Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Отчет по практике - Учет, анализ и аудит собственных средств, финансовых и капитальных вложений в организации на примере ООО Мегаватт - файл 14.03.2010.doc


Отчет по практике - Учет, анализ и аудит собственных средств, финансовых и капитальных вложений в организации на примере ООО Мегаватт
скачать (282 kb.)

Доступные файлы (10):

14.03.2010.doc332kb.20.05.2011 16:12скачать
14.03.2010.odt
аудит на предприятии.rtf75kb.28.05.2010 18:40скачать
бухучет подрядной организации.rtf51kb.28.05.2010 18:43скачать
раздел 4.odt
Скинуть на флешку.odt
Статья Анализ финансового результата деятельности ОАО Парт.rtf130kb.28.05.2010 18:33скачать
Таблица № 1.odt
таблица.odt
учет Договора подряда.rtf40kb.28.05.2010 18:44скачать

содержание
Загрузка...

14.03.2010.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

Тема дипломной работы: «Учет, анализ и аудит собственных средств, финансовых и капитальных вложений в организации (на примере ООО «Мегаватт»)

Дневник практики

Дата


Работа

Информация

Отметка о выполнении

Примечание

29 декабря 2009 года

Ознакомление с организацией, сферой и направлениями ее деятельности

Выписки из учредительных документов (Устава или других)

отлично




30 декабря 2009 года

Ознакомление с системой управления организацией

Организационная структура предприятия (организации), структура управления

отлично




9-11 января 2010 года

Ознакомление с принятой системой организации деятельности экономических служб, ведения бухгалтерского учета

Структура экономических служб, структура бухгалтерской службы

отлично




12-14 января 2010 года

Ознакомление со способами проведения аудита учетной политике

изучение статуса юридического лица организации, сферы деятельности и права его функционирования; наличие лицензий по видам деятельности;

хорошо







Анализ основных экономических показателей деятельности

регистры
бухгалтерского
учета, баланс

отлично







Анализ показателей движения и использования собственных средств, финансовых и капитальных вложений в организации


Регистры бухгалтерского учета по счетам 50,51,80 , главная книга

отлично







Финансовый анализ деятельности организации

Бухгалтерская отчетность 2006-2009 года

отлично





СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие сведения об организации .................................................

1.1Характеристика организационно-правовой формы..............................................................

1.2 Виды деятельности организации.........................................................................................

1.3Структура управления...........................................................................................................

2. Характеристика бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации ООО «Мегаватт».................................................................................................................................2.1 Аудит учетной политики предприятия............................................................................

  1. ^ 1.Общие сведения об организации ООО «Мегаватт»

1.1 Характеристика организационно-правовой формы.

Организация «Мегаватт», по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью – коммерческой организацией,

созданной в целях извлечения прибыли, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Общество действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", иного действующего законодательств, Устава ,решения учредителей о создании общества.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "Мегаватт". Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО "Мегаватт".

Место нахождения организации: 353560, РФ, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул.Красная, 51.

Участниками общества являются:

Снигур Андрей Васильевич

Сиропов Александр Сергеевич, паспорт 0303 808178 выдан 21.12.2002 г. ОВД Красноармейского района Краснодарского края, зарегистрирован по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Школьная, 120.

Организация имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в судах.

Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Участники Общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам Общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале Общества.

Общество в праве:

- создавать свои филиалы и открывать представительства РФ и в других странах;

- вступать в ассоциации и другие формы добровольных объединений предприятий;

- выступать учредителем других предприятий и организаций, в том числе с участием иностранных физических и (или юридических лиц, как на территории РФ, так и за её пределами;

- владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;

- совершать сделки, предусмотренные действующим законодательством;

- пользоваться кредитами отечественных и зарубежных банков, коммерческих кредитов в иностранной валюте, а равно покупать и продавать валюту в порядке, установленном законодательством РФ;

- осуществлять расчеты в наличном и безналичном порядке;

- устанавливать цены (тарифы) на продукцию, работы, услуги Общества самостоятельно или на договорной основе, за исключением случаев, когда устанавливаются государственные (муниципальные) цены (тарифы);

- реализовать другие права в соответствии с Уставом и действующим законодательством.

Общество вправе производить для выполнения возложенных на него задач операции по всей территории Российской Федерации, а также осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции:

- экспорт выпускаемых в рамках своей уставной деятельности товаров (продукции, работ, услуг);

- импорт товаров (продукции, работ, услуг) для собственных нужд, а также укрепления материально-технической базы, социально-культурной сферы и других нужд;

- посредническую деятельность во внешнеэкономических операциях.



    1. Виды деятельности организации.


Целью деятельности организации ООО «Мегаватт» является производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и связанных с ними видов деятельности, направленных на удовлетворение потребностей населения и организаций в товарах, работах, услугах, и извлечение прибыли.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

- Производство строительно-монтажных, ремонтно-строительных, общественных работ;

- Строительство административных зданий и жилых домов;

- Производство отделочных фасадных и внутренних работ;

- Выполнение художественно-оформительских, декоративных и реставрационных работ, создание, выполнение и внедрение дизайнерских разработок объектов различного назначения;

- Выполнение работ по устройству внутренних инженерных систем и оборудования;

- Производство специальных строительных работ;

- Комплексные инженерно-геологические и инженерно-гидрографические изыскания;

- Геодезические, топографические, картографические работы;

- выполнение проектов Автодорог, мостовых переходов и искусственных сооружений, проектов благоустройства территорий предприятий, населенных пунктов, проектов офисов, объектов соцкульбыта;

- выполнение проектов охранной и пожарно-охранной сигнализации, объектов связи;

- Выполнение проектов холодильных систем, аммиачных компрессорных станций, установки и компоновки сосудов, работающих под давлением;

- разработка типовых, экспериментальных и индивидуальных проектов жилых домов государственного и индивидуального строительства, а также индивидуальных застройщиков;

- Оказание эксплуатационно-коммунальных услуг населению;

- осуществление предконтрактных работ и заключение контрактов с инофирмами, участие в последующем совместном проектировании и строительстве объектов;

- Выполнение проектов организации строительства, технико-экономического обоснования (ТЭО) и расчетов (ТЭР), разработка бизнес-планов, подготовка учредительных документов;

- Оценка основных фондов промышленности и коммунального строительства, жилого фонда и прочих отраслей народного хозяйства;

- предоставление консультаций по разработке пректно-сметной документации, правильности применения действующих СНИПоВ, ГОСТов,СН, ВСН, информации о заводах изготовителях различного оборудования;

- Разработка и внедрение программ программных средств на ЭВМ и осуществление их сервисного обслуживания;

- Создание и внедрение в производство высокоэффективных комплексов технических средств, АСУ и САПР;

- Производство продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления;

- Осуществление торгово-закупочной деятельности как в России, так и за рубежом;

- Организация оптово-розничной торговли, в том числе комиссионной;

- операции с недвижимостью;

- Автотранспортные перевозки и выполнение работ по техническому обслуживанию автотранспортных средств;

- Редакционно-издательская и полиграфическая деятельность в соответствии с законодательством;

- Проведение выставок, ярмарок, аукционов, выставок-продаж, торгов как в России, так и за её пределами;

Оказание посреднических услуг;

- Оказание платной консультативной помощи;

- Прокат и лизинг различного оборудования, бартерные сделки;

- Оказание транспортно-экспедиционных, складских, внедренческих услуг;

- Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

- рекламная деятельность и маркетинг;

- предоставление персональных и прочих услуг населению;

- Участие в развитии всех форм научно-производственной кооперации «Ноу-хау» по предмету деятельности;

- Внешнеэкономическая деятельность;

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, ООО «Мегаватт» может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право ООО «Мегаватт» осуществлять деятельность, на занятие которой требуется получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок, и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    1. Структура управления.


Органами управления организации являются:

- Общее собрание участников ,

- Директор.

Высшим органом управления организации является ^ Общее собрание участников. Общее собрание может быть очередным и внеочередным.

Все участники организации имеют право присутствовать на Общем собрании лично или через представителя, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Каждый участник имеет на Общем собрании число голосов, равное размеру его доли в уставном капитале организации «Мегаватт», за исключением случаев, предусмотренных Законом и Уставом.

К исключительной компетенции Общего собрания участников организации относится:

  1. Определение основных направлений деятельности организации, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

  2. Изменение Устава организации «Мегаватт», в том числе изменение размера уставного капитала;

  3. Образование исполнительных органов организации и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа организации коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

  4. Избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) организации;

  5. Утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

  6. Принятие решения о распределении чистой прибыли организации между его участниками;

  7. Утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность организации (внутренних документов организации);

  8. Принятие решения о размещении организацией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

  9. Назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и размера оплаты его услуг;

  10. Принятие решения о реорганизации или ликвидации организации;

  11. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждение ликвидационных балансов;

  12. Принятие решений о заключении крупных сделок стоимостью более 25% балансовой стоимости активов организации;

  13. Решение иных вопросов, предусмотренных Законом.

Должностная характеристика директора организации:

  1. Без доверенности действует от имени организации «Мегаватт», в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

  2. Выдает доверенности на право представительства от имени организации, в том числе с правом передоверия;

  3. Издает приказы о назначении на должность работников организации, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

  4. Осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или Уставом к исключительной компетенции Общего собрания участников.

Директор организации осуществляет свои полномочия путем принятия решений в форме приказов, а также путем заключения различного рода сделок в форме, установленной гражданским законодательством.

Порядок деятельности директора и принятия им решений установлено Уставом, внутренними документами организации, а также трудовым договором, заключенным между организацией и директором. В трудовом договоре определены права, обязанности и ответственность директора, условия его материального обеспечения и условия освобождения от должности.

В качестве ревизора организации для проверки состояния текущих дел, подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов привлекается профессиональный независимый аудитор по решению Общего собрания участников.

история создания и развития, направления деятельности, структура управления и производственная структура, краткое описание должностных обязанностей руководителей предприятия и экономических служб;

Главный бухгалтер относится к категории руководителей.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской (финансово-экономической) работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Назначение на должность главного бухгалтера и освобождение от нее производится директором организации. Главный бухгалтер осуществляет руководство работниками бухгалтерии организации. В период временного отсутствия обязанности главного бухгалтера выполняет бухгалтер в соответствии с приказом директора. В своей работе главный бухгалтер должен руководствоваться требованиями действующего законодательства РФ.

Главный бухгалтер исполняет следующие обязанности:

1. Организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении.

2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.

3. Возглавляет работу: по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

4. Руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям.

5. Организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

6. Обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.

7. Обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.

8. Организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), учет по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности.

9. Обеспечивает своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам.

10. Обеспечивает контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации.

11. Принимает участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита; подготавливает предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат.

12. Ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

13. Участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

14. Обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

15. Обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.

16. Оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

17. Руководит работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.

18. Согласовывает назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц.

19. Проводит инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

^ 2 Характеристика бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации ООО «Мегаватт»

2.1 Аудит учетной политики предприятия.

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Формирование учетной политики каждой организации должно исходить из требований ее постоянства, соответствия современной национальной нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменениях учетной политики.

Приказ руководителя организации об учетной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации.

Целью аудита учетной политики является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи аудита учетной политики: изучение системы организации бухгалтерского учета; оценка учетной политики; характеристика системы документации и документооборота; подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.

Последовательность работ при проведении аудита учетной политики можно разделить на три этапа - ознакомительный, основной и заключительный.

В процессе аудиторской проверки учетной политики следует руководствоваться следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);

Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Кроме того, необходимо проанализировать приказ об учетной политике организации, график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах, формы первичных документов, описание технологического процесса компьютерной обработки данных и др.

Ознакомительный этап

Аудитор выясняет, кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; устанавливает состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При этом аудитор должен проверить наличие:

рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Формы первичных документов, применяемые для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым Госкомстатом России не утверждены унифицированные формы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дата составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц (перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером);

правила документооборота и технология обработки учетной информации.

Аудитор проверяет, насколько документооборот соответствует требованию иметь своевременную и полную информацию для подготовки бухгалтерской отчетности и других целей.

Основной этап

На данном этапе аудиторской проверки необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие темы.

1. Выбор способа начисления амортизации основных средств. Амортизация основных средств согласно ПБУ 6/01 производится одним из следующих способов:

линейным;

уменьшаемого остатка;

списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Объекты основных средств стоимостью не более 20 000 руб., а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается не амортизировать, а списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Конкретный лимит должен быть установлен в учетной политике. Регулярность (периодичность) проведения переоценки стоимости объектов основных средств определяется с учетом требования ПБУ 6/01, согласно которому стоимость основных средств, отражаемая в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не должна отличаться от текущей (восстановительной) стоимости.

2. Способ оценки нематериальных активов. Амортизация по нематериальным активам согласно ПБУ 14/2000 может начисляться:

линейным способом;

способом уменьшаемого остатка;

путем списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный организацией способ начисления амортизации по группам однородных нематериальных активов должен быть отражен в учетной политике. В соответствии с ПБУ 17/02 расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, признанные в бухгалтерском учете при соблюдении установленных в ПБУ 17/02 условий в качестве вложений во внеоборотные активы, списываются на расходы по обычным видам деятельности теми же способами, как и при амортизации нематериальных активов.

3. Выбор метода оценки материально-производственных запасов и готовой продукции. Оценка материально-производственных запасов при выбытии согласно ПБУ 5/01 (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится по:

себестоимости каждой единицы;

средней себестоимости;

себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);

себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО).

Аудитор должен проверить, насколько детально раскрыты методы оценки активов, учитывая следующее.

Готовая продукция в бухгалтерском балансе может быть оценена либо по фактической, либо по нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др., либо по прямым статьям затрат. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются либо по фактической, либо по нормативной (плановой) себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, которые связаны с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым статьям затрат или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Расходы будущих периодов списываются в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно или пропорционально объему продукции в течение периода, к которому они относятся).

4. Формирование резервов. В организации могут создаваться резервы предстоящих расходов и платежей, к которым относятся резервы на:

предстоящую оплату отпусков работникам;

выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

выплату вознаграждений по итогам работы за год;

ремонт основных средств;

производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом требований ПБУ 8/01).

Аудитор должен проверить правильность образования обязательных резервов, а также убедиться в том, что порядок создания резервов соответствует порядку, отраженному в приказе об учетной политике.

5. Методы оценки активов и обязательств. При аудите финансовых вложений аудитор должен обратить внимание на то, каким образом признаются суммовые разницы по операциям приобретения финансовых вложений - либо в их первоначальной стоимости до принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету в качестве актива, либо в объеме всей их суммы в качестве операционных расходов. При выборе одного из указанных способов целесообразно учитывать существенность величины указанных разниц.

Аудитору следует проверить, как производится периодичность корректировки оценки ценных бумаг в качестве объекта финансовых вложений по текущей рыночной стоимости согласно ПБУ 19/02 (ежемесячно, ежеквартально или по состоянию на 31 декабря отчетного года). Указанный период должен быть отражен в учетной политике. Оценка по дисконтированной стоимости долговых ценных бумаг и предоставленных займов согласно ПБУ 19/02 может производиться с раскрытием информации в пояснительной записке.

Оценка стоимости финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при выбытии согласно ПБУ 19/02 производится по группам (видам) финансовых вложений одним из следующих способов:

по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;

по средней первоначальной стоимости;

по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Конкретный метод аудитор должен проверить в приказе об учетной политике.

Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования может быть организован либо в порядке, установленном ПБУ 6/01, либо в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, далее - Методические указания). При этом в учетной политике должен быть определен конкретный перечень средств труда в зависимости от отраслевой специфики и особенностей технологического процесса.

При учете специального оборудования и т.п. согласно Методическим указаниям его стоимость погашается способом списания:

пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);

линейным способом.

В приказе об учетной политике организации должны быть отражены:

стоимость спецоснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, организация может полностью погасить при передаче в производство (эксплуатацию); стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, может быть списана на производственные затраты в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам либо погашается линейным способом;

оценка приобретенных товаров в организациях розничной торговли согласно ПБУ 5/01 может производиться либо по стоимости их приобретения, либо по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок);

затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) торговые организации могут включать либо в расходы по приобретению, либо в затраты на продажу;

перечень отчетных сегментов, способы распределения доходов и расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами устанавливаются в учетной политике организации в соответствии с ПБУ 12/2000;

группировка и списание затрат на производство выбирается организацией в зависимости от отраслевых особенностей ее деятельности с учетом требований ПБУ 10/99;

учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг), сводный учет затрат на производство, распределение косвенных расходов, учет движения полуфабрикатов (деталей в производстве) зависит от отраслевых особенностей деятельности организации.

Одной из наиболее распространенных ошибок организации является то, что приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год датирован датой текущего года. В соответствии с нормами ПБУ 1/98 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом, когда был утвержден соответствующий организационно-распорядительный документ. Если в течение отчетного года организацией были внесены изменения, то аудитору необходимо проверить:

произошли ли изменения в законодательстве Российской Федерации или нормативных актах по бухгалтерскому учету;

разработала ли организация новые способы ведения бухгалтерского учета;

изменились ли существенно условия деятельности; под существенным изменением условий деятельности организации понимается реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/98 принятая организацией учетная политика применяется во всех структурных подразделениях организации (филиалами, представительствами и иными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их нахождения).

Исходя из того, что данные бухгалтерской отчетности должны быть сопоставимы с показателями бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного периода (периодов), в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью так называемого ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким способом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала возникновения фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения. Аудитор должен проверить, как были отражены изменения в учетной политике, за счет каких источников.

Кроме того, при предполагаемом изменении метода учета в следующем году аудитор должен проверить, отражена ли эта информация в пояснительной записке.

Заключительный этап

По результатам аудита учетной политики необходимо оценить выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности - с позиций их соответствия нормам действующего законодательства и с учетом специфики деятельности организации.

В заключение перечислим основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита учетной политики:организацией применяется метод списания, который не отражен в учетной политике; учетная политика датирована текущим годом;

у организации отсутствуют обязательные приложения к учетной политике (график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах, и др.).

2.2 Характеристика системы бухгалтерского учета и отчетности, документооборот.

Для строительных организаций очень важно при выполнении строительных и ремонтных работ оформить первичную учетную документацию в соответствии с нормативными требованиями. Типовые унифицированные формы, которые действуют в этой отрасли, приведены в Постановлении Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ". К ним относятся следующие:

- КС-2 "Акт о приемке выполненных работ";

- КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат";

- КС-6а "Журнал учета выполненных работ";

- КС-8 "Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения";

- КС-9 "Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений";

- КС-10 "Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений";

- КС-17 "Акт о приостановлении строительства";

- КС-18 "Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству".

Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм. Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям. В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность фирмы обязаны хранить не менее пяти лет (Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Данная группа документов одновременно служит источником информации для налоговой отчетности организации, а их отсутствие грозит применением мер административной ответственности.

Документооборот - это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки адресату или сдачи их на хранение. Каждый документ имеет свой жизненный цикл, состоящий из нескольких этапов. Формально можно выделить следующие этапы: создание, обращение, хранение и уничтожение.

При создании документ составляется, оформляется, согласовывается и подписывается. Обращение документа означает его регистрацию, передачу на исполнение или отправку адресату, копирование, ознакомление, исполнение, контроль прохождения и исполнения. Под хранением документа понимают его списание в дело и помещение туда на хранение, а также хранение в архиве. Таким образом, документооборот имеет сложную процедуру и большое количество стадий, наш перечень которых не является исчерпывающим.

Отношение к документам имеет каждое подразделение в организации: бухгалтерия, юридический и кадровый отделы, департамент продаж, отдел гарантийного обслуживания и т.д. Вместе с тем службы и подразделения взаимодействуют между собой, часто происходит обмен информацией посредством документов. Следовательно, для упорядочения внутренней деятельности организации необходимо четко определить направления и сроки движения конкретных документов. Для этого составляется график документооборота.

График документооборота - это схема, которая характеризует процедуру перемещения первичных документов в организации от момента их создания до момента передачи на хранение. График должен устанавливать рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

Ответственность за соблюдение графика, то есть за своевременную разработку и передачу документов несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Целесообразно каждому работнику под роспись вручить выписку из графика документооборота, в которой перечислить документы, относящиеся к сфере его деятельности, и указать сроки осуществления операций с ними.

Важно помнить, что график документооборота должен соответствовать не только действующему законодательству, но и локальным актам предприятия, например разработанным на предприятии должностным инструкциям.

В графике отражаются работы по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых структурными подразделениями, с указанием сроков и ответственных исполнителей, а также закрепляется порядок оборота каждого вида документа, начиная от его получения или создания, регистрации, утверждения, передачи, текущего хранения, постоянного хранения и заканчивая его уничтожением или сдачей в архив. В разных организациях графики отличаются только составом специфических документов.

Можно составить график документооборота в форме отдельного документа, в форме приказа по предприятию. Отразить порядок движения документов тоже можно по-разному, путем как текстуального описания, начиная от ответственных исполнителей и заканчивая сроками прохождения документом отдельных стадий, так и схематического отображения. Приведем пример.

График документооборота

ООО "Мегаватт"

N
п/п

Вид
документа

Код
формы
по ОКУД

Кто
представляет

Кому
представляет

Срок
сдачи

Срок
исполнения
(обработки

...

...

...

...

...

...

...

10

Приказы о
приеме на
работу

0301001

Отдел кадров

Бухгалтерия

1-го и 16-го
числа
каждого
месяца

1-го и
16-го числа
каждого
месяца

11

Приказы
об
увольнении

0301006

Отдел кадров

Бухгалтерия

Не менее чем
за три
рабочих дня
до
увольнения

Два рабочих
дня после
получения
приказов

12

Приказы
на отпуск

0301005

Отдел кадров

Бухгалтерия

Не менее чем
за пять
рабочих дней
до отпуска

Три рабочих
дня после
получения
приказов

13

Авансовые
отчеты




Подотчетные
лица

Бухгалтерия

В течение
трех рабочих
дней после
прибытия из
командировки

Три рабочих
дня после
получения

Главное - чтобы информация была доступна, понятна и имела однозначное толкование. В целом график документооборота позволяет определить общую совокупность документов, используемых в организации.

Правильное составление и соблюдение графика документооборота способствует эффективному распределению должностных обязанностей между работниками, повышению производительности, оптимизации документооборота и координации деятельности различных служб и подразделений внутри организации. Таким образом, график играет важную роль в обеспечении эффективности производственного процесса.
2.3 Бухгалтерский учет собственных средств организации.

Для целей бухгалтерского учета выделяют две различные характеристики общего капитала:

- активный, т.е. действующий (функционирующий);

- пассивный, отражающий источники финансирования и оплаты действующего капитала.

Активный капитал (или активы) организации состоит из имущества организации. В зависимости от скорости оборота различают активы длительного пользования, которые больше 1 года используются организацией, и оборотные активы, предназначенные для текущего (одноразового) использования в процессе хозяйственной деятельности, или находящиеся в обороте организации не более 1 года. То есть активный капитал предприятия подразделяется на основной (долгосрочный) капитал и оборотный (текущий) капитал. В основной капитал входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые инвестиции, доходные вложения в имущество и др. Оборотный капитал также имеет несколько составляющих: материальные оборотные средства (материально-производственные запасы, готовая продукция и товары, затраты в незавершенном производстве); средства в расчетах; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства и некоторые другие.

Пассивный капитал характеризует источники формирования имущества (активного капитала) организации и включает собственный и заемный капитал.

Собственный капитал организации как юридического лица, или обособленного хозяйствующего субъекта, в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации на правах собственности. Заемный капитал представляет собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, покупателю, банку или другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. Остановимся подробнее на особенностях учета первого из видов собственного капитала организации - уставного капитала.

Собственный капитал предприятия состоит, как правило, из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного года. Первым по времени появления в качестве объектов учета в организациях появляется уставный капитал, порядок формирования которого зависит от организационно-правовой формы (далее - ОПФ), в которой создается организация.

Наиболее распространенными ОПФ, в которых создаются коммерческие организации, являются общества: акционерные (открытые - ОАО или закрытые - ЗАО), с ограниченной ответственностью - ООО. Особенности оформления учредительных документов этих обществ и формирования их уставного капитала установлены в соответствующих статьях гл. 4 "Юридические лица" Гражданского кодекса РФ. Порядок создания ООО регулируется ст. ст. 11 - 13 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 18.12.2006). Порядок создания акционерного общества, как ОАО, так и ЗАО, определяется ст. ст. 8 - 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 05.02.2007). Обратим внимание читателя на тот факт, что оба упомянутых Закона предусматривают возможность внесения вкладов в уставный капитал (оплату приобретаемых акций акционерного общества) в любой материально-вещественной форме: это могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Создаваемое общество (как акционерное, так и ООО) подлежит обязательной государственной регистрации. С 01.07.2002 вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (в ред. от 03.11.2006), в соответствии с которым для получения свидетельства о государственной регистрации учредителям необходимо оплатить не менее 50% от суммы заявленного уставного капитала. Как видим, налицо явное противоречие между нормами этих Законов: каким образом может быть учтено внесение 50% уставного капитала, если организация еще не создана, а создана (зарегистрирована) она может быть только после оплаты этих 50%?

Выходом в такой ситуации может быть назначение одного из учредителей (или третьего лица) ответственным за прием взносов в уставный капитал, осуществляемых в неденежной форме. При этом от имени всех учредителей с таким лицом следует заключить договор о принятии им на ответственное хранение ценностей, предназначенных для формирования уставного капитала. Чтобы избежать таких сложностей, в учредительном договоре (договоре о создании акционерного общества) желательно предусмотреть, что не менее 50% уставного капитала учредители общества должны внести денежными средствами. При этом совсем не обязательно, чтобы каждый из учредителей вносил половину своей доли денежными средствами. Законодательство требует, чтобы 50% заявленного в учредительных документах уставного капитала было оплачено до регистрации, а кто конкретно из учредителей будет платить - могут решить они сами при заключении учредительного договора.

Другой вариант решения этой задачи - открытие в банке временного накопительного счета, куда вносятся наличные денежные средства (от учредителей - физических лиц) или перечисляются деньги платежным поручением (от учредителей - юридических лиц).

После зачисления денег банк выдает справку о сумме денег, поступивших на временный накопительный счет, открытый на имя общества. Эта справка и является документом, подтверждающим внесение учредителями 50% уставного капитала.

Оставшиеся 50% задолженности учредители должны погасить до истечения 1 года со дня регистрации.

Именно потому, что сумма вкладов учредителей фиксируется в Уставе организации, она и получила название уставного капитала. Иными словами, уставный капитал - это общая сумма начального (стартового) капитала, сформированная за счет вкладов (паев) учредителей и записанная в Уставе организации.

В ЗАО и ООО размер уставного капитала не может быть меньше 100-кратной величины минимального размера оплаты труда, установленной правительством. Все акции ЗАО должны быть распределены между заранее определенным кругом физических или юридических лиц. ОАО размещают свои акции между всеми желающими на фондовом рынке. Для ОАО необходимый размер уставного капитала составляет 1000-кратную величину минимального размера оплаты труда в стране.

Как бы ни была организована бухгалтерская деятельность, первой проводкой, как правило, отражают факт государственной регистрации нового хозяйствующего субъекта и формирования его уставного капитала из вкладов учредителей:

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал"

К-т сч. 80 "Уставный капитал" - на общую сумму уставного капитала, зафиксированного в Уставе.

Составляя эту проводку, бухгалтер вновь созданной организации отражает, с одной стороны, появление нового юридического лица со своим уставным капиталом (К-т сч. 80); с другой стороны, этой проводкой отражается появление у вновь созданной организации дебиторской задолженности в сумме вкладов учредителей (Д-т сч. 75-1). Учредители в данный момент переходят в новый статус - статус дебиторов по отношению к ими же созданной организации, так как они обязались внести соответствующие имущественные вклады во вновь созданную организацию. В рамках счета 75-1 обязательно должны быть открыты аналитические счета на каждого учредителя для того, чтобы проконтролировать своевременность и полноту внесения ими обусловленных Уставом вкладов.

Балансовый счет 80 "Уставный капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала. Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации. Записи по счету 80 проводятся при формировании уставного капитала, а также в случаях его изменений, но лишь после внесения соответствующих коррективов в учредительные документы организации.

Рассмотрим отражение в учете процедуры внесения вкладов в разной форме.

Вклад в уставный капитал может быть внесен в виде основных средств. Основанием для отражения этой операции в учете вновь созданной организации будет составленный и подписанный сторонами акт о приеме-передаче основных средств (форма N ОС-1), утвержденный руководителем принимающей организации. В акте о приеме-передаче помимо всех предусмотренных самой формой документа реквизитов обязательно указывают, что именно передается, в каком количестве и по какой стоимости. По действующему законодательству передаваемое имущество оценивается по рыночной стоимости, но не может быть ниже остаточной по балансу передающей стороны.

Передача основных средств в уставный капитал, в соответствии с п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ, должна сопровождаться восстановлением передающей стороной НДС, принятого ранее к вычету, в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости передаваемых основных средств без учета их переоценки, если таковая проводилась.

Если утвержденная участниками оценка основных средств превышает 200 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время 100 руб.), то она должна быть подтверждена независимым оценщиком (аудитором).

После получения первичных документов (акта о приеме-передаче, акта оценки, технической документации и т.п.) в бухгалтерии организации отражается принятие объекта основных средств к учету:

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал" - принят от учредителя объект основных средств, внесенный в качестве вклада в уставный капитал.

Одновременно, если не требуется никаких дополнительных затрат по доведению объекта до состояния пригодности к вводу в эксплуатацию, в учете организации делается следующая запись:

Д-т сч. 01 "Основные средства"

К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств" - полученный объект основных средств введен в эксплуатацию.

Такой порядок отражения в учете поступления основных средств, в том числе и в качестве вклада в уставный капитал, предусмотрен п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (в ред. от 27.11.2006).

При получении в качестве вклада в уставный капитал какого-либо объекта нематериальных активов может быть составлен договор на передачу права пользования соответствующим объектом с указанием срока передачи и согласованной сторонами стоимости. После утверждения данного договора руководителем принимающей организации в бухгалтерии будет составлена следующая проводка:

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 5 "Приобретение нематериальных активов"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал"

и одновременно следующая проводка:

Д-т сч. 04 "Нематериальные активы"

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 5 "Приобретение нематериальных активов" - принят от учредителя объект нематериальных активов, внесенный в качестве вклада в уставный капитал. Такой порядок отражения в учете поступления нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Передача учредителем оборудования, требующего монтажа, а также материально-производственных запасов отражается в учете на основании акта приемки материальных ценностей либо приходной накладной, составленной на складе принимающей организации и подписанной представителями обеих сторон, что отражается в учете следующей записью:

Д-т сч. 07 "Оборудование к установке"

Д-т сч. 10 "Материалы", соответствующие субсчета

Д-т сч. 20 "Основное производство"

Д-т сч. 40 "Готовая продукция"

Д-т сч. 41 "Товары"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал".

Поступление вклада в уставный капитал в форме денежной наличности оформляется заполнением приходного кассового ордера с выдачей квитанции к нему вносителю денежных средств:

Д-т сч. 50 "Касса"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал".

Вклад в уставный капитал может быть внесен денежными средствами в безналичной форме. Это событие отражается в учете на основании выписок банка из расчетного счета организации с приложенными к ним платежными поручениями, подтверждающими факт зачисления денежных средств на расчетный счет получателя - вновь созданной организации:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал".

Если в составе учредителей организации есть иностранное юридическое или физическое лицо (так называемые нерезиденты), то вклад может быть внесен в иностранной валюте, что должно быть подтверждено выпиской из валютного счета, открытого организацией в уполномоченном банке (имеющем лицензию Центрального банка РФ на ведение валютных операций):

Д-т сч. 52 "Валютные счета"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал".

При получении вклада в виде иностранной валюты в бухгалтерском учете организации часто возникает еще один объект учета - курсовая разница по операциям в валюте. Дело в том, что правила учета операций с иностранной валютой требуют параллельного ведения учета этих операций и в российской валюте, т.е. с пересчетом в рубли по курсу Центрального банка РФ надень совершения операции либо на последний день отчетного периода. В данном случае курсовая разница появляется из-за разрыва во времени между днем отражения в учете появления задолженности учредителя (днем регистрации организации) и днем фактического поступления средств в иностранной валюте. Возникающая в данной ситуации положительная курсовая разница будет формировать добавочный капитал в соответствующей сумме:

Д-т сч. 52 "Валютные счета"

К-т сч. 83 "Добавочный капитал", субсчет "Курсовые разницы по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте".

В дальнейшем изменение курса доллара США по отношению к рублю также будет вызывать образование курсовой разницы. Однако ни уставный, ни добавочный капитал при этом меняться уже не будут. Возникающая при последующих переоценках остатков на валютных счетах курсовая разница будет учитываться в качестве прочих доходов или расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Решение об изменении величины уставного капитала принимается высшим органом управления организацией. За решением должна последовать государственная перерегистрация Устава и других учредительных документов. Увеличение размеров уставного капитала может происходить за счет дополнительной эмиссии акций, увеличения номинальной стоимости прежнего количества акций, путем присоединения к уставному капиталу части полученной обществом прибыли, суммы добавочного капитала и т.д. Увеличение уставного капитала будет отражено в учете по кредиту счета 80 "Уставный капитал" с дебетованием соответствующих счетов 75-1, 83, 84. Уменьшение уставного капитала будет отражаться обратными проводками.

Выкупленные у акционеров акции до принятия решения об их дальнейшей судьбе учитываются на счете 81 "Собственные акции (доли)":

Д-т сч. 81 "Собственные акции (доли)"

К-т сч. 50 "Касса"

К-т сч. 51 "Расчетные счета"

К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" - отражена сумма фактических расходов по выкупу обществом акций у своих акционеров.

Аннулированные акции списываются в уменьшение уставного капитала:

Д-т сч. 80 "Уставный капитал"

К-т сч. 81 "Собственные акции (доли)"

и далее в учете организации фиксируется проводка:

Д-т сч. 81 "Собственные акции (доли)"

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" - на сумму превышения номинальной стоимости акций над фактическими расходами по выкупу.

Вторичное размещение акций на рынке будет отражаться как поступление денежных средств:

Д-т сч. 50 "Касса"

К-т сч. 51 "Расчетные счета"

К-т сч. 55 "Специальные счета в банках"

К-т сч. 81 "Собственные акции (доли)".

В результате некоторых хозяйственных операций величина собственного капитала организации может изменяться, не затрагивая размеров уставного капитала. Такие операции приведут к появлению и использованию добавочного капитала и прибыли, о чем мы расскажем в следующей статье.

К источникам собственных средств организации, кроме уставного капитала, о котором мы рассказали ранее, относятся также добавочный и резервный капитал. Остановимся подробнее на особенностях их формирования и использования.

Добавочный капитал - бухгалтерская категория, предназначенная для отражения источника увеличения (прироста) стоимости имущества по причинам, не зависящим от деятельности организации. Для учета добавочного капитала предусмотрен пассивный счет 83 "Добавочный капитал".

Прежде всего добавочный капитал может образоваться в процессе формирования уставного капитала, если кто-либо из учредителей является нерезидентом (иностранным юридическим или физическим лицом), вклад которого предусмотрен в уставе в иностранной валюте. По правилам отражения в учете операций с иностранной валютой мы обязаны пересчитывать их в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции и на отчетную дату (Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утверждено Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н). Задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал отражается в учете на дату государственной регистрации проводкой:

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал"

К-т сч. 80 "Уставный капитал" - на сумму в иностранной валюте и одновременно в рублях по курсу Центрального банка РФ.

На дату внесения вклада или на отчетную дату курс иностранной валюты может измениться, что приведет к изменению рублевой стоимости вклада. Положительная разница в рублевой стоимости валютного вклада - положительная курсовая разница - подлежит зачислению в добавочный капитал:

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал"

К-т сч. 83 "Добавочный капитал".

В случае снижения курса иностранной валюты до момента погашения задолженности учредителя образуется отрицательная курсовая разница, которая будет отражена обратной проводкой:

Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал".

После погашения задолженности учредителя в иностранной валюте возникающая курсовая разница при переоценке остатка денежных средств на счете 52 "Валютные счета" добавочный капитал не затрагивает, она относится к прочим доходам или расходам, которые учитываются на соответствующих субсчетах к счету 91 "Прочие доходы и расходы".

Добавочный капитал может стать результатом продажи (размещения) акций акционерного общества по цене, превышающей их номинальную стоимость. Номинальная стоимость размещенных акций образует уставный капитал акционерного общества, а суммы, полученные сверх того (так называемый эмиссионный доход, уменьшенный на сумму расходов на эмиссию акций), направляются на образование добавочного капитала:

Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал".

Эмиссионный доход рассматривается как резерв, создаваемый для покрытия возможных убытков при реализации акций по стоимости ниже номинальной.

Еще одним из слагаемых добавочного капитала может быть прирост стоимости основных средств по результатам их переоценки. Напомним, что переоценка проводится по решению руководства предприятия по состоянию на 1 января отчетного года для выявления рыночной стоимости имеющихся в организации основных средств. Это достаточно дорогая и непростая процедура, правила проведения и оформления которой предусмотрены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н с последующими изменениями, и Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

В бухгалтерском учете сумма дооценки основных средств отражается следующей проводкой:

Д-т сч. 01 "Основные средства"

К-т сч. 83 "Добавочный капитал".

Вместе с этой операцией следует в той же пропорции отразить увеличение амортизации по объектам, подвергшимся дооценке:

Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"

К-т сч. 02 "Амортизация основных средств".

В соответствии с указанными выше нормативными документами переоценка основных средств, однажды начавшись, должна в дальнейшем проводиться регулярно, и, какими будут ее результаты, сказать заранее нельзя. Возможная последующая дооценка будет отражаться в учете такими же проводками. Если в результате последующей переоценки стоимость основных средств будет снижаться, то на покрытие потерь от уценки в первую очередь будет направлена сумма созданного в результате дооценки добавочного капитала, что будет отражаться обратными проводками:

1. Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"

К-т сч. 01 "Основные средства" - на сумму уценки основных средств;

2. Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств"

К-т сч. 83 "Добавочный капитал" - на сумму уменьшения амортизации по уцениваемым объектам.

В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 в случае выбытия объекта основных средств, стоимость которого ранее переоценивалась, сумма дооценки переносится на нераспределенную накопленную прибыль, что отражается проводкой:

Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"

К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Кроме приведенных операций уменьшение добавочного капитала может произойти также при его направлении на увеличение уставного капитала с одновременным изменением доли учредителей (после внесения соответствующих изменений в учредительные документы и их регистрации):

1. Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал";

2. Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал"

К-т сч. 80 "Уставный капитал".

При выходе кого-либо из собственников из состава учредителей ему возвращается его доля из уставного капитала, а также может быть выделена часть добавочного капитала, пропорциональная его вкладу в уставный капитал, что отражается проводкой:

Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выплате доходов".

Отметим, что причитающаяся учредителю часть добавочного капитала является его доходом, в отличие от возвращенной доли из уставного капитала. Следовательно, из этой суммы должен быть удержан налог на прибыль.

Прибыль - это тоже прирост стоимости имущества организации, но уже по результатам ее деятельности. За счет прибыли в организациях, созданных в форме акционерных обществ и совместных предприятий, формируется резервный капитал, предназначенный для покрытия непредвиденных потерь и убытков отчетного года, а также для выплаты дивидендов акционерам, имеющим привилегированные акции (префакции) при недостаточности прибыли, а также для погашения облигаций акционерного общества. Источником образования резервного капитала является прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, поэтому можно сказать, что резервный капитал - это не самостоятельный источник финансовых ресурсов организации, а результат распределения полученной прибыли.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (далее - Закон) акционерные общества формируют резервный фонд, который предназначается, во-первых, для покрытия их убытков и, во-вторых, для погашения облигаций общества и выкупа своих акций у акционеров в случае отсутствия иных средств. В Законе достаточно категорично сказано, что на другие цели резервный фонд направлен быть не может.

Отметим сразу, что резерв, о котором идет речь, назван в Законе резервным фондом, а в Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, - резервным капиталом. По нашему мнению, эти два определения можно использовать как синонимы.

Размер резервного фонда акционерного общества должен быть предусмотрен его уставом. При этом следует учитывать ограничения, установленные Законом: ежегодные отчисления в резервный фонд - не менее 5% от чистой прибыли общества; минимальный размер резервного фонда - 5% от уставного капитала. Максимальные размеры ежегодных отчислений и резервного фонда Законом не ограничиваются и зависят от нормы, предусмотренной уставом. Не ограничивается и срок, в течение которого может быть полностью сформирован резервный фонд.

Для отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по созданию и пополнению резервного фонда (капитала) администрации акционерного общества необходимо получить письменное указание высшего органа управления обществом. Как правило, это выписка из протокола собрания акционеров о распределении чистой прибыли общества по итогам года. На основании этого документа бухгалтер составит проводку по направлению части нераспределенной прибыли, оставшейся в распоряжении акционеров (учредителей) по окончании отчетного года, на образование или пополнение резервного фонда (капитала):

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

К-т сч. 82 "Резервный капитал" - на сумму, указанную в протоколе собрания акционеров.

Использование средств резервного фонда (капитала) крайне ограниченно:

1. Д-т сч. 82 "Резервный капитал"

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выплате доходов" - на сумму задолженности учредителям по выплате дивидендов (на основании устава).

2. Д-т сч. 82 "Резервный капитал"

К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - направлено на покрытие убытка организации по итогам отчетного года (на основании решения собрания акционеров).

Таким образом, уставный капитал является обязательным для всех организаций, созданных в форме обществ, атрибутом юридической самостоятельности. Появление добавочного капитала в учете организации непредсказуемо в силу специфики его составляющих, рассмотренных в данной статье. Наличие резервного капитала обязательно для акционерных обществ, что предусмотрено соответствующим законодательством. Организации, организационно-правовая форма которых другая, создают резервный капитал, или фонд, по своему усмотрению, что должно быть предусмотрено в их учредительных документах.

3.Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мегаватт»

Для налоговых органов финансовая отчетность является основным доступным источником экономической информации о хозяйствующем субъекте, формируемой непосредственно на микроуровне. Данные финансовой отчетности позволяют рассчитать систему аналитических коэффициентов, дающих возможность оценить экономическое положение предприятия или организации. Хотя финансовые отчеты освещают события, имевшие место в прошлом, их данные необходимы для составления планов и прогнозов на будущее.

С целью детального исследования экономических показателей или процессов, происходящих на предприятии и в организации налогоплательщика, налоговые органы могут использовать цепной факторный анализ: статический (пространственный) и динамический (во времени).

Использование инструментария макроанализа в системе экономического анализа тесно увязывается с инструментарием микроанализа (анализом финансово-хозяйственной деятельности конкретных субъектов хозяйствования), что в совокупности позволяет повысить контроль за платежами налогоплательщиков в бюджет и давать обоснованные рекомендации в отношении конкретного налогоплательщика по направлениям его проверок.

В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения о финансовых результатах. Их анализ помогает в принятии управленческих решений как стратегического, так и тактического характера.

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.

Методика анализа включает три взаимосвязанных блока:

I. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

II. Анализ финансового состояния предприятия.

III. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Приступая к анализу финансовых результатов, необходимо выявить, в соответствии ли с установленным порядком рассчитаны экономические показатели: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; чистая прибыль (убыток) отчетного периода и все исходные составляющие для формирования прибыли, такие как выручка (нетто) от продаж товаров, продукции (работ, услуг); себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг); расходы по продажам и управленческие расходы, прочие доходы и расходы; подтвердить достоверность данных формы N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" и формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:

- анализ состава и динамики прибыли;

- анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности;

- анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

  • анализ распределения и использования прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы. В ходе анализа прибыли выявляются факторы, вызывающие уменьшение финансовых результатов, т.е. снижение прибыли. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности.

Факторный анализ прибыли организации проводят исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.

Проанализируем динамику показателей прибыли на примере ООО "Мегаватт" (табл. 1). Основным видом деятельности общества является монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, торговля электронным оборудованием и электронной техникой. Предприятие ООО "Мегаватт" является подрядной организацией, которая на основании договора подряда полностью отвечает перед заказчиком за осуществление комплекса строительно-монтажных работ и их надлежащее качество, своевременное устранение дефектов и недоделок, сдачу и ввод в действие (совместно с заказчиком) в установленные сроки законченных объектов.

^ Таблица 1.1

Основные экономические показатели деятельности


ООО «Мегаватт» за 2007 – 2009 г.
  1   2   3



Скачать файл (282 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации