Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Основы бизнеса - файл 1.doc


Лекции - Основы бизнеса
скачать (208 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc208kb.04.12.2011 08:11скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Основы бизнеса.


Краткий курс лекций дневного отделения.
Тема 1. Понятие и сущность бизнеса.


    1. Концепции бизнеса. Две крайности в оценке бизнеса.


Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе, связаны с бизнесом. Какому бы делу не отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса.

Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую и прагматическую.


Три концепции бизнеса


Позитивная Критическая Прагматическая


Рис. 1.1. Три концепции бизнеса
Концепция – система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.

^ Позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.

Такой подход популярен в среде преподавателей американских университетов. Типичное определение бизнеса из учебника «Концепция бизнеса», подготовленного сотрудниками университетов в Техасе и Иллинойсе (США) С. Розенблаттом, Р. Боннингтоном, Б. Нидлсом: «Что такое бизнес? Бизнес – это система ведения дела. Бизнес – создание продукции, нужной людям. Бизнес – это работа. Бизнес – это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес – это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес – это то, как мы живем. Что такое бизнес? Попробуйте сами выбрать то единственное слово, то определение, которое отразило бы множество различных видов деятельности и понятий и оказалось бы наиболее точным. Сами же мы определим бизнес как систему производства для удовлетворения потребностей и желаний общества».

Подобные определения при всей их цветистости и недостаточной отточенности отражают вполне определенную систему взглядов на то, что представляет собой бизнес. Бизнес в этой концепции трактуется как основное содержание экономики. Поэтому он является типичной чертой жизни людей в целом. Он нацелен на всеобщее благо, подчинен всеобщим интересам, люди работают на благо общества. Бизнес – это непротиворечивое явление.

Позитивная концепция абсолютизирует положительные аспекты бизнеса. На основе такой концепции в разные времена возникали ненаучные теории вроде «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия», которые пытались объяснить экономические процессы с позиции их якобы имевшей место бесконфликтности.
Нацелен на всеобщее благо Типичная черта жизни людей


Подчинен всеобщим БИЗНЕС Непротиворечивое

интересам явление


Люди работают на благо общества Содержание экономики
Рис.1.2. Позитивная концепция бизнеса
Критическая концепция. Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес – это деятельность людей, направленная исключительно на получение доходов от прибыли.

Ради дохода (прибыли, или , образно говоря, «наживы») бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям, из кошельков которых, так сказать, выколачивается эта прибыль.

В прошлом такой подход разделяли многие люди в нашей стране, он составлял основу принятых в обществе моральных норм. Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращиванием личных доходов и не деланием личной карьеры, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построением будущего. Напротив, стремление к личному богатству в результате роста прбыльности бизнеса расценивалось как антиобщественное.

Хуже того, критическая концепция бизнеса была положена в основу системы законодательного регулирования экономики. Так, занятие практически любыми видами частного предпринимательства рассматривальсь как условно наказуемое деяние. В уголовном кодексе страны предусматривались меры наказания – от тюремного заключения сроком на два года до смертной казни – за операции с валютой, спекуляцию, коммерческое посредничество, частное предпринимательство в производстве, торговле, выполнении строительных и других работ, выдаче ссуд. Разрешена была лишь так называемая индивидуальная трудовая деятельность в личных подсобных хозяйствах и кустарных промыслах без применения наемного труда. И хотя продукцию, созданную личным трудом, можно было продавать на так называемых колхозных рынках, ни один продавец не мог чувствовать себя спокойно, ибо в любой момент мог быть обвинен в нарушении уголовного кодекса.

Весьма популярной и часто используемой для характеристики мотивов и способов поведения бизнесменов-капиталистов была цитата из «Капитала» Карла Маркса: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».1

В целом, суммируя изложенное, можно выделить следующие составляющие второго (критического) подхода к толкованию бизнеса:

  • бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;

  • бизнес – это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;

  • бизнес – это нежелательный компонент жизни людей в целом, рассадник криминогенных процессов;

  • бизнес – исторически-переходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.


Критическая концепция абсолютизирует противоречия присущие экономике. Их трактовка ведется с позиции якобы имеющей место безисходности данных противоречий. Именно на такой основе в прошлом веке сформировалась теория научного коммунизма, согласно которой экономика, базирующаяся на началах, присущих бизнесу, исторически обречена и должна с развитием общества и по мере нарастания экономических и политических конфликтов уступить место новой, коммунистической системе отношений, лишенной противоречий, присущих бизнесу.


Навязывание корыстных интересов Противоречивое явление



Исторически-переходящее БИЗНЕС Порождает конфликты

явление
Нежелательный компонент

жизни людей


Рис.1.3. Критическая концепция бизнеса.
Расходясь в главном – в оценке действующей системы экономики, позитивная и критическая позиции становились похожими друг на друга в конструировании некой идеальной модели экономики. Только при первой концепции эта модель соотносилась с действующей системой, при второй – она распросранялась на последующую систему.
^ Прагматическая концепция. Сущность прагматической концепции состоит в том, что бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах.

Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как экономического явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения этих противоречий. Апротив, противоречия, возникающие в связи с действиями бизнесменов, рассматриваются как явление положительное в том смысле, что они стимулируют развитие экономики.

В целом можно выделить следующие составляющие этого подхода:

  • бизнес – это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом. Он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к извлечению доходов, с другой – стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;

  • бизнес – это противоречивое явление, но эти противоречия, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем, служат источником развития экономики и не имеют абсолютно разрушительного характера;

  • бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей. С одной стороны естественная конкуренция интересов ведет к навязыванию интересов одних людей другим, у ущемлению интересов и в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям. С другой стороны, в конечном итоге конкуренция интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;

  • бизнес – это исторически-непреходящее явление.



Необходимый компонент Противоречивое явление


Неизбежный компонент БИЗНЕС Исторически-

непреходящее

Объединяет:

стремление к извлечению доходов и

стремление к удовлетворению потребностей

в товарах, работах, услугах


Рис. 1.4. Прагматическая концепция бизнеса

В рамках этой концепции можно выделить несколько направлений:

а) бизнес рассматривается как атрибут рыночной экономики, существование его в предшествующий период истории отвергается;

б) бизнес признается атрибутом любого типа экономики;

в) бизнес рассматривается как форма любой деятельности любого одаренного сознанием человека;

г) бизнес рассматривается как разновидность деятельности людей, например, как предпринимательская деятельность, т.е. деятельность связанная с созданием собственного дела, своей фирмы, либо как деятельность исключительно в сфере производства и продажи материальных благ, либо как только лишь спекулятивная деятельность.
Прагматическая концепция в отличие от предшествующих не идеализирует ни настоящее, ни будущее. При последовательном же распространении этой концепции на действующую экономику становится понятным, что наиболее правы те теоретики бизнеса, которые, с одной стороны, не отожествляют бизнес с рыночной экономикой, с другой – рассматривают его как форму любой деятельности, любого одаренного сознанием человека.

Существование бизнеса в человеческом обществе обусловлено, прежде всего, ограниченностью материальных благ, необходимых для воспроизводства жизни человека, а также специфическими чертами, присущими человеку от природы.

В обобщенном виде все концепции можно представить в виде таблицы.

^

Концепции бизнеса

Таблица 1.1




Позитивная

Критическая

Прагматическая

Цель бизнеса


Всеобщее благо

Корысть бизнесменов

Удовлетворение потребностей участников

Осуществляется в интересах

Всего общества

Бизнесменов


Бизнесменов и общества

Явление


Непротиворечивое

Нежелательное в жизни общества

Противоречивое





    1. ^ Материальные блага и человеческие качества, лежащие в основе устройства экономической жизни общества


Все в чем нуждается человек, чем он удовлетворяет свои потребности, называется благо. Благами могут быть как вещи, так и действия, в которых нуждается человек.

Для того, чтобы разумно организовать свою жизнедеятельность, человеку необходимо разбираться в этих благах. В настоящее время различают блага:

а) данные природой и произведенные;

б) потребительские и инвестиционные;

в) частные и общественные;

г) воспроизводимые и не воспроизводимые;

д) свободные и ограниченные.

Подробно этот вопрос будет изучаться в курсе экономической теории. Нам важно понять роль благ в развитии бизнеса.

Ограниченными являются блага, потребность в которых больше, чем их имеется, то есть спрос на которые превышает предложение. Именно ограниченность благ становится условием, которое побуждает человека искать возможность получить эти блага и заняться бизнесом.

Ограниченные материальные блага характеризуются по отношению друг к другу с точки зрения редкости.

Вторая существенная характеристика ограниченных материальных благ – недостаточность. Эта черта связана с потребностями общества в благах. Хватит или не хватит их. А если удовлетворение разных потребностей идет за счет одного ресурса (запаса), то возникает проблема выбора, какую из них удовлетворить и в какой мере. Поэтому выбор становится важным действием в экономике, обусловленным ограниченными материальными благами.

Существование человека связано не только с удовлетворением имеющихся потребностей, но и с тем, что потребности постоянно растут, развиваются. Ограниченные материальные блага препятствуют удовлетворению потребностей. Для преодоления этого, естественного в нашей природе ограничения, человек заинтересован или сам произвести необходимые ему блага, или найти возможность получить их каким либо другим путем.

Стремясь удовлетворить свои потребности, каждый человек реализует личные способности. При этом есть качества, в той или иной мере присущие всем членам общества.

Человек – это активная, движущая сила. Ему от природы присущи качества, которые так специфически реализуются в условиях ограниченности материальных благ, что возникает бизнес. Глубинное качество человека, на которое обращал внимание еще основатель политической экономии Адам Смит – это природный эгоизм. В условиях рынка это человеческое свойство проявляется особенным образом. Наши собственные интересы побуждают нас находить нужды, потребности других членов общества, так как удовлнтворяя их, мы добиваемся своих эгоистических целей.

Такое человеческое качество как стремление к росту благосостояния, с одной стороны, проявляется во все большем росте потребностей индивидуума, с другой, заставляет его искать неудовлетворенные потребности в обществе и осуществлять то, что нужно другим. Руководствуясь своей потребностью, стремясь увеличить свое благосостояние, человек делает то, в чем нуждается общество в целом.

Выгода движет человеком, когда он вступает в отношения обмена. Обмен, это ключевое звено бизнеса. Без обмена бизнес не существует. Через обмен человек получает возможность приобрести то, что ему необходимо для удовлетворения своей потребности. Выбор, который делает человек при обмене, всегда обусловлен выгодой. Выгода всегда связана с экономией рабочего времени и поэтому обмен и выгоден, и нужен всем участникам. При этом выгода выступает в форме материальных благ.

^ Склонность к обмену – важнейшее человеческое свойство, лежащее в основе устройства экономической жизни общества. Ни одно живое существо в природе не обладает таким качеством. Только человек способен обменяться с другими принадлежащими ему благами.

Отношения обмена делают возможным разделение и специализацию труда, что позволяет добиться экономии рабочего времени при изготовлении продуктов. Эти отношения, по существу, создают экономическую систему.

В разделении труда синтезируется эгоистическая и коллективистская природа человека. Работая на себя, на удовлетворение своих птребностей, индивидуум специализируется на отдельном виде деятельности, предполагая удовлетворить результатами своего труда, теми материальными благами, которые он приозводит, отдельных членов общества, и, в свою очередь, получить взамен удовлетворение своих потребностей.

Особенным человеческим качеством, лежащем в основе устройства экономической жизни общества, является стремление к совершенству. Человек все время совершенствует все, что бы он ни делал. Поэтому растет предложение все более совершенных материальных благ, появляются потребности в них, растет общая совокупность потребностей общества.

^ Дух соперничества, присущий человеку, проявляется на рынке в форме конкуренции. Все производители стремяться удовлетворить платежеспособный спрос на материальные блага продуктами своего производства и получить от этого выгоду. Поэтому они стремяться сделать качество производимых продуктов выше, чем другие производители, продавать их по ценам, обеспечивающим выгоду, но ниже, чем цены других производителей. Каждый из производителей материальных благ на рынке выбирает для своей деятельности то, что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не ограничивает, он происходит свободно, то чаще всего складывается ситуация, когда несколько производителей занимаются изготовлением аналогичных продуктов. При этом взаимоотношения между производителями принимают настолько резкие формы, что они получили название «конкурентная борьба».

^ Склонность к копированию, подражательность, делает возможным для отдельных производителей быстро перенимать удачный опыт на рынке, что дает возможность обществу быстрее развиваться, создает условия для технического прогресса.

Все это не мешает участникам рыночных отношений обладать качеством, которое называется «жажда справедливости». Осуществляя обмен произведенных продуктов, каждый стремиться добиться эквивалентности, то есть справедливости в его пропорциях. Каждый из участников стремиться защитить свою собственность.

^ Чувство собственности, присущее человеку – одно из основных качеств, на котором базируется экономика. Именно это качество побудило человечество создать сложнейший механизм закрепления за отдельным индивидуумом его собственности. Собственность проявляется через права владения, пользования, распоряжения материальными благами. Стремление иметь собственность является самым сильным побудительным мотивом для трудовой деятельности людей.

Одним из удивительнейших человеческих качеств является природный гуманизм. Настолько сложна природа человека, что наряду с погоней за собственной выгодой, людям не безразлично положение других членов общества, их судьба.

Все эти качества в совокупности формируют экономическую жизнь общества, принципы взаимодействия отдельных его членов. Их знание позволяет грамотно анализировать происходящие в хозяйственной жизни процессы и правильно организовывать поведение своей фирмы на рынке.

Для того чтобы удовлетворить свои потребности, человеку необходимо участвовать (обязательно в какой-то конкретной форме) в экономическом процессе. Только такое участие позволяет надеяться на получение вознаграждения, которое используется человеком для приобретения товаров, необходимых для удовлетворения своих запросов.


^ Экономический процесс – это процесс взаимодействия людей, предполагающий совершение каждым из них конкретных действий, в результате чего производится то, в чем нуждаются люди и общество.
^

Схема нашего бытия с экономической точки зрения проста


(рис.1.1.)

Человек Осознание потребностей




Потребление (удовлетворение

потребностей)


Осознание

необходимости Совершение обменных

получения дохода операций по схеме

доход – товар

Участие Получение вознаграждения

в экономическом за участие в экономическом

процессе процессе в форме

индивидуального дохода

Существуют лишь две основные формы экономической активности человека: в качестве наемного работника или в качестве организатора производства, т.е. предпринимателя. Каждой из этих двух возможных форм присущи специфические особенности. Вступление в экономический процесс в качестве наемного работника предполагает согласие работника выполнять действия, определяемые работодателем или его представителем. Предприниматель отличается от наемного работника тем, что на нем лежит вся полнота ответственности за происходящее в создаваемой им производительной структуре (включая ответственность за вовлекаемых в производительный процесс наемных работников).

Личностные качества человека, осуществляющего предпринимательскую функцию, формируют основу деловых качеств человека, без чего невозможно его функционирование как субъекта экономического процесса.

В соответствии с современными требованиями концепция деловых качеств включает в себя:

  • готовность и способность отыскать экономико-хозяйственную нишу путем анализа рынка и степени заполненности его товарами, продуктами, услугами с точки зрения ассортимента и количественной характеристики каждой ассортиментной единицы;

  • готовность и способность создать собственную производительную структуру, нацеленную на производство товара, продукта, услуги, поставка которых на рынок заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удерживать ее;

  • способность и умение правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящее, а также намечающиеся изменения, выявлять потребности рынка, которые «носятся в воздухе»; эти потребности могут:

а) быть явными, но пока еще никем не удовлетворяемыми;

б) кем-то не полностью удовлетворяться;

в) полностью удовлетворяться, но существует возможность (через производство другого товара) удовлетворять их более полно, лучше, эффективнее;

  • умение осуществить первоначальные предпринимательские

расчеты, исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприниматель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;

  • готовность и способность принять предпринимательское

решение, основанное на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;

  • способность осуществить руководство реализацией

предпринимательского проекта, т.е. сформулировать цели и задачи, выработать меры по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей;

  • умение первым разглядеть, понять новую техническую,

технологическую или научно-техническую идею и на уровне воображения «проиграть» получение конечного результата, продукта при возможном использовании этой идеи;

  • способность к вступлению в коммуникационный процесс со

всеми необходимыми людьми, организациями, властными структурами.

^ Бизнес как экономические отношения
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Бизнес и экономика – это очень тесные между собой понятия. Экономика – это наука об использовании ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях человека.

Экономика решает задачи:

  1. что должно быть произведено (какую продукцию следует производить и в каком количестве);

  2. как следует производить продукцию (с использованием каких технологий, на каком предприятии);

  3. для кого предназначена данная продукция, т.е. каким образом решается проблема сбыта.

Бизнес – более конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами в форме индивидуального и группового соперничества в определенных исторических условиях и на основе законодательства.

Для «экономики» безразличен характер вступающих в состязательные отношения субъектов, она фиксирует внимание лишь на самом наличии этих отношений. Для «бизнеса» же важно как раз наполнение этих отношений конкретными приёмами борьбы. «Экономика» ограничивается указанием на необходимость конкуренции, для «бизнеса» важно, как – агрессивно, пассивно или нейтрально – ведут себя конкуренты, почему они делают именно так, а не иначе, и как исправить положение, если это необходимо.

«Экономика» лишь фиксирует наличие правовых норм, для «бизнеса» последние являются объектом самого пристального внимания.

Бизнес имеет свою стратегию и тактику. ^ Стратегическая цель бизнеса – максимизация выгоды (дохода, прибыли, наживы, упрочение и преумножение своей собственности, изменение своего положения в обществе) в процессе осуществления различных сделок. Тактическая цель – реализация этой стратегической установки в отношениях с каждым конкретным контрагентом по каждому конкретному поводу с использованием конкретных условий осуществления, сроков и предмета сделки. В условиях рыночной экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, обусловленные товарно-денежными отношениями.
Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и

и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса.

Рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже.

Признаки развитого рынка:

1.превышение предложения над спросом;

2.конкурентный характер;

3.стабилизация отношений между субъектами.

Секторы рынка – это его части, различающиеся между собой конкретной характеристикой деловых отношений (рынок средств труда, рынок предметов потребления, рынок рабочей силы, рынок информации, рынок ценных бумаг, рынок инвестиций, …).

^ Родовые черты бизнеса


  1. Обмен деятельностью между субъектами экономики.

  2. Стремление каждого участника сделки навязать другим свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки, и тем самым добиться относительно лучших условий существования по сравнению с другими субъектами.

  3. Стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки.

  4. Необходимость отстаивания интересов.

  5. Инициативный характер деятельности участников сделки, выражающийся способностью принимать решения и идти на риск.

  6. Способность, готовность участников сделки идти на персональный риск для успешного проведения сделки.

  7. Способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения, с целью достижения наибольшей выгоды.

  8. Способность предпринимать шаги в различных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения.

  9. Способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок.

  10. Способность определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового общения.


Бизнес – отношения между людьми в процессе их деятельности, при

осуществлении которой каждый стремиться к достижению своих целей. Эти отношения носят противоречивый характер. Цели субъектов различны. Взаимодействие между людьми происходит в процессе обмена деятельностью или её результатами.

Бизнес происходит в форме сделок. ^ Взаимовыгодные сделки – идеальное состояние деловых отношений. В реальности же при сделке одна сторона имеет преимущество по сравнению с другой.

Бизнес – термин, которым обозначаются отношения только на микроуровне, то есть непосредственные отношения между субъектами.

^ Деловые интересы хозяйствующих субъектов
Каждый человек вступает в деловые отношения под воздействием экономических интересов.

Интерес – осознанная потребность, которая определяет деятельность человека.

Совокупность деловых интересов определяет цели, которые ставит перед собой каждый участник сделки. Таких целей две:

  1. обеспечение относительно лучшего положения каждого участника сделки;

  2. обеспечение других участников сделок товарами, услугами или работами для удовлетворения их потребностей.


Цели определяются двумя совокупностями интересов участников сделки:

  1. эгоистическими притязаниями;

  2. общественными притязаниями.


^ Эгоистические интересы отражают положение каждого человека как

независимого субъекта экономики, они связаны с его стремлением обеспечить себе относительно лучшие условия существования. Эти интересы выражаются в трех основных стратегических целях бизнеса:

  1. сохранить, упрочить и преумножить свою собственность;

  2. возместить затраты и получить максимальный доход;

  3. сохранить и укрепить свою личную конкурентоспособность как работника по сравнению с другими работниками.


^ Общественные интересы в системе бизнеса обусловлены

необходимостью постоянного обмена деятельностью между субъектами. Субъекты экономики осуществляют свою деятельность для реализации потребностей других людей, поэтому наряду с эгоистическими реализуют в ней и общественные интересы.

Общественные цели бизнеса:

  1. стремление субъекта экономики добиться наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей конечного потребителя продукции;

  2. стремление субъекта экономики сохранить и укрепить партнерские отношения в сфере бизнеса;

  3. стремление субъектов экономики к созданию и воспроизведению привлекательного общественного имиджа своей деятельности.


Каждый субъект, вступая в сделку, объективно стремиться реализовать в

ней свои эгоистические притязания и общественные интересы. Они выражают противоположные тенденции развития деловых отношений:

  1. тенденция конкуренции или соперничества;

  2. тенденция интеграции деятельности различных субъектов экономики в единый поток общественнополезной деятельности.


Эгоистические и общественные интересы абсолютно равнозначны и

проявляются в деятельности людей одновременно.



Рисунок 1.2. Цели сделок и тенденции развития бизнеса

Генезис бизнеса
В условиях рыночной экономики отношения бизнеса имеют вполне определенные видовые особенности, обусловленные товарно-денежными отношениями.

В первобытной экономике деловое общение, связанное с обменом деятельностью, осуществлялось в рамках замкнутых экономических сообществ.


^ Тема 2. Субъекты бизнеса. Основные виды деятельности

в сфере бизнеса.

Субъекты бизнеса.
Бизнес представляет собой систему, охватывающую всех бизнесменов.

Субъекты бизнеса:

  1. собственно предприниматели – это лица, которые осуществляют свою деятельность на свой страх и риск с целью получения прибыли, под свою экономическую и юридическую ответственность (это лица, коллективы предпринимателей и различные предпринимательские объединения);

  2. потребители – они являются равноправными участниками бизнеса со своим деловым интересом (деловой интерес – это приобретение товаров, рабо, услуг);

  3. граждане, работающие по найму. Они реализуют свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделки с предпринимателем. Данная категория граждан – наемные работники – делает свой бизнес;

  4. государственные органы – деловой интерес государства состоит в осуществлении программ, которые способны принести выгоду государству. Принцип взаимной выгоды – это когда государство стимулирует предпринимателей на участие в приоритетных предпринимательских программах общегосударственного значения следующими способами:

  • государственные заказы,

  • льготные кредиты,

  • закупки,

  • льготное налогообложение,

  • и т.д.


Объект предпринимательской активности – товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность в чем-либо и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Отношения между всеми субъектами предпринимательского процесса носят товарный характер, но поскольку эгоистический экономический интерес всегда выражается через денежную форму (дешевле купить, дороже продать), постольку и отношения между субъектами принимают характер товарно-денежных отношений.
Виды предпринимательского бизнеса.

Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В этом случае за основу классификации принято право собственности на осуществление предпринимательских функций.

Государственное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены, в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников. Важная характеристика таких предприятий состоит в том, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зерегистрировано в качестве такового) или предпринимателя.
Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает осуществление:

  1. непосредственных производительных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги;

  2. посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя к потребителю.


Кроме двух основных типов предпринимательской активности, которые упомянуты ранее, следует выделить еще один тип, занимающий в структуре предпринимательства особое место.

Имеется в виду предпринимательство в финансовой сфере, которое, с одной стороны, относится к категории посреднической деятельности, а с другой – к оказанию услуг, без которых осуществление любой активности становится практически невозможным. Поэтому финансовое предпринимательство – составная и неотъемлемая часть и того и другого типа предпринимательской активности. Предпринимательство в финансовой сфере может осуществляться банкирами или финансистами путем учреждения и организации деятельности банков, инвестиционных компаний и фондов.

^ Тема 3. Среда бизнеса.
Деловая среда лежит в основе общественного развития страны и предопределяет содержание и направленность возможных действий деловых людей.

Эффективность экономического процесса, протекающего в рамках национальных границ, есть функция качества деловой среды, создаваемой в пределах этих границ самой акцией и ее государственными органами (институтами).

Среду бизнеса составляет:

  • экономическая обстановка,

  • социально-культурная среда,

  • технологическая среда,

  • физическая или географическая среда,

  • организационно-техническая среда.


Бизнес и право.
Правовой фактор – правила игры в деловой сфере, которые общество устанавливает для предпринимателя. Под правилами игры обычно понимаются разрешенные и запрещенные действия. С формальной точки зрения правовой фактор – сумма законов и подзаконных актов, которые определяют направленность и содержание предпринимательской деятельности, регулируют и регламентируют ее, а также формируют отношения предпринимателя с другими субъектами экономического процесса, государственными структурами и общественными институтами. Правовой фактор, другими словами, это все то, что определяет возможный объем прав, обязанностей и свобод предпринимателя. Неполнота и нестабильность законодательной базы негативно воздействуют на предпринимательскую активность, и наоборот.
Бизнес и политика.
Политический фактор определяет отношение государства к происходящим в обществе предпринимательским процессам и направленность воздействий государства на них. Степень и глубина возможного вмешательства государства в деятельность предпринимателя также входит в понятие политического фактора. Такое вмешательство может быть нелимитированным или строго дозированным. В целом же отношение государства к предпринимательской активности может носить стимулирующий, подавляющий или нейтральный характер.

Стабильность политического строя – определяющая характеристика этого фактора.

Социально-культурная среда.
Социальный фактор по структуре более сложен, чем другие факторы. Он включает в себя множество элементов, неучет которых со стороны предпринимателя может иметь для него негативные последствия. Основные элементы такого фактора:

  • доминирующее в обществе представление о том, как оно должно функционировать, развиваться, к чему стремиться;

  • национальные традиции и обычаи;

  • образовательный уровень нации;

  • особенности национальной культуры;

  • национальные ценности;

  • уровень профессиональной подготовки рабочей силы;

  • отношение окружающих к предпринимателям и предпринимательской деятельности;

  • наличие инфраструктуры и ее качество;

  • отношение государственного аппарата к предпринимателям и предпринимательской деятельности.


Экономическая обстановка.
Экономический фактор – это прежде всего условия конкуренции и ценообразования. Последние базируются на уровне цен на факторы производства, вовлекаемые предпринимателем в производительный процесс, включая стоимость рабочей силы, размер ставок ссудного процента, а также уровень налогообложения и обязательных платежей (например, за используемые ресурсы).

^ Тема 4. Система бизнеса.
Самоорганизация предпринимателя в окружающей

деловой среде.
В процессе свойе профессиональной деятельности предприниматель, желающий органично вписаться в окружающую его деловую среду, всегда начинает с ее анализа. При анализе деловой среды ему важно сделать вывод о том, что среда, в рамках которой он будет осуществлять профессиональную деятельность, позволит реализовать собственный экономический интерес. С этой точки зрения принцип самоорганизации означает необходимость принятия предпринимателем самостоятельного решения о вхождении в конкретную деловую среду.

Принцип самоорганизации – основная отличительная характеристика предпринимательства.

Основные блоки действий предпринимателя:

  • генерирование идеи;

  • изучение деловой среды;

  • выявление совместимости идеи и экономического интереса предпринимателя, а также идеи и характера деловой среды;

  • определение размера требуемого капитала;

  • привлечение капиталиста-инвестора (формирование стартового капитала);

  • создание предприятия;

  • профессиональное управление производительным процессом.

Тема 5. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Понятие физического и юридического лица.
Физическое лицо – это лицо, являющееся гражданином, обладающее правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она состоит из возможности:

  • иметь имущество на правах собственности;

  • завещать и наследовать имущество;

  • заниматься предпринимательской деятельностью (с образованием юридического лица или без образования юридического лица);

  • заниматься любой деятельностью, которая непротиворечит законодательству;

  • осуществлять любые сделки, создавать юридические лица;

  • избирать место жительства; …

Дееспособность – это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя-граждан обязанности и исполнять их.

^ Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, на правах хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо характеризуют:

  • юридический адрес;

  • организационно-правовая форма;

  • расчетный счет в банке;

  • наличие печати;

  • фирменное наименование;

  • самостоятельный баланс;

  • наличие лицензии.


Понятие коммерческой и некоммерческой организации.
Коммерческие организации, т.е. организации, которые ставят перед собой основную цель – извлечение прибыли, бывают:

  • хозяйственные товарищества;

  • хозяйственные общества;

  • производственные кооперативы;

  • государственные унитарные предприятия;

  • муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль среди участников, бывают:

  • общественные объединения,

  • религиозные объединения,

  • учреждения,

  • потребительские кооперативы,

  • фонды.

Понятие фирмы. Признаки классификации предпринимательских фирм.

Существует много названий предприятий, среди которых наиболее широко применяются фирма, компания.

Фирма – это общее название, которое используется по отношению к любому (или почти любому) хозяйственному предприятию. Оно указывает лишь на то, что предприятие обладает правами юридического лица (является самостоятельным и независимым).

Название фирмы, как и само понятие «фирма», не отражает организационно-правового статуса предприятия, хотя это важно при организации собственного предприятия, общении с партнером, когда вам необходимо выяснить, какими он обладает правами и обязанностями.

То же самое относится и к компании – общему названию, которым обозначается любое (или почти любое) предприятие – торговое, промышленное, транспортное и другое объединение деловых людей, осуществляющих совместную деятельность. Разница между этими понятиями заключается лишь в том, что индивидуальный (единоличный) собственник обычно свое предприятие именует как фирму. Компания же предполагает наличие компаньонов – двух или более совладельцев. Наименование «компания» также не отражает юридического статуса предприятия, но может включаться в его название.

Встречаются разные трактовки термина предприятие. В одних случаях этот термин используется как синоним общества, компании, фирмы, т.е. служит определением участника экономического процесса. Так, российское право определяет предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект. В других случаях под предприятием понимается определенный производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из отдельных элементов единой структуры, прежде всего материальных и трудовых. При этом термин «предприятие» выступает в качестве заместителя других определений – завод, фабрика, склад, торговая организация и т. д.

Предпринимательскую деятельность можно осуществлять или путем создания индивидуального предприятия, или же через создание предприятия в форме товарищества или общества.

Т.е. по правовому отношению фирмы делятся на:

  • индивидуальные,

  • товарищества,

  • общества.

По видам деятельности различают:

  • промышленные,

  • транспортные,

  • страховые,

  • рекламные,

  • аудиторские фирмы,

  • торговые (организуют торгово-закупочную деятельность), …


Индивидуальная предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность без образования

юидического лица.

Индивидуальное (единоличное) предприятие – это предприятие, являющееся собственностью одного человека, несущего полную ответственность, как за ведение бизнеса, так и за последствия, связанные с ним. Предпринимательство в данной форме может осуществляться на основе как предприятия, имеющего статус юридического лица, так и предприятия, не являющегося таковым. Для осуществления предпринимательской деятельности на основе предприятия без статуса юридического лица необходимо зарегистрироваться в качестве такового с внесением в Государствен-

ный реестр, присвоением регистрационного номера и перечнем разрешенных видов деятельности для данного лица.


Основные организационные формы предприятий.


  1. Хозяйственные товарищества.

  2. Хозяйственные общества.

  3. Акционерные общества.

  4. Унитарные предприятия.

  5. Производственные кооперативы.



Хозяйственные товарищества.
Товарищество – организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляются совместными усилиями двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом.

Хозяйственное товарищество – это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделенным на доли (вклады) уставным или складочным капиталом. Хозяйственное товарищество может быть полным или на вере.

^ Полное товарищество – это объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для осуществления совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними. Однако полное товарищество не является юридическим лицом, и его члены сохраняют полную самостоятельность, но несут солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом.

^ Товарищество на вере – это объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основе договора. Складочный капитал товарищества формируется на основе вкладов и долей, вносимых его участниками. Участники, которые вносят свои доли в формируемый складочный капитал товарищества на вере, именуются полными товарищами. Участники, которые вносят в складочный капитал не доли, а вклады, называются вкладчиками. Товарищество на вере, следовательно, объединяет полных товарищей и вкладчиков. Полные товарищи от имени товарищества могут осуществлять предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательствам всем своим имуществом. Вкладчики не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут риск убытков в пределах суммы внесенных ими вкладов.


Виды хозяйственных обществ.
Хозяйственное общество – это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо). В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку. При этом осуществляется экспертная оценка стоимости интеллектуального капитала и имущественных прав в денежной форме.

Существует четыре формы хозяйственных обществ.

  1. ^ Общество с ограниченной ответственностью – это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических и (или) юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.

Высшим органом является собрание участников. Деятельность ООО регламентируется уставом и учредительными документами. В компетенцию собрания входит: изменение устава либо размера уставного капитала; утверждение годового отчета, балансов, прибыли; образование исполнительных органов; решение о ликвидации или реорганизации. Выход из ООО не требует согласия других участников. Доли в уставном капитале переходят к наследникам.

  1. ^ Общество с дополнительной ответственностью – юридическое лицо (хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими физическими лицами). Отличие ОДО от ООО состоит в том, что ответственность по обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителя (учредителей), а не только на его вклад в уставный капитал. Кроме того, при наличии двух и более учредителей такого общества в действие вступает положение о солидарном несении ответственности. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными учредителями пропорционально их вкладам.


Акционерные общества.
Акционерное общество – это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости акций.

Акция – это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, свидетельствующая о паевом взносе ее собственника в уставный фонд общества и дающая ему право на получение дивиденда.

Дивиденд – это доход (часть общей прибыли акционерного общества), получаемый владельцем акции.


  1. Акционерное общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции и они не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке, называется закрытым акционерным обществом.

Число учредителей ЗАО не может превышать 50 человек. При

создании общества заключается учредительный договор, в котором определяются:

  • фирменное наименование;

  • юридический адрес;

  • профиль деятельности, задачи, цели;

  • размер уставного капитала и долевое участие в его формировании каждого из учредителей;

  • решение о выборе директора (директоров).

Уставной капитал АО состоит из номинальной стоимости акций, может быть увеличен путем дополнительного выпуска акций и может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций.

Высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое проводится не реже одного раза в год. Его правомочность:

  • изменение устава;

  • изменение размера уставного капитала;

  • избрание ревизионной крмиссии;

  • утверждение годовых отчетов, балансов, отчетов о прибылях и убытках;

  • решение о ликвидации или реорганизации.

Законом установлен минимально допустимый размер уставного капитала ЗАО – стократная сумма минимального размера оплаты труда.

2. ^ Открытое акционерное общество – проводит открытую подписку на выпускаемые акции и свободно их продает, число учредителей не ограничено, ежегодно опубликовывается годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках.

Законом установлен минимально допустимый размер уставного

капитала ОАО – 1 тыс. минимальных заработных плат.
Унитарные предприятия.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме унитарных могут быть лишь государственные или муниципальные предприятия.

  1. Предприятие, организуемое по решению органов местной власти, относится к категории муниципальных унитарных предприятий.

  2. Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитарным предприятием.

Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления.

  1. Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия – хозяйственные предприятия, созданные по решению Правительства Российской Федерации и наделенные имуществом, передаваемым в оперативное управление.


Производственные кооперативы.
Производственный кооператив (артель) – коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складфвается из паев (пай - долевая собственность).

Деятельность кооператива строится на личном участии его членов в производственной (хозяйственной) деятельности, хотя в кооперативах допускается участие и юридических лиц.

Члены кооператива несут субсидарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

Таким образом, кооператив – это объединение лиц для совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров или услуг, строительства и эксплуатации жилых домов и т.д. Кооператив – юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс.
Объединения самостоятельных предприятий.
Картель - объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сроках платежей и т.д. Участники картеля не теряют при этом производственной и коммерческой самостоятельности.

Концерн – объединение многих промышленных, финансовых, торговых предприятий, которые формально сохраняют самостоятельность, но фактически подчинены финансовому контролю и руководству группы предпринимателей или отдельного предпринимателя.

Трест – объединение предпринимателей, характеризующееся тем, что входящие в него предприятия полностью теряют производственную, коммерческую, юридическую самостоятельность и подчиняются единому органу управления.

Особо следует выделить такие формы объединений предпринимателей, как ассоциация или союз предпринимателей, представляющие собой объединения:

  • политические (типа Союза предпринимателей и арендаторов России);

  • профильные (типа Союза сыроделов Нидерландов).

Информационная деятельность таких объединений помогает предпринимателям вырабатывать эффективную тактику и стратегию деятельности.


Холдинговые компании.
Холдинговая компания – разновидность акционерного общества с более сложной организационной структурой, чем обычное акционерное общество. Цель холдинга – контрольные, управленческие, финансово-кредитные и иные функции по отношению к тем компаниям, контрольными пакетами акций которых он располагает, причем эти компании сохраняют юридическую и оперативно-хозяйственную самостоятельность.

Холдинговые компании подразделяются на чистые и смешанные в зависимости от того, являются они исключительно держателями акций других компаний или же наряду с этим сами располагают предпринимательским капиталом (в производстве, сбыте, банковском деле и т.д.) и осуществляют собственную предпринимательскую деятельность.


Тема 6. Организация предпринимательской фирмы.
Подготовитедльный этап.


  • Мотивы, которые побуждают открыть фирму:

  • стремление быть хозяином;

  • возможность владеть собственностью;

  • возможность самостоятельно принимать решения;

  • предложить на рынок товар, на который имеется спрс; …

  • Необходимо учесть внутреннюю и внешнюю среду. Внешняя:

  • политическая обстановка;

  • законодательство;

  • экономическая обстановка; …

Внутренняя:

  • наличием капитала;

  • менеджмент;

  • личные качества предпринимателя;

  • организационные возможности; …

  • Необходимо иметь капитал:

  • наличные дениги;

  • материальные ресурсы;

  • собственно капитал;

  • заемный капитал.

Все это необходимо превратить в основной и оборотный капитал.

  • Концептуальная (предпринимательская) идея – это идея относительно того, что, как и для кого производить.

Обычно рекомендовано:

  • использовать собственную специальность;

  • выйти на новый рынок со старым продуктом;

  • усовершенствование товаров, выпускаемых другими предприятиями.

  • Составление бизнес-плана. Это документ, который составляется для оценки концептуальной идеи и включает в себя:

  • описание товара;

  • рынок сбыта;

  • план производства продукции;

  • организационный план;

  • юридический план;

  • финансовый план.



Организационный этап.


  • Собрание учредителей, которое принимает решение об организационно-правовой форме предприятия. Решение оформляется протоколом №1. В этом протоколе с согласия всех присутствующих избирается руководитель и бухгалтер. Ответственность по финансово-правовой и хозяйственной деятельности несет руководитель.

При освобождении от должности главного бухгалтера необходимо:

  • произвести сдачу дел вновь назначенному сотруднику;

  • провести проверку состояния бухгалтерского учета.

  • Создаются учредительные документы :

  • устав – свод правил жизни организации;

  • учредительные документы, определяющие договорные отношения между учредителями.

  • Устав, учредительные документы и протокол №1 регистрируются у нотариуса.

  • Встать на учет в налоговой инспекции по юридическому адресу, пройти Государственную регистрацию.

  • Получить печать и штамп фирмы.

  • Открыть расчетный счет.


Формирование первоначального капитала.
К возможным способам формирования первоначального капитала

относятся:

  • доходы от предыдущей предпринимательской деятельности (собственной или наследуемой);

  • личные сбережения (не только в денежной, но и в вещевой, товарной форме, например, вы вносите личный автомобиль в качестве капитала в ваше предприятие);

  • заемные средства, т.е. средства, взятые в долг под определенные обязательства (под проценты, например).

Кредит – форма сделки, при которой одна сторона предоставляет другой стороне деньги или товары в долг (в пользование на срок на условиях возвратности) и, как правило, с уплатой процента.

Банковский кредит – форма кредита, при которой денежные средства предоставляются во временное пользование банком.

Третий способ формирования капитала в условиях Росии имеет весьма широкое распространение, это так называемый рост с нуля. Правда, в этом случае получить кредит (называемый также ссудой) не так-то просто: нужны твердые гарантии. В ряде случаев такой гарантией является предпринимательский проект, в вернее, точность расчетов, высокая вероятность значительного эффекта и быстрый оборот капитала.
Структура и содержание бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Он позволяет предусмотреть все необходимые мероприятия, разработать схему их финансирования, определить возможный доход и уровень прибыльности (или убыточности) от реализации идеи.

В период разработки бизнес-плана предпринимателю приходится искать ответы на такие вопрсы:

  • для какой категории населения предназначена та продукция, которая лежит в основе предпринимательской идеи?

  • какую форму рекламы придется избрать для достижения поставленной цели?

  • каковы тактическая и стратегическая цели?

  • какими источниками финансирования можно будет воспользоваться для реализации рассматриваемой идеи?

  • существует ли реальная возможность установления необходимых партнерских связей как с поставщиками, так и с потребителями продукции?

Одновременно с этим предприниматель обдумывает еще раз, нет ли другого товара, который можно производить с большей эффективностью. Кроме того, важно точное знание системы налогообложения, которая будет применяться в отношении предпринимателя, планирующего реализацию своей идеи.

В ряде случаев бизнес-план разбивают на три самостоятельных плана:

  • собственно бизнес-план, содержащий общую схему реализации идеи;

  • маркетинговый план, показывающий реальную основу предлагаемой к реализации идеи;

  • финансовый план, свидетельствующий о наличии финансовых ресурсов, достаточных для начального этапа реализации идеи, а также о коммерческой целесообразности начала производства.

Бизнес-план включает в себя шесть основных разделов:

  1. деловую концепцию (делается краткое описание идеи и формы ее реализации, показываются характеристики товара (услуги), лежащего в основе идеи, отличного от того, что уже производится конкурентами);

  2. рекламный набросок (формируется главная идея, которая будет основной для рекламной компании);

  3. деловое расписание (включает перечень всех (в основном организационных) мероприятий, которые предпринимателю необходимо осуществить для реализации идеи. Здесь же указываются сроки, к которым необходимо завершить данные мероприятия, расписывается предполагаемый режим работы);

  4. набор целей (указываются краткосрочные и долгосрочные цели);

  5. маркетинговое исследование (в этом разделе обычно обращают внимание на конкуренцию, категорию потребителей, деловой климат и рынок труда);

  6. финансовое резюме (в этом разделе необходимо

  • изложить все осуществленные и проверенные предпринимательские расчеты,

  • выявить предполагаемые норму и массу прибыли, уровень рентабельности и срок окупаемости проекта.)


Разработкой бизнес-плана могут заниматься специальные работники фирмы, но даже в этом случае она осуществляется под непосредственным контролем предпринимателя – автора идеи. Чаще всего первоначальный набросок бизнес-плана он делает сам.

Методика разработки бизнес-плана основывается на необходимости детального изложения всех позиций общей схемы реализации идеи и всех мероприятий, позволяющих производить продукт, лежащий в основе идеи. Она предполагает выявление экономического эффекта, получаемого предпринимателем в процессе реализации идеи.

Тема 7. Реорганизация и ликвидация фирмы.
Порядок ликвидации фирм.
Фрма может быть ликвидирована

  • в добровольном порядке;

  • по решению суда:

а) фирма признает себя банкротом,

б) если деятельность запрещена законом,

в) при нарушении законодательства,

г) при нарушении экологии.

Порядок ликвидации:

  • дать объявление в средства массовой информации о ликвидации данного юридического лица за два месяца до ликвидации;

  • собрать долги;

  • рассчитаться с кредиторами;

  • составить промежуточный баланс;

  • после погашения долгов составляется ликвидационный баланс;

  • необходимо снять организацию с учета в контролирующих органах.



Банкротство.
Банкротом признается фирма, которая не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, т.к. обязательства данной организации превысили ее имущество.

Предотвращение банкротства:

  • осуществлять маркетинг;

  • исследовать внутренние и внешние факторы неуспеха фирмы;

  • осуществлять оборачиваемость капитала, т.е. не допускать затоваривания;

  • осуществлять платежи;

  • возвращать кредиты и долги.

Причины банкротства:

  1. неправильное (неэффективное) управление;

  2. ошибочная товарная политика (это когда производится товар не находящий спроса на рынке или спроса по цене, поэтому приходится реализовывать товар по заниженным ценам. Это называется политика высоких издержек).


Закон о банкротстве предприятий – включает:

  • формальные признаки предприятия-банкрота;

  • процедуру возбуждения дела о предприятии-банкроте;

  • процедуру прохождения дела о предприятии-банкроте через арбитражный суд.

Арбитражный суд в праве:

  • назначить временного управляющего на срок до 18 месяцев;

  • предъявить требования суда к собственнику о погашении долгов;

  • принять решение о принудительной ликвидации (продажа с аукциона, либо по конкурсу).


Приватизация государственных предприятий.
Приватизация предприятий – процесс перехода собственности из государственной в частную или коллективную форму, осуществляемый продажей и акционированием.

Схема приватизации представляет собой своеобразный бизнес-план. В ней должны найти отражение цели и задачи приватизации, оценка акционируемой собственности (обычно на основе аудиторской проверки), организационная форма приватизации (орган, уполномоченный осуществлять приватизацию, порядок выпуска и распространения акций и т.д.)
Реорганизация фирмы.
Виды реорганизации:

  • слияние,

  • присоединение,

  • разделение,

  • выделение,

  • преобразование.



Тема 8. Конкуренция.
Функции конкуренции:

  1. взаимное соперничество,

  2. право на экономический интерес,

  3. конфликтность между предпринимателями.


В реальной жизни грамотная конкуренция состоит в оптимальном сочетании обороны, атаки, маневренности и контрнаступлении.
Методы конкурентного соперничества:

  1. ценовые – основаны на возможности

а) снижения цен,

б) уменьшать издержки производства продукции,

в) неизменности ассортимента и качества;

  1. неценовые –

а) повышение качества продукции,

б) демонстрация товара,

в) гарантийные обязательства,

г) создание новой прдукции.

Недобросовестная конкуренция – это правонарушение, которое посягает на порядок в сфере предпринимательства:

  • сбор конфидициальной информации,

  • сбор сведений о клиентуре, переговорах,

  • сбор сведений о деловой и личной жизни предпринимателей.


Тема 9. Организация деятельности фирмы.
Основы маркетинговой деятельности на предприятии.
Маркетинг – это подсистема управления на предприятии, которая занимается изучением рынка сбыта продукции с целью продвижения на рынок товара, пользующегося спросом по оптимальным ценам при рациональном движении и стимулировании товара.

Основные элементы маркетинговой деятельности:

  1. проведение исследований рынка сбыта товаров с целью определения потребительских свойств нового товара;

  2. цена товара;

  3. система продвижения товара (канал движения);

  4. система стимулирования товара.

Под товаром понимаются все изделия производимые с целью продажи.

Задачи маркетинговых служб:

  1. защитить товар от конкурентов (на стадии разработки товара);

  2. быстро развернуть производство данного товара.


Логистика в сфере бизнеса.
Логистика – это управление всеми видами деятельности, реализующими цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя.

Функции логистики:

  • проектирование,

  • маркетинг,

  • изучение потребительского спроса,

  • сбор заказов на производство продукции,

  • выбор места нахождения производства и складов,

  • обслуживание потребителей,

  • защитная упаковка,

  • контроль запасов,

  • транспортировка.

Девиз логистики – цена, надежность, время.

Отдел логистики ведет весь документооборот по поставщикам. Логистик тесно взаимодействует с бухгалтерией, управляет складом, занимается транспортными перевозками, решает таможенные вопросы.

Финансовый менеджмент.
В эффективном финансовом менеджменте главное – видеть перспективные денежные потоки на основе возможностей использования средств на расчетном счете. Его задача – минимизировать период обращения капитала.

Самая большая ошибка предпринимателя заключается в игнорировании им важного аспекта своей деятельности – финансового менеджмента, т.е. управления финансами, а точнее, финансовыми потоками. Предприниматели объясняют это особой сложностью финансовых проблем, непониманием их, а потому делегируют эти полномочия своим подчиненным. Такая позиция ошибочна: конечно, делегировать полномочия можно и нужно, но никоим образом нельзя не контролировать денежные потоки (поступающие и исходящие). Именно в движении этих потоков и концентрируется видимый результат предпринимательской активности и скрыты те эффективные возможности, поиск которых ведет предприниматель.

На первых порах достаточно постоянно иметь под рукой и корректировать по ходу меняющихся событий календарный финансовый план. Конечно, от предпринимателя потребуется еще и контроль за выполнением календарного финансового плана, без которого он становится бесполезным. Контроль же необходим для принятия оперативных решений, подкрепляемых практическими действиями. Контроль в этом случае означает недопущение срыва запланированных финансовых потоков и принятие эффективных решений в случае выявления срыва.
Виды менеджмента.


  1. Управление финансами.

  2. Управление персоналом.

  3. Управление логистикой.

  4. Управление производством.


Тема 10. Инфраструктура современного бизнеса.
Биржи.
Биржи представляют собой посреднические структуры. Однако они выделяются из ряда посредников тем, что практически ни один предприниматель не обходится без обращения к ним.

Биржа – это особая организационная форма оптовой торговли. Обычно для каждой биржи характерна специализация, которая определяется или географическим регионом (региональные универсальные биржи), или же профилем ее деятельности. Биржи, специализация которых определяется профилем деятельности, подразделяются на следующие виды:

  1. товарная биржа специализируется на оптовой торговле обычно массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры;

  2. фондовая биржа – центр систематических операций по купле-продаже ценных бумаг;

  3. валютная биржа – место для осуществления операций по купле-продаже золота и валюты;

  4. биржа труда специализируется на учете потребностей в различных видах рабочей силы и ее предложений (купля-продажа рабочей силы с помощью посредника).


Банки.
К банкам относятся специализированные финансовые институты (предприятия), сосредоточивающие у себя финансовые ресурсы – временно свободные денежные средства (вклады), предоставляющие их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничающие во взаимных платежах и рассчетах между предприятиями, учреждениями и отдельными лицами.

Такое определение относится к государственным или коммерческим (частным или акционерным) банкам. Центральный банк выполняет в основном функцию регулирования денежного обращения в стране, включая эмиссию (выпуск в обращение) новых денег. Центральный банк, как правило, принадлежит государству.Коммерческие банковские учреждения относятся к категории предприятий, осуществляющих свои функции для получения прибыли.
Инвестиционные компании и фонды.
К инвестиционным компаниям и фондам относятся финансовые учреждения (предприятия), преследующие извлечение прибыли, концентрирующие как свои, так и чужие капиталы и инвестирующие их с максимальной эффективностью в производства.

Инвестиционные компании и фонды подразделяются на два вида.

  1. Предприятия, создаваемые для концентрации имеющихся у вкладчиков средств, вложения капитала в действующие производства и получения прибыли за счет таких инвестиций (с последующей выплатой вкладчикам их дохода из получаемой прибыли). Эффект таким инвестиционным предприятием достигается путем рассредоточения привлекаемых средств, что значительно снижает степень риска. Для этого необходимо владеть доскональной и объективной информацией о финансовом состоянии компаний, в которые планируется вкладывать капитал, и прогнозировать возможные изменения их финансового «здоровья».

  2. Предприятия, создаваемые для концентрации капиталов и последующей реализации каких-либо проектов, в том числе и на региональном уровне. В таких случаях возможны:

а) инвестиционный фонд, трансформируемый по мере реализации проекта в акционерное общество, например для реализации пректа по учреждению и организации деятельности автомобильного комплекса;

б) региональный инвестиционный фонд как коммерческое предприятие, специализирующееся только на поиске и привлечении капиталов для их последующего вложения в конкретные проекты на территории данного региона.
К инвестиционным предприятиям относятся и инвестиционные банки, специализирующиеся на финансировании долгосрочных инвестиций (в том числе и путем распространения – подписки – акций, выпускаемых каким-либо акционерным обществом, через выкуп всех акций и их последующую реализацию или прием акций на комиссию, т.е. их реализацию с уплатой процента за услуги с цены реализации).
Трастовая предпринимательская деятельность.
Трастовая деятельность – посредничество, связанное с доверительным управлением чужой собственностью.

Трастовая структура обслуживает клиентов, которые являются собственниками капитала или каких-то объектов собственности (гостиницы, суда и пр.), но сами не хотят или не могут эффективно управлять такой собственностью. Трастовая компания принимает на себя по договорености с клиентом функцию управления такой собственностью в течение определенного времени, фиксируя при этом твердый гарантированный доход в пользу собственника, но сама фирма использует такую собственность с более высоким доходом (эффектом), чем тот, что гарантирован собственнику по договору с ним.


Аудиторство.
Под аудитом понимают деятельность по проверке и контролю финансового состояния компании. Фирмы, специализирующиеся на аудите, называются аудиторскими или фирмами-аудиторами (от англ. Auditor – ревизор, финансовый контролер). Должностных лиц таких фирм, осуществляющих проверочные и контрольные функции, также называют аудиторами.

Аудиторская проверка какой-либо фирмы может осуществляться фирмой-аудитором по просьбе руководства (собственника) проверяемой фирмы. Посторонний или нейтральный для проверяемой фирмы специалист (или группа специалистов) делает в ходе контрольной проверки выводы о степени компетентности управления финансами данной фирмы и выдает рекомендации по улучшению ситуации, связанной с управлением финансами.

Иногда аудиторские проверки проводятся по решению судебных инстанций (например, когда готовится судебное решение об объявлении какой-то фирмы банкротом, и т.д.). Аудиторская прверка предполагается обычно и тогда, когда фирма обращается за получением кредита и кредитор выставляет обязательное условие о предваритальном проведении такой проверки.


Из вышесказанного следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться в различных формах.

Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая производство и продвижение товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно эффективный процесс.

Литература:

1. «Предпринимательство» А.В.Бусыгин



1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.С.770.






Скачать файл (208 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации