Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Личность директора в современной школе - файл 1.doc


Личность директора в современной школе
скачать (222 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc222kb.04.12.2011 09:27скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты личности директора в современной школе 5

1.1. Управленческая культура руководителя школы 5

1.2. Основные функции директора в управлении современной школой 8

1.2.1. Педагогический анализ как функции управления школой 8

1.2.2. Целеполагание и планирование как функция управления школой 13

1.2.3. Функция организации в управлении школой 17

1.2.4. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении 20

2. Практическое исследование личности директора СОШ №25 24

2.1. Общие сведения о директоре СОШ №25 24

2.2. Показатели деятельности директора СОШ №25 25

Заключение 33

Список используемой литературы 34

Введение

Образование – это важнейшая сфера жизни общества. С ним связываем надежды на возрастающий интеллектуальный и творческий потенциал нашего государства, политика которого в этой сфере направлена на то, чтобы обеспечить реализацию прав граждан на получение качественного образования.

Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.

Внедрение достижений психологической науки в практику управленческой деятельности школы должно рассматриваться как важнейший резерв повышения эффективности решения множества практических проблем, возникающих перед учебными, педагогическими коллективами и обществом в целом.

Личность руководителя в структурах управления рассматривают украинские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н.

Эффективность и конкурентоспособность современных организаций и роль психологического фактора в управлении ими описывает в своих трудах Розанова В.А.

Все вышеперечисленные психологи и профессиональные руководители в своих работах рассматривают решение задач управления в самых разнообразных организационно-управленческих структурах.

Так, выбранная нами тема "Личность директора в современной школе" актуальна, так как рассматривает основы личности руководителя и современные механизмы эффективного управления коллективом и имеет большую практическую значимость, которая заключается в возможности улучшения условий труда, повышения эффективности управленческого процесса предприятия путем совершенствования профессионализма руководителей.

Объект исследования: система управления педагогическим коллективом.

Предмет исследования: личностные качества руководителей и их влияние на эффективность управления педагогическим коллективом.

Гипотеза исследования: эффективность управления школой будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы современному руководителю.

Цель данной работы: изучить личность директора в современной школе.

В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты личности директора в современной школе;

- изучить практически личность директора в современной школе.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты личности директора в современной школе

1.1. Управленческая культура директора школы

Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

^ Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педаго-гических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей. [5 c. 41]

^ Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

^ Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель-менеджер преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

^ Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений. В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении [1 c. 52], на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

- несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

- представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

- создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;

- проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

- принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

- организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

- по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

- создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;

- несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием. [12 c. 86]

Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора: заместителей по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместителей директора школы по научно-исследовательской работе, заместителя по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместителя или помощника директора школы по хозяйственной части.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается, в свою очередь, распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе. [4 c. 89]

В последние годы в новых типах школ - гимназиях, лицеях и др. по решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы. Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами для организации научных исследований в школах, привлечению их к педагогической работе в школе; привлекает учителей своей школы к участию в опытно-экспериментальной работе и др. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования и др. В некоторых, как правило больших или специализированных, школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.

Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы. По мере необходимости директор школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни проводит совещания при директоре, заседания педагогических советов и др.
^ 1.2. Основные функции директора в управлении современной школой

1.2.1. Педагогический анализ как функции управления школой

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [1 c. 145]. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценки роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ - это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

^ Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в педагогическом процессе. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа выступает уже система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы может получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив таким образом представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

^ Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий достижения этих результатов. Итоговый анализ подготавливает реализацию всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализов, четвертных и полугодовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

^ Основные объекты педагогического анализа. К основным объектам педагогического анализа, концентрирующим в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения - и воспитания детей, относятся организованные формы обучения и прежде всего урок, - внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общим, что объединяет педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Педагогический анализ как функция управления школой предполагает такую последовательность действий:

- рассмотрение урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

- выявление совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

- определение целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

- анализ результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, в целом работы в течение учебного года;

- установление основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

- формулирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.

^ Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали разные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа.

^ В управленческой деятельности руководителей школы выделяются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей-мастеров, чей опыт является предметом специального изучения для его обобщения и распространения.

^ Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или методиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока - это не анализ "на бегу"; такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры.

^ Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например использования средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или системы работы учителя при проверке домашнего задания, или использования учителем групповой работы учащихся на уроке.

Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД). Как было отмечено ранее, воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности. [19 c. 73]

Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела:

- анализ цели воспитательного дела;

- анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитательной работы класса, школы;

- оценка места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;

- анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (достижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания этапа поставленной задаче, оптимальность использования методов, анализ результатов);

- анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление;

- оценка деятельности учителя, классного руководителя, уровень его педагогического мастерства: компетентность и профессионализм воспитателя в управлении воспитательным процессом; авторитет, педагогический такт, формы сотрудничества с учащимися;

- недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;

- рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса.

^ Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют итоги по ведущим направлениям:

- качество преподавания - соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

- качество знаний, умений, навыков учащихся - объем, глубина, системность, прочность, осознанность; качество знаний учащихся на разных ступенях общего образования - начального, основного, полного среднего; типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины; компьютерная грамотность учащихся; степень развития познавательных интересов и др.;

- уровень воспитанности школьников;

- состояние и качество методической работы в школе;

- эффективность работы с родителями и общественностью;

- состояние здоровья педагогов и учащихся, их санитарно-гигиеническая культура;

- результативность деятельности совета школы, педагогического совета.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.
^ 1.2.2. Целеполагание и планирование как функция управления школой

В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может быть, например, такой.

1. Задачи школы на планируемый срок.

2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.

3. Перспективы обновления образовательного процесса, внедрение педагогических инноваций.

4. Обеспечение школы педагогическими кадрами.

5. Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.).

6. Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение книжного фонда библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.).

7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

^ Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором э т а -п е (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

^ Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана.

Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Примерное содержание годового плана работы школы. Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана.

1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи за новый учебный год.

2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприятий, направленных на создание необходимых условий для получения детьми основного общего и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ "Об образовании" о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей. Работа по выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям. Закон РФ "Об образовании" предоставляет широкие возможности школе по развитию индивидуальных особенностей детей. Поэтому в содержании плана работы педагогического коллектива и родителей предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития детей.

3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана, который охватывает многообразные стороны деятельности учителей и учащихся: обеспечение качества знаний, умений и навыков - индивидуализация и дифференциация обучения, использование современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеурочной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятельность школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры родителей. Содержание работы этого раздела направлено на утверждение роли школы как организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение педагогических лекториев, занятий в университете педагогических знаний, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной, дифференцированной работы с родителями и т.п.

5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информатики в оценке уровня профессиональной подготовки, работа коллектива школы над общешкольной научно-методической проблемой (проведение семинаров, конференций, педагогических чтений, заседаний методических советов, педагогических советов). Организация работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руководство изучением, обобщением и распространением педагогического опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, формирование инновационной среды в школе.

6. Система внутришкольного контроля.

7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми шестилетнего возраста. Укрепление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального ремонта школы.

8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой части плана указываются тематика заседаний совета школы, педагогического совета, тематика производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределяется учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетами и др. [15 c. 181]

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.
^ 1.2.3. Функция организации в управлении школой

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя - его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

^ Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять время - свое и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогическую деятельность, являясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Рациональное использование времени выступает в качестве важнейшей основы научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке как учителей, так и администрации школы.

В целях рационального использования времени в школах упорядочивается проведение собраний и заседаний, советов и штабов, определяется распорядок работы администрации, классных руководителей, разрабатываются циклограммы управленческого труда директора, его заместителей. Опыт показывает, что во многих школах установлены специальные дни, недели и часы проведения совещаний, семинаров и др. Например, в первый понедельник проводится заседание методического совета, во второй - заседание методических объединений по предметам, в третий - школа молодого учителя, в четвертый - методическое объединение классных руководителей. Таким же образом расписываются и другие дни недели. С этой же целью устанавливаются временные рамки для совещаний, докладов, выступлений, определяется количество заседаний в течение четверти или учебного года. [11 c. 86]

Жизнь школы - сложного социального организма - невозможно расписать по графику, по минутам, но стремиться к организованности, к порядку, дисциплине необходимо.

^ Организационные формы управленческой деятельности в школе. В числе важнейших организационных форм управленческой деятельности необходимо прежде всего назвать совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др. К целям и содержанию деятельности совета школы мы уже обращались. Рассмотрим организационные функции педагогического совета школы.

Деятельность педагогических советов проходит в условиях демократии и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей к их подготовке и проведению. Проведению педсоветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т.д. На заседание педсовета выносятся принципиальные вопросы жизни и деятельности школы. Для того чтобы разгрузить заседания педагогического совета, в школах используется такая организационная форма, как совещание при директоре. Совещания при директоре являются обязательными для представителей администрации, но на них могут приглашаться и другие педагогические работники. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса (вопросы успеваемости, соблюдения правил поведения, организация внеурочной деятельности). На совещаниях при директоре может рассматриваться работа отдельных учителей, выполнение ими стандартов образования, система работы учителей по развитию творческой активности учащихся и др. Периодичность проведения таких совещаний устанавливается директором школы.

На совещаниях при заместителях директора школы рассматриваются текущие вопросы административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания являются необходимой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно. К оперативным организационным формам управленческой деятельности относятся также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий и др. Оперативная организаторская работа директора школы и его заместителей осуществляется и в таких формах, как встречи с родителями, представителями общественности, трудовых коллективов.

Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа - ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях учкома создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, развития инициативы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.

Эффективность использования организационных форм управления школой прежде всего определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные формы организации управленческой деятельности достигают своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости.
^ 1.2.4. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении

С реорганизацией управленческих структур в образовании инспекторские функции за деятельностью учителей возложены на директора школы и его заместителей. В то же время управленческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее деятельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб органов управления образованием.

^ Виды, формы и методы внутришкольного контроля.

В этой классификациии выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

^ Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы - учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.

Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

^ Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении. К сожалению, не исключены случаи, когда результаты такого контроля и последующего анализа свидетельствуют о профессионально-педагогической некомпетентности педагога, об отсутствии роста, а иногда и о профессиональной непригодности.

^ Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.

^ Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как администрация, так и представители методических объединений школы.

^ Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.

^ Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В названии форм контроля повторяется термин "обобщающая". Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

В школьной практике, однако, наиболее часто применяются устный и письменный контроль; при всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя. Поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.

Применение во внутришкольном контроле социологических методов - анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок и др. позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию. Причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

^ Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения и др.

Изучение передового педагогического опыта, методов диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях работы определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.
^ 2. Практическое исследование личности директора СОШ №25г. Набережные Челны

2.1. Общие сведения о директоре СОШ №25

Директор школы:  Кузавкова Лариса Владимировна  (I квалификационной  категории, педстаж 14 лет,  администраторский 3 в данной школе 14 лет).   

Образование

Вуз: Казанский государственный педагогический университет.

Факультет: исторический.

Специальность: история и педагогика.

Форма обучения: очная.

Годы учебы: 1978-1983.

^ Характеристика общечеловеческих ценностей и интересов нашего директора

Деятельность: педагогическая.

Интересы: разнообразные.

Предпочтения

музыка: классическая, бардовская песня;

фильмы: исторические, фантастика, триллер;

книги: публицистика, романы, детективы;

игры: компьютерные, лото.

Любимые занятия: чтение, дача, вязание;

художник: И. Репин;

писатель: В. Пикуль;

поэт: Э. Асадов;

композитор: Г. Свиридов;

город: Санкт-Петербург;

блюдо: пицца, пельмени, блины;

цитата: “Пока дышу, надеюсь”.

О себе: неисправимый романтик.

Решая каждый день множество служебных вопросов в школе, Лариса Владимировна нашла время ответить на анкету.

^ Ваше последнее достижение? Грамота администрации Автозаводского района за четкую организацию и проведение среди жителей микрорайона выборов президента России.

^ Место в городе, где вы любите бывать? Парк Прибрежный

Какую цель ставите перед собой сейчас? Научиться достойно и мудро выполнять обязанности директора школы, руководить большим школьным коллективом.

^ Ваше отношение к религии? Атеист.

Жизнь, о которой вы мечтаете? Без войн и болезней, в кругу родных и любимых людей.

Где бы вы хотели жить? В своей стране.

Ваше отношение к алкоголю? Считаю, что детский алкоголизм — это трагедия нашего общества. Необходимы жесткие административные меры к пьющим родителям и к детям, которые были замечены в употреблении слабоалкогольных напитков (тоник, пиво).

^ Когда вы впервые влюбились? Когда училась в восьмом классе.

Если бы у вас была возможность выбрать вторую профессию, что бы это было? Фотограф.

^ Ваш любимый Набережночелнинский театр? Театр кукол.

Для вас нет ничего хуже, чем… предательство.

Одним словом — как к вам относятся окружающие люди? С пониманием.

Есть ли у вас домашние животные? Собака, кошка и рыбки.

^ Ваш любимый исторический персонаж? Петр Первый.

Как вы относитесь к курению? Не курю и всем не советую, а еще напоминаю: курение на территории школы — нарушение Устава, будут строго наказываться ученики и их родители.

^ Как долго вы можете быть без общения? Неделю

Были ли в вашей жизни зарубежные поездки? Дальнее зарубежье — Германия, ближнее зарубежье — Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Абхазия.

^ С каким из известных в мире людей вам бы хотелось встретиться? С Д.А. Медведевым.

Каких людей вы не любите? Жадных и злых.

Главная черта вашего характера? Трудолюбие.

Что вы больше всего цените в друзьях? Умение прийти на помощь.

^ Ваш главный недостаток? Жалость.

Что было бы для вас самым большим несчастьем? Болезнь и смерть близких.

Если бы сейчас в школе появились большие деньги, на что их потратили? На установку интерактивной доски и входные двери.

^ Какой вам хотелось бы себя видеть? Счастливой.

Какое качество вы особенно цените в мужчинах? Надежность и верность.

Как вы хотели бы встретить Новый год? В хорошей компании родных и близких людей.

Состояние духа в настоящий момент? Боевое.

^ Ваш любимый популярный музыкальный исполнитель? С. Ротару.

Самый ценный совет, который вы получили в жизни? Из любой ситуации есть выход.

Ваш девиз? “Каждый человек рождается для какого-то дела”. Э. Хемингуэй
^ 2.2. Показатели деятельности директора СОШ №25

Школа № 25 основана в 1975 году. С 5 апреля 2007 года школа имеет статус МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

Государственная аккредитация: № 5249 АА 105754, свидетельство выдано 16 июля 2007 г. Министерством образования Республики Татарстан.

 Лицензия: № 984А 175622 , выдана 25 апреля 2007 г. Министерством образования Республики Татарстан на право ведения образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего (полного) общего образования, дополнительных платных образовательных услуг.

 ^ Направление учебной деятельности. 

Обучение ведется на русском языке. Внедряются программы «Школа 2100». «ИНОС», «Школа России». Осуществляется профильное обучение по следующим направлениям: «Педагогика и психология», «Социально-экономический дизайн», «Техническое». Осуществляются высшими учебными заведениями ИНЭКА, институтом управления, Набережночелнинским государственным педагогическим институтом. 

Количество учащихся:              1222 человек

в том числе:

начальное общее образование ( 1-4) : 453 чел.

основное общее образование ( 5-9 ): 594 чел.

среднее (полное) общее образование (10-11): 175 чел

Педагогический коллектив

В школе работают 80 педагогов.

Из которых:  высшую квалификационную категорию имеют 8 педагогов.

I квалификационную категорию - 34 педагога.

Высшее образование имеют 72 педагога.

Награждены знаком «Отличник народного образования»: Коврижина Л.В. Захарова В.С. Решетникова В.А. Знаком «За заслуги в образовании» Хасанова Н.Ф. Имеют высшую квалификационную категорию 6 учителей, первую квалификационную категорию по должности «Учитель» - 39 человек.

Лауреат Соровского гранта: Захарова В.С.

Победитель национального проекта: Хасанова Н.Ф. - учитель высшей квалификационной категории.

Лауреаты Премии Мэра города:

- 2006/2007 уч.г.: Захарова С.В. Решетникова В.А. Хабибуллина Р.З. Вержакова З.Н. Слепнева Т.Н. Гараева Х.Ф.

- 2007/2008 уч.г.: Глазкова О.Н.; Гареева Л.З,; Захарова В.С.; Волостнова С.В.

В течение нескольких лет школа в своей работе руководствуется Программой реализации Закона РТ « О языках» в образовательных учреждениях города Набережные Челны, разработанной городским управлением образования в 1994 году, а также Программой реализации Закона, разработанной школой №24 в 2000 году.

Все деловые бумаги, информация, объявления ведутся на двух языках. В школе созданы условия для изучения государственных языков. Сегодня 47 % учащихся татарской национальности обучаются на родном языке. В этих классах воспитательная работа строится на основе традиций татарского народа.

В (начальных) татарских классах уроки труда, рисования окружающий мир, музыка ведутся на родном языке. Учебные кабинеты оформлены в соответствии со спецификой класса на двух языках.

^ Воспитательная цель:

«Семья – ребенок – школа». Установлена связь и соотношение федерального и регионального компонентов в каждой образовательной программе.

Использование материалов регионального характера нашло отражение в планах, программах разного уровня (тематическое планирование, планы воспитательной работы).

^ Стратегическая цель школы:

Формирование индивидуальной культуры личности, усвоившей образовательные стандарты по всем ступеням обучения, обладающей прочными знаниями по профильным дисциплинам, способной к интеграции в обществе. 

Задачи:

1. Предоставление качественных образовательных услуг на основе маркетинговых исследований.

2. Улучшение качества ЗУН как фактор профессиональной компетентности педагога.

3. Формирование коммуникативной культуры учащихся на основе информационной грамотности.

Руководство

Директор: Кузавкова Лариса Владимировна

Заместитель директора по учебной работе:  Коврижина Людмила Васильевна

Заместитель директора по воспитательной работе: Шалопкова Людмила Васильевна 

^ Со дня основания в школе работают:

Хасанова Наиля Фаязовна, Дубей Надежда Михайловна, Решетникова Валентина Александровна.

Образовательная программа школы:

I. Ступень – базовая ОП начального обучения (обучение по традиционной системе, по программе ИНОС, “Школа-2000”);

II. Ступень - базовая ОП основной школы;

III.Ступень – профильная подготовка.

Социально-экономический;

Естественно-математический;

Инженерный;

Филологический.

Школа тесно сотрудничает с институтом управления, c ИНЭКА, с ТИСБИ, с институтом экономики и права, НГПИ, институтом международного бизнеса.

В школе проходят практику студенты Набережночелнинского пединститута, педколледжа и филиала Казанского педагогического университета. В школе реализуется программа воспитательной системы, которая направлена на развитие творческой личности и её самореализации. Для этого в школе созданы все условия: два спортивных зала, актовый зал вместимостью 150 человек, два музея (“Мужества”, “Русская изба”).

Для работы объединений и кружков имеются отдельные кабинеты, а также оборудан кабинет здоровья, работает кабинет эмоциональной и псохологической разгрузки. Школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования ДЮЦ, ЭБЦ, ЦДТТ, ДДТ, а также с картинной галлереей, музыкальной школой №4, молодёжными центрами “Нур”, “Шатлык” и с Татарским Государственным Драмматическим театром, с Домом Дружбы Народов «Родник».

Огромное внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе, во внеурочное время проводятся дни здоровья, спортивные праздники и соревнования. Третий год в школе работает спортивный комплекс “Олимпия”, где ребята могут себе найти занятие по душе.   

 Работают следующие секции:

- регби;

- авиамоделизм;

- туризм;

- хореография;

- экология.

 2008/2009 учебный год:

10 А- филолгический (ИНОС)

10 Б - социально-экономический

10 В - инженерный

10 Г - общеобразовательный

11 А - ИНОС

11 Б - социально-экономический

11 В - естественно-математический

11 Г и 11 Д - общеобразовательные.

Методические объединения СОШ № 25 - Тимуровский отряд.

Квалификацию педагогов также можно представить в диаграмме (с учетом аттестации 2009 года):



5 учителей из 9, имеющих вторую квалификационную категорию, находятся в декретном отпуске.

48 учителей (65%) за три учебных года прошли курсы повышения квалификации.

В период с 2005 по 2009 уровень квалификации педагогического коллектива представлен в диаграмме:



По итогам аттестации 2005-2009 годов квалификационную категорию повысили:

Высшая – 14

Первая – 12

Вторая – 4



За прошедший период повысило квалификацию 65% педагогического коллектива.

На основе статистических данных можно сделать вывод, что квалифицированный коллектив, имеющий кадровые ресурсы для дальнейшего развития школы, представляет собой оптимальное сочетание опытных и начинающих педагогов, что является прекрасной основой для создания и передачи коллективных традиций, мобильного решения возникающих проблем в обучении, развитии, воспитании.

Заключение

Оценка директора школы в целом зависит и от его умения организовать труд школьного коллектива, в том числе и собственную деятельность.

Современный успешный директор школы должен обладать следующими качествами:

1.       Системность мышления

2.       Умение прогнозировать, просчитывать ситуацию, моделировать перспективное развитие на несколько лет вперед.

3.       Умение создавать команду.

4.       Гибкость и динамичность поведения.

5.       Высоко развитые коммуникативные способности.

 Успешный директор школы это, прежде всего эффективный современный менеджер, отличительными признаками которого являются:  

1. Маркетинговая ориентированность.

2. Предпринимательский дух

3. Ориентация на командную работу.

4. Умение построить гибкую и взаимосвязанную организационную структуру с простроенными коммуникативными потоками внутри организации.

5. Ориентация на создание новых продуктов. Улучшение качества продукции, создание все более совершенных продуктов, внедрение инноваций –залог успеха современных школ.

Исследование проведённое в СОШ №25 подтвердило гипотезу: эффективность управления школой будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы современному руководителю.

Список используемой литературы

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

  2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991. - с. 352

  3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России 1999. – 192 с.

  4. Двнисенкова Н. С. Педагогический коллектив школы. - М., 1984. - с.377

  5. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997. - с. 286

  6. Князев Е. Об искусстве управлять школой // Директор школы. - 1995. - №6. - с.77-85.

  7. Кобзарь Б. С. Управление школой продленного дня. - Киев, 1988. - с.278

  8. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993. - с.405

  9. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя, М., 1999.

  10. Левченко И.В., Самылкина Н.Н. Общие вопросы методики обучения информатике в школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов. – М.: МГПУ, 2003

  11. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1998. - с. 452

  12. Пикельная В.С. Теоретические основы управления. - М., 1990. - с. 302

  13. Пименовский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества //Педагогика. - 1997. - №5. - с. 97-103.

  14. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. - 1997. - №6. - с. 34-40.

  15. Психологический словарь. - М.:Педагогика-Пресс, 1996. - с. 512

  16. Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003

  17. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997. - с. 412

  18. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогики. 100 экзаменационных ответов. Экспересс-спарвочник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – 256 с.

  19. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1979. - с.159

  20. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. - М., 1992. - с. 298

  21. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с.

  22. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М., 2001. - с.251

  23. «Директор школы» № 4, 2008 г., с. 19–27

  24. «Директор школы» № 5, 2009 г., с. 33–37

  25. «Директор школы» №5, 2005 г., с. 49-57



Скачать файл (222 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации