Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по истории психологии - файл 1.doc


Лекции по истории психологии
скачать (606.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc607kb.04.12.2011 09:34скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Конспект лекций. Векилова.

Раздел 1. Философский период развития психологии

Тема 1. Предмет истории психологии

Тема 2. Генезис и характерные черты античной философии

Тема 3. Атомистические материалистические концепции души в античной философии

Тема 4. Философская и медицинская школа Гиппократа

Тема 5. Идеалистические гуманистические философские концепции Сократа, Платона Аристотеля

Тема 6. Психологические идеи поздней античности

Тема 7. Научные и философские идеи периода Возрождения

Тема 8. Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения

Тема 9. Философия Нового времени: рационалистиче­ский и эмпирический пути познания мира

Тема 10. Рационалистические обоснования философских концепций XVII в

Тема 11. Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов XVII-XVIII вв

Тема 12. Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов периода
Просвещения-XVIII

Раздел 2. Развитие психологии как самостоятельной

науки

Тема 1. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку

Тема 2. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии

Тема 3. Выделение психологии в самостоятельную науку

Тема 4. Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX вв

Тема 5. Структурализм и функционализм в американской психологии

Тема 6. Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии

Тема 7. Формирование и развитие психоанализа

Тема 8. Бихевиоризм как новая методология психологического исследования

Тема 9. Когнитивная психология и процессы приобретения опыта

Тема 10. Развитие психологии в России в середине Х1Х-начале XX в

Тема 11. Категориальный строй, представления о причинности и ключевые проблемы современной психологии

Предисловие

Конспект лекций курса «История психологии» содержит информацию об основных этапах раз­вития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, их появлении, усложнении и преем-ственности. В курсе освещены вопросы, касающие­ся изменения в различные исторические периоды собственно предмета психологии, методологии и ме­тодов исследования.

Поскольку психология как наука не является дисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место в естественных науках — физи­ке, химии, ученые-психологи вынуждены постоян­но обращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна из причин неустан­ного интереса психологов-к истории своей науки. Как самостоятельное научное направление психо­логия существует всего 125 лет, со времени основа­ния в 1879 г. Вильгельмом Вундтом Лаборатории экспериментальной психологии в г. Лейпциге. Мож­но смело утверждать, что психология — одна из наи­более молодых дисциплин в современной науке, поэтому «допарадигмальный» статус (Кун Т., 1977, Щульц Д., Шульц С., 1998), в котором она находит­ся, — закономерное явление.

Одна цель курса — помочь студенту увидеть ис­торию психологии в общекультурном контексте. В связи с этим в тексте приведены фрагменты опи­саний исторических эпох, событий, краткие биогра­фические сведения наиболее известных авторов. Другая — помочь студенту сориентироваться в том, какую историческую линию (теоретическую или экспериментальную) он продолжит в своем диплом­ном исследовании, на чьи идеи будет опираться, в каком направлении будет разрабатывать собственную исследовательскую проблему.

Если провести аналогию с формированием лич­ностной идентичности, то курс «История психоло­гии» может помочь в обретении профессиональных корней и профессиональной идентичности.

Принимаясь за данную работу, составитель, безусловно, использовал наиболее значимые ис­следования по истории психологии отечествен­ных психологов — М. Г. Ярошсвского, В. А. Якунина, А. Н. Ждан и зарубежных философов и психологов: итальянских авторов Д. Антисери и Дж. Реале, английского физика и философа Берт­рана Рассела и американских психологов Ф. Алек-сандера и Ш. Селестика, Д. Шульц и С. Шульц, Т. Лихи, Н. Смита.

В изложении текста соблюдены описанные М. Г. Ярошевским (1985) принципы: контекстный (привязка к культурному, историческому контек сту, или «духу времени»), персоналистский (при­вязка изложения к определенным именам), прин­цип контрастирующих пар (попытка изложить ма­териал через знакомство с альтернативными, часто оппозиционными идеями).

В данном издании представлены основные темы по истории психологии.
РАЗДЕЛ 1

Философский период развития психологии

^ Тема 1. Предмет истории психологии

Предмет история психологии — это изучение изменений в представлениях ученых о психичес­ких феноменах, предмете психологии, методах, о структуре самой науки.

Психология как наука начинается с понятия «душа», но, несмотря на то что человечество зада­ется вопросом о том, что такое душа, с доистори­ческих времен, оно так и не получило ответа. Труд­ности в изучении феномена души (или психики) заключаются, во-первых, в том, что он не имеет не­посредственного материального воплощения (пси­хика — это идеальная субстанция), а во-вторых, в том, что он не объективирован для человека, а слит с ним воедино, так что познающий субъект и позна­ваемый феномен нерасторжимы, или то, «чем по­знается», и то, «что познается», — едины. Психология имеет дело с «опредмеченными» во­площениями психической активности, выраженны­ми соматически (вегетативные проявления при пе­реживании эмоций), вербально (в письменной и устной речи) и в продуктах человеческой деятель­ности. Тот факт, что сам феномен не опредмечен, а значит, и не наблюдаем, порождает множество кон­цепций, версий того, что такое душа или психика. Так, ранние, доантичные, античные и более поздние (вплоть до середины XIX в.) концепции психики были результатом субъективных раздумий филосо­фов о душе. Естественно, что эти концепции явля­ются непроверяемыми или неверифицируемыми, а согласие или несогласие с ними — это результат до­верия им. Лишь с началом использования экспери­мента в психологии (1879 г.) возникла возможность формулирования и проверки гипотез, и психология начала свой путь к статусу так называемой нормаль­ной науки. Теперь нам становится ясно, почему пси­хология имеет «столь долгую предысторию и столь короткую историю», почему человечество так дале­ко продвинулось в познании объективированного мира внешней реальности и так мало — в познании субъективного мира внутренней реальности.

^ Периодизация развития психологии. В попыт­ках исследовать историю развития психологичес­кой науки наиболее типичны два подхода к выделе­нию периодов развития. Первый подход основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода — философский период развития психологии (начинается от античности и длится до 70-х гг. XIX в.) и период развития психологии как самостоятельной науки (от 70-х гг. ХIХ в. до настоящего времени). Рубежом между периодами является 1879 г. — год основания немецким физио­логом и психологом Вильгельмом Вундтом в Лейп­циге Лаборатории экспериментальной психологии. Это событие стало ключевым, так как с этого мо­мента в психологии начали использовать новый метод проверки научных гипотез — эксперимент. Психология вышла из «лона» философии и начала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять на психологию, как и на другие науки, но влияние это становилось внешним, дис­куссии по наиболее острым вопросам перемести­лись в узкопрофессиональное пространство.

Второй подход, предложенный А. Н. Ждан(1997), более содержательный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения пред­мета психологии. В этом подходе выделялись три периода.

Первый период — психология как наука о душе, он продолжался от античности и до начала Нового времени (XVII в.). Под душой понималась матери­альная, идеальная, а затем и божественная субстан­ция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и по­знающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и нравственные основания. Понятийный аппарат включал в себя такие термины, как разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения и восприятия), память, пред­ставления, воображение, аффект, воля, характер.

Второй период — психология как наука о со­знании; он связан с именем Репе Декарта (начало Нового времени-XVII в.) и продолжался до начала XX в. Под сознанием понимается мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал в себя наряду с существующими такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические и духовные по­требности, бессознательное, психическое развитие, перцепция и апперцепция, законы ассоциации, вре­мя реакции, пороги ощущений, психология, психо­физика, психофизиология, одаренность и ее насле­дование, кривая забывания.

Третий период — психология как наука о пове­дении, он связан с развитием бихевиоризма и с име­нем Джона Уотсона (начало-конец XX в.). Психо­логия стремилась к сходству с естественными науками, широко применялись эксперимент и ма­тематический аппарат для обработки результатов экспериментов. Снова к уже существующим тер­минам добавились такие, как условный и безуслов­ный рефлексы, подкрепление, респондентное и опе-рантное научение, экспериментальный анализ поведения, модификация поведения. Таким обра­зом, современная психология продолжает оставать­ся дисциплиной, в которой используется весь тер минологический аппарат, формировавшийся с вре­мен античности, и в отдельных ее направлениях предметом по-прежнему могут быть и душа, и со­знание, и поведение.

^ Тема 2. Генезис и характерные черты античной философии

Греция оказалась тем географическим центром, где возникла новая форма духовной жизни челове­чества — философия как попытка осмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала выше непосредственного насущного бытия челове­ка с его биологическими потребностями — устано­вилась окончательная, непреодолимая граница меж­ду животным миром и человеком. «Философия родилась в процессе выделения логоса и обособле­ния его от фантазий и мифов» (Антисери Д., Реа­ле Дж., 2001).

Из философских размышлений сформировалась традиция рационального мышления, мышления в ключе причинно-следственных отношений. Рацио­нальный, хотя и упрощенный, подход к пониманию мира и человека, убеждение, что естественные яв­ления имеют естественные (а не сверхъестествен­ные) объяснения, открывали желанную возмож­ность контролировать мир, а в конечном счете -господствовать над природой (сейчас мы можем го­ворить о том, что это господство стало опасным для самого человека). Именно эта традиция породила науки и этические ценности современной Европы. Такие формы греческой культуры как религиозные, политические и военные институты, ремесла и тех­нические достижения имелись и у других народов.

В чем причины того, что греческая культура ста­ла ключевым фактором развития европейской ци­вилизации? Приводятся несколько причин разно­го характера.

Греция является полуостровным государством, где мореходство развивалось с незапамятных вре­мен. Активная торговля способствовала многочис­ленным кросскультурным контактам греков, что способствовало формированию многомерной кар­тины мира, допускающей многообразие языков, тра­диций, жизненных стилей, и порождало раздумья.

Кроме того, греческая цивилизация представля­ла собой культуру, свободную от насильственной религиозности. Немаловажное значение имел и тот факт, что элита греческого общества смогла упо­требить свою «праздность» для целей философско­го размышления.

Эпоха античности продолжалась с VI в. до н. э. до II-III вв. н. э., т. е. примерно 8 веков. Внутри нее выделяются три периода с характерными призна­ками каждого из них.

^ Первый период получил название атомистиче­ской материалистической античности, и для него характерны:

• огромный интерес к космосу и создание пер­вых космологических теорий;

• поиск первоосновы мира в виде знаменитых первоэлементов и споры о приоритетности того или другого из них;

• одушевление мира и приписывание ему свойств разумности и справедливости.

^ Второй период получил название гуманистиче­ской идеалистической античности, и для него ха­рактерны:

  • интерес к человеку, его взаимоотношениям с миром;

  • создание концепции высшего мира с его иде­альными свойствами;

  • признание разума как высшей человеческой ценности;

  • признание добродетели и ценностей нравствен­ного начала в человеке;

  • изменение представлений о связи души и тела, последовательность переходов, описанных разны­ми авторами, выглядит следующим образом: тело —это отличная от души субстанция; тело — случай­ное пристанище души, тело — тюрьма для души.

^ Третий период называется периодом поздней античности, и для него характерны:

  • создание и проработка религиозной концеп­ции человека; существенные изменения в представлениях о человеке; если в предыдущий период человек представлялся существом героическим, доброде­тельным, процветал культ здорового красивого тела и любви, то в поздней античности человек пред ставлялся существом греховным по факту своего рождения, поэтому он печален и его прижизненная задача — искупить свою греховность;

* формирование ценностей страдания, эмоцио­нальных и волевых свойств, которые стали приори­тетными над интеллектуальными.

^ Тема 3. Атомистические материалистические концепции души в античной философии

Ионическая (милетская) философская школа — основная тема: поиск и обоснование четырех перво­элементов мира. Основатель ^ Фалес Милетской (624-546 гг. до н. э.), по словам Аристотеля, — «отец науки» и первый, кто предпринял попытку устано­вить «физическое начало» без мистических пред­положений, полагая, что все виды материи проис­ходят из воды. Анаксимен (570-500 гг. до н. э.) считал основной субстанцией Вселенной воздух. Гераклит Эфесский (536-470 гг. до н. э.) утверж­дал, что первоэлементом мира является огонь. Ав­тор фундаментальной концепции ритмичности (жизнь и смерть, здоровье и болезнь, сон и бодр­ствование) полагал, что субстанция огня симво­лически отражает эту фундаментальную динами­ку жизни.

Элейская школа — основная идея: основу мира составляют четыре первоэлемента (земля, огонь, воздух, вода) и их сочетания.

Алкмеон (500-е гг. до н. э.) вывел первую наив­но-рационалистическую концепцию мышления (мозг, подобно железе внутренней секреции, выде­ляет мысль, слуховые и зрительные восприятия могут быть ошибочными из-за того, что каналы, по которым они достигают мозга, засоряются). Алк­меон первым начал производить опыты над мозгом животных.

Эмпедокл (490-430 гг. до н. э.) первым сформу­лировал эволюционную идею выживания за счет приспособления, полагая, что мир одушевлен и в нем действуют два полярных энергетических ис­точника — любовь и ненависть.

Демокрит (460-395 гг. до п. э.) — основополож­ник атомистической материалистической филосо­фии — имел следующие представления: атомы -мельчайшие субстанции, недоступные чувствам, ко­торые различаются по форме, величине и подвиж­ности.

Душой обладают все предметы живой и нежи­вой природы. Подобный взгляд на природу мира получил название панпсихизма.

Душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, самых мелких, круглых и гладких, не­обыкновенно подвижных. Атомы души рассеяны по всему телу человека, они никогда не находятся в покое, именно потому, «проникая в тяжелое», при­водят тело в движение.

Тело и душа — две взаимосвязанные субстанции, обе они сродни окружающему миру и являются производными единой материальной атомарной

праматерии. Душа, однако, обладает большей энергетикой движения, поэтому действует на тело по принципу толчка. Атомы души подобны ато­мам огня. Они рассеяны в пространстве, когда сложные тела распадаются, атомы души покида­ют их.

^ Процесс дыхания — это процесс обмена атомами души с окружающим пространством и телами в нем; таким образом, с каждым актом дыхания душа об­новляется. В связи с этим нельзя не вспомнить о современных психотерапевтических практиках, сфокусированных на процессе дыхания, а также о том, что слова воздух, дыхание и душа — одноко-ренные. Болезнь — результат изменения пропорции атомов, а старость — это состояние, при котором число подвижных атомов в организме уменьшает­ся. Душа есть и у мертвого тела, но в очень малых количествах.

Представления о процессе познания. Позна­ние описывается как двухуровневый процесс — вос­приятие (чувства) и мышление. Восприятие (нача­ло и источник познания) — процесс физический по своей природе, механизм восприятия описан через так называемую теорию истечения. Соотношение двух уровней познания: согласно Демокриту, вос­приятие — самое верное знание, но оно ограничено в своих возможностях, так как дает единичное пред­ставление. Мышление («светлый род знания») дает возможность охватить сумму частных явле ний и «постичь сокровенное», но оно чревато ошибками.

^ Выделение мира субъективной психической реаль­ности и понимание его отличия от мира объектив­ной внешней реальности. В учении Демокрита на­чинают различаться качества, которые существуют «поистине» (объективно), и качества, которые су­ществуют в «общем мнении» (в восприятии и мыш­лении). Реальность физического мира стали отде­лять от реальности психического мира, и между ними нашли первые различия.

«Мнимы чувства: боль, горький вкус, жара, хо­лод, цвет; истинны лишь атомы и пустота».

^ Тема 4. Философская и медицинская школа Гиппократа

Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) — греческий ме­дик, которого называют «отцом современной меди­цины» — первый, кто последовательно попытался объяснить болезни на основе естественных причин. Основной труд, «Кодекс Гиппократа» состоит из 76 трактатов, где описаны болезни, их симптомы и лечение. Гиппократ и его соратники (врачи «круга Гиппократа») впервые описали симптомы депрес­сии, послеродового психоза, фобий, истерии, мани­акальных и параноидальных состояний.

Он придерживался представлений Эмпедокла и считал, что в человеческом теле есть аналоги четы­рех первоэлементов мира и их свойств. Эти идеи легли в основу знаменитой типологии темперамен­тов Гиппократа. Однако он не ограничился лишь констатацией этого соответствия человеческого тела миру. В своей работе <<О природе человека» он описал наиболее характерные для каждого из ти­пов болезни и родственное время года, соответству­ющее типу. Схематически концепция мира и че­ловека в нем приведена в таблице (Антисери Д., Реале Дж., 2001).

Другой значительной работой Гиппократа явля­ется трактат «О священной болезни». В ней он до­казывает, что эпилепсия — это органическое забо­левание головного мозга, и опровергает широко распространенное среди его современников убеж­дение в том, что эпилептический припадок — это состояние, связанное с богом, имеющее признак из­бранности. Кроме того, в работе «О водах, ветрах и местностях» Гиппократ соотносит здоровье и жиз­неспособность с типом политической системы, в которой живет человек. Так, по мнению Гиппокра-та, в монархических деспотиях люди имеют более слабое здоровье и более низкую продолжительность жизни.

Гиппократ заложил основы профессиональной этики врача в знаменитой клятве, где содержатся нормы-запреты на причинение вреда, на эвтана-зию, па аборт, на любовные и сексуальные отноше-ния с больным и норму конфиденциальности. При-водим наиболее важный фрагмент этого текста: «Я направлю режим больных к их выгоде сообраз но с моими силами и моим разумением, воздержи­ваясь от причинения всякого вреда и несправедли­вости. Я не дам никому просимого у меня смертель­ного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больно­го, будучи далек от всякого намеренного, неспра­ведливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а также и без лечения -я ни увидел или ни услышал касательно жизни люд­ской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной....» (Лакосина Н. Д. и др., 1984).

^ Тема 5. Идеалистические гуманистические философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля

Философские представления Сократа. Сократ

(470-399 гг. до н. э.) — сын каменщика (скульпто­ра, по некоторым версиям) — был мастером устной традиции. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из «диалогов» его ближайшего ученика Платона. Достоверно известно, что в 399 г. до н. э., когда Сократу было около 70 лет, его осуди­ли и приговорили к смерти, обвинив в «нечестии и развращении умов». В «Апологии» (диалогах) Пла­тона воспроизведена речь, которую Сократ произ­нес на суде в свою защиту. Судебное преследование было основано на обвинении в том, что Сократ «по-грешает и преступает меру должного, исследуя то, что под землею, и то, что в небесах, делая более слабый довод сильным и научая тому же самому других» (Рассел Б., 1998).

С именем Сократа связано изменение пробле­матики философских учений античности. Он осу­ществил переход от анализа сущности природы и мироздания к рассмотрению вопроса о том, что та­кое человек, в чем его сущность.

Определяя природу человека, Сократ устано­вил приоритет познавательных способностей че­ловека и нравственного начала в человеке: «чело­век — это его душа, т. е. разум и нравственное поведение». Таким образом, возникли две наивыс­шие ценности, которые до сих пор составляли ос­нование образа идеального человека в европейской

культуре.

Согласно Сократу над человеком есть субстан­ция — «Божественный разум, который является началом и единственной причиной всех вещей». В каждом человеке, «в тайниках его души», хра-нится знание, которое можно актуализировать и освободить от ложных мнений с помощью специ-ального искусства, майевтики (дословно — родо-вспоможение; надо отметить, что мать Сократа была повитухой). Сократическая беседа — способ рас крытия знания, которым обладает человек, при этом знание становится доступным своему носителю. По форме такой диалог обладает сходством с совре­менной психотерапевтической беседой, по содер­жанию он чаще всего касается тем, связанных с мо­ралью.

Сократ придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа — это разум, она бессмертна и бо­жественна, тело — только инструмент на службе у души.

Учение Платона (427-347 гг. до н. э.). Идеалис­тическое понимание души достигло наивысшего развития в философии Платона — ближайшего уче­ника Сократа. Творческое наследие Платона (36 ра­бот, написанных в форме диалогов) сохранилось почти полностью, поэтому историки имеют доста­точно целостное представление о философии этого ученого.

«Мир идей». Центральным понятием концеп­ции Платона является понятие «мира идей», иде­ального, вечного, истинного бытия, которое сто­ит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия. Материальный мир преходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует. Платон прибег к следующему доказа­тельству существования мира идей: человеческий разум имеет образы вещей, у которых есть источ­ники в виде реальных предметов внешнего мира, но разум содержит также понятия, которые не име­ют опоры, источников в мире внешней реальности.

К таким понятиям относятся, например, абстракт­ные понятия из области эстетики, этики и морали (благо, справедливость, прекрасное и др.). Источ­ники этих понятий находятся в мире идей.

Учение о душе. Душа — это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувствен­ных (воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким обра­зом, жизнь души циклична и бесконечна. Телес­ность — антагонистичная душе субстанция, которая склоняет душу к худшему. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и может страдать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнрав­ственных поступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь, последую­щее телесное воплощение души может быть раз­личным («тот, кто предавался распутству и пьян­ству..., перейдут, вероятно, в породу волков или других хищников...»). Анамнезис — припоминание душой прежнего опыта телесных воплощений.

Структура души. Душа имеет трехчастную структуру и локализована в теле: рациональная часть души — разум (головной мозг), иррациональ­ная часть состоит из яростного духа или пыла (серд­це) и вожделеющей души (печень). Благодаря ир­рациональным частям души человек переживает такие страсти, как смелость, честолюбие, справед­ливость («яростный дух») и биологические по требности (вожделеющая душа). Вожделеющая часть души составляет большую часть, она сходна с душой животных. Процессы внутри иррацио­нальной части души по своей природе хаотичны, функция рациональной части души состоит в том, чтобы организовывать и управлять этими процес­сами. Конфликт между рациональной и ирра­циональной частями души обнаруживается в сно­видениях, «раскрывая за внешностью вполне умеренного человека страшный, беззаконный, ди­кий вид желаний» («Республика»). Метафоры структуры души — пастух, пес и стадо овец («Го­сударство»); крылатая упряжка с возницей, за­пряженная двумя лошадьми («Федр»). Психоана­литическая метафора коня (Ид) и наездника (Эго), а также психоаналитическая концепция сна явно навеяны идеями Платона.

Типология личности. Каждая из частей души имеет свою добродетель: разум — мудрость, ярост­ный дух — мужество, вожделеющая душа — воздер­жанность. На основе трехкомпонентной концепции структуры души Платон разработал типологию лич­ности (градации человека) по критерию преобла­дания одной из частей души: мудрец; воин, поэт, ремесленник; раб. Типология носит политическую окраску и является «оправданием» политической структуры общества, в котором жил Платон.

Трехуровневая структура процесса познания. Разум — наиболее значимая часть души, «душа души», поэтому ему уделяется большое внимание в философском учении Платона. Уровни различа­ются по объекту, на который направлено познание.

Мнение — низший вид знания — созерцание объектов чувственного (материального) мира (ме­тафора узника, прикованного в глубине темной пе­щеры, — «Государство»).

Рассудок — объектом познания является мир идей, который постигается не непосредственно, а через промежуточные образы-модели. Примером может служить геометрия, к которой Платон от­носился с большим уважением. В геометрии с по­мощью моделей постигаются метрические характе­ристики пространства.

Разум — высший уровень познания, на котором постигаются идеи, свободные от всякой наглядно-образной составляющей. Здесь «душа направлена к познанию сущности вещей через диалектику». Диалектика Платона — способ от единичного по­средством понятий прийти к общей идее путем со­поставления понятий и отыскания противоречий в них. Этот процесс Платон описал как внутрен­ний диалог, или диалог с внутренним собеседни­ком, подчеркнув, что на высшем уровне познава­тельного процесса человеку не нужен внешний собеседник.

Метафизика (дословно — после физики), или «вторая навигация» — стремление к постижению и необходимость постижения не только мира физи­ческих явлений, но и мира сверхчувственного бы­тия, «мира идей», для чего недостаточно объяснения реальности исходя из физической (натурфи­лософской) причинности.

Философское учение Аристотеля. Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) считают учеником Платона, однако он не являлся приверженцем философии своего учителя в той мере, в какой сам Платон при­нимал философию Сократа. Аристотель был сыном придворного врача и получил сначала медицин­ское, а затем философское образование. Таким образом, его мировоззрение сформировалось до встречи с Платоном. Аристотель заложил основы современного естественно-научного понимания мира. Материалистически ориентированные авто­ры считают Аристотеля самым видным автором ан­тичности, те же, кто ориентирован на поиск отве­тов на метафизические, сущностные вопросы, а также открыт вере, в большей степени разделяют учение Платона. Полярность воззрений этих авто­ров отражена в известной фреске Рафаэля «Афин­ская школа», где Платон и Аристотель изображены в центре, при этом Платон указывает рукой на небо, а Аристотель — на землю.

Согласно философской концепции Аристотеля, мир есть результат взаимодействия двух начал, ма­терии, пассивной субстанции и формы, активного начала, которое обладает организующей функцией относительно материи. Форма составляет сущность вещей.

^ Учение о душе. Представления о душе изложе­ны Аристотелем в одноименном трактате («О ду ше»). Душа — это форма, или организующее, управ­ляющее начало живой материи; кроме того, душа — это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зре­ние — это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия — материя, форма, причи­на и цель — объединены в философии Аристотеля в одно — энтелехия (от греч. entelecheia — целена­правленность). Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Она пред­ставляет собой некое органическое вещество -«пневму», которая у животных вырабатывается в крови. В некоторых источниках (Якунин В. А., 1998; Ждан А. К, 1997) концепция души Аристоте­ля называется «сердцецентрической». Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущ­ность, и жизнь ее циклична (как и в философском учении Платона).

Аристотель выделяет так называемые способно­сти (или свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на раз­ных ступенях жизни.

^ Растительная душа обладает свойством уподоб­ления, извлекая из окружающей природы питатель­ные вещества, которые сначала инородны по отно­шению к ней; она уподобляет их согласно своей природе, и за счет этого процесса происходят пита­ние, рост и размножение. Эта способность — общая у растений, животных и человека.

^ Животная душа обладает свойством восприни­мать образы вещей (сенсорные свойства), пережи­вать аффекты и стремления. Эта способность души свойственна животным и человеку.

^ Душа человека обладает способностью мыслить и формировать понятия. Этой способностью обла­дает только человек.

В представленном иерархическом построении отчетливо просматриваются элементы эволюцион­ного мышления Аристотеля.

Представления о процессе познания. Позна­ние начинается с восприятия (перцепции), «при­нятия» воспринимающим органом формы предме­та без его материи. Для того чтобы восприятие могло осуществиться, необходимы три условия: наличие воздействующего предмета внешнего мира, проме­жуточная среда, передатчик сигнала (свет — для зрения, воздух — для слуха) и ощущающая способ­ность тела, сконцентрированная в органах чувств. Из всех органов чувств осязание является первич­ным и основным видом чувствительности; кроме того, оно объединяет в себе несколько видов чув­ствительности, (ощущение касания, движения, тем­пературный и болевой виды чувствительности), и на его основе формируется способность ориента­ции организма в трехмерном пространстве. Нельзя не удивиться глубине понимания Аристотелем сути перцепции, современная теория ощущений (Ананьев Б. Г., 1969) вполне согласуется с идеями Аристотеля, в частности, относительно осязания. На следующем этапе познания частные виды перцепции упорядочиваются, сравниваются, объ­единяются в единый класс или разъединяются в центральном органе, локализованном в головном мозге. Аристотель назвал этот орган «общим чув­ствилищем». Если воспользоваться современным языком, то можно сказать, что этот орган ответствен не только за прием и первичную обработку инфор­мации, но и за ее хранение. Прежние впечатления взаимодействуют с вновь поступившими, основной механизм такого взаимодействия — ассоциация (связь). Аристотель описал следующие виды ассо­циаций: по сходству, по противоположности и по временной смежности. Благодаря ассоциациям об­раз предмета может возникать в отсутствие самого предмета. Таким образом, Аристотель впервые опи­сал механизм сохранения и накопления опыта, или процесс научения, и тем самым заложил основы одного из важных течений в психологии XVIII-XIX вв, — ассоциативной психологии. В синтези­рующем органе («общем чувствилише») происхо­дят такие психические процессы, как память, представления и воображение, которые являются процессами-посредниками между перцепцией и мышлением. В зависимости от того, какие опера­ции осуществляются в памяти, Аристотель выде­ляет низшую память, которая хранит копии пред­метов и привязывает события к временной оси (она свойственна человеку и животным), и высшую па­мять, в которую включен процесс мышления.

Мышление (форма форм) — процесс, в котором исчезает наглядно-образное содержание и остается только обобщенное, общезначимое знание.

На основе описанного трехступенчатого позна­вательного процесса формируется индивидуальный разум, погибающий со смертью человека. Однако помимо индивидуального разума существует «ро­довой разум», содержащий «чистые всеобщие фор-мы", вечный и неразрушимый.

Представления об эмоциональных процессах (чувствах и аффектах). Аристотель полагал, что источниками эмоциональных реакций человека яв­ляются внешние события и представления о них. Удовольствие и страдание — результат свободного и затрудненного протекания телесных или душев­ных процессов. Удовольствие делает жизнь полной и цельной. Аффектами Аристотель называл влече­ния и эмоционально насыщенные состояния стра­ха, гнева, ненависти, зависти, радости и др. Аффект вызван внешним событием и вынуждает человека действовать непроизвольно. Обсуждая проблему аффекта, Аристотель ввел понятие катарсиса, как очищения аффекта. Этот термин он позаимствовал у Гиппократа. Катарсис — лечение болезни с по­мощью выпускания накопившихся лишних соков, например кровопускание как процедура, восстанав­ливающая баланс четырех жидких сред организма. «Трагедия при помощи сострадания и страха поз­воляет достичь очищения аффектов», или катарси­са (Александер Ф., Селестик Ш., 1995). Так Аристотель предвосхитил один из важных механизмов психотерапевтического лечения, заново открытый в XX в. 3. Фрейдом и Я. Л. Морено,

^ Представление о характере. Типология харак­теров Теофраста, Аристотель считал, что харак­тер — не природное свойство человека, а результат прижизненного опыта. Тем не менее отдельным воз­растам свойственны определенные черты характе­ра, положение на социальной лестнице также фор­мирует определенный характер. Ученик Аристотеля Теофраст (370-288 гг. до н. э.) в своем трактате «Ха­рактеристики» дал описание 30 характеров. Крите­рием для создания этой, возможно, одной из пер­вых типологий явилось наблюдаемое поведение. Интересно обратиться к первоначальному значе­нию столь широко используемого слова «характер» (от греч. charakter — черта, особенность, изображе­ние) — это знак, который наносился на межевой ка­мень в поле, знак принадлежности данной земли определенному хозяину.

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (606.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации