Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по Общая психология (2 раздел) - файл 1.doc


Билеты по Общая психология (2 раздел)
скачать (148.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc149kb.04.12.2011 09:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


2

1. Структура и общая характеристика индивидных свойств человека 3

2. Характеристика основных проблем в изучении индивидных свойств человека (Асмолов, Анаьев) 4

3. Значение и общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения человека 5

4. Психологические особенности возрастных изменений человека (гетерогенность – гетерохронность, биологический и психологический возраст, психовозрастные кризисы). 6

5. Гендерные различия людей и проблема полового деморфизма 7

6. Общая характеристика индивидуально – типологических особенностей человека 8

7. Функциональные ассиметрии человека: характеристика и основные результаты исследования 9

8. Моторные ассиметрии: характеристика и основные результаты исследований 10

9. Сенсорные ассиметрии: характеристика и основные результаты исследования 11

10. Психологическая ассиметрия и билатерная регуляция 12

11. Основные исторические этапы и персоналии в разработке проблемы темперамента 13

12. Основное содержание и авторы гуморальных теорий темперамента 14

13. Конституциональные теории темперамента 15

14. Теории темперамента в связи с ВНД 16

15. Общая характеристика и основные понятия проблемы личности в психологии 17

16. Характеристика необходимых компонентов полноценной теории личности 18

17. Биологизаторские и социологизаторские подходы в понимании личности 19

18. Типология современны подходов в изучении личности 20

19. Основные стратегии в современных психологических исследованиях проблем личности (А.Г. Асмолов) 21

20. Проблема способностей в современной психологии 22

21. Проблема мотивации в современной психологии 23

22. Проблема характера в современной психологии 24

23. Проблема и теории индивидуальности в современной психологии 25

24. Проблема индивидуальности в современной психологии 26
^

1. Структура и общая характеристика индивидных свойств человека


Индивидные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей. Классификация индивидных свойств человека представлена Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств: -возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида; -половой диморфизм — фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида: -конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность; -нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

3. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки.

^

2. Характеристика основных проблем в изучении индивидных свойств человека (Асмолов, Анаьев)


Основная проблема в изучении индивидных свойств заключается в том, чтобы определить сущность данных свойств, преобладание биологического или социального в личности. Вопросы изучения индивидных предпосылок развития личности в онтогенезе заключаются в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят своё выражение закономерности созревания индивида в жизненном пути индивидуальности.

А. Г. Асмолов в своей концепции индивидуальности указывал, что существует две тенденции: к сохранению традиций (стабильная) и к развитию (поисковая). Эти две тенденции взаимосвязаны и обусловлены биологическими факторами. Также автором подчеркивалось, что в личности есть социальное и индивидуальное. А. Асмолов указывал, что индивидные свойства – есть предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни в обществе.

Б.Г.Ананьев ввел понятие «индивидные свойства». В школе Ананьева два класса индивидных свойств (класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств) называют первичными индивидными свойствами. Иногда их в широком смысле слова характеризуют как нейродинамические индивидные свойства. Наивысшей формой интеграции первичных индивидных свойств являются темперамент и задатки. Они составляют группу вторичных индивидных свойств. Индивидные свойства на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступает как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая в процессе жизненного пути личности некоторые изменения. Безусловно, индивидные свойства человека, преобразуясь в ходе жизни в обществе, являются условием развития личности.

^

3. Значение и общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения человека



Индивидные свойства участвуют в регуляции поведения человека. Индивидуальные особенности связаны со средствами осуществления деятельности (способностями) – стиль выполняемой деятельности – характер. Индивидуальные особенности обеспечивают развитие операциональной стороны деятельности. Содержание операциональной стороны деятельности – способность, ее форма – темперамент.

Индивидные особенности способствуют выработке индивидуальности стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. При этом, говоря о способах, не обязательно иметь в виду только исполнительные и тем более двигательные акты — это и гностические, ориентировочные действия и смена функциональных состояний, если они выступают как средство достижения цели (например, «самовозбуждение» у некоторых ораторов, актеров).

Иначе говоря, индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

^

4. Психологические особенности возрастных изменений человека (гетерогенность – гетерохронность, биологический и психологический возраст, психовозрастные кризисы).


Возрастные изменения человека характеризуются рядом особенностей:

Гетерогенность рассматривается как развитие человека, отличное от развития других людей. Это означает, что развитие индивидуально. Гетерохронность означает неравномерное и разномерное развитие различных психофизических функций у человека. Каждая функция формируется в определенный период, на определенном возрастном этапе.

Биологический возраст соответствует человеку в определенный момент жизни. Социальный возраст рассматривается как возраст, соответствующий положению человека существующим в данной культуре нормам.

Психовозрастные кризисы - непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы, как правило, возникают вследствие разрушения привычной социальной ситуации развития, на основании чего возникает другая социальная ситуация, соответствующая новому уровню психологического развития человека. Кризис возникает незаметно, характеризуется резким обострением, происходящим, как правило, в середине этого возрастного периода. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств могут длиться до нескольких лет. Выделяют несколько психовозрастных кризисов на протяжении всего периода онтогенеза: кризис новорожденности (отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста), кризис 1 года (становление ходьбы, речи, воли), кризис 3 лет (становление личности), кризис 6-7 лет (формирование отношения к учебе, внутренней позиции школьника), кризис 13 лет (формирование чувства взрослости), кризис среднего возраста (40-45 лет, кризис 60-70 лет.
^

5. Гендерные различия людей и проблема полового деморфизма


Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Это гендерные различия. Понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

Одной из основных является проблема полового диморфизма, разделения мужского и женского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида - наиболее существенная характеристика фило-, онто- и социогенетического развития. Изучению психических половых различий в поведении людей посвящено множество фундаментальных исследований. Специалисты, обсуждая проблему полового диморфизма на уровне личностных черт, в целом соглашаются с тем, что в этом случае практически невозможно говорить о наличии устойчивых полодифференцирующих качеств. В то же время исследователи обнаруживают наибольшую выраженность полового диморфизма в психических структурах, детерминированных в большей степени биологически, например темпераменте, способностях, тогда как в структурах, обусловленных культурально-социальными факторами, межполовые различия сглаживаются. Личностные межполовые различия особенно выражены у подростков и учащихся старших классов (по показателям агрессивности, эмпатии наиболее стабильны в течение всего подросткового периода), существенно снижаются в студенческом возрасте и практически стираются у пожилых.
^

6. Общая характеристика индивидуально – типологических особенностей человека


Индивидуально – психологические различия — это особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются индивидуально – психологические различия, которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы (например, индивидуальные пороги ощущения, время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти мышления, эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (например, интересы, способности, характер). При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом, в результате обучения, тренировки и т.п.

Психологический портрет личности человека составляют такие индивидуально – типологические характеристики личности, как темперамент (динамические характеристики психической деятельности), характер (целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности), способности (индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности), направленность личности и ее виды (деловая, личностная, коммуникационная), интеллектуальность, эмоциональность (уровень реактивности, тревожности, устойчивости), волевые качества (умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении цели), уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.

^

7. Функциональные ассиметрии человека: характеристика и основные результаты исследования


Одним из важнейших индивидных свойств является функциональная асимметрия и специализация полушарий – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями.

Левое полушарие обычно отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией, чтение и счет, правое – за оперирование образами, ориентацию в пространстве, различение звуков и мелодий, распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений. Поскольку левополушарное мышление аналитическое, оно действует, осуществляя ряд последовательных операций, в результате чего складывается внутренне непротиворечивая модель мира, которую легко закрепить в знаках и словах.

Правополушарное мышление пространственно-образное, симультанное (одномоментное) и синтетическое, что дает возможность одномоментного схватывания разнородной информации. Итогом функционирования правого полушария является многозначность, которая, с одной стороны, является основой творчества, а с другой – затрудняет понимание между людьми, т. к. основана скорее на символах, чем на значениях.

ЭЭГ-исследования показали, что при интеллектуальной деятельности (чтении, решении арифметических задач) усиливается асимметрия за счет большей депрессии альфа-ритма в левом полушарии, что свидетельствует о его большей активности. При исследовании процессов зрительного опознания было продемонстрировано, что правое полушарие дает вначале детальное описание изображения, и только затем переходит к его обобщению. Процесс опознания в левом полушарии направлен от общего к частностям: сначала производится самая общая классификация, затем она становится более дробной по мере включения новых разделительных признаков. Левое полушарие поэтому при сравнении двух изображений быстрее устанавливает сходство, а правое — различия.
^

8. Моторные ассиметрии: характеристика и основные результаты исследований


Ассиметрия рук. Правая длиннее, крупнее левой руки [Гинзбург В. В.]. Размер кисти правой руки у мужчин больше левой, это различие меньше выражено у женщин [Брандт А. Ф.]. Венозная сеть на тыльной поверхности более развита на ведущей руке [Гуревич М. О.], где больше и величина ногтевого ложа большого пальца. Масса мышц правой руки больше, чем левой. Различны кожные узоры на правой и левой руках: они более вариабельны у левшей [Войтенко В. П., Полюхов А. М]. Многообразны функциональные асимметрии рук. У преобладающего большинства населения земли правая рука превосходит левую по силе.

Ассиметрия ног. Левая нога относительно чаще крупнее, чем правая. Ассиметрия опорной и ведущей ноги: уже в возрасте 17, 51, 82 и 105 дней в рефлексе переступания у детей чаще преобладает правая нога. Ноги неравны по силе.

Отмечены морфологические и функциональные асимметрии правой и левой половин тела человека. Окружность правой половины груди у 70 % людей больше левой; грудина чуть смещена влево; соски располагаются на разных уровнях [Масюк А. И.]. Положение правой половины тела в пространстве, ее соотношения с рукой, ногой и ее движения осознаются лучше, чем те же признаки левой половины.

Среди морфологических асимметрий лица отклонение носа вправо выражено у правшей и влево — у левшей; правая половина лица у большинства людей больше левой. В «кривой» (одной половиной лица) улыбке участвует преимущественно «широкая» половина. Привычное поднятие брови чаще осуществляется на узкой половине. Разжевывание пищи, если все зубы здоровы, лучше осуществляется функционально доминирующей стороной. В речевом акте правая половина рта более активна у правшей, при пении и серийном воспроизведении (счете, перечислении дней недели) шире открывается левая половина рта.
^

9. Сенсорные ассиметрии: характеристика и основные результаты исследования


Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Однако с точки зрения такой асимметрии далеко не в равной мере изучены зрение, слух, осязание, обоняние, вкус человека. Сенсорные асимметрии (как и моторные) проявляются не изолированно, а только в целостной нервно-психической деятельности человека.

Различна острота зрения, цветоощущение. Различна прицельная способность и локализация объекта в пространстве. Наиболее часто преобладает правый глаз, на втором месте по частоте — левый, значительно реже встречается равенство глаз. При зрительно-пространственной симметрии неустойчиво и неточно прицеливание; человек с такой симметрией испытывает трудности при локализации объекта в пространстве. При правом ведущем глазе (по прицельной способности) более совершенно правостороннее монокулярное поле зрения, значительно более обширное во всех координатах, особенно кнутри и кнаружи. При доминировании левого глаза преобладает левостороннее монокулярное поле зрения. 

Различна острота слуха. Показана лучшая чувствительность левого уха. Б. Г. Ананьев говорил о преобладании правосторонней асимметрии в «слухо-пространственном различении». В онтогенезе различие восприятия вербального материала правым и левым ухом выявляется уже у детей с 4-летнего возраста, причем, раньше у девочек, чем у мальчиков; эффект левого уха в восприятии невербальных стимулов обнаруживается у 5-летних детей.

Правая и левая половины носа различны по остроте обоняния. Большая чувствительность левой стороны носа к запахам.

Вкусовая чувствительность различна. Вкусовых сосочков больше на левой половине языка, поэтому на левой половине языка вкусовая чувствительность несколько острее, чем на правой. У мужчин пороги вкусовой чувствительности выше, чем у женщин.
^

10. Психологическая ассиметрия и билатерная регуляция


Психические процессы, зависимые от правого полушария мозга, по существу включают в себя сенсорные асимметрии. В целом они могут обозначаться как психосенсорные процессы. Они составляют основу для одного из двух главных видов познания человека — познания с помощью органов чувств с формированием чувственных образов внешнего мира и самого себя. Такое познание возможно лишь при непосредственном контакте объекта познания с органами чувств. Такому познанию доступно, следовательно, только то, что есть сейчас (в настоящем времени) и здесь (в реальном сейчас пространстве). Постоянно формирующиеся образы осознаются, сопоставляются с образами прошлых восприятий и таким образом идентифицируются объекты внешнего мира и собственного «Я» субъекта. Под психической асимметрией здесь понимается нарушение симметрии собственно психических процессов — психосенсорных и психомоторных или чувственного и абстрактного познаний. Если в уже представленном первом плане они выглядят различными по тому, что первые зависимы от функционирования правого, а вторые — от левого полушария мозга, то во втором плане они предстают различными (вплоть до противоположности друг другу) по времени их формирования. Психосенсорные процессы формируются в настоящем времени при постоянном сопоставлении получаемых сейчас чувственных образов с образами прошлых восприятий субъекта. Развитие психомоторных процессов представляется происходящим в настоящем времени так, что их завершения вероятны только в будущем времени.

Билатеральная регуляция - горизонтальный уровень регуляции мозговой деятельности, обеспечиваемый взаимосвязями между различными видами коры головного мозга. Билатеральная регуляция обеспечивает контроль за жизнедеятельностью организма.
^

11. Основные исторические этапы и персоналии в разработке проблемы темперамента


В истории науки сложилось несколько этапов развития теорий темперамента. Выделяется три этапа: этап развития гуморальных теорий, этап конституциональных теорий, этап развития психофизиологических теорий.

Гуморальные теории темперамента основаны Гиппократом, Кантом, Галеном и др. Так, Гиппократ полагал, что в организме человека существуют четыре основные жидкости: кровь, черная желчь, желтая желчь и «слизь (флегма). Преобладание той или иной жидкости, по мнению Гиппократа, и порождает один из четырех темпераментов. К гуморальным теориям темперамента можно отнести и взгляды П. Ф. Лесгафта, который видел основу динамических характеристик психической деятельности в особенностях движения крови по различным отделам сердечно-сосудистой системы, от капилляров до артерий.

На этапе развития конституциональных теорий наиболее известны теории Э. Кречмера и У. Шелдона. Немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер заметил, что больные с разными диагнозами закономерно отличаются и по типу телосложения. Теория Шелдона связана с психологией конституциональных различий.

Этап развития психофизиологических теорий развития темперамента связан с именами И.П. Павлова, Б. Н. Теплова, В. Д. Небылицына, А. Русалова. Суть этих теорий заключается в том, что психические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого – либо свойства нервной системы не сможет быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое.
^

12. Основное содержание и авторы гуморальных теорий темперамента


Гуморальные теории темперамента обозначали взаимосвязь темперамента и жидких свойств организма.

Древнеримский врач Гален, живший во 2 веке до нашей эры, полагал, что четыре первоначала темперамента олицетворяют четыре субстанции - твердое, жидкое, горячее и холодное. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма, положив анатомию и физиологию в основу научной диагностики, лечения и профилактики. Гален выделил несколько типов темперамента. Четыре из них в настоящее время рассматриваются как основные: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Альбрехт Галлер ввел важные для физиологии и психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основной фактор различий в темпераменте — возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь.

И. Кант полагал, что каждый из видов темперамента (а чаще всего их выделяли четыре) связан с возбуждением или ослаблением жизненной силы и отнесенностью к области чувств или деятельности. Так, темпераментами чувства являются сангвинический (когда на ощущение оказывается сильное воздействие, но проникает оно неглубоко) и меланхолический (при котором ощущение может быть не очень ярким, но зато пускать глубокие корни). Для людей с этими типами темперамента все самые главные жизненные события скорее переживаются эмоционально, чем осознаются, и описываются также в категориях чувств. И. Кант относил холерический, присущий людям активно-вспыльчивым, и флегматический, характеризующий хладнокровных людей. Флегматиков И.Кант считал наиболее адаптированными и продуктивными людьми.
^

13. Конституциональные теории темперамента


Все конституциональные теории основываются на двух положениях: во-первых, телосложение и поведение значимо связаны друг с другом; во-вторых, эта связь имеет «конституциональную» природу, т.е., скорее всего, основанную на наследственности.

Эрнст Кречмер заметил, что в зависимости от типа сложения человек оказывается склонен к одному из психиатрических заболеваний. Поскольку многие душевные болезни могут быть поняты как чрезмерные, патологические усиления той или иной черты личности, то можно уловить связь телесных и психологических особенностей и у здоровых людей. Э.Кречмер выделил три психосоматических типа, названия которых произведены от греческих корней, и поставил им в соответствие три темперамента. Пикник - «широкий и тяжелый» человек. У него значительные жировые отложения, круглая голова на короткой шее. Он дружелюбен, общителен, не склонен к самоанализу, эмоции колеблются между грустью и весельем, любит принимать быстрые решения под влиянием минуты. Астеник- «худой и высокий». Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку и вытянутое лицо. У него контакт с людьми и вещами, как правило, ограничен. Он холодноват, самодостаточен, не любит открыто проявлять чувства. Атлетик - «крепыш» среднего роста с хорошо развитой мускулатурой, высоким или средним ростом, широким плечевым поясом и узкими бедрами, выпуклыми лицевыми костями. Он спокоен, реалистичен и по внешним признакам маловпечатлителен, обладает сдержанной мимикой и пантомимикой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки.

Другая типология психологических свойств человека на основании физических характеристик принадлежит Уильяму Шелдону. В основание своей классификации он положил преобладание в организме человека одной из тканей эмбриона: эндодермы, из которой образуются органы пищеварения; мезодермы, из которой состоят кости, мышцы и легкие; или эктодермы, из которой образуются кожа, волосы, ногти, нервная система и мозг. Он предложил различать три следующие типа личности. Эндоморфный (с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями). Он общителен и покладист, приветлив, любит комфорт. Мезоморфный (отличающийся могучим сложением, грудь колесом, имеющий квадратную голову, широкие ладони и ступни) склонен к. Это человек неспокойный и нередко агрессивный, любящий приключения. Эктоморфный (экзоморфный) (худой и высокий, обладает слабым развитием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тонкими длинными конечностями) обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum – мозг). Это человек заторможенный и интровертный, необщительный, скрытный.
^

14. Теории темперамента в связи с ВНД


И. П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: 1. сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток, 2. уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения, 3. подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности и темперамент, И. П. Павлов назвал типом нервной системы. Всего он выделил 4 основных типа нервной системы: сильный, неуравновешенный (с преобладанием силы процесса возбуждения), сильный уравновешенный, подвижный, сильный уравновешенный инертный, слабый. Физиологической основной темперамента является общий тип нервной системы.

Б. М. Теплов и В.Д. Небылицын разработали учение об отдельных свойствах высшей нервной деятельности, общих у животных и человека - силе, уравновешенности и подвижности возбуждения и торможения (терминология физиологическая, аналитическая, измерительная); концепцию специально человеческих типов высшей нервной деятельности - "художников", "мыслителей" и "среднего типа" (терминология психологическая, "типологическая", "синтетическая").

Для исследования свойств нервной системы применяли тонкие инструментальные методы, в результате которых было обнаружено, что некоторые индивидуальные особенности нервной деятельности человека связаны между собой. Были открыты новые свойства – динамичность нервных процессов, лабильность нервных процессов.

Зависимость темперамента от типа нервной системы является многозначной. Это означает, что от одного и того же свойства нервной системы зависит несколько различных свойств темперамента и наоборот – одно свойство темперамента зависит от некоторых различных свойств нервной системы.
^

15. Общая характеристика и основные понятия проблемы личности в психологии


Личность – это сложная система психических структур и процессов, организованность которой – это результат синергического взаимодействия множества подсистем. Врожденные нейрофизиологические механизмы предопределяемы генетически. Т.е. развитие подразумевает взаимодействие организма и среды.

Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. "Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она "производится", создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности".

В процессе развития личности происходит усвоение социально-исторического опыта или социально-исторического образа жизни – как совокупности типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида.
^

16. Характеристика необходимых компонентов полноценной теории личности


Первый из компонентов полноценной личности – мировоззрение - представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую «рекогносцировку» действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий.

Направленность личности - сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия.

Характер (3-ий компонент) - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ними стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации.

Три описанных выше компонента психологического склада личности представляют собой регуляторы нашего поведения с готовым информационным содержанием. Но личность нуждается в постоянном притоке все новой информации из внешнего мира и извлечении уже имеющихся знаний о нем из «хранилищ памяти». Она нуждается также в анализе этой информации, ее преобразовании, перекодировке и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Этой цели служит четвертый, самый сложный компонент психологической системы человека — его способности. Способности — это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.
^

17. Биологизаторские и социологизаторские подходы в понимании личности



Биологизаторский подход рассматривал личность, наделенную исключительно биологическими свойствами. Для личности характерно наделение от природы способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход развития личности — темп, быстрый или замедленный, предел — будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается личность, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных — он имеет крупную голову, жабры и хвост; в 2 месяца начинает приобретать человеческий вид, на его пастообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Социологизаторский подход в понимании личности. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким каким его хотят видеть близкие взрослые. Ведущий фактор развития личности – среда.


^

18. Типология современны подходов в изучении личности


Выделяется три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. то значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе. Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
^

19. Основные стратегии в современных психологических исследованиях проблем личности (А.Г. Асмолов)



Подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется социализация личности, усвоение заданных социальных ролей. Однако ролевое поведение — это только начальная точка отсчета в развитии личности. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуациях выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклоненных альтернатив. Связь между биологическим индивидом, усвоившей социальные роли личностью и преобразующей мир и самое себя индивидуальностью выражается формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Говоря о социальной среде как условии развития личности, Асмолов подчеркивает, что она детерминирует развитие личности с того момента, когда ребенок начинает соприкасаться с предметной действительностью в процессе совместной деятельности с другими людьми. Проникновение в мир культуры и общественной практики происходит в результате процесса социализации ребенка. Социализация происходит посредством усвоения различных социальных ролей, формирования социального характера, развития способностей ребенка.

Быть личностью, по А.Г. Асмолову, – это значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать ответ перед собой и перед обществом, в котором живешь.

^

20. Проблема способностей в современной психологии



Способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. По отношению к последним свойства объекта выступают как качества. Любое свойство проявляется в единстве качества и количества, имеет меру выраженности. Следовательно, способности также должны иметь меру выраженности, конкретную по отношению к каждому свойству, к другим вещам и способу проявления. Способности в литературе определяются как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, но которые нельзя свести к знаниям, умениям и навыкам. Способности позволяют быстро и легко обучаться новым способам и приемам деятельности. Иначе говоря, способности - то, что отличает одних людей от других. Во-вторых, способностями называют только те свойства, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

Способность - это высокий уровень проявления качественной стороны функции, обусловленной задатками". Следовательно, задатки могут усиливать проявление той или иной стороны функции, но ни в коем случае не подменять ее.

Способности имеют потенциальный и функциональный, или деятельный, планы. Наиболее заметно способность обнаруживается: 1) в склонностях, 2) в темпе деятельности и продвижения. 3) в количестве и качестве результатов труда и их оригинальности.

В способностях человека находит свое выражение концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности, теоретической и практической. Накопленные поколениями знания составляют ту основу, опираясь на которую люди могут ставить новые задачи и решать их. Для развития способностей очень важно овладение знаниями способов решения задач, т.к. эти способы являются звеньями способностей.
^

21. Проблема мотивации в современной психологии


Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.

Мотивация - это:

- совокупность факторов, которые поддерживают и направляют поведение;

- совокупность мотивов;

- побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность;

- процесс психической регуляции конкретной деятельности;

- процесс действия мотивов;

- механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуще­ствления конкретных форм деятельности;

- совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности является важной как для психологии. Путь к эффективному обучению лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Решающим фактором эффективности обучения является их мотивация.
^

22. Проблема характера в современной психологии


Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Говоря о характере, С. Л. Рубинштейн указывает на те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и, прежде всего, к другим людям. «Именно в этом смысле обычно говорят, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда к том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется, прежде всего, определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит».

Таким образом, характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

^

23. Проблема и теории индивидуальности в современной психологии


В.С. Мерлин. 3 уровня в структуре индивидуальности:

-индивидуальные свойства организма (биологические и общесоматические особенности, свойства нервной системы);

-индивидуально-психические свойства (свойства темперамента, свойства личности);

- индивидуальные социально-психологические свойства (роли в социальной группе, роли в исторических общностях).

Стили деятельности, по Мерлину, это системообразующие характеристики в структуре свойств человека, они определяют целостность индивидуальности.

Теория Б.Г. Ананьева. Индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. Личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности. Целостность индивидуальности определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Теория Г. Олпорта. Олпорт доказывает, что основной задачей психологии является понимание и предсказание индивидуальных, а не вымышленных усредненных случаев. Понятия и взаимосвязи, нацеленные на предсказание усредненных случаев, называются имномотетическими. Индивидуальные черты обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее полно отражает его личностную структуру.
^

24. Проблема индивидуальности в современной психологии


Современная психология выделяет в индивидуальности базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакции, активности, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства личности – это сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт. Программирующие свойства – направленность, интеллект и самосознание личности. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения.

Индивидуальность — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие «индивидуальность» используется в психологии при описании двух явлений:

1. При анализе индивидуальных различий индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте индивидуальность противопоставляется «среднему» человеку, т. е. проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям), что выражается в правиле не переносить закономерности, полученные на группе, на конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — индивидуальность. В этом случае индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности.

Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека – из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. Таким образом, индивидуальность человека складывается из природной основы (психофизиологических процессов), психологических свойств личности, социально – психологических свойств личности.








Скачать файл (148.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации