Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ произведения И.А. Ильина Наши задачи - файл Эссе.doc


Загрузка...
Анализ произведения И.А. Ильина Наши задачи
скачать (9.3 kb.)

Доступные файлы (2):

Таблица.doc24kb.10.11.2008 17:29скачать
Эссе.doc41kb.10.11.2008 17:52скачать

Эссе.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВВЕДЕНИЕ

«Каждый народ заслуживает своего правительства»… Нет, наоборот: каждый народ заслуживает, - и морально и политически, - лучшего правительства, чем то, которое он имеет, ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим. Каждое правительство призвано действовать, руководясь инстинктом самосохранения, присущим его народу; каждое призвано видеть далее своего народа, быть мудрее его и подсказывать ему верные пути жизни. Пора понять это и не повторять политическую пошлость, подслушанную за границей от врагов и презрителей русского народа.

И.А. Ильин

«Наши задачи» - это последний издательско-просветительский проект (еженедельные бюллетени на политические темы) великого русского государственного идеолога XX столетия Ивана Александровича Ильина. Этот проект был вызван грандиозными катастрофами, постигшими Россию в XX веке: Первая мировая война, Февральская революция 1917 г., Великая отечественная война. Эти катастрофы, по мнению Ильина, во многом были причиной ошибок государственной власти. Однако он верил в Россию, верил в государственную одаренность русского народа, в необходимость самоуправления людей, в восстановление Росси на основе самобытного творчества.

^ ЗАДАЧИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

По мнению Ильина, задачи государства не ограничиваются водворением порядка, мира и справедливости; оно должно делать все возможное для того, чтобы народ не страдал не только от раздоров, войн и несправедливости, но и от голода, болезней, стихий природы и, главное, от духовной темноты. Хозяйственная деятельность людей, предоставленная частной инициативе, нередко приходит в расстройство: неумение извлекать большой урожай из малого участка земли, отсутствие хороших, но дорогих орудий, недостаток капитала на промышленное или торговое обзаведение, недостаток быстрых и дешевых путей сообщения, наконец, неорганизованность всего народного хозяйства по единому плану, - все это нередко приводит к хозяйственным бедствиям, например, неурожаю, разорению, недостатку товара, тяжело отзывающемся на потребителе, или чрезмерному избытку товара, разоряющему производителя. Всему этому государство идет на помощь, обучая земледельца, помогая ему ссудами и заботясь о справедливом распределении земельной собственности (министерство земледелия), кредитуя и контролируя деятельность промышленников и торговцев (министерство торговли и промышленности), строя и улучшая дороги (министерство путей и сообщения).

Особенную важность получают заботы государства об умственном развитии народа. Образование ума, расширение кругозора и углубление мысли необходимы человеку во всех отношениях, и, прежде всего для того, чтобы исполнить свое высшее назначение: осуществить на земле жизнь духовно-значительную и нравственно-совершенную. Развитие ума есть путь к истинному знанию, благородной воле, чистому чувству и прекрасному искусству; для государства же к этому присоединяется еще необходимость создать развитое и твердое правосознание, невозможное среди умственно-отсталого народа. Вот почему основные задачи государства заставляют его взять на себя заботу о народном образовании, о всеобщем обучении и о поддержании наук и искусств (министерство народного просвещения). На мой взгляд, эта проблема является актуальной и сегодня. В нашей стране хоть и существует национальный проект об образовании, однако, нельзя сказать, что качество и доступность образования увеличиваются. И эта проблема одна из основных на сегодняшний день. Также государство, по мнению автора, должно заботиться о поддержании внутреннего порядка (министерство внутренних дел) и внешних отношений (министерство иностранных дел), о военных силах государства (военное министерство), о собирании государственных доходов и распределении расходов (министерство финансов) и, наконец, о судебном применении права (министерство юстиции).

Однако это разнообразие государственных задач и разносторонность его деятельности совсем не должны приводить к мелочной опеке над жизнью граждан и отучать их от самодеятельности. Напротив: жизнь и деятельность самого государства должны быть проявлением самодеятельности граждан. Ведь государство не учреждение, возносящееся над гражданами, а корпорация, существующая ими, в них и через них. Государство есть союз, несомый и творимый гражданами, их самоотверженной и в то же время свободной самодеятельностью; поэтому задача государства состоит в том, чтобы воспитать и приучить граждан к общественному самоуправлению, наподобие того, как мораль приучает людей к внутреннему, личному самоуправлению. На этой основе покоится современное воззрение на государство как на корпорацию, привлекающую к своей деятельности широкие круги граждан и образующую для них живую школу самоуправления и самодеятельности.

^ ВЕДУЩИЙ СЛОЙ - ЛУЧШИЕ ЛЮДИ СТРАНЫ

Большое внимание в своей книге Ильин уделяет личным качествам и отбору управляющего слоя, поскольку, какое бы совершенное государственное устройство не было, все зависит от того, кто и как исполняет поставленные задачи.

Ильин пишет о том, что всякое государство организуется и строится своим ведущим слоем, живым отбором своих правящих сил. Всегда и всюду правит меньшинство: в самой полной и последовательной демократии – большинство не правит, а только выделяет свою «элиту» и дает ей общие, направляющие указания. И вот, судьбы государств определяются качеством ведущего слоя. Прежде всего, ведущий слой не есть ни замкнутая «каста», ни наследственное или потомственное «сословие». По составу своему он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освободить себя от неспособных.

Принадлежность к ведущему слою - есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности. Это не есть ни легкая и веселая жизнь, ни почивание на лаврах. Вести свой народ есть не привилегия, а обязанность лучших людей страны. Эта обязанность требует от человека не только особых природных качеств, подготовки и образования, но и особого рода жизни в смысле досуга, жилища, питания и одежды. Ранг в жизни необходим и неизбежен. Он обосновывается качеством и покрывается трудом и ответственностью. Рангу должна соответствовать строгость к себе у того, кто выше, и беззавистная почтительность у того, кто ниже. Только этим верным чувством ранга воссоздадим Россию. Конец зависти! Дорогу качеству и ответственности!

Должно быть искоренено частное наживание на публичной должности. Эти должности должны давать человеку удовлетворяющее его вознаграждение. Человек, не удовлетворяющийся законным жалованием, не имеет права брать соответствующую должность.

Ведущий слой призван вести, а не гнать, не запугивать, не порабощать людей. Он призван чтить и поощрять свободное творчество ведомого народа. Новый русский отбор должен строить Россию не произволом, а правом. Будут законы и правительственные распоряжения. Эти законы должны соблюдаться и исполняться самими чиновниками. От закона есть только одно «отступление»: по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя всей ответственности. «Крайняя законность» не должна превращаться в крайнюю «несправедливость». Поэтому всякое применение закона предполагает в душе применяющего чиновника – живое творческое правосознание.

Новый русский отбор призван укоренить авторитет государства на основе уважения к духовной свободе; на основе братского правосознания и патриотического чувства; на основе достоинства власти, ее силы и всеобщего доверия к ней.

^ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей. Россия есть единый живой организм. Русская идея – есть идея созерцающей любви и свободной предметности. Без любви русский человек либо прозябает, либо склоняется к вседозволенности. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою. Сердце и созерцание дышат свободно. Они требуют свободы, и творчество их без нее угаснет. Однако, следует помнить, что данное свободное и любовное созерцание нужно наполнить настоящим предметным содержанием. Мы призваны не заимствовать у других народов, а творить свое и по-своему; но так, чтобы это было на самом деле верно и прекрасно, т. е. предметно. Эта идея сама по себе не судит и не осуждает инородные культуры. Она только не предпочитает их и не вменяет себе в закон. Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами. Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру – культуру сердца, созерцания, свободы и предметности. Нет единой общеобязательной «западной культуры», перед которой все остальное «темнота» или «варварство». Запад нам не указ и не тюрьма. Его культура не есть идеал совершенства. Строение его духовных актов, может быть, и соответствует его способностям и потребностям, но нашим силам, нашим заданиям, нашему историческому призванию и душевному укладу оно не соответствует и не удовлетворяет. И нам не зачем гнаться за ним и делать себе из него образец. У Запада свои заблуждения, недуги, слабости и опасности. Нам нет спасения в западничестве. У нас свои пути и свои задачи, свои недостатки и недуги. И в этом смысл русской идеи. Однако не надо преувеличивать и искажать эту национальную идею. Мы должны думать не об оригинальности, а о предметности нашего развития, не подражая и не оглядываясь на другие страны. На мой взгляд, эта мысль очень глубокая и важная, поскольку в настоящее время мы многое заимствуем у Запада, в том числе и не самое лучшее. Например, Западная система образования совершенно себя не оправдала, в частности, это касается общего образования, и западные педагоги все чаще обращаются за опытом к советской педагогике. Давно доказано, что система тестирования не дает полной оценки знаний и изжила себя. А наши чиновники из министерства образования демократичным и очень продвинутым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне кажется, рассуждения и предложения Ильина были немного преждевременными. В послевоенный период не было предпосылок к становлению демократии, экономика находилась на очень низком уровне, возросла преступность. В это время, на мой взгляд, был необходим жесткий контроль государства во всех сферах жизни общества, т. к. в первую очередь нужно было поднимать сельское хозяйство, промышленность, что и было сделано. Однако если бы к рекомендациям И. Ильина прислушались, когда в стране наступила стабильность, была восстановлена страна после военной разрухи (60 - 70-е года), мне кажется, многих трагических событий, произошедших с нашей страной в последние годы, можно было бы избежать.






Скачать файл (9.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации