Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Котова Г.С Возрастная физиология и анатомия человека: учебное пособие - файл 1.doc


Котова Г.С Возрастная физиология и анатомия человека: учебное пособие
скачать (13874 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc13874kb.04.12.2011 02:08скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Балашовский филиал

Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского


ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ

И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Учебное пособие
Авторы-составители

Г. С. Котова, О. В. Бессчетнова


Балашов

2006

УДК 611

ББК 28.8я73

В64


Авторы-составители

Г. С. Котова, О. В. Бессчетнова.

Рецензенты:

Кандидат медицинских наук, главный врач ЦРБ г. Балашова

А. В. Паскаль;

Кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой

биологии Балашовского филиала Саратовского государственного

университета им. Н. Г. Чернышевского

^ А. И. Золотухин;

Преподаватель анатомии и физиологии

Балашовского медицинского училища

Е. В. Медведева.
Рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом Балашовского филиала

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского


Котова, Г. С.

В64 Возрастная анатомия и физиология человека : учебное пособие / авт.-сост. Г. С. Котова, О. В. Бессчетнова. — Балашов : Изд-во «Фомичев», 2006. — 220 с.

ISBN 5-91204-011-9
Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов — будущих педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, изучающих анатомию и физиологию детского организма по программе общекультурного блока государственного образовательного стандарта 2005 года. Особое внимание уделено анатомо-физиологическим особенностям детского организма в разные возрастные периоды. Учебное пособие содержит рисунки, схемы, таблицы, облегчающие усвоение материала.

Пособие может быть использовано студентами очной и заочной форм обучения.
УДК 611

ББК 28.8я73
ISBN 5-91204-011-9 © Г. С. Котова, О. В. Бессчетнова, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение 11

Глава 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА
^ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА 16

1.1. Организм как единое целое 16

1.2. Гомеостаз и регуляция функций в организме 30

1.3. Понятие роста и развития и их закономерности 32

1.4. Возрастная периодизация
и характеристика возрастных периодов ребенка 34

Глава 2. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ
^ И ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 37

2.1. Функции нервной системы 37

2.2. Общий план строения и классификация нервной системы 37

2.3. Нейрон как структурная и функциональная единица
нервной системы 38

2.4. Строение, свойства и возрастные изменения
нервных волокон 42

2.5. Строение синапса. Механизм передачи возбуждения
в синапсах 44

2.6. Рефлекс как основная форма нервной деятельности 47

2.7. Строение, свойства и возрастные изменения
нервных центров 50

2.8. Строение, функции и возрастные особенности
спинного мозга 52

2.9. Строение, функции и возрастные особенности
головного мозга 57

^ Глава 3. ОСНОВЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 67

3.1. Понятие о высшей нервной деятельности 67

3.2. Условные и безусловные рефлексы 67

3.3. Процессы возбуждения и торможения 70

3.4. Динамический стереотип
и его роль в обучении и воспитании 72

3.5. Первая и вторая сигнальные системы действительности 73

3.6. Типы высшей нервной деятельности
и их особенности у детей 75

3.7. Нейрофизиологические механизмы сна 78

3.8. Нейрофизиологические механизмы памяти 80

3.9. Нейрофизиологические механизмы восприятия,
внимания, мотивации и эмоций 82

^ Глава 4. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ 87

4.1. Общая характеристика и функциональное становление
сенсорных систем 87

4.2. Анатомия, физиология и возрастные особенности
зрительной сенсорной системы 89

4.3. Анатомия, физиология и возрастные особенности слуховой
и вестибулярной сенсорных систем 93

4.4. Анатомия, физиология, возрастные особенности вкусовой
и обонятельной сенсорных систем 98

4.5. Анатомия, физиология, возрастные особенности
соматосенсорной системы 100

Глава 5. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ
^ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ 105

5.1. Общая характеристика желез внутренней секреции 105

5.2. Гормоны. Их свойства и биологическая роль 107

5.3. Возрастная анатомия и физиология щитовидной железы 107

5.4. Возрастная анатомия и физиология околощитовидных желез 109

5.5. Возрастная анатомия и физиология надпочечников 111

5.6. Возрастная анатомия и физиология гипофиза 114

5.7. Возрастная анатомия и физиология эпифиза 116

5.8. Смешанные железы — поджелудочная и половые железы 117

5.9. Одиночные гормонообразующие клетки 119

Глава 6. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ
^ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 119

6.1. Общая характеристика и значение
опорно-двигательного аппарата 119

6.2. Строение и возрастные изменения костей. Соединения костей 119

6.3. Строение и возрастные особенности скелета 123

6.4. Строение, функции, классификация и возрастные
особенности мышц 128

6.5. Работа и сила мышц. Утомление мышц 134

Глава 7. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ
^ И ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ 135

7.1. Общая характеристика крови 135

7.2. Строение, функции и классификация
форменных элементов крови 136

7.3. Химический состав и свойства плазмы крови 139

7.4. Группы крови. Свертывание и переливание крови 141

7.5. Понятие и общая характеристика органов кроветворения 142

Глава 8. ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ
^ И ИММУННОЙ СИСТЕМЫ 143

8.1. Общая характеристика и классификация иммунной системы 143

8.2. Анатомия, физиология и возрастные особенности
костного мозга 147

6.3. Анатомия, физиология и возрастные особенности тимуса 148

8.4. Анатомия, физиология и возрастные особенности селезенки 150

8.5. Анатомия, физиология и возрастные особенности
лимфатических узлов 151

8.6. Анатомия, физиология и возрастные особенности
отдельных скоплений лимфоидной ткани 153

8.7. Иммунитет 155

^ Глава 9. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ 157

9.1. Общий план строения сердечно-сосудистой системы 157

9.2. Строение, работа и возрастные особенности сердца 157

9.3. Проводящая система сердца 163

9.4. Строение и возрастные особенности кровеносных сосудов 164

9.5. Круги кровообращения. Их физиологическое значение 167

9.6. Регуляция кровообращения 169

9.7. Систолический и минутный
объем крови. Кровяное давление 171

Глава 10. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ
^ И ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 173

10.1. Общая характеристика и возрастные особенности
дыхательной системы 173

10.2. Строение, функции и возрастные особенности
воздухоносных путей (полость носа, гортань, трахея, бронхи) 174

10.3. Строение, функции и возрастные особенности легких 177

10.4. Регуляция дыхания 179

10.5. Механизм вдоха и выдоха 180

10.6. Типы дыхания 181

Глава 11. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ
^ И ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 182

11.1. Общая характеристика и возрастные особенности
пищеварительной системы 182

11.2. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта 190

11.3. Процессы всасывания в различных отделах
пищеварительного тракта и его возрастные особенности 195

11.4. Анатомия и физиология и возрастные особенности
пищеварительных желез 196

^ Глава 12. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 199

12.1. Понятие обмена веществ. Основной и общий обмен 199

12.2. Обмен белков 200

12.3. Обмен жиров 201

12.4. Обмен углеводов 202

12.5. Водно-солевой обмен 203

12.6. Витамины и их значение для организма 204

12.7. Энергетический обмен 210

12.8. Тепловой обмен 212

Глава 13. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ
^ И ФИЗИОЛОГИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 214

13.1. Общая характеристика выделительной системы 214

13.2. Анатомия, физиология и возрастные особенности почек 215

13.3. Механизмы образования мочи 218

13.4. Регуляция мочеобразования 220

13.5. Анатомия, физиология и возрастные особенности
мочевыводящих путей
(мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) 220

Глава 14. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ
^ И ФИЗИОЛОГИЯ КОЖИ 222

14.1. Общая характеристика и функции кожи 222

14.2. Строение кожи 226

14.3. Производные кожи 229

14.4. Возрастные особенности кожи 231

Список литературы 234


Введение


В предлагаемом учебном пособии объединение возрастной анатомии и физиологии человека в один курс предусматривает органическое слияние с сохранением специфики содержания и методов каждого из них. Такое объединение позволит дать студентам более углубленное, концентрированное и научно обоснованное изложение содержания наук, тесно связанных между собой.

Задача объединенного курса «Возрастная анатомия и физиология человека» состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих учителей-воспитателей, психологов, социальных педагогов современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной и трудовой деятельности.

Изучение данного курса имеет важное значение для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Объективное изучение функций мозга детей разного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности. В решении задач гармонического развития учащихся и укрепления их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, но и активное целенаправленное влияние на рост и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, расширение границ его адаптационных возможностей.

^ Анатомия человека — наука, изучающая форму и строение тела человека, всех его частей и органов в связи с их функцией, развитием и влиянием на них внешней среды. Название «анатомия» происходит от греческого слова anatemno — рассекаю.

Раздел анатомии, изучающий изменения формы и строения органов, закономерно возникающие в различные возрастные периоды жизни человека, называется возрастной анатомией.

^ Физиология человека — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Термин «физиология» происходит от двух греческих слов: physis — природа и logos— учение.

^ Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (греч. ontos — существо, особь; genesis — развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти), функции органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

^ В анатомии применяются следующие методы:

  1. Препарирование предусматривает рассечение трупа с целью выделения намеченного объекта (сосуд, нерв, орган) из окружающих тканей для последующего изучения его строения, формы, размеров, положения.

  2. Метод просветления основан на обработке жидкостями разного состава изучаемых тканей и органов. В результате объект исследования становится относительно прозрачным и доступным для изучения.

  3. Метод инъекции — заключается во введении в органы, полости красящих веществ. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких.

  4. Метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований.

  5. Микроскопический используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.

  6. Рентгенологический позволяет изучать структуру органов на живом человеке в разные периоды его жизни.

  7. Антропометрический изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела.

  8. Эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной, дыхательной систем и т. д.

В современной анатомии используются новые методы исследования — компьютерная томография, ультразвук и т. п.

^ В физиологии применяются следующие методы:

  1. Фистульный основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов.

  2. Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках эндокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце.

  3. Инструментальный (электрофизиологический) (электрокардиография, электромиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов).

  4. Метод раздражения позволяет определить реакцию исследуемого органа, а в иных случаях и всего организма в целом, на те или иные воздействия.

  5. Метод условных рефлексов с его помощью изучается сенсорная система, аналитико-синтетическая деятельность ЦНС.

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинались в глубокой древности. Одним из первых исследователей, который вскрывал трупы животных с научной целью, является Алкмеон Кротонский (Древняя Греция). Им было высказано предположение, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

Великим ученым того времени был древнегреческий врач Гиппократ. Основу его учения составляли материалистические взгляды на причины болезней, отрицающие вмешательство сверхъестественных сил. Он является создателем «жидкостной теории», по которой в состав организма в определенной пропорции входят разные жидкости (кровь, желчь, слизь и черная желчь); согласно этой теории, конституция и темперамент человека определялись разным соотношением этих жидкостей.

Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были ^ Платон и его ученик Аристотель. По мнению Платона, организмом управляют три вида души, расположенные в главнейших органах — мозге, сердце и печени. Большой заслугой Аристотеля является то, что он впервые попытался сравнить строение тела человека и животного, а также первый занялся изучением зародышей. Поэтому его считают отцом анатомии и эмбриологии.

Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III веке до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. Представителями этой школы являлись Герофил, который описал оболочки головного мозга, желудочки мозга, глазной нерв и другие органы, и Эрасистрат, который достаточно полно описал печень, сердце и его клапаны. Александрийской школе принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

^ Клавдий Гален — выдающийся римский ученый в разных областях медицины. Написал много трудов: «Анатомические исследования»,
«О назначении частей тела» и др., по которым обучались медики в течение последующих XIII веков. Он описал семь пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, внутренние органы.

Большой вклад в медицину внес врач и философ Абу Али Ибн Сина (Авиценна), написавший «Канон медицины» — сборник всех научных медицинских сведений того времени.

В эпоху возрождения был заложен фундамент научной анатомии. Это связано с именами А. Везалия, В. Гарвея и Леонардо да Винчи и др.

^ Андрас Везалия — основатель научной анатомии. В основу его учения был положен системный аналитический метод, который позволил сделать множество открытий описательного характера. Они объединены в труде «О строении тела человека в семи книгах».

^ Вильям Гарвей издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги (мальпигиевы тельца в селезенке и почках).

^ Леонардо да Винчи, будучи художником, в своих рисунках впервые правильно изображал органы человеческого тела. Анатомировал
30 трупов. Он основоположник пластической анатомии.

С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий — фаллопиевы трубы, Б. Евстахий — евстахиева труба.

Физиология как экспериментальная наука, возникла в XVII веке нашей эры. На протяжении XVII—XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии и физиологии, но и начинают выделяться ряд новых дисциплин: гистология (наука о тканях), эмбриология (наука о зародышах), морфология (наука о форме), антропология (наука, изучающая процесс становления человека в связи с развитием общества).

Крупный вклад в развитие физиологии внесли и другие выдающиеся отечественные физиологи: Л. А. Орбели, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн,
В. М. Бехтерев и многие др.

Ч. Дарвин основал эволюционную теорию. Р. Декарт внес в физиологию понятие рефлекс. Т. Шванн — клеточная теория.

В XVIII—XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.

А. М. Шумлянский описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы. Н. И. Пирогов разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. П. Ф. Лесгафт применил метод рентгенографии для анатомических исследований.

В XX вв. большой вклад в развитие анатомии и физиологии внесли ученые И. М. Сеченов (открытия процесса торможения в ЦНС), И. П. Павлов (физиология пищеварения), В. Н. Тонков, В. П. Воробьев и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Скачать файл (13874 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации