Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по девиатному поведению - файл 1.rtf


Контрольная работа по девиатному поведению
скачать (608.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf609kb.04.12.2011 10:29скачать

содержание

1.rtf

  1   2   3   4
Контрольная работа по социальной педагогике

студента 2-го курса ОЗО ППФ отделения психологии

Соловьева Владимира Викторовича

ТЕМА: « Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными подростками».


676470 Амурская область, Свободненский район,

п.Углегорск, улица Красногвардейская д.31,кв.54
П Л А Н

Введение

1. Классификация видов отклоняющего поведения

2. Социальные факторы девиантного поведения

3. Схема анализа отклоняющего поведения

4.Краткая характеристика основных видов девиантного поведения

а) агрессивное поведение

б) делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

в) зависимое поведение

5. Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение личности

6.Методы коррекции отклоняющего поведения

Заключение
ВВЕДЕНИЕ.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»?

Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой ин­терес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохрани­тельных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» много­кратно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Многообразие подходов проявляется и при решении таких прак­тических задач, как диагностика отклоняющегося поведения лич­ности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социаль­но-психологической помощи.

Само существование феномена отклоняющегося поведения подтверждает тот факт, что дилемма «свобода или необходимость», даже вопреки ожиданиям общества, является предметом личного выбора каждого человека.

. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Отклоняющееся пове­дение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведе­ние (от лат. deviatio — отклонение).

Очевидная сложность определения изучаемого понятия обус­ловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В на­стоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [13, с. 257] девиантное поведение высту пает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значе­нии «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [3, с. 7] оно является предметом социологии, права, социальной психологии.

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

  1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отк-лоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение — это нару­шение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выпол­няют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному
    явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно яр­лык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) фор­мирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким обра­зом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного пове­дения.

  1. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
    Это может быть дестабилизация существующего порядка, причи­нение мораль-ного и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудше-ние здоровья. В крайних своих проявле­ниях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насиль-ственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологиче­ским маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

Данный признак означает, что отклоняющееся поведение яв­ляется разрушительным: в зависимости от формы — деструктив­ным или аутодеструктивным. На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то что они также отклоняются от обще­принятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрес­сивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы про­тивопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, по­ведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подрос­ток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе де­виантов. Но тот же подросток, употребляющий героин, демонст­рирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охаракте­ризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведе-ния как отклоняющегося будет недо­статочно корректным.

Напротив, систематическое осознанное воровство денег под­ростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведе­ния. Другой распространенный пример: эпизодическое употребле­ние спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным.

Данное правило имеет исключения. Например, даже однократ­ная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

  1. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленно­стью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттрав­матического синдрома), следствием кризисной ситуации (напри-мер, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).

  2. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими забо-леваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с послед-ними. В случае пси­хического расстройства имеет место патологическое поведение пси­хически больного человека. Патологическое поведение отклоняется
    от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психически больных. Патологическое поведение подра­зумевает, что под воздействием болезненного состояния способ­ность личности осознавать и контролировать свои действия су-ще­ственно снижается.

В то же время при определенных условиях отклоняющееся по­ведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкого­лизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».

  1. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
    Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но зако-номерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь,может быть самостоятельной причиной отклоняю-щегося поведения личности.

  2. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половоесвоеобразие. Отклоняющееся поведение прежде всего отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно мо-жет быть чрезвычай­но разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиант-ного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.

Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведе­ния, формы проявления, динамику, частоту и степень выражен­ности. Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняюще­гося поведения личности. Они могут варьировать от вполне без­обидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельно­сти личности.

Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение — как нежелатель­ное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняю­щемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.

Следует заметить, что термин «отклоня­ющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле — после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые пред­ставления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсут­ствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Толь­ко к 9— 10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам. Если же пове­дение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возраст­ной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из про­явлений незрелости, невротических реакций или нарушений пси­хического развития.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее опре­деление отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчи­вое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных соци­альных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой лич­ности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной лично­сти с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.

Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по от­ношению к обществу.


1

Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попыт­ки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудно­сти можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Основная причина заключается в междисциплинарном харак­тере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных нау­ках в различных значениях, постольку существуют и многообраз­ные классификации поведенческих отклонений.

Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющего­ся поведения.

В то же время систематизации существуют и широко использу­ются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клини­ческий и психологический.

В рамках социально-правового подхода в свою очередь выделяют­ся социологическое и правовое направления.

Социология рассматривает поведенческие девиации как соци­альные явления, которые группируются по нескольким основаниям:

а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;

б) по значению последствий — негативные (вызывающие вред­ные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;

в) по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский
алкоголизм);

г) по объекту — экономические, бытовые, имущественные на­рушения и другие;

д) по длительности — единовременные и длительные;

е) по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, корруп­ция, бюрократизм, терроризм, расизм, гено-цид, деструктивные культы [1,с. 13].

^ Педагогиче­ский подход к поведенческим девиациям.

Педа­гогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Понятие «отклоняющееся по­ведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения уча­щихся отклоняющееся поведение школьника может носить харак­тер как школьной [2, с.12], так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее прояв­лениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенче­ские отклонения.

Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о следую­щих наиболее распространенных поведенческих отклонениях, сочетающихся со школьной дезадаптацией. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное пове­дение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, куре­ние, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной — социальной дезадап­тации в школьном возрасте могут выступать: регулярное упо­требление психоактивных веществ (летучие растворители, алко­голь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяж­ничество, совершение преступлений. В последнее время наблюда­ется появление относительно новых форм отклоняющегося пове­дения школьников, связанных с зависимостью от латиноамери­канских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.

Еще более запутан вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о девиантном поведении на этом «несамостоятельном» этапе развития личности? Тем не менее педагоги и родители довольно часто стал­киваются с такими негативными поведенческими проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки (сосание пальца, куса­ние ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное поведе­ние, мастурбация, гиперактивное поведение.

К сожалению, в обществе преобладает отношение к отклоняю­щемуся поведению как к нездоровому. Сталкиваясь с его выражен­ными формами, люди стараются прежде всего получить медицин­ский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь.

Выделим три основные группы отклоняющегося поведения: ан­тисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (амораль­ное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) пове­дение.

^ Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, про­тиворечащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное пове­дение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преоб­ладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля нар­котиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распростра­нены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выпол­нения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее бла­гополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгиби­ционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бро­дяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспоря­дочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, во­ровство, вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, по­скольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это по­ведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазру­шительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веще­ствами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в де­структивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично пре­дыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую вклю­чен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную за­висимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение и токсикома­ния, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведе­ние», с двумя противоположными направлениями — на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивное можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) — просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни от­дельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается ин­дивидуально окрашенным и неповторимым.

Сопоставив классификации поведенческих девиаций, возможно более четко сформулировать отличительные особенности раз­личных поведенческих феноменов.

Основные варианты социального поведения.

  1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует со­циальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В це­лом оно адекватно ситуации, продуктив-но, хотя может быть ли­шено индивидуальности.

  2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

  3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:

— креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изме­нению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окру­жающих;

— девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окру­жающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает про­дуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

2

Социологические теории рассматривают девиантное поведе­ние в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются со­циальным закономерностям, они зависят от времени и обще­ства, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять.

Наиболее известными представителями данного направления являются О.Конт, Г. деТард, А. Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюрк-гейм (1858—1917). Исследование проблем преступности в трудах Э.Дюркгейма занимает значительное место, а его анализ само­убийств считается классическим социологическим исследованием [7, с. 8].

Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии. Термин «аномия» в переводе с французского означает «отсутствие закона, организации». Это такое состояние социальной дезорганизации — социального вакуума, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Э.Дюркгейм подчеркивал необходи­мость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Например, количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколь­ко от внешних причин, управляющих людьми [7,с.10].

Э.Дюркгейм настолько не сомневался в объективной природе социальных отклонений, что утверждал «нормальность» преступно­сти. По его мнению, нет никакого другого феномена, который об­ладал бы столь бесспорными признаками нормального явления, ибо «преступления наблюдаются во всех обществах всех типов... пре­ступность не снижается по мере развития человечества» [8, с. 86].

Более того, девиации есть составная часть всякого здорового общества, «фактор общественного здоровья» [8, с. 86]. В «Социоло­гии» Э.Дюркгейм пишет: «Преступление необходимо... полезно для нормальной эволюции морали и права... случается, что оно подготавливает изменения» [8, с. 90]. Например, согласно афинс­кому праву, Сократ (470 — 399 гг. до Р. X.) был преступником — человеком, растлевающим умы молодежи. Между тем его преступ­ление — самостоятельность мысли — было полезно и для его роди­ны и для человечества. Оно служило подготовкой новой нравствен­ности, в которой тогда нуждались Афины, поскольку традиции уже не отвечали условиям жизни.

Таким образом, Э.Дюркгейм рассматривал социальные откло­нения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дез­интеграции общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах исследователей (в том числе В.Парето, Л. Козера), при­знающих в качестве ведущих причин девиантного поведения противоречия между классами и различными социальными силами, например новаторскими и консервативными [3, с. 6].

Р. Мертон, один из наиболее ярких последователей Э.Дюрк-гейма, рассматривает девиантное поведение как результат несо­гласованности между определяемыми культурой устремлениями и со­циальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Напри­мер, в современной американской культуре доминирует идея бла­госостояния, которая в свою очередь определяет высокую инди­видуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достиже­ния. Так, если человек усердно трудится, его «американская меч­та» в конце концов должна стать реальностью.

Не все люди (классы) имеют одинаковые условия для достиже­ния успеха, но они могут адаптироваться к возникшему противо­речию несколькими путями. В качестве таких путей адаптации Р. Мертон выделил:

конформизм (полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации);

инновацию (принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения);

ритуализм (негибкое воспроизведение заданных или привыч­ных средств);

ретризм (пассивный уход от выполнения социальных норм, на­пример в форме наркомании);

мятеж: (активный бунт — отрицание социальных норм) [9, с. 11].

Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к анемическому напряжению, фрустрации и поиску не­законных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объяс­няет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.

Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социаль­ного взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т. Парсонса); несоответствие между распределением благ и личными качества­ми людей (П.Сорокин); влияние норм девиантнои субкультуры и обучения (Р. Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликт­ную или ретристскую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.

Влияние современных субкультур на девиантное поведение лич­ности является чрезвычайно важным, хотя и недостаточно изу­ченным вопросом. В то же время хорошо известно, что личность всегда включена в какую-либо социальную группу. В ряде случаев групповые потребности доминируют — быть включенным в груп­пу, следовать ее нормам, подражать ее участникам, противопо­ставлять себя другим группам. На этой почве вырастают самые раз­нообразные субкультуры — аристократическая элита, хиппи, ме­таллисты, рокеры, геи, скинхэды и т.д. Люди склонны идентифи­цироваться с групповыми лидерами и их идеалами (в том числе деструктивными), что во многом объясняет существование таких массовых девиаций, как геноцид, расизм, фашизм.

Другим очевидным пробелом можно назвать неясность связи «про­фессия — девиантное поведение». Профессиональная среда оказы­вает существенное воздействие на личность человека. Хорошо изве­стны такие негативные феномены, как профессиональный стресс, профессиональное «выгорание» и профессиональная деформация личности.

Наряду с рассмотренными объективными социальными факто­рами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. В соответствии с теорией стигма­тизации (Э.Лемерт, Г. Беккер) девиации — следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на лич­ность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий кон­кретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантнои роли (вторичная девианностъ) [9, с. 13].

И. Гофман выделяет три типа стигмы: физическая стигма (врож­денные аномалии и телесные увечья); дефекты воли (алкоголизм, наркомания, душевные болезни); расовые стигмы («черные») [9, с. 14].

Сазерленд в 1939 г. сформулировал теорию дифференцированной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение — сложная и дифференцированная форма поведения. Ему учатся в интеракции (взаимодействии). Этот процесс включает усвоение девиантнои мотивации, оправдания и техник реализации девиант­ного поведения.

Девиантное поведение также может быть описано с помощью понятия «социальная роль», или «социальная функция личности» (Дж. Мид, М. Дойч, Р. Краусс). Роль — это система ожиданий отно­сительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения, наконец, поведение сообразно с занима­емым положением — статусом. В соответствии с этим люди могут принимать на себя различные роли, в том числе роль девианта.

Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности (группы) к социальным нор­мам (Г. Сайк, Д. Матза). Например, чтобы освободиться от мораль­ных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм следующими способами: ссылаться на высшие по­нятия (дружбу, преданность группе); отрицать наличие жертвы; оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провока­цией с ее стороны; отрицать свою ответственность; отрицать вред своего поведения [9, с. 15].

Современный отечественный исследователь Ю.А. Клейберг на примере подростковой девиантности также раскрывает девиант­ное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение — это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним» [9, с. 17]. Для этого используются особые приемы: слэнг, символика, мода, манера, поступок и т.д. Девиантные действия подростков выступают как средство дости­жения значимой цели, самоутверждения и разрядки.

Таким образом, социологические и близкие к ним социально-пси­хологические теории рассматривают девиантное поведение как ре­зультат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняю­щегося поведения, например социальная дезорганизация и соци­альное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в про­цессе социализации его личности.

Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют ха­рактер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов откло­няющегося поведения конкретной личности.
  1   2   3   4



Скачать файл (608.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации