Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция 5 - Персонал организации (компании, предприятия) - файл 1.doc


Лекция 5 - Персонал организации (компании, предприятия)
скачать (100 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc100kb.04.12.2011 02:40скачать

содержание

1.doc

Лекция №5

Тема: «Персонал организации (компании, предприятия)»
Системы и формы оплаты труда.

Трудовые ресурсы (персонал) компании – это совокупность физических лиц, которые состоят с данным юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма (контракт, трудовой договор).

От качества и эффективности деятельности персонала компании во многом зависит эффективность производства и результаты деятельности компании.

Различают количественную и качественную характеристику персонала.

^ Количественная характеристика включает в себя такие показатели, как явочная, списочная и среднесписочная численность.

Списочная численность – это количество работников, которое принято на предприятие по документам.

^ Явочная численность – это расчетное количество работников списочного состава, которое на данный день должно явиться на работу для выполнения производственных заданий и функций.

^ Среднесписочная численность применяется для определения средней з/п, производительности труда, текучести кадров. За месяц среднесписочную численность работников можно определить путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздники и выходные дни, и делением полученной суммы на число календарных дней месяца. За квартал (за год) среднесписочная численность определяется путем суммирования среднесписочной численности работников предприятия за квартал (за год) и делением полученной суммы на 3 (12).

^ Качественная характеристика (структурная) определяется количественным соотношением отдельных категорий и групп работников.


Категории персонала

Количество, чел.

Структура, %

Рабочие

Служащие

Специалисты

Руководители

2

3

5

6

12,50

18,75

31,25

37,50

Итого:

16

100



Классификация персонала компании.

  1. В зависимости от выполняемых функций работников делят на:

  • Промышленно-производственный персонал (ППП). Он занят непосредственно производством промышленной продукции, а также руководством процессов производства.

  • Непромышленный персонал - это работники, которые не связаны выпуском продукции, но они обслуживают процесс производства и числятся на балансе предприятия. (Например, работники лечебно-санитарных учреждений и др.)

  1. ^ В зависимости от сферы деятельности различают:

  • Эксплуатационный персонал. Он осуществляет эксплуатационное обслуживание основного и вспомогательного оборудования, а также систем регулирования и измерения. В состав эксплуатационного персонала входят: оперативный (вахтовый) персонал, который работает в сменном режиме, персонал, который не входит в состав оперативного – инженеры, мастера

  • Ремонтный персонал. Выполняет функции технического обслуживания, в том числе обслуживания основного и вспомогательного оборудования, зданий, сооружений, чистка, осмотр, смазка оборудования.




  1. ^ В соответствии с трудовым кодексом выделяют следующие категории:

  • Рабочие (основные и вспомогательные) – это те лица, которые непосредственно заняты созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, пассажиров, оказанием материальных услуг. Рабочих различают по профессиям, специализациям, специальностям и по уровню квалификации.

^ Уровень квалификации – это степень овладения работником той или иной профессией или специальностью, который отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Профессионально-квалификационная структура работников отражена в штатном расписании (это документ, в котором представлен перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ, должностей и должностного оклада).

Специальность – это вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных навыков и знаний.

  • Служащие – это руководители предприятия в целом и руководители структурных подразделений предприятия (директор, зам.директора, главный бухгалтер, главный инженер, главный энергетик, главный технолог, главный механик и т.д.)

  • Специалисты – это работники, которые заняты инженерно-технологическими, экономическими, бухгалтерскими, финансовыми, юридическими и т.д. видами деятельности.

  • Собственно служащие – это работники, которые осуществляют подготовку и оформление документов, их хозяйственное обслуживание, учет и контроль (агенты, секретари, контролеры)

Когда определяется потребность в трудовых ресурсах на плановый период, тогда составляют баланс трудовых ресурсов, в котором указывают прирост численности работников по категориям и группам персонала, убыль (выбытие) персонала.
Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений.

В условиях рыночных отношений трудовые отношения в обществе формируются на основе законодательства и нормативного регулирования (трудовой кодекс РФ, ГК РФ, тарифные соглашения, трудовые соглашения).

Социально-трудовые отношения между наемными работниками и работодателями регламентируются системой трудовых соглашений, а в отраслях ТЭК – системой тарифных соглашений.

^ Тарифное соглашение – это документ (правовой акт), который устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, а также неразрывно связанных с ними экономических отношений между работодателями и работниками. В этом документе отражены права и обязанности сторон трудового (тарифного) соглашения, а также ответственность сторон социального партнерства.

В зависимости от уровня регулирования социально-трудовых отношений в отраслях ТЭК могут заключаться следующие тарифные соглашения:

  • Генеральное тарифное соглашение

  • Отраслевое тарифное соглашение

  • Коллективный договор

  • Контракт (трудовой договор)

Генеральное тарифное соглашение заключается между Правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей. В этом документе обычно отражаются общие принципы социально-экономической политики государства, уровень инфляции, социальные гарантии, МРОТ и т.д.

^ Отраслевое тарифное соглашение заключается между представителями работодателей и представителями работников, т.е. профсоюзами. Оно направлено на обеспечение защиты прав и интересов работников отрасли. Оно также используется при установлении тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию органами местного самоуправления, органами субъектов РФ в области регулирования тарифов, а также органами исполнительной власти РФ.

Целями тарифного соглашения являются:

  1. Поддержание социальной стабильности в компаниях отрасли

  2. Обеспечение минимального уровня гарантий работникам отрасли

  3. Содействие повышению уровня конкурентоспособности компании

  4. Содействие обеспечению интересов сторон социального партнерства при формировании тарифов и т.д.


В отраслевом тарифном соглашении определяются взаимные обязательства сторон по следующим направлениям:

  1. рабочее время и время отдыха

  2. оплата труда (указывается ставка рабочего первого разряда при тарифной системе оплаты труда, которая должна быть не менее МРОТ, верхняя граница зависит от возможностей предприятия)

  3. занятость персонала

  4. охрана труда

  5. льготы, компенсации, гарантии

Коллективный договор - это правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает взаимные обязательства между работниками компании (в лице областного или отраслевого комитета профсоюза) и работодателями (в лице генерального директора).

Правовой статус коллективный договор приобретает только после его подписания и регистрации в соответствующих органах. В нем работодатель обязуется проводить политику занятости на основе постоянного роста квалификационного и профессионального уровня работников, сохранять кадровый потенциал компании и содействовать занятости высвобожденных работников.

Контракт - это особая форма трудового договора, которая заключается между работодателем и работником. В нем устанавливаются права и обязанности работника, работодателя на определенный период выполнения определенной работы, обычно он заключается на 5 лет (иногда на 3, иногда на год). Два экземпляра - один у работника. В этот документ включается оплата труда и социальные гарантии, ответственность сторон.
Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.

Основным показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. Под ней понимают способность производить определенной количество продукции (определенный объем работ, услуг) одним работником в единицу времени (работником ППП или рабочим). Производительность труда можно охарактеризовать прямым показателем, то есть выработкой продукции в единицу времени, или обратным показателем - трудоемкостью, то есть затратами рабочего времени, труда на единицу производимой продукции. Эти затраты могут быть выражены либо отработанными человеко-часами, либо человеко-днями или среднесписочным числом работников.

Для расчета производительности труда продукцию можно определять как в натуральных, так и в стоимостных показателях.
ПТодного ППП =
Единицы измерения: тыс.м3/чел., кВт•ч/чел., Гкал/чел., т.нефти/чел., руб/чел..

Чем выше производительность труда, тем более эффективно используются трудовые ресурсы.

Закон эк-ки труда: "Темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста з/п".
ПТ2008, ПТ2009 Темп роста ПТ = Кроста • 100% = • 100%
ЗП2008, ЗП2009 Темп роста ЗП = Кроста • 100% = • 100%
Темп роста ПТ > Темп роста ЗП
Тема: «Учет затрат на оплату труда в себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг)».
В затратах на оплату труда в общем случае учитываются:

  1. Затраты на оплату труда основного производственного персонала: выплаты з/п за фактически выполненную работу, при этом исходят из удельных расценок, тарифных ставок, должностных окладов в соответствии с принятыми системами и формами оплаты труда; стоимость продукции, которая выдается работникам в порядке натуральной оплаты.

  2. Премия и доплаты рабочим и служащим: премии за производственные результаты деятельности (в том числе вознаграждения по итогам года, за экономию материальных ресурсов, за досрочное выполнение работы или задания); надбавки и доплаты к окладам и тарифным ставкам; вознаграждения за высокие результаты деятельности. Доплаты могут быть в виде выплат, которые учитываются в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям работников (оплата учебных отпусков, доплаты за вынужденные простои, за выслугу лет, за временную нетрудоспособность, доплаты за коммунальные услуги и питание).

  3. Затраты на оплату труда работников, которые не состоят в штате предприятия, но заняты в основной деятельности по договору подряда.


Затраты на социальные отчисления.

Социальные отчисления осуществляются с затрат на оплату труда, то есть с фонда оплаты труда.
ИОТ (ФОТ) = • ЧППП • 12, руб/год



руб/чел•мес чел мес
Всеми расчетами по оплате труда занимается ОТиЗ (отдел труда и з/п).

До 1 января 2010 года начислялся ЕСН (единый социальный налог), ставка его была 26%.
Налог = ставка налога • налогооблагаемая база
ЕСН = 0,26 • ИОТ , руб/год
С 1ого января 2010 года, в соответствии с ФЗ «О страховых взносах» вместо ЕСН ввели страховые взносы. Ставка по ним на этот год 26%.

20% - обязательные отчисления в пенсионный фонд

3,1% - фонд обязательного медицинского страхования

2,9% - обязательное социальное страхование

Затраты на оплату труда и страховые взносы включаются как составные элементы в себестоимость производства и реализации продукции, то есть в общие затраты предприятия на производство продукции.


Скачать файл (100 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации