Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Бюджетная система РФ - файл Т4_5.doc


Лекции - Бюджетная система РФ
скачать (296.7 kb.)

Доступные файлы (6):

Проект_электр_пособия.doc809kb.27.05.2008 02:10скачать
Т14_15.doc163kb.27.05.2008 02:20скачать
Т16_17.doc210kb.27.05.2008 02:20скачать
Т3.doc108kb.27.05.2008 02:19скачать
Т4_5.doc127kb.27.05.2008 02:20скачать
Т6_7.doc92kb.27.05.2008 02:20скачать

Т4_5.doc

Тема 4. Бюджетная классификация

1. Понятие и состав бюджетной классификации.

2. Классификация доходов бюджета.

3. Функциональная классификация расходов бюджета.

4. Экономическая классификация расходов бюджета.
1. Понятие и состав бюджетной классификации

Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней, а также государственных долгов по однородным признакам с присвоением объектам классификации установленных группировочных кодов.

Состав бюджетной классификации соответствует целям экономического развития государства. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней, объектам классификации присваиваются группировочные коды.

Впервые в законодательном порядке бюджетная классификация была утверждена в 1996 г., а до того действовала бюджетная классификация, утвержденная министром финансов.

В связи с переходом Российской Федерации на Международную систему статистики государственных финансов (СГФ), проведением налоговой реформы, принятием Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, а также в связи с существенным изменением в структуре федеральных органов исполнительной власти 5 августа 2000 г. Федеральным законом N 115-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" была принята новая редакция Федерального закона от 15 августа 1996 г. N115-ФЗ, а затем внесены значительные изменения в бюджетную классификацию.

В основе новой организации бюджетного процесса станет широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов.

^ Направления реформирования бюджетного процесса:

1) реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета. Бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса - от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей финансовой отчетности.

Цели введения новой бюджетной классификации:

а) переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;

б) приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);

в) согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов.

^ 2) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств; В целях второго направления планируется разделение расходных обязательств на действующие и принимаемые.

^ Данное разграничение обязательств позволит:

существенно упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, сосредоточив процесс подготовки и рассмотрения бюджета в основном на принимаемых обязательствах, отражающих цели и приоритеты государственной политики;

поддерживать более жесткие бюджетные ограничения, поскольку выделение ассигнований на принятие новых обязательств возможно лишь после выделения бюджетных ассигнований на выполнение действующих обязательств либо заблаговременного их сокращения (отмены);

удлинить период и повысить надежность среднесрочного бюджетного планирования за счет устанавливаемых правил прогнозирования объема действующих обязательств (в том числе с их распределением между администраторами бюджетных средств);

ввести в бюджетный процесс элементы конкуренции при распределении между администраторами бюджетных средств бюджетных ресурсов с целью направления их на реализацию наиболее эффективных бюджетных программ.

^ 3) совершенствование среднесрочного финансового планирования. Суть данного направления заключается в переходе к среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинался бы с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.

^ 4) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Совершенствование процесса применения данного метода позволит направить бюджетные ресурсы на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.

^ 5) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. Классификацию доходов бюджетов российской федерации;

  2. Функциональную классификацию расходов бюджетов российской федерации;

  3. Экономическую классификацию расходов бюджетов российской федерации;

  4. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов российской федерации;

  5. Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

  6. Классификацию видов государственных внутренних долгов российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований;

  7. Классификацию видов государственного внешнего долга российской федерации и государственных внешних активов российской федерации.

В соответствии с новой бюджетной классификацией Российской Федерации для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется унифицированный 20-значный код.

^ Структуру унифицированного кода можно обобщить следующим образом:

первые три разряда унифицированного кода составляют коды администраторов бюджетных средств, соответствующие номерам главных распорядителей в перечне главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

вторая часть (с 4 по 17 разряд) унифицированного кода представляет собой функциональную структуру, в которую также включены коды программ. Во второй части отражаются разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы соответствующей бюджетной классификации.

последние 3 разряда (с 18 по 20) представляют собой экономическую классификацию доходов, экономическую классификацию расходов или экономическую классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
^ 2. Классификация доходов бюджета.

В законодательстве предусмотрена одна классификация доходов бюджетов всех уровней.

Все предусмотренные законодателем доходы разделяются на четыре основные группы:

1) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений от прибыли предприятий и учреждений различных форм собственности;

2) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений отличных доходов граждан;

3) доходы, поступающие от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

4) доходы, получаемые в процессе и в результате осуществления государством, органами местного самоуправления государственной либо муниципальной деятельности, в том числе внешнеэкономической.

В Законе о бюджетной классификации приведена другая классификация доходов, основанная на источниках и способах их получения. В указанном законодательном акте выделены две основные группы доходов.

1. Налоговые доходы (внутри каждого налогового дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ проводится разделение на конкретные виды).

2. Неналоговые доходы (например, доходы, поступающие от использования государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности государства и др.).

Кроме того, проводится разделение доходов по организационно-правовым признакам, т.е. в соответствии с принадлежностью к конкретному бюджетному уровню - доходы федерального бюджета, доходы регионального бюджета и доходы муниципального бюджета. По способу зачисления в бюджет все доходы разделяются на два вида.

1.^ Закрепленные доход - это такие доходы, которые согласно бюджетному законодательству полностью либо в определенной части (в процентах, доле) поступают в федеральный, региональный или муниципальный бюджет. При этом закрепление данных доходов за конкретным бюджетом может носить срочный (в течение пяти лет) либо бессрочный характер. Так, например, доходы от одного вида налогового платежа могут быть разделены в равных частях между федеральным, региональным и муниципальным бюджетами.

2.^ Регулирующие доход - это такие доходы, которые поступают от определенных видов налоговых платежей и закрепляются за бюджетом нижестоящего уровня власти вышестоящими органами законодательной (представительной) власти в виде своеобразной финансовой помощи. Данные доходы предназначены для установления баланса между доходной и расходной частями нижестоящего бюджета в случае, если доходы превышают запланированные на предстоящий год расходы. Такая финансовая помощь в бюджетных отношениях носит название "дотация" либо "субвенция" и предоставляется в виде процентных отчислений либо в твердой денежной сумме. Количество дотаций обязательно указывается вышестоящими законодательными (представительными) органами власти в законе о бюджете на предстоящий год.
^ 3. Функциональная классификация расходов бюджета

В законодательстве предусмотрено три классификации расходов бюджетов всех уровней: функциональная, экономическая и ведомственная.

^ Функциональная классификация расходов всех уровней бюджетной системы подразумевает выделение отдельных групп расходов в соответствии с направлениями расходования бюджетных средств. Выделяется одно общее направление расходования - выполнение основных функций государства.

В соответствии с общей теорией государства и права к числу основных внешних функций государства относятся:

1) оборона страны;

2) обеспечение мира и поддержка мирового порядка;

3) интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных мировых экономических проблем и др.

К числу основных внутренних функций государства относятся:

1) экономическая - развитие экономики страны, налогообложение и взимание налогов, охрана всех форм собственности;

2) социальная - развитие общества;

3) развитие науки, культуры и образования;

4) правоохранительная и правозащитная;

5) экологическая и др.

^ Разделы и подразделы функциональной классификации:

Общегосударственные вопросы;

Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации;

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления;

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления;

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

Судебная система;

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора;

Обеспечение проведения выборов и референдумов;

Международные отношения и международное сотрудничество;

Международная экономическая и гуманитарная помощь;

Государственный материальный резерв;

Фундаментальные исследования

Обслуживание государственного и муниципального долга;

Резервные фонды;

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

Другие общегосударственные вопросы;

Национальная оборона и др.
^ 4. Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации - разделение расходов бюджетов всех уровней в зависимости от их экономического содержания. Экономическое содержание является многоаспектным понятием и включает в себя как направления экономического развития страны, так и способы участия в экономическом развитии государства. В соответствии с основами бюджетного законодательства (БК РФ, Закон о бюджетной классификации) в рамках экономической классификации расходов бюджетов всех уровней выделяются три основные группы расходов.

1.^ Текущие расход - это расходы, которые призваны обеспечить оптимальное функционирование государственных или муниципальных органов власти, бюджетных учреждений и организаций. Кроме того, текущие расходы подразумевает оказание помощи бюджетам нижестоящих уровней в форме дотаций или субвенций, а также другие доходы, не включенные в иные группы.

2.^ Капитальные расход - это расходы, которые обеспечивают реализацию инновационных и инвестиционных мероприятий и программ, ведение расширенного производства на территории страны, осуществление восстановительного (капитального) ремонта средств производства.

3. ^ Оказание финансовой поддержки - это расходы, которые несет бюджет в результате предоставления кредитов внутри государства либо иностранным государствам.

В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов состоит из следующих групп:

200 - Расходы;

300 - Поступление нефинансовых активов;

500 - Поступление финансовых активов;

600 - Выбытие финансовых активов.

Наименование групп, статей и подстатей экономической классификации расходов:

200 Расходы

210 Оплата труда и начисления на оплату труда

211 Заработная плата

212 Прочие выплаты

213 Начисления на оплату труда

220 Приобретение услуг

221 Услуги связи

222 Транспортные услуги

223 Коммунальные услуги

224 Арендная плата за пользование имуществом

225 Услуги по содержанию имущества

226 Прочие услуги

230 Обслуживание долговых обязательств

231 Обслуживание внутренних долговых обязательств

232 Обслуживание внешних долговых обязательств

240 Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям

241 Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям

242 Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций

250 Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам и др.
Перечень ведомств - министерств, иных ведомств РФ (государственных комитетов, государственных служб, государственных надзоров и др.) устанавливается специальным ФЗ.

Иными словами, состав бюджетной классификации - это распределение (разграничение) доходной и расходной частей бюджетов всех уровней по функциональному, экономическому, ведомственному либо иным критериям. Таким образом, все доходы и расходы, образующиеся на территории Российской Федерации, разграничиваются не только между бюджетами различных уровней, но также и внутри каждого бюджетного уровня - в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией.

Тема 5. Федеральный бюджет Российской Федерации.

1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета.

2. Доходы федерального бюджета.

3. Расходы федерального бюджета.

4. Дефицит бюджета. Стабилизационный фонд РФ.
^ 1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета

Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены ос­новные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу за­кона после его утверждения Федеральным Собранием (Пар­ламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного про­дукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укреп­ления обороноспособности государства. На долю федераль­ного бюджета приходится значительная часть распредели­тельного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, региона­ми страны.

Федеральный бюджет активно используется государ­ством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицирован­ных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрас­тают, увеличиваются и затраты на содержание государ­ственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

Российская Федерация имеет право на самостоятель­ный федеральный бюджет. Это право закреплено в Кон­ституции Российской Федерации, в которой особо записа­но, что в ведении Российской Федерации находится феде­ральный бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его форми­рования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сбо­ры, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, соглас­но ст. 72 Конституции Российской Федерации, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Пре­зидент РФ, Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для уп­равления народным хозяйством, выполнения законодатель­ства, организационно-воспитательных и иных функций об­разуются органы исполнительной власти (министерства, го­сударственные комитеты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется цент­рализованный финансовый (денежный) фонд - федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: "В ведении Российской Федерации находятся: федераль­ный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития".

Через федеральный бюджет осуществляется распреде­ление и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливают­ся Федеральным законом об утверждении федеральное бюджета на финансовый год.
^ 2. Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государ­ственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

♦ собственные налоговые доходы федерального бюд­жета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюд­жетной системы Российской Федерации;

♦ собственные неналоговые доходы;

♦ остаток средств на конец предыдущего года;

♦ доходы от бюджетных фондов;

♦ прочие доходы.

К налоговым доходам относятся:

♦ предусмотренные налоговым законодательством Рос­сийской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;

♦ таможенные пошлины, таможенные сборы;

♦ государственная пошлина.

К неналоговым доходам относятся:

♦ доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;

♦ доходы от продажи имущества, находящегося в го­сударственной федеральной собственности;

♦ доходы от платных услуг, оказываемых соответству­ющими органами государственной власти;

♦ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от­ветственности, в том числе штрафы, конфискации, ком­пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

♦ доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;

♦ иные неналоговые доходы.

Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным за­коном. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджет­ного регулирования доходов между бюджетами разных уров­ней. Такое распределение утверждается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.

Кроме поступления налоговых доходов в процессе ис­полнения федерального бюджета в его доходы могут по­ступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Рос­сийской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленным Законом о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год.

Законом от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ "О федераль­ном бюджете на 2001 год" упразднены с 1 января 2001 года следующие целевые фонды:

♦ Федеральный дорожный фонд Российской Федера­ции;

♦ Федеральный экономический фонд Российской Фе­дерации;

♦ Федеральный фонд воспроизводства минерально-сы­рьевой базы;

♦ Фонд управления, изучения, сохранения и воспро­изводства водных биологических ресурсов;

♦ Федеральный фонд Министерства Российской Феде­рации по налогам и сборам и Федеральной службы налого­вой полиции Российской Федерации;

♦ Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;

♦ Государственный фонд борьбы с преступностью;

♦ Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ;

♦ Фонд по охране озера Байкал;

♦ Фонд содействия военной реформе.

Остатки средств упраздненных целевых фондов вклю­чены в доходы федерального бюджета.

Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается, главным образом, из на­логов с предприятий и организаций различных форм соб­ственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, та­моженных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказыва­емые услуги.

Налоги и сборы представляют собой часть националь­ного дохода, мобилизуемого в определенной доле в феде­ральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все на­логи делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - это непосредственное (прямое) изъятие части доходов на­логоплательщика (налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль пред­приятий и др.). Косвенные налоги - это налоги, взимае­мые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную сто­имость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги - главный источник формирования доходов федерального бюджета.
^ 3. Расходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета - это денежные сред­ства, направляемые из федерального бюджета на финан­совое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюд­жета на финансирование затрат общегосударственного ха­рактера, предусмотренных в Законе о федеральном бюд­жете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемо­го на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводст­ва - на затраты, связанные с финансированием матери­ального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народ­ного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обо­роны страны, правоохранительную деятельность, фунда­ментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их эко­номического содержания выделяют текущие расходы и ка­питальные расходы.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюд­жета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназ­наченных для инвестиций (капитальных вложений) на вос­производство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюдже­та, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоя­щих на бюджетном финансировании из федерального бюд­жета, оказание государственной поддержки другим бюдже­там и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим в Российской Федера­ции законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета фи­нансируются следующие функциональные виды расходов:

1) обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федера­ции, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол­нительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) функционирование федеральной судебной системы;

3) осуществление международной деятельности в об­щефедеральных интересах (финансовое обеспечение реа­лизации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, междуна­родного культурного, научного и информационного сотруд­ничества федеральных органов исполнительной власти, взно­сы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промыш­ленности;

5) фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воз­душного и морского транспорта;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) формирование федеральной собственности;

12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и посо­бий, других социальных выплат, подлежащих финансиро­ванию в соответствии с законодательством Российской федерации за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного матери­ального резерва;

15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

16) федеральная инвестиционная программа;

17) обеспечение реализации решений федеральных ор­ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18) обеспечение осуществления отдельных государ­ственных полномочий, передаваемых на другие уровни вла­сти;

19) финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

20) официальный статистический учет;

21) прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета исполь­зуются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):

1) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной деятельности;

3) обеспечение противопожарной безопасности;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на­учно-технический прогресс;

5) обеспечение социальной защиты населения;

6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

7) обеспечение предупреждения и ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий меж­регионального масштаба;

8) развитие рыночной инфраструктуры;

9) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

10) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законо­дательством РФ;

11) обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации;

12) финансовая помощь другим бюджетам;

13) прочие расходы, находящиеся в совместном веде­нии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международ­ную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвы­чайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государ­ственного управления, правоохранительной деятельности.

Расходы федерального бюджета являются обществен­но полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообра­зие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами феде­ральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединени­ям, организациям и учреждениям на проведение предус­мотренных по плану мероприятий.

В основе бюджетного финансирования лежат принци­пы: безвозвратности, целевого характера бюджетных рас­ходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.
^ 4. Дефицит бюджета. Стабилизационный фонд РФ

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (вы­равнивание) государственных доходов и расходов. В резуль­тате сопоставления расходов с доходами ряда лет равнове­сия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Фе­дерации многие годы был дефицитным.

Дефицит бюджета представляет собой сложную финансовую категорию, выражающую совокупность денежных отношений в процессе перераспределения создан­ной стоимости через бюджет.

Дефицит бюджета является объектом уп­равления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о бюджете должны быть ут­верждены источники финансирования (покрытия) дефици­та бюджета.

В соответствии с законодательством Российской Феде­рации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюд­жета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.

За все послевоенные годы (1945 - 1990 гг.) вплоть до 1990 года включительно бюджет Российской Федерации ут­верждался с профицитом, не было дефицита. Начиная с 1991 года, т.е. с началом реформирования экономики, бюд­жет РФ стал дефицитным. Дефицит бюджета составил (в млрд. руб.) в 1991 г. - 37,6; в 1992 г. - 641,9; в 1993 г. - 794; в 1994 г. - 654,9.

Несмотря на значительный рост налогов и увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации оставался дефицитным.

В 1995 г. дефицит федерального бюджета составлял 60,4 млрд. в новых рублях. В 1996 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен законом в сумме 88,6 млрд. руб., или 3,9% по отношению к ВВП; в 1997 г. - 95,4 млрд. руб., 3,3% от ВВП и 18,0% от расходов федерального бюджета, в 1999 г. - 101,3 млрд. руб., или 17,6% от расходов бюджета, или 2,5% по отношению к ва­ловому внутреннему продукту.

Причин дефицита бюджета много. Но важнейшее зна­чение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты на содер­жание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата.

Возрастание бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраня­ется и растет бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит в годы реформ (1991 - 2000 гг.) бу­дучи сам по себе следствием глубокой несбалансированнос­ти государственных финансов, стал в свою очередь причи­ной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетного дефицита превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государ­ства в сфере экономики.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюд­жетных дефицитов стал государственный кредит. Под госу­дарственным кредитом понимается вся совокупность финан­сово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

С 1991 до 1995г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что по­служило толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия де­фицита бюджета Правительство РФ стало выпускать го­сударственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и брать кре­диты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита феде­рального бюджета направлена сумма доходов от государ­ственных драгоценных металлов.

Для покрытия дефицита государственного бюджета на­правляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ под 10% годовых.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международ­ного валютного фонда (МВФ).

В 2000 г. на покрытие дефицита федерального бюдже­та РФ были использованы: поступления от операций вы­пуска на рынок ценных бумаг; доходы от приватизации (от продажи государственного имущества предприятий, фаб­рик, заводов и др.); драгоценные металлы и камни.

В целях сбалансированности бюджетов представитель­ные органы власти могут устанавливать предельные разме­ры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15% еже­месячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Одна­ко эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на това­ры и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Бюджетный кодекс указывает на источники финансиро­вания (покрытия) дефицита бюджетов. Так, ст. 94 Бюджет­ного кодекса РФ указывает, что источниками финансиро­вания дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

♦ кредиты, полученные Российской Федерацией от кре­дитных организаций в валюте Российской Федерации (в рублях);

♦ государственные займы, осуществляемые путем вы­пуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

♦ бюджетные кредиты, получен­ные от бюджетов других уровней бюджетной системы Рос­сийской Федерации;

♦ поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

  • сумма превышения доходов над расходами по госу­дарственным запасам и резервам;

  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета

2) внешние источники в следующих формах:

♦ государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

♦ кредиты правительств иностранных государств, бан­ков, фирм, международных финансовых организаций;

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

♦ бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, получен­ные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

♦ кредиты, полученные от кредитных организаций;

♦ поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

♦ изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

На покрытие дефицита бюджета в 2000 г. в Федераль­ном законе "О федеральном бюджете на 2000 год" предус­матривалось направить доходы от приватизации государственного имущества, сумму превышения доходов над рас­ходами по государственным запасам драгоценных метал­лов и камней. Как известно, государственное имущество в большей его части уже продано или приватизировано, бес­конечной приватизации и продаж не будет. Хронические дефициты бюджетов характерны для многих стран с ры­ночной капиталистической экономикой.

Федеральный бюджет РФ на 2001 г. впервые за 10 лет реформирования экономики утвержден без дефицита.

Источником финансирования дефицита служат креди­ты Центрального банка России. Это наиболее дешевый ис­точник финансирования, так как между Центральным бан­ком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения, и процентные ставки по таким кре­дитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефици­том вызывает необходимость разработки но­вой концепции, основанной на уменьшении привлечения за­емных средств, сокращении долговых обязательств, исполь­зования, прежде всего, внутренних резервов роста дохо­дов на базе развития промышленного и сельскохозяйствен­ного производства.

Стабилизационный фонд РФ.

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд) - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.

Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", эквивалентная 146 долларам США за одну тонну (20 долларов США за один баррель).

Источниками формирования Стабилизационного фонда являются:

дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма:

фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;

фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть).

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов Российской. Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.


Скачать файл (296.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации