Вопросы и ответы - Теория государства и права
скачать (348 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 348kb. | 04.12.2011 09:27 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Ответы на вопросы по истории государства и права Беларуси [ шпаргалка ]
- Вопросы и ответы - Теория государства и права [ документ ]
- Конспект [ документ ]
- Конспект лекций Теория государства и права [ документ ]
- Вопросы и ответы - Теория государства и права [ документ ]
- Перечень тем курсовых работ по дисциплине «Теория государства и права» [ документ ]
- Билеты по теории государства и права [ документ ]
- 90 ответов на вопросы по курсу Теория государства и права [ документ ]
- Абдулаев М.И. Теория государства и права [ документ ]
- Конспект для сдачи ГОСа по курсу Теория государства и права [ документ ]
- история государства и права зарубежных стран [ лекция ]
- Конспект лекций [ документ ]
1.doc
1.Предмет общей ТГП, её место и роль в системе общественных и юридических наукПредмет: ТГП изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права вообще. Предметом ТГП не являются отдельное государство, отдельная правовая система.
ТГП изучает всеобщее в государстве и праве, т.е. то, что характерно для любого государства в любой правовой системе. Эти общие положения можно получить путём исследования конкретных государств, конкретных правовых систем. Поэтому общие выводы мы получаем на основе изучения единичного, их сравнительного анализа и выделения общих положений.
Теория изучает государство и право на основе единства всеобщего и единичного. Из этого вытекает тесная связь теории и истории государства и права. Следовательно, теория изучает государство и право на основе логического и исторического.
^
1)Предмет ТГП отличается от предмета ИГП тем, что ТГП изучает ГП вообще, а ИГП изучает ГП в каждом конкретном случае.
2)Каждое явление, в т.ч. ГП, представляет из себя некое целое, но в тоже время это целое расчленено на части. ТГП в отличие от других юридических наук изучает ГП как целое.
3)Т изучает ГП в единстве, вместе, как одно целое, потому что ГП не могут существовать отдельно друг от друга.
4)ТГП изучает всеобщее в единичном, общие положения, касающиеся отдельного государства.
Т носит философский, политический характер. ^ : 1)происхождение ГП 2)сущность ГП 3)формы ГП 4)функции ГП.
Связь ТГП с социальной философией: философия изучает закономерности развития общества в целом, Т изучает ГП как элементы общества. Закономерности развития части (ГП) подчиняются закономерностям развития общего (общества в целом)→философия даёт нам какие-то общие фундаментальные понятия.
^ : экономика оказывает сильное воздействие на многие отношения в обществе, в т.ч. на ГП, т.к. от типа экономики, форм собственности во многом зависят государственно-правовые явления. Поэтому, чтобы понимать, что происходит в ГП, нужно понимать, что происходит в экономике.
^ : ГП – это исторические явления в том плане, что они развиваются, изменяются в связи с развитием общества в целом.
Вывод: ТГП основывается на этих фундаментальных науках. Связь с науками двусторонняя.
Связь ТГП с юридическими науками: ТГП формирует общие понятия, которые используются другими юридическими науками. Другие юридические науки их конкретизируют. ТГП – это фундамент для других юридических дисциплин.
^
Метод науки – это способ изучения, выражающий общие исходные позиции и
подход к данным явлениям.
В научной и учебной литературе методы принято делить на следующие группы:
1)общие методы - они используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них - методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. Однако все они имеют важное значение для получения объективных знаний о государстве и праве, для глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой материи. Диалектика – изучает любое явление в развитии, движении. Изучает ГП во взаимосвязи с другими науками на основе всеобщего и единичного. Метафизика – изучает вне развития, как данное раз и навсегда. Изучает ГП в отрыве, само по себе, вне других наук, общества.
2)специальные методы - они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам обычно относят математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.
3)частные методы - главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К заданной группе методов следует отнести сравнительно-правовой метод, методы выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие. Среди частных методов необходимо особенно выделить сравнительно-правовой метод (институты в одном государстве сравниваются с институтами в другом государстве). Сравнение в форме сопоставления или же противопоставления давно и весьма активно используется в различных отраслях знаний и учебных дисциплинах. Что же касается сравнительно-правового метода, то он стал широко применяться лишь недавно.
^
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: 1)источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Власть осуществлялась в интересах всего общества.
2)власть была по своей природе непосредственно общественной, т.е. не отделённой от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
3)власть основывалась на авторитете.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди), разрешались споры между отдельными лицами и т. д. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя.
Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи - исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
^ проявлялись в следующем:
1)они исходили от рода и выражали его волю и интересы
2)они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;
3)имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
4)в мононормах не было никакого различия между правами и обязанностями.
Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу. Табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками. Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
^
На развитие родового общества и в частности экономических отношений огромное влияние оказали две революции:
1.неолетическая – переход от охоты и собирательства к производящей экономике. Появляется металл, из него получаются орудия труда. Изобретается ткацкий станок (→одежда), гончарный круг (→посуда), колесо (→транспорт).
2.аграрная – т.к. стало развиваться скотоводство, мотыжное з/д заменили пашенным.
Революции привели к значительному росту производительности труда→в обществе продуктов производится больше, чем потребляется (прибавочный продукт) →одни становятся богаче, другие беднее→появляется частная собственность. Изменение отношений собственности ведёт к изменению всех отношений. Формируется неравенство: 1)собственник может нанять рабочих, а сам не работать 2)кабала – собственник даёт в долг, дебитор не может расплатиться.
Изменения в экономике ведут к изменениям в социальной сфере. Общество расслаивается, появляются богатые и бедные.
Формирование патриархальной семьи, появление более современных орудий труда ведут к тому, что семья может прокормить себя самостоятельно.→Семьи начинают выделяться из рода. →Род начинает распадаться.
В обществе появляются различные интересы. Интересы богатых и бедных не совпадают, происходит их сталкновение. В этих условиях органы власти родового общества уже не могут управлять. Сейчас необходимо подчинить интересы одних интересам других, чтобы не было взаимоуничтожения. Следовательно, формируется власть, которая может проявлять насилие. Для подчинения необходим специальный орган. Им становится военный вождь с дружинной. Затем появляются другие органы насильственного воздействия (полиция и др.). эти новые органы власти получили название государство.
Государство возникает с целью управления обществом, но оно связано с принуждением. →Государство – это система органов управления и принуждения.
Государство возникает неизбежно, закономерно в связи с изменениями в обществе. Период перехода от рода к государству занял огромную эпоху и получил название военная демократия. В этот период ведутся большие войны.
^ :
1)необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения и расслоением общества
на социально неоднородные группы (классы);
2)необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных (прежде всего юридических) норм;
3)необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс, возникших в результате расслоения общества на социально неоднородные группы (классы);
4)необходимость защиты территории и ведения войн, как оборонительных, так и захватнических;
5)необходимость организации крупных общественных работ, объединения для этой цели больших групп людей (в ряде стран Азии и Африки).
^
На территории Европы (европейский путь возникновения государства) главным фактором образования государства было классовое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов. В южной Европе государства возникли в эпоху железа. Там не требовалось таких общественных работ, как при восточном пути возникновения государств. В результате разложения общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта).
1)В Афинах появление государства называют классической (типичной) формой происхождения государства. Оно возникло непосредственно из внутренних, классовых противоречий, которые развились в родоплеменном обществе. Формирование государства происходит без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего. Формой государства стала демократическая республика, возникла непосредственно из родового строя. Возникновение государства в Афинах связано с крупными реформами Лиспена и Солона.
^ : разделил всё население по имущественному признаку на 4 разряда. Представители первых 3х разрядов получали доступ к гос. должностям, 1й разряд – к высшим гос. должностям. Упразднил народное собрание, создал совет 400-сот, т.е. власть отделяется от общества.
^ : уничтожил старую родовую организацию общества. Ввёл территориальное деление (10 округов). Род перестал существовать. Изменил систему органов власти: вместо совета 400-сот создал совет 500-сот, по 50 представителей от каждого территориального округа.
2)В ^ процесс формирования классов и государства в силу целого ряда причин тормозился, и переходный период растянулся на столетия. В основном процесс образования государства в Древнем Риме был таким же, как и в Афинах, только сопровождался борьбой плебеев (пришлого населения) против патрициев (римской родовой знати). Плебеи борьбой против патрициев за власть стимулировали разложение родоплеменного строя и образование государства.
3)В ^ образование государства связано с завоеванием значительных территорий Римской империи. Родовая организация не была приспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело к развитию прафеодального (или раннефеодального) строя на земле Римской империи. Крестьяне сохраняли свободу и собственность на землю, знать не имела крупной земельной собственности.
4)В Древней Руси формировалось прафеодальное государство, это формирование сопровождалось приглашением на княжение варягов.
^
Распространение земледелия в азиатских странах требовало проведения ирригационных работ, для проведения которых была необходима координация коллективной деятельности. Руководство этими работами осуществлялось властными методами. Для проведения работ концентрировались материальные ресурсы, в первую очередь средства производства. Таким образом, люди, занятые в аппарате власти, в последствии становились собственниками средств производства.
На Древнем Востоке, в Азии и Африке первые государства возникли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведение крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало сохранения сельскохозяйственной общины и общественной формы собственности на землю. Постепенно общественная собственность превратилась в государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.
Потребность в сооружении и эксплуатации ирригационных систем, необходимость в надежной защите создавали естественную основу для самостоятельной публичной власти. Основой ее стала родоплеменная знать — общинное «чиновничество», выступающее организатором производства и выполняющее административные функции. Эта особая группа должностных лиц составила складывающийся аппарат государственной власти.
Восточные государства — деспотические монархии — не имели отчётливо выраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало и организатором производства, и правителем над членами общины, их эксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средства производства, а управление ими. Родоплеменная знать постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. Рабы, как правило, являлись собственностью государства или церкви, но не частных лиц.
Особая роль отведена божественному освящению власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и власть как данные Богом. Правитель объявлялся носителем божьей воли, посредником между богом и людьми. Так шёл процесс сакрализации власти — объявления её священной, незыблемой, неприкосновенной.
^ :
1. основу экономических отношений составляет государственная форма собственности
2. частная собственность имеет второстепенный характер
3. государственная власть является деспотической
4. имеется мощный чиновничий аппарат
5. происходит сакрализация (освящение) власти
6. устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается
7. значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
^
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира и другими причинами.
1.теологическая (Ф.Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Государство является результатом проявления божественной воли, воплощением власти бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води, как продолжению воли бога. ٢В теологической теории трудно найти элементы, приемлемые для современной светской трактовки происхождения государства. Её рациональным зерном можно считать идею об утверждении порядка как общего блага в государстве.
2.патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). Государство произошло из патриархальной семьи. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. ٢В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в становлении государственности, должны учитываться.
^ еория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. По мнению представителей государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Государство защищает завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. ٢Только теорией насилия нельзя объяснить происхождение государства. Однако ряд идей, составляющих теорию насилия, заслуживают внимания. Элементы насилия сопровождают образование любого государства.
4.договорная (естественно-правовая). Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий устанавливающий характер, создающий гражданское общество и государственное образование. Она использовалась в разных целях. Руссо и Радищев обосновывали начала народовластия, т.к. изначально власть принадлежала объединившемуся в государство народу, а у правителя была производная власть, то народ мог отобрать у «плохого» правителя власть. Гоббс, наоборот, утверждал, что раз власть добровольно передана правителю, то правитель обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т.к. договор – это компромисс, то ограничивается свобода и народа, и монарха. ٢Договор играет значительную роль в создании ряда государств, в практике их государственного строительства (США).
5.психологическая (Петржевский). Индивиду свойственно жить в группе, жить организованно, свойственно подчиняться кому-то. Государство возникает в силу человеческой психики. Одни хотят властвовать, другие – подчиняться.
Все эти теории пытаются объяснит происхождение государства одной причиной. Но государство связано со множеством отношений в обществе, поэтому необходимо объяснять возникновение государства многими причинами. Для этого нужно выявить связь государства с различными отношениями.
^
Сущность - смысл, главное, глубинное, без чего самого явления не будет; определяет его содержание, назначение и функционирование.
^ – возможность государства воздействовать в принудительном порядке на большинство отношений, на субъекты. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Это самый спорный вопрос.
Государство может защищать интересы одного человека (монарха), узкой группы лиц (аристократия), народа (демократия), свои собственные интересы, интересы определённого класса.
В современных условиях доминируют две точки зрения: классовая (марксистская) и общесоциальная теории.
^ исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
^ доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу и принуждение.
В любом государстве одновременно присутствуют обе эти теории, но в разных государствах их соотношение различно.
Деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество - от разрушения. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами. В современном государстве классовость ушла на 2й план, а на 1й вышла общесоциальная сторона.
Если исходить из принципа единства противоположностей, то сущность государства можно объяснить как единство 2х противоположных начал: классовое и общесоциальное.
^
Особенности государственной власти:
1)ее политическая и классовая природа. Термины "государственная власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление допустимо. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости. Функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
2)ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными — отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению (каждый подвластный имеет право выбирать и быть избранным, высшие органы власти имеют над собой верховную власть народа). Полного совпадения субъекта и объекта быть не может, т.к. в противном случае власть утратит свою политическую силу, и станет общественной.
3)она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Механизм государства претворяет в жизнь гос. власть. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
4)государственная власть должна иметь организованную силу для проведения воли властвующего субъекта в жизнь, обеспечения законности и правопорядка в обществе. Любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Организованная сила должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на силу, то это доказывает ее нестабильность.
Таким образом, государственная власть - концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
^
Государство – это система каких-то организаций. Это объективно необходимая форма организации общества.
Признаки:
1.Государство является официальным представителем всего населения страны, объединяет всё население
2.Суверенитет – верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
3.Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
4.Государство имеет сложный аппарат управления обществом и принуждения. Может применять насильственные меры. Эти органы имеют государственно-властный характер их полномочий.
5.Государство имеет правоохранительные (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванные стоять на страже законности и правопорядка.
6.Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7.Тесная органическая связь государства с правом. Право - экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.
8.Государство устанавливает размеры и сроки уплаты налогов, собирает их, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.
9.обладает публичной властью – она отделяется от общества, надстраивается над ним
^
В настоящее время выделяют два подхода: формационный и цивилизационный.
1.До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, т.к. выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Он основывается на отражение процесса исторически неизбежной смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства.
^ :
1.Рабовладельческое государство - это исторически первый тип государственной организации, возникшей на развалинах первобытно-общинного строя. Экономическую основу его составляла частная собственность. Впервые в наиболее резкой форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классов и слоев общества, почти ничем неограниченное господство одного класса и полное бесправие другого. Рабы были вещью.
2.феодальное государство – появились в результате 1)образования крупного землевладения и 2)превращения светской и духовной знати в класс феодалов, а также 3)разложения сельской общины и превращения свободных крестьян-общинников и несвободных землевладельцев в крепостных крестьян. Крепостные не имели права собственности на землю, но имели своё небольшое хозяйство. Эксплуатация крестьян помещиками осуществляется путем взимания с них феодальной ренты.
3.капиталистическое государство - появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Экономической основой буржуазного государства была система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено все конституционное и текущее законодательство.
4.социалистическое государство – возникает путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов является "ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти". Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата. Сущностью нового государства является диктатура пролетариата.
^ В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.
В рамках данного подхода наиболее распространённой является «теория стадий экономического роста» (Уолт Ростоу). Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:
1.традиционное общество - преобладание сельского хозяйства
2.переходное общество, в котором закладываются основы преобразований
3.общество, переживающее процесс сдвига – взлёт научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве
4.созревающее общество – пора зрелости, устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения
5.общество, достигшее высокого уровня народного потребления – массовое потребление, ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг
^
Общество и государство понятия не тождественные, но друг без друга не существуют. Соотношение общества и государства рассматриваются в разных аспектах:
1.объём понятий – соотносятся как целое и часть. Целое – общество, часть – государство.
^ – общество – содержание, государство – форма, способ существования общества. Содержание определяет форму. Какое общество такое и государство.
Государство, регулируя отношения, применяя насилие, способствует сохранению общества, установлению порядка. Государство пронизывает все сферы общества. Государство – объективно необходимая форма организации общества.
^
Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Это та организационная материальная сила, с помощью которой государство осуществляет власть.
Для обеспечения государственной власти он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись ни одно государство.
Механизм создается для выполнения функций государства, им принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям.
Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Между ними существует иерархия.
В механизм входят органы управления и органы принуждения. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
В рабовладельческом, феодальном, и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, сми, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры).
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
Скачать файл (348 kb.)