Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по курсу Педагогика и психология - файл 1.docx


Контрольная работа по курсу Педагогика и психология
скачать (43.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx44kb.04.12.2011 03:44скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

  1. Деятельность. Структура деятельности. Педагогические требования к организации деятельности.

  2. Игра – специфическая форма жизни человека. Основные атрибуты игры: юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Типология игр: игры-фантазии, игры-воображения, игры-общение, сюжетно-ролевые, организационно-деятельностные, состязательные игры.

  3. Общение – ведущий фактор развития личности. Мир общения: материально-практический, духовно-информационный, практическо-духовный. Педагогическое общение и его особенности.

  4. Список использованных литературных источников.





I. Деятельность. Структура деятельности.

Педагогические требования к организации деятельности

Личность человека формируется и проявляется в процессе собственной активности. Жить – это значит действовать. Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками: её общественная сущность является предметом общественных наук, её физиологические механизмы – предметом физиологии; психология изучает психическую сторону деятельности. [4, 102-103]

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. [3, 146]

^ Деятельность человека отличается от активности животных. Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.



4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

^ Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является 

всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной. [3, 148-151]

Таким образом, деятельность человека имеет многоуровневый характер. Высшим ее интегративным уровнем является собственно деятельность, определяемая мотивом и направляемая соответствующей этому мотиву «генеральной» целью. Достижение этой цели всегда сопровождается возникновением частных проблем, решение которых связано с постановкой частных целей. Целенаправленную активность, связанную с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, принято в психологии называть действиями. И, наконец, наиболее элементарным структурным уровнем деятельности является операция — та конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий (например, физическими свойствами объекта, местоположением, ориентацией в пространстве, доступностью и т.д.).

Взаимоотношения между деятельностью, действием и операциями можно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, у школьника возник сильный мотив — сконструировать такую модель самолета, которая летала бы быстрее других известных ему моделей, была бы маневреннее и управлялась при этом с земли. Создание такой модели и есть та генеральная цель, которая будет определять структуру всей деятельности, 

связанной с ее достижением. Для достижения этой цели нашему школьнику необходимо решить множество частных задач: изучить соответствующую литературу, посоветоваться со знающими людьми, приобрести необходимые материалы и инструменты, спроектировать и представить в чертежах будущую модель, изготовить и собрать модель, испытать ее в полете. Решение каждой из этих задач связано с постановкой конкретных частных целей, например «изготовить модель по чертежу». Практическое достижение этой частной цели и есть действие как единица его деятельности. Изготовление модели в свою очередь возможно благодаря выполнению операций (например, выпиливания, склеивания и т.д.), каждая из которых зависит уже не от целей деятельности и действия, а от конкретных условий — свойств обрабатываемого материала, формы и особенностей инструментов, свойств клея и т.п. Несмотря на то что сами по себе операции определяются условиями, в которых осуществляются действия, их появление в структуре деятельности школьника обусловлено в конечном итоге той генеральной целью, которую он перед собой поставил, и поэтому именно они включаются в структуру этой деятельности и являются ее элементарными единицами.

Представление целенаправленной активности человека в форме такой упорядоченной иерархической структуры: деятельность — действие — операция является достаточно условным, поскольку и действия, и отдельные операции тоже можно рассматривать как отдельные деятельности, каждая их которых мотивирована, имеет цель и определенную функциональную организацию, универсальную для любого уровня целенаправленной активности. Вместе с тем такое представление удобно, поскольку позволяет выделить те специфические основания, которые отличают эти уровни друг от друга и таким образом понять смысл активности в каждый данный момент. [6, 168-169]

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству 

имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Основные виды деятельности, свойственные всем людям, - это общение, игра, учение и труд. Они соответствуют общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. [3, 153]

По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия деятельность) деятельность. [5, 91]

Как особый вид деятельности выделяется педагогическая деятельность. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. [8, 305]

Существует ряд принципиальных педагогических требований, которые предопределяют технологию организации любого вида деятельности. Прежде всего, при организации деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-

волевой сферы, поведения и деятельности. Соблюдение этого требования, в свою очередь, может быть обеспечено только при условии адекватной инструментовки любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения воспитанников к окружающему миру (обществу, коллективу, природе, науке, учебе, искусству, отдельному человеку и т.д.).

Непременным требованием к организации любого вида деятельности является создание условий обязательного переживания воспитанником положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности (А. С. Белкин). Не менее важно так инструментовать деятельность, чтобы она способствовала планомерному «сдвигу мотива на цель» (А.Н.Леонтьев), т.е. формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности. Наконец, организация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организационным правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т.п.

Соблюдение педагогических требований осуществления различных видов деятельности во многом будет способствовать уяснению специфики деятельности по следующей схеме:

  • сущность и назначение вида деятельности;

  • содержание данного вида деятельности и место ее преимущественного осуществления;

  • возможные формы деятельности;

  • типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятельности;

  • наиболее яркие специфические особенности деятельности;

  • психолого-педагогические условия достижения воспитательного и предметного результатов. [8, 306-307]



^ II. Игра – специфическая форма жизни человека.

Основные атрибуты игры: юмор, смех, пародия, гипербола,

открытость отношений. Типология игр: игры-фантазии, игры-воображения, игры-общение, сюжетно-ролевые, организационно-деятельностные, состязательные игры

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. [3, 154]

Прежде всего, игра – это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

Второе положение: игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. В игровой деятельности действия являются скорее выразительными и 

семантическими актами, чем оперативными приемами. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая черта игровой деятельности – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия. В процессе игрового действия эти предметы приобретают значение, определяемое функцией, которую они в игровом действии выполняют. [7, 485-489]

Игра как специфическая форма жизни человека имеет свои атрибуты: юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Атрибут – (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – это необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Одним из важнейших атрибутов игры является юмор – это выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе. Юмор — предпосылка положительных эмоций, без которых человеческая игра немыслима; основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное. [11] Еще одним неотъемлемым признаком игры, связанным с юмором, является смех как реакция человека на смешное. [13]

Ещё одними из основных атрибутов игры являются пародия и гипербола. Пародия (греч. parodia) – это подражание, неосознанно искажающее образец; смешное, искаженное подобие чего-либо. Гипербола – это любое чрезмерное преувеличение. [14]

Игра человека также характеризуется непременной открытостью отношений, искренностью и доверчивостью участников игры.



Существуют различные типологии игр. Выделяют такие типы игр, как: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые (развивают символическую функцию мышления, самостоятельность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству, умение ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений), сюжетные игры с правилами и т.п. [12]

Можно выделить также такие игры, как игра-фантазия, игра-воображение, игра-общение, организационно-деятельностная и состязательная игры.

^ Игры-фантазии и игры-воображения способствуют развитию воображения, оригинальности мыслительной деятельности, умению находить решения в нестандартных ситуациях.

^ Состязательные игры – это игры, которые имеют характер соревновательности.

Организационно-деятельностная игра – это разновидность операциональных игр, форма активного обучения разрешению проблемных ситуаций посредством моделирования когнитивной исследовательской и организации социально-производственной деятельности. Поэтому другим названием оргдеятельностных игр является термин проблемно-деловые. Цель организационно-деятельностной игры – решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации. В 

ситуации отражаются как проблемы, так и задачи. Проблемность ситуации означает такое затруднение в практике, для разрешения которого отсутствует опыт или теоретически обоснованные пути. Проблема для своего разрешения требует построения гипотезы или теоретической концепции, которые преобразуют проблему в задачу. Задача же – это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели, а разработка этого алгоритма требует от участников определенных умений (интеллектуальный, коммуникативных и организационных). [10]



III. Общение – ведущий фактор развития личности.

Мир общения: материально-практический, духовно-информационный, практическо-духовный. Педагогическое общение и его особенности

Если рассматривать образ жизни различных высших животных и человека, можно заметить, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью, второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

^ Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Целями общения могут быть: передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и др.

^ Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы 

чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

^ Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая 

оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Различные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

^ Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

^ Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое определяется как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой 

развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

^ Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

^ Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного. [3, 512-519]

Общение подразделяется на три уровня – материально-практический, практически-духовный, духовно-информационный.

Материально-практическое общение людей имеет место в процессах коллективного труда, где должна быть строгая согласованность 

совместных действий во имя какого-то общего практического результата. Общение здесь переплетается с отношениями управления-исполнения. Содержанием этого уровня общения соответственно будет прежде всего сознательное целеполагание, которое объединяет реальные действия по достижению реальных целей. Все участники общения осознают необходимость взаимодействия и проявляют готовность к взаимопомощи.

Практически-духовный уровень общения содержат две разновидности – обряд и игру и составляет основу мифологии, религии и искусства. Различие состоит в том, что в игре все участники представляют самих себя, а участники обряда исполняют определенные роли обобщенных социальных типов. Поэтому обрядовое общение называется еще и «представительским», когда индивиды выступают как представители тех или иных социальных групп или институтов. По содержанию на этом уровне осуществляется и художественное, и религиозное, и информационно-духовное общение, поэтому в обрядово-ритуальном поведении реализуется два слоя: психологический (духовный) и формально-материальный. Люди испытывают друг к другу эмоциональное влечение и в то же время материально-практические действия носят ритуальный, формальный, символический характер.

Существует также духовно-информационный уровень общения. Это общение между субъектами в форме дружеского контакта, основанного на симпатии и доверии и выражающее эмоционально-интеллектуальную связь между партнерами, каждый из которых – уникальная личность со своим неповторимым внутренним миром. В отличие от материально-практического уровня духовное общение может быть контактным и дистантным. Контактный вид – это непосредственно речевое взаимодействие, а дистантный вид – это общение через произведения искусства или переписку. Поскольку целью здесь является достижение духовной близости, то содержанием будет эмоциональный отклик на 

чувства другого или, иначе говоря, сопереживание, симпатия, единство понимания и т.д. [1, 26-27]

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. [9, 488-489]

Специфика педагогического общения прежде всего проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель (преподаватель), работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее 

все перечисленные элементы, не является аддитивным образованием – оно имеет принципиально новое качество.

Второе качество педагогического общения обусловливается прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс, как уже отмечалось, имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы – дошкольном, школьном, вузовском. Хотя обучающая функция педагогического общения является ведущей, она не самодовлеющая: это органичная часть многостороннего взаимодействия учителя – учеников, учеников между собой.

В то же время педагогическое общение отражает и специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой «человек – человек». Эта схема определяет любое профессиональное взаимодействие учителя и учеников, работников бытового обслуживания и клиентов, врача и пациентов, психотерапевта и клиентов и т.д. Педагогическое общение имеет сходные со всеми видами названных выше взаимодействий черты, однако ближе всего оно к общению психотерапевта и клиента.

Не менее существенна и функция облегчения, фасилитации общения, являющаяся также общей для этих видов взаимодействия. Эта функция столь важна, учителя часто называют фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Таким образом, говоря о педагогическом общении, необходимо отметить наличие в нем наряду с информативной, обучающей, воспитывающей и фасилитативной функции. [2, 234]



Список использованных литературных источников

1. Болдонова И.С. Межличностное общение. – Улан-Удэ: Издательство Восточно-Сибирского Государственного технологического университета, 2000. – 67 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 480 с.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 448 с.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2002. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»)

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.: (Серия «Мастера психологии»)

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.

10. http://cito-web.yspu.org

11. http://psihotesti.ru

12. http://psylist.net

13. http://ru.wikipedia.org

14. http://www.slovopedia.com




Скачать файл (43.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации