Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Бюджетная система РФ - файл Т16_17.doc


Лекции - Бюджетная система РФ
скачать (296.7 kb.)

Доступные файлы (6):

Проект_электр_пособия.doc809kb.27.05.2008 02:10скачать
Т14_15.doc163kb.27.05.2008 02:20скачать
Т16_17.doc210kb.27.05.2008 02:20скачать
Т3.doc108kb.27.05.2008 02:19скачать
Т4_5.doc127kb.27.05.2008 02:20скачать
Т6_7.doc92kb.27.05.2008 02:20скачать

Т16_17.doc

Тема 16.1. Бюджетный процесс в Российской Федерации

1. Понятие бюджетного процесса, принципы его организации и стадии

2. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня

3. Перспективный финансовый план - его цель и содержание

1. Понятие бюджетного процесса, принципы его организации и стадии

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюдже­тов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

В основе организации бюджетного процесса лежат оп­ределенные принципы, соблюдение которых дает возмож­ность правильно и в сроки, установленные законодатель­ством, составить, утвердить и исполнить бюджет. Основ­ными принципами организации бюджетного процесса явля­ются:

♦ единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и рас­ходы в федеральном бюджете, территориальных бюдже­тах и местных бюджетах в соответствии с законодатель­ством;

♦ реальность планируемых бюджетных доходов, кото­рая достигается как обоснованием размеров всех источников доходов, так и социально-экономическим обоснованием расходов бюджетов;

♦ гласность и публичность разработки проектов и ут­верждения бюджетов выражаются в том, что на всех ста­диях бюджетного процесса проектные показатели подвер­гаются всестороннему обсуждению;

♦ соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы;

♦ периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансо­вый год;

♦ отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджет­ном послании Президента РФ.

Бюджетный процесс в Российской Федерации строится в соответствии с законодательством Российской Федера­ции - Законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и Бюджетным кодексом Рос­сийской Федерации (Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ), а также законами республик в составе России.

Бюджетный процесс в Российской Федерации состоит из следующих стадий бюджетной деятельности: составле­ние проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (Федераль­ный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) составлению проек­тов бюджетов предшествует разработка прогнозов социаль­но-экономического развития России, субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а так­же подготовка перспективного финансового плана, балан­са ресурсов, на основании которых органы исполнительной власти и участники бюджетного процесса осуществляют раз­работку проектов бюджетов.



^ 2. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня

В систему органов, обладающих бюджетными полномо­чиями, входят финансовые органы, органы финансово-кре­дитного регулирования, органы государственного (муници­пального) финансового контроля. Каждый орган имеет оп­ределенные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

В соответствии со ст. 164 Бюджетного кодекса РФ уча­стниками бюджетного процесса, обладающими бюджетны­ми полномочиями на федеральном уровне, являются:

♦ Президент Российской Федерации;

♦ Государственная Дума Федерального Собрания РФ

♦ Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

♦ Правительство Российской Федерации;

♦ орган, ответственный за составление и исполнений федерального бюджета - Министерство финансов Российской Федерации;

♦ орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство);

♦ органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

♦ Центральный банк России;

♦ Счетная палата Российской Федерации;

♦ Государственные внебюджетные фонды;

♦ главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

♦ иные органы, на которые законодательством РФ воз­ложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

♦ органы денежно-кредитного регулирования;

♦ органы государственного и муниципального финан­сового контроля.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципаль­ные предприятия - получатели бюджетных средств.

Законодательные (представительные) федеральные органы РФ и представительные органы местного самоуп­равления рассматривают и утверждают законы о бюдже­тах и отчеты об их исполнении, осуществляют последую­щий контроль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления составляют проекты бюджета и вносят их на утверждение законодательных органов.

Бюджетные полномочия Банка России состоят в том, что Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации выполняют функции Банка Рос­сии по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Органы государственного и муниципального финансо­вого контроля проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ, осуществляют контроль за исполнени­ем бюджетов.

Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выпол­нять отдельные функции по исполнению бюджетов (за ис­ключением органов местного самоуправления, совмещаю­щих функции законодательных и исполнительных органов).

Министерство финансов Российской Федерации обла­дает следующими бюджетными полномочиями (в соответ­ствии со ст. 165 БК РФ):

♦ составляет проект федерального бюджета и пред­ставляет его в Правительство Российской Федерации, при­нимает участие в разработке проектов бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов;

♦ по поручению Правительства Российской Федерации представляет сторону государства в договорах о предос­тавлении средств федерального бюджета на возвратной ос­нове и гарантий за счет средств федерального бюджета;

♦ осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

♦ составляет сводную бюджетную роспись федераль­ного бюджета;

♦ разрабатывает прогноз консолидированного бюдже­та Российской Федерации;

♦ разрабатывает по поручению Правительства Россий­ской Федерации Программу государственных внутренних за­имствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регист­рацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

♦ осуществляет по поручению Правительства Россий­ской Федерации сотрудничество с международными финан­совыми организациями;

♦ разрабатывает по поручению Правительства Россий­ской Федерации Программу государственных внешних за­имствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разраба­тывает программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на привлечение иностранных кре­дитов третьими сторонами и определяет порядок предос­тавления таких гарантий;

♦ осуществляет методическое руководство по бухгал­терскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не пре­дусмотрено законодательством Российской Федерации;

♦ принимает в пределах своей компетенции норматив­ные акты;

♦ получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консоли­дированного бюджета Российской Федерации, а также от­чета об исполнении консолидированного бюджета Российс­кой Федерации;

♦ обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюд­жетных кредитов в пределах лимита средств, утвержден­ного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Пра­вительством Российской Федерации;

♦ предоставляет по поручению Правительства Россий­ской Федерации от имени Российской Федерации государ­ственные гарантии субъектам Российской Федерации, му­ниципальным образованиям и юридическим лицам в преде­лах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

♦ проводит проверки финансового состояния получа­телей бюджетных средств, в том числе получателей бюд­жетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных га­рантий;

♦ проводит проверки получателей бюджетных инвес­тиций по соблюдению ими условий получения и эффектив­ности использования указанных средств;

♦ регистрирует эмиссии займов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предпри­ятий;

♦ ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

♦ осуществляет в порядке, установленном Правитель­ством Российской Федерации, управление государственным долгом Российской Федерации;

♦ осуществляет иные полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом и иными актами бюджетного законо­дательства, либо возложенные Правительством Российс­кой Федерации;

♦ организует исполнение федерального бюджета, а так­же бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджет­ных соглашений;

♦ исполняет федеральный бюджет в порядке, установ­ленном Бюджетным кодексом;

♦ осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглаше­ний;

♦ осуществляет операции со средствами федерально­го бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и местных бюджетов в случае заключения соот­ветствующих бюджетных соглашений;

♦ составляет отчет об исполнении федерального бюд­жета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствую­щих бюджетных соглашений;

♦ составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

♦ представляет отчет об исполнении федерального бюд­жета в Правительство Российской Федерации;

♦ устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджет­ной системы Российской Федерации, смет расходов бюд­жетных учреждений, устанавливает формы учета и отчет­ности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоя­щим Кодексом и Федеральным законом "О бюджетной клас­сификации Российской Федерации";

♦ открывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учрежде­ний, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;

♦ обладает правом требовать от главных распорядите­лей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федераль­ного бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств фе­дерального бюджета;

♦ получает от кредитных организаций сведения об опе­рациях с бюджетными средствами и средствами государ­ственных внебюджетных фондов;

♦ направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюд­жета, Банку России и его учреждениям, кредитным орга­низациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и осу­ществляет контроль за их устранением;

♦ приостанавливает операции по лицевым счетам глав­ных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Пра­вительством Российской Федерации;

♦ взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюд­жетные средства в размере бюджетных средств, использо­ванных не по целевому назначению;

♦ взыскивает в соответствии с договорами со всех сче­тов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, под­лежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;

♦ налагает на главных распорядителей, распорядите­лей и получателей средств федерального бюджета, кре­дитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством Российской Федерации;

♦ ведет сводный реестр главных распорядителей, рас­порядителей и получателей средств федерального бюдже­та и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федераль­ного бюджета;

♦ осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и другими актами бюджетного зако­нодательства Российской Федерации.

Руководитель Министерства финансов Российской Фе­дерации (министр финансов) имеет исключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий:

♦ утверждение сводной бюджетной росписи федераль­ного бюджета;

♦ утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

♦ предоставление бюджетных ссуд из средств феде­рального бюджета;

♦ введение режима сокращения расходов федерально­го бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

♦ перемещение ассигнований между главными распо­рядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами функциональной и экономической классифи­кации расходов бюджетов Российской Федерации в преде­лах 10% утвержденных расходов.

^ 3. Перспективный финансовый план - его цель и содержание

Перспективный финансовый план составляется на ос­нове среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны (постановление Правительства РФ от 6 марта 2005 года № 118 "Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год")


Перспективный финансовый план - документ, харак­теризующий направления деятельности по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципаль­ных заимствований (кредитов) и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Перспективный финансовый план разраба­тывается в целях:

♦ информирования законодательных (представитель­ных) органов о среднесрочных тенденциях развития эконо­мики и социальной сферы;

♦ комплексного прогнозирования финансовых послед­ствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

♦ выявления необходимости и возможности осуществ­ления в перспективе мер в области финансовой политики;

♦ отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:

♦ первый год - это год, на который составляется бюд­жет;

♦ следующие два года - плановый период, на протя­жении которого прослеживаются реальные результаты за­явленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного фи­нансового плана является бюджет на текущий год. Перс­пективный финансовый план может ежегодно корректиро­ваться с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, при этом плановый период сдви­гается на один год вперед.

Составляется перспективный финансовый план по ук­рупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой ба­ланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствую­щих субъектов на определенной территории.

Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического раз­вития территории и является основой для составления про­екта бюджета.
Тема 16.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации

^ 1. Порядок составления проекта федерального бюджета и внесения его в Государственную Думу

2. Рассмотрение и утверждение законодательства о бюджете на очередной финансовый год в Государственной Думе

3. Исполнение федерального бюджета

^ 1. Порядок составления проекта федерального бюджета и внесения его в Государственную Думу

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Проект фе­дерального бюджета составляется Правительством РФ. Его составление начинается за 10 месяцев до начала очередно­го финансового года.

Составлению проекта бюджета, как было отмечено выше, предшествует разработка прогнозов социально-эко­номического развития России, субъектов Федерации, му­ниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов.

Проект бюджета составляется с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стан­дартов на основе нормативов финансовых затрат на предос­тавление государственных или муниципальных услуг, а так­же в соответствии с другими нормами (нормативами), ус­тановленными законодательством РФ, субъектов Федера­ции, правовыми актами органов местного самоуправления.

Составление проекта федерального бюджета на оче­редной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации, изложенной в Бюджетном послании Президента России.

Министерство финансов РФ как уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза со­циально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров сред­несрочного прогноза социально-экономического развития России, положенного в основу перспективного финансово­го плана.

Министерство финансов РФ организует также разра­ботку:

♦ проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

♦ проекта федерального закона о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год (поскольку федераль­ный бюджет принимается в форме закона РФ, то Минфин готовит проект закона с приложением таблиц бюджета).

Проектировки основных показателей федерального бюд­жета на среднесрочную перспективу разрабатываются од­новременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-эко­номического развития России и прогноза сводного финан­сового баланса по территории РФ.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза развития экономики России на очередной финансовый год, в котором должны содержаться макроэкономические показатели со­стояния экономики.

На основании выбранного плана-прогноза состояния и развития экономики России на очередной финансовый год Министерство финансов РФ разрабатывает основные ха­рактеристики федерального бюджета на очередной финан­совый год и распределение расходов федерального бюдже­та на очередной финансовый год с учетом функциональной классификации расходов бюджета и проектировок основ­ных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Законодательство обязывает Правительство одновременно рассмотреть предложения об увеличении (или сохранении) минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и го­сударственных пенсий в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством РФ основные характерис­тики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на оче­редной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета РФ могут быть пред­ставлены в виде информации палатам Федерального Со­брания по их запросам.

После принятия Правительством РФ основных харак­теристик федерального бюджета и распределения расходов на очередной финансовый год Министерство финансов РФ:

♦ направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по кон­кретным получателям средств федерального бюджета;

♦ уведомляет органы исполнительной власти субъек­тов РФ о методике формирования межбюджетных отноше­ний РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функцио­нальной и экономической классификациями расходов бюд­жетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка федеральными органами исполнительной влас­ти предложений о проведении структурных и организаци­онных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполне­ние которых не обеспечено реальными источниками фи­нансирования в очередном финансовом году. Одновременно формируется перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюд­жета в очередном финансовом году.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектиров­кам в предстоящем году подлежат рассмотрению межве­домственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

В период с 15 июля по 15 августа года, предшествую­щего очередному финансовому году, Правительство РФ в соответствии с Законом обязано рассмотреть прогноз соци­ально-экономического развития России на очередной фи­нансовый год, уточнить параметры прогноза социально-эко­номического развития России на среднесрочную перспекти­ву, проект федерального бюджета и проекты бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов, проект перспективного финансового плана, другие документы, характеризу­ющие бюджетно-финансовую политику, представленные Министерством финансов и федеральными органами испол­нительной власти. Правительство РФ утверждает проект бюджета и проект федерального закона о федеральном бюд­жете для внесения его в Государственную Думу.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года (в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ).

Одновременно проект федерального закона о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год представляется Президенту Российской Федерации.

В течение суток со дня внесения проекта федерально­го закона о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год в Государственную Думу Председатель Государ­ственной Думы направляет его в Комитет по бюджету Го­сударственной Думы для подготовки заключения о соответ­ствии представленных документов и материалов требова­ниям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ.

На основе заключения Комитета по бюджету Совет Го­сударственной Думы или Председатель Государственной Думы принимает решение о том, что проект федерально­го закона о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год принимается к рассмотрению Государственной Ду­мой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходи­мыми документами и материалами должен быть представ­лен в Государственную Думу Правительством РФ в 10 - дневный срок и вновь рассмотрен Советом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы.

^ 2. Рассмотрение и утверждение законодательства о бюджете

на очередной финансовый год в Государственной Думе

Составленный Правительством РФ проект федераль­ного бюджета и проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется в Государствен­ную Думу в установленный срок. Напомним, что проект закона считается внесенным в срок, если он доставлен Прави­тельством в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года (в редакции Федерального закона от 5 авгу­ста 2000 г. № 116-ФЗ). В течение суток со дня внесения проекта закона о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год в Государственную Думу Совет Государствен­ной Думы или Председатель Государственной Думы направ­ляет его в Комитет по бюджету Государственной Думы для подготовки заключения о соответствии представленных до­кументов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 193 Бюджетного кодекса Банк Рос­сии представляет в Государственную Думу проект основ­ных направлений единой государственной денежно-кредит­ной политики на очередной финансовый год. Такой проект направляется также Президенту России и Правительству России.

На основании положительного заключения Комитета по бюджету Совет Государственной Думы или Председатель Думы принимает решение о рассмотрении Государствен­ной Думой проекта закона о бюджете на очередной финан­совый год.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, принятый к рассмотрению, направляется Советом Государственной Думы или Предсе­дателем Государственной Думы в Совет Федерации, коми­теты Государственной Думы для внесения замечаний и пред­ложений, а также в Счетную палату Российской Федера­ции на заключение.

Для обеспечения необходимой степени конфиденциаль­ности рассмотрения отдельных разделов расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета Государ­ственная Дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохране­ние государственной тайны в соответствии с законодатель­ством РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федераль­ного закона о федеральном бюджете на очередной финан­совый год в четырех чтениях.

Срок подготовки к первому чтению - 30 дней со дня внесения проекта закона о бюджете в Государственную Думу Правительством РФ.

Предмет первого чтения - обсуждение концепции бюд­жета и прогноза социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на очередной финансовый год, основ­ных направлений бюджетной и налоговой политики, основ­ных принципов и расчетов федерального бюджета и бюд­жетов субъектов РФ, проект программы внешних заимство­ваний РФ и основных характеристик бюджета, к которым относятся:

♦ доходы федерального бюджета;

♦ распределение доходов от федеральных налогов и сбо­ров;

♦ дефицит федерального бюджета в сумме и в про­центах к расходам;

♦ общий объем расходов федерального бюджета.

При рассмотрении в первом чтении проекта федераль­ного закона о федеральном бюджете на очередной финан­совый год Государственная Дума заслушивает доклад Пра­вительства РФ, содоклад Комитета по бюджету и содоклад второго профильного комитета, доклад Председателя Счет­ной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта о федеральном бюджете.

В случае принятия Государственной Думой законопро­екта о федеральном бюджете в первом чтении утвержда­ются основные характеристики федерального бюджета: до­ходы бюджета, распределение доходов, дефицит бюдже­та, общий объем расходов.

В случае отклонения в первом чтении законопроекта о федеральном бюджете Государственная Дума может:

а) передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета, состоя­щую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ;

б) вернуть законопроект в Правительство РФ на дора­ботку;

в) поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по ито­гам работы согласительной комиссии, проект закона счита­ется повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете Государственная Дума со­гласно закону не вправе повторно направить законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правитель­ство.

В случае отставки Правительства РФ в связи с откло­нением проекта федерального закона о федеральном бюд­жете вновь сформированное Правительство представляет новый вариант проекта федерального бюджета на очеред­ной финансовый год не позднее 30 дней после сформирова­ния.

Предмет второго чтения - рассмотрение и утвержде­ние расходов федерального бюджета по разделам функци­ональной классификации расходов бюджета в пределах общего объема расходов бюджета, утвержденного в первом чтении, и размера фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чте­нии проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает его в согласи­тельную комиссию (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ).

Цель третьего чтения проекта закона о федеральном бюджете - рассмотрение и утверждение расходов феде­рального бюджета по подразделам функциональной клас­сификации расходов бюджета, распределение средств фи­нансовой поддержки субъектов РФ, утверждение основных показателей государственного оборонного заказа, расходов на финансирование федеральных целевых программ, ут­верждение инвестиционной программы, государственной программы вооружения. В третьем чтении рассматривают­ся поправки по проекту бюджета, представленные Коми­тетом по бюджету; утверждение программы государствен­ных внешних заимствований, программы внутренних заим­ствований; программы предоставления Россией государ­ственных кредитов иностранным государствам.

Субъекты права законодательной инициативы могут направлять свои поправки по проекту третьего чтения в Комитет по бюджету.

Дальнейшему рассмотрению подлежат только поправ­ки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и Пра­вительстве РФ.

Общая сумма ассигнований по каждому разделу функ­циональной классификации расходов бюджетов с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта о федеральном бюджете.

При рассмотрении в третьем чтении проекта федераль­ного бюджета поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие увеличение расходов на отдельные объекты адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, а также поправки, пре­дусматривающие включение расходов на отдельные объек­ты, не предусмотренные указанным законопроектом, не рассматриваются.

Поправки, предусматривающие предоставление средств федерального бюджета негосударственным организациям; любых организационно-правовых форм, не рассматриваются.

В четвертом чтении Государственная Дума рассматри­вает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и голосует в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотре­ние в Совет Федерации.

Совет Федерации в течение 14 дней рассматривает за­конопроект о федеральном бюджете на предмет одобрения его в целом.

Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения Советом Федерации федерально­го закона о федеральном бюджете он передается в согла­сительную комиссию для преодоления возникших разногла­сий.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласован­ный закон о бюджете. Государственная Дума повторно рас­сматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.

В результате повторного рассмотрения и принятия проекта закона Государственная Дума вновь направляет его в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосова­ло не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Президентом России закона о фе­деральном бюджете на очередной финансовый год закон пе­редается для преодоления возникших разногласий в согла­сительную комиссию. При этом в состав согласительной ко­миссии включается представитель Президента РФ.

Решение согласительной комиссии с проектом закона передается в Государственную Думу на повторное рассмот­рение в одном чтении. Одобренный Советом Федерации за­кон о федеральном бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

^ 3. Исполнение федерального бюджета

Организация исполнения федерального бюджета воз­лагается на Министерство финансов РФ. В России феде­ральный бюджет переведен на казначейское исполнение бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сро­ков принятия бюджетных обязательств, совершение раз­решительной надписи на право расходов в рамках выде­ленных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюд­жета возлагаются на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения операций и средств федерального бюд­жета в системе балансовых счетов Федерального казначей­ства. В процессе исполнения федерального бюджета запре­щается проводить операции, минуя систему балансовых сче­тов Федерального казначейства.

Право открытия и закрытия счетов федерального бюд­жета, определения их режима принадлежит Федерально­му казначейству.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Фе­дерального казначейства) находится в Центральном банке России. Федеральное казначейство вправе открывать иные счета.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установлен­ных Бюджетным кодексом РФ.

Единство кассы предусматривает зачисление всех по­ступающих доходов бюджета, привлечение иных средств и осуществление всех расходов с единого счета бюджета (за исключением операций по исполнению федерального бюджета за пределами Российской Федерации).

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ испол­няются на основе принципа единства кассы.

В соответствии со ст. 245 Бюджетного кодекса РФ ис­полнение бюджета по доходам предусматривает:

♦ перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

♦ распределение в соответствии с утвержденным бюд­жетом регулирующих доходов;

♦ возврат излишне уплаченных в бюджет сумм дохо­дов;

♦ учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Для регулирования процесса расходования средств Министерство финансов РФ составляет бюджетную роспись расходов федерального бюджета и передает ее на исполне­ние Федеральному казначейству.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает:

♦ утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распоряди­телям средств;

♦ утверждение и доведение до распорядителей и по­лучателей средств федерального бюджета лимитов бюджет­ных обязательств;

♦ принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета;

♦ подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

Порядок и правила санкционирования расходов феде­рального бюджета устанавливаются Федеральным казна­чейством в соответствии с Бюджетным кодексом.

На основании сводной бюджетной росписи федерально­го бюджета орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения бюджетной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до по­лучателей средств через органы федерального казначей­ства.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет дохо­дов, а также и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге казначейства.

Министерство финансов РФ представляет ежекварталь­ные отчеты об исполнении федерального бюджета в Феде­ральное Собрание. Один экземпляр квартального и годово­го отчета об исполнении федерального бюджета представ­ляется в Счетную палату РФ.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. После завершения операций остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в ка­честве остатка средств на начало очередного финансового года.

Отчет об исполнении федерального бюджета Прави­тельство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ (на проверку и заключение) не позднее 1 июня следующего за отчетным годом.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об ис­полнении федерального бюджета РФ, используя материа­лы проверок и ревизий.

После получения заключения Счетной палаты РФ Го­сударственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума в соответствии со ст. 279 БК РФ заслушивает:

♦ доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;

♦ доклад министра финансов об исполнении федераль­ного бюджета;

♦ заключение Председателя Счетной палаты России;

♦ доклад Генерального прокурора России о соблюде­нии законности в области бюджетного законодательства.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих ре­шений:

♦ об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

♦ об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

^

Тема 17. Государственный и муниципальный бюджетно-финансовый контроль


1. Понятие, назначение и виды финансового контроля

2. Формы и методы финансового контроля

^ 3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере, их полномочия

4. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль. Формы проведения налогового контроля

1. Понятие, назначение и виды финансового контроля

Современный этап развития экономики России харак­теризуется заметными тенденциями укрепления государ­ственной власти, повышением роли государства в управле­нии экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового конт­роля в стране.

Финансовый контроль - это регламентированная за­конодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использова­нием государственных и муниципальных денежных фондов.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначе­ние и содержание финансового контроля.

Его назначение заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффектив­ного использования бюджетных финансовых средств, во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Его содержание сводится к проверке деятельности уча­стников бюджетного процесса, органов управления и хо­зяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения закон­ности.

Основными задачами финансового контроля являются:

♦ контроль за соблюдением действующего законода­тельства и нормативных актов;

♦ обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

♦ выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе резервов снижения зат­рат в сфере производства и услуг, снижения себестоимос­ти и повышения рентабельности;

♦ обеспечение сохранности государственной собствен­ности.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, распределение и перераспределение национального дохода.

Финансовой проверке подвергаются стоимостные по­казатели - выручка от реализации продукции (товаров, услуг, работ), себестоимость, оплата труда, амортизация, затраты и издержки, цены, тарифы, доходы, прибыль, ис­пользование прибыли, собираемость налогов и налогообло­жение.

Финансовый контроль охватывает правильность фор­мирования стоимостных показателей и финансовых резуль­татов деятельности хозяйствующих субъектов, использо­вания бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту налоговых платежей и нена­логовых отчислений.

Нарушение финансовой дисциплины карается экономи­чески посредством финансовых санкций и в административ­ном и уголовном порядке.

Финансовый контроль применяется во всех сферах на­родного хозяйства.

Субъектами финансового контроля выступают органи­зации, наделенные правом финансового контроля.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуще­ствляющих финансовый контроль, различают следующие виды контроля:

♦ государственный (проводится государственными орга­нами);

♦ ведомственный (проводится контрольными подразде­лениями министерств и ведомств);

♦ внутрихозяйственный (внутрифирменный);

♦ негосударственный (аудиторский).

По объектам контроля финансовый контроль включает следующие разновидности контроля: бюджетно-финансо­вый, налоговый, таможенный, валютный.

Бюджетно-финансовый контроль является формой ре­ализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.

Задача контроля при составлении проекта бюджета со­стоит в том, чтобы полнее использовать в доходной части бюджета резервы финансовых источников.

Задача контроля при составлении проекта бюджета со­стоит в том, чтобы полнее использовать в доходной части бюджета резервы финансовых источников.

Вместе с тем контроль имеет своей целью проверить использование бюджетных средств по назначению в соот­ветствии с утвержденным бюджетом, предотвратить нару­шения в использовании бюджетных средств.

Налоговый контроль - часть финансового контроля. Он имеет целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости налогов, установленных законодательством РФ. Органы налогового контроля проводят проверки по выполнению юридически­ми и физическими лицами налоговых обязательств перед государством. Он призван обеспечить соблюдение действу­ющего законодательства в области налогообложения.

Таможенный контроль имеет целью обеспечение свое­временности и полноты уплаты таможенных сборов и по­шлин в бюджет в соответствии с законодательством РФ.

Валютный контроль имеет целью обеспечить экономи­ческую безопасность страны. Он призван обеспечить соблю­дение действующего законодательства о валютных опера­циях.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях повышения эффективности деятельности предпри­ятий отрасли. Способствует выявлению внутренних финан­совых резервов и соблюдению налогового законодательства.

^ 2. Формы и методы финансового контроля

Под формой проведения бюджетно-финансового конт­роля понимают способы конкретного выражения организа­ции контрольных действий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ законода­тельные (представительные) и представительные органы местного самоуправления применяют следующие формы финансового контроля:

♦ предварительный контроль;

♦ текущий контроль;

♦ последующий контроль.

Предварительный контроль производится до соверше­ния финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств. Он проводится с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии прогнозов и планов дополнительных финансовых ресурсов. Предварительный контроль предус­матривает оценку обоснованности финансовых программ, оценку обоснованности финансовых планов, обоснованности финансовых смет, учредительских договоров, обоснованно­сти расчетов прибыли и др.

Текущий (оперативный) контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, вы­дачи ссуд. Он проводится с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, предупреждения возможных нарушений, предупреждения возможных потерь на фоне быстро меняющейся финансовой ситуации в расходовании денежных средств в процессе осуществления финансовой и хозяйственной деятельности. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопо­ставляются с нормативами расходов.

Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Он проводится с целью выявления нарушений финансового законодатель­ства и оценки результатов финансовой деятельности. Ре­зультаты финансовой деятельности сравниваются с плана­ми, нормативами. Эта форма контроля проводится путем анализа отчетов и балансов, путем проверок и ревизий не­посредственно на месте в организациях и учреждениях.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Применяются следующие методы финансового контроля: наблюдение, обследование, проверка, анализ, ревизия, надзор.

1. Наблюдение (мониторинг) - общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением оп­ределенных действий предприятиями. Например, наблюде­ние за использованием выданной ссуды, наблюдение за фи­нансовым состоянием предприятия-клиента.

Наблюдение может быть по одному или нескольким показателям деятельности организации.

2. Обследование в отличие от наблюдения охватывает более широкий круг финансовых показателей обследуемо­го предприятия для определения его финансового состоя­ния. При обследовании могут использоваться такие при­емы, как опрос и анкетирование.

3. Проверка финансовой деятельности проводится на ме­сте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений и их устранения. Про­верка касается основных вопросов финансовой деятельности на месте и проводится с целью устранения нарушений.

Проверки финансовой деятельности могут осуществ­ляться государственными, ведомственными и внутрихозяй­ственными органами контроля.

Результаты проверки государственными ведомственными и внутренними органами контроля оформляются актами проверки.

Анализ в переводе с греческого означает "расчлене­ние, разложение изучаемого объекта или процесса на от­дельные составляющие части, элементы, внутренне при­сущие этому объекту". В традиционном понимании финан­совый анализ представляет собой метод исследования (изу­чения) путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый ана­лиз - это метод научного исследования (познания) и оцен­ки явлений и процессов, в основе которого лежит изуче­ние составных частей, элементов изучаемой системы (со­вокупности).

Цель финансового анализа - оценить финансовое со­стояние организации на основе достоверной информации, определить финансовый результат, платежеспособность организации, оценить эффективность использования капи­тала.

При анализе используются различные аналитические приемы (средние и относительные величины, группиров­ки, индексный метод и др.), он отличается системным и пофакторным подходом.

4. Ревизия - это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обсле­дование финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия, организации. Законодательство предусматривает обя­зательный и регулярный характер ревизий.

Ревизии могут быть комплексные и тематические; пла­новые и внеплановые; документальные с проверкой товар­но-материальных ценностей.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и организаций, ревизион­ными комиссиями организаций, а также государственными органами контроля.

Плановые ревизии, как правило, проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизора, в кото­рой определяется ревизуемый объект, конкретный пере­чень вопросов контроля, методы контроля, сроки ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной прак­тике.

5. Надзор проводится контролирующими государствен­ными органами за предприятиями и организациями, полу­чившими лицензию на определенный вид финансовой дея­тельности о соблюдении нормативов. Например, надзорные функции практикует Центральный банк России. Он осуще­ствляет надзор за деятельностью в стране коммерческих банков, Росстрахнадзор - за страховыми фирмами.

^ 3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере, их полномочия

Контроль как процесс проверки, анализа, оценки каче­ства выполнения поставленных задач является важнейшим звеном в системе управления финансами в бюджетной сис­теме России.

Финансовый контроль в бюджетной сфере в пределах своей компетенции осуществляют высшие органы государ­ственной власти и государственного управления - Феде­ральное Собрание России, законодательные (представитель­ные) органы субъектов Федерации, а также представитель­ные органы местного самоуправления.

Финансовый контроль в бюджетной сфере осуществля­ется также финансовыми и контрольными органами исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительными органами местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы, предста­вительные органы местного самоуправления осуществля­ют следующие формы финансового контроля (ст. 265 БК РФ):

♦ предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) в бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым воп­росам;

♦ текущий контроль - в ходе рассмотрения отдель­ных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комите­тов, комиссий, рабочих групп законодательных (предста­вительных) органов, представительных органов местного са­моуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

♦ последующий контроль - в ходе рассмотрения и ут­верждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления пре­дусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:

♦ получение от органов исполнительной власти, орга­нов местного самоуправления необходимых сопроводитель­ных материалов при утверждении бюджета;

♦ получение от органов, исполняющих бюджеты, опе­ративной информации об исполнении бюджетов;

♦ утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

♦ создание собственных контрольных органов (Счетная палата, контрольные палаты, иные органы законодатель­ных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего ауди­та бюджетов;

♦ внесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, органы местного само­управления обязаны предоставлять всю информацию, не­обходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представи­тельным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Федеральное Собрание России для осуществления го­сударственных функций финансового контроля образовало Счетную палату. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата является постоянно действу­ющим органом государственного финансового контроля, об­разуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" к основным задачам Счетной палаты отнесены следующие:

♦ организация и осуществление контроля за своевре­менным исполнением доходных и расходных статей феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов по объемам, структуре и целевому назначе­нию;

♦ определение эффективности и целесообразности рас­ходов государственных средств и использования федераль­ной собственности;

♦ оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

♦ финансовая экспертиза проектов федеральных зако­нов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

♦ анализ выявленных отклонений от установленных тен­денций бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;

♦ контроль за законностью и своевременностью движе­ния бюджетных средств и средств федеральных внебюджет­ных фондов в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

♦ регулярное представление Совету Федерации и Го­сударственной Думе информации о ходе выполнения фе­дерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет свою деятельность в со­ответствии с принципами законности, объективности, не­зависимости и гласности.

Счетная палата осуществляет следующие виды (функ­ции) контрольной деятельности:

1) контрольно-ревизионную:

♦ организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

♦ проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

♦ подготовка и представление в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

2) экспертно - аналитическую:

♦ экспертиза проектов федерального бюджета, зако­нов, иных нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов России;

♦ подготовка и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;

3) информационную деятельность:

♦ информация Государственной Думы о результатах ревизий и проверок;

♦ информация Совета Федерации о результатах ре­визий и проверок;

♦ представление органам государственной власти пред­писаний по устранению выявленных нарушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Пред­седатель Счетной палаты назначается на должность Госу­дарственной Думой сроком на 6 лет. Кандидат на должность Председателя должен отвечать следующим требованиям: быть гражданином РФ, иметь высшее образование, опыт профессиональной деятельности в области государственно­го управления, государственного контроля, финансов, эко­номики.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие основные направления контрольной деятельности Счетной палаты, которые охватывают сово­купность ряда статей федерального бюджета, объединен­ных общим назначением. Аудиторы назначаются сроком на шесть лет и утверждаются палатой Федерального Собра­ния. В Счетной палате образована коллегия Счетной пала­ты. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входят организация и проведение контроля в пределах ком­петенции Счетной палаты.

Контрольные полномочия Счетной палаты распростра­няются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Счетной палате так­же подконтрольны органы местного самоуправления, орга­низации, банки, страховые компании и иные финансово-кредитные учреждения вне зависимости от форм собствен­ности, деятельность негосударственных коммерческих и не­коммерческих организаций, если они получают, перечис­ляют, используют средства из федерального бюджета или имеют налоговые льготы.

Финансовый контроль осуществляют органы исполни­тельной власти, органы местного самоуправления. Таким финансовым контролем наделены: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; распоряди­тели бюджетных средств.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим прове­дение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в стране. Положением о Министерстве финансов РФ на него возложено осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. Минфин РФ осу­ществляет контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств.

В установленных Бюджетным кодексом РФ случаях Министерство финансов РФ осуществляет финансовый кон­троль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и проверки организаций - получателей бюджет­ных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов РФ имеет право:

♦ запрашивать у федеральных органов государствен­ной власти и органов государственной власти субъектов Фе­дерации необходимые материалы;

♦ ограничивать, приостанавливать в соответствии с за­конодательством финансирование из федерального бюдже­та организаций при выявлении фактов нецелевого исполь­зования ими средств федерального бюджета. А также в слу­чае непредставления ими в установленные сроки отчетнос­ти о расходовании полученных средств;

♦ взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению.

Финансовые органы субъектов Федерации при осуще­ствлении государственного финансового контроля за исполь­зованием денежных средств бюджета соответствующего субъекта Федерации наделяются правами и обязанностями, аналогичными правам и обязанностям Министерства финансов России.

Контрольно-ревизионные органы Министерства финан­сов РФ (Департамент государственного финансового конт­роля, КРУ и др.) действуют в соответствии с постановлени­ем Правительства РФ "О территориальных контрольно-ре­визионных органах Министерства финансов Российской Фе­дерации" от 6 августа 1998 г. № 888.

Федеральное казначейство Министерство финансов РФ осуществляет контрольные функции - предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фон­дов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе проведения контроля и координирует их работу.

Федеральное казначейство Министерства финансов РФ образует единую систему органов Казначейства, включаю­щую Главное управление Федерального казначейства, под­чиненные ему территориальные органы республик, краев, областей и других субъектов РФ.

Главными задачами органов Федерального казначейства являются: организация и контроль за исполнением бюдже­та, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства, открытых в банках исходя из принципа един­ства кассы, сбор, обработка и анализ информации о состо­янии государственных финансов, представление вышесто­ящим органам отчетности о финансовых операциях и др.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использо­ванием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и сво­евременного возврата бюджетных средств, а также пред­ставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государствен­ных и муниципальных предприятий, бюджетных учрежде­ний.

Финансовый контроль органы субъектов Федерации и муниципальные образования проводят при самостоятель­ном исполнении бюджетов. Их финансовые органы осуще­ствляют финансовый контроль за операциями с бюджетны­ми средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. В случае переда­чи исполнения бюджета органам Федерального казначей­ства финансовые органы субъекта Федерации осуществля­ют финансовый контроль за соблюдением главными распо­рядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого исполь­зования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

С 1 февраля 2002 года начал свою деятельность Коми­тет Российской Федерации по финансовому мониторингу, созданный в соответствии с Указом Президента России от 1 ноября 2001 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по про­тиводействию легализации (отмыванию) доходов, получен­ных преступным путем".

На Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (в просторечии - финансовая разведка) воз­лагаются задачи:

♦ организация надзора и борьбы с финансовыми пре­ступлениями в России;

♦ координация деятельности правоохранительных ор­ганов в области финансового и налогового мониторинга;

♦ изучение опыта финансового мониторинга в зарубеж­ных странах;

♦ противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Установлена предельная численность работников Цент­рального аппарата Комитета РФ по финансовому монито­рингу (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 200 единиц с фондом заработной платы 4245,6 тыс. руб.

В составе Комитета: председатель, 4 заместителя пред­седателя Комитета и коллегия в количестве 11 человек.

Комитет РФ по финансовому мониторингу образует тер­риториальные органы в субъектах Федерации

^ 4. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль. Формы проведения налогового контроля

Налоговый контроль - часть финансового контроля. Имеет целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости на­логов, установленных законодательством РФ.

Налоговые органы и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законода­тельством Российской Федерации и их Положениями.

Главными задачами Федеральной налоговой службы являются:

♦ выработка и осуществление налоговой политики с це­лью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей;

♦ организация работы государственных налоговых ин­спекций по соблюдению налогового законодательства, сво­евременности уплаты налогов;

♦ государственный контроль за правильностью исчис­ления, полнотой и своевременностью уплаты налогов нало­гоплательщиками;

♦ обеспечение государственного регулирования и ко­ординация контроля в области оборота алкогольной про­дукции.

Государственные налоговые органы выполняют фун­кции:

♦ обеспечивают собираемость налогов и поступление их в бюджеты бюджетной системы;

♦ осуществляют возврат излишне взысканных и упла­ченных налогов в бюджет;

♦ ведут учет плательщиков налогов в бюджет, пра­вильность начисления платежей организациями и гражда­нами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет;

♦ контролируют своевременность представления пла­тельщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет.

Налоговые органы наделены правом проведения нало­гового контроля. Должностные лица налоговых органов при­меняют различные формы налогового контроля.

Основными формами налогового контроля являются (ст. 82 Налогового кодекса):

♦ налоговые проверки;

♦ получение объяснений налогоплательщиков и иных лиц;

♦ документальные проверки данных учета и отчет­ности;

♦ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

♦ другие формы, предусмотренные Налоговым кодек­сом.

При осуществлении налогового контроля не допуска­ется распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в на­рушение положений Налогового кодекса, а также в нару­шение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тактику.

В соответствии со ст. 33 Налогового кодекса должност­ные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в соответствии с законом;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогопла­тельщикам, их представителям и иным участникам налого­вых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

♦ о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налоге и сборах;

♦ о признании недействительной государственной ре­гистрации юридического лица или физического лица в ка­честве индивидуального предпринимателя;

♦ о взыскании задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), чис­лящейся более трех месяцев.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, по­зволяющих предполагать совершение нарушения законо­дательства о налогах и сборах, содержащего признаки пре­ступления, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.


Скачать файл (296.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации