Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект лекции - Маркетинг - файл 1.1 Происхождение маркетинга.doc


Конспект лекции - Маркетинг
скачать (2529.8 kb.)

Доступные файлы (8):

1.10 Разработка комплекса маркетинга.doc443kb.05.03.2005 13:48скачать
1.1 Происхождение маркетинга.doc430kb.03.03.2005 21:45скачать
1.2 Концепции управления маркетингом.doc815kb.03.03.2005 21:41скачать
1.3 Функции маркетинга.doc1035kb.03.03.2005 22:32скачать
1.4 Цели маркетинга.doc39kb.03.03.2005 21:47скачать
1.5 Принципы маркетинга.doc30kb.03.03.2005 22:34скачать
1.7 Состояния спроса и задачи маркетинга.doc29kb.03.03.2005 21:24скачать
1.9 Понятие системы сельскохозяйственного маркетинга.doc46kb.03.03.2005 21:49скачать

1.1 Происхождение маркетинга.doc

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАРКЕТИНГА

Термин «маркетинг» является элементом международного языка делового общения в бизнесе.

Слово «маркетинг» произошло от слияния двух английских слов «market» и «getting», условно переводимых как завоевание рынка. Считается, что оно впервые появилось в 30-х годах в США среди фермеров, которые в условиях разразившегося эко­номического кризиса столкнулись с проблемой сбыта продукции. По мнению ученых-рыночников. именно в этот период сельско­хозяйственные производители западных стран осознали, что про­изводство продукции само по себе дело весьма сложное, но не менее трудной проблемой является ее сбыт. Экономический кри­зис подтолкнул к переходу от товарной ориентации к сбытовой, затем под влиянием других факторов — к рыночной, а информа­ционная эра — к маркетинговому управлению, или управлению через маркетинг, когда хозяином положения является потреби­тель (покупатель) (рис. 2).

Из представленной схемы видно, что маркетинговая деятель­ность начинается с потребителя и заканчивается им. Процесс маркетинга многогранен и многоаспектен, он пронизывает все виды деятельности: производство, транспортировку, складирова­ние, переработку, сортировку, упаковку, оптовую и розничную торговлю, общепит.

Маркетинг начинается с анализа потребительского спроса с целью воплотить желания потребителя в конкретном виде продукции, к которой после завершения производства (пере­работки) надо различными путями привлечь внимание, то есть разместить товар на рынке так, чтобы покупатель мог легко его приобрести.

Своим возникновением маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью обязан существенным изменениям в условиях общественного воспроизводства, которые стали проявляться еще в первой четверти XX в. и получили осо­бенно бурное развитие в послевоенный период. Известно, что уже в 20-е годы были предприняты попытки выделить и описать мар­кетинг в качестве новой экономической теории. Определилось два основных подхода к маркетингу: институционально-распреде­лительный и функциональный. Первый в большей степени трак­товал маркетинг в макроэкономическом плане, то есть как движе­ние товаров и услуг между предприятиями и отраслями; второй — как комплекс функций предприятий по сбыту продукции.



^ Рис. 2. Маркетинговый подход к решению проблем

В послевоенный период начался процесс перехода от так на­зываемого «производственного» мышления к «рыночному», что существенно повлияло на экономическое поведение всех субъек­тов хозяйствования.

Если предприятие занимается маркетинговой деятельностью, оно стремится удовлетворить потребности покупателя с выгодой для себя. Это прямо противоположно ориентации на процесс производства, когда предприятие уделяет внимание лишь изго­товлению продукции, которую следует продать. Схематично раз­личия «производственного» и «рыночного» подходов можно представить следующим образом:



Если предприятие принимает хозяйственные (управленческие) решения через маркетинг, оно разрабатывает свою стратегию деятельности, в основном исходя из желаний и потребностей рынка. Это означает, что маркетинг пронизывает все сферы дея­тельности: сбыт, ценообразование, финансы, кадровую полити­ку, организацию производства, планирование, систему управле­ния персоналом, научные исследования в области технологии и т. д. Он представляет собой реально существующую форму кон­курентной борьбы за рынки сбыта.

^ СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА

Маркетинг — это концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, на­правленная на комплексное»изучение рынка и его конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентированная на них в производстве товаров и ус

Маркетинг — это целый ряд этапов и форм управленческой и исследовательской деятельности, находящихся в строгом сопод­чинении. Два основных аспекта маркетинговой деятельности — это рыночные исследования и реализация стратегии маркетинга, которые выступают, с одной стороны, как этапы процесса, а с другой — как виды. Они не только следуют друг за другом, но и осуществляются одновременно. В этом специфика и особеннос­ти маркетинговой деятельности. Другими словами, предприятие проводит стратегию, принятую на основе предшествующих ис­следований, и одновременно продолжает проводить рыночные исследования с целью поиска новых решений на базе альтерна­тивных вариантов.

Следует иметь в виду, что в практике хозяйствования не существует универсальной формулы организации производствен­но-сбытовой деятельности на основе принципов и методов мар­кетинга. Все зависит от особенностей производимой продукции, ее предназначения и рынка сбыта, поэтому не может быть стан­дартных подходов к управлению производством и сбытом по всем группам товаров и услуг. Обшепризнано, что маркетинг (его философия) никогда не станет эффективным, пока его дух и идеи не пропитают все предприятие, не проникнут в каждую его ячейку. Маркетинговый подход требует от каждого работника независимо от должности и специальности сопоставлять работу с требованиями рынка и стремиться внести вклад в прибыльность совместной деятельности. По сути это и есть «рыночное» мыш­ление, когда маркетинг позволяет осуществлять целевую ориен­тацию и комплексность действий всех звеньев производства и сбыта.

Комплексность означает, что отдельные маркетинговые дейст­вия (анализ рынка, изучение товара, определение цены, организа­ция сбытовой сети, рекламная деятельность, прогнозирование и .т. д.), взятые сами по себе, не обеспечивают желаемого эффекта. Известны попытки сосредоточения усилий только на проблеме сбыта. Они, как правило, приводят к кратковременному коммер­ческому успеху, в ряде случаев незначительному. Поэтому марке­тинговой концепции следует подчинять все виды деятельности, и в первую очередь сбор и обработку рыночной информации.

Сущность маркетинга определяется формулой: «Производить то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязывать продукцию покупателю». Можно сказать и по-другому: «Производить только то, что продается, а не продавать то, что производится».

Конечно, в идеале на рынке все хотят продать свой товар и как можно в большем количестве, чтобы получить максимально возможную прибыль. Желание достичь этой цели заставляет субъектов рынка преодолевать различные препятствия и риско­вать. В бизнесе принято считать, что основной результат, к которому стоит стремиться, «новый день — новый доллар». Без­условно, уверенность в себе и своих способностях является самым мощным инструментом в реализации этого принципа. Справедлива народная мудрость: «Верить в то, что вы делаете, значит суметь передать эту веру другим».

Любое предприятие — это цепь, состоящая из множества зве­ньев; разрыв одного из них приводит к краху или банкротству. Рыночная ситуация меняется ежедневно, и быть на шаг впереди других — это известный в практике метод овладения ситуацией. По сути все маркетинговые усилия и направлены на получение достоверной информации, которая нужна, чтобы проанализиро­вать любую проблему, составить о ней четкое, представление и принять нужное решение. Не зря говорят, что маркетинг — ключ к успеху.

Итак, концепция маркетинга рассматривает производство и сбыт как единое целое. Во главе угла — анализ рынка, а произ­водство ориентируется на результаты этого анализа. В качестве главной цели любого вида деятельности наряду с прибылью вы­ступает удовлетворение потребительского спроса. Такой подход составляет суть философии бизнеса, или предпринимательства. Особенно это относится к аграрному сектору экономики, так как продукты питания были, есть и будут первой жизненной потреб­ностью.


Скачать файл (2529.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации