Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Народное декоративно-прикладное искусство и его влияние на воспитание детей - файл 1.doc


Контрольная работа - Народное декоративно-прикладное искусство и его влияние на воспитание детей
скачать (70 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc70kb.04.12.2011 09:07скачать

содержание

1.doc

Содержание

Введение

1.Народное декоративно-прикладное искусство и его влияние на воспитание детей

1.1 Народное искусство в педагогической работе с детьми.

1.2 Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства

Заключение

Список использованных источников
1. Народное декоративно-прикладное искусство и его влияние на воспитание детей

1.1 Народное искусство в педагогической работе с детьми.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками,

Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Воспитать любовь к прекрасному… это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Уроки искусства в школе имеют, по оценке Б.П. Юсова великое социальное и культурное значение. Они делают возможным не только порождение собственного образа, воспитание культурной личности, но и формирование в сознании ребенка целостной картины мира. «За последние годы, пишет ученый, расширение работы с учащимися в области культуры стало заметным признаком обновления общего среднего образования.

Культура или культурная среда выступает средой формирования личности, в том числе формирования национального особенного, национального самосознания. Искусство обладает национальными чертами. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Без этого исторического и национального, за образом настоящего, реального, случившегося была бы пропасть, провал, считает В.П.Зинченко.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства желательно сопровождать художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формироуют доброжелательное отношение к нему.

^ 1.2 Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы, превращение обычной глины в сверкающую всеми красками керамику увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

На материалах, выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо проводить сопоставления и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные фактурные свойства различных материалов и способы их художественной обработки. В свою очередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыки декоративной работы в лепку, декоративное рисование, аппликацию. Выбор перечисленных выше материалов для детского творчества обосновывается также и тем, что большинство из них может приобрести любой детский сад.

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.

В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве иародных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т. д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.

Отбор произведений народного прикладного искусства поэтому должен быть очень тщательным. Здесь не может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям, личностному восприятию красоты формы, фактурных свойств материала и т. д. В отборе произведений народного искусства для работы с детьми наряду с воспитателем детского сада самое действенное участие должны принимать искусствоведы, занимающиеся проблемами изучения народного искусства, работники музеев, в фондах которых собраны коллекции народных образцов, художники и мастера народных художественных промыслов, создающие в наши дни замечательные произведения искусства. Консультации с ними помогут воспитателю в определении критериев художественной значимости произведений народного искусства, правильного их отбора.

Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного воспитатели детских садов почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, обогатит знания педагогов, откроет перед ними увлекательный, полный поэзии и красоты мир народного искусства, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей пластической, цветовой и композиционной выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское, на ритм непроизвольно брошенных цветов в крестьянской набойке, на фантастичность зверей и птиц в керамике Скопина.

Следует особо остановиться на вопросах, связанных с ознакомлением детей с произведениями народного декоративного искусства в местах традиционных народных художественных промыслов. Именно здесь, где живут и трудятся потомственные мастера резьбы и росписи по дереву, кружевницы, искусные вышивальщицы, мастера, знакомые с секретами плетения из бересты, узорного вязания из цветной шерсти, создаются наиболее благоприятные условия раннего приобщения детей к основам художественного мастерства. С творчеством народных мастеров и художников предприятий художественных промыслов они могут познакомиться непосредственно в условиях производства: в цехах и мастерских.

На экскурсию к мастерам дымковской или тульской глиняной игрушки, резчикам по дереву из Богородского, к тобольским костерезам, в живописный цех хохломской росписи, к живописцам из Жостова следует почаще приходить с ребятами из детского сада с тем, чтобы они увидели, как создаются формы посуды, деревянной на токарном станке и глиняной на гончарном круге, как рождается на белоснежном боку гжельской чашки цветок густой синевы, порезка, оставленная острым ножом богородского мастера на бесформенной поначалу деревянной чурке. Видеть работу мастеров — истинное эстетическое наслаждение, и, кроме того, это одна из наиболее действенных форм передачи детям заряда увлеченности творчеством, наглядный урок виртуозности владения профессиональным мастерством. Для воспитателей детских садов это реальная возможность ознакомления с приемами работы кистью, резцом, с техникой вышивки и кружевоплетения, которые затем можно показать и объяснить детям, выбрав наиболее простые и доступные для ребят технические приемы работы с материалом и способы его декорирования.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, пробудят в них желание самим сделать нечто подобное.

Интересен опыт детского сада № 1949 Куйбышевского района Москвы в организации и проведении экскурсий в Музей народного искусства. Между сотрудниками музея и педагогическим коллективом детского сада установились тесные контакты.

Детский сад своевременно оповещался о выставках, организуемых в помещении музея, сотрудники которого помогали проводить экскурсии. Благодаря их заботливому и внимательному отношению, воспитатели сумели познакомить детей не только с тематическими выставками музея, но и с его замечательными фондами: с вятской, каргопольской и тульской глиняной игрушкой, с росписью и резьбой на прялках, с мстерской и северной вышивкой, с народными костюмами и рисунками на набивных тканях, с декоративными павловскими платками и богородской резной игрушкой, вологодскими и елецкими кружевами.

Сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности, в ведении которого находится Музей народного искусства, своевременно информировали детский сад о новых выставках в музее, провели с ребятами ряд интересных и содержательных бесед о народном искусстве, доступно и увлекательно рассказав им о красоте форм, красок, орнаментальных ритмах, которые несут в себе подлинные образцы народного творчества, о значении произведений народного искусства в наши дни в оформлении интерьеров учреждений, жилых домов, о той духовной ценности, которой обладают произведения народных мастеров. Дети встретились в музее с художниками золотой Хохломы, с косторезами Чукотки, с кружевницами из Вологды и живописцами из подмосковного села Жостово. Гончары из Гжели и резчики из села Богородское демонстрировали детям свое замечательное искусство создания из обыкновенной глины и липовых чурок выразительных и совершенных форм глиняной посуды и деревянной резной игрушки.

Надо ли говорить о том, какое яркое, неизгладимое впечатление может оставить встреча с художником — народным умельцем, который здесь же покажет малышам наиболее простые декоративные приемы росписи деревянных или глиняных изделий. Следует отметить, что названия тематических творческих заданий, перечисленных выше, носят условный характер. Здесь предоставляется большая самостоятельность и творческая инициатива для всех, кто будет обращаться к образцам народного искусства.

Вятская глиняная игрушка, городецкая и хохломская роспись, набивные ткани, кружева, резьба и роспись по дереву могут подсказать и другие темы для творческих заданий, которые будут вполне оправданы в творчестве детей. Хотелось бы только подчеркнуть, что ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в декоративно-прикладном творчестве детей.

Важно, чтобы при выборе тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали определенная логика и последовательность, принцип от простого к более сложному, к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в работе, различных материалов и в проникновении в образный строй произведений народного искусства внутри каждой темы творческого задания.

Именно поэтому первое творческое задание, которое рекомендуется выполнить с детьми, обращено к вятской расписной глиняной игрушке, а по ассоциации с ее нарядной орнаментальной росписью названо «Веселые узоры».
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомясь с изделиями народных промыслов, дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность любить и радоваться жизни.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить ребёнка верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

Список использованных источников


  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.

  2. Педагогиа. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

  3. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 1998 № 4 – с. 16-22

4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 34 с.

5. Пантелеев Г. Н. и др. "Декоративное искусство — детям". Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1986 г.

6. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.







Скачать файл (70 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации