Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты к госэкзамену по психологии - файл 1.doc


Билеты к госэкзамену по психологии
скачать (457 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc457kb.04.12.2011 09:52скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...


  1. Предмет психологии, ее задачи и методы.

Психология - изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногое. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения интересов, потребностей, эмоций, сновидений.

В своем развитии психология прошла несколько этапов развития, в начале это была наука о душе. Древнегреческие философы такие как Аристотель, Гиппократ признавали состояние души, которыми обладают одушевленные и неодушевленные предметы. С середины 18 века психология воспринималась как наука о сознании. Признавалось, что мозг человека осуществлять функцию позволяющую размышлять, переживать и т.д. Основным методом исследования в это время являлось наблюдение и самонабюдение.

С начала 19 века началось становление научной психологии.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

- научиться управлять ими;

- использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

- быть теоретической основной практики психологической службы.

В настоящее время психология является разветвленной наукой. Основу составляет общая психология, далее она разделяется на возрастную, личностную, социальную, сравнительную и т.д.

Основными методами психологии являются: наблюдение (метод состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешний проявлений психики); эксперимент (происходит активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя); психодиагностические методы (выявляют и измеряют индивидуальные особенности человека, позволяют определить различия между людьми); метод анализа продуктов деятельности (каких либо написанных текстов, например школьные сочинения, часо используется совместно с другими методами – наблюдением, беседой, экспериментом, тестом);Анкетирование, беседа.


  1. Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.

Личность – это психологическое понятие, с помощью которого ученые определяют наиболее важные и устойчивые психологические черты человека. «Личность» - это субъект социальных отношений, участвующий в осознанной деятельности и умеющий контролировать свое поведение. Личность - прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

Активность личности определяет ее способность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание). Психическая активность по своему содержанию делится на познавательную (проявляется в познании мира), эмоциональную и волевую; по отношению к сознанию - на сознательную и бессознательную; по отношению к личности - на личностную и безличностную.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Индивид – это биологическая особь, свидетельствующая о принадлежности к человеческом у роду. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. «Индивидуальность» - это, что то подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то в чем он отличен от других. У каждого человека есть определенные сочетания личностных свойств. В этом смысле слова каждый человек не только личность, но и индивидуальность, т.к. в наборе или а степени развитости этих свойств он почти наверняка чем-то отличается от других людей. В мире наверное не отыщешь двух людей, которые как личности были бы абсолютно похожими друг на друга. Индивидуальность как раз и отличает одну личность от другой.


  1. Структура личности, ее направленность.

В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (черт) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. проявление памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировкм и развития этих качеств.

Далее, уровнем личности является так же ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки (имеет социальный характер).

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мирровозрение, особенности характера, самооценки.

Структура личности по Фрейду, имеет три составляющие:

- «Оно» - это собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности;

- «Я» - сознание;

- «Сверх Я» - представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.

«Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх Я» руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Ведущий компонент структуры личности, основное системообразующее качество личности - направленность личности - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мирровозорения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Направленность состоит из компонентов:

А) Цель – то. К чему стремиться чловек, осознаваемый результат его деятельности. Бывает близкая и далекая, личная и общественная.

Б) Мотив – то, что побуждает человека к деятельности. Бывают осозноваемые и неосозноваемые, личными и общественными, близкими и далекими.

В) потребности,

Интересы, убеждения – определенный взгляд человека, Желания и намерения – это сиюминутные возникающие, часто сменяющие друг друга мотивационное состояние,

Идеал – образ которому стремиться человек подражать своим оведением.

Особенности направленности личности:

1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности - нравственность ее повседневного поведения.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов - целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости отношений - последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия.

Итак поведение личности определяется ее направленностью Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей.


  1. Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.

Самосознание – это процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств.

Самосознание - это процесс развития, который не дается от рождения. По мере накопления жизненного опыта человек переосмысливает свою жизнь, переосмысление определяет мотивы его деятельности и внутренний смысл задач, с которыми он сталкивается на жизненном пути.

Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Именно такие мысли создают основу устойчивого личностного образования – «Я- концепции». «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Выделяют три основных компонента: когнитивный («образЯ» - характеризует содержание представлений человека о себе), эмоционально-оценочный (отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке) и поведенческий (определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки).

В раннем детстве происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» - т.е. он осознает себя как личность.

В дошкольном детстве продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста. Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я”, месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка проявляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому. Он начинает осознавать свои преживания, происходит и осознание себя во времени.

В младшем школьном возрасте на развитие самосознания ребенка большое влияние оказывает оценка, которую ставит учитель. Поэтому оценка успеваемости становиться оценкой личности и влияет на социальной статус ребенка.

В подростковом возрасте развитие самосознание, формирование идеала личности направленно на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критичным отношением подростка к своим недостаткам. В этом возрасте у подростков появляется склонность к самопознанию (рефлексии), в результате чего происходит формирование самооценки и определении своего места в обществе. Как правило, у младших подростков самооценка противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

В юности происходит становление самосознания и устойчивого образа «Я». Процесс становления самосознания очень сложен, и не у всех он проходит гладко и безболезненно.

Самооценка – это оценка личностью самого себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и не устойчивой. Это зависит от возраста, от индивидуальных особенностей.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие – как успех. Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста.

Существует адекватная самооценка – соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. И неадекватной – когда самооценка не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).

Таким образом, уже в детстве самосознание и самооценка приобретают активную роль в развитии человека, влияя на все стороны его жизни, и тем самым на его собственное развитие.


  1. Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.

Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность.

Потребность - это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Активность личности направлена на удовлетворение потребностей. Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:

1. потребности, связанные с трудом - потребности познания и созидания;

2. потребности, связанные с развитием, - потребность в игре, наущении, самореализации;

3. потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией, - нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловленны, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются социогенными.

Большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью - биогенные потребности:

1. потребность безопасности, самосохранения;

2. потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности;

3. потребность в подготовке к преодолению препятствий (наущение, физическая игра)

4. потребность в продолжении рода.

Есетственные, органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания.

В зависимости от того, с какими социальными ценностями связанны потребности, различаются разные их уровни - высшие и низшие.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.

Возникновени определенных насущных потребностей организует психику на постановку соответствующих целей.


  1. Понятие о деятельности. Виды деятельности.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него потребности мотива.

Структура деятельности: мотивы - действия - цели.

- мотивы - то, что побуждает человека к деятельности.

- действия - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.

- цели - то, на что направленна непосредственно деятельность.

Мотивы и цели могут не совпадать.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это общение, игра, учение и труд.

- общение - социальное пространство каждого человека определяет его как отличного от других и подобного другим. Становление самосознания происходит в процессе деятельности и общения с окружающими людьми.

- игра - в игровой деятельности ищутся предметы - заместители изображаемых предметов, определяющие действия, демонстрирующие характер отношений между людьми и т.д. Игровая деятельность тренирует знаковую функцию, она определяет психическое развитие ребенка. Игровая деятельность является предметом теоретического и практического изучения для организации развития ребенка до школы.

- учение - предметом учебной деятельности является сам человек, стремящийся изменить себя. Учебная деятельность определяет изменения в познавательной и личностной сфере человека

- труд - трудовая деятельность возникла как деятельность, способствующая освоению природных и социальных сил для удовлетворения потребностей отдельного человека и общества.

Труд - основная форма жизнедеятельности человека, исходное условие человеческого бытия. Трудовая деятельность ориентированна на получение конечного результата, а также на получение денежного вознаграждения за произведенный труд.

Таким образом, можно сказать что деятельность является основным условием для саморазвития человека.



  1. Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками. Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

3нания могут быть: донаучными; житейскими; художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности); научными (эмпирические и теоретические).

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически.

Привычка – потребность человека совершать определенные действия. Привычка во многом сходна с навыком – это так же автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. На привычка – это навык, ставший потребностью.

Навык это возможность успешного осуществления действий, привычка – побуждение производить эти действия.

Различают бытовые (гигиенические) привычки и нравственные (проявляются во взаимоотношениях с людьми). Кроме положительных привычек, бывают и отрицательные.

Таким образом, для организации успешной деятельности человеку необходимо иметь определенные знания, на основе которых формируются определенные умения, навыки и привычки.


  1. Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет деятельности. Цель – это то ради чего действует человек, мотив – это то, почему действует человек. Как правило деятельность человека определяется целой системой целей и мотивов – ближайшими и отдаленными.

Составную часть деятельности (отдельный акт) называют действием. Действия так же всегда совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия всегда осознанны, но степень осознанности может быть различна. Действия могут быть осознанными (поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты) и импульсивные (малоосознанные цели, действия, производимее под влиянием чувств или сильнодействующих раздражителей, сильных чувств). Так же различают практические и умственные действия. Практические действия – манипулирование предметами, конструктивные действия и т.д., имеют большое значения в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). На основе практических действий возникают умственные – действия в уме. Умственная позновательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности.

В любой деятельности можно выделить следующие этапы:

- этап постановки цели – ясное осознавание конкретной задачи;

- этап планирования работы – выбор наиболее рационального способа действия;

- этап выполнения, осуществления деятельности

- проверка результатов, исправление ошибок (если были), сопоставление полученных результатов с запланированными;

- подведение итогов работы и ее оценка.

Таким образом, любой вид деятельности — весьма сложный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности.


  1. Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Индивиды участвуют во многих группах. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

Реальная группа – фактически существующие объединения людей с реальными связями и взаимоотношениями ее членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть малой или большой.

Общность людей, составленная номинально, называют условной группой.

Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, подтверждаемые документами. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа может перестраиваться, но опять-таки на основе приказа или постановления.

Взаимоотношения в официальной группе даже при одной и той же инструкции не могут быть идентичны, поскольку в контакт вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатии, уважение, дружба) цементирует официальную группу, помогает установить благоприятный психологический климат, что в конечном итоге способствует успешной работе. В официальной группе могут складываться и другие отношения, не способствующие успеху дела (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).

Неофициальные группы возникают на основе единой психологической мотивации-симпатии, близости взглядов и убеждений, признания авторитетности, компетентности. Такая группа не предусматривается штатным расписанием или уставом. Так складываются группы на основе общности интересов или увлечений. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если они исчезают, группа распадается.

По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.

Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу нормы, ценности которой признает и поддерживает и считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, идеалом считает ценности другой группы.

Структура реальной группы:

Начало формирования группы – ассоциация – объединение людей на основе временного и пространственного признаков. В начале образования группы еще нет общей цели, не налажены контакты деловые и личные. Постепенно эти контакты начинают устанавливаться.

При образовании данных контактов группа переходит в качественно иную и более сложную группу – кооперацию (корпорацию) – замкнутое в самом себе объединение людей. Здесь есть единство цели и единство деятельности.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Здесь люди объединены общими целями совместной деятельности, эти цели обусловлены общественно-полезными мотивами. Взаимоотношения людей устойчивы, носят характер взаимопомощи, межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом.

Таким образом, группа является основным микроэлементом общества. Именно в группах происходят социально-психологические процессы, от которых влияет на развитие как общества, так и личности.


  1. Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.

Любая группа влияет на поведение и развитие личности. Различают такие виды влияния как внушаемость, конформность, самоопределение.

Внушаемость, или суггестия — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

На внушаемость влияют такие личностные особенности, как низкая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость и стеснительность, доверчивость, повышенная эмоциональность и впечатлительность, мечтательность, суеверность и вера, склонность к фантазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления.

Повышенная внушаемость характерна для детей, особенно 10-летнего возраста. Объясняется это тем, что у них еще слабо развита критичность мышления, которая снижает внушаемость. Правда, в 5 лет и после 10 лет, особенно у старших школьников, отмечается спад внушаемости. Внушаемость женщин выше, чем внушаемость мужчин
Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость и конформизм присуща всем людям в той или иной степени, но на степень их выраженности влияют пол, возраст, профессия, состав группы.

На степень их выражнности влияют акие качества:

  1. Прежде всего влияют характеристики самого человека. У женщин конформизм выше, чем у мужчин, но не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду стереотипно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, высокий уровень конформности наблюдается у сотрудников, вовлеченных в постоянную групповую деятельность, а у военных он выше, чем у инженеров.

  2. Влияет размер группы. На конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению.

  3. Влияют взаимоотношения человека и группы на уровень конформности Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность.

Существует и положительное значение конформизма, оно состоит в том, что он выступает:

как механизм сплочения человеческих групп, человеческого общества;

механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.

Но есть и отрицательное - человек, следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего».

Самоопределение в групповом общение проявляется как реакция индивида на давление со стороны группы. И оценивается как способность индивида действовать в соответствии со своими внутренними ценностями.



  1. Понятие об ощущении. Виды ощущений.

Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями.

Таким образом, ощущениями называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущение – отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Ощущения получаются при помощи органов чувств, каждый из них дает свои особые ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

Существует различные виды ощущений:

- Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза.

- Слуховые ощущения – возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые. Музыкальные, шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука. Высоту, тембр, длительность звука, темпо-ритмические особенности.

- Вибрационные ощущения – отражают колебания упругой среды. Обычно не играют важной роли для человека и потому развиты очень слабо. Исключения составляют люди с нарушением слуха.

- Обонятельные ощущения – способность чувствовать запахи. У современного человека играет небольшую роль, но слепо –глухие ими пользуются чаще чем зрячие люди. Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой.

- Вкусовые ощущения – возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Вкусовые ощущении находятся в большой зависимости от чувства голода.

- Кожные ощущения – делятся на тактильные (ощущения прикосновения) и температурные ( ощущения тепла или холода)

Данная группа ощущений отражает воздействие внешнего мира.

- Двигательные (или кинестезические) ощущения – это ощущения движения и положения частей тела. Без двигательных ощущений нельзя нормально выполнять движения, т.к. приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.

- Органические ощущения – ощущения о работе организма, внутренних органов. Органические ощущения тесно связаны с органическими потребностями человека.

- Осязательные ощущения – это сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.

- Ощущения равновесия – отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве

- Болевые ощущения – имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии. Возникшем в его организме.

Таким образом, ощущения - познавательные процессы, сигнализирующие о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Ощущения дают возможность ориентироваться нам в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.


  1. Закономерности ощущений.

Минимальную величину раздражителя, при которой впервые возникают едва заметные ощущения называют абсолютным порогом ощущения. Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, самая маленькая, сила воздействия на органы чувств. Которые они способны уловить.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше величина порога ощущения, тем больше абсолютная чувствительность к данным раздражителям. Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различная

Пороги абсолютной чувствительности изменяются на протяжении всей жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня: пороги становятся ниже, а чувствительность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Значительное влияние на изменение порогов оказывает деятельность, в процессе осуществления которой человек опирается на данный вид чувствительности.

Анализатор также способен различать изменения в силе раздражителя. Т.е. та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению. Порогом различия называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличиваться сила раздражителя, чтоб человек почувствовал едва заметно измерение ощущения. Развитие различительной чувствительности имеет важное жизненное значение. Оно помогает правильно ориентироваться в окружающем, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в окружающих условиях.

Чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей. Такое приспособление органов чувств к внешним воздействиям называется адаптацией. Существует общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным – снижается.

Таким образом, Ощущения как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора – усиливать или, наоборот ослабить ее.


  1.   1   2   3   4   5



    Скачать файл (457 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации