Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Диплом - Роль лыжного спорта в подготовке педагогов по физической культуре - файл 1.doc


Диплом - Роль лыжного спорта в подготовке педагогов по физической культуре
скачать (458 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc458kb.04.12.2011 09:49скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
Роль лыжного спорта в подготовке педагогов по физической культуре

Содержание
Введение………………………………………………………....…………..3

1. Теоретические подходы к проблеме подготовки педагогов по физической культуре средствами лыжного спорта ………….

1.1. Двигательная культура учителя в системе базовой культуры личности…………………………………………………………………

1.2. Особенности профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре…………… …………………….……………...

1.3. Лыжный спорт как составляющая подготовки педагога по физической культуре…………………………………………………….……

Выводы по главе………………………………………………..…….……

2. Экспериментальное обоснование роли лыжного спорта в подготовке будущих педагогов по физической культуре

2.1. Организация экспериментального исследования специальной физической и технической подготовки студентов факультета физической культуры

2.2. Содержание и ход работы по лыжному спорту в системе профессиональной подготовки студентов.……….

2.3. Полученные результаты исследования и рекомендации по повышению эффективности учебного процесса ……………………

Выводы по главе……….……………………………………………………..…

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………...

Приложение…..…………………………………………………………..…

Введение

Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе образования - важнейшая функция существования и развития человеческого общества.

Актуальность. Важное место в системе подготовки высококвалифицированных кадров исследователи отводят профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием. От нее зависит воспитание всего подрастающего поколения. Важнейшим условием активного и полноценного вхождения человека в жизнь, в профессиональную деятельность является формирование базовой культуры личности. Наряду с философско-мировоззренческой подготовкой, гражданским, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием важнейшим компонентом базовой культуры является воспитание двигательной культуры учащихся.

Реформа высшей школы предъявляет повышенные требования к формированию современного уровня подготовки учителей физической культуры. Важным звеном в профессиональной подготовке квалифицированных педагогических кадров является совершенствование теории и методики преподавания предмета «Лыжный спорт» на основе накопленного опыта его изучения как учебной, спортивной и научно-педагогической дисциплины

Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны.

Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей, девушек и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум занятий по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.

Одной из актуальных проблем педагогической науки на современном этапе является разработка путей совершенствования профессионального мастерства педагогов, что обусловлено закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью проблемы повышения качества подготовки специалиста-профессионала. Анализируя имеющиеся данные научно-методической литературы и практический опыт работы в вузе, следует отметить, что традиционных форм и методов, используемых для обучения студентов, не хватает для качественного обучения будущих специалистов физической культуры основам лыжной подготовки.

Цель исследования влияние лыжного спорта на специальную физическую и техническую подготовленность будущих специалистов физической культуры.

^ Объектом исследования стала подготовка педагогов по физической культуре.

Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение в обучении студентов технике лыжных ходов.

Гипотеза: Предполагалось, что занятия лыжным спортом положительно влияет на овладение техникой передвижения на лыжах, позволит повысить эффективность учебного процесса по лыжной подготовке, качество обучения студентов, будущих специалистов физической культуры

Для достижения цели были выдвинуты задачи:

  • проанализировать научно-методическую литературу и современные учебные программы по физической культуре для изучения состояния учебного процесса по лыжной подготовке;

  • определить этапы исследования;

  • оценить и выявить уровень специальной физической и технической подготовленности студентов;

  • разработать практические рекомендации по повышению эффективности учебного процесса по лыжной подготовке

При проведении исследования нами использовались следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

  2. Педагогическое наблюдение.

  3. Тестирование,

  4. Методы математической статистики.

  5. Педагогический эксперимент

Организация исследования:

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе осуществлялись изучение и анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме. В этот период изучался имеющийся опыт преподавателей ВУЗов и учителей общеобразовательных школ, накапливался собственный опыт, касающийся формирования двигательной культуры молодежи. В результате был накоплен большой теоретический и эмпирический материал, определивший цель, задачи, гипотезу, методы исследования. В эти период было начато проведение прогнозирующего эксперимента, намечена программа экспериментальной работы.

На втором этапе проводилась экспериментальная проверка гипотезы, ее уточнение. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены пути и средства формирования двигательной подготовки; рассматривалось влияние лыжного спорта на повышение эффективности учебного процесса по лыжной подготовке, качества обучения студентов, будущих специалистов физической культуры; разрабатывались педагогические рекомендации по проведению учебных занятий по лыжной подготовке со студентами факультета физической культуры, спорта и туризма.

На третьем этапе систематизировались и обобщались полученные данные, осуществлялось литературное оформление результатов исследования, публиковались результаты экспериментальной работы.

^ Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют теорию и методику подготовки будущих учителей, которая обоснована в необходимости формирования двигательной подготовки средствами занятий лыжного спорта.

^ Практическая значимость заключается в усовершенствовании содержания и организации лыжной подготовки, которая позволит повысить эффективность образовательного процесса студентов факультета физической культуры педагогического вуза.

^ Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические подходы к проблеме подготовки педагогов по физической культуре средствами лыжного спорта
1.1. Двигательная культура учителя в системе базовой культуры личности

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.

Двигательная культура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.

Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуществления любого вида человеческой деятельности.

К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый конкретный человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспективы развития и т. д.

Двигательная культуру личности определяют физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство. Культурный уровень человека — это степень его приобщении к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры -духовной, политической, физической и др. Это и степень удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры. Например, степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях непосредственно зависит от состояния его здоровья. Одним из критериев культурного уровня человека является его способность правильно, с большей пользой для себя и общества, расходовать свободное время. Насыщение свободного времени двигательной деятельностью, связанной с физическими упражнениями, дает наслаждение человеку, сохраняет его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.

В соответствии с пониманием культуры личности как результата творческой, внутренней, духовной ее деятельности по преобразованию внешних образов и ценностей в неповторимый мир человека, можно согласиться с рассмотрением двигательной культуры личности на базе приоритета ее духовной стороны как триединства ее компонентов: аксиологического (касающегося ценностно-ориентационной сферы, включая ценностно-нравственные, ценностно-эстетические и т.п. ее компоненты), образовательного (связанного с уровнем ее знаний, умений и навыков), потребностного (отражающего состояние иерархии мотивационно-потребностной сферы) применительно к приобретению, ведению и совершенствованию физически культурного, оправданного образа жизни. Еще более определенно говорят об этом В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева, которые под воспитанием физической культуры личности понимают «активное воздействие не только на физические способности человека, но прежде всего на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентации, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни».

Говоря о взаимообусловленности физического совершенства и интеллектуального, нравственного, эстетического совершенства личности, Н.Н. Визитей справедливо отмечает, что «проблема физической культуры личности оказывается при ближайшем рассмотрении равной проблеме нравственной, интеллектуальной культуры личности. Мы в очередной раз убеждаемся, что культура едина (и в этом смысле одна), мы убеждаемся, что культура требует единства, цельности человека. Следовательно, роль двигательной культуры во, всестороннем развитии личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет определяющую роль.

В качестве обобщённой методологической основы при исследовании проблемы двигательной культуры в философии, социологии, педагогике, психологии и других науках выступает культурологический подход, под которым обычно понимают методологическое направление в науке, которое ставит своей задачей разработку средств, методов, концепций, исследующих объекты и явления с позиции теории культуры.

Э.С. Маркарян, например, указывает, что культурологический подход предполагает рассмотрение научных проблем с точки зрения теории культуры, теории деятельности и потребностей [45, с. 133].

Культурологический подход к исследованию педагогических проблем осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры и трактуется как «совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по усвоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности» [23, с. 88].

Ведущей категорией нашего исследования является понятие «культура».

Культура — сложное, многоаспектное, общеметодологическое понятие, научная характеристика которого и по сей день не удовлетворяет всех специалистов. Многоплановость толкования данного феномена детерминируется не только теоретико-познавательными, методологическими причинами, но и философскими, социально-политическими, религиозными, морально-этическими взглядами учёных. Поэтому представляется естественным существование множества подходов к её исследованию и их отражение в научно-теоретических воззрениях современных авторов.

Так, B.C. Библер, В.Н. Каган, В.М. Межуев рассматривают культуру как процесс развития сущностных сил человека, становление его как творческой личности; В.Е. Давидович, А.Ю. Жданов, Н.С. Злобин - как специфический способ человеческой деятельности; А.И. Арнольдов, Н.З. Чавчавадзе - как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством; М.С. Каган, Э.С. Маркарян как систему формообразующих начал деятельности.

В философском энциклопедическом словаре культура - (culture — лат. -возделывание, воспитание, образование, развитие) трактуется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе

В настоящее время в философско-социологических и психолого-педагогических исследованиях определилось несколько специфических подходов, рассматривающих культуру как выражение человеческой природы и выводящей её из особенности человека, как особого рода сущего (философско-антропологический); как совокупность материальных и духовных ценностей (аксиологический); как специфический способ человеческой деятельности (деятельностный или философско-исторический); как фактор организации общественной жизни, совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей (социологический); как процесс творческой самореализации сущностных сил личности (личностно-творческий) [30, с. 64].

Философско-антропологическую трактовку понятия «культура» впервые дал Эдуард Тейлор в 1871 году, определив её как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества. В этом случае культура понимается как выражение человеческой природы, «как совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»)]. Она выводится из особенностей самого человека, как особого рода сущего и рассматривается как его развёрнутая феноменология, как проявление творческой природы человека, как один из мощнейших факторов и важнейших условий его развития.

Аксиологический (ценностный) подход к истолкованию понятия «культура» исходит из того, что культура является воплощением «истинной человечности», «подлинного человеческого бытия». По мнению ряда авторов совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры. Н.З. Чавчавадзе утверждает, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, как «перенесение» ценностей из мира должного в мир сущий, не что иное, как осуществление идеала. В соответствии с культурологической концепцией И.Ф. Исаева «человек постоянно находится в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. Содержание его жизнедеятельности определяется направленностью личности на осмысление, познание и актуализацию общечеловеческих ценностей»

Аксиологическая трактовка культуры сужает её сферу, относя к ней лишь ценности, позитивные результаты деятельности людей. Кроме того, культура рассматривается как статическое явление, как набор ценностей, образовавшихся в процессе исторического развития общества и являющихся его результатом, но не как процесс, и не позволяет с достаточной полнотой исследовать её внутреннюю структуру.

С позиции деятельностного подхода культура может быть определена как социально значимая творческая деятельность в диалектической взаимосвязи её результативности (опредмеченной в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символических системах и т.д.) выражения и её процессуальности, предполагающей освоение (распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. превращение богатства, опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов, вновь воплощающих содержание этого богатства в своей социальной деятельности, направленной на преобразование действительности и самого человека определяет культуру как единство способов и продуктов человеческой деятельности.

Социологический подход к истолкованию понятия «культура» объясняет её «как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе (как и в каждом живом организме) есть некие культуротворческие «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает всё больше зависеть от произведённых им ценностей. Таково своеобразие общественной жизни: над человеком часто господствует то, что рождено им самим» [62, с.14].

Представители личностно-творческого подхода при анализе культуры, в частности Л.Н. Коган, отмечают, что сущность культуры проявляется, прежде всего, в деятельности, а не в совокупности достижений и ценностей, накопленных человечеством в процессе исторического развития: культура не самостоятельная социальная сфера, а сквозная характеристика всей социальной системы, и в любом общественном явлении существует его специфически — культурный аспект; основная социальная функция которого — человекотворчество; т.е. — человеческая личность - абсолютный и субъективный предмет культуры. Культура есть мера и способ формирования определённого типа личности [13, 56 с.]

На наш взгляд, культурологический подход открывает широкое поле для исследования проблемы формирования двигательной культуры будущего учителя.

В.Д. Шадриков рассматривает становление профессионала как процесс освоения профессиональной деятельности, развития профессионально значимых личностных качеств. Под профессионально значимыми личностными качествами ученый понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально значимым качествам автор также относит способности В.В. Игнатова определяет педагогическую сущность процесса становления личности в образовательном процессе, как «непрерывный процесс накопления и проявления «потенциального» в личности (единство возможного и осуществленного, потенциального и актуального), способствующий расширению и углублению ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой и обеспеченный наследственными, психологическими, социальными и педагогическими факторами». Путь становления личности, по мнению ученого-исследователя, обеспечивается «воспитанием, обучением, образованием, самообразованием, педагогической поддержкой, сопровождением, коррекцией, организованной социализацией. [44, с 203]

Для нас это означает, что выделены факторы, влияющие на процесс профессионального становления и их необходимо перенести на специфику инновационного комплекса (выделить особенности воспитания, обучения, образования, педагогической поддержки, сопровождения педагога в инновационном комплексе).

Система обучения педагогов должна быть основана на двух принципах:

- свободе учиться - только то, что является выбором самого человека, приносит ему радость и огорчения, только за самостоятельный выбор человек несет ответственность перед самим собой и другими людьми (К. Роджерс);

- развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только первоначальную мотивацию, которая постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить (А. Дистервег).

Профессионально-личностное становление и развитие педагога проходит ряд этапов:

  • самооценка (объективная);

  • определение целей, планирование результатов;

  • программа действий в соответствии с целями;

  • поэтапное подведение итогов самосовершенствования и самоанализ;

  • последующее планирование.

Подытоживая все сказанное, мы можем констатировать, что фактором профессионального развития становится не только функциональное совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов. Если человек их переживает как индивидуальное достижение, успех, радость, они становятся точкой для последующего роста. Таким образом, опираясь на исследования В.И. Слободчикова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Л.М. Митиной, мы выстроили рабочее определение: профессиональное становление педагога - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности.

Сущность процесса профессионального становления заключается в совершенствовании личностно-деловых и профессиональных качеств педагога, а также повышении уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.

1.2. Особенности профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику.

Педагогические ценности учителя физкультуры - это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее - искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей. При таком подходе мы сразу же вынуждены ставить вопрос - существуют ли специальные педагогические способности? Видные знатоки педагогического труда отвечают на него утвердительно.

Деятельность учителя, является составной частью педагогической системы и характеризуется целесообразным воздействием на учащихся при помощи педагогических средств, обоснованных психологической наукой. Функционирование педагогической системы отражается в психологической структуре педагогической деятельности.

В современных условиях при решении задач повышения уровня профессиональной подготовки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности будущего специалиста. В реализации обозначенных задач ведущую роль играет новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке - акмеология.

Предмет данной науки - закономерности развития и саморазвития зрелого человека, развития творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

В предметную область педагогической акмеологии входят:

а) закономерности и механизмы достижения вершин в педагогической деятельности;

б) исследование процессов поэтапного становления учителя-профессионала;

в) пути становления учителя-профессионала.

В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение. Однако на данном этапе совершенствования системы профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту акмеология не нашла должного развития. Хотя выявление условий и факторов, детерминирующих профессиональное становление преподавателя, тренера, позволит целенаправленно и эффективно управлять данным процессом.

Основополагающими категориями акмеологии на данном этапе ее развития являются "профессионализм" и "компетентность".

Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.

Профессионализм личности рассматривается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие.

Акмеология проводит сравнительные исследования профессиональной деятельности, рассматривает процесс деятельности как решение (интуитивное, сознательное, сверхсознательное) бесчисленного ряда репродуктивных и творческих задач. Акмеология вводит понятия: "уровень деятельности", "вершины деятельности", "условия", "факторы и стимулы продуктивной деятельности ".

Акмеологический профессионализм проявляется не только в высокой результативности деятельности, но и в гуманистической направленности на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов (в частности, физической культуры).

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и создателя. Совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности, определяется понятием "профессиональная компетентность", которое отражает единство теоретической и практической готовности педагога.

А.К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых указывает на зрелость человека в профессиональной деятельности:

- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность - умение осуществлять совместную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также нести социальную ответственность за результаты своего труда;

- личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореаби литации;

- компетентность учителя в области здоровья.

В педагогической деятельности недопустимо наличие узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех ее видов. Об этом необходимо помнить при подготовке студентов к педагогической деятельности, так как педагогическая компетентность требует осмысления широкого спектра педагогических, психологических, социальных, оздоровительных и других проблем, сопряженных с образованием.

Движущей силой и источником профессионального саморазвития студента является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Наиболее существенными объективными причинами, порождающими эту потребность, являются объективные и разумные требования, предъявляемые руководителями учебного заведения, деканами, кураторами, студентами, спортсменами и их родителями. Субъективным фактором достижения вершин служит мотивация профессиональной деятельности.

Итак, важный этап в становлении профессионального мастерства специалиста - период обучения в вузе. Одна из сторон формирования профессионализма педагога - компетентность в педагогической деятельности. Еще обучаясь в университете, студент должен получить четкое представление о сущности труда учителя, о возможных деформациях и "выгорании", о требованиях к личности учителя, о специфических условиях его труда. В этот период происходит накопление системы знаний и умений, которые могут явиться фундаментом, базой для дальнейшего самосовершенствования.

Сложная задача на этапе обучения в вузе - формирование педагогической техники. Хотя именно владение педагогической техникой позволит молодому специалисту адекватно реагировать в экстремальной ситуации и в условиях новой социальной среды, преодолеть трудности, не впадая в состояние фрустрации, сформировать индивидуальный стиль деятельности и общения. Педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Студент, освоивший основы педагогической техники, легче адаптируется в социальных условиях, так как педагогическая техника предусматривает:

- умение управлять своим поведением (мимика, пантомимика);

- умение управлять своим эмоциональным состоянием (создание мажорной обстановки на уроке или тренировочном занятии, снятие излишнего психического напряжения);

- владение техникой речи (фонационное дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Ответственность специалиста по физической культуре и спорту, связанная с формированием физического и духовного здоровья подрастающего поколения, требует не только знания основ профессиональной деятельности, но и особого отношения к педагогическому процессу, проявляющегося в позиции педагога. Занятия физической культурой и спортом должны сопровождаться положительны ми эмоциями, выражаемы ми радостью, эмоциональным удовлетворением занимающихся. Однако столь благотворное влияние физической культуры и спорта возможно только в условиях актуального личностно ориентированного подхода в практической деятельности специалиста данной сферы и, следовательно, проявления гуманистической педагогической позиции.

Гуманистическая педагогическая позиция рассматривается нами как интегральная характеристика педагогической деятельности. Сущность педагогической позиции обусловлена единством трех компонентов: ненасилие, основанное на принятии нравственных ценностей; субъектность и личностное взаимодействие. Высшее проявление сформированной гуманистической позиции - устойчивая ориентация на личностное взаимодействие, базирующаяся на субъектной реализации нравственных ценностей.

Качество реализации нравственных ценностей имеет разные уровни, характеризующиеся выраженностью когнитивного и аффективного компонентов. Для интуитивного уровня характерна крайне низкая степень развития нравственно -когнитивного компонента и отсутствие сознательного устремления к реализации нравственности. Нормативный уровень характеризуется средним или высоким уровнем сформированности нравственно-когнитивного компонента, но субъекту свойственно в целом негативное или условно-позитивное эмоциональное отношение к реализации нравственных норм. Смысловой уровень характеризуется высоким уровнем сформированности когнитивного компонента и эмоциональным переживанием нравственной деятельности.

Комплексная методика формирования гуманистической педагогической позиции основывается на активизации нравственно-когнитивной и субъектной сфер и реализуется в течение нескольких этапов: диагностического, организационного, процессуального и результативного.

На диагностическом этапе активизируются проявления субъектной и нравственно-когнитивной сфер. Активизирующая функция диагностического этапа выступает в качестве "пуска" всего педагогического процесса.

Содержание второго этапа - организация мыследеятельности в нравственно-предметном контексте и организация коммуникативной среды.

Процессуальный этап охватывает лекционные и семинарские занятия. Суть и специфика этого этапа - реализация серии образовательных ситуаций с элементами когнитивно-коммуникативного тренинга. Основным условием реализации методики является "погружение" мыслительной деятельности в предметную среду, акцентирующе е внимание студентов на особенностях профессиональной деятельности, нравственного смысла труда тренера, преподавателя физической культуры и спорта. Методика организована в двух направлениях: первое направление предполагает самомыслие студента в разработке мини-проекта образовательной технологии с обязательным включением нравственных оснований, второе направление - мыслекоммуникацию студентов, групповое размышление и презентацию продуктов мыследеятельности субъектов по поводу предметного содержания в диалоговом режиме.

В процессе проведения занятий необходима реализация специальных педагогических приемов, создающих атмосферу ненасилия, которые дают возможность студентам раскрыть свой субъектно-нравственный потенциал.

К таковым относятся: помощь и поддержка, связанные с совместной деятельностью; совет, понимаемый как содействие; призыв сосредоточить внимание на нравственных ценностях; интеллектуальное сотрудничество; "тренировка" в сфере нравственных побуждений, принятых личностью; предложение новых целей, соответствующих нравственным побуждениям, сознательно принятых личностью.

Через интеллектуальный диалог в свободном непринужденном взаимодействии возможно осмысление нравственных ценностей и понимание возможностей их реализации в профессионально -педагогической деятельности. Необходимо избегать педагогических приемов, связанных с подавлением личности студентов: жестко фиксированные требования, эмоциональный шантаж и угрозы, приказ, осуждение, установление штрафных санкций, принуждение.

В традиционной системе высшего образования имеют место элементы речевой подготовки, однако они не рассматриваются целенаправленно. Более того, все больше из образовательного процесса исключается живая речь, которая заменяется письменным текстом и тестированием.

И.И. Рыданова и О.М. Казарцева рассматривают профессионально-речевое поведение преподавателя как систему речевых поступков, в структуру которых входят субъект, объект, цель, содержание, используемые средства - вербальные и невербальные, а также как форму проявления речевого общения, которая помимо предметного информирования включает передачу экспрессивной информации, обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с учащимися. Однако не разработан методический аспект профессионально-речевой подготовки будущих преподавателей физической культуры, который бы объединял аспекты профессионально-речевого поведения.

Значение профессионально-речевой подготовки преподавателя физической культуры отмечают в своих работах О.Б. Завьялова (2000), А.И. Чучалина (2001), Г.В. Петрова (2003), В.Е. Гордиенко (2003) и др.

В деятельности преподавателя физической культуры (в отличие от преподавателей других учебных дисциплин) иное соотношение вербальных и невербальных средств речевого поведения. Это связано с такими особенностями учебно-тренировочной деятельности, как дефицит времени, отведенного на вербальное объяснение, связь слова с речедвигательной координацией, акустические особенности учебно-тренировочных помещений. Данные особенности требуют специфической профессионально -речевой подготовки специалиста в области физической культуры и спорта.

Предлагаемая методика формирования умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза базируется на грамматике речевого поведения преподавателя физической культуры. Данная методика позволяет определить состав необходимых и достаточных условий для осуществления речевых актов определенного типа в условиях учебно-тренировочного занятия и затем выделить из этих условий набор правил употребления вербальных и невербальных средств, которые превращают высказывания в речевые акты данных типов.

На основе составленных индивидуальных профессионально-речевых профилей определена индивидуальная программа развития и коррекции умений и навыков использования вербальных, акустических, кинетических и проксимических средств речевого поведения в профессиональной деятельности. Включение в процесс профессионально-педагогической подготовки студентов физкультурного вуза предлагаемой методики способствует качественному и количественному улучшению показателей: умений и навыков использования вербальных, акустических, кинетических и проксимических средств речевого поведения в реальных ситуациях учебно-тренировочной деятельности.

Итак, при формировании умений профессионально-речевого поведения будущих преподавателей физической культуры необходимо учитывать специфику учебно-тренировочной деятельности и условий, в которых она проходит. Данные особенности обуславливают возможность описания речевых ситуаций, типов речевых действий физкультурной деятельности, соотношение используемых средств речевого поведения.

Для достижения большей эффективности методики формирования умений профессионально-речевого поведения необходимо учитывать условие субъективного подхода самого студента к формированию умений и навыков употребления вербальных и невербальных средств речевого поведения. Данное условие позволяет студенту эффективно реализовывать освоенные в вузе знания и умения на педагогической практике, а затем и в профессиональной деятельности.

Если рассматривать каждый из перечисленных компонентов как независимую составляющую, вне связи с другими компонентами, то будет упущен из поля зрения эффект их совместного взаимодействия. Эти исследования подготовили переход от "фрагментарного и статического" рассмотрения отдельных сторон педагогической деятельности к целенаправленному комплексному формированию "полинаправленности" специалиста. Подобный подход востребован и практикой школы, нуждающейся в преодолении (и предотвращении) таких негативных явлений, как ранние "педагогические кризы", "педагогическое истощение", профессиональная стагнация учителя.

Особую важность на современном этапе представляет процесс подготовки специалистов по физической культуре и спорту, поскольку специалисты данного направления несут ответственность и за интеллектуальное, и за физическое, и за духовное развитие личности (А.А. Дергач, 1985).

Специфика деятельности учителя физической культуры заключается в том, что в процессе обучения и воспитания учащихся он решает не только образовательную, воспитательную, развивающую, но и оздоровительную задачу. При решении этих задач нельзя допускать превалирования одной из них за счет других. Иногда учителя со спортивной направленностью основное внимание уделяют физическому развитию учащихся, забывая о воспитательных и общеобразовательных сторонах. Наблюдается и другая крайность - уклон физического воспитания в образовательную сторону. В этом случае страдают две другие стороны - воспитательная и оздоровительная. Все это говорит о необходимости целенаправленной и многоплановой работы по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.

Профессиональная подготовка, как отмечают Н.В. Кузьмина (1990), А.А. Реан (1994), М.Т. Громкова (1999) и др., - процесс сложный и многогранный, основу которого составляет педагогическая направленность. Педагогическая направленность является одной из интегральных характеристик личности учителя и объектом профессионального развития (саморазвития) учителя.

На наш взгляд, педагогическая направленность - это стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Педагогическая направленность проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности учителя и отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик учителя. Как отмечает Е.Н. Рогов (1998), степень сформированности педагогической направленности может быть выражена в разном уровне ее развития и проявлении деформаций. Наличие деформаций выливается в отсутствие интереса к своему предмету и к своему делу, отсутствие социальной ответственности, нарушение элементарных правил обучения, непонимание и недооценку гуманистического смысла своей деятельности.
1.3. Лыжный спорт как составляющая подготовки педагога по физической культуре

Лыжный спорт является одним из популярнейших в мире. Занятия этим видом являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по характеру двигательных действий.

Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями единой спортивной классификации.

В учебном процессе студентов высших учебных заведений лыжная подготовка занимает особо важное место.

Между лыжной подготовкой и лыжным спортом существует тесная взаимосвязь. Основой развития лыжного спорта высших достижений является массовая лыжная подготовка. С появлением новой талантливой молодежи растут спортивные достижения сильнейших лыжников, повышается общий уровень развития лыжного спорта в стране. В свою очередь, развитие лыжного спорта высших достижений и массового спорта ведет к дальнейшему совершенствованию системы лыжной подготовки. Лыжные гонки оказывают благотворное воздействие на организм человека. При занятиях в работу вовлекается большинство мышц тела. Поэтому регулярные тренировочные занятия здесь направлены, главным образом, на выработку у человека общей и специальной выносливости. Эти качества приобретаются организмом студента в процессе регулярных тренировочных занятий в связи со значительными повышениями работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а так же связи с улучшением обменных процессов в организме.

В свою очередь в реализации учебной программы по дисциплине «Лыжный спорт» каждый студент обязан усвоить знания и обрести умения по лыжной подготовке.

^ Цель дисциплины

Формирование системы знаний, умений и навыков теоретической, методической и практической профессиональной подготовки выпускника к работе в области лыжного спорта по направлению 050720 «Физическая культура».

^ Задачи дисциплины:

1. Формирование системы знаний, умений и навыков теоретической, методической и практической профессиональной подготовки выпускника к работе в области лыжного спорта.

2. Ознакомление с структурными основами, видами, типами и классификацией применения средств и методов лыжного спорта.

3. Обеспечение знаниями сущности закономерностей (принципов) педагогического процесса и системы физического воспитания, о двигательных действиях как основе предмета обучения, о целостном представлении закономерностей формирования двигательных умений и навыков в лыжном спорте.

4. Изучение основ воспитания физических качеств школьников, содержания и форм деятельности преподавателя, планирования процесса лыжной подготовки, целостные представления о закономерностях формирования физических качеств на основе двигательных умений и навыков в лыжном спорте.

5. Обеспечение знаний, умений и навыков профессиональной деятельности педагога, структуры процесса обучения, технологии проведения основных форм занятий по лыжному спорту, о содержании принципов, средств и методов организации планирования и педагогического контроля по лыжной подготовке школьников, студентов и взрослого населения.

6.Формирование системы знаний теории лыжного спорта, организации и содержания разделов спортивной тренировки, цикличности многолетней подготовки спортсменов, структуры и методики проведения занятий с различными категориями спортсменов, классификацию спортивных соревнований, разновидности форм планирования, контроля и судейства спортивных мероприятий.

7. Стимулирование самостоятельной деятельности по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых знаний.

^ Место дисциплины в системе общей образовательной программы высшего профессионального образования

Дисциплина «Лыжный спорт» относится к вариативной части профессионального цикла. Является одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки. Это система знаний и представлений о сущности, предметном содержании, строении и функциях физической культуры, физического воспитания лыжного спорта.

«Лыжный спорт» научная дисциплина о закономерностях, условиях и формах применения активных двигательных действий (физических упражнений) в целях физического воспитания, укрепления и сохранения здоровья, всестороннего и гармонического развития, оптимизации физического состояния, достижения высокой работоспособности и творческого долголетия людей. Содержит характеристику дидактических критериев и принципов, задач, средств, форм и методов организации и проведения занятий физическими упражнениями.

Как учебный предмет является интегральной общепрофилирующей дисциплиной учебных планов институтов, а также выступает в роли центрального связующего звена между циклами общественных, медико-биологических, психолого-педагогических и специально-профилирующих учебных дисциплин. Составляет общую методологическую основу изложения спортивно-педагогических дисциплин.

«Лыжный спорт» призван обеспечить студентам необходимый уровень теоретических, методических знаний и практической профессиональной подготовки преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

^ Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

-готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

-способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

^ Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями:

-владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательнымдействиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся;

-способен использовать ценностный потенциал лыжной подготовки для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям лыжным спортом;

-готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач;

-способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся лыжному спорту с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.

^ В результате изучения студент должен:

знать:

–основные этапы развития системы лыжного спорта страны в контексте развития мировой культуры;

–эстетические, нравственные и духовные ценности лыжного спорта;

–дидактические закономерности в лыжном спорте;

–методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;

– методику подготовки спортсменов;

– возрастно-половые закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков;

– методы и организацию комплексного контроля в спортивной подготовке лыжников;

– методы организации и проведения научно-исследовательской и методической работы по лыжам.

уметь:

– формулировать конкретные задачи лыжной подготовки различных групп населения, в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации;

– оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий по лыжам;

– осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно-спортивных занятий лиц различного возраста по лыжам;

– уметь овладевать новыми видами физкультурно-спортивной деятельности по лыжам в процессе самообразования и самосовершенствования;

– использовать навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий;

– применять средства и методы формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении лыжной подготовки, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;

– применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения занятий по лыжной подготовке;

– применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;

– оказывать первую помощь при травмах в процессе выполнения занятий лыжным спортом;

– определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств и находить методику их устранения.

владеть:

– технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе занятий по лыжной подготовке;

– методами планирования и проведения основных видов физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий.

Спортивная тренировка лыжников охватывает различные стороны подготовки - идеологическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую.

^ Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, повышение уровня развития основных физических качеств, необходимых для лыжного спорта. Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.

Следует подчеркнуть, что средства общей физической подготовки подбираются с учетом специфики вида спорта. У лыжников-гонщиков, например, ведущее место занимают циклические упражнения, выполняемые в движении или связанные с передвижением по определенному рельефу местности, подвижные и спортивные игры. По мере повышения тренированности они становятся и более специализированными. Так, от развития силы вообще в начале подготовки спортсмен переходит к развитию сил ведущих мышечных групп, далее к развитию скоростно-силовых качеств, а затем к развитию силовой выносливости.

^ Специальная физическая подготовка направлена на развитие качеств, специфических для лыжного спорта. К средствам специальной физической подготовки относятся упражнения на лыжах, различные имитационные упражнения, передвижение на лыжероллерах, роликовых коньках и упражнения, сходные с передвижением на лыжах, как по двигательной структуре, так и по характеру нервно-мышечных усилий.

Специальная физическая подготовка направлена на совершенствование технического мастерства и повышение уровня развития специфических качеств. В специальной подготовке лыжника-гонщика особое место занимает соревновательная подготовка, тесно связанная с технической, тактической и психологической подготовкой

^ Техническая подготовка лыжника - это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах.

Различают общую и специальную техническую подготовку. В ходе общей технической подготовки студент осваивает умение и навыки, необходимые в педагогической и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений. Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техники способов передвижения на лыжах. Все это является основой для специальной технической подготовки. Чем больше у лыжника запас двигательных навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает современней техникой передвижения на лыжах в различных ее вариантах. Это достигается применением широкого круга самых разнообразных упражнений общеразвивающего характера и специально подготовительных упражнений, направленных на изучение элементов техники способов передвижения на лыжах. Наряду с другими упражнениями, развивающими координацию движений, особое внимание следует обратить на упражнения, воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом способствует обучению и дальнейшему совершенствованию техники способов передвижения на лыжах.

В процессе специальной технической подготовки студент овладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т.д.)

Тактика - это искусство ведения борьбы. В нее входят планирование и прогнозирование поведения во время соревнований, преодоление возникающих трудностей, распределения сил и т.д. На практике во время тренировок и соревнований спортсмен апробирует различные варианты тактического поведения. Можно различать тактику применения лыжных ходов, тактику преодоления подъемов, прохождения спуска и поворотов.

^ Психологическая подготовка включает морально-волевую подготовку, воспитание у студента целеустремленности, находчивости, упорства, самостоятельности, смелости. Воспитанию воли и высоких моральных качеств принадлежит ведущее место. И здесь большую роль играет преподаватель, его методы воздействия, личный пример.

^ Теоретическая подготовка предполагает вооружение студента общими и специальными знаниями. Она охватывает широкий круг вопросов: философию и историю, теорию и методику лыжного спорта, вопросы физиологии, врачебного контроля, психологии и педагогики и т. д.

Всесторонняя подготовка студентов физической культуры должна отвечать основным направлениям специализации с учетом его будущей профессии.
Выводы по главе

В системе высшего образования идет интенсивный поиск новых путей и форм повышения качества подготовки специалистов, обладающих достаточно глубокими научными знаниями, исследовательскими навыками, педагогическим и методическим мастерством. Выдвигаются повышенные требования к профессиональной подготовке будущего учителя, в частности, учителя, его педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллигентности и общей культуре.

Специфика подготовки педагогов физической культуры заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки является интенсивная двигательная деятельность, то есть процесс обучения идет посредством и через многообразие физических упражнений. Поэтому студент должен владеть не только общепедагогическими знаниями и умениями, но и специальными качествами, которые в большей мере зависят от его двигательно-технического потенциала.

В учебном процессе студентов высших учебных заведений лыжная подготовка и лыжный спорт, наряду с другими спортивно-педагогическими дисциплинами и теорией и методикой физического воспитания, играют важную роль в системе профессиональной подготовки учителей на факультете физической культуры педагогических университетов. В программу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах, достижение установленных нормативных показателей и приобретение некоторых элементарных знаний, связанных с пользованием лыжами.

Основной задачей является формирование системы знаний теории лыжного спорта, организации и содержания разделов спортивной тренировки, цикличности многолетней подготовки спортсменов, структуры и методики проведения занятий с различными категориями спортсменов, классификацию спортивных соревнований, разновидности форм планирования, контроля и судейства спортивных мероприятий.

Воспитание, обучение и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В ходе реализации системы профессиональной подготовки в лыжном спорте находят отражение дидактические принципы (сознательности и активности, систематичности и последовательности и др.).

Учебная тренировка охватывает различные стороны подготовки будущих педагогов физической культуры - идеологическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую. Неразрывна связь воспитания физического с воспитанием умственным. Знания обогащают будущего педагога, расширяют его кругозор, помогают осознавать и анализировать процесс тренировки, его средства и методы.
Список использованных источников

  1. Аграновский, М.А. Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры / М.А. Аграновский. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 315 с.

  2. Андриади, И.П. Дидактические умения тренера и их формирование: Дис...канд. пед. наук./ И.П. Андриади -М., 1982. -179 с.

  3. Азарян, Р.Н. К вопросу о перестройке системы подготовки учителя физической культуры./ Р.Н. Азарян, А.Р. Азарян, Ю.В. Павлов. // Опыт и перспективы перестройки содержания и методов подготовки учителя физической культуры: Тез. докл. науч. практич. конф. - Махачкала, 1990. - С. 6-7.

  4. Акинин, П.В. Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской Научно-практической конференции 21-22 апреля 2005 г. / П.В. Акинин. – Ставрополь, 2005. – 112 с.

  5. Акопян, Р.У. О совершенствовании учебного процесса спортивно-педагогических предметов на факультете физкультурного вуза / Р.У. Акопян // Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации. - М.: ГЦОЛИФК, 1977.-С. 168-177.

  6. Антонова, О.А. Лыжная подготовка: методика преподавания: учеб. пособие / О.А. Антонова. – М.: Академия, 1999. – 208 с.

  7. Басханов, С.Г. Пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физического воспитания. Опыт и перспективы перестройки содержания и методов подготовки учителя физической культуры: тез. докл. науч. практич. конф./ С.Г. Басханов. - Махачкала, 1990. -С. 10-11.

  8. Баталов, А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие / А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П.В. Головкин и др. - М.: Наука, 2004. – 320 с.

  9. Беспалько, В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения: автореф.... дис. докт. пед. наук / В.П. Беспалько. - М.: МГУ, 1968. - 45 с.

  10. Бимба, В. Оптимизация процесса физического воспитания в вузе / В. Бимба. -Вильнюс, 1981.- 12 с.

  11. Бобкин А.И. Некоторые вопросы организации профессиональной подготовки студентов на факультетах физического воспитания. Основы профессионального мастерства учителя физической культуры: Тез. докл. Всесоз. науч. конф. 14-16 сентября. / А.И. Бобкин. - Ульяновск, 1976. - С. 76-77.

  12. Богданов, В.П. Лыжный спорт в школе: пособие для учителей / В.П. Богданов. - М.:Просвещение, 1975. - 192 с.

  13. Богданов, Г. П. Дозирование физических нагрузок при развитии двигательных качеств школьников / Г.П. Богданов // Вопросы физического воспитания. - М., 1983.-С. 21-24.

  14. Боген, М.М. Спортивная техника как предмет обучения / М.М. Боген // Теория и практика физической культуры. - 1981. - №7. - С. 24-26.

  15. Бутин, И.М. Программа курса «Лыжи»: программа пед. ун-тов и ин-тов. / И.М. Бутин. -М., 1996.-20 с.

  16. Бутин, И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.М. Бутин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.

  17. Бутин, И.М. Дифференцированное обучение на уроках по лыжной подготовке / И.М. Бутин // Физическая культура в школе. - 1991. - № 1. - С. 27-32.

  18. Быков, Ю. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе / Ю. Быков // Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 12, с. 67.

  19. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 1985. - 175 с.

  20. Воронцова, К.А. Материалы по планированию, организации и методам проведения занятий по лыжному спорту в условиях вуза: вопросы физического воспитания студентов / К.А. Воронцова. - Л.: ЛГУ, 1976. - Вып. 10. - С. 59-76.

  21. Галимов, Г.Я. Совершенствование профессиональной подготовки студентов факультета физического воспитания к ведению учебно-воспитательной работы по лыжному спорту: автореф. дис... канд. пед. наук. / Г.Я. Галимов. -М„ 1984.-20 с.

  22. Глязер, С.В. Зимние игры, развлечения / С.В. Глязер. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 80 с.

  23. Гурский, А.В. Моделирование ведущих параметров двигательных движений для оптимизации управления техническим мастерством лыжников-гонщиков: автореф. дис.... канд. пед. наук. / А.В. Гурский. - Малаховка, 1984. - 16 с.

  24. Гурская, Л.А. Организация, содержание и проведение уроков лыжной подготовки в общеобразовательной школе: учебное пособие / Л.А. Гурская. – Смоленск: СГИФК, 1996. - 73 с.

  25. Должиков, И.И. Планирование содержания уроков физической культуры I-XI классы / И.И. Должников // Физическая культура в школе. – 1997. - № 4.

  26. Донской, Д.Д. Специальные упражнения лыжника-гонщика / Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 1958. - 87 с.

  27. Донской, Д.Д. Техника лыжника-гонщика (техническое мастерство) / Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 135 с.Донской, Д.Д., Гросс, Х.Х. Техника лыжника гонщика / Д.Д. Донской, Х.Х. Гросс. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 130 с.

  28. Дронов, В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: метод. пособие / В.Я. Дронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 88 с.

  29. Друзь, В.А. Спортивная тренировка и соревнования / В.А. Друзь. – СПб.: Питер, 2004.– 118 с.

  30. Евстратов, В.Д. Лыжный спорт: учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.Д. Евстратов, Г.В. Чукардин, Б.И. Сергеев. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 319 с.

  31. Ермаков, Е.Е. Техника лыжных ходов / Е.Е. Ермаков. – Смоленск: СГИФК, 1995. – 77 с.

  32. Ермилов, В. А. Способы повышения эффективности обучения лыжным ходам / В.А. Ермилов // Физическая культура в школе. - М., 1998. - №11. - С. 24-27.

  33. Зациорский, В.М. Спортивная метрология В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1982. - 256 с.

  34. Капланский, В.Е. Уроки лыжной подготовки / В.Е. Капланский // Физическая культура в школе. - 1990. - № 11. - С15-19.

  35. Квашук, П.В. Лыжный спорт: программа для системы дополнительного образования детей / Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Левочкина О.Е. - М.: Советский спорт, 2003. - 72 с.

  36. Квашук, П. В. Особенности формирования техники лыжных ходов на уроках физической культуры в 5-6 классах (Камчатский регион): метод, рекомендации / П.В. Квашук, А.Н. Арсеньев. - М.: ВНИИФК, 2001. - 39 с.

  37. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

  38. Кузнецов, А.К. Физическая культура / А.К. Кузнецов. – СПб.: Нева, 2004. – 324 с.

  39. Лукьянов, П.И. Зимние спортивные походы / П.И. Лукьянов. - М.: Физкультура и спорт, 1979. – 150 с.

  40. Лукьянычев, С.Г. Совершенствование технологии подготовки студентов спортивно-педагогической дисциплиной "Лыжный спорт": Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. VIII науч. конф. по проблемам физического воспитания учащихся. / С.Г. Лукъянычев. - Коломна, 1998.-С. 90-91.

  41. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей / В.И. Лях, Г.Д. Мейксон // Физическая культура в школе. – 1994. - № 1-3.

  42. Макаров, А.А. Методика начального обучения технике лыжных ходов: метод. пособие / А.А. Макаров. - М., 1993. - 63 с.

  43. Манжосев В.М. Марков В.П. Техника передвижения на лыжах. – М., 1990.

  44. Манжосов, В.Н. Техника передвижения на лыжах: метод. разработки / В.Н. Манжосов, В.П. Маркин. - М., 1990. - 82 с.

  45. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков (очерки теории и методики) / В.Н. Манджосов. - М.:Физкультура и спорт, 1986. – 86 с.

  46. Марков, Д. Первые шаги на лыжах /Д. Марков. – Свердловск: Свердлгиз, 1942. – 14 с.

  47. Маслеников, И.Б., Капланский, В.Е. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 111 с.

  48. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - СПб.: Лань, 2004. – 543 с.

  49. Миненков, Б.В. Первая лыжня / Б.В. Миненков. – М.: Физкультура и спорт,1964. – 88 с.

  50. Назаров, В.Т. Развитие силовых качеств спортсменов методом биомеханической стимуляции / В.Т. Назаров // Теор. и практ. физ. культ. 1987, № 12, с. 37 - 39.

  51. Никощенков, С.Л. Педагогический подход к процессу начального обучения технике передвижения на лыжах: Техническое мастерство лыжника-гонщика: Сб. научн. тр. / С.Л. Никощенков. - Смоленск: СГИФК, 1988. - С. 16-21.

  52. Осинцев, В.В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: метод, пособие / В.В. Осинцев. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 272 с.

  53. Преображенский, В.С. Учись ходить на лыжах / В.С. Преображенский. – М.: Советский спорт, 1989. – 40 с..

  54. Раменская, Т.И. Лыжный спорт: учебное пособие / Т.И. Раменкая, А.Г. Баталов. - М.: Наука, 2004. – 320 с.

  55. Раменская, Т.И. Организация многолетней подготовки лыжников-гонщиков в спортивных школах: методические разработки / Т.И. Раменская. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 39 с.

  56. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника / Т.И Раменская. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 227 с.

  57. Раменская, Т.И. Техническая подготовка лыжника / Т.И. Раменская. – М., 2000. – 264 с.

  58. Рыженков, В.Н. Занятия на лыжах с лицами различного возраста и физической подготовленности: учебное пособие / В.Н. Рыженков. – Смоленск: СГИФК, 1996. - 52 с.

  59. Слука, П.П. Исследование эффективности обучения студентов лыжному спорту на учебно-тренировочных сборах / П.П. Слука, А.В. Романов // Теория и прак¬тика физической культуры. - 1976. - №11. - С. 58-61.

  60. Сорокин, С.Г. Лыжная подготовка в физкультурных вузах: учебное пособие / С.Г. Сорокин. - Омск, 1999. – 84 с.

  61. Струнин, И.А. Профессиональная двигательная подготовка будущих учителей физической культуры: канд. дис./ И.А. Струнин. - М.,1994. -151 с.

  62. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина, М.Я. Вилевскиого, К.Х. Грантыниного. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 288 с.

  63. Тер-Ованесян, А. А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание / А.А. Тер-Ованесян. – М., 2003. – 168 с.

  64. Физическая культура / под ред. С.К. Елисеевой. – М.: Логос, 2003. – 324 с.

  65. Физическое воспитание / под ред. А.Д. Потапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 266 с.

  66. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М.,- Физкультураи спорт. 1987.- 128с.

  67. Черник, Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры: кн. для учителя / Е.С. Черник. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

  68. Чернышев, А. Г. Способы ходов на лыжах: анализ техники и методики обучения: дис.... канд. пед. наук. / А.Г. Чернышев. -М., 1953.-215 с.

  69. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

  70. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 300 с.

Приложение 1

Результаты начального тестирования по специальной физической подготовке.

Таблица 1

Результаты тестирования группы занимающейся

лыжным спортом



1 тест

Десятискок

2 тест

Бег 30 м

3 тест

Подтягивание

4 тест

Лодочка

5 тест

Отжимание

6 тест

Подъем туловища

результат, в м.

балл

результат, в с

балл

результат

балл

результат, в с

балл

результат

балл

результат

балл

1

27

5

3,7

5

20

5

90

5

125

5

120

5

2

27

5

3,8

5

23

5

95

5

120

4

115

4

3

28

5

3,6

5

21

5

85

5

127

5

125

5

4

27

5

3,7

5

19

4

60

5

125

5

126

5

5

27

5

3,7

5

22

5

78

5

128

5

120

5

6

21

4

3,9

4

21

5

90

5

127

5

113

4

7

25

4

4,0

4

22

5

75

5

119

4

120

5

8

27

5

3,7

5

20

5

56

4

127

5

124

5

9

28

5

4,0

4

19

4

60

5

125

5

120

5

10

26

4

3,7

5

23

5

75

5

120

4

123

5

Средняя арифметическая оценка специальной физической подготовки студентов занимающихся лыжным спортом 4.75 балла

Таблица 2

Результаты тестирования группы не занимающейся

лыжным спортом



1 тест

Десятискок

2 тест

Бег 30 м

3 тест

Подтягивание

4 тест

Лодочка

5 тест

Отжимание

6 тест

Подъем туловища

результат, в м.

балл

результат, в с

балл

результат

балл

результат, в с

балл

результат

балл

результат

балл

1

21

4

3,7

5

20

5

57

4

125

5

80

4

2

20

3

3,7

5

23

5

55

4

74

3

115

4

3

27

5

3,6

5

19

4

65

5

96

4

79

3

4

22

4

3,6

5

14

3

45

3

65

3

112

4

5

28

5

3,5

5

22

5

56

4

75

4

96

4

6

21

4

3,9

4

21

5

61

5

102

4

113

4

7

19

3

4,0

4

22

5

45

3

119

4

120

5

8

20

3

3,7

5

20

5

56

4

71

3

70

3

9

24

4

4,1

3

15

4

60

5

70

3

78

3

10

25

4

3,7

5

14

3

55

4

90

4

100

4
  1   2   3



Скачать файл (458 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации