Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Виды упражнений - файл 1.doc


Контрольная работа - Виды упражнений
скачать (77 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc77kb.04.12.2011 04:16скачать

содержание

1.doc

ГОУ СПО «Светлоградский педагогический колледж»

Контрольная работа

по предмету

Методика преподавания

русского языка

Выполнила студентка 3 курса

Заочного отделения

Специализация 050709

Преподавание в начальных классах


Терновщук Галина Сергеевна


План:



  1. Грамматический разбор.




  1. Виды упражнений.


Литература

1. Грамматический разбор.
пр. прил. сущ. гл. прил. сущ.

В синем небе светит яркое солнышко.4

(Пов.,невоскл, распр., простое, неусл. однор. чл.пр)
солнышко (какое?) яркое – согласование

светит (где?) в небе – примыкание

в небе (каком?) синем - согласование

солнышко1 – 3 слога, 1 ударн., [ с о/л н ы ш к а ]

с - [с] –согл., твердый парный, глухой парный;

о - [о /] – гласный, ударный;

л - [л] – согл., твердый парный, звонкий непарный;

н - [н] – согл., твердый парный, звонкий непарный;

ы -[ы] - гласный, безударный;

ш -[ш]- согл., твердый непарный, глухой парный;

к - [к]- согл., твердый парный, глухой парный;

о -[а] – гласный, безударный;

______________________________________

8 букв, 8 звуков
(В) небе 3 – имя сущ.;

1. н.ф.- небо;

2. п/п –нариц., неодуш., с.р., 2 скл.;

3. н/п – ед.ч., П.п.;

4. дополнение.

(В) синем3 (небе) – имя прил.;

1. н.ф. – синий;

2.п/п - …

3.н/п – ед.ч., с.р., П.п.;

4. определение.

Светит3 – глагол;

  1. н.ф. (инф) – что делать? светить;

  2. п/п – несоверш. вид, II спр.;

  3. н/п - н.в., ед.ч., 3 лицо;

  4. сказуемое.



^ 2. Виды упражнений.

Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений.

  1. по характеру формируемых знаний грамматические упражнения делятся на две большие группы:

  • морфологические (включая и лексико-морфологические);

  • синтаксические.

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

  • - опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

  • - подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

  • - постановка слова в указанной форме;

  • - разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

  • - группировка слов по частям речи;

  • - полный или частичный морфологический разбор слова.

Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:

  • - отграничение одних синтаксических структур от других;

  • - определение структуры данной синтаксической единицы;

  • - нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

  • - составление схем предложений;

  • - составление предложений по схемам;

  • - составление предложений указанной структуры;

  • - полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений.

  1. по характеру деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения) выделяются упражнения

  • аналитические;

  • синтетические;

  • упражнения на сравнение;

  • классификацию.

К аналитическим упражнениям относится грамматический разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический разбор).

Морфологический разбор имени существительного .

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).

  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

^ Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.
Морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма.

  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (им.п.).

  3. Лицо.

  4. Число.

  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
Разбор предложения

  1. Какое предложение по цели высказывания?

  2. Какое предложение по интонации?

  3. Распространенное оно или нераспространенное?

  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: ^ После теплых дождей в лесу пошли грибы.( повествоват., невосклиц., распростр.)

Что? Грибы - это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя.

Задаем вопрос от сказуемого.

^ Пошли (где?) в лесу – это вт.член.- обстоятельство

Пошли (когда?) после дождей – это вт.член.- обстоятельство

После дождей (каких?) теплых – это вт.член. – определение

Разбор по членам предложения несколько углубляется от класса к классу, по мере того как учащиеся овладевают новыми синтаксическими знаниями.

^ Синтетические упражнения по русскому языку такие упражнения, при выполнении которых в деятельности учащихся преобладает синтез, в отличие от аналитических упражнений.

Примеры: слияние звуков в слоге, составление слов из букв разрезной азбуки (I класс); образование новых слов с помощью аффиксов в соответствии со словообразовательными моделями; образование форм слов – склонение, спряжение; построение словосочетаний и предложений различных типов, введение в предложение осложняющих конструкций; построение текста – как отдельных его компонентов, так и письмо целых сочинений, устное рассказывание; построение обобщающих схем и таблиц по грамматике и пр. К числу упражнений, в которых преобладает синтез, относятся также диктанты. В работе учителя и учащихся по русскому языку используются также аналитико-синтетические упражнения, в которых не наблюдается устойчивого преобладания анализа или синтеза.

Аналитико-синтетические упражнения предполагают: 1) редактирование деформированного текста; 2) вставку пропущенных в тексте слов и определение роли, которую они играют в тексте; 3) различные виды разборов .

Упражнения на сравнения.

Сравнение и сопоставление в обучении русскому языку – прием обучения и мыслительная операция. С. высоко ценил К. Д. Ушинский: он считал, что вся познавательная деятельность учащегося опирается на сравнение уже известного с неизвестным, на выделение неизвестных элементов и их усвоение.

Упражнения на сравнения широко используется в проверке правописания слов путем их сопоставления с родственными словами, с аналогичными формами; прием противопоставления используется для выяснения смысловых различий.
^ Упражнения на классификацию широко используются при обучении младших школьников русскому языку.

Например, при изучении темы «Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний. Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами» (УМК «Гармония», 2 класс) учащимся предлагается задание:

Выпишите слова в два столбика: с проверяемыми и непроверяемыми написаниями.

^ Вот мраморная арк

Ведет в аллею парка.

Идет аллея до ворот,

А у ворот автобус ждет.

С. Маршак

Литература

1. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
2. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. вузов. / ред. М.Т. Баранов. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н., 2003.

4. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям–задачникам для 2 класса

общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя/ Смоленск

«Ассоциация XXI век», 2010.
5. Шатова Е.Г. Урок развития речи в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студ. / Е.Г. Шатова. – М.: Дрофа, 2007. – 253 с.
6. Штрекер Н.Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе: учеб. пособие / Н.Ю. Штрекер, 2003. – 253 с.






Скачать файл (77 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации