Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовой проект - Ландшафтный дизайн территории БОУ СПО Вологодский строительный колледж и прилегающего земельно участка - файл 1.docx


Курсовой проект - Ландшафтный дизайн территории БОУ СПО Вологодский строительный колледж и прилегающего земельно участка
скачать (18910.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx18911kb.04.12.2011 09:07скачать

содержание

1.docx

  1   2   3
Глава 1. Характеристика объекта проектирования

Вологодский строительный колледж основан в 1954 году. Расположен на территории муниципального образования «Город Вологда».

Колледж находится около реки Вологда, по адресу Набережная VI армии 199. На территории колледжа расположены два учебных корпуса, два общежития, спортивная площадка и столовая на 60 посадочных мест. Территория колледжа занимает площадь 1,5 га.

Природно-климатическая характеристика города Вологда

Климат

Вологда и её окрестности относятся к атлантико-континентальной климатической области умеренного пояса, где наблюдаются воздушные массы умеренных широт.

Климат Вологды умеренно континентальный, с коротким умеренно теплым увлажненным летом и продолжительной холодной и многоснежной зимой. Средняя температура января -11,8 градуса, июля + 16,9, среднегодовая температура + 2,2. Период с положительными температурами составляет 210 дней.

Рельеф

В рельефе днища впадины выделяются две текстурные части: поймы рек Сухоны, Лежи и Вологды с высотами 107-112 м. над уровнем моря и подпойменная озёрно-аккумулятивная терраса высотой 113-118 м. при ширине от 3 до 16 км., которая образовалась в процессе спада послеледникового озера. На пойме реки Вологды расположена заречная часть города и район бывшей деревни Фрязиново. К западу и югу за городом начинается ступен

чатый склон впадины с высотами 145-150 м., переходящий в средне-холмистую Вологодскую возвышенность.

Почвы

В Вологде определяют развитие почв по подзолистому типу. Коренные породы в этом районе залегают на глубине 60-90 м. Почвообразующими породами являются озёрные отложения (пески, глины).

Большая часть селитебной территории города имеет искусственное почвенное покрытие. Только в парках и садах почвенный слой сохранился в относительно малоизменённом виде и представлен дерново-подзолистыми почвами. Восточные окрестности, расположенные в Сухонской впадине, покрыты аллювиальными отложениями. На террасах распространенны дерново-глеевые, на пойме - аллюви-ально-дерновые и болотистые почвы. На склонах Вологодской возвышенности, на которых расположены западные и южные окрестности города, преобладают дерново-подзолистые почвы на покровном суглинке, образовавшиеся из сильноподзо-листых лесных почв.

Растительность

В пределах города растительность представлена в основном искусственными насаждениями, общая площадь которых составляет около 515 га.

Зелёные насаждения (парки, скверы) насчитывают около 320 га. Наиболее крупными являются парк-пляж по улице Парковой (135 га. ), парк Мира (20,5 га. ), парк Ветеранов труда ( 9,5 га. ) - все они заложены и выращены в послевоенный период. Увеличивают зелёный наряд города многочисленные бульвары, насаждения вдоль улиц, набережных, общая протяжённость этих насаждений составляет 195 км. Основными породами деревьев в насаждениях являются берёзы (пушистая и бородавчатая), вяз гладкий, клён плантоновидный и ясенелистный, липа крупноли-ственная, ясень обыкновенный, лиственница сибирская, ель, сосна и другие. Из кустарников произрастают акация жёлтая, боярышник, сирень, жимолость, бузина красная, барбарис и другие.



Рис. 1. Схема расположения

БОУ СПО «Вологодский строительный колледж»

и прилегающего земельного участка
Условные обозначения:





Рис.2. Аэрофотоснимок территории

БОУ СПО «Вологодский строительный колледж»

и прилегающего земельного участка



Условные обозначения:


Глава 2. Ландшафтный дизайн, как средство изменения

качества окружающей среды на территории

^ БОУ СПО «Вологодский строительный колледж»

    1. Единство функциональных и эстетических начал в выборе средств ландшафтного дизайна

Переход к концепции устойчивого развития городов связан с введением в практику формирования городской среды новых подходов, отвечающих изменяющимся экологическим требованиям общества. Дальнейшее игнорирование этих требований означало бы обострение накопившихся проблем, осложняющих нормальное функционирование и развитие городов.

Необходимость экологизации ландшафтного дизайна становится очевидной при рассмотрении состояния архитектурно-пространственной среды современного города, редко оцениваемого как благополучное. Преобладание критического отношения населения к среде составляет постоянный повод для поиска средств ее преобразования и совершенствования. Но было бы неверным сводить задачи ландшафтного дизайна только к решению экологических проблем. Обеспечение качеств среды, отвечающих также эстетическим, функциональным, социальным, психологическим и экономическим требованиям людей, имеет не меньшее значение при выборе средств для оптимизации жизненного пространства человека.

Рассмотрение ландшафтного дизайна в качестве средства предотвращения дальнейшей деградации городской среды связывается, в первую очередь, с преодолением таких ее недостатков, как функциональная неупорядоченность и эстетическая невыразительность путем рационального использования возможностей природных компонентов.

После того, как в начале 60-х годов в развитых странах мира произошли радикальные изменения в представлениях о сущности и функциях архитектуры, процесс проектирования города приобрел средовую направленность, заменив понятие "объект" на понятие "среда".



По существу этот переход означал распространение требований, предъявлявшихся ранее к функциональным, эстетическим и экологическим характеристикам отдельных зданий, на характеристики окружающих их пространств. Эффективность использования городских пространств обрела новый смысл, все более ориентируясь на реальные потребности человека и их динамические изменения.

      1. ^ Функциональная обусловленность ландшафтного дизайна

Средовой подход, сформулированный в 70-х годах отечественными исследователями – А.Э.Гутновым, И.Г.Лежавой, В.Л.Глазычевым – предопределил возрастание роли ландшафтного дизайна в создании интегрированного городского пространства для различных видов деятельности населения. Отказ от функционалистской трактовки города с неизбежной для нее изолированностью и разобщенностью отдельных компонентов среды означает переход к трактовке целостного городского пространства с радикальной переоценкой его воздействия на тех, кто в нем пребывает. В понятии "среда" постепенно синтезировались процессы средовой деятельности, средового поведения и средового понимания, раскрывающие специфику как взаимодействия людей с окружением, так и мотивацию их намерений по его преобразованию.

Анализируя качества фрагментов городской среды, предназначенных для осуществления определенных функций, становится очевидно, что неупорядоченность границ между пешеходными и транспортными пространствами, недостаточная структурная разработка пешеходных связей, отсутствие достаточно широкого выбора мест общения и обслуживания, дефицит оборудованных пространств для игр детей и подростков значительно осложняют человеку взаимодействие с такой жизненной средой.

Хаотическое использование территории при смещении многих функций становится причиной нарушения экологической устойчивости среды. Проявлениями подобных нарушений являются необратимые изменения почв и растительности под воздействием нерегулируемых перемещений пешеходов, ускоренная деградация деревьев и кустарников вследствие распростра

нения выхлопных газов автомобилей на преобладающей части городских территорий и уплотнения почв над корневой системой деревьев в местах стихийного паркинга. Неорганизованный сток дождевой воды с поверхности транзитных пешеходных путей не только осложняет их эксплуатацию в дождливый период года, но и затрудняет возможность использования выпадающих осадков для развития биомассы на прилегающих участках внутриквартальных территорий. Применение средств ландшафтного дизайна приобретает в данной ситуации особое значение, позволяя не только решить проблемы "открытых" почв, оптимизации использования дождевой воды и регенерации среды путем увеличения озелененных поверхностей, но и обеспечивая необходимые качества среды для процесса жизнедеятельности человека.

Устойчивость среды, таким образом, определяется степенью эффективности использования всех компонентов городских открытых пространств (включая элементы природы) для осуществления необходимых функций и самоподдержания природных составляющих городской среды.

Обращение к ландшафтному дизайну как одному из важнейших экологических ресурсов оздоровления среды основано на признании фактора человека в качестве основного в организации городских открытых пространств.

^ Учет его реальных потребностей для обеспечения необходимого уровня комфортности означает отказ от существующих ортодоксальных моделей пространственной организации городской среды, в которых количественными параметрами "озеленения" идеального "бумажного" пространства подменяется поиск средств действительной оптимизации жизненной среды человека на основе анализа социально-психологических особенностей его поведения и антропометрических свойств организма.

Присущие городской среде обслуживающая, коммуникативная и общественно-культурная функции реализуются в поведении людей в зависимости от соответствия качеств пространства общественным потребностям. Поэтому использование средств ландшафтного дизайна обретает дополнительный смысл для "регулирования" тех качеств городской среды, которые способст

вуют созданию условий для нормального передвижения и общения людей, получения ими услуг и информации, осуществления досуговой деятельности и творчества.

^ Среди направлений совершенствования качеств городской среды с помощью ландшафтного дизайна целесообразно отметить следующие:

- разделение пространств с контрастными функциями (транспортные и пешеходные пространства, площадки хозяйственного назначения, транзитные пешеходные пути и др.);

  • разграничение пространств с различным характером пребывания человека (отдых и движение, обслуживание и движение и др.);

  • обозначение границ пространств с определенной функцией (паркинг, отдых, обслуживание и др.);

  • фиксирование мест "островной" рекреации в транзитном пространстве;

- заполнение функциональных пауз в транзитном городском пространстве. Эффективность использования ландшафтного дизайна в каждом из предложенных направлений определяется изменением степени комфортности пребывания людей в конкретном фрагменте городской среды, но также должна анализироваться с учетом эксплуатации территории, включая ее уборку, очистку, ремонт и поддержание растительности.

Таким образом, в ландшафтном дизайне, учитывающем разумные общественные потребности, заключается шанс на достижение функциональной упорядоченности городских пространств – одного из важнейших качеств среды, непосредственно связанного с ее устойчивостью. Регулирующее влияние средств дизайна на характер использования открытых пространств позволяет сократить до минимума хаотическое воздействие людей на их ближайшее окружение, обеспечивая тем самым стабилизацию средовых процессов и самоподдержание природных компонентов городского ландшафта.



      1. 

      2. ^ Эмоциональная ориентация ландшафта

Необходимость качественного преобразования среды современного города, обусловленная остротой экологических проблем и хаотичностью функционального использования пространств, в значительной мере связана и с нерешенностью многих вопросов эмоционального восприятия человеком его ближайшего окружения. Длительное преобладание жесткого функционализма в благоустройстве и озеленении городской среды привело к смещению акцентов в ее ландшафтной организации в сторону рациональных начал в ущерб эмоциональным. Однако с появлением средового подхода становилось все более очевидным, что никакие функциональные достижения не смогут искупить даже малой доли эстетического абсурда, внедренного в отечественную практику оформления городских открытых пространств за последние десятилетия, главным образом, при осуществлении жилой застройки.

По мере осознания невозможности совершенствования качеств городской среды без учета общеэкологического контекста, в котором преобразованной природе отводится не меньшая роль, чем природе сохраненной, необходимость поиска современных средств достижения зрительной выразительности открытых пространств с помощью ландшафтного дизайна приобретает особую актуальность. Несовместимое с понятием психологического комфорта состояние неблагоустроенной среды воспринимается человеком столь же негативно, сколько ее аморфность и безликость. Безусловно, решая определенные утилитарные задачи оздоровления среды, ландшафтный дизайн обладает нацеленностью на формирование у людей ощущения визуального комфорта, гармоничности и узнаваемости средового пространства. Эмоциональная ориентация произведений дизайна, также как и архитектуры, связана с процессом восприятия человеком своего окружения.

В числе качеств среды, оцениваемых человеком постоянно, возможность ориентации и отождествления с конкретным местом имеет особое значение. Это выражается в потребности в полной информации о том, где человек находится, т.е. в создании определенного пространственного образа. По

этому к числу основных задач ландшафтного дизайна можно отнести формирование средствами природы однозначно распознаваемого окружения, обладающего, наряду с эстетической привлекательностью, нестандартностью размещения и взаимодействия природных компонентов.

Среди известных подходов к достижению узнаваемости пространства целесообразно упомянуть разработки Р.Крие по созданию "теории городского пространства", основанной на геометрических характеристиках улиц, площадей, дворов. Руководствуясь метрическими параметрами, можно подойти к рассмотрению возможностей геометризации форм природы для достижения характерного облика каждого фрагмента городской среды, создающего устойчивый зрительный образ конкретного места города.

Решение проблемы распознаваемости места обретает в этом случае новый оттенок благодаря включению в композицию открытого пространства элементов природы в нетрадиционном качестве. Возможность отождествления себя с конкретным местом, обозначенная К. Норберг-Шульцем как главное условие для возвращения связи человека с окружением, приобретает осмысленный характер за счет преодоления одинаковости фрагментов городской среды, создания пространственной структуры места с помощью ландшафтного дизайна.

Каждое из мест, структурированных с помощью преобразованных природных компонентов (характерных линий рельефа, композиций растительности, водных устройств), обретает эстетическую значимость для человека, снабжая его необходимыми знаками ориентации в городском пространстве и составляя определенную материальную основу для закрепления в памяти зрительных впечатлений. Роль категории места в раскрытии самоощущения людей и описании определенного типа их поведения в конкретной части городской среды представляется наиболее важной при выборе средств качественного преобразования ближайшего окружения человека в городе. Наиболее эффективно закрепление ощущения места с помощью характерных компонентов природы происходит в том случае, когда их размещение и взаимосвя

зи отвечают определенному сюжету, т.е. "предлагают" одну из схем средового поведения. Поэтому наряду с эстетическим воздействием в каждом объекте ландшафтного дизайна обязательно присутствует аспект регулирования поведения человека, мотивации его передвижения, наблюдения или действия.

Современная практика архитектурно-ландшафтного благоустройства открытых пространств города, исходя преимущественно из функциональных соображений, нередко оставляет нерешенными вопросы режиссуры процесса восприятия среды с точки зрения эмоциональной реакции человека. Обращенность средств ландшафтного дизайна к жителям города заключается в том, что в художественном оформлении каждого фрагмента среды может быть заложен характерный природный акцент, выделяющий данный фрагмент из серии других именно за счет воздействия на психоэмоциональное состояние пешехода.

Отвечая одновременно задачам экологичной реконструкции и эстетического обновления городских открытых пространств, увеличение в них доли природных компонентов по существу означает наложение на существующую ткань города дополнительного культурного слоя с преобладанием эстетически преобразованной природы. Смысл создания такого слоя заключается в изменении эстетических, функциональных и экологических качеств городской среды, отвечающих динамичным общественным потребностям. Особенность появления в процессе исторического развития города новых слоев, обозначенная А.Грумбахом применительно к архитектуре как "искусство потерь" и "искусство наслоений", приобретает по мере увеличения возможностей ландшафтного дизайна в изменении их эстетики особую актуальность.

Реализуя способность среды впитывать последующие наслоения, дополнительные природные компоненты в городских открытых пространствах превращаются в одно из важных средств их структурного и художественно-образного преобразования. Выявление более четких вертикальных и горизонтальных членений, равно как придание ясной геометрии формам приро

ды, может способствовать формированию наиболее выразительного образа места. Изменяя размеры и контуры растительности, геометрию и перепад отметок рельефа, с помощью ландшафтного дизайна можно влиять на пространственную структуру места и, соответственно, на характер восприятия человеком своего окружения.

Таким образом, в языке природного формообразования наблюдается тенденция к постоянному обновлению. Неизменными могут оставаться единичные знаки в виде отдельных деревьев, кустарников, модулей газонов и декоративных покрытий, но пути достижения эстетической выразительности и функциональной наполненности городских пространств связаны с адаптацией новых подходов к использованию ландшафтного дизайна.




Глава 3. Предпроектное обследование территории

БОУ СПО «Вологодский строительный колледж»

Предпроектные изыскания являются очень важным этапом, так как именно на их основе формируются «проектные решениями, обеспечивающие экономическую эффективность организации садово-паркового строительства, что достигается при соблюдении следующих приемов:

— максимальное сохранение и включение в планировочную структуру ландшафтной организации территории существующих насаждений, рельефа водоемов и т. д., что значительно снижает затраты на озеленение;

— рациональное проведение работ по инженерной подготовке территории;

— создание целостной системы благоустройства и озеленения территории, рассчитанной на многоцелевое использование;

— применение ландшафтно-планировочных приемов проектирования, обеспечивающих комплексную механизацию строительных и эксплуатационных работ;

— рациональное использование всех конструктивных элементов садово-паркового объекта

^ А) Рекогносцировка, ботаническое описание

Исследуемый участок площадью 1,5 га. расположен в на берегу реки Вологда, вдоль западной стороны участка проходит река и основная дорога по улице Набережная VI армии, с южной и восточной стороны участка имеются проезды, и есть возможность для проезда транспорта.

Исследуемый участок находится на территории категории земель «населенных пунктов». На участке расположены 4 строения, различных годов постройки и сооружение, используемое под трансформаторную будку.

Главное здание территории четырехэтажное, занимает примерную площадь 0,084 га. Напротив территории главного здания располагается зона отдыха студентов, на которой на данный момент прорастает 3 кустарника и одно дерево.



Около главного входа расположены 2 средние клумбы, на которых на данный момент произрастают 14 деревьев, двух разновидностей.

Лабораторный корпус - двухэтажный, располагается восточнее, и имеет изогнутую форму, напоминающую букву «Л». Он имеет примерную площадь 0,43 га. В восточной части здания располагается небольшой газон.

Напротив лабораторного корпуса расположена заасфальтированная спортивная площадка с ограждением и двумя основными входами. Примерная площадь спортивной площадки – 0,15 га.

В северо-восточной и южной части участка расположены два четырехэтажных студенческих общежития. Вокруг общежитий имеют придомовые клумбы. Вдоль женского общежития произрастают 11 деревьев и 9 кустарников различных видовых категорий.

^ Б) Инсоляционный и ветровой режим, рельеф

Микроклимат участка в целом можно оценить как благоприятный, так как имеет открытое пространство, господствующие ветра – северо-восточные.

Рельеф участка имеет незначительный спуск в сторону реки, что следует предусмотреть при реконструкции дренажной системы.

^ В) Особенности территории

Дорожная сеть ярко выражена но находится в полуразрушенном состоянии, что вызывает появление большого количество луж на участках, и как следствие, трудности в передвижении пешеходов. Основная дорога практически не функционирует, так как не имеет асфальтового покрытия.

Западная часть участка имеет забетонированный спуск к реке. Паребрики и парковый инвентарь требует обновления.

На территории колледжа выявлено 13 гидротехнических сооружений в виде канализационных колодцев.






Глава 4. Архитектурно-планировочные решения

    1. Наружное освещение территории

БОУ СПО «Вологодский строительный колледж»

      1. Основные светотехнические понятия

Невозможно представить себе жизнь современного города без искусственного освещения. Многие процессы городской жизни наиболее интенсивны в вечерние часы. Важнейшая функция искусственного освещения улиц и площадей – обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов.

Этим же целям служат разнообразные световые указатели и световая сигнализация. Освещение территорий микрорайонов и учебных заведений создает удобство пользования тротуарами, дорожками, проездами, садами.

Освещение зданий, памятников, фонтанов, световая реклама создают определенный архитектурно-художественный образ вечернего города. Правильное освещение парков, бульваров и других территорий зеленых насаждений должно обеспечивать нормальную видимость и способствовать к максимальному восприятию архитектурно-декоративных качеств окружающих предметов. При проектировании осветительных установок необходимо учитывать, что днем их внешний вид должен отвечать эстетическим требованиям современного дизайна.

В микрорайоне освещаются проезды и пути следования жителей, входы в подъезды домов. Особое внимание рекомендуется уделять освещения площадок различного назначения – детских, отдыха, спортивных площадок и т.д.

Свет – это электромагнитное излучение с длиной волны 400 до 760 нм. Только в этих пределах излучение воспринимается глазом как световое ощущение. Излучение с длинами волн менее 400 нм называют ультрафиолетовым, а с длинами волн более 760 нм – инфракрасными (невидимыми человеческим глазом).

К основным светотехническим параметром относятся: световой поток, сила света, освещенность и яркость.


      1. 

      2. Нормы освещения

Основная задача освещения городских территорий – обеспечение условий для безопасного движения транспорта и пешеходов. Важными факторами, влияющими на реакцию водителей транспорта, является контраст между дорожным покрытием и препятствием, яркость покрытия и неравномерность ее распределения, слепящее действие фонарей, витрин.

По предъявляемым требованиям к освещенности все улицы, дороги и площади подразделяют на пять категорий: А – магистральные улицы общегородского значения, скоростные дороги, главные, вокзальные и транспортные площади; Б – магистральные улицы районного значения, площади в жилых районах, перед общественными зданиями и сооружениями общегородского значения (театрами, стадионами, торговыми центрами и др.); В – улицы в районных многоэтажной застройки, улицы с большим числом учреждений и торговых предприятий, основные улицы промышленных районов; Г – жилые улицы в районах многоэтажной застройки, улицы местного движения в районах промышленных предприятий и местные проезды на улицах категории А; Д – проезды и пешеходные дорожки в микрорайонах, жилые улицы с местным движением в районах малоэтажной застройки.

Уровень освещенности проезжей части улиц, площадей, дорог устанавливают по величине минимальной средней яркости сухого покрытия проезжей части в направлении наблюдателя, находящегося на оси движения транспорта, и измеряют в канделах на квадратный метр (табл. 1).

Таблица 1

Категория улиц и площадей

Уровень освещенности, кд/м2, при численности

населения города, тыс.чел.

более 250

100…250

до 100

А

Б

В

Г

0,7

0,4

0,2

0,1

0,4

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1



При определении минимально допустимого уровня освещения необходимо учитывать не только категорию улиц и населения города, но и интенсивность движения транспорта, так как на улицах с интенсивным движением для обеспечения безопасности движения уровень освещенности увеличивают.

Минимальная средняя яркость покрытий проезжей части улиц, дорог и площадей, принимается в зависимости от числа транспортных единиц, проезжающих по улице за 1 ч в обоих направлениях (табл.2).

Таблица 2

Число транспортных единиц

Максимальная средняя яркость покрытий, кд/м2

500…1000

0,4

200…500

0,2

50…200

0,1


Для обеспечение равномерности освещения покрытий проезжей части необходимо учитывать, что отношение максимальной и минимальной яркостей не должно превышать 3:1 на улицах со средней яркостью 0,4…1 кд/м2 и 5:1 – для улиц со среднем значением яркости покрытия 0,1…0,2 кд/м2.

Уровень освещенности улиц, проездов и пешеходных дорожек, относящихся к категории Д, регламентируется минимальной горизонтальной освещенностью. Этим же параметром регламентируется уровень освещенности тротуаров и пешеходных дорожек бульваров (табл. 3).

Освещение территорий зеленых насаждений и мест отдыха жителей преследует как утилитарные, так и декоративные цели. Уровень освещенности аллей, площадок отдыха, спортивных площадок регламентируется величиной минимальной освещенности, лк в табл. 4.



Таблица 3

Категория улиц, тротуаров и пешеходных дорожек

Уровень освещенности, кд/м2, при численности населения города, тыс. чел.

более 250

100…250

до 100

Тротуары, отдаленные от основной проезжей части улиц более чем на 5 м, тротуары местных проездов, пешеходные дорожки на улицах категорий:

А

Б

Д


1

0,5

0,2


0,5

0,2

0,2


0,2

0,2

0,2


Таблица 4

Тротуар, автостоянка

2

Аллея

4

Площадка отдыха

10

Хозяйственная площадка, площадка для мусоросборников

2

Прогулочная дорожка

1


На территории городских зеленых насаждений для светового выявления отдельных объектов важное значение имеет архитектурно-декоративное освещение. Применяют следующие основные приемы: освещение всего объекта заливающим светом или освещение отдельных его фрагментов; освещение контура или фона объекта; освещение объекта изнутри.


      1. 

      2. Источники света и световые приборы. Типы светильников

Для освещение городских территорий все источники света устанавливают в осветительную арматуру. Осветительная арматура с источником света называется светильником. Большинство источников света, кроме газосветных трубок низкого давления, применяют в составе различными светильниками. Основная функция светильников – крепление лампы, перераспределение ее светового поля, а кроме того защита источника света, создание определенной эстетической формы прибора.

Все типы светильников можно подразделить на две группы: общего и местного освещения.

Светильники общего освещения располагают на опорах, на тросах или размещают на карнизах зданий. При размещении на значительных расстояниях от застройки они предназначаются в основном для освещения горизонтальной плоскости. Светильники на высоких опорах применяют для освещения больших дворов, игровых площадок или катков зимой, т.е. тех мест, где обычно собирается население.

Светильники местного освещения выполняют в виде различных торшеров или низко расположенных светильников для подсвета зелени, воды, дорожек и малых архитектурных форм.

а б в

Рис. 5. Светильники уличные

      1. 

      2. Проектное решение

Исследуемый участок, на котором располагается территория колледжа, используется не только, как общественный объект, предназначенный для организации образовательного процесса, но и как жилая зона, так как на территории колледжа находятся два студенческих общежития. Именно поэтому организовать световое оформление необходимо не только вдоль основных дорог и зданий, но и в зоне отдыха учащихся.

Далее в проекте будет описан способ организации озеленения территории колледжа, направленный в основном именно на зону отдыха, поэтому проектом предусмотрено установление уличных фонарей в данной зоне, установление настенных фонарей на зданиях колледжа и общежития, для подчеркивания элементов благоустройства и обеспечения правильного освещения в темные время суток.

На различных участках территории яркость светильников может быть разной, это будет зависеть от назначения его расположения.

По территории набережной предполагается расположить фонари более высокой яркости (рис.5.а.), на зданиях учебных корпусов целесообразнее расположить настенные светильники (рис 5.б.), причем если светильники направленные на двери будут выполнять одну функцию, то светильники направленные на элементы благоустройства, будут выделять декоративную функцию.

В зоне отдыха предполагается разместить светильники не высокой мощности, для хорошей вечерней подсветки скамей и прогулочных троп.




    1. 

    2. Транспортная система

      1. Организация транспорта и пешеходного движения

на территории колледжа

Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, комфорт и безопасность передвижения между функциональными зонами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами региональной и всероссийской сети. Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств должна проектироваться как единая общегородская система, в которой четко разграничены функции ее составляющих.

Транспортная система города объединена общим архитектурным и инженерным решениями, которые подчинены требованиям безопасности , охраны окружающей среды и особенностям ландшафта. Хорошей организации транспортной системы, необходимой современному городу, свойственны сложные инженерные проекты, такие как многоуровневые развязки, использование подземного и наземного пространства.

По назначению и расчетным скоростям улицы и дороги делятся на категории:

Категория I – магистральные улицы и дороги общегородского значения. Они составляют основу планировочной структуры.

Магистральные улицы – это основные транспортные каналы, осуществляющие связь общегородского центра с функционально-планировочными элементами города, имеют выход на внешние связи. Ширина красных линий 80-90 м и с расчетной скоростью 100 км/ч.

Магистральные дороги – это транспортные каналы, прокладываемые в обход селитебных территорий между промышленными и коммунально-складскими зонами, для перевозки грузов. К ним относятся скоростные городские дороги в красных линиях 55-140 м и расчетной скоростью 120 км/ч.

Категория II – магистральные улицы районного значения, которые составляют основу планировочной структуры жилых районов.



К ним относят основные районные улицы шириной в красных линиях до 45 м и расчетной скоростью 80 км/ч, а также внутрирайонные улицы в красных линиях 30-35 м и расчетной скоростью 60 км/ч.

Категория III – улицы и дороги местного значения, составляющие планировочной структуры функциональных зон. К ним относятся жилые улицы шириной красных линиях 25…30 м и расчетной скоростью движения 60 км\ч. Они связывают жилые микрорайоны, группы жилых зданий с магистральными улицами местного значения и предназначены для движения легкового и обслуживающего транспорта. К ним относят пешеходные зоны, местные дороги грузового движения, пешеходные площадки и улицы, пешеходные коммуникации.

Для транспортных путей, стоянок, гаражей рекомендуется использовать подземное пространство. В этом случае достигается полное разделение транспорта и пешеходов.

При реконструкции планировочной структуры в центральной части города транзитные потоки отводят на огибающие магистрали. Касательным и петлевым трассам целесообразно придать роль магистралей непрерывного скоростного движения. Общественный транспорт должен иметь первоочередный доступ в общественный центр с удобным расположением остановок общественного транспорта и стоянок автомобилей, для которых радиус доступности до пешеходных зон в 2 раза меньше, чем для жилых районов.

Пересечение напряженных трасс следует разводить в разных уровнях. При решении реконструкции планировочной структуры центра необходимо обеспечить возможность свободного разворота и кругового объезда всего центра и его важнейших зон, а так же центр автомобилей и маршрутного транспорта на любое направление, связывающее центр с внешним окружением. Реконструкция центра города должна обеспечить внутреннюю циркуляцию автотранспорта. Это можно достичь разделением встречных транспортных потоков на параллельные магистрали одностороннего движения или в пределах широких магистральных улиц. Важно создать хорошую взаимо

связь с магистралями для внешнего транспорта, на которых перед центром обеспечить развороты и возможность соединения с другими направлениями движения от центра. Организация улиц с односторонним движением в городах с поквартальной застройкой центра бывает обычно самым предпочтительным, удобным и дешевым решением, так как сокращается количество аварий и конфликтных ситуаций.

      1. ^ Пешеходная зона

В середине XX в в градостроительную практику европейских городов вошло понятие «пешеходная зона». Основной тип таких зон – торговая улица. Практически она предоставляет собой открытый пассаж со множеством магазинов и кафе. Пешеходные зоны могут включать территории, примыкающие к зрелищным и развлекательным заведениям, например театрам, выставочным комплексам, вернисажам. Все окружающее пространство, как правило, центра района или города предельно насыщается объектами торговли, музеями, всевозможными развлечениями для привлечения больших потоков людей.

Пешеходные зоны должны быть красиво и уютно оформлены, благоустроены, озеленены, это делает город привлекательнее и удобнее для жизни. Примером могут послужить созданные в Вологде такие пешеходные зоны, как Кремлевская площадь, площадь Революции, различные переулки и т.д.. Они образованы за счет закрытия для проезда автотранспорта улиц в различных частях города.

Город, исторически сформировавшийся, с давно сложившейся единой плотной и разветвленной системой транспортно-пешеходной связей, требует особо осторожного подхода к их изменению. Создание пешеходных зон нуждается в тщательной подготовки и продуманности их местоположения, трассировке, ориентации на интересы той или иной группы пешеходов. Пешеходные пространства создают возможность отдыха, при этом представляют удобные места для подъезда и парковки автомобилей, близость остановок наземного и подземного общественного транспорта. Особо важна внешняя 

привлекательность объектов. Пешеходные зоны не должны мешать проезду городского транспорта. Их объезд организуется по параллельной или кольцевой магистрали.

      1. ^ Проектное решение

Пешеходная зона на территории учебного заведения имеет наиболее важное функциональное значение. Необходимо обратить внимание на тот момент, что транспорт должен иметь определенную зону стоянки, отделенную от пешеходного движения. Очень важным является обеспечить минимальное передвижение транспорта через территорию колледжа.

Поэтому проектом предусматривается выделить зону под автостоянку транспорта в северо-западной части территории колледжа (напротив женского общежития). На данный момент хаотичное размещение транспорта на территории колледжа значительно ухудшает передвижение пешеходов, и создает неблагоприятное эмоциональное впечатление.

Территория напротив колледжа открыта, имеет два проезда в восточной и северной части. Предполагаемая площадь стоянки – 0,06 га.

Если акцентировать взгляд в общем на транспортную систему на территории БОУ СПО «Вологодский строительный колледж», то можно выделить перечень задач, необходимых для выполнения:

  1. Установление новых и реконструкция уже существующих паребриков, ограждающих пешеходную часть от транспортной, и от газонов;

  2. Реконструкция транспортной системы на территории колледжа;

  3. Реконструкция и, при необходимости, асфальтирование пешеходной зоны;

  4. Проектирование зоны под автостоянку легкового транспорта;

  5. Предусмотреть удобный и комфортный подход и проезд к территории колледжа.

Поясняя последний пункт можно обратить внимание, что с северо-восточной части доступ к колледжу практически не предусмотрен, а основная дрога разрушена и требует обязательного асфальтирования.




а
б

Рис. 7. Рекомендуемая схема автостоянки
  1   2   3



Скачать файл (18910.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации