Контрольная работа - Виды упражнений
скачать (77 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 77kb. | 04.12.2011 04:16 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Влияние физических упражнений на здоровье человека [ лабораторная работа ]
- Комплекс упражнений на развитие гибкости суставов [ лабораторная работа ]
- 4 комплекса обще развивающих упражнений [ лабораторная работа ]
- Эмоции и темперамент в деловом общении [ лабораторная работа ]
- Заболевания опорно-двигательного аппарата: кифоз [ лабораторная работа ]
- Виды световой проекции [ лабораторная работа ]
- по дисциплине «Гимнастика» [ документ ]
- Контрольная работа, выполнение упражнений, вариант № 4 [ лабораторная работа ]
- Маркетинговое исследование рынка плиточного шоколада [ лабораторная работа ]
- БЖП [ лабораторная работа ]
- Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал [ лабораторная работа ]
- по экономике отрасли [ лабораторная работа ]
1.doc
ГОУ СПО «Светлоградский педагогический колледж»Контрольная работа
по предмету
Методика преподавания
русского языка
Выполнила студентка 3 курса
Заочного отделения
Специализация 050709
Преподавание в начальных классах
Терновщук Галина Сергеевна
План:
Грамматический разбор.
Виды упражнений.
Литература
1. Грамматический разбор.
пр. прил. сущ. гл. прил. сущ.
В синем небе светит яркое солнышко.4
(Пов.,невоскл, распр., простое, неусл. однор. чл.пр)
солнышко (какое?) яркое – согласование
светит (где?) в небе – примыкание
в небе (каком?) синем - согласование
солнышко1 – 3 слога, 1 ударн., [ с о/л н ы ш к а ]
с - [с] –согл., твердый парный, глухой парный;
о - [о /] – гласный, ударный;
л - [л] – согл., твердый парный, звонкий непарный;
н - [н] – согл., твердый парный, звонкий непарный;
ы -[ы] - гласный, безударный;
ш -[ш]- согл., твердый непарный, глухой парный;
к - [к]- согл., твердый парный, глухой парный;
о -[а] – гласный, безударный;
______________________________________
8 букв, 8 звуков
(В) небе 3 – имя сущ.;
1. н.ф.- небо;
2. п/п –нариц., неодуш., с.р., 2 скл.;
3. н/п – ед.ч., П.п.;
4. дополнение.
(В) синем3 (небе) – имя прил.;
1. н.ф. – синий;
2.п/п - …
3.н/п – ед.ч., с.р., П.п.;
4. определение.
Светит3 – глагол;
н.ф. (инф) – что делать? светить;
п/п – несоверш. вид, II спр.;
н/п - н.в., ед.ч., 3 лицо;
сказуемое.
^
Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений.
по характеру формируемых знаний грамматические упражнения делятся на две большие группы:
морфологические (включая и лексико-морфологические);
синтаксические.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
- постановка слова в указанной форме;
- разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
- группировка слов по частям речи;
- полный или частичный морфологический разбор слова.
Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:
- отграничение одних синтаксических структур от других;
- определение структуры данной синтаксической единицы;
- нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
- составление схем предложений;
- составление предложений по схемам;
- составление предложений указанной структуры;
- полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.
Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений.
по характеру деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения) выделяются упражнения
аналитические;
синтетические;
упражнения на сравнение;
классификацию.
К аналитическим упражнениям относится грамматический разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический разбор).
Морфологический разбор имени существительного .
Часть речи.
Начальная форма (им.п., ед.ч.).
Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
^ : Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Часть речи.
Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).
Часть речи.
Начальная форма.
Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения.
Часть речи.
Начальная форма (им.п.).
Лицо.
Число.
Род (только в 3 лице ед.ч.).
Падеж.
Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
Разбор предложения
Какое предложение по цели высказывания?
Какое предложение по интонации?
Распространенное оно или нераспространенное?
О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
П р и м е р: ^ ( повествоват., невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
^ (где?) в лесу – это вт.член.- обстоятельство
Пошли (когда?) после дождей – это вт.член.- обстоятельство
После дождей (каких?) теплых – это вт.член. – определение
Разбор по членам предложения несколько углубляется от класса к классу, по мере того как учащиеся овладевают новыми синтаксическими знаниями.
^ – такие упражнения, при выполнении которых в деятельности учащихся преобладает синтез, в отличие от аналитических упражнений.
Примеры: слияние звуков в слоге, составление слов из букв разрезной азбуки (I класс); образование новых слов с помощью аффиксов в соответствии со словообразовательными моделями; образование форм слов – склонение, спряжение; построение словосочетаний и предложений различных типов, введение в предложение осложняющих конструкций; построение текста – как отдельных его компонентов, так и письмо целых сочинений, устное рассказывание; построение обобщающих схем и таблиц по грамматике и пр. К числу упражнений, в которых преобладает синтез, относятся также диктанты. В работе учителя и учащихся по русскому языку используются также аналитико-синтетические упражнения, в которых не наблюдается устойчивого преобладания анализа или синтеза.
Аналитико-синтетические упражнения предполагают: 1) редактирование деформированного текста; 2) вставку пропущенных в тексте слов и определение роли, которую они играют в тексте; 3) различные виды разборов .
Упражнения на сравнения.
Сравнение и сопоставление в обучении русскому языку – прием обучения и мыслительная операция. С. высоко ценил К. Д. Ушинский: он считал, что вся познавательная деятельность учащегося опирается на сравнение уже известного с неизвестным, на выделение неизвестных элементов и их усвоение.
Упражнения на сравнения широко используется в проверке правописания слов путем их сопоставления с родственными словами, с аналогичными формами; прием противопоставления используется для выяснения смысловых различий.
^ широко используются при обучении младших школьников русскому языку.
Например, при изучении темы «Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний. Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами» (УМК «Гармония», 2 класс) учащимся предлагается задание:
Выпишите слова в два столбика: с проверяемыми и непроверяемыми написаниями.
^
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет.
С. Маршак
Литература
1. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
2. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. вузов. / ред. М.Т. Баранов. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н., 2003.
4. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям–задачникам для 2 класса
общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя/ Смоленск
«Ассоциация XXI век», 2010.
5. Шатова Е.Г. Урок развития речи в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студ. / Е.Г. Шатова. – М.: Дрофа, 2007. – 253 с.
6. Штрекер Н.Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе: учеб. пособие / Н.Ю. Штрекер, 2003. – 253 с.
|
Скачать файл (77 kb.)