Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект урока - Вес воздуха - файл 1.docx


Конспект урока - Вес воздуха
скачать (61.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx62kb.04.12.2011 09:07скачать


1.docx

Конспект урока по физике на тему: Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: 1. Остановится на основных ошибках, допущенных при выполнении контрольной работы.

2. Выяснить, обладает ли окружающий нас воздух весом. Если да, то как его измерить?

Структура урока: 1. Организационный момент.

2. Рецензия ошибок, допущенных при решении контрольной работы.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление материала.

5. Задание домашней работы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Наталья Валерьевна, уроки физики у Вас теперь буду вести я.

2. Рецензия ошибок, допущенных при решении контрольной работы.

Сегодняшний урок мы начнем с разбора ошибок, допущенных в контрольной работе. Наибольшее затруднение вызвали задания под номерами 5 и 6. Давайте их разберем.

Задача № 5 (вызвать к доске Круглова Диму )

В ёмкость, длиной 40 см и шириной 20 см налит керосин до высоты 35 см. Какое давление оказывает керосин на дно ёмкости?

Ученик у доски записывает дано, определить, решение. В это время задать классу вопросы:

  1. Ребята, какой буквой мы обозначим длину и ширину ёмкости? (a,b,h)

  2. Какое неявное данное нам дано в задаче? (плотность керосина)

Дано

a = 40 cм

b = 20 cм

h = 35 см

ρ = 800 кг/м3

СИ

= 0,4 м

= 0,2 м

= 0,35 м

p = P/s

P=m·g

m = ρ·V

V= s·h

s = a·b

Решение

s = 0,4 м · 0,2 м = 0,08 м2

V = 0,08 м2 · 0,35 м = 0,028 м3

m = 800 кг/м3 · 0,028 м3 = 22,4 кг

P = 22,4 кг · 9,8 Н/кг = 219,52 Н

p = 219,52 Н / 0,08 м2 =2744 Па

Опр. p = ?



Ответ : p = 2744 Па

Задача № 6 (написать на задней доске)

После разгрузки багажа масса велосипеда уменьшилась в 2 раза. Как при этом изменилось давление со стороны шин на землю?
















































Задача очень простая, тут нет цифр, но данные величины можно выразить буквами.

I способ (когда меняется только масса велосипеда)

Дано

m1

m2 = m1 / 2

s1 = s2


Решение

P1 =F1s1 P2 =F2s2 F2=F12 ⇒ p1p2 = F1s12F1s1 = 2


Опр. p1/p2

II способ(когда меняется масса велосипеда и площадь шин)

Дано

m1

m2 = m1 / 2

s1 = 8 единиц

s2 =6 единиц

Решение

P1 =F1s1 P2 =F2s2

p1=F18 p2=F26

F2=F12 ⇒ p1p2 = F112F18 = 128 = 32 = 1,5 раза

Опр. p1/p2

- Узнать свои оценки Вы сможете после звонка.

3. Объяснение нового материала.

На доске записать тему урока: Вес воздуха. Как измерить давление атмосферы?

А сейчас приступим к изучению новой темы. Запишите тему в свои тетради(прочитать тему ещё раз).

- Как мы уже знаем на всякое тело действует сила тяжести. А как вы думаете, на воздух действует сила тяжести?

- Да.



- Правильно. Следовательно, раз на воздух действует сила тяжести, он обладает весом. Вес воздуха можно измерить, зная его массу.

Известно, что при температуре t=0оС и нормальном атмосферном давлении, масса воздуха, объемом 1 м3 равна 1,29 кг.

Давайте рассчитаем вес воздуха.

- Кто скажет, как найти вес?

- P=m·g

- Давайте подставим наши данные в формулу. Получим P= 1,29 кг · 9,8 Hкг ≈ 13 Н

Итак, мы узнали, что воздух обладает весом и чтобы его измерить надо вычислить его массу.

- Ребята, а кто знает как называется воздушная оболочка Земли?

- Атмосфера.

- Правильно. Воздушную оболочку земли называют атмосферой. Атмосфера простирается на высоту нескольких тысяч километров.

Вследствие силы тяжести верхние слои воздуха сжимают нижние слои. Нижний слой сжат больше всего и поэтому передает производимое на него давление во всех направлениях. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней испытывают атмосферное давление.

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни.

Давайте рассмотрим опыт.

Возьмем трубку с поршнем. Конец трубки опустим в воду. Будем поднимать поршень. Мы видим, что вода поднимается вслед за поршнем. Происходит это потому, что при подъеме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство, в которое под давлением наружного воздуха поднимается вода.

Это явление используется в водяных насосах и некоторых других устройствах.

Рассмотрим другой опыт.



Возьмем вот такой прибор (показать). Прибор представляет собой стеклянную тонкую трубку с небольшим расширением в центре. Такой прибор называется ливер. Давайте посмотрим его принцип действия. Опустим ливер в сосуд с водой так, чтобы жидкость заполнила расширение. Затем зажмем верхний конец ливера пальцем и вынем ливер из жидкости. При этом небольшое количество жидкости выльется, что приведет к расширению объема воздуха в верхней части прибора. В результате расширения давление воздуха уменьшится и станет меньше атмосферного. Возникающий перепад давлений не позволит вытечь всей остальной жидкости. Если перенести ливер в другой сосуд и открыть верхнее отверстие, то жидкость из ливера выльется в этот сосуд.

Такой прибор используется для взятия проб различных жидкостей.

Воздушная оболочка состоит из молекул газов. Молекулы газа как и все тела притягиваются к земле. Возникает вопрос: почему же тогда молекулы до сих пор не упали на землю? Происходит это потому, что молекулы находятся в непрерывном и беспорядочном движении. Тогда возникает другой вопрос: почему эти молекулы не улетают в открытое космическое пространство? Давайте попробуем в этом разобраться. Чтобы молекулы могли совсем покинуть землю, они должны иметь очень большие скорости, например как у космического корабля или ракеты, это примерно 11,2 кмс. Такая скорость называется второй космической скоростью. Скорость же молекул значительно меньше, благодаря этому молекулы как бы «привязаны» к Земле.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что беспорядочное движение молекул и действие на них силы тяжести приводят к тому, что молекулы газов «парят» в пространстве около Земли, образуя воздушную оболочку.

Исследования показывают, что плотность воздуха на различной высоте неодинакова. Чем выше, тем воздух разреженнее. А в самых верхних слоях атмосфера переходит в безвоздушное пространство.

Так как плотность воздуха на разной высоте различно, то рассчитать атмосферное давление по формуле p=ρ·g·h нельзя.

Однако, это можно сделать с помощью опыта, который был предложен в XVII веке итальянским учёным Эванджелистом Торричелли, который был учеником Галилея.

Давайте рассмотрим этот опыт.



Торричелли брал стеклянную трубку длиной около 1м, запаянную с одного конца и наполнял её ртутью. Затем плотно закрыв другой конец трубки, переворачивал и опускал её в чашку, так же заполненную ртутью, где открывал конец трубки. Часть ртути при этом выливалась в чашку, а часть её оставалась в трубке. Высота столба ртути, оставшейся в трубке, примерно равно 760 мм рт.ст.

Попробуем объяснить этот опыт.

Атмосфера давит на поверхность ртути в чашке на участках а1 и а3, а ртуть в трубке давит на участке а2. Нам известно, что давление на одном уровне везде одинаково. Значит давление атмосферы на участках а1 и а3 равно давлению столба ртути на участке а2: ратм = рртути. Измерив высоту столба, можно рассчитать давление, которое производит ртуть. Оно и будет равно атмосферному давлению. Чем меньше давление, тем столб ртути ниже, чем выше давление, тем столб ртути выше. Поэтому давление можно измерять высотой ртутного столба, т.е. в миллиметрах ртутного столба.

Задание: дома найти соотношение между 1 Па и 1 мм рт.ст. (стр.102)

Если к трубке с ртутью прикрепить шкалу, то можно получить простейший прибор для измерения атмосферного давления – ртутный барометр.

4. Закрепление материала.

1. Как можно определить массу воздуха?

2. чему равно давление воздуха объемом 1 м3?

3. Почему создается и почему существует атмосферное давление?

4. Почему молекулы атмосферы не падают на землю под действием силы тяжести?

5. Почему молекулы атмосферы не покидают Землю?

6. Как измеряется плотность атмосферы с увеличением высоты?

7. Ощущаете ли вы изменение атмосферного давления на себе?

5. Задание домашней работы.

Параграф 40,41,42. Упр.19(стр.103) № 1. Задание 10 (стр.98) по желанию, отчет тем кто ранее не сдавал отчеты

Список литературы.

Учебник физики для 7 класса – А.В. Перышкин


Скачать файл (61.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации