Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - порядок приемки товара на склад и учет бартерных операций - файл 1.doc


Контрольная работа - порядок приемки товара на склад и учет бартерных операций
скачать (111 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc111kb.04.12.2011 05:09скачать

содержание

1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Финансовый экономический факультет
Контрольная работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет в торговле»


Выполнила студентка 2 курса 24 группы

Специальность финансы и кредит

Морозова Ирина Александровна

«___» декабря 2010 г.
_____________________

(подпись студента)
Рецензент проф. Якубова Ф.Н.
Москва 2010г
Оглавление



1.Порядок приемки товаров на складе поставщика. 3

2.Учет товарообменных (бартерных) операций 17

Список литературы: 23

  1. ^

    Порядок приемки товаров на складе поставщика.


Началом складской обработки является приемка товаров от перевозчиков.

Документальное оформление поступления товаров осуществляется в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 года №1-794/32-5. Основанием для отражения операций по поступлению товаров являются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»

До прибытия груза на складе проводят подготовку - определяют места разгрузки, готовят поддоны, механизмы и т.д.

При разгрузке транспортных средств необходимо строго соблюдать установленные правила выполнения погрузочно-разгрузочных работ, обращая внимание на специальную маркировку грузов и манипуляционные знаки. Нарушения правил приводят к повреждению грузов и травматизму.

Если товары поступили и железнодорожных вагонах, то обязательны следующие операции:

- проверка целостности вагона;

- вскрытие вагона;

- осмотр состояния поступившего груза (состояние тары, упаковки, укладки и т.д.),

- разгрузка вагона с укладкой товаров на поддоны или тележки;

- первичная приемка товаров по количеству (проверка соответствия числа тарных мест сопроводительным документам);

- доставка товаров на участок приемки.

При поступлении товаров в железнодорожных контейнерах выполняют следующие операции:

- проверка целостности пломб и технического состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок);

- строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу;

- перемещение контейнера в зону приемки товаров,

- вскрытие контейнера;

- выгрузка товаров.

Если товары доставлены на склад автомобилем, выполняют операции:

- проверка целостности упаковки;

- первичная приемка товаров по количеству;

- укладка товаров на поддоны или тележки;

- перемещение товаров в зону приемки.

При поступлении груза в неисправном вагоне и контейнере или с нарушенной пломбой обязательно производят сплошную проверку количества и качества товаров и составляют коммерческий акт, который является основанием для предъявления претензии перевозчику или поставщику. Акт составляется на специальных бланках до принятия груза от перевозчика. Если вагон имеет течь или груз испорчен вследствие неисправности вагона, то кроме коммерческого акта составляется технический акт.

При приемке груза от перевозчиков предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке.

В случае выдачи груза без проверки количества мест или веса получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от перевозчика, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка.

Во всех случаях, когда при приемке груза от перевозчика устанавливается повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от перевозчика составления коммерческого акта; при доставке груза автомобильным транспортом - отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта.

При отказе перевозчика от составления коммерческого акта получатель обязан в соответствии с действующими на транспорте правилами обжаловать этот отказ и произвести приемку товаров в порядке, предусмотренном Инструкциями П-6 и П-7.

Приемка товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности - ответственная процедура, выявляющая недостачи, повреждения, низкое качество или некомплектность товаров. При обнаружении недостатков получатели предъявляют поставщикам претензии и арбитражные иски. Поэтому порядок проведения приемки товаров регламентируется нормативными актами. Приемка по количеству регламентируется Инструкцией П-6, а приемка по качеству - Инструкцией П-7.

При нарушении правил и сроков приемки получатели лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или перевозчикам в случае недостачи или снижения качества товаров.

Инструкции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, по качеству и комплектности, а также приемки тары. В договорах поставки могут быть предусмотрены особенности приемки соответствующих видов продукции и товаров.

Порядок приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании, регулируется «Инструкцией об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании».

Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руководствоваться «Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составлении и направлении рекламационных актов».

Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и/или качества товара договору, составляется рекламационный акт. Акт должен составляться в присутствии материально ответственного лица покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта в его отсутствие) и экспертов Торгово-промышленной палаты. Если невозможно присутствие представителей Торгово-промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

Если при приемке продукции с участием представителя будет выявлена недостача продукции против данных, указанных в транспортных и сопроводительных документах (счете-фактуре, спецификации, описи, в упаковочных ярлыках и др.), то результаты приемки продукции по количеству оформляются актом приемки.

Акт о приемке материалов (форма М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Он составляется также при приемке материалов, поступивших без документов, и является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.

После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни.

Акт должен быть составлен в тот же день, когда недостача выявлена.

Если при приемке продукции одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки ее против транспортных и сопроводительных документов отправителя (изготовителя), то в акте должны быть указаны точные данные об их излишках.

Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству. Лицо, несогласное с содержанием акта, обязано подписать акт с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.

В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

Акт приемки продукции утверждается руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя не позднее чем на следующий день после составления акта.

В тех случаях, когда приемка производилась в выходной или праздничный день, акт приемки должен быть утвержден руководителем предприятия-получателя или его заместителем в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

В случаях, когда по результатам приемки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель или заместитель руководителя предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.

К акту приемки, которым устанавливается недостача продукции, должны быть приложены:

- копии сопроводительных документов или сличительной ведомости, т.е. ведомости сверки фактического наличия продукции с данными, указанными в документах отправителя (изготовителя);

- упаковочные ярлыки (кипные карты и т.п.), вложенные в каждое тарное место;

- квитанции станции (пристани, порта) назначения о проверке веса груза, если такая проверка проводилась;

- пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;

- подлинный транспортный документ (накладная, коносамент), а в случае предъявления получателем органу транспорта претензии, связанной с этим документом, - его копия;

-документ, удостоверяющий полномочия представителя, выделенного для участия в приемке;

-акт, составленный в соответствии с Инструкцией П-6;

- документ, содержащий данные отвесов и обмера, если количество продукции определялось путем взвешивания или обмера;

-другие документы, могущие свидетельствовать о причинах возникновения недостачи (анализы на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, сведения о льдоснабжении, коммерческие акты и др.);

-к акту приемки скоропортящейся продукции - ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, если она составлена, или натурный лист.

Акты приемки продукции по количеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии-получателе.

По результатам приемки продукции по качеству и комплектности с участием представителей поставщика или незаинтересованной организации составляется акт приемки о фактическом качестве и комплектности полученной продукции. Форма акта приемки такая же, как и в случае оформления недостач.

Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности.

В этом акте должно быть указано:

- наименование получателя продукции и его адрес;

- номер и дата акта, место приемки продукции, время начала и окончания приемки продукции; в случаях, когда приемка продукции с участием представителей произведена с нарушением установленных сроков приемки, в акте должны быть указаны причины задержки приемки, время их возникновения и устранения;

-фамилия, инициалы лиц, принимавших участие в приемке продукции по качеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке продукции по качеству и комплектности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по качеству;

- наименования и адреса изготовителя (отправителя) и поставщика;

-дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметка о том, что вызов изготовителя (отправителя) особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором не предусмотрен;

- номера и даты договора на поставку продукции, счета-фактуры транспортной накладной (коносамента) и документа, удостоверяющего качество продукции;

-дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;

- номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;

- условия хранения продукции на складе получателя до составления акта;

- состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - изготовителя или отправителя, дата вскрытия тары и упаковки. Недостатки маркировки, тары и упаковки, а также количество продукции, к которому относится каждый из установленных недостатков;

- при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием основания выборочной проверки (стандарт, технические условия, особые условия поставки, другие обязательные правила и договор);

-за чьими пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена и получена продукция, исправность пломб, оттиски на них; транспортная отправительная маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;

-количество (вес), полное наименование и перечисление предъявленной к осмотру и фактически проверенной продукции с выделением продукции забракованной, подлежащей исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных деталей, а также продукции, сорт которой не соответствует сорту, указанному в документе, удостоверяющем ее качество, подробное описание выявленных недостатков и их характер;

-основания, по которым продукция переводится в более низкий сорт, со ссылкой на стандарт, технические условия, другие обязательные правила;

- количество некомплектной продукции и перечень недостающих частей, узлов и деталей и их стоимость;

- номера стандартов, технические условия, чертежи, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества продукции;

- номер браковщика предприятия - изготовителя продукции, если на продукции такой номер указан;

- произведен ли отбор образцов (проб) и куда они направлены;

-другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения ненадлежащего качества или некомплектности продукции;

- заключение о характере выявленных дефектов продукции и причина их возникновения.

Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции. Лицо, несогласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение.

В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

Если между изготовителем (отправителем) и получателем возникнут разногласия по поводу характера выявленных дефектов и причин их возникновения, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз, представителя соответствующей инспекции по качеству или другой компетентной организации.

К акту должны быть приложены:

-документы изготовителя (отправителя), удостоверяющие качество и комплектность продукции;

- упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены ненадлежащее качество и некомплектность продукции;

-транспортный документ (накладная, коносамент);

-документ, удостоверяющий полномочие представителя, выделенного для участия в приемке;

-акт о прекращении односторонней приемки и вызове представителя поставщика;

- акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам анализа (испытания) отобранных образцов (проб);

-другие документы, могущие свидетельствовать о причинах порчи (ухудшения) качества продукции или ее некомплектности (коммерческие акты, для скоропортящихся грузов сведения о льдоснабжении, температурном режиме, а также ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, если она доставлена, или натурный лист и др.).

Акт, устанавливающий ненадлежащее качество или некомплектность продукции, составленный с участием представителей, утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трех дней после составления акта.

В тех случаях, когда приемка продукции производилась в выходной или праздничный день, акт приемки должен быть утвержден руководителем предприятия-получателя или его заместителем в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

В необходимых случаях руководитель предприятия или его заместитель направляет материалы прокуратуре для привлечения к установленной законом ответственности лиц, виновных в выпуске недоброкачественной или некомплектной продукции.

Акты, составленные бюро товарных экспертиз или инспекцией по качеству продукции, утверждаются в порядке, установленном соответствующими положениями об инспекциях и бюро товарных экспертиз.

Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции, составляется в порядке, предусмотренном Инструкцией П-7, если иное не предусмотрено особыми условиями поставки, другими обязательными правилами и договором.

В отношении товаров, ненадлежащее качество которых обнаружено потребителем после покупки их в магазинах, получатель (покупатель) вместо акта должен представить изготовителю (отправителю):

-заявление потребителя об обмене товара и заключение магазина с указанием наименования товара, его изготовителя (отправителя) и поставщика, цены товара, характера недостатков и причин их возникновения, времени продажи, обмена, ремонта товаров или возврата их стоимости;

-документы, предусмотренные правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, подтверждающие ненадлежащее качество товаров;

- расписку потребителя об обмене товара или о получении его стоимости.

Изготовитель (отправитель) или получатель (покупатель) при наличии оснований вправе опротестовать заключение инспекции по качеству, бюро товарных экспертиз или научно-исследовательского института (лаборатории) в их вышестоящую организацию. Копия этого заявления направляется другой стороне. Если соответствующая вышестоящая организация признает доводы изготовителя (отправителя) или получателя (покупателя) обоснованными, то в установленном порядке назначается повторная экспертиза.

Повторная экспертиза продукции может быть произведена также по поручению арбитража или судебно-следственных органов.

Изготовитель (отправитель, поставщик) вправе перепроверить качество продукции, забракованной и возвращенной получателем (покупателем), в порядке и в случаях, предусмотренных особыми условиями поставки, другими обязательными правилами и договором.

Акты приемки товаров по качеству и комплектности регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии-получателе.

В случае принятия получателем (покупателем) продукции, переведенной в более низкий сорт, эта продукция в соответствии с актом о результатах приемки перемаркировывается за счет изготовителя (отправителя).

В договоре должно быть предусмотрено, кем производится перемаркировка: изготовителем (отправителем) или получателем (покупателем).

При приемке импортных товаров рекламационные акты, а также при необходимости другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, составляются у первого грузополучателя, а в случаях, когда недостача, несоответствие ассортимента, некомплектность или недоброкачественность, повреждение или порча товара могут быть обнаружены только после вскрытия тары, - у грузополучателя, вскрывающего тару.

Рекламационный акт составляется в форме акта экспертизы. При невозможности составления акта экспертизы рекламационный акт составляется грузополучателем с привлечением компетентных представителей незаинтересованной организации. В пунктах сферы действия бюро товарных экспертиз прием импортных товаров по количеству и качеству с участием компетентных представителей производится только при наличии у получателя товара письменного отказа бюро с указанием причин.

В связи с недостачей товаров отправителю (поставщику) в установленный срок предъявляются претензии.

При выявлении излишков принятой продукции получатель незамедлительно сообщает об этом отправителю (поставщику).

При недостаче продукции, полученной в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, претензия и обосновывающие ее документы должны направляться также изготовителю продукции. Если изготовитель или его местонахождение получателю не известны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который немедленно после ее получения обязан направить один экземпляр претензии изготовителю, известив об этом получателя. К претензии о недостаче продукции должен быть приложен акт о недостаче в соответствии с Инструкцией П-6 с приложениями, если их нет у отправителя (изготовителя, поставщика).

При получении претензии о недостаче продукции руководитель или заместитель руководителя предприятия-отправителя ..(изготовителя) назначает служебную проверку по материалам претензии. Материалы проверки рассматриваются и утверждаются руководителем или заместителем руководителя предприятия-отправителя (изготовителя).

В случае когда по результатам проверки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель предприятия-отправителя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.

О результатах рассмотрения претензии отправитель (изготовитель, поставщик) сообщает получателю в установленный срок.

При отправке покупателем продукции без вскрытия тары или упаковки первоначального отправителя (изготовителя) с последнего не снимается ответственность за недостачу продукции, если недостача образовалась не по вине покупателя, переотправившего продукцию.

Покупатель, отгрузивший продукцию без вскрытия тары первоначального отправителя (изготовителя), при отказе в удовлетворении претензии, предъявленной в связи с недостачей продукции, кроме мотивов отказа должен сообщить дату получения им этой продукции, а также дату и номер счета отправителя (изготовителя).

Если по действующему законодательству имеются основания для возложения ответственности за недостачу груза на органы транспорта, получатель обязан в установленном порядке предъявить претензию соответствующему органу транспорта.

Претензия, вытекающая из поставки продукции, не соответствующей по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам (эталонам), предъявляется получателем (покупателем) изготовителю (отправителю, поставщику) в установленный срок.

Если изготовитель или его местонахождение получателю (покупателю) не известны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который немедленно после ее получения обязан направить один экземпляр изготовителю, известив об этом получателя (покупателя).

К претензии о поставке продукции ненадлежащего качества или некомплектной должны быть приложены акт и документы, указанные в Инструкции П-7, если их нет у изготовителя (отправителя, поставщика), а также документы, подтверждающие реализацию скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, если продукция к моменту предъявления претензии реализована.

В случаях, предусмотренных договором, к претензии должны прилагаться акт об уничтожении скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, акт о сдаче продукции в металлолом и иные документы об использовании продукции на месте в соответствии с ее фактическим качеством.

В случае предъявления претензии о возмещении разницы в стоимости продукции (уценки) в связи с ее переводом в более низкий сорт получатель обязан приложить к претензии документы, подтверждающие оприходование продукции фактически полученным сортом. Торгующие организации обязаны представить подписанную руководителем организации (или его заместителем) и главным бухгалтером справку о реализации продукции по цене того сорта, в который она переведена, или о произведенной переоценке, если продукция еще не реализована, а также справку за подписями тех же должностных лиц о перемаркировке продукции соответствующим сортом.

О результатах рассмотрения претензии отправитель (изготовитель, поставщик) сообщает получателю в установленный срок.
  1. ^

    Учет товарообменных (бартерных) операций


В предпринимательской практике существуют два основных способа организации расчетов по денежным обязательствам.
Первый способ состоит в том, что расчеты осуществляются на валовой основе, когда по каждому из возникающих у конкретного субъекта предпринимательской деятельности денежных обязательств расчеты ведутся путем платежа. Это означает, что каждое денежное обязательство прекращается надлежащим исполнением - передачей должником кредитору оговоренной денежной суммы в определенном месте в установленный срок. Этот способ, как правило, вызывает необходимость осуществления дополнительных затрат:

  • уплаты комиссионного вознаграждения банку,

  • расходов на содержание сотрудников, обеспечивающих оформление сопутствующих платежу документов,

  • затрат на учет и контроль за их исполнением,

  • затрат на инкассацию (при платежах наличными),

  • уплаты процентов по банковскому кредиту, если организация на момент исполнения денежного обязательства не располагает необходимой суммой,

  • убытков в виде упущенной выгоды в процессе нахождения денежных средств "в пути" при безналичных перечислениях в срок, как правило, от двух до пяти дней,

  • дополнительных расходов, связанных с сопутствующими рисками (просрочка или неплатежеспособность исполняющих банков).

Экспертные оценки свидетельствуют о том, что суммарный размер таких затрат может достигать от 5 до 8 % от суммы денежного обязательства.
Установлено, что наиболее острая и наболевшая проблема для большинства организаций - это кризис неплатежей, многие стремятся организовать расчеты по-своему, в большинстве случаев без использования денежных средств.
В условиях острой нехватки собственных оборотных средств, когда деньги от контрагентов идут очень долго или не поступают вовсе, товарообменные операции, а также расчеты, основанные на зачете встречных требований сторон, являются сравнительно дешевым способом организации расчетов. Кроме того, это помогает экономить денежные ресурсы и, соответственно, сокращать находящиеся в обращении наличные и безналичные денежные средства.

Бартерная сделка представляет собой прямой безденежный, сбалансированный обмен товарами и услугами между юридическими и физическими лицами, когда оплата товаров поставщику производится в товарной форме или в форме услуг.

При осуществлении товарообменной операции торговое предприятие в рамках одного договора является и покупателем и продавцом. При бартерном обмене производится оценка обмениваемых товаров с целью обеспечения эквивалентности обмена, оценки возможных взаимных претензий, определения санкций и т. п.

Расчеты по взаимным претензиям (штрафы, уценки и т. п.) при бартерных операциях производятся путем уменьшения объема поставляемых товаров или же путем дополнительных поставок.

Фактически с каждой стороны бартерной сделки параллельно осуществляется реализация собственного товара в обмен на приобретение (покупку) другого товара. При этом требующиеся для учета и налогообложения соответствующих операций цены определяются на основе использования данных о рыночных ценах на обмениваемые товары, а также данных предприятий-изготовителей, бирж, торговых домов. При необходимости стороны могут договориться о возможности частичных расчетов денежными средствами, которые осуществляются на не зачтенную в порядке взаимной задолженности сумму.

Расчеты, связанные с товарообменными операциями, осуществляются в соответствии с письмом Минфина РФ от 30.10.92- № 16-05/4 "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе".

Часто организации предоставляют друг другу встречные материальные блага ("неявная мена") и заключают в этом случае договор мены, суть которого в том, что часть стоимости товаров (работ, услуг) обменивается на арендную плату, либо осуществляется обмен помещениями, сданными в аренду. Например: одна торговая организация предоставляет другой часть своего склада или офиса в одном месте при условии, что другая торговая организация выделит ей в пользование часть собственных площадей в другом месте.
На практике иногда встречаются случаи неотражения в бухгалтерском учете выручки от реализации по бартеру, когда отгрузка одного товара и получение взамен него другого товара отражаются встречными зачетами задолженностей, что является недопустимым. Госналогслужба России в письме от 24 декабря 1996 г. N ВК-6-16/883 "Об ужесточении контроля за обеспечением налогообложения продукции, реализуемой с использованием налично-денежных и бартерных операций" обратила внимание на случаи занижения (сокрытия) выручки "путем невключения в выручку объемов продукции, реализованной на условиях бартерного обмена", в связи с чем перед налоговыми органами поставлена задача усиления контроля за бартерными операциями с организацией "встречных проверок участников наиболее крупных бартерных операций, а также проверок предприятий, производящих реализацию продукции (работ, услуг) по бартеру в размере, превышающем 50 % от общего объема реализации".
Подпунктом 1 п. 3 "Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 1373, планируется "существенное снижение неденежных форм расчетов, вплоть до полного отказа от бартера". В целях борьбы с бартером предполагается даже введение специального платежа по сделкам, осуществляемым как товарообменные (бартерные) операции, - 5 % от суммы, превышающей установленный норматив.
Существуют различные виды сделок, осуществляемых путем товарообмена. Следует, в частности, различать сделки, оформленные договорами мены или бартера, и операции по зачету взаимных требований. В двух этих ситуациях меняются учет и налогообложение хозяйственных операций.
Классическая товарообменная сделка совершается, когда один актив (группа активов) обменивается на другой актив (группу активов). Такая сделка служит реализации целей, достижение которых другими способами зачастую невозможно. При этом обмен - операция вспомогательная, стороны договора, как правило, не ставят задачи извлечь прибыль, а обмениваемые товары признаются равноценными. В обозначении конкретной суммы сделки нет необходимости, поскольку товары предполагаются равноценными. Важно определить лишь номенклатуру обмениваемых активов. Именно это условие существенно при классическом обмене.
Нормы ГК РФ (п. 2 ст. 568) позволяют сторонам обмениваться и неравноценными товарами. И в этом случае указывается не цена обмениваемых товаров, а только сумма доплаты. То есть предмет договора формулируется, к примеру, таким образом: "Сторона А предоставляет в обмен товар 1, а сторона Б предоставляет в обмен товар 2 и доплачивает 175 тыс. руб.". Таким образом, в товарообменных сделках деньги служат не средством платежа, а активом, который в сочетании с другим имуществом позволяет совершить равноценный обмен.

Товарообменная сделка не может быть типовой в текущей деятельности коммерческой организации, так как это не соответствует основной цели ее создания - извлечению прибыли. Заключение подобных договоров, скорее исключение, чем правило. Тем не менее операции по обмену товарами в последние годы получили широкое распространение, так как стороны могут осуществлять сделку без использования денежных средств.

Далее приведены бухгалтерские проводки по учету товарообменных (бартерных операций).

Оприходование товаров по покупной цене (без учета особенностей отражения НДС) фиксируется проводкой:

Дт 41-1 "Товары на складах"

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Когда товары приходуются согласно учетной политике по продажной цене, то составляется дополнительная проводка на сумму торговой надбавки.

Отгрузка товара поставщику с предъявлением ему расчетных документов отражается как реализация бухгалтерской записью (поставщик выступает в роли покупателя):

Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Кт 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

После этого необходимо провести зачет задолженности покупателя стоимостью полученных от него (как поставщика) ценностей (бартер), что фиксируется в учете записью:

Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Реализованные товары списываются на счет реализации (по покупной цене) проводкой:

Дт 46 "Реализация продукции (работ, услуг) " Кт 41-1 "Товары на складах".

При учете товаров по продажным ценам дополнительно сторнируется торговая надбавка по дебету счета учета реализации в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка".

^

Список литературы:


1. Электронные информационно-правовые системы («Гарант», «Консультант Плюс»).

2. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006

3. Н.Г.Волков. “Состав издержек обращения и их отражение в бухгалтерском учете”.Журнал “Главбух” сентябрь 2005 №9

4. Абатуров А.И. «Резервы снижения издержек обращения» -МИ: Выс. шк. 2002 г


Скачать файл (111 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации