Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Политика и ее роль в жизни общества - файл 1.doc


Реферат - Политика и ее роль в жизни общества
скачать (159.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc160kb.04.12.2011 07:49скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Волго-Вятская академия государственной службы
Факультет заочного обучения
Кафедра философии


Реферат на тему:

ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Выполнил: студент 2 курса

группа ГЗ-б-21

Васильева М.

Проверил: д.ф.н., профессор

Ивашевский Л.И.

г. Нижний Новгород,

2007 год.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение с.3-7

  2. Наука о политике с.8-10

  3. Политическая жизнь общества с.11-12

  4. Функции политики с. 13-15

  5. Политическая система общества с.16-18

  6. Функции политической системы с.19

  7. Политические режимы с.20-23

  8. Заключение с.24-25

  9. Список литературы с.26


ВВЕДЕНИЕ
Одной из значимых сфер жизнедеятельности людей в обществе является политика. Политика как явление общественной жизни основательно изучается многими науками: философией, политологией, социологией, историей, психологией, культурологией. Все эти науки, (естественно, каждая в соответствии со своим предметом исследований), представляют систему знаний, в которой определяется содержание, характер и формы политической деятельности и политических отношений, способы организации и осуществления общественной власти, возможные и действительные средства политического выбора и ориентаций людей. Конечно, серьезный анализ политики возможен лишь при определенном отстранении от существующей политики. Во всяком случае, не дело науки оправдывать существующую политику, подводя под нее теоретические основы, Назначение всякой науки, исследующей политику, проливать свет на действия политиков, устанавливать глубинные связи между человеком и историей, прогнозировать политические процессы. Как понятно, занятие это не из легких. Более того, оно часто бывает и опасным для тех, кто в своих выводах о политике не очень считается с власть предержащими. В этом смысле показателен совет, данный некогда античным философом Антисфеном. На вопрос о том, как обращаться с политикой, он ответил, что с ней надо обращаться точно так же, как люди обычно обращаются с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.

В научной литературе сложилась более или менее однозначная трактовка политики.

В широком смысле «политика» – это всякая программа действий, это все виды деятельности по самостоятельному руководству, чем или кем-либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т.д. Однако в науках, которые специально изучают политику, термин «политика» обычно используется в своем собственном (категориальном) значении. Политикой всегда называют специфическую сферу противодействующих интересов в деятельности и отношениях различных групп людей в обществе относительно вопроса об общественной власти. В этом смысле можно сказать, что политика - это стремление к участию во власти (ее удержанию, использованию, захвату, ниспровержению) или к оказанию влияния на распределение власти между группами людей внутри государства или между государствами. (Кстати, именно по этому основанию политику обычно делят на внутреннюю и внешнюю).

Таким образом, политика – это деятельность и, складывающиеся на ее основе, отношения между большими группами людей (классами, нациями, народами, объединениями) в одной стране или между странами в связи и через посредство решения вопроса об организации и осуществлении власти в обществе. Политика всегда направлена на изменение, преобразование или сохранение условий жизни людей в обществе, а поэтому служит удовлетворению потребности людей в регулировании и управлении общественными процессами.

Для понимания политики, определения ее сущности необходимо обратить внимание на две исключительно важные ее особенности.

Во-первых, политика фиксирует и выявляет противоположность интересов людей относительно общественной власти и тем самым разделяет их как бы на группы сторонников и противников, друзей и врагов в отношении и друг друга, и существующей власти. Иначе говоря, различные социальные интересы людей создают условия их политического противопоставления, а соответственно, и разделения на политические группы и партии. При этом, что особенно важно для понимания политики, каждая из противоборствующих групп стремится представить свой интерес как всеобщий (выразить его в общей форме), как интерес всего народа и всего государства, а поэтому пытается убедить всех в этом или даже принудительно навязать эти свои интересы обществу, используя различные силовые методы воздействия на людей.

Во-вторых, политика – это не только теория о том, как организовать проведение людьми своих интересов в жизнь, но и их конкретные реальные действия по формированию и использованию общественной власти в своих целях. Соответственно, это означает, что политика – это достаточно серьезное дело. Понятно, что от того, как организована общественная власть, устраивает или не устраивает она людей, очень многое зависит в существовании и развитии любого общества. Именно поэтому о политике следует говорить всегда серьезно и ответственно к ней относиться. Ведь серьезная, истинная политика, по общему правилу, принципиально отклоняет всякие частные интересы. Она должна считаться только с верными и справедливыми интересами всего народа, нации, всех граждан государства. Именно поэтому серьезная политика (на это верно указывал еще В.И. Ленин) начинается не там, где тысячи, а там где миллионы и десятки миллионов людей, общий интерес которых она обязательно должна учитывать и проводить. Если же в политике превалируют лишь частные вожделения отдельных граждан и небольших групп людей, то такая политика, конечно, никогда не может рассматриваться истинной и серьезной, ибо она всегда проводится в ущерб подлинным интересам широких масс людей. Это значит, что никто не может и не должен находиться вне политики, вне участия в формировании и развитии общественной власти, ибо, как понятно, от выбора всех и каждого из людей зависит власть, зависит общественное развитие. (Надо помнить, что, если сам ты в политике не участвуешь, то за тебя ее делают другие и часто не в твоих интересах.)

Политика как особая сфера деятельности и отношений людей, естественно, связана со всеми другими сферами их разносторонней деятельности в обществе. Особенно тесно она связана с экономикой. Марксизм, например, рассматривает ее концентрированным выражением экономики. Действительно, экономические отношения обусловливают и соответствующую политику, поскольку формы собственности, распределения, обмена и потребления в обществе изначально разделяют потребности и интересы людей. Политика оформляет эти интересы в формы стремлений и действий людей, она стремится организационно (с помощью институтов власти) их закрепить и провести или, наоборот, отвергнуть в жизни общества. Выполняя эту функцию, политика выступает важным средством организации всей общественной жизни людей. Некоторые даже считают, что политике принадлежит в этом главная роль. Так, например В.И. Ленин отмечал, что политика не может не иметь первенства над экономикой. Конечно, политическая власть, используя мощные рычаги государства, способна в значительной мере влиять на все стороны жизнедеятельности людей, в том числе и в сфере их экономических взаимоотношений. Более того, политика действительно пронизывает все отношения людей в обществе, нередко определяя сам характер и способ их функционирования и развития. Однако все же было бы не совсем правильным абсолютизировать роль политики в жизни общества, сводить все и вся к ней, видеть в ней единственное и исключительное средство решения всех проблем человека и человечества.

Нельзя забывать, что политика, как специфическая сфера деятельности и отношений людей по поводу устройства общественной власти, есть в то же время и особое искусство уметь гибко и последовательно проводить свои интересы. Вполне понятно, что это умение основывается на глубоком и всестороннем знании всех обстоятельств в решении вопросов жизнедеятельности людей, и обязательно включает в себя:

- умение увязывать частные вопросы с общими;

-умение идти на необходимые компромиссы;

- умение так представлять и проводить свою политическую линию, чтобы не было несоответствия между словом и делом;

- умение честно и открыто исправлять допущенные ошибки.

Только такая политика может быть признана нравственной политикой, т.е. политикой, которая отвечает подлинным интересам людей. Если же политика строится на беспринципных соглашениях, если в ней имеет место лицемерие, сокрытие правды, обман и демагогия, то такая политика вполне справедливо называется людьми грязной и аморальной. По-видимому, прав был Н.А. Бердяев, когда призывал людей преодолеть диктатуру политики, от которой, как он полагал, мир задыхается и исходит кровью. Ведь в данном случае он, конечно, прежде всего, имел в виду именно аморальную политику, т.е. политику, которая основана исключительно на насилии, обмане, хитрости и подлости. Несомненно, такая политика не приемлема, и она обязательно закончится, как только отношения людей друг с другом станут более прозрачными и искренними. Однако это отнюдь не означает, что политика, политические отношения в обществе когда-либо исчезнут вообще. Общество не может существовать и развиваться без, обусловливающих его консолидацию, управления и власти.

Слово «политика» является производным от «полис» — «город-государство» (греч.). В современном понимании политика — это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».
Политика — это сфера общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп людей и задействована политическая власть. Целью политики в современном понимании является содействие становлению справедливого общества, т. е. общества, приверженного принципу оптимальной безопасности и свободы для всех людей на основе идеи о равной и бесконечной ценности каждой человеческой жизни. Политика выступает также процессом непосредственного управления обществом, направленным на регулирование отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Политика включает в себя следующие структурные звенья: политические интересы, политические отношения (устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и властью), политическое сознание (отношение людей к власти), политическую организацию (институты публичной власти), политическую деятельность.

Политику, мир политического изучает специальная отрасль научного знания — политология. История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции, где становление античной демократии дало мощный импульс осмыслению политики, политическая наука прошла длительный путь развития, включающий несколько этапов. В политической мысли античности появляются первые концепции общественно-политического устройства, классификация форм государственной власти н форм правления (Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Классические труды Платона «Республика» и Аристотеля «Политика» позволяют считать их основателями политической науки.

В средневековье в рамках христианства как государственной религии обосновывается происхождение политической власти от бога и необходимость повиновения не только из страха наказания, но и по совести. В ХII-ХШ вв. в учении Фомы Аквинского обосновывается законность государственной власти.

В эпоху Нового времени развитие получила концепция «общественного договора». Представители политической теории нового времени (Т. Гоббс, Ш. Монтескье, М. Ф. Вольтер и др.) отстаивали равенство граждан перед законом, свободу слова, предлагали ввести пропорциональные имуществу налоги. Они считали разумной формой власти конституционную монархию, либо склонялись к республиканской форме правления.

Ведущим направлением первой половины XIX в. становится либерализм, основывавшийся на признании прав и свободы человека, разделения законодательной и исполнительной власти. В XIX в. возникло и революционно-демократическое течение политической мысли. Марксизм абсолютизировал классовую природу политических отношений, считая, что на смену государству как орудию господства буржуазной частной собственности должно придти пролетарское, устраняющее бюрократию и утверждающее полное народовластие.

В 1880 г. появляется политология как самостоятельная наука. Совет правления Колумбийского колледжа в США (позже — Колумбийский университет) по инициативе ученого Дж. Берджеса принял решение о создании школы политической науки. В 1871 г. во Франции была создана «Свободная школа политической науки».

Политические идеи Древней Руси прослеживаются в летописи «Повесть временных лет» (1113 г.), обосновывающей необходимость единства Земли Русской. В «Русской Правде» и в «Слове о полку Игореве» (XI-XIII вв.) заложены идеи сильной княжеской власти и призыв к единению. В XIV — XVI вв. в России складывается идеология централизованного государства. Крупнейшим политическим трактатом XVIII в. были «Разговоры о государстве» Ю. Крижанича, который отстаивал идею «славянского единства». В XIX в. в России получают распространение идеи либерализма. Активным сторонником либеральных реформ был М. М. Сперанский, предлагавший избрать Государственную Думу, перейти к конституционной монархии, осуществить разделение властей. Свой вклад в развитие политической мысли внесли Н. Чернышевский, и А. Герцен, С. Муровцев, Н. Бердяев и др. В России в конце XIX — начале XX вв. сложилась своя, российская политологическая традиция, связанная с именами Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве, Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского и др.

В начале XX в. политология активно развивалась в США в рамках бихевиоризма — науки о поведении. Современная теория бихевиоризма изучает поведение избирателей и общественное мнение, политическое лидерство, политическую культуру, проблемы голосования и др. Однако подлинный расцвет политологии как науки приходится на вторую вину XX в; Политическая наука стала достаточно самостоятельной, бы сотрудничать с другими науками, не растворяясь в них и не смешиваясь с ними.

Таким образом, политология в своем развитии прошла сложный и трудный путь, став сферой действительно научного социально-гуманитарного знания и атрибутом общей и профессиональной культуры цивилизованного человека.

Функционирование поли гики в обществе, ее общественное бытие определяется как обществом, государством, властью, так и самой политикой, ее исторически сложившимися свойствами или принципами ее существования. Перспектива исчезновения политики явно нереальна ни в каком гипотетическом будущем. Поэтому будущее политики — это процесс ее усложнения, повышения эффективности и ответственности.

^

Наука о политике


Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Наиболее глубокое в Древнем мире теоретическое понимание политики принадлежит греческим философам и политологам. Само слово «политика» древнегреческого происхождения («полис» – город, государство). Греческий ученый Платон (IV в. до н.э.) в своем труде «Государство» предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Его ученик Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий – государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200-120 до н.э.) выдвинул идею разделения властей – власти царя, власти народа и власти старейшин.

Деятель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач.

В XVII веке в политику была привнесена идея «естественных прав»: свобода в убеждениях и действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция «общественного договора» провозглашала первоэлементом всего социального мироздания автономно существующего индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское состояние, ради избежания неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство.

Выразителями концепции «естественного права» и «общественного договора» были представители нескольких европейских стран: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ф. Прокопович, Д. Дидро и др.
В XIX в. крупный вклад в развитие политической теории внесли представители либеральной политической теории А. Токвиль и Дж. Милль.
Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в. в связи с прогрессом социологических знаний. Научному исследованию присущи аргументированность, системность и доказательность.

Политическая наука складывалась как относительно самостоятельная область обществознания, призванная всесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне.
В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился.

Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет.

Среди традиционных –

• исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке

• описательный, т.е. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни

• институциональный метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д.

• сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.

• социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

• психологический метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов и типичных механизмов психологических мотиваций.

Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это

• анализ и синтез

• индукция и дедукция

• сочетание исторического и логического анализа

• мысленный эксперимент

• моделирование

• математические и кибернетические методы

Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся

• использование статистики

• анализ документов

• анкетные опросы

• лабораторные эксперименты

• теория игр

• наблюдение, осуществляемое исследователем

В политической науке до конца XIX в. преобладали нормативные знания. Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию присущих человеку естественных прав. Нормативные знания и сегодня составляют важную политическую часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, политическим институтам, методам управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д. Дескриптивные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Казуальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями.
Политология выполняет такие функции, как

• оценочная

• политическая социализация, формирование гражданственности,

политической культуры населения

• рационализация политической жизни
 

^ Политическая жизнь общества

 

Политическая жизнь — это форма и способ функционирования политики. Политическая жизнь в обществе представляет собой множество действий и взаимодействий людей, в которых воспроизводятся отношения политической власти, реализуется участие различных сил в борьбе за право участвовать в осуществлении государственной власти, выражаются и защищаются интересы различных социальных и политических групп, развиваются процессы объединения людей в политические организации.

Политическая жизнь — это способ функционирования политики, так как только в действиях и взаимодействиях людей  воспроизводятся все основные элементы объективной политической реальности. Отношения политической власти могут  существовать только если в обществе есть люди, которые своими действиями демонстрируют желание преследовать определенные цели, использовать ресурсы власти, добиваться подчинения других людей, которые в свою очередь готовы  подчиняться и реализовывать эту готовность в соответствующих действиях.

Политическая жизнь в современных обществах многообразна и насыщена. Глава государства принимает ответственные решения, депутаты парламента проводят слушания законопроекта, партийные активисты собираются на съезды, простые люди выражают недовольство политикой правительства — вот  лишь некоторые штрихи каждодневной политической жизни современного общества. Многообразие политической жизни связано, во-первых, со сложностью институционального поля политики в современном обществе, т.е. с наличием разнообразных политических институтов, которые ориентируют людей на совершение различных политических действий; во-вторых, со  сложностью мотивационной структуры современных людей, так как участники политической жизни имеют несовпадающие интересы, предпочтения, ценностные ориентации, что делает  их политическое поведение необычайно разнообразным.

По своим формам политическая жизнь может быть либо спокойной, развивающейся в рамках сложившегося нормативного порядка, либо характеризоваться резким увеличением действий, выходящих за рамки закона, противостоянием и конфликтностью политических сил. В первом случае обеспечивается воспроизводство отношений политической власти, стабильно функционируют политические институты, поддерживается целостность общества и политическая стабильность. Во втором случае происходит ломка старых отношений поли-

ческой власти, создаются новые политические институты, общество лихорадит от групповых конфликтов, действия любой часто беспорядочны и хаотичны и даже могут приобрести характер массовых кровавых столкновений.  

Главные вопросы политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни общества, последовательности преобразований. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания, конференции для обсуждения своих целей и задач, которые бы наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа; для определения способов влияния на политику государства; для решения вопроса об участии в работе органов власти; организуют митинги к другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целей; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию за них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; высказывают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы. Политическими деятелями должны становиться люди высокой общей и политической культуры, целеустремленные и волевые, с организаторскими способностями, а главное - искренне стремящиеся к общественному благу, страстно желающие другим людям добра.

 

^ Функции политики

 

Теперь нам предстоит объяснить, почему люди постоянно воспроизводят политические отношения, и как последние влияют на развитие общества. Для этого обратимся к методологии функционального анализа, который утверждает, что часть более сложной системы должна выполнять функции значимые, полезные для целого. Иными словами, нам предстоит выделить те функции политики, которые способствуют сохранению целостности общества. Их можно интерпретировать и как своеобразные императивы, требования, предъявляемые обществом к политике (для чего нужна обществу политика?), и как необходимые условия, обеспечивающие поддержание целостности общества (что может дать политика обществу?).

Первая функция политики — редистрибутивная, или функция перераспределения общественных благ с учетом как групповых интересов, так и интересов всех членов общества. Они является одной из старейших. Уже в примитивных обществах существовала система сбора прибавочного продукта для покрытия затрат на обеспечение различных общественных работ, для создания страхового фонда и массовых раздач в голодные периоды, для персонального потребления правителей и их приближенных. В настоящее время эта функция в системе политических властных отношений выполняется специализированными государственными органами через процессы формирования и распределения государственного бюджета.

Вторая функция политики — поддержание институционального единства и целостности общества. Напомним, что главным отличием общества от родоплеменной общины является то, что в его рамках люди перестают жить общими делами. В общине, если что-то происходит — об этом знают все, если что-то надо сделать — делают всем миром. В общества люди начинают отдаляться друг от друга: земледельцы пашут, горожане занимаются ремеслом и торговлей. Чем интенсивнее развивается общество, тем больше оно дифференцируется.

Люди, живущие в разных городах, занимающиеся разными ремеслами, обычно замыкаются на своих частных или групповых проблемах, у них возникают разные интересы, предпочтения, устремления. Удержать этих людей в рамках единого территориального и социального пространства может только политическая власть.

Читая исторические источники, посвященные ранним периодам становления обществ и средневековью, вы обязательно

 найдете описания завоевательных походов или иных «усмирительных» акций. Однако не только насилие противопоставляет власть центробежным тенденциям в обществе. Главное заключается в том, что субъект политической власти обретает право на формирование, изменение и поддержание нормативного порядка в обществе.

Нормы, регулирующие поведение индивидов, возникают в . обществе повсеместно: в семье, в группе, в трудовом коллективе. Они вырабатываются в ходе взаимодействий индивидов и существуют в виде традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, моральных запретов и нравственных требований. Специфика всех этих норм заключается в том, что они создаются самими участниками взаимодействия, и контроль за их выполнением осуществляется ими же.

В рамках политических властных отношений возникает особый вид нормотворчества — институт права, — отличающийся предоставлением исключительных возможностей создавать нормы, регулирующие поведение, субъекту государственной власти; обязательным характером этих норм для всего населения; возможностью применения субъектом власти санкций в отношении тех, кто не соблюдает эти нормы. Благодаря институту права создается единое нормативное пространство, которое, не устраняя групповых различий, обеспечивает институциональное единство общества. Отношения политической власти создают те необходимые условия, без которых институт права не смог бы эффективно функционировать, а следовательно, не смог бы сложиться единый нормативный порядок, скрепляющий многообразные, разноплановые институциональные образования, организации, группы.

Третья функция политики — выражение интересов различных социальных групп. Мы уже говорили, что в обществе живут люди с разными интересами, и именно политическая сфера

является ареной выражения групповых интересов. Для решения этой задачи в современном обществе существуют различные организации, общественные движения. Интересы различных групп реализуются и через представительные органы государственной власти — парламенты.

Четвертая функция политики — согласование интересов. Значение этой функции трудно переоценить, так как стремление групп добиться реализации своих целей может спровоцировать серьезные конфликты, чреватые разрывом сложившихся связей, распадом общества. История всех стран свидетельствует, как опытным путем люди искали приемлемые способы pазрешения возникающих споров, и обычно в роли арбитров выступали те, кто был наделен властью. Обладание властью делало слово судьи весомым, обязательным к исполнению всеми участниками конфликта. В современном обществе согласование интересов осуществляется в виде различных судебных процедур, определяющих соответствие выдвигаемых сторонами притязаний существующим нормам права, а также в виде консультаций, переговоров политических сил, представляющих различные, в том числе и взаимоисключающие, интересы.

Пятая функция политики — мобилизующая. Ранее мы говорили о том, что политика решает различные задачи регулирования общественных процессов (создание: единого правового пространства, согласование интересов), но в реальной жизни нередко складываются ситуации, угрожающие обществу и его членам: нападение внешнего врага, природные катаклизмы, экономические кризисы, разгул преступности и т.п. Защитить общество от любой опасности могут только сами люди, но для этого необходимо объединить, скоординировать усилия вceгo или большей части населения. Эта задача может быть успешно решена только в рамках политических властных отношений, когда решение субъекта власти, направленное на достижение определенной цели, не оспаривается населением и подлежит обязательному исполнению, в том числе под угрозой применения силы. Таким образом, можно говорить о мобилизующей функции политической власти, проявляющейся в ее способности организовывать и направлять массы на решение вставших перед обществом проблем.

Мы перечислили позитивные или, как говорил американский социолог Р. Мертон, явные функции политики, т.е. указали на виды зависимости, которые подчеркивают, во-первых, что общество для сохранения своей целостности нуждается в политике, в политической власти, и, во-вторых, сама политика, политическая власть создают реальные возможности для поддержания этой целостности. Именно наличием этой сложной зависимости обусловлен сам факт неразрывности общества и политики: нет общества без политики, политической власти, а политика, политическая власть существуют только в обществе.

Вместе с тем, взаимозависимость общества и политики не так проста и прямолинейна. Существует множество подводных течений, которые способны подчас до неузнаваемости изменить описанную выше логику взаимозависимости. И тогда политическая власть демонстрирует свое бессилие, более того, может сама стать источником конфликтов, социальной нестабильности, привести к разрушению общества. Когда и почему это происходит, вы узнаете, прочитав последующие разделы учебного пособия.

 


^ Политическая система общества
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными ), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления ( парламентского, президентского и т.п. ), типом государства ( монархия, республика ), характером политического режима ( демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений ( стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п. ), политико-правового статуса государства ( конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами ), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ), историческим типом государственности ( централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни ( политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем ( деспотический и тоталитарный тип политической системы ) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение ( очерченное границами страны ) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций ( партий, общественных организаций ), действия политических институтов ( власти политического центра и местного самоуправления ), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется ( в конституции, законе ), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества ( с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра ) к политической системе буржуазного общества ( с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал ( при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации), общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое оформление, расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений власти и народа ( переход от командно-приказных деспотических и конфликтных отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным ), развитие конституционного процесса и системы суверенитетов ( власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр. ), формирование в структуре политической системы массовых процессов ( крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против них, в периоды выборов и т.д. Разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр. ), развитие ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и т.п


^ Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи заведомо обречены на не достижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется

политическое сознание индивида и он “включается” в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной

степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

^ Политические режимы

 

Политический режим — это способ осуществления политической власти в обществе, включающий в себя все многообразие связей и отношений, возникающих между ее субъектом и объектом. В каждой стране эти связи и отношения обусловлены конкретно-историческими условиями развития общества, культурой, сложившимися традициями политической жизни. Таким образом, можно говорить, что в каждой стране политический режим будет обладать своими особенными чертами. Вместе с тем, несмотря на многообразие реальных форм политических режимов, возможно выделение некоторых их типов. Ниже мы остановимся на характеристике двух основных типов политических режимов, представляющих собой их полярное выражение. Таким полярными, противоположными по своему содержанию политическими режимами в современном мире является демократический и тоталитарный режимы. (Термин тоталитарный» происходит от латинского totalis — всеобщий, алый.) Каковы же их главные, отличительные черты? Во-первых; они различаются по объему отложений государственной власти в обществе. Для тоталитарного режима характерен очень высокий объем отношений государственной власти. Государственные органы и около государственным структуры наделены правом и имеют реальные возможности  осуществлять управление практически всеми сферами солильной жизни. Все организации, объединения людей, создана мы для решения конкретных практических задач находятся поле государственного влияния. Государство определяет приоритеты экономического развития страны, культурную поли тику, направления научных исследований. Оно стремится тотальному контролю за всеми производственными и научны ми объединениями, культурными и образовательными учреждениями. Государство присваивает себе право на  норм морали и пресекает любое отклонение от установленными нравственных принципов. Наибольший эффект в распространении власти государства на все сферы общественной же. ни достигается при ликвидации частной собственности и всех средств производства .

Для демократического режима характерно  объема социальных связей и отношений, не контролируемая непосредственно государственными должностными лицами, Иными словами, в обществе существуют и успешно развиваются островки самоорганизации в виде самостоятельно действующих, не ждущих указаний от государства, организаций, учреждений, объединений граждан. Эта зона, свободная от государственного вмешательства, обычно обозначается терпи ном «гражданское общество».

Во-вторых, они различаются по степени  свободы и права выбора. При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над личностью. Будучи не в состоянии обеспечить решение этой задачи силам собственного аппарата, оно создает «общественные» организации, членство в которых является фактически обязательны для всех членов общества, начиная с детского возраста. При помощи этих организаций людям прививаются определенны взгляды, вырабатываются требуемые установки поведения Человек, прошедший с раннего возраста через серию таки организаций, адаптируется к требованиям тоталитарной власти, он действует в соответствии с принципом тоталитарной общества — «разрешено все, что позволено» государством Государственные и около государственные организации не только формируют человека определенного типа, но и постоянно контролируют его поведение. Любое отклонение от принятых норм наказывается.

Демократический режим отличается от тоталитарного тем, что человек включен не только в систему политических властных отношений, но и в другие корпоративные организации и группы, независимые от государства, поэтому у него неизбежно возникают иные интересы, а главное — реальные возможности их реализации в независимых от государственного контроля действиях. Поле свободы личности при демократии не безгранично, оно определяется особым законодательством, но  в рамках закона индивид самостоятелен в принятии решений, осуществлении выбора, ему «разрешено все, что не запрещено законом».

В-третьих, они различаются по характеру отношений складывающихся между государственными должностными лицами и гражданами. В рамках тоталитарного режима эти отношения носят произвольный характер, целиком и полностью определяются намерениями, желаниями и волей властвующих субъектов. Правящая элита не ограничена в праве принимать любые управленческие решения, мобилизовывать для их осуществления любые социальные группы, применять в отношении несогласных любые меры воздействия вплоть до широкомасштабных репрессий и насилия над личностью. Бесконтрольность государственного аппарата закрепляется в практике обжалования действий чиновника: жаловаться можно только выше- стоящему начальству, которое никогда не заинтересовано в объективном рассмотрении дела.

Демократия отличается прежде всего правовой защищенностью личности и ограничением действий государственных должностных лиц рамками закона. Гражданские права личности в их современном понимании сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., и Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом ООН в 1966 г. В рамках демократического режима гражданину гарантируются государством те права, которые предусмотрены соответствующим национальным законодательством и которые в полной мере отвечают представлениям, разделяемым мировым сообществом.

В-четвертых, они различаются по способам осуществления и характеру государственного управления. Система государственного управления при тоталитаризме основана на признании за государством или за правящей политической партией исключительного права на определение целей и приоритетных направлений развития всего общества. Исходя из выдвинутых вождем и правящей элитой программных задач, формулируются частные задачи, и в конечном счете выстраивается пирамида «больших и малых дел», где каждому человеку отводится строго определенное место. Такая система управления требует жесткой централизации и постоянного внешнего контроля за исполнением заданий. Государственные органы распределяют все основные ресурсы, доводят до конкретных исполнителей плановые задания, контролируют производство всех видов продукции, в том числе работу культурных, научных, образовательных учреждений. Другой особенностью этой системы управления является ее мобилизационный характер, ориентированный на управление путем непосредственного воздействия государства на человека с целью заставить, в лучшем случае убедить его выполнить именно эту, а не иную задачу.

В демократических обществах регулирующее воздействие государства осуществляется главным образом в нормативно правовой форме. Законодательные и исполнительные органы вырабатывают правила, законы, единые для всех граждан и позволяющие им действовать в рамках создаваемого нормативного порядка по собственному выбору. Иными словами, совместные конкретные цели заменяются едиными правилами, а задачей государства становится принуждение к исполнению этих правил и тем самым ограждение индивида от насилия или вмешательства в сферу его личной свободы со стороны других.

В-пятых, они различаются по структуре органов политической власти. Особенностью тоталитаризма является выдвижение на роль ведущей политической силы правящей партии. Ее партийный аппарат фактически сращивается с государственным, благодаря чему происходит соединение силы государства, опирающегося на значительные материальные ресурсы и репрессивные органы, с силой партии, опирающейся на разветвленную сеть партийных организаций, создаваемых практически в каждом трудовом коллективе. В итоге создается сверхмощный аппарат, способный осуществлять самый пристальный контроль за населением страны и подавлять любое нарушение установленного порядка. Партийно-государственный аппарат монополизирует средства массовой информации и утверждает принцип идеологического монизма. Господствующая идеология, легитимирующая режим, стремится к вытеснению всех островков инакомыслия.

При демократическом режиме существует практика разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что препятствует концентрации всей полноты власти в одних руках. Складывается многопартийность, идеологический плюрализм, граждане получают право на создание различных ассоциаций.

В-шестых, они различаются по степени влияния масс на формирование правящей группы и на принятие управленческих решений. В тоталитарных обществах массы бесправны и лишены возможности оказывать более или менее серьезное воздействие на деятельность органов государственной власти. Их удел— проводить в жизнь уже принятые в верхах решения.

Демократия открывает возможности для граждан влиять на процесс формирования политической элиты прежде всего через систему всеобщего избирательного права. Важнейшими демократическими принципами являются открытость работы высших государственных органов, независимость средств массовой информации.

Мы представили две полярные модели политических режимов. Эти модели показывают возможный диапазон политических режимов, которые реально могут сложиться в различных странах. Например, в ХХ в. с большей или меньшей яркостью черты тоталитарного режима можно было наблюдать в СССР, особенно в сталинский период, а также в гитлеровской Германии, в фашистской Италии. Основные черты демократического режима в тот же период проявились в большей степени в США и некоторых странах Западной Европы.

В реальной жизни нередко приходится наблюдать причудливое сочетание явлений, которые могут быть отнесены к противоположным моделям политических режимов. Например, закрытость правящей группы может сочетаться со свободой экономической деятельности, запреты на деятельность определи ленных видов политических организаций и движений со всеобщим избирательным правом, социальная защищенность личности с ее политическим бесправием и т.д. Неоднозначность развития политических процессов дает основания исследователям выделять и некоторые промежуточные типы политических режимов. В литературе, к примеру, часто употребляется понятие авторитарный режим, который описывается как своеобразный промежуточный вид между двумя полярностями. Его главное отличие — концентрация политической власти в руках одного человека при сохранении свободы экономической деятельности и некоторых других прав личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное знание о политике позволяет трактовать ее как важнейший фактор естественноисторического процесса в двух ее основных функциях: всеобщего организационного начала общества и в качестве его конкретной регулятивно-контрольной сферы или системы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран. Роль политики в обществе обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практические любые стороны жизни общества, элементы, звенья, отношения, начиная с государства и завершая индивидуальными чертами характера человека; включенностью или проникающей способностью, то есть возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью, то есть способностью сочетаться с неполитическими и общественными явлениями, отношениями и сферами.

Политика как особая сфера взаимодействий и отношений складывается только в обществе. Общество и политика неразделимы, их становление и развитие — тесно взаимосвязанный процесс. Кризис политической власти ведет к серьезным потри сеням в обществе и даже может спровоцировать его распар. И, напротив, изменения в обществе с неизбежностью отражаются и на способах осуществления политической власти, и нормах борьбы за обладание ею.

Напомним, что общество — это универсальный способ организации социальных связей, это система устойчивых отношений и взаимодействий, складывающихся на определенной территории. Политика — это один из видов этих взаимодействий и отношений, существующих наряду с другими компонентами экономикой, социально-бытовой сферой, культурой, Понимание места и роли политики в жизни общества предполагает осознание связи политики с другими сферами общества, а также определение ее социальных функций.

Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

— связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

— любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

— связь с действиями и интересами больших масс людей;

— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

— властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:

— осуществление авторитарного (властного) распределения основных социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;

— интеграцию, объединение всех элементов общественной жизни, мобилизацию социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов общества;

— реализацию общей воли в условиях наличия социальной дифференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.


Скачать файл (159.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации