = 0,21 – это соответствует 2,5 месяца (12*0,21). Поэтому срок окупаемости проекта равен 3 года и 2,5 месяца производственного периода и 5 лет и 2,5 месяца с начала осуществления инвестиционного проекта.

4) Считая норму амортизации нематериальных активов 10%, основных фондов 20%, рассчитать полные затраты на выпуск продукции.

Ао.ф. = 8000 * 0,2 = 1600 т.р. в год

Анма = 1600 * 0,1 = 800 т.р. в год


Полная амортизация

Постоянные/переменные затраты

Полные затраты на производство

8800 т.р.

54900 т.р.

63700 т.р.




Год

Капитальные затраты

Амортизация

Текущие затраты

Доходы

Денежный поток

Постоянные

Переменные

1

700
















2

8900
















3




1760

3700

4000

9500

40

4




1760

3700

8000

19000

5540

5




1760

3700

8000

19000

5540

6




1760

3700

8000

19000

5540

7




1760

3700

8000

19000

5540




Год

Денежный поток

Коэффициент дисконтирования

Дисконтированный поток

1










2










3

40

0,694

28

4

5540

0,579

3208

5

5540

0,482

2670

6

5540

0,402

2227

7

5540

0,335

1856


Прибыль = 9989 – 9600 = 389 т.р.

Рентабельность продукции (Рп) = Прибыль/Полные затраты * 100%

Рп = 389 / 63700 * 100% = 0,6%

Метод расчета точки безубыточности относится к классу показателей, характеризующих риск инвестиционного проекта. Смысл этого метода, как вытекает из названия, заключается в определении минимально допустимого (критического) уровня производства и продаж, при котором проект остается безубыточным, то есть, не приносит ни прибыли, ни убытков. Соответственно, чем ниже будет этот уровень, тем более вероятно, что данный проект будет жизнеспособен в условиях непредсказуемого сокращения рынков сбыта. Таким образом, точка безубыточности может использоваться в качестве оценки маркетингового риска инвестиционного проекта.

Условие для расчета точки безубыточности может быть сформулировано следующим образом: каков должен быть объем производства (при условии реализации всего объема произведенной продукции), при котором получаемая маржинальная прибыль (разность между выручкой от реализации и переменными производственными затратами) покрывает постоянные затраты проекта.

Точка безубыточности рассчитывается как уровень объема реализации:

,
где ^ BEP - точка безубыточности, в процентах от выручки от реализации, FC - сумма постоянных производственных затрат, MP - маржинальная или валовая прибыль.

ВЕР = 18900/49500 * 100% = 38%

Выводы

Теперь можно сравнить все рассчитанные показатели и сделать выводы.

Проект имеет очень хорошие показатели NPV и IRR. Проект достаточно рискован, на это указывает высокая ставка дисконтирования (r=20%), но не смотря на это имеет хороший запас прочности, то есть даже при увеличении ставки дисконтирования до 35% мы имеем положительный NPV. Срок окупаемости проекта равен трём годам и 2,5 месяца (производственного цикла) и 5 годам и 2,5месяцев с начала осуществления инвестиционного проекта, то есть это долгосрочные вложения. В случае если данный проект рассматривается в качестве долгосрочного вложения, то данный проект следует принять. Если же проект рассматривается с целью быстрого получения прибыли с последующим ее вложением в другой проект, то есть в качестве «толчкового» проекта, то срок окупаемости довольно большой, то есть проект не достигает своих целей. В таком случае предлагается попробовать уменьшить масштаб проекта, то есть уменьшить первоначальные площади строительства, соответственно изменятся потребность в инвестициях и текущие расходы, но и доходы также уменьшатся. Не смотря на это, возможно, уменьшение масштаба проекта удовлетворит его целям.

Список использованной литературы:

1. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС, 2001. - 225 с.

2. Евдокимова Е.Н. Малое инновационное предпринимательство и промышленная политика монопрофильных и малых городов. М.: Лаб. базовых знаний, 2003. – 197 с.

3. Коваленко Е., Зинчук Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. – 288 с.

4. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. - СПб.: Наука, 2004. – 321 с.

5. Любовный А.М. Роль городов в инновационном пути развития экополитики России// Федерализм. 2004. № 1.

6. Монастырский В.В. Ресурсное обеспечение регионального инновационного процесса// Материалы Всероссийской научно-практич. конференции/Под ред. М.Б. Щепакина. Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. – Часть 2. – 328 с.

7. Портер М. Конкуренция.: пер. с англ.. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.

8. Промышленность России. 2008: Стат.сб./Росстат – М., 2008. – 381 с.

9. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. – 295 с.

10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2001. - 356 с.

11. Инновационная стратегия социально-экономического развития города. СПб.: С.-Петерб. государственный университет экономики и финансов, 2001. – 198 с.


Скачать файл (133 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации