Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Политическая психология - файл 1.doc


Лекции - Политическая психология
скачать (67 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc67kb.04.12.2011 04:47скачать

содержание

1.doc

Политическая психология.

Чертихин В.Е.

19.02.2011.

Групповое давление – 76% членов группы ему подчиняются, на 24% не действует. Группа оказывает давление для того, чтобы сплотить группу для решения важных задач, стоящих перед группой или повысить групповую солидарность – результат группового давления. Солидарность группы компенсирует материальную, организационную и другие виды недостаточности. Пр. проигрыш США во Вьетнаме. Проведен социологический опрос: 80% исполняли свой долг - абстракция, 20% - защищали интересы США и основы демократии. Не было сплоченности. СССР в Афганистане. США извлекли урок – при конфликте между Ираком и Кувейтом за 3 месяца стали больше платить и психологически готовить: «Вы наказываете агрессора». В 2003 – поставили задачу не только сбросить Хуссейна, но и демократизировать Ирак – конфликт цивилизаций.

Кодекс чести пуштунов (возник раньше 7-го века) – главное – это свобода этноса, независимость и честь этноса. В результате, Афганистан – неоккупируемая страна. Англичане- трижды проиграли при попытки оккупации Афганистана.

За счет групповой солидарность группа решает кажущиеся невозможными задачи. Необходимо учитывать солидарность для понимания психологической обстановке в стране. Группа может оказать физическое воздействие, экономическое воздействие (штраф, уменьшение зарплаты), административное (входит в теорию права). Как группа давит психологически, добиваясь солидарности? Группа воздействует на своих членов с помощью определенных социально-психологических образований. Одно из образований – эталонная группа – идеальный образ группы, к которой мы принадлежим или хотели бы принадлежать, но с мнением которой мы безусловно считаемся. Пр. студенты-медики, которые еще не врачи, устремляются в эту группу и для них важна врачебная этика.

Каждый человек принадлежит по крайней мере к 5-6 большим группам, а также к малым - семья, круг близких знакомых-друзей, учебный коллектив, первичный производственный коллектив, партийная организация, религиозная община. Группа – 20-30 человек, где все друг друга знают. В больших группах люди могут друг друга не знать, но иметь общие интересы. Человек имеет несколько идеализированное представление о группе, которой принадлежит или хотел бы принадлежать, например, представления об идеальной семье, если представления не соответствует действительности, человек испытывает дискомфорт поэтому важно эталонное влияние. Кант – совесть – способность четко и ясно оценивать свои поступки и судить о них – теоретизирование. В жизни сложнее. Желание принадлежать к другой группе, ее эталонное влияние может вызвать социальные волнения. Например, 60-е гг 20 века на западе прошли студенческие волнений, т.к. в студенчестве увеличилось кол-во рабочих, крестьян и т.д., они потребовали демократизации учебного процесса. «Золотая молодежь» с удовольствием поддержала. Пр. «мерседесова болезнь» - выходцы и неимущих классов, заработавших много денег начали скупать предметы роскоши. Эталонная группа оказывать чрезвычайное воздействие на ориентацию людей. Этнос – социальная группа, которая в наст время выходит на первый план, т.к. в результате социальных преобразований многие привычные оц группы исчезли, как исчезли в Европе сословия, когда была определенность будущего для каждого сословия. Группа дает общую ориентацию, общее мировоззрение, ценностную ориентацию и обеспечивает физическую и психологическую защиту своих членов, поэтому этносы занимают особое место. Их группы можно исключить, а из этноса исключить нельзя. Мы несколько идеализируем свой этнос. Эталонная группа – молекула, состоящая из многих атомов.

Групповое давление с точки зрения эталонного давления старается выработать мощный позитивный свой собственный образ, старается создать позитивный образ группы.

^ Социальная установка – одна из базовых единиц политической психологии, человеческая предрасположенность определенным образом оценивать явление, в соответствии с этой оценкой определенным образом переживать это явление и предрасположенность к определенным действиям в соответствии с этой оценкой и переживаниями. Социальное бытие в группах не прошло бесследно для психики группы. Общество запрограммировало человека. Группа вырабатывает определенные социальные установки у своих членов и через них давит. Пока социальные установки действуют и адекватны нашему состоянию мы не задумывается правильны они или нет, для этого уровня характерно некритическое отношение. Установки играют в жизни человека двойственную роль – с одной стороны, если они адекватны, они толкают людей на совершение часто невозможных действий (милосердие, способность пожертвовать собой, нельзя всегда ко всему относиться критически), а с другой стороны социальная установка может приводить к вандализму, экстремизму, бандитизму, т.к. отсутствует критическое мышление. Установки крепко вбиты в сознание людей. Например, представления о НАТО как о враге – твердилось больше 50 лет. Обстановка изменилась, установка осталась.

12.03.2011

Очень стойкие психологические образования, но меняются под влиянием времени. Когда в обществе долго не происходит изменений, социальные установки закостеневают и превращаются в стереотипы - , упрощенный образ того или иного явления. Становятся чрезвычайно опасными, когда их начинают использовать политики. Пр. с 1949 года твердилось, что главный враг – Америка, сейчас СССР нет, страна вступила на путь демокр развития, но стереотип остался.

Мы редко принимаем решения на баз одной соц установки, эталонной группы или стереотипы, мы пользуемся более сложными образованиями, кот наз ценностными ориентациями – совокупности эталонных групп, соц установок, стереотипов близких по содержанию и относящихся к важной составляющей жизни общества. Они также как и соц установки, трехслойны – в них есть рациональный слой (оценка этой области – позитивна, негативная, противоречивая), эмоциональный слой (эмоц, чувств отношение к области) и действенный слой (предрасположенность к определенным действиям в этой сфере. Ценностные ориентации прочно внедрены в сознание людей илюди не задумываются хороши они или плохи. К ним критически не относятся. Тольо если резк меняетс обстановка, люда задумываются о том хороши они или плохи. Широко стало исследоваться в послевоенные годы. Поставлена задача: каковы доминирующие ценностные ориентации человека конца 20 нач 21 века. Выделили целый ряд групп основных ценностных ориентаций. К сожалению, эти исслед были произведены в развитых странах, т.к. исследования эти очень дороги. Важность этих групп все время меняются местами, то одна доминирует, то другая. К других странам, в том числе к нашей эти ориентации относятся с с той или другой степенью допущения. Поставленные проблемы: ка ксовременный челове котносится к сущ соиальному прядку? Доволен или нет? Хочет ли его изменений, если хочет, что каких – революционных или эволюционных, с помощью реформ? Большинство отв так: может, сущ порядок не идеален, но он меня устраивает, а путь к чему-то лучшему, более совершенному может быть болезненный. Даже во Франции, где раб класс наиболее политизированы, 60% отвечали, что доволны. Активно недовольных было около 15%, сюда включались и радикальные слои и марксистские слои. Ценностные ориентации на сохранение сущ порядка были названы ценностными ориентациями на статус-кво, иногда их называют консервативными ценностными ориентации. По сравн с 19 в –в 19 в. такие консервативные цен ориент на сохр порядка были локализованы в сфере буржуазного класса. Рев 19 века начинают буржуазный класс, а затем выступает рабочий класс, в нчале 20в. Революции – это выступления рабочего класса. Трудящиеся резко отрицат относились к сущ порядку. В конце 20 в ценностные ориент на статус-кво локализуются во всех социальных группах, в тром числе в группах трудящихся. Возможно, сказывается психологическая усталость от революций и двух мировых войнах. Консервативн установки обесп стабильность в обществе. Революция терпиит поражение, если победив, не может выраюотать в обществе установку на сохр статус-кво. Дипломату важно оценивать насколько в обществе развита установка на статус-кво в стране прибывания. Со режимом, где в обществе развита установка на статус-кво стоит закл долгосрочные контракты и наоборот.

2 группа ценностных ориентаций. Задавались вопросы: а довольны ли вы своим соц статусом? Своим соц положением? Люди, которые отвечали, что они довольны соц режимом говорили, что они своим соц статусом не довльны и хотели бы его повысить. Ценностные ориентации на повышени своего соц статуса (Карьеристские ценностные ориентации). В 18 в. О повышении своего соц статуса думали только буржуазные группы, а крестьяне, рабочие понимали, что подняться они не могут, а представители первого сословия, дворяне даже, если разорились знали, что в армии им пост офицера гарантирован. В теч 19 эти соц перегородки были разршены, в 20 в. Их уже нет. Совр общество предост людям возможность для повышения своего соц статуса, возникло множество соц позиций в государстве. Общество, предоставив такой спект возможностей оказывает давление и требует от человека повышать свой соц статус и показывает человеку, что, если он не повыш свой статус – он неудачник. Человек испытывает чувство психологического дискомфорта.

3 группа ценностных ориентаций. Исследователи попытались выяснить отнош человека к предпринимательской деятельности, к улучшению своего имущественного положения. Предпринимательские ценностные ориентации. В прошлом они были распространены только в бизнес-кругах, в буржуазии, кот владела капиталом, производством. Рабочие, крестьяне и служащие не мечтали о предпринимат деят-ти. В наст вр. Положение резко изменилось. Эти предпринимат ценност ориент локализуютс теперь во многих соц группах. Пр. концерны газет и заним не только удовлетворением потребности в информации, но превращают эти концерны в прибыльное дело. Препятствия на пути удовлетворения ценностных ориентаций на предпринимат деятельность сказывается на соц стабильности страны.

4 группа ценностных ориентаций. Как люди относятся к потреблению? Какое место оно занимает в их жизни? Раньше ценностные ориентации на потребление были локализованы в верхних эшелонах. Ценностные ориент на потребление. В совр мире эти ориент локализованы во всех соц группах. Чрезмерная ориентация на потребление отрицательна. Журналисты первыми нащупали швецкий феномен, швеция, которая не потерпела влияния двух войн, и уже не сравнивала себя с германией или с францей, а сравнивали с США. Чрезмерная ориент на потребления, к 60-м годам, швеция, котора по уровню соц развития обогнала США вышла на одно из первых мест по алкоголизму, по наркомании, по количеству самоубийств, и по

5 группа ценностных ориентациях, выделенная из потребительских^ . Гедонистские ценностные ориентации, от гр слова гедонизм – наслаждение, наслаждение в чисто виде. Развлечения, путешествия, посещение зрелищных мероприятий. Также н однозначны. Пр. Герберт Уэллс «Машина времени».

6 группа. ^ Ценностные ориентации на творчество (творечские цо). НТР изменила х=р производства, изм отношениеи к творчество. Раньше оно локализовывалось в узких группах ученых, изобретателей. Сейчас – получают широкое распр. Лет 30 назад исследования в великобритании, люди отвечали, что предпочитали стабильную, высокооплачиваемую работу, поближе к месту жительства и на 4-5 месте люди предпочитали интересную раоту. В наст вр больше 36% отвечаютпо-другому. На 1-м месте стабльная работа, на 2-м – интересная. Готовы ради интересной работы меньше получать и ехать на друго конец города. В США если появл интересная, нормально оплачиваемая работа, человек готов ехать на другую сторону сша. НТР потребовала высоко квалифицированных специалистов с высшем образованием и эта тенденция ув. Вторая половина 21-в может стать веком обязательного высшего образования. Голсуорси. 3 момента, произв революцию в чел сознании – свободное владение иностранным языком, высшее образование, неторопливое кругосветное путешествие.

7 группа – ценностные ориентации на реализацию идеалов – альтруистские ценностные ориентации. В совр обществе это всячески поощрается – волонтерское движение, группы по помощи безработным, в США в школах уроки физ-ры ведут студенты 2-го 1-го разряда по к-л виду спорта.

8 группа – асоциальные ценностные ориентации или ценностные ориентации социальной патологии.

26.03.2011

Этносы отражают действительность в одинаковой форме, но различны по содержанию.

Ключевский: характер этноса рождается под влиянием 3-х групп причин: природно-климатические причины, 2. Особенности хозяйственного быта этноса, 3. Исторический опыт этноса, историческая длительность этноса.

^ Русский этнос. Природно-клим усл: не блестящий. Нач формироваться с середины 12-го столетия в верхне-волжском бассейне. Земли не богатые. Большая терр региона до сих пор покрыта лесами. Активное переселение с сер 12 столетия, земледельцы. Трудности выработали опред черты характера – наблюдательность, что находит выражение в пословицах и поговорках – социальные установки, выработанные этносом; неопределенность в оценке к-л событий. Календарь религиозный, но при этом сельскохозяйственный. Лес вырабатывал бесхозяйственное к себе отношение и затем это перекинулось на другие отношения. Ширь русского человека – от рек. Особ хозяйств быта: до нач 19 в – земледелие – осн занятие. Суровые условия для земледелия – вегетативный период 3 месяца. Вырабатывается привычка летом работать споро, упорно. Рус чел в короткие сроки может развивать рекордную деятельность. Рус чел привыкает работать в рваном темпе, а в Европе выраб привычка работать постоянно, систематически. Сказывается и тип поселения, который долго время доминировал - до 18 века рус чел жил в однодворной-двудворной деревне. Выраб привычку в борьба с природой надеяться на собств силы, уверенность в своих силах. Долгое время не выраб привычка к коллективным действиям. Историч опыт. Поскольку русский этнос нач форм с сер 12 столетия под влиянием двух причин. киевская русь общая прародина и украинцев и белорусов и русским, кот говорила на древнеславянском языке. 1 причина оттока – постоянные удары на киевскую Русь, часть населения хочет возвести террит барьеры, 2-я причина – межкняжеская междоусобица – 15 фактически самостоят княжеств. Чем дольше сущ этнос, тем больше у него опыт побед и поражений. Постоянная угроза и с запада и с Востока. До 15 в – мирная колонизация большой территории. Долгая раскачка для действий – проигрываем начала всех военных кампаний, но рус чел привык не вешать голову. Сформ чрезвычайно противоречивый этнос – объясн противоречивыми климатич условиями, хозяйственно-быт и историч противоречиями. Бердяев «Истоки русского коммунизма», «русская идея», лекции «о русской революции». Рус чел вольнолюбив, но одновременном имеет холопствующие черты, богомолец-богоборец. Может протянуть руку соседним народам в тяжелые моменты, но грбостью может оттолкнуть. Лосский Григорий Федотов – писали ностальгируя. Этнич характер сказывается на историч судьбах народа.

^ Американский этнос. Является баловнем истории. Великолепные природно-историч условия. Могут себя снабжать практически всем. Достаточно сырья. Не знал иноземных вторжений. Только один раз рассорились – война севера и юга, но шла война в полевых условиях. Ни революций, ни катаклизмов. Удачно складывалась внеш политика. Выгодно для них сложилась первая и вторая мировая война. Американцы достаточно щедры. Многие европ этносы – прижимистые. Что во многом зависит от широты пространств Америки. Ам трудоголики, даже кончив работу с удовольствием о ней говоря, чем отличаются от англичан. Любят работать, испытывают большое уважение к любому виду труда. Историч длительность ам этноса оч небольшая – фактически 200 лет. Привело к тому, что не появилось гармонии между победами и поражений, побед много, поражений мало. Не умеют себя вести при поражении.

02.04.2011

^ Японский этнос. С точки зрения природно-климатических условий – условия противоречивые, но более благодатные. Климат приятный, морской, поэтому Яп не страдала от сильных засух, жары. Островное государство, кот омывается японским морем и тихим океаном, богатые морепродуктами. Не знала периодов голода. Выработалось понимание того, что все морепродукты полезны, главное – уметь их приготовить. Почвы достаточно плодородные, но их мало. Японские острова гористые, покрытые лесом. Земель, пригодных для с/х – не больше 15%. Яп острова – результат глубоких вулканических потрясений. Яп – страна вулканов и разрушительных землетрясений. В 20 в яп научились строить сейсмоустойчивые здания. Это выработало следующие черты – благодарное, благоговейное отношение к природе, а также черты фатализма. Стойкость, такое отношение к смерти, которое отличается от отношения других народов – японец должен спокойно и достойно встретить смерть. Нет паники. С точки зрения освоения территории – яп крестьяне трудились на небольших участков земли. Поэтому его используют по полной. Вырабатывалась тщательность и скрупулезность труда. Также японцы кропотливо работают и во всех других областях. Но, ограниченный кругозор, конкретное мышление, нет способности к абстрактному мышлению. Нет сколько-нибудь серьезной философской системы. Религиозный календарь – фактически сельскохозяйственный, связанный с природой. По крайней мере 60 дат, когда рекомендуется любоваться красотами природы. Серьезное эстетическое воспитание, очень развито эстетическое чувство, которое переходит на другие виды деятельности. Недостаточность способностей к абстрактному мышлению компенсируется заимствованиями с континента. Период японской цивилизации – развивается в нашем тысячелетии. Долго жили в усл родоплеменного общества. Сформировалась религия синтоизм, и путь богов – обожествление природы и обожест предков. После смерти человек в зависимости от степени добродетельности, его дух воплощается в природе. Неизвестно сколько же в религии богов. Синтоизм пытались реформировать и уменьшить кол-во богов. В наст вр – около 500 богов. Религия связана с повседневной жизнью японцев. На этой религии построить государство было невозможно. Из Китая заимствуется конфуцианство, смысл которого в том, что верховенство принадлежит небу, а под небом находится правитель – император, который должен относиться к народу как к детям. Принцип старшинства. Конфуцианство хорошо для госуд строительства. Синоизм – родоплеменной, не выходит из бытовых рамок. Из китая в японию был перенесен буддизм в 7 веке нашей эры. Вместо того, чтобы искоренять свою религию – сделали ее и буддизм равноправными. Традиция – верность не только своей семье, но и общине, что переносится на другие области - верность фирме, предприятию. В Яп главная причина самоубийств (меньше, чем в других странах) – недостойное поведение по отношению к общине. Японцы удивительно сочетают традиции с заимствованными новациями. 1870- революция мэй дзы. Расстаются с изоляцией. Отправляют огромное количество людей в европ страны. Япония нач бурно развиваться. Полностью ликвидировать отсталость не смогла, одна из причин проигрыша во 2-й мир войны. Стали покупать патенты. Покупали несколько патентов и выбирали лучший.

^ Еврейский этнос. Евреи на истор арене появились примерно за 1800 лет до н.э. Драматичная, трагичная, трудная судьба. Появился в Месопотамии близ города Ур, но быстро перекочевывает на земли между Месопотамией и Египтом. Вторгаются с племенем гексосов на территорию Египта. Гексосы становятся господами Египта. Египтяне их со временем прогоняют, а евреи попали в египетском рабстве. …Моисей привел в Землю обетованную, Палестина – пустыня, плохо расположенный – между Египтом и Месопотамией. 10-11 в до н.э. создали мощное государство. У истоков – царь Давид ,великолепный полководец. Его сын царь соломон много занимался внутренними проблемами. Построил храм, преобразовал Иерусалим. Дети Соломона поссорились. Государство разделилось на 2 части. В 7 в. Покорены Месопотанцами, Вавилонцами, уведены в плен и рассеяны. 10 колен исчезли. Южное государство во главе с Иерусалимом продержалось еще 1 столетие, затем – захвачено вавилонцами. Победители увели в вавилон всю верхушку израильского народа. 50 лт – вавилонское пленение. Вавилонцам необх квалифицированные кадры, пленники неплохо устроились. Интеллектуальную верхушку возглавили пророки Эздра и Неемия. Не очень сильные пророки, но хорошие организаторы. Разработали программу сохранению этноса. 1. Надо быть верным земле обетованной. 2. Хранить свой язык. 3. Верность культуре и религии. 4. Надо все исполнять, потому что евреи – богоизбранный народ. Евреи – не только этнос, но цивилизация. Многие малые цивилизации погибли, евреи – сохранились. Цивилизации друг с другом не сходятся.


Скачать файл (67 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации