Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по планированию на предприятии - файл 1.doc


Лекции по планированию на предприятии
скачать (845.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc846kb.04.12.2011 07:26скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
СОДЕРЖАНИЕ


1. Сущность и функции планирования в управлении 1

2. Понятие, задачи, основные принципы и методы планирования 3

3. Плановые расчеты и показатели. Система планов предприятия и их взаимосвязь 8

4. Стратегическое планирование развития предприятия 12

5. Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития) 15

6. Планирование производства и сбыта продукции 18

7. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия 26

8. Планирование издержек и результатов 28

9. Финансовое планирование 36

10. Организация планирования на предприятии 45

11. Использование программных продуктов 53

12. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 58

12. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..57


^

1. Сущность и функции планирования в управлении



Рыночные условия в экономике дают каждому предприятию определенную свободу в выборе осуществляемых видов деятельности, выпускаемой продукции и оказываемых своим потребителям услуг. Любая организация имеет возможность самостоятельно определять направления производственной и сбытовой деятельности, осуществлять закупку необходимых материалов, комплектующих и оборудования.

Однако, данная деятельность не может проводиться стихийно, без осмысления и упорядочения совершаемых действий. Такие ограничения обуславливаются таким важнейшим экономическим фактором, как ограниченность ресурсов. Возможности любой организации не безграничны, она может приобрести и переработать определенный объем ресурсов. Планирование деятельности предприятия позволяет повысить эффективность процесса приобретения ресурсов, их переработки и реализации готовой продукции посредством снижения затрат и увеличения прибыли за счет эффективной сбытовой деятельности.

В процессе планирования деятельности обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции и услуг. Использование маркетинга на предприятии определяет планы выпуска продукции, которая в максимальной степени способна удовлетворить потребности целевых потребителей. Посредством учета результатов маркетинговых исследований нужды и потребности покупателей трансформируются в производственные планы предприятий.

В условиях рынка функция планирования состоит не только в том, чтобы определить во времени и в пространстве те действия, которые позволят предложить рынку востребуемую продукцию. В числе функций современного планирования выделяют:

  • Обеспечение деятельности организации всеми необходимыми ресурсами (производственными, материальными, трудовыми, финансовыми, информационными) с заданными характеристиками и при максимальном снижении затрат на их закупку;

  • Организация максимально эффективного сбыта продукции путем выявления наиболее перспективных рынков и использования современных методов управления товарными потоками для сокращения затрат на сбыт;

  • Обеспечение максимально полной и эффективной занятости и использования всех имеющихся у организации ресурсов (трудовых, производственных, финансовых, информационных и др.);

  • Обеспечение бесперебойности производственного процесса путем согласования во времени и в пространстве различных составляющих производственной деятельности.

Сущность планирования на предприятии состоит в:

  • Обосновании поставленных целей и определяемых задач для их достижения;

  • Учете потребностей рынка при разработке производственной и коммерческой деятельности;

  • Определении видов, объемов и сроков производства продукции и услуг;

  • Определении средств и наилучших путей достижения поставленных целей;

  • Оценке степени достижения поставленных целей на промежуточных этапах и корректировке производственной деятельности при необходимости.

Здесь следует указать на тесную и достаточно сложную взаимосвязь целей и средств их достижения. С одной стороны поставленные перед организации цели могут быть достигнуты с использованием определенного набора средств, неправильный или недостаточный выбор которых ставит под сомнение успех производственной деятельности. С другой стороны каждая организация обладает достаточно ограниченным набором и объемом средств, что не позволяет ей устанавливать цели недостижимые при данных условиях, т.е. превышающие возможности организации. Процесс согласования желаемых целей и имеющихся (или предполагаемых на какой-то период) средств или ресурсов всегда достаточно сложен и достигнуть оптимального соотношения удается далеко не всегда.

Планирование в организации охватывает не только производственный процесс. Планирование деятельности проводится и во всех остальных функциональных сферах деятельности организации: финансах, маркетинге, трудовых ресурсах, научных исследованиях (НИОКР).

Объектом планирования в организации является его деятельность состоящая из трех основных функций:

  • Хозяйственная деятельность, которая включает следующие основные стадии:

  • исследования (научные и рыночные), анализ и разработка новых видов продукции и услуг;

  • производственный процесс, в ходе которого осуществляется преобразование входных ресурсов в готовую продукцию (ресурсы на выходе);

  • обеспечение ресурсами и их эффективное использование;

  • продвижение произведенной продукции (операционный маркетинг), включающий физическое перемещение продукции и мероприятия способствующие ее эффективным продажам.

  • ^ Социальная деятельность, обеспечивающая условия для воспроизводства трудовых ресурсов (трудовых способностей работников) и достижения ими своих личных целей, реализации собственных интересов. Социальная деятельность включает:

  • политику предприятия в отношении оплаты труда работников, обеспечивающую справедливое вознаграждение результатов труда;

  • создание условий безопасной трудовой деятельности для всех работников предприятия;

  • повышение квалификации персонала и продвижения по служебной лестнице, что является важными материальными и моральными мотивационными факторами;

  • забота о других надобностях персонала, таких как отдых и лечение, улучшение жилищных условий, забота о детях, повышение культурного уровня и др.

  • Экологическая деятельность, которая предусматривает действия направленные на обеспечение минимизации негативного воздействия деятельности организации на общество и окружающую среду. Данная деятельность включает:

  • определение и использование наиболее безопасных технологий производства;

  • использование устройств для сокращение выброса в атмосферу и сброса в водоемы вредных веществ;

  • повышение требований к соблюдению техники безопасности на производстве, что способствует снижению риска аварий и катастроф;

  • экологическое страхование и страхование гражданской ответственности предприятия за нанесение вреда третьим лицам и окружающей среде.



^

2. Понятие, задачи, основные принципы и методы планирования



План внутрихозяйственной деятельности предприятия содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функ­циональных служб, а также отдельных категорий персонала. План — это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д.

Планирование характеризует картину будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные — представлены более или менее смутно. Таким образом,

план — это предвидимая и подготовленная на извест­ный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений.

Планирование деятельности является на каждом предприятии (фирме) наиболее важной функцией производственного менеджмен­та. В планах отражаются все принятые управленческие решения, со­держатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работни­ков необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

Впервые общие принципы планирования были сформулирова­ны А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность:

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида тру­довой деятельности. Всякий труд, как известно, — это целесообраз­ная деятельность, направленная на преобразование природных ре­сурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребно­стей людей. Отсутствие плана или программы сопровож­дается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной пе­ременой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха, дел. Вопрос о необходимости плана на каждом пред­приятии, видимо, даже не должен ставиться: программа предстоящих действий является безусловно необходимой. Данный принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отноше­ний, поскольку его соблюдение соответствует современным эконо­мическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях наряду с так называемым техпромфинпланом существуют отдельные планы производства и продажи про­дукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональ­ных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с еди­ным комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия. Единство планов пред­полагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикаль­ном уровнях планирования и управления.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязан­ными между собой и должны осуществляться постоянно и без оста­новки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выпол­няемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану произ­водства приходит без перерыва другой: один товар своевременно за­меняется по требованию рынка другим. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических пла­нов к тактическим, а от них — к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами.

На большинстве отечественных предприятий в условиях рынка дей­ствуют в основном годичные планы. Все другие виды программ как большей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы с годовыми планами и могут функционировать одновре­менно. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при измене­нии как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и пла­новых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью плани­рования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и орга­низации производства приводят обычно к снижению расхода запла­нированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все пла­ны на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопас­ности», или «подушками». При соблюдении этого требо­вания необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планиро­вания.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифир­менными факторами, так и внешним ее окружением. Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Поэтому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его фи­нансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Иначе говоря, степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства, главным образом она определяется применяемыми системами и методами пла­нирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном — можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.

Здесь представляется необ­ходимым коснуться лишь тех названных принципов, которые наибо­лее тесным образом связаны с основными методами эффективного рыночного планирования.

Начнем с принципа комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мо­тивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, до­ходности и платежеспособности и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению (многих других экономических показателей. Кроме того, на производ­стве любое плановое решение влияет не только на экономические результаты, но и на социальные, технические, организационные и др. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленчес­кие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта про­изводства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего эконо­мического эффекта. Любой плановый эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата: как будет выполнена работа по производству товара или услуги, удовлетворит ли она по­требителя и как будет продана, какая возможна общая прибыль и т.п. При оценке эффекта в процессе планирования обычно происходит сравнение ожидаемых показателей с заранее выбранной целью, уста­новленным нормативом доходности и другими сравнительными дан­ными. Оценить реальный эффект на стадии разработки плана прак­тически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в эконо­мии различных ресурсов на производство единицы продукции. Пер­вым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких воз­можных или альтернативных. Критерием оптимальности различных планов может быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производ­ства и ограничениях ресурсов, а также максимальная прибыль и дру­гие конечные результаты, величина которых предварительно опреде­ляется в процессе внутрифирменного планирования на каждом пред­приятии.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например эффективность и опти­мальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точ­ность, — в разных направлениях. Наши экономисты-менеджеры име­ют в настоящее время большой выбор существующих принципов пла­нирования. Наряду с важнейшими рассмотренными принципами не­обходимо остановиться еще на двух основных положениях разрабо­танного Р. Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма.

Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может плани­ровать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя — неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими — не важно, насколько хорошо. Смысл этого: увеличивать свои желания и способности удовлетворять потребности как собственные, так и чу­жие. Планирование другими не может увеличить эти желания и спо­собности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радостным, сколь производительным. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стиму­лировании и облегчении планирования другими для себя. Экономис­ты-менеджеры должны обеспечивать мотивы, информацию, знание, понимание, мудрость и воображение, необходимые остальным катего­риям персонала, чтобы планировать для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интегра­ции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень — на объекты, раз­личающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку. Координация охватывает согласованное взаимодействие объектов одного уровня, интеграция — между объек­тами разных уровней.

Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выпол­нять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вы­текает, что деятельность подразделений одного уровня следует пла­нировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с дру­гими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совме­стно с остальными.

Принцип интеграции определяет, что планирование, осуществля­емое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффек­тивным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или так­тика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто созда­ет новые, проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозави­симости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх

Таковы важнейшие требования или принципы рыночного плани­рования в современном производстве.

На основе рассмотренных выше принципов планирования развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действую­щие общенаучные методы планирования, которые представляют про­цесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показа­телей и результатов.

В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конеч­ных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, норма­тивные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, име­ется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требо­ваний, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о пред­мете планирования, экспериментальный — на анализе и обобщении опытных данных, нормативный — на применении исходных норма­тивов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

В основе эффективного вну­трифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды. Систем­ный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия и его подразделений:

  1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?

  2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?

  3. Как организована фирма и как она функционирует в действи­тельности?

  4. Какие политика и практика фирмы, ее стратегия и тактика дей­ствуют в настоящий момент?

  5. Каковы главные стилевые предпочтения руководства фирмы?

  6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?

  7. Кем являются акционеры предприятия, сколько их по каждой категории?

  8. Что представляют собой конкуренты фирмы, какова их доля на рынке и как она изменяется?

  9. Какие законы и правительственные постановления влияют и каким образом на работу предприятия?

Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные во­просы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост корпорации и мешающие ее плановому развитию. Основные препятствия развитию наших предприятий в условиях свободных рыночных отношений обычно создаются как внутренними, так и внешними условиями. Выявление и выбор путей преодоления внут­ренних факторов должны стать основой планирования развития раз­личных предприятий и фирм, совершенствования их организационных структур управления, повышения эффективности всех видов де­ятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (845.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации