Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Введение в психологию - файл 1.doc


Лекции - Введение в психологию
скачать (372 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc372kb.04.12.2011 03:44скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Учебное пособие

Раздел 1: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
* Возникновение и развитие психологии.

* Отрасли психологии.

* Методы психологических исследований.
Раздел 2: СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС ПСИХИКИ
* Понятие о психике. Развитие психики в процессе эволюции животного мира.

* Сознание человека. Сознание и бессознательное.
Раздел 3: БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ
* Строение нервной системы человека.

* Клеточные механизмы нервной системы.
Раздел 4: ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
* Ощущение.

* Восприятие.

* Воображение.

* Представление.

* Память.

* Внимание.

* Мышление.

* Речь.
Раздел 5: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
* Эмоции.

* Волевые процессы.
Раздел 6: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
* Понятие личности в психологии.

* Индивидуальные особенности человека:

1. Темперамент.

2. Характер.

3. Способности. Талант. Гениальность.


СЛОВАРЬ

ЛИТЕРАТУРА

Раздел 1: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.
1. Возникновение и развитие психологии.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась анималистически, т.е. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека. Но уже Аристотель предложил трактовку души как способа организации живого тела и его поведения, что послужило мощным стимулом развития научных взглядов в области психического на Западе.

Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

Накопление знаний о природе и механизмах функционирования психического шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом и привело во второй половине 19 века к появлению психологии как самостоятельной науки. Возникновение научной психологии связано с именем В. Вундта, который в 1879 году создал крупнейшую психологическую школу, получившую название структуралистской.

С этого времени развитие психологической науки пошло семимильными шагами. Уже в конце 19 века - начале 20 века появилось множество психологических школ, различавшихся подходами в понимании природы психического: функционализм, бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, гуманистические школы, гештальт-психология. Наличие большого количества школ подчеркивает сложность задач, стоящих перед психологией и возможность истолкования психических явлений с различных теоретических позиций. Вместе с тем при исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ.
^ 2. Отрасли психологии.
Современная психология представляет собой разветвленную систему относительно самостоятельных научных дисциплин, связанных с различными видами человеческой деятельности. Эти дисциплины называются отраслями психологии. Появление множества отраслей связано с накоплением огромного количества научных фактов и необходимостью их более строгой систематизации, а также с особенностями функционирования психики при выполнении различных видов деятельности. Многие из отраслей в свою очередь подразделяются на ряд более специальных дисциплин с более узким предметом исследования. Так, например, медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, подразделяется внутри себя на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологией мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия на больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему превентивных мер, препятствующих развитию психопаталогий.
Выделяют следующие отрасли психологии:

* общая психология - изучает общие закономерности психической деятельности взрослого человека;

* возрастная психология - исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах; в свою очередь, психические особенности детей и школьников различных возрастов изучает отрасль возрастной психологии, которую называют детской психологией;

* педагогическая психология - занимается психологическими особенностями обучения и воспитания;

социальная психология - изучает взаимоотношения людей в группах;

* психология труда - рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности и т.д.
Появление новых видов деятельности обусловливает возникновение соответствующей отрасли психологии. Так, например, в связи с необходимостью изучения психики людей в условиях космического полета, появилась такая отрасль как космическая психология.

^ 3. Методы психологических исследований.
Психология, как и другие науки, использует для сбора научной информации различные методы. Но специфика объекта исследования - психики человека - накладывает свой отпечаток и на возможности использования того или иного метода, и на его результативность.

Рассмотрим достоинства и недостатки основных методов психологического исследования.
Наблюдение
Наблюдение - исторически наиболее древний метод, использующийся практически всеми науками. В психологии нашли применение различные модификации этого метода: самонаблюдение, объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым.

Самонаблюдение или "интроспекция" представляет собой изучение наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных психических реакций.

Долгое время в среде мыслителей, занимающихся исследованием психических явлений, было распространено мнение, что изучить психику извне невозможно, т.к. это замкнутый в себе мир, доступный только себе самому.

Достоинством этого метода является его высокая информативность, простота использования. Но по мере развития научной психологии выявились многочисленные отрицательные стороны самонаблюдения, из которых основными являются невозможность проверки результатов, крайний субъективизм в истолковании психических фактов. С появлением первых представлений о бессознательном и его влиянии на поведение и вообще на всю психическую жизнь индивида стало очевидным, что надежность этого метода очень ограничена. Именно этим объясняется переход в психологическом познании к объективным методам, из которых наиболее простым являются различные виды наблюдения.

Непосредственное наблюдение предполагает контакт исследователя с объектом наблюдения.

При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом заочно, посредством различных документов, например, дневников, автобиографий, результатов творчества. Примером может служить анализ З. Фрейдом личности Ф. Достоевского по его произведениям или анализ Э. Фроммом личности Гитлера по свидетельствам его приближенных и известным фактам биографии.

Прямое наблюдение дает информацию о процессах, доступных качественной и количественной оценке.

Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим при помощи объективных методов исследовать процессы, не поддающиеся прямому наблюдению, например, степень усталости человека. В этом случае мы можем судить о выраженность этого процесса лишь косвенно, например, по изменению степени концентрации внимания, по количеству совершаемых ошибок.

При включенном наблюдении исследователь становиться частью наблюдаемого коллектива.

При стороннем наблюдении исследователь в контакт с наблюдаемой ситуацией не входит.

Естественное наблюдение происходит в обычных условиях, а лабораторное - в искусственно созданных, или существенно измененных.

Систематическое наблюдение предполагает изучение определенного аспекта поведения, изучению которого посвящено это исследование.

Поисковое наблюдение не подчинено определенной цели, но часто меняет всю картину исследования, если исходная гипотеза была неверна.

Достоинства наблюдения очевидны, но возможны и различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными эффектами, известными психологии, например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу, исследователь стремится потом непроизвольно истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу.

Эффект ореола, или гала-эффект, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую.

Кроме этого, наблюдатель может истолковывать психические факты с точки зрения основных положений той психологической школы, которой он принадлежит или он может быть подвержен различного рода предрассудкам, касающихся, например способностей женщин к тем или иным видам деятельности (так называемый сексизм) или касающейся зависимости особенностей функционирования психики от принадлежности к той или расе, национальности, социокультурной группе и т.д.

Эксперимент
Экспериментом называют метод, при котором исследователь сам вызывает исследуемое явление.

Чаще всего при проведении эксперимента испытуемых произвольно или по каким-то признакам делят на две группы - экспериментальную, для которой создают измененные условия деятельности, и контрольную, которая таким изменениям не подвергается. Эти предосторожности необходимы для уверенности в том, что наблюдаемые проявления психики связаны с измененными условиями, а не с какими-то другими факторами.

В современной психологии эксперимент является основным методом исследования, что не означает, что его применение абсолютно надежно. С использованием в практике эксперимента связаны искажения, называемые эффектами Розенталя, Хоторна.

Эффект Розенталя связывают с ожиданиями экспериментатора. Когда экспериментатор глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то он невольно передает свои ожидания испытуемым различными невербальными (неречевыми) способами, и это может повлиять на их поведение.

Эффект Хоторна возникает, если испытуемым известна исходная гипотеза. В этом случае велика вероятность, что они будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора. Частным случаем эффекта Хоторна является эффект плацебо, при котором врачи, убежденные в эффективности какого-либо лекарственного препарата, передают свою убежденность больным и вследствие этого возникает ожидаемое улучшение здоровья, хотя на самом деле этот препарат такого воздействия не оказывает.
^ Анкетирование и тесты
Для получения больших объемов информации используют анкетирование, которое является модификацией другого метода - беседы. При анкетировании испытуемым предлагают тщательно разработанный опросник. Исследователь затем по ответам судит о наличии или отсутствии тех или иных психических свойств.

Тесты позволяют количественно измерить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, мыслительные операции, память, а также различные психические состояния, например тревогу, фрустрацию, депрессию.

Наряду с вербальными тестами применяют различные невербальные тесты, например, рисуночный тест Розенцвейга, направленный на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую ситуацию.

^ Проективные методики
Проективные методики основываются на способности индивидов приписывать свои собственные состояния и качества предъявляемым объектам.

Наиболее известна методика чернильных пятен Роршаха, при проведении которой испытуемым предъявляют карточки со стандартными чернильными кляксами различных цветов и по тому, что они видят в них, оценивается реалистичность восприятия, уровень тревоги, эмоциональное состояние.

При проведении других проективных методик испытуемым предлагают нарисовать дом, дерево, человека, несуществующее животное и по особенностям рисунка судят о состоянии психики индивидов.

Также существуют вербальные проективные методики, например, методика "Незаконченное предложение", при проведении которой исследователь предлагает испытуемым начало предложения, которое они должны закончить.
Раздел 2: СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС ПСИХИКИ.
^ 1. Понятие о психике. Развитие психики в процессе эволюции животного мира.
Психика человека представляет собой результат эволюционного развития. В общем смысле психика - функция особым образом организованной материи, нервной ткани. По мере усложнения нервной системы усложняется и ее функция - происходит постепенное усложнение взаимодействия животного со средой.

В развитии психики выделяют ряд этапов.

^ Первый этап называется стадией элементарной сенсорной психики ("сенсус" - ощущение). Животные, находящиеся на этой стадии, не способны воспринимать мир во всем его многообразии в силу неразвитости нервной системы. Они способны реагировать лишь на отдельные свойства объектов, имеющие для них жизненно важное значение. Так, например, паук из всего многообразия внешних воздействий способен реагировать лишь на вибрацию паутины, что обусловливает и характер его активности. Он активен только тогда, когда улавливает вибрацию.

^ Второй этап называется стадией перцептивной психики (перцепция -восприятие). Животные, находящиеся на этой стадии, способны создавать целостный образ воспринимаемых объектов. Также важной характеристикой перцептивной психики является возможность накапливать личный опыт. Деятельность таких животных также усложняется: они уже способны активно добывать пищу, ориентируясь в поисках ее на множество различных сигналов из окружающего мира.

^ Третий этап называется стадией интеллекта. На этой стадии находятся приматы (человекообразные обезьяны) и, возможно, дельфины. Развитие нервной системы таких животных обеспечивает им возможность установления мысленных связей между различными объектами действительности и, как следствие, приводит к делению деятельности, прежде слитой в один процесс, на две фазы - фазу подготовления (на этой фазе животные изменяют ситуацию, чтобы получить желаемое, а не просто пользуются теми условиями, которые предоставляет им природа) и фазу осуществления (получение желаемого). Например, обезьяна не может достать банан, лежащий перед клеткой, просто вытянув руку. После небольшого замешательства обезьяна вдруг схватила одну из палок, лежащих в клетке, просунула руку с палкой между прутьями и подтянула банан. Отсутствие простого перебора вариантов свидетельствует о том, что обезьяна вначале совершает это действие "в уме", а потом уже - в действительности.

Четвертый этап развития психики - сознание человека.
^ 2. Сознание человека.
Сознание человека представляет собой высшую стадию развития психики. Оно в первую очередь характеризуется способностью к саморефлексии (осознанию факта своего собственного существования, самосознанию и самопознанию), самонаблюдению, интенциональностью (направленностью на какой-либо объект), активностью, различной степени ясностью.

^ Сознание и бессознательное.
Помимо сознательных (осознаваемых субъектом) процессов существуют и бессознательные, о которых субъект не имеет никакого представления.

Первые представления о бессознательном связаны с исследованиями постгипнотических внушений, проведенных З. Фрейдом. Человеку в состоянии гипноза внушается, что после выхода из него он должен пойти в магазин и купить определенную вещь. Его выводят из гипнотического состояния и человек совершает внушенное действие, будучи не в силах внятно объяснить себе, почему он это делает.

Представления о бессознательном в различных школах зачастую диаметрально противоположны.

З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удается реализовать, т.к. они противоречат социальным нормам, принятым в обществе нормам морали и правилам поведения. Тогда эти несознаваемые влечения сублимируются (преобразовываются) бессознательным, чтобы в этом своем новом обличье проникнуть в сферу сознания в виде снов, невротических симптомов, оговорок, описок, несчастных случаев либо страстного отношения к чему-либо.

Фрейд предлагает трехчленную структуру личности, состоящей из Ид (Оно) - несознаваемых влечений, Эго (Я)- сознательной сферы и Супер-Эго (Сверх-Я), выполняющего контролирующие функции (совесть).

Совершенно особую концепцию бессознательного предложил К.Г. Юнг, который, в отличие от З. Фрейда, выдвинул идею о коллективном бессознательном, которое сосуществует с личным бессознательным (вытесняемыми влечениями) и сознательной сферой. Коллективное бессознательное - опыт человечества, носителем которого является каждый из нас. Именно коллективное бессознательное определяет особенности восприятия мира, поведение, чувствование, эмоциональные реакции. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы - первообразы, образцы поведения, осмысления, видения мира, которые выступают базисом для формирования личности.

Другие авторы, например, профессор Дж. Лилли, рассматривают бессознательное, как внутреннюю Вселенную, своего рода дверь в иные миры. Новые аспекты функционирования бессознательного связаны с исследованиями

Ст. Грофом человеческого мозга при помощи ЛСД и голотропного дыхания. Гроф считает, что именно открытия, связанные с человеческим бессознательным, требуют изменения научной парадигмы, которая перестала отвечать требованиям времени.

В отечественной психологии сложилась точка зрения на бессознательное как на низший уровень психического. Бессознательное трактуется как врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность, направленная на удовлетворение биологических потребностей - выживание и продолжение рода.

Раздел 3: БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ.
^ 1. Строение нервной системы человека.

Для того, чтобы перейти к изучению психических процессов, нам нужно в первую очередь познакомиться с биологическими основами психического, т.е. со строением и клеточными механизмами нервной системы.

Нервная система человека делится на два больших отдела - центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). К ЦНС относят спинной и головной мозг. ПНС часто также делят на два подотдела - соматическую НС и вегетативную (автономную) НС. В вегетативной НС в свою очередь выделяют симпатический и парасимпатический отделы.
* ЦНС регулирует и обеспечивает функциональное единство всех органов и систем человека и осуществляет двустороннюю связь организма со средой.

* Головной мозг обеспечивает высшие психические функции.

* Спинной мозг осуществляет непосредственную связь головного мозга с периферическими нервами.

* Соматическая НС ("сома" - тело) преимущественно осуществляет связь организма со средой, обусловливая чувствительность и движения тела, управляя скелетной мускулатурой.

* Вегетативная НС ответственна за регуляцию внутренней среды: она управляет работой сердца, легких, кровеносных сосудов и других органов. В отличие от соматической НС вегетативная НС действует относительно самостоятельно, независимо от ЦНС. Но при некоторой тренировке становится возможным более активно влиять на работу внутренних органов (аутогенная тренировка, хатха-йога).

* Симпатический отдел усиливает и учащает сокращения сердца, повышает артериальное давление, расширяет зрачки, бронхи, понижает активность желудочно-кишечного тракта.

* Парасимпатический отдел оказывает прямо противоположное воздействие на функционирование внутренних органов.


^ Головной мозг.
Немного подробнее познакомимся с устройством и функциями головного мозга. Мозг человека представляет собой скопление более чем 20 млрд нервных клеток - нейронов, осуществляющих все высшие психические функции в организме. Вес мозга взрослого человека колеблется в пределах от 1,1 кг до 2,1 кг. Головной мозг представляет собой расширенный конец спинного мозга. В нем выделяют обычно ряд отделов: продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, мозолистое тело, таламус и гипоталамус, кора больших полушарий. Каждый из этих отделов выполняет свою функцию. Так, например, продолговатый мозг обеспечивает автоматизм сердечно-сосудистой системы, дыхания и пищеварения; мозжечок - обеспечивает координацию движений; мозолистое тело связывает правое и левое полушария мозга. Особое значение в функционировании головного мозга имеет ретикулярная формация. Она регулирует периоды сна и бодрствования и вообще активизирует работу больших полушарий. За считанные доли секунды в ретикулярной формации осуществляется анализ раздражителя, степень его новизны. Затем информация "пропускается" в мозг, вызывая реакцию необходимой силы.

Большие полушария головного мозга покрыты сверху корой, в которой выделяют 4 слоя: древнюю кору (палеокортекс), на долю которой приходится 0,6 % всей поверхности коры; старая кора (архикортекс), которая составляет 2,2 % всей поверхности коры; промежуточная кора (мезокортекс), составляющая 1,6 % всей коры и новая кора (неокортекс), которая составляет 95,6 % всей поверхности коры. Каждая зона коры головного мозга обеспечивает ту или иную функцию сознания. Также каждый орган или система организма имеют свое представительство в коре. Архитектоника (т.е. функции той или иной зоны) достаточно хорошо изучена, но "белых пятен" все же предостаточно.
^ Асимметрия мозга.
Долгое время считали, что мозг человека, также как и мозг животных, симметричен относительно мозолистого тела, т.е. левое и правое полушарие выполняет одни и те же функции. Открытие Полем Брока моторного речевого центра, а затем открытие зоны Вернике, обеспечивающей понимание устной речи положило начало исследованию функциональной асимметрии мозга. В результате выяснились следующие функциональные особенности правого и левого полушария:
^ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

обеспечивает: обеспечивает:

* речевую моторику, т.е. процесс гово- * образное восприятие мира;

рения; * восприятие пространствен-

* понимание устной речи; ных форм;

* понимание смысла воспринимаемых * нелогическое, неосмыслен-

явлений; ное восприятие;

* счетные операции; * бессознательные процессы

* установление причинно-следствен- * записывание всех жизненных

ных связей, вообще логическую кар- событий, начиная с периода

тину мира; окончания эмбриогенезиса;

* последовательное запоминание * восприятие музыки;

событий; * восприятие цветовых сочета

* сознательные процессы; ний;

* процессы научения; * творчество и интуицию;

* положительные эмоции; * отрицательные эмоции;

* европейское мировоззрение. * восточное мировоззрение.
Левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое - левой. У правшей чаще всего в роли доминирующего полушария выступает левое полушарие, а правое выполняет подчиненную роль, как правило, помогает левому в решении поставленной им задачи. Левое полушарие, видимо, нуждается в отдыхе, и во время ночного сна активизирует свои функции правое полушарие, которое никогда не отдыхает.

^ 2. Клеточные механизмы нервной системы.
Нервная система всех живых существ на планете Земля состоит из клеток двух типов: нейронов и глиальных клеток.

Нейрон представляет собой клетку, от которой отходит большое количество сильно ветвящихся коротких отростков - дендритов и один относительно длинный не ветвящийся по своей длине отросток - аксон. Работа нейрона состоит в том, что он получает сигнал от одних нейронов и передает другим.

Сигнал приходит на дендрит через особого рода контакт, называемый синапсом, а затем по аксону и одному из его отростков передается другим нейронам. Каждая нервная клетка связана с многими другими. В коре головного мозга некоторые нейроны имеют до 6 тысяч контактов с другими, но чаще нейрон связан лишь с небольшим количеством нейронов, вместе с которыми он образуют локальную цепь. Сверху нейрон покрыт миелиновой оболочкой, играющей роль изоляции и не допускающей рассеивания сигнала.

Функции глии до конца не изучены. Известно, что глиальных клеток в 5-10 раз больше, чем нейронов и что они могут делиться. Миелиновая оболочка нейронов ЦНС представляет собой слой глиальных клеток - олигодендроцитов, аналогичные клетки в ПНС называются шванновскими и выполняют сходные функции. Особую роль отводят глиальным клеткам, названным астроцитами за их звездчатую форму. Они, видимо, поддерживают нейрон в статичном состоянии, подносят питательные вещества и кислород. возможно как-то участвуют в передаче информации и утилизируют (перерабатывают) отмершие участки нейронов, превращая массу нервной ткани в желеобразную неэлектропроводную среду.

Вообще, работа нервной системы строится по типу электрической сети, где биоэлектрический сигнал с огромной скоростью в ЦНС (около 300 км/ч) и более медленной в ПНС передается от одного нейрона к другому, обеспечивая всю полноту восприятия и реакций организма.


^ Раздел 4: ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
1. Ощущение.
Ощущение - это один из самых простых психических процессов, представляющий собой реакцию на отдельные свойства объекта, благодаря которому мы можем оценить многообразные характеристики раздражителя, воздействующего на нас, но не можем сказать, что это за раздражитель.

Ощущение возникает благодаря работе особого механизма, называемого

анализатором. Анализатор состоит из трех отделов:

^ 1. Периферический отдел представляет собой скопление чувствительных клеток - рецепторов, способных под воздействием раздражителя изменять свой биоэлектрических потенциал, т.е. возбуждаться. Каждый вид рецепторов является специализированным, т.е. реагирует на определенный вид энергии - тепловой, химической, механической, электрической или электромагнитной. Что представляет собой чувствительный орган для каждого вида анализатора, видно из таблицы, в которой также указаны качества, распознаваемые рецепторами:


Модальность Чувствительный орган Качества
Зрение Сетчатка глаза Яркость

Контрастность

Движение

Размеры

Цвет

Слух Улитка Высота

Тембр

Сила звука

Равновесие Вестибулярный Изменение

аппарат положения тела

Осязание Кожа Давление

Температура

Вкус Язык Сладкое, горькое

кислое, соленое

Обоняние Пазухи носа Запахи


^ 2. Проводниковый отдел представлен афферентными (центростремительными) нервами, которые проводят первоначальный импульс от рецепторов в кору головного мозга, и афферентными (центробежными) нервами, которые проводят ответный сигнал от мозга к периферии.
^ 3. Корковый отдел, где распознается первоначальный импульс и обеспечивается ответная реакция организма. Здесь и возникает психический процесс, который называется ощущением, но для того чтобы оно возникло, требуется слаженная работа всех трех отделов анализатора.

Рецепторные отделы различных анализаторов обладают рядом общих свойств:

* Адаптация - изменение чувствительности анализатора при воздействии раздражителей различной силы. Чувствительность анализатора повышается при воздействии слабого раздражителя, чтобы более точно оценить сигнал; при воздействии раздражителя большой силы чувствительность анализатора снижается.

* Контрастность - нарушение чувствительности под влиянием воздействия предшествующего раздражения. Это происходит из-за того, что анализатор, настроившись на раздражитель определенной силы, в течение некоторого времени сохраняет эту настройку за счет еще одного свойства рецепторов, которое называется

* Последействие - задержка возбуждения определенной силы в анализаторе после окончания воздействия раздражителя.

* Взаимодействие - появление возбуждения в том анализаторе, который не испытал непосредственного воздействия раздражителя.

Взаимодействие анализаторов существует в двух видах:

* сенсибилизация - повышение чувствительности одного анализатора при воздействии раздражителя на другой анализатор. Так, при словах "кислый лимон" у многих испытуемых могут возникнуть различные ощущения в анализаторах, не испытавших непосредственного воздействия раздражителя: повышенное выделение слюны, кислый вкус, сведение скул.

* синестезия - возникновение при раздражении одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, цветным слухом обладал Н.А. Римский-Корсаков: при восприятии звука он одновременно воспринимал и определенный цвет.
Анализаторы могут реагировать на раздражители определенной силы. Раздражитель должен иметь некоторую величину, чтобы вызвать ощущение, т.е. должен преодолеть физиологический порог возбуждения, который достаточно низок. Но это не значит, что такой сигнал может быть нами сознательно воспринят. Чтобы восприниматься на сознательном уровне, сигнал должен преодолеть еще один порог - порог сознательного опознания. При превышении силы раздражителя зоны сознательного опознания, изменяется модальность восприятия. Мы воспринимаем уже не адекватный сигнал, а боль.

Очень сильный Изменение модальности ощущений
Боль Верхний порог чувствительности


Зона сознательного опознания Ощущение, адекватное Ощущение, адек-

ватное силе раздражителя
Порог сознательного опознания
Подсознательное отражение Стимул воспринимается, но

сигнала не осознается
Очень слабый Порог физического возбуждения
Отсутствие возбуждения в

анализаторах Стимул не воспринимается


^ Классификация ощущений.
В психологии принято несколько классификаций ощущений:
1. По модальности ощущения делятся на:

* контактные(осуществляется контакт раздражителя с рецепторами) - осязание и вкус;

* дистантные(раздражитель воздействует на рецепторы издалека) - зрение, слух, обоняние.

2. По месту расположения рецепторов ощущения делятся на:

* экстероцептивные - рецепторы поверхности тела, реагирующие на сигналы из среды;

* интероцептивные - рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях;

* проприоцептивные - рецепторы, расположенные в мышцах и связках и доставляющие информацию о движении и положении нашего тела.


2. Восприятие.
Восприятие - создание целостного образа объекта на основе данных органов чувств и прошлого опыта субъекта.

Процесс восприятия неразрывно связан с ощущениями и базируется на них. Ощущения в совокупности обеспечивают перцепцию, т.е. процесс непосредственного восприятия объектов. Но кроме информации, доставляемой органами чувств, в восприятии присутствует и апперцепция - зависимость воспринимаемого от прошлого опыта и содержимого бессознательного.

При первичном восприятии предмета, какого-либо человека или ситуации

мы строим образ восприятия полагаясь в большей степени на обобщенные данные органов чувств и лишь частично - на свой личный опыт. При многократном восприятии этих же предметов или людей процент апперцептивности восприятия увеличивается многократно и наше восприятие лишь в очень незначительной степени полагается на объективную информацию, полученную в процессе ощущений.
Первичное восприятие предмета Последующие восприятия
Перцепция апперцепция перцепция апперцепция
Таким образом, в восприятии привычных объектов мы ориентируемся в основном на свой собственный опыт и, следовательно, воспринимаем все явления действительности очень индивидуально. Иными словами, несмотря на то, что все мы живем в одном мире, картина мира у каждого своя и существенно отличается от мировосприятия других людей.

Но вместе с тем восприятие мира ребенком строится на основе общения с другими людьми и именно поэтому только человек, живущий в человеческом обществе, рядом с людьми, способен воспринимать мир по-человечески.
Восприятие характеризуется следующими особенностями:
* Предметность (или акт объективации) - особенность восприятия, благодаря которой мы способны воспринимать предметы окружающего мира как существующие вне и независимо от нас. В течение длительного периода онтогенетического (онтогенез - развитие человека в процессе взросления) развития ребенок воспринимает окружающий мир как продолжение своего собственного тела. Говоря иными словами, у него отсутствует способность к расчленению субъекта и объекта. Только приблизительно к трем годам (а по мнению некоторых исследователей - к 12 годам) ребенок в состоянии отчетливо сознавать границы своего собственного существа, что связано с понятием "самости". Выражается актуализация этой особенности в осознанном употреблении ребенком местоимения "Я".
* Целостность - способность нашего восприятия объединять данные различных ощущений в целостный образ предмета. Также целостность восприятия выражается в возможности опознания предмета в тех случаях, когда какие-то его части не видны или предмет предъявляется нам в непривычном ракурсе.

Так, например, мы без труда опознаем книгу, предъявленную нам не в привычном виде, а виде прямоугольника со стороны корешка.
* Константность - способность нашего восприятия в течение некоторого времени сохранять постоянство формы и размеров воспринимаемых предметов, независимо от изменения расстояния до них и изменения угла зрения. В самой значительной степени это свойство работает в отношении восприятия человека. Даже на большом расстоянии мы правильно оцениваем рост и другие параметры воспринимаемого человека.
* Структурность связана с целостностью и выражается в том. что мы воспринимаем абстрагированную от разовых сиюминутных ощущений структуру предмета или явления. Когда мы слушаем мелодию, мы фактически отражаем отдельные звуки, из которых за счет структурности складывается весь мелодический ряд.
* ^ Осмысленность восприятия связана с апперцепцией и выражается в том, что мы все воспринимаемое стремимся назвать, (т.е. выразить в понятии), классифицировать, (т.е. отнести к определенному классу и таким образом присвоить предмету определенные характеристики этого класса предметов). Так, воспринимая большую собаку люди присваивают ей такие характеристики как животное, способное покусать, которого нужно опасаться. Также осмысленность восприятия связана с интеллектуальным багажом воспринимающего, его знаниями о предмете восприятия. Обычному человеку любая змея, которую он видит, кажется опасной, а герпетолог точно определит название этого вида и степень его опасности.
Апперцепция и осмысленность восприятия тесно связаны с установками субъекта.

Установками называют своего рода индивидуальные очки, через которые мы смотрим на мир и которые влияют на наше восприятие. Выделяют следующие виды установок: смысловые, целевые, операциональные. Особую категорию составляют бессознательные установки, зависящие от содержимого личного бессознательного. Также можно выделить эмоциональные установки, которые преходящи и зависят от эмоционального состояния субъекта в данный момент.
Смысловые установки формируются в процессе онтогенеза и выражает личностное отношение субъекта к значимым объектам и явлениям. Они содержат информационный компонент (знания о предмете), эмоционально-оценочный компонент (симпатии или антипатии по отношению к нему), поведенческий компонент (готовность действовать тем или иным образом по отношению к этому предмету или в этой ситуации). Фактически, в отношении любых воспринимаемых предметов, людей или явлений мы действуем с позиций наших смысловых установок.
Целевые установки также связаны с опытом, но не имеют такого устойчивого характера, как смысловые. Целевые установки связаны с восприятием событий, предметов и людей сквозь призму сегодняшних целей индивида, и с изменением целей меняются и целевые установки.
Операциональные установки выражаются в готовности субъекта решать одну и ту же задачу постоянно одним и тем же способом, вести себя в одних и тех же ситуациях одинаково.
Таким образом, в каждый момент времени наше восприятие мира определяется различными установками, что обусловливает индивидуальность нашего восприятия. Но необходимо проявлять терпимость к чужой точке зрения, понимание, что у других людей на основе собственного опыта может сложиться качественно иная система взглядов на мир. Стремление навязывать свою мировоззренческую позицию, нетерпимость к инакомыслящим и инаковоспринимающим называется эгоцентризмом.
3. Воображение.
Воображение - психический процесс, позволяющий нам построить образ предмета или ситуации, которые мы никогда не воспринимали.
Функции воображения многообразны:
* оно позволяет представить результат выполняемой деятельности до ее начала и таким образом служит основой творчества;

* оно позволяет составить программу поведения, когда нет достаточно информации для осмысления проблемной ситуации;

* оно позволяет частично снять психическое напряжение, связанное с отсутствием удовлетворения какой-либо потребности;

* оно позволяет нам создавать образы, соответствующие описанию и, таким образом, способствует взаимопониманию в общении.
^ Виды воображения.
Пассивное воображение - уход от действительности, создание образа поведения, которое никогда не воплотится в действительность.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение свойственно слабым людям, не способным бороться с жизненными проблемами, имеющими трудности в принятии волевых решений. Такие люди продуцируют воображаемый мир, в котором находят удовлетворение своих насущных потребностей. Также этот вид воображения свойственен для маленьких детей, что связано с особенностями функционирования их психики.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении

сознательного контроля, т.е. в полудремотном состоянии, в состоянии сна, при расстройствах сознания, связанных с болезнью или необычными состояниями психики.
^ Активное воображение бывает творческим или воссоздающим.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов

и является неотъемлемой частью процесса творчества.

Воссоздающее воображение необходимо при чтении художественной литературы, при работе с географическими картами или чертежами.
^ Механизмы воображения.
Сущность механизмов воображения состоит в преобразовании представлений (ранее воспринимаемых образов) различными способами.

Агглютинация - склеивание частей ранее воспринимаемых образов в новых, необычных сочетаниях (например, кентавр).

Гиперболизация - изменение размера предмета (карлик или великан) или количества частей предмета (циклоп или двухголовый Янус).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков (карикатуры).

Схематизация или типизация - выделение нескольких характерных черт и создание на их основе нового образа.
Особую роль фантазия играет в детском возрасте. Для детей фантастические, создаваемые воображением образы ничем не отличаются от образов восприятий - они столь же реальны и это нужно учитывать при общении с ними. Необходимо поощрять творческие процессы, а это невозможно без хорошо развитого воображения. Но иногда ребенок, сталкиваясь со сложными проблемами, предпочитает не искать способы их разрешения, а уходит в воображаемый мир, где эти проблемы разрешаются фантастическими способами. Это обязательно отражается в поведении ребенка. Т.ч. если родители замечают, что ребенок часто "отсутствует", если у него появляется воображаемый друг - это должно насторожить их и заставить обдумать, почему ребенок предпочитает жить в воображаемом, а не в реальном мире. Чрезмерная мечтательность часто свидетельствует о ранимой психике и о неблагополучии в жизни ребенка.
4. Представление.
Представление - образы предметов и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения.
Образы представления делят на два класса:

* представления на основе восприятия - это припоминание ранее воспринимаемых образов (например, яблоко);

* представления на основе продуктивного воображения - это припоминание ранее воображаемых образов (например, однажды созданного при помощи воображения образа Змея Горыныча).
Образы представления играют важнейшую роль в механизмах памяти, а также -в качестве обратной связи - в процессах восприятия: именно представления лежат в основе апперцепции.

Также как ощущения и восприятия, представления делятся на зрительные, обонятельные, осязательные, вкусовые и слуховые. Особую роль в деятельности человека играют двигательные представления. У разных людей интенсивность и отчетливость представлений различного вида выражена по-разному: одни более способны припомнить зрительный образ, другие - слуховой, а третьи - ощущения тела. Очень редко встречаются люди с хорошей памятью на запахи и вкус - как правило, это дегустаторы духов, блюд, вин и т.д.
5. Память.
Память - собирательное название процессов запоминания (записывания информации), хранения (архивации), воспроизведения, узнавания и забывания. Иными словами, память - способ организации прошлого опыта субъекта, лежащий в основе возможности его дальнейшего использования. Целостность личности человека, возможность обучения, целенаправленной деятельности, общения связаны с памятью.

^ Теории памяти.
В психологии нет единого подхода к пониманию механизмов памяти.

Можно выделить собственно психологические теории памяти, физиологические теории памяти и биохимические теории памяти.
^ Психологические теории памяти.
Ассоциативное направление.
Представители этого направления считают, что в основе механизмов памяти лежат ассоциации - связи, возникающие между двумя (или несколькими) одновременными или непосредственно друг за другом следующими впечатлениями, при которых актуализация одного из них влечет появление другого (или других). Т.е. запоминая событие, мы записываем в структурах памяти зрительный образ, звучание, запахи, свои эмоциональные реакции на воспринимаемое, двигательную реакцию, понятия, сопровождающие восприятие. Позже, при актуализации хотя бы одной из частей этой структуры мы по ассоциации вспоминаем многие другие детали события.

Сторонники этих теорий выделяют три группы ассоциаций:

* по пространственно-временной смежности (пошли в театр и встретили там приятеля);

* по сходству (стол-стул);

* по контрасту (мальчик - девочка).
Принцип ассоциации прочно вошел в психологию, но различные психологические школы по-разному объясняются механизмы возникновения ассоциаций.


Гештальт-психология.
Гештальтисты в центр своей теории памяти ставят понятие гештальта (с немецкого - образ) - целостной структуры, не сводимой к сумме частей, которая по присущим ей законам (законам гештальта) упорядочивает многообразие запоминаемых деталей явления. Припоминание в таком случае вызывает с необходимостью весь гештальт целиком во всем многообразии его деталей.
Психология деятельности.
Представители этого направления (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) считают деятельность личности фактором, детерминирующим всю ее психическую жизнь. Согласно этой концепции эффективность запоминания зависит от того, какое место запоминаемое событие занимает в деятельности субъекта, т.е. зависит не от самого события, а от того, что с ним делает субъект.
Рефлексология.
Представители этой теории (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.) считают основой памяти условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным материалом. Стойкость условно рефлекторных связей зависит от целей деятельности и связанных с ними стимулов.
Физическая теория памяти.
Эта теория строится на утверждении, что прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя определенный след, который становится еще более значительным при повторном следовании импульса по этому же пути.
Биохимические теории памяти.
С точки зрения этой теории процесс запоминания делится на две фазы На первой фазе в нервных клетках происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая в них обратимые изменения. Считается, что эта ступень лежит в основе кратковременной памяти.

Вторая фаза возникает непосредственно после первой. Во время второй фазы в клетках происходят необратимые изменения, служащие основой долговременной памяти.
Химическая теория.
По мнению сторонников этой теории любой стимул вызывает перегруппировку белковых молекул нейронов - ДНК и РНК, увеличивая в них содержание РНК, которая, как известно, служит основой онтогенетической памяти. При повторном стимуле РНК резонирует на знакомый сигнал и это служит основой памяти.
Видимо, наиболее правильным при таком многообразии объяснений механизмов памяти будет эклектический подход, объединяющий наиболее подтвержденные в экспериментах данные о работе мозга и психических процессах, составляющих основу памяти.
^ Виды памяти.
Классификация различных видов памяти принята по трем основаниям: по длительности хранения, по характеру психической активности, по степени волевого регулирования, по характеру запоминания и хранения.
По длительности хранения информации выделяется:
* сенсорная память - это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов и сохраняющий информацию в течение 1/4 доли секунды; за это время ретикулярная формация оценивает степень новизны раздражителя и решает вопрос о том, нужно ли активизировать кору больших полушарий для осуществления реакции на этот раздражитель. Если этого не происходит, импульс теряется и сенсорный отдел занимается новыми сигналами.
* кратковременная память, длительность хранения информации в которой по данным разных исследовательских групп от 20 сек до нескольких минут. По мнению большинства исследователей, если не повторить информацию, она стирается, т.е. воспроизвести ее невозможно. Емкость кратковременной памяти составляет 5-7 единиц информации (т.е. мы способны запомнить ряд из 5-7 слов после однократного прочтения), но, что интересно, мозг способен группировать большие объемы информации так, чтобы в результате уложиться в это число (например, ряд из десяти слов - слон, стол, окно, яблоко, луна, море, автомобиль, отец, пистолет, дракон запоминается, если мозг группирует эту информацию следующим образом: слон, который залез на стол и смотрит в окно (1 единица информации), луна над морем (вторая), автомобиль, в котором едет отец с пистолетом, догоняющий дракона (третья единица).

* долговременная память, в которой информация в зависимости от значимости и частоты использования хранится минуты-годы. Емкость долговременной памяти практически безгранична.
По характеру психической активности выделяют:
* двигательную (или моторную) память - память на движения, когда либо заученные: письмо, игра на музыкальных инструментах и т.д.;
* эмоциональную - память на эмоции, которые мы испытывали в той или иной ситуации;
* образную память - память на различные образы (представления), которая обычно хорошо развита у людей художественных профессий. Иногда встречаются люди с эйдетической памятью. Их память отличается тем, что она практически неотличима от восприятий, они как будто каждый раз вновь видят предмет в мельчайших деталях и даже способны повернуть его в представлении и рассмотреть с другой стороны.
* механическую память - основанную на многократном повторении материала без его осмысливания;
* словесно-логическую память - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Этот вид памяти эффективнее механической в 20 раз.
По степени волевого регулирования память бывает:
* непроизвольной, когда мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо;

материал запоминается в силу своей новизны или значимости, или эмоционального воздействия на человека. Этот вид памяти является единственным в первые годы жизни. Непроизвольно ребенок в первые три года жизни записывает такое количество информации, которое соизмеримо с объемом информации, запомнившейся в течение всей последующей жизни (скажем, 72 лет).
* произвольной, когда мы специально прилагаем усилия для запоминания материала.
По характеру запоминания и хранения подразделяют память:
* эпизодическую, в которой хранится информация о всех событиях нашей жизни, о каждом ее мгновении, начиная в момента завершения эмбриогенезиса, т.е. внутриутробного формирования плода;

* семантическую, в которой хранится информация, связанная с культурой, языком,
^ Процессы памяти.
Запоминание.
Запоминание - процесс записывания информации в структурах памяти во время которого происходит ее кодирование, т.е. выделяется, что именно будет храниться и в каком виде.
Запоминание бывает произвольное и непроизвольное, а произвольное делят на механическое и осмысленное.

При непроизвольном запоминании информация записывается сама собой, от нас не требуется никакого усилия, чтобы ее запомнить. Этот процесс запоминания преобладает в первые годы жизни и связано это, видимо, с тем, что для ребенка всякая информация является новой и необходимой для лучшей адаптации в среде. В более позднем возрасте процент непроизвольно запоминаемой информации существенно уменьшается, уступая место произвольному запоминанию. У взрослых людей непроизвольно запоминается та информация, которая так или иначе затрагивает бессознательные установки, связанные с направленностью личности, ее характерологическими особенностями.

Так, одни хорошо запоминают информацию, например, медицинского характера (что позволяет предположить наличие ипохондрических черт), а другие прекрасно запоминают анекдоты, но не в состоянии воспроизвести только что прочитанный медицинский совет.

При произвольном механическом запоминании закрепление материала происходит путем многократного повторения, заучивания.

При осмысленном запоминании мы прилагаем волевые усилия для записывания материала, но не заучиваем его, а стараемся понять и связать с уже известным.
Запоминание зависит от ряда факторов:
* от осмысленности материала: то, что мы поняли, осмыслили, запомнится лучше того, что мы просто зазубрили;

* от эмоционального ответа личности: то, что волнует, запоминается лучше индифферентного материала;

* от организации материала - поэзия запоминается лучше, чем проза; схемы - лучше, чем текст и т.д. ;

* от установки на запоминание: запоминание напрямую зависит от того, насколько необходим нам этот материал, как долго хотим мы хранить его в памяти, как скоро он нам понадобится вновь - все это бессознательно или более-менее осознанно отражается в нашей установке на запоминание, от которой зависит мобилизация процессов кодирования информации. Если, готовясь к экзамену, мы "настраиваем" себя на то, что материал нам понадобится запомнить только для того, чтобы сдать экзамен и больше в жизни он нам не пригодится, то, скорее всего, вскоре после сдачи экзамена извлечь записанную с такой установкой информацию будет уже невозможно.
Улучшить запоминание можно:
* тренируя память как можно чаще;

* представляя материал в виде наглядного зрительного образа;

* четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время которого будет храниться этот материал;

* составляя предварительный план запоминаемого материала;

* устанавливая смысловые связи с известной информацией;

* используя специальные мнемонические приемы: так, запоминая расположение цветов радужного спектра, достаточно выучить фразу : "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", а запомнить число "пи" до десятого знака поможет фраза: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ знает";

* используя реминисценцию - отсроченное воспоминание. Явление реминисценции заключается в том, что если воспроизведение материала происходит не непосредственно после запоминания, а через несколько дней, то качество воспроизведения в этом случае намного выше. Связано это, видимо, с тем, что материал, заложенный на хранение, продолжает бессознательно обрабатываться, включается в структуру прошлого опыта, а также устанавливаются многочисленные аналогические связи с другим материалом.

Хранение
Хранение (архивизация)- процесс накопления материала в памяти.

Хранение зависит от типа запоминания. При механическом заучивании материал хранится в неизменном виде (пассивное хранение), а при осмысленном запоминании устанавливаются многочисленные связи с ранее изученным и материал подвергается дальнейшей бессознательной переработке (активное хранение).
Выделяют три типа организации материала при хранении:
* пространственная организация, при которой мы связываем определенный материал с какими-то внешними опорными точками. Такая организация материала позволяет нам, например, находить нужное слово в словаре или назвать все дни недели;

* ассоциативная организация, при которой материал связывается с теми условиями, при которых произошло запоминание (пространственно-временные ассоциации), со смежными понятиями (стол-стул, юбка-брюки) и контрастными понятиями (черное-белое);

* иерархическая организация, при которой идет построение иерархических понятийных структур, например:
человек
взрослые, дети и старики внутри кости, органы, кровь
мальчики и девочки сердце

НС ЦНС ПНС

Головной мозг Спинной мозг

мозжечок ствол передний мозг

и т.д.

При записывании новой информации она отправляется сразу в определенное

"дерево", хранящее сведения по данному предмету (например, о человеке). По каждой новой области знания образуется новое иерархическое "дерево"; между "деревьями" при хранении могут возникать различные связи, которые осознаются только при воспроизведении хранящейся информации.

Иерархическая организация обеспечивает возможность рациональных действий. Можно предположить, что тот или иной тип организации хранения материала зависит от доминирования полушарий: у левополушарных людей будет превалировать иерархическая организация (научный тип), у правополушарных - ассоциативная (художественный тип).
Воспроизведение.
Воспроизведение - процесс извлечения хранящейся в памяти информации. Эффективность воспроизведения зависит от того, насколько хорошо организован материал и, прежде всего, организован иерархически. Дело в том, что информация всегда воспроизводится в контексте той структуры, в которую она "встроена". Извлечь информацию сознательно, произвольно на основе ассоциаций практически невозможно, а пространственная организация лишь помогает ориентироваться в окружающем мире. Если вам необходимо вспомнить значение понятия "вещь в себе", то вам придется вспомнить и все

то, что связано с именем Иммануила Канта, и наиболее подробно - его гносеологию, потому что искомое понятие - отдельная веточка "дерева" под кодовым названием "Иммануил Кант", а само это дерево, в свою очередь - веточка более мощного дерева под кодовым названием "Немецкая классическая философия" и т.д.
Воспроизведение также делят на произвольное и непроизвольное.
При непроизвольном воспроизведении мы не ставим себе специальной задачи припомнить то, что знаем. Толчком для непроизвольного воспроизведения служат какие-нибудь ассоциации вновь воспринимаемого материала с тем, что хранится в памяти.

При произвольном воспроизведении мы восстанавливаем материал целенаправленно, прилагая волевые усилия.


Узнавание.
Узнавание - сличение информации, хранящейся в памяти с вновь воспринимаемой. Узнавание позволяет нам использовать опыт в восприятии объектов, фактически обусловливает апперцепцию.
Узнавание различается по степени определенности, полноты, четкости и произвольности.
* Произвольным узнавание бывает тогда, когда мы используем этот процесс для проверки эффективности запоминания или заучивания.

* Непроизвольное узнавание возникает спонтанно и бывает часто неполным, неопределенным.

* Также узнавание бывает ложным (так называемая парамнезия), когда переживается чувство знакомости в отношении того человека или ситуации, с которыми мы никогда не сталкивались.


Забывание.
Забывание - процесс стирания информации, хранившейся в памяти. В собственном смысле этого слова забывание как полная потеря информации имеет место лишь при разрушении мозговых структур при ранениях, дегенеративных процессах мозговой ткани. Гораздо чаще этот термин используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть невозможность повторного использования информации в опыте.
Факторы, обусловливающие невозможность воспроизведения информации:
* Возрастные особенности.
События первых лет жизни практически невозможно воспроизвести в обычном состоянии сознания, именно поэтому психологи называют этот период "доисторической эпохой в жизни человека". Но, как свидетельствуют опыты Станислава Гроффа, невозможность воспроизведения не означает отсутствие информации. По мнению этого автора, под влиянием гипноза (транса), особой дыхательной техники, некоторых фармакологических препаратов человек способен вспомнить каждый прожитый миг, включая и внутриутробный период жизни.

В пожилом возрасте нарушается воспроизведение вновь запоминаемой информации при успешном воспроизводстве ранее записанной информации.

Причины неэффективного воспроизводства в пожилом возрасте связаны и с нарушением организации материала, и, возможно, частично с дегенеративными процессами в тканях мозга, в результате которых новая информация просто не записывается.
* Неиспользование информации.
Действительно, воспроизвести информацию, которой мы не пользовались многие годы, практически невозможно; она оказывается погребенной под пластом новых впечатлений и новых знаний. Но это закономерность не распространяется на двигательные навыки, навыки игры на музыкальных инструментах, игру в шахматы или шашки. Также очень быстро восстанавливается способность понимать, казалось, полностью забытый иностранный язык, в особенности если изучение этого языка относится к раннему детскому возрасту.
* Интерференция.
Интерференцией называют ухудшение сохранения материала под влиянием наложения другой информации, с которой сталкивается человек до или

непосредственно после запоминания.

Если интерференция связана с событиями, произошедшими до запоминания, говорят о проактивной интерференции. Проактивную интерференцию может вызвать изучение похожего материала ( например, латинского языка, а непосредственно вслед за ним - английского языка; в таком случае может иметь место плохое усвоение английского вследствие наложения предшествующего материала), перенос негативного эмоционального фона на запоминаемый материал (например, отрицательное отношение к преподавателю вызывает проактивную интерференцию в отношении изучаемого предмета).

Если интерференция вызвана событиями, происходящими непосредственно после запоминания, то мы имеет дело с ретроактивной интерференцией.
* Вытеснение.
Ухудшить или вообще исключить возможность воспроизведения материала может вытеснение - один из видов "психологической защиты", представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида или чрезвычайно травмирующие мысли, воспоминания, переживания "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая оказывать опосредованное влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха и т.п.

Так, опасаясь провала, мы можем "проспать" на ответственный экзамен,

забыв завести будильник; не можем вспомнить фамилию человека, который нам чем-то неприятен и т.д.
6. Внимание.
Внимание - направленность психической деятельности человека на какой-то объект. Благодаря этому процессу мы отчетливо осознаем воспринимаемое, которое, выделяясь из общей массы, на некоторой время оказывается в центре нашего восприятия. Также важной функцией внимания является то, что этот процесс позволяет нам ориентироваться в среде, а также реагировать на существенные изменения в организме.

^ Физиологические основы внимания.
Физиологической основой внимания является ориентировочный рефлекс "Что такое?". При всяком значительном изменении в окружающей среде или в собственном организме ретикулярная формация в ответ на новый раздражитель активизирует работу мозга по осознанию его природы и обеспечению адекватной реакции. Так, услышав звук при падении тяжелого предмета, мы мгновенно реагируем напряжением всех мышц, готовясь при необходимости быстро действовать, чтобы спасти собственную жизнь. В каждый момент времени наше внимание отвлекается на новый объект - звук, зрительный образ, ощущения холода, запах. Чем бы мы не были заняты, как бы мы не были увлечены своей деятельностью, ориентировочный рефлекс обеспечит нашу реакцию на новый необычный сигнал и, в конечном счете, выживание.
Виды внимания.
Непроизвольное внимание носит пассивный характер, т.е. не зависит от нашего желания и воли. Предмет сам навязывает нам себя, отвлекая нас от других видов деятельности.

Непроизвольное внимание зависит от двух видов причин: внешних и внутренних. Внешние причины обусловлены силой, новизной, интенсивностью раздражителя. Привлекает внимание сильный звук, необычный запах, яркий цвет. Особенно сильным раздражителем является все движущееся, пульсирующее и, что интересно то, что мы не сразу можем отчетливо идентифицировать. Так, если находящийся достаточно далеко от нас источник звука недостаточно силен, чтобы его отчетливо слышать, мы не сможем продолжать заниматься чем-то, а будем постоянно вслушиваться в то, что доносится, пытаясь разобраться в природе раздражителя, опознать его.

Внутренние причины - отношение личности к тем или иным явлениям, фактам. Например, пугливый человек, находясь один в комнате, будет постоянно отвлекаться на всякие поскрипывания, потрескивания, шорохи, в то время как другой человек, оказавшись в таких же условиях, будет наслаждаться тишиной или увлеченно, не отвлекаясь, заниматься своим делом.
^ Произвольное внимание - активный процесс, зависящий от наших волевых усилий. Мы заставляем себя сосредоточиться на какой-либо деятельности или на определенном предмете, следуем сознательно поставленной цели.

Сохранение произвольного внимания на высоком уровне требует значительного усилия и поэтому в течение долгого времени сознательно сосредоточивать внимание на чем-либо очень сложно. Помогает в этом четкое осознание мотивов деятельности - зачем мне это нужно, каков будет результат деятельности. Но и в этом случае посторонние раздражители, а очень скоро и усталость будут влиять на нашу способность сосредоточения.
^ Постпроизвольное внимание возникает в случае, когда мы, заставив себя заниматься чем-либо, увлекаемся, втягиваемся в работу. Дальнейшая деятельность уже не требует волевых усилий - мы работаем, потому что нам интересно. В этом случае наше внимание будет устойчивым, а работа - продуктивной. Отвлечься мы сможем лишь тогда, когда исчерпаем интерес либо в случае, когда в результате усталости, истощенности сработают защитные механизмы психики - внимание начнет рассеиваться, т.е. отвлекаться на раздражители, которые до сих пор не были заметны.
Свойства внимания.
1. Объем - количество одновременно отчетливо воспринимаемых предметов (обычно 5-7) при их одновременном однократном предъявлении.

2. Распределение внимания - способность одновременно заниматься двумя или несколькими делами сразу. В этом случае объем внимания как бы делится на секторы, каждый из которых обеспечивает более или менее полноценную деятельность.

3. Переключение внимания - способность быстрого переноса произвольного внимания с одного вида деятельности на другой.

4. Устойчивость внимания - глубина, длительность и интенсивность внимания.

5. Избирательность внимания - возможность успешной настройки внимания на восприятие информации или на деятельность, относящиеся к сознательно поставленной цели.
Особенности внимания.
Одной из основных особенностей внимания является так называемые колебания внимания - кратковременные непроизвольные изменения его интенсивности или нарушения настройки на объект. Так, при попытке подсчитать число ударов пульса за минуту мы в какой-то момент обнаружим, что потеряли его. То же самое произойдет, если мы в течение, например, минуты будем слушать тикание механических часов. Также легко наблюдать колебания внимания, когда мы рассматриваем усеченную пирамиду, которая кажется то выпуклой, то вогнутой.
Расстройства внимания.
Всем известен такой вид расстройства внимания как рассеянность - нарушение устойчивости внимания, легкая отвлекаемость на посторонние раздражители - так называемое "порхающее внимание". Очаг возбуждения, возникающий при таком варианте внимания, слаб и неустойчив, легко разрушается. У детей первых лет жизни рассеянность обусловлена функциональной слабостью нервной системы, быстрой утомляемостью, а также новизной раздражителей. Рассеянность у взрослых объясняется многими причинами: от слабости волевых процессов, утомления, депрессии и стресса до нарушения физиологических механизмов высшей нервной деятельности.

Также существует рассеянность как односторонняя сверхсосредоточенность сознания на внутреннем объекте - так называемая "профессорская рассеянность", при которой в коре головного мозга возникает сверхстойкий очаг

возбуждения, "оттягивающий" на себя значительную часть сознательной деятельности и не позволяющий отвлекаться на посторонние раздражители.
7. Мышление.
Мышление - процесс переработки информации в поисках решения какой-либо задачи.
Виды мышления.
Простейшие формы мышления свойственны высокоорганизованным животным, находящимся на интеллектуальной стадии развития психики. Такие животные, например, человекообразные обезьяны и дельфины, не просто воспринимают окружающий мир во всей полноте, но и способны определенным образом перерабатывать информацию различными способами: анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать. Но мышление таких животных осуществляется большей частью в наглядно-действенном, частично - в наглядно-образном плане.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется при помощи физического преобразования ситуации, т.е. деятельно. Например, шимпанзе, чтобы достать высоко висящее яблоко, ставит несколько коробок одну на другую или маленький ребенок, выстраивая пирамидку, пробует по очереди надевать кольца различного диаметра, решая эту задачу при помощи действий, т.е. в наглядно действенном плане. Хотя, возможно, шимпанзе, прежде чем составлять коробки в действительности, совершает те же действия в своем воображении -

в этом случае это уже наглядно-образное мышление, при котором решение задачи осуществляется путем представления или воображения ситуаций и изменений в них. И животное, и ребенок переходят к этому способу мышления лишь накопив определенный опыт после многократного решения задач в наглядно-действенном плане.

Но наивысшей и, видимо, сугубо человеческой формой мышления является так называемое словесно-логическое мышление, способность к которому актуализируется у детей по мере овладения речью и связана с оперированием логическими формами мышления - понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятия - символическое обобщенное представление предметов или явлений путем выделения главных признаков, присущих всем предметам данного класса независимо от конкретной ситуации. Например, понятие "человек" представляет набор черт и качеств, обязательно присущих любому человеку-

мужчине и женщине, ребенку, взрослому и старику и т.д.

Суждения - отражение связей между различными предметами или явлениями. Например, суждение "Все люди смертны" отражает существенную связь между людьми и таким явлением как смерть.

Умозаключение - получение вывода путем анализа и синтеза на основе исходных двух или нескольких суждений. Например, на основе двух следующих суждений "Все люди смертны" и "Сократ - человек" мы можем получить новое суждение "Сократ тоже смертен" (Аристотель "Логика").

Мыслительные операции.
Поясняя выше сущность мышления, мы неоднократно употребляли понятия "анализ", "синтез", "сравнение", "обобщение".
* Анализ - это метод разложение целого на части.

Решая математическую задачу или сложную жизненную проблему, мы в первую очередь анализируем их, т.е. выясняем простые составляющие задачи или проблемы. Маленький ребенок, бесцельно, как нам кажется, ломая только что подаренную игрушку, на самом деле "анализирует" ее единственно доступным ему пока способом, т.е. буквально разлагая ее на части. Причем, перейти к понятийному, словесному анализу ребенок может лишь многократно осуществляя вот такой буквальный деятельностный анализ.
* Синтез - объединение простых элементов в новый комплекс, в новое целое.

Составляя пирамидку из колец различного диаметра или собирая новую

модель при помощи конструктора, ребенок осуществляет синтетическую

синтетическую деятельность, необходимую для перехода к понятийному

синтезу.

* Сравнение - выделение сходных и различных признаков в результате анализа предметов или явлений. Чтобы провести сравнение, нужно вначале разложить сравниваемые предметы на простые составляющие, т.е. проанализировать их, а затем необходимо выделить сходство и различия между ними.
* Обобщение - объединение ряда предметов в группу по наличию у них ряда общих случайных или существенных признаков. В первом случае, в одну группу могут попасть трава, шарф, автомобиль, огурец как обладающие одним общим случайным признаком - зеленым цветом. Во втором случае - при обобщении по существенному признаку - ничего общего между этими предметами найти невозможно.
* Абстрагирование - символическое упрощение путем отвлечения от конкретных деталей. Мысленное абстрагирование позволяет нам, например, выделить существенные узловые моменты логического развития исторического события, например, революции во Франции, не увязая в конкретных деталях.
* Конкретизация - переход, напротив, к деталям, усложнение содержания. Конкретное всегда богаче по содержанию, чем абстрактное; конкретный человек обладает несравненно большими характеристиками, чем абстрактное понятие "человек". Лев Николаевич Толстой, помимо черт, присущих всем людям ( как просто принадлежащий к роду человеческому), еще и великий русский писатель, философ, граф, супруг Софьи Андреевны, отец, помещик, человек определенного темперамента, характера, со

своим личным опытом и жизненными проблемами - безмерно сложная личность, все многообразие которой можно выразить лишь при помощи удачного термина древнегреческой философии - микрокосм, т.е. столь же сложный как и бесконечный космос - макрокосм.
Этапы решения мыслительных задач.
По мнению советского психолога Лурии, при решении задач человек проходит ряд этапов:

* первый - изучение условий задачи;

* второй - разработка стратегии решения проблемы (общих подходов);

* третий - выбор тактики решения, т.е. конкретных методов;

* четвертый - найденное решение сопоставляется с исходными данными и про веряется правильность решения.
Но длительные исследования (Уоллес) в области решения творческих задач предлагают несколько иной механизм мыслительной деятельности, приводящей к существенно новому решению. Этот механизм также включает четыре этапа:

^ Первый этап - подготовка; на этом этапе подбирается информация, имеющая отношение к проблеме.

Второй этап - инкубация; на этом этапе исследователь на время откладывает работу над проблемой, переключаясь на другие дела. В это же время продолжается бессознательная переработка информация: она включается в структуру прошлого опыта, устанавливаются связи между новой информацией и уже известной.

^ Третий этап - озарение, инсайт. Кажется, что решение появляется само собой, без всякого вмешательства исследователя и часто воспринимается как нечто мистическое. Блез Паскаль даже однажды обратился к служителям церкви с просьбой о помощи, считая свое открытие, получившее позже название "улитки Паскаля", "бесовским наваждением". Известно множество примеров, когда решение проблемы пришло во сне или во время просоночного состояния или дремы, причем решение приходит уже в готовом виде, а промежуточные этапы исследователю абсолютно недоступны.

^ Четвертый этап - логическая оценка найденного решения, проверка путем

сопоставления с первоначальными фактами.
Противоречат ли эти два подхода друг другу? Видимо, нет. Теория мыслительной деятельности Лурии представляет собой описание логического, осознанного механизма решения всех многочисленных повседневных задач, в то время как открытие Уоллеса раскрывает значение бессознательного в творческом процессе, направленном на получение принципиально новых решений проблем или принципиально новых объяснений тех или иных явлений действительности.
^ Теории интеллекта.
Интеллект - это относительно устойчивая совокупность умственных способностей индивида. В отечественной психологии преобладает точка зрения, при которой интеллект тождественен мышлению (Л.С. Цветкова "Мозг и интеллект, 1995). В западной психологии интеллект связывают с успешной адаптацией в среде, т.е. более интеллектуален тот, кто лучше всего адаптируется, т.е. благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. По мнению Векслера, "интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. успешно меряться силами с окружающим миром".

Оценка интеллекта.
Различными психологами предложены различные способы оценки интеллекта по различным параметрам. Так супруги Терстоуны выделяют семь факторов, по которым можно судить об интеллекте:
1. Способность совершать счетные операции.

2. Словесную гибкость, т.е. способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей.

3. Вербальное восприятие, т.е. способность адекватно понимать устную и письменную речь.

4. Пространственную ориентацию, способность представлять ращличные предметы в пространстве.

5. Память.

6. Способность к рассуждению, т.е. решению проблем с использованием прошлого опыта.

7. Готовность к перцепции, т.е. быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями.
Другие авторы подходят к оценке факторов, составляющих структуру интеллекта, с поразительным разбросом мнений, выделяя их от 4 (Р.Мейли) до 120 (Д.Гилфорд), что лишний раз свидетельствует о сложности проблемы.

Различными авторами предложено ряд тестов, позволяющих оценить уровень интеллекта. Первый тест на интеллект был создан психологом Бине и выявлял "умственный" (ментальный) возраст ребенка в отличие от его хронологического возраста. Позже Векслер, Кэттел, Айзенк предложили свои тесты на оценку интеллекта взрослых и детей. Сейчас наиболее часто употребляемыми является тесты Стенфорд-Бине и Векслера.
Виды и уровни интеллекта.
Гилфорд первым предложил оценивать интеллект с точки зрения конвергентности - дивергентности. Конвергентный интеллект предполагает поиск единственно правильного решения и представляет собой результат научения, хорошего усвоения алгоритмов решения проблем. Дивергентный интеллект характеризуется одновременным многоплановым поиском правильных решений, что приводит в результате к оригинальным творческим идеям.

Также принято деление интеллекта на конкретный уровень, направленный на решение повседневных проблем и называемый зачастую смекалкой и абстрактный уровень, позволяющий успешно оперировать понятиями.

Кэттел предположил, что у каждого из нас от рождения имеется потенциальный "жидкий" интеллект, который представляет собой общие способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению, на основе которого по мере накопления опыта в решении задач адаптации к среде формируется "кристаллический" интеллект, представляющий собой различные конкретные навыки и знания данного индивида.
Факторы, влияющие на формирование интеллекта.
Внутриутробная жизнь ребенка накладывает существенный отпечаток на формирование интеллектуальных потенций. Задержка умственного развития возможна:
* при некоторых хромосомных аномалиях (болезнь Дауна);

* при нарушениях снабжения мозга формирующегося плода кислородом;

* при нарушениях питания плода;

* при некоторых заболеваниях матери в период беременности (например, краснуха и диабет);

* при употреблении матерью многих лекарств, в особенности антибиотиков и транквилизаторов;

* при употреблении матерью в период беременности наркотиков, алкоголя, при курении.
После рождения ребенка влияет на развитие его интеллектуальных способностей:
* питание, уход и обеспечение безопасности в первые месяцы жизни;

* богатая раздражителями окружающая среда, т.е. общение с различными людьми, большое количество игрушек, приспособления для развития двигательной активности (мячи, кольца);

* количество детей в семье - чем больше детей в семье, тем меньше уровень развития их интеллекта, хотя существует и еще одна интересная зависимость: старшие дети в такой семье более развиты интеллектуально, чем младшие;

* социальное положение семьи - сказывается на формировании практического или абстрактного уровня интеллекта, а также общей направленности личности.
8. Речь.
Речь - специфически человеческий способ обмена информацией, обеспечивающий прогресс человеческой цивилизации вследствие накопления коллективного опыта.

Речь - один из существенных факторов, отличающих психику человека от психики животных. Все виды общественных животных (т.е. живущих группами - стаями, стадами и т.д.) имеют сигналы, которыми они обмениваются в той или иной ситуации. Каждый сигнал запускает конкретную поведенческую реакцию - бегство или стремление спрятаться при сигнале опасности, поиск пищи при наличии сигнала о том, что кто-то из членов группы ее нашел. Реакция на сигналы у большинства животных видов является врожденной, у некоторых видов обезьян к врожденным сигналам присоединяются сигналы, выработанные в процессе совместной жизни и включающие условно-рефлекторную реакцию. У человека тоже есть ряд безусловно-рефлекторных звуковых сигналов - крик боли, непроизвольный возглас как реакция на опасную ситуацию. Но вместе с этой так называемой первой сигнальной системой у человека есть вторая сигнальная система - человеческая речь, при помощи которой мы не только передаем информацию о существующей ситуации, но можем рассказать о прошлом или о будущем, или о том, чего не существует.

Способность к речи является врожденной, но актуализироваться эта способность может только в случае, если ребенок развивается среди людей, которые разговаривают с ним и между собой. Случаи так называемых детей-Маугли, т.е. детей, воспитанных обезьянами, волками убеждают в том, что эта способность должна актуализироваться в строго определенные временные рамки. Если ребенок не заговорил по тем или иным причинам в возрасте близком к двум годам, то с каждым годом, отделяющем его от этого возраста, возможность актуализации речевых функций будет уменьшаться. Т.е. чем в более старшем возрасте мы будем пытаться научить ребенка разговаривать(если это не произошло естественным путем), тем меньших успехов мы добьемся.

Способность к речи включает в себя несколько неразрывно связанных процессов: способность к проговариванию (речевой моторике и фонетике), способность к пониманию устной речи (т.е. пониманию значения слов - семантике), способность к пониманию письменной речи (т.е. к чтению), способность к правильному построению речи (синтаксис), способность к письму.
Физиологи обнаружили ряд речевых центров, которые в подавляющем большинстве случаев расположены в левом полушарии коры головного мозга

и отвечают за различные вербальные процессы.

При нарушениях в деятельности мозга возникают нарушения соответствующих речевых функций:

* нарушения артикуляции (афазия Брока) - существенные нарушения в способности к устной речи, т.е. больные не могут произнести хорошо известное им слово;

* нарушения письма (аграфия) - невозможность писать вследствие того, что мозг не может "вспомнить" движения руки при письме и воспроизвести их;

* расстройства понимания устной речи (афазия Вернике) - больные не понимают значения слов, воспринимают чужую речь как шум, не имеющий никакого смысла;

* нарушения чтения (алексия) - невозможность понимания смысла слов, переданного в знаковой форме, буквами.
Виды речи.
Выделяют следующие виды речи:
* внешняя речь - речь, которой мы пользуемся для общения с другими людьми; в онтогенезе появляется вначале как неосмысленное подражание чужой речи на уровне первой сигнальной системы, позже появляется понимание значения произносимых слов;

* внутренняя речь - речь, обеспечивающая мыслительную деятельность, а также общение с собой;

* промежуточная речь - частично интериоризированная (перешедшая вовнутрь) внешняя речь, при которой часть речевой деятельности осуществляется вовне, а часть внутри сознания. Внешне это выглядит как бессмысленная отрывочная речь. В онтогенезе является нормальным этапом перехода внешней речи во внутреннюю. У взрослых людей возвращение к промежуточной речи свидетельствует об астенизации (истощении) психики, усталости, неврозе.
В свою очередь, внешнюю речь можно подразделить на устную и письменную, а устную - на монологическую и диалогическую. Каждый вид речи обладает своими особенностями. Так, например, письменная речь требует большей конкретизации мысли, а при устной диалогической речи присоединение невербальных каналов передачи информации (интонации, мимики, жестов, поз тела) позволяет адекватно выразить свои мысли более скудными речевыми средствами.
По степени активности процесса выделяют:
* активную речь, при которой каждая фраза самостоятельно конструируется человеком;

* пассивную речь, при которой человек пользуется готовыми речевыми штампами.
  1   2   3



Скачать файл (372 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации