Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Основные направления деятельности клуба с семьёй - файл 1.docx


Контрольная работа - Основные направления деятельности клуба с семьёй
скачать (48.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx49kb.04.12.2011 09:26скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Тема: «Основные направления деятельности клуба с семьёй».

План:

Введение………………………………………………………………………………………….стр. 3

Глава 1. Семья………………………………………………………………………….…стр. 4-10

    1. Семья как социально-культурный институт…………………..….стр. 4-5

    2. Проблемы современной семьи…………………………………………стр. 6-8

    3. Функции семьи………………………………………………………………….стр. 9-10

Глава 2. Роль культурно-досуговых учреждений в организации се- мейного отдыха…………………………………………………………….............стр. 11-14

    1. Семейный досуг……………………………………………………………………стр. 11

    2. Задачи деятельности КДУ в работе с семьёй…………………..…стр. 12

    3. Формы работы КДУ с семьей………………………………………….стр. 13-14

Глава 3. Сценарный план семейного праздника «Моя семья – моя радость»…………………………………………………………………………………...стр. 15-16

Заключение………………………………………………………………………………….…стр. 17

Список использованной литературы…………………………………………….стр. 18




Введение.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств – всё это создаёт максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизуются потом в новую неповторимую личность.

Воспитание ребёнка начинается в семье. Родители являются первыми воспитателями и учителями своих детей. Семья – первичная ячейка нашего общества – является важным фактором формирования личности ребёнка, его мировоззрения, характера, поведения. На воспитание нового, всесторонне развитого человека направлены усилия всей системы до-школьного и школьного обучения и воспитания, культурно-просве-тительных и оздоровительных учреждений, печати, кино, радио, телеви-дения. Но особая ответственность за воспитание детей возлагается на родителей.

В данной работе я хочу рассмотреть проблемы современной семьи, рассмотреть формы работы культурно-досуговых учреждений с семьёй и привести практический пример проведения мероприятия с семейной аудиторией.

^ Глава 1. Семья.


    1. Семья как социально-культурный институт.


Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюд-жета.

Существуют разные типы семей:

1. Полные.

2. Неполные.

3. Многодетные.

4. Молодые.

5. Бездетные.

6. Неблагополучные.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными про-цессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рож-дается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напря-мую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня куль-турного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Семейное вос-питание неотъемлемо от семейных отношений, и успехи воспитательной работы находятся в непосредственной зависимости от организации отно-шений между членами семьи. Режим внутри семьи, в квартире, зани-маемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

Известную часть времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет всё большую и большую роль. Взять на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная воз-можность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большин-стве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовал-ся опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно соз-дан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только 

одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

Активное приближение родителей к жизни детей – вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует осо-бенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмо-цианальный фон в семье, отношения между родителями, их умение под-держать любовь и теплоту к друг другу и детям. Психологический климат семьи – одно из важнейших условий формирования личности. Эмоцио-нальный и моральный климат семьи служит важнейшей предпосылкой воспитания у детей морально-политических убеждений, национально-этических чувств, приобретение нравственного опыта формирования высоконравственного гражданина. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни. На примере жиз-ни членов семьи, общения друг с другом ребёнок приобретает эмоцио-нальный опыт, культуру чувств. Чем более развито чувство у детей, тем выше их идеалы, тем благороднее их цели.

    1. 

    2. Проблемы современной семьи.


Семья – один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, про-должение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индиви-дов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными инте-ресами. Личные потребности организуются на основе принятых в об-ществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского суще-ствования.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что, во-первых семья — один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не про-исходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей мо-дели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.

И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем доста-точно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кри-зиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно невысоким, хотя государство оказывало существенное влияние на се-мейные отношения.

В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожиз-ненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.



Но в настоящее время, к счастью, эта тенденция изменилась к луч-шему – престиж семьи возрос, большинство людей не хочет быть оди-нокими. Правда, многие на первое место ставят карьеру, тем самым отодвигая сроки вступления в брак, рождения детей, но полное пред-почтение работе отдают немногие. Люди хотят обзавестись семьёй, но по-рой не считают себя вправе сделать это, пока не будут в состоянии пол-ностью обеспечить её всем не только необходимым, но и чем-то более этого минимума. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны, действительно – «зачем плодить нищету» и создавать семью, которая будет в чём-то «хуже других». Но необходимо помнить и о том, что никакими материальными благами не заменишь счастливое детство, которое во многом зависит от количества и «качества» внимания к ребёнку, что не в последнюю очередь определяется возрастом родителей. Ведь начиная с определённого момента выносливость, да и энтузиазм человека начинает идти на спад. И наверно, лучше отказать себе в чём-то, но родить ребёнка несмотря на все трудности, ведь он – куда большая ценность, чем материальные блага. Да и единственному ребёнку в семье, наверно, тоже больше хочется братика или сестричку, чем новые игрушки, курсы иностранного языка, путешествия и т. д. Хотя во многом это зависит от воспитания.

За последние полтора-два десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Наблюдается рост численности одиночек. В общей совокупности одиноких людей преобладают женщины.

Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия действующая ныне тенденция уменьшения численности населения сохранится.

Как свидетельствуют исследования, на репродуктивный выбор супругов влияют прежде всего такие факторы как внутрисемейные отно-шения, материальные возможности, жилищные условия, национальные традиции, здоровье супругов.

Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. Если темпы этого увеличения сохранятся, то через 3-4 года удельный вес внебрачных рождений достигнет показателя, характеризующего рождения в рамках заключенных браков. Резко возросло число детей, рождающихся больными. Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская 

неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психо-логическая несовместимость.

Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей. Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориен-тиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания зани-маться с детьми, особенно отцов.

За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убе-гающих из семей в следствии жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступ-ность.

Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстети-ческого направления, многие из них функционируют на платной основе.

Вероятнее всего, в качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие:

  • исследовать вопросы положения семьи в современном обществе, её функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенство-ванию семейных отношений в целом;

  • обеспечить выполнение закона РБ «О правах ребёнка», добиваться выполнения правительством и местными органами власти законодательства, государственных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей;

  • добиваться полного бюджетного финансирования на государст-венном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.



    1. 

    2. Функции семьи.


Семья как социальный институт реализует свое бытие через различ-ные сферы отношений:

1. Социально-биологические отношения – охватывают сферу чис-ленности и половозрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования потомства, родственных связей, наследования.

2. Хозяйственно-экономические отношения – ведение домашнего хо-зяйства, семейный бюджет, материальное обеспечение совершенно-летних, распределение обязанностей.

3. Юридические отношения – брак, развод, раздел имущества, содержание детей.

4. Нравственные отношения – любовь и долг, родительская любовь, любовь к детям, мужское и женское достоинство.

5. Психологические отношения – психологическая совместимость, преодоление психологических противоречий.

6. Эстетические отношения – культурная преемственность, эстетика общения, поведения, речи, роли искусства в семье.
^ Функции семьи - способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с соци-ально-экономическими условиями общества. Во всех обществах семья вы-полняла основные функции:

  1. Репродуктивная – воспроизводство населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье).

  2. Хозяйственно-потребительская – хозяйство, управление семьей, под-держание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

  3. Воспитательная – проектирование личности, гражданское воспи-тание, нравственные качества, социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества.

  4. Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

  5. ^ Сфера первичного социального контроля – моральная регламен-тация поведения членов семьи в различных сферах жизнеде-ятельности, а также регламентация ответственности и обяза-тельств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.

  6. Функция духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

  7. 

  8. Социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

  9. Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогаще-ние интересов.

  10. Эмоциональная – получение психологической защиты, эмоцио-нальной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества.

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли - это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.




Глава 2. Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного отдыха.
2.1. Семейный досуг.
Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Две трети современных семей в Беларуси не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.


^ 2.2. Задачи деятельности КДУ в работе с семьёй.
При работе с семейной аудиторией пред работниками культурно-досуговых учреждений ставятся следующие задачи:

  • формирование культуры семейных отношений, т. е. межлич-ностных отношений, хозяйственно-бытовой культуры, культуры предметной среды, физической культуры;

  • формирование культуры ведения домашнего хозяйства через школы домоводства, курсы кройки и шитья, вязания, выши-вания, клубы «Хозяюшка» и другие формы;

  • формирование и укрепление семейных традиций посредством обрядов, праздников и примера, вечеров-встреч с интересными людьми, примерными семьянинами, творческих вечеров и совместного досуга детей и родителей. Важное место при этом занимает преодоление старых отживших традиций;

  • систематическое воздействие на семью на всех ее стадиях, на-чиная со вступления в брак и кончая завершающим периодом жизни. Основными этапами социализации семьи являются: формирующийся (14—18 лет), развивающийся, т. е. укрепление семьи (24—30 лет), саморазвивающийся, помощь семье в воспитании детей, т. е. стабильный период (30 лет и старше).



^ 2.3. Формы работы КДУ с семьей.
• Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

В практике работы с родителями применяются такие активные формы работы, как:

  • родительские тренинги (дают родителям возможность почувствовать себя детьми: «Детские гримасы», «Мой сказочный образ» и др.);

  • родительские гостиные, дискуссии («Отдых на природе с деть-ми: за и против» и др.);

  • праздники (тематические, календарные, спортивно-музыкаль-ные);

  • семинары-практикумы («Развиваем художественную речь», «Как организовать день рождения ребёнка» и др.);

  • родительские вечера («Праздники нашей семьи», «Какие песни мы поём» и др.);

  • семейный клуб («Семь-Я»).


• Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.
• Рекреативный семейный отдых – туризм, походы, вечера отдыха.
• Спортивный семейный отдых. К ним относятся различные развлека-тельно-игровые программы, спортивные соревнования (эстафеты, мас-совые забеги, пляжные турниры и т.д.).
• Семейные сеансы в кинотеатрах с последующим обсуждением про-смотренного фильма, кинолектории, киноклубы («24 кадра», «Окно в жизнь» и др.), кинопутешествия.
• Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест. Это позволяет расширить кругозор всех членов семьи, изучать историю, прививать и развивать патриотизм и эстетическое восприятие окружающего мира.
• Совместное посещение концертов и массовых праздников – самый распространённый вид семейного досуга.
• Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, но очень популярная у зрителей форма культурной деятельности (танцевальный – «Полёт», цирковой – «Богатыри», музы-кальный - «Ложкари», «Вокализ» и др.).


Глава 3. Сценарный план семейного праздника «Моя семья – моя радость».
Место проведения: фойе и зрительный зал Дома культуры.
Цели и задачи:

  • развитие семейного творчества и сотрудничества;

  • воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

  • формирование у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.


Оформление:

  • фойе: выставка семейных фотографий «Дом глазами детей» и рисунков «Мой дом, моя семья»;

  • зал украшен шарами, плакатами на семейную тематику («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Когда семья вместе, так и душа на месте», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому» и др.).

  • сцена: гирлянды из шаров, посередине – «Семейное дерево».


Ход мероприятия:

  1. На фоне музыки («Неразлучные друзья», муз. В Шаинского, сл. М.Пляцковского) приветственные слова ведущих о семье и семей-ных отношениях.

  2. Ведущие представляют семейные команды.

  3. Конкурс-приветствие «Семейный портрет» (с оформлением ветки «Семейного дерева»).

  4. Ведущие представляют «Семейный совет» (жюри).

  5. Конкурс «Народная мудрость гласит» (разминка и основная часть).

  6. Музыкальный номер («Наши друзья», муз. В Алексеева, сл. М.Филатовой, исп. Кислюк Л.).

  7. Конкурс «Домашнее задание» (из четырёх частей: русский язык, математика, рисование, музыка).

  8. Музыкальный номер («Сказки детства», муз. В Алексеева, сл. М Филатовой, исп. Чеботарь О.).

  9. Конкурс для родителей «Знаю ли я своего ребёнка». (Можно провести до начала праздника в фойе).

  10. Конкурс «Устами младенца».

  11. Музыкальный номер («Пироги», муз. В.Алексеева, сл. И.Лейме, исп. Семенюк В.).

  12. 

  13. Конкурс «Кулинарный».

  14. Диалог ведущих на тему «Мой дом – моя крепость».

  15. Конкурс «Дом моей мечты».

  16. Музыкальный номер («Семечки» (из реп. ансамбля «Непоседы», исп. Семенюк В. и Семенюк К.).

  17. Блиц-турнир для болельщиков.

  18. Музыкальный номер («Колокола», муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина, исп. Котыло Т.).

  19. Приглашение жюри для награждения. Награждение участников.

  20. Прощальные слова ведущих.

  21. Финальная песня («Дети солнца» (из реп. ансамбля «Непоседы», исп. все участники).




Заключение.
Таким образом из данной работы можно сделать следующие выводы.

В развитии современной семьи есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Тесное содружество. Совместные усилия семьи, школы, клуба, библи-отеки и общественных организаций могут эффективно способствовать улучшению всестороннего развития и воспитания детей.

Современные культурно-досуговые учреждения обладают большим количеством методов и форм работы с семьёй, направленных на её всестороннее развитие.

Для работников учреждений культуры важно знать и уметь поль-зоваться всем арсеналом средств работы с семейной аудиторией.


Список использованной литературы.


  1. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

  2. Шидловская Т.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как средство организации культурно-досуговой дея-тельности в дошкольном центре развития ребёнка. – Мн., 2010.

  3. Организация и методика клубной работы. Учебное пособие для культ.-просвет. училищ. Под ред. Е.Я.Зазерского и А.Г.Соломоника. – М., Просвещение, 1975.

  4. Словарь социального педагога и социального работника: / Под ред. И.И.Калачевой, Я.Л.Коломинского, А.И.Левко. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2003.

  5. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В.Н.Столетова. – М.: Педагогика, 1985.

  6. Клубоведение. Учебн. пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред.С.Н.Иконниковой и В.И.Чепелева. – М.: Просвещение, 1979.

  7. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2003.






Скачать файл (48.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации