Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпоры по организации и технологии торговли - файл 1.docx


Шпоры по организации и технологии торговли
скачать (75.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx76kb.04.12.2011 09:39скачать

содержание

1.docx

  1   2   3
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ»

  1. Понятие и сущность торгово-технологических процессов

Торгово-технологический процесс - последовательность операций, обеспечивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения. ТТП - - комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их кач-ва, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части: 1. операции с товарами до предложения их покупателям; 2. операции непосредственного обслуживания покупателей; 3. дополнительные операции по обслуживанию покупателей. На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят: разгрузку транспортных средств; доставку товаров в зону приемки; приемку товаров по количеству и качеству; доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже); хранение товаров; подготовку товаров к продаже; перемещение товаров в торговый зал;выкладку товаров на торговом оборудовании. Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания. Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся: предложение товаров; отбор товаров покупателями; расчет за отобранные товары; оказание покупателям дополнительных услуг.Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, 

комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.). Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов: обеспечение комплексного подхода к его построению; создание максимальных удобств для покупателей; достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина; создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда; обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.


  1. ^ Организация и технология приемки товаров

Положение по приемке товаров по кол-ву и кач-ву – основной документ, регулирующий отношения при приемке товаров поставляемых по договорам купли-продажи. Приемка товаров проводится покупателем самостоятельно либо с участием представителей: продавца; торгово-промышленной палаты; республиканского органа государственного управления и иной государственной организации. При выявлении недостачи, несоответствии качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям в случае необходимости составления двустороннего акта вызов представителя продавца является обязательным. Вызов представителя продавца осуществляется посредством направления последнему уведомления не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящегося товара - безотлагательно после обнаружения несоответствия, если иные сроки не установлены договором. Уведомление направляется по телеграфной, телетайпной, факсимильной либо иному средству срочной связи. Лица, участвующие в приемке товаров, должны быть ознакомлены с условиями договора, а также всеми иными сопутствующими документами и сведениями, в которых имеется информация о количестве и (или) качестве проверяемых товаров. Приемка товаров по количеству и качеству проводится с использованием средств измерений, находящихся в исправном состоянии и прошедших в установленном законодательством порядке проверку. При приемке товаров по количеству и качеству должны быть приняты меры по обеспечению сохранности товаров, предотвращению их утери и хищения, а также смешения с другими товарами. Товар в исправной закрытой таре по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом грузовом месте принимается покупателем одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящемуся товару - не позднее 24 часов с момента доставки груза продавцом либо при вывозе груза самим покупателем со склада продавца.Приемка товара по качеству на складе покупателя производится в следующие сроки:при поступлении товара из другого населенного пункта - не позднее 20 дней, а скоропортящегося товара - не позднее 24 часов после его получения от перевозчика или поступления на склад покупателя;при поступлении товара из данного населенного пункта - не позднее 10 дней, а 

скоропортящегося товара - не позднее 24 часов после его получения от перевозчика или поступления на склад покупателя. ^ Приемка товаров по количеству осуществляется на соответствие количества фактически полученного товара данным, указанным в договоре, транспортных, сопроводительных и иных документах (спецификациях, описях, упаковочных листах или ярлыках, кипных картах, маркировке на таре и упаковке).Приемка товаров по количеству товарных единиц проводится путем сплошного подсчета с полной выкладкой товара из тары, его промера, взвешивания и (или) иного измерения количества в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким измерениям техническими нормативными правовыми актами. Выборочная проверка количества товара при приемке товаров по количеству товарных единиц допускается только в случаях, когда это предусмотрено договором или актами законодательства. Организация приемки товаров по количеству должна обеспечивать его сохранность. В случае обнаружения в ходе приемки недостачи товара, несоответствия отдельных грузовых мест массе брутто, указанной в транспортных или сопроводительных документах, покупатель обязан:приостановить приемку;принять меры по обеспечению сохранности товара и предотвращению его смешения с иным товаром;вызвать для участия в приемке товара представителя продавца или иного представителя, указанного в Положении; оформить факт выявленной недостачи актом, подписанным лицами, производившими приемку товара.

^ Приемка товаров по качеству предусматривает их проверку на соответствие требованиям в отношении качества товаров, установленным договором, техническими нормативными правовыми актами, в том числе соответствие образцам (эталонам). Приемка товаров по качеству осуществляется в случаях, когда договором и (или) актами законодательства установлены требования к качеству и (или) безопасности товаров либо такая приемка предусмотрена договором.Кроме того, приемка товаров по качеству должна проводиться при получении товаров с нарушением контрольного обеспечения их сохранности и (или) при наличии признаков их порчи или повреждения (течь, бой и другие).Приемка товаров по качеству может не проводиться в отношении товаров, которые предназначены для их последующей продажи (поставки) покупателем и продаются в оригинальной упаковке изготовителя (либо в соответствующих случаях - таре или упаковке продавца), имеющей исправное состояние и ненарушенное контрольное обеспечение сохранности, если иное не предусмотрено законодательством.В процессе приемки товаров по качеству также проверяется их комплектность.В случае обнаружения несоответствия качества, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям технических нормативных правовых актов, образцам (эталонам), договору покупатель обязан:приостановить дальнейшую приемку товара;принять меры по обеспечению сохранности товара и предотвращению дальнейшего ухудшения его качества и смешения с 

иным товаром;вызвать для участия в приемке товара представителя продавца или иного представителя, указанного в части второй пункта 6 настоящего Положения;оформить факт выявленного несоответствия актом, подписанным лицами, производившими приемку товара.Покупатель обязан приостановить приемку товара с истекшим сроком годности (реализации), указанным в маркировке, или если этот срок в нарушение требований законодательства не указан.Выявленные скрытые недостатки отражаются в акте, который составляется покупателем в течение 24 часов с момента их обнаружения.Акт о скрытых недостатках предъявляется в сроки, установленные законодательством или договором для выявления покупателем скрытых недостатков товаров.Если договором или законодательством для определения качества товара предусмотрен отбор образцов (проб), такой отбор производится в соответствии с предусмотренными требованиями.Результаты проверки (испытания, анализа) качества отобранных образцов могут распространяться в отношении качества всей принимаемой партии товаров, из которой они были отобраны. Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо опломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвовавшими в отборе.34. Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвовавшими в этом лицами.В акте должны быть указаны:время и место его составления, наименование покупателя товара и его адрес;фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);наименование продавца, от которого поступил товар;номер и дата заключения договора;номера и даты транспортных и сопроводительных документов (счета-фактуры, накладной и т.п.), по которым поступил товар, а также дата его поступления покупателю;номер и дата составления документа, удостоверяющего качество товара;количество мест и масса товара, а также количество и номера грузовых мест, из которых отбирались образцы (пробы) товара;нормативный правовой акт или договор, в соответствии с которым осуществляется отбор образцов (проб);сведения об этикетках, оттисках печатей и ином контрольном обеспечении сохранности отобранных проб (образцов), предусмотренных условиями договора и (или) требованиями актов законодательства;другие данные, которые лица, участвующие в отборе, сочтут необходимым включить в него для более детальной характеристики отобранных образцов (проб) товара.В случае неурегулирования вопроса о замене товаров ненадлежащего качества или иной компенсации продавцом покупателю за такие товары отобранные образцы (пробы) товара должны храниться покупателем и продавцом до разрешения спора о качестве товара, в том числе в случаях разрешения спора в административном или судебном порядке.



  1. 

  2. Организация и технология хранения товаров

Операции по хранению товаров включают след. осн. элементы: опр-ние помещений (площадей) для хранения; размещение товаров на складе; укладку товаров на хранение; создание и соблюдение режима хранения; уход за товарами. При размещении и хранении товаров на складах опт. баз рекомендуется: укладку товаров на стеллажах производить по верти

кали; на верхних полках стеллажей размещать товары, от

пускаемые крупными партиями (поддон) и с большим сро

ком хранения, а также сезонные; штабельное хранение применять, как правило, для сезонных, крупногабаритных товаров, а также товаров, имеющих большой срок хранения; соблюдать условия и технологию хранения; тарные места укладывать маркировкой наружу. На складах применяют способы хранения: шта

бельный, стеллажный, навалом, рядами и в подвешенном состоянии. При определении способа укладки учитывают: свойства и форму товаров, упаковку, вид тары, кол-во товара.Штабельная укладка применяется для хранения боль

ших партий однородных грузов, при хранении крупногабаритных, тяжеловесных грузов. Штабельная укладка м. б. блочной (товар. штабель обра

зует глубокий единый блок, если груз однородный), рядовой (блоки размещают по обе

им сторонам рабочего прохода небольшой глубины, если груз неоднородный) и комбинированной. При хранении исп-ся естест. и искусст. вентиляция. Систематически необходимо наблюдать за со

хранностью товара и осущ-ть уход за ним, не допус

кать порчи, снижения качества. с учетом свойств товаров, Ответственность за организацию товаров несут матер- ответств. Лица, кот являются зав. Складом и продавцы. Хранение товаров в магазине должно осуществляться по принципам: 1. Соблюдение правил товарного соседства2. Соблюдения режима хранения(t, влажность и т.п.), 3. Соблюдения предельных и гарантийных сроков хранения, 4.Использование эффективных способов хранения, 5. Соблюдения норм противопожарной безопасности. В процессе хранения товаров могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.


  1. ^ Технология подготовки товаров к продаже

Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и перемещение в торговый зал. Все подготовительные операции целесообразно проводить в специально оборудованных помещениях.

Значительная часть продовольственных товаров поступает в нерасфасованном виде и фасовка их осуществляется непосредственно в магазине. В основном фасуют сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты. Зону для фасовки располагают в непосредственной 

близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащают соответствующим инвентарем и упаковочными материалами. В магазинах с достаточно большим объемом фасовки товаров применяют специальные устройства и приспособления. Ответственность за качество подготовки товара несут зав. Секциями, или отдела магазина, менеджер торгового зала.

Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование. Подготовка должна происходить в свободное от обслуживания покупателей время или до открытия магазина.


  1. ^ Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Размещение товаров следует осуществлять с учетом основных требований: предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок; создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями. При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения.

На первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора.Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;в оптимальной зоне обозреваемости необходимо размещать товары, быстрая реализация которых 

предпочтительна;выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними. Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка. Различают 2 способа выкладки: вертикальная(однородные товары выкладываются на полках по вертикали), горизонтальная(товар занимает полностью 1 или 2 полки). В залах самообслуживания применяют способы выкладки: 1. Навалом, 2. Штабелем, 3. В ряд, 4. Подвешиванием и т.д. Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.


  1. ^ Потери товаров при организации технологического процесса

Товар. потери делятся на нормируемые (естеств. убыль; бой, лом товаров вследствие их хрупкости; бой порожней стеклянной посуды; технолог. отходы при подготовке отд. видов товаров к продаже; порча товаров или повреждение потреб. тары, что вызывает потерю потре

б. свойств товара ) и ненормируемые (порча и недостача то

варов сверх установл. норм; недостача товаров, по которым нормы потерь не установлены). Естеств. убыль представляет собой потери товара (уменьшение его массы при сохранении качества в преде

лах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химич. свойств товара, воздей

ствия метеоролог. факторов и несовершенства при

меняемых в данное время средств защиты продукции от потерь при транспортировании, хранении и реализации. Товарные потери от боя, лома, порчи товара и повреж

дения потреб. тары в опр. степени также являются следствием ряда объективных причин: внедрением экономичной, но непрочной трансп. тары; недостаточно высоким уровнем механизации погруз-разгруз. работ; состоянием автомоб. дорог и др. Нормируемыми технолог. отходами и поте

рями в торговле являются: отходы, образующиеся при подготовке к рознич. продаже колбас и мясокопченостей чистой массой; отходы и потери мяса, мясопродуктов, др. това

ров при машинной нарезке в магазинах; потери от зачистки монолита сливочного масла; потери сухого льда и расход углекислого газа, обус

ловл. технологией реал-ции отд. видов то

варов, и др. Технологические потери могут быть ликвидными(могут быть реализованы по другой цене или отданы на переработку) и неликвидными. Товар. потери от боя, лома, порчи товаров или по

вреждения потреб. тары в орг-циях тор

говли при хранении и реал-ции товаров оформляются актами типовой формы по мере их выявления. После ут

верждения акта о наличии потерь товаров бой уничтожа

ется специально созданной для этого комиссией. 

Нормы естественной убыли устанавливаются Мин. Торговли и дифференцируются по отдельным товарам в зависимости от времени года, условия и сроков хранения и транспортировки товаров в размере 0,15-0,4% от товарообоота. Списание естеств. Убыли производится только по фактическим потерям но не выше норм после инвентаризации. Ликвидация или снижение тов. Потерь можно добиться: 1.четкой организацией учета и контроля за движением Т М Ц . 2. Надлежащим обеспечением режимов и условий хранения, 3. Правильной организацией мат. Ответ-ти, 4. Применением моральных стимулов к работникам ответственным за хранение.


  1. Понятие продажи товаров и формы продажи. Основные элементы операций продажи товаров в магазине

Продажи- завершающий этап торгово-технолог. процесса магазина. В зависимости от места организации продажи формы бывают: магазинные, внемагазинные, особые. Существуют следующие формы продажи товаров:

• самообслуживание — покупатели самостоятельно осмат

ривают, отбирают и доставляют отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудова

ние, минимум услуг;

• продажа товаров по предварительным заказам — покупа

тели предварительно заказывают необходимые товары из чис

ла имеющихся в продаже и получают их в обусловленное вре

мя в магазине, на дому или по месту работы;

• индивидуальное обслуживание — продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе по

купки, консультирует в вопросах пользования товаром, упако

вывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы рас

чета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплат

ная доставка по желанию покупателя, возврат товара;

• продажа с открытой выкладкой — покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а продавец проверя

ет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает това

ры; • продажа товаров по образцам — покупатели самостоятель

но или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора и оплаты то

вара он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина; • продажа по телефону — активная, свободная продажа то

варов, когда продавец зазывает клиента с помощью реклами

рования товара по телефону. Используется для реализации то

варов через торговых агентов; • консультативная продажа — покупателей обслуживает про

давец, являющийся консультантом. Используется при предо

ставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информа

тике; •парадоксальная (групповая) продажа — данная форма про

дажи основана на выслушивании, проявлении взаимопонима

ния, разделении общих точек зрения. Продавец выполняет роль хозяина (хозяйки). Различают следующие этапы продажи: 1.прием и установление контакта; 2.выявление потребности и 

выслушивание; 3.аргументация и показ товара; 4.ответ на возражения; 5.осуществление продажи.


  1. Методы продажи товаров в магазинах. Традиционный метод продажи товаров.

Магазинная форма орг-ции рознич. торговли представлена пунктами рознич. торговли, осуществ. продажу в стационарных магазинах. Традиционная система представлена продажей товаров через прилавок обслуживания. К прогрессивным относят: самообслуживание, продажу товаров с открытой выкладкой и продажу товаров по образцам. Традиц. метод рознич. продажи (продажа через прилавок) - метод рознич. продажи товаров, при кото

ром продавец обеспечивает покуп-лю осмотр и выбор то

вара, упаковывает и отпускает товар. Данный метод преду

сматривает все формы расчета с покуп-лями, послепро

дажное обслуживание Традиц. обслуживание исп-ся, если товар поступает не подготов. к продаже, требует взвешива

ния, отмеривания и др. операций, выполняемых продав

цом. Самообслуживание позволяет ускорить операции по прода

же товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реал-ции товаров. Продажа товаров через прилавок обслуживания вклю

чает выполнение след. операций: встреча покуп-ля и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутств. и новых товаров; проведение технолог. операций, связанных с на

резкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок. Продажа товаров по образцам предусм-ет вык

ладку образцов в торг. зале и самост. (или с помощью продавца) ознакомление с ними покуп-лей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает поку

п-лю товары, соотв. образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Данный метод удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торг. зала можно выставить образцы достаточ

но широкого ассорт-та товаров. При продаже товаров с открытой выкладкой и сво

бодным доступом покуп-ли имеют возможность само

ст. ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Функции про

давца при этом методе продажи сводятся к консультированию покуп-лей, помощи в отборе товаров, взвешиванию, упа

ковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные опера

ции могут осущ-ся в кассах, установ. в торго

вом зале или на рабочем месте продавца. Торговля по предварит. заказам удобна для покуп-лей, так как позволяет им экономить время на при

обретение товаров. По предварит. заказам продают преимущ. продовол. товары, а также не

продовол. товары сложного ассорт-та.



  1. 

  2. Самообслуживание в розничной торговле

Самообслуживание — это форма торгового обслуживания, при ко

торой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе.Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, по и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров. Широкое развитие самообслуживания способствует относительно

му сокращению потребности в торговой площади, более рациональному использованию трудовых ресурсов. Основными операциями процесса продажи товаров при самообслужи

вании являются: самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателя

ми, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку. Для магазинов самообслуживания характерен определенный уро

вень потерь товаров, связанный с «забывчивостью» покупателей и мел

кими хищениями товаров. В крупных магазинах самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота. Практика самообслуживания в нашей стране и за рубежом позво

лила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих эту форму торгового обслуживания: размещать запасы товаров на одном уровне с торговым залом; изолировать помещение приемочной от кладовых; не провозить запасы товаров через служебный вход; иметь планировку торгового зала в форме прямоугольника; размещать оборудование для выкладки товаров на одной оси с кассами; размещать наиболее удобные для хищения товары в зоне эффек

тивного наблюдения; располагать рядом с входом-выходом застекленную кабину ад

министратора, причем она должна быть на несколько ступенек выше уровня пола; применять прозрачную упаковку товаров и достаточно жесткие этикетки, которые не отклеиваются; перекрывать перегородки и стойки оборудования зеркалами, особенно выпуклыми; использовать настенные зеркала специального назначения, кото

рые в торговом зале представляют собой обычное зеркало, а со стороны подсобного помещения являются прозрачным стеклом, через которое хорошо просматривается торговый зал; устанавливать при входе в магазин турникет, действующий толь

ко в одном направлении; использовать промышленное телевидение и другие средства кон

троля за осмотром и отбором товаров; применять тактичные формы воспитательною воздействия на покупателей.



  1. 

  2. Продажа товаров по предварительным заказам. Продажа товаров по образцам

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, и других товаров.Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой их покупателям на дом со складов магазина, оптовых баз или промышленных предприятий-изготовителей. Это позволяет сократить потребность розничных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с доставкой приобретенных товаров.

^ Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4-8 ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших населенных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.


  1. Продажа товаров с открытой выкладкой

При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров).При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.


  1.   1   2   3



    Скачать файл (75.2 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации