Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ текущего состояния и перспектив развития предприятия - файл 1.doc


Анализ текущего состояния и перспектив развития предприятия
скачать (2011 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2011kb.04.12.2011 10:47скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..…..6

  1. Теоретические аспекты развития предприятия 8

    1. Развитие предприятия и его жизненный цикл 8

    2. Показатели текущего состояния предприятия…………………………..15

    3. Стратегический анализ фирмы…...………………………………………22

  2. Анализ текущего состояния предприятия ООО «ХХХ»……….…..31

    1. Общая характеристика предприятия………………………………....…..31

    2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия..…………...……….38

    3. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия……………..….44

  3. Разработка перспективных направлений развития ООО «ХХХ»…51

    1. Определение направлений развития предприятия………………………51

    2. Рекомендации по развитию предприятия.……………………………….56

  4. Вопросы безопасности жизнедеятельности………………………..…………..63

    1. Основные направления государственной политики в области улучшений условий и охраны труда ……………………………………..63

    2. Нормативные правовые акты по охране труда..…………...........……….66

    3. Организация службы охраны труда на предприятии ………………..….69

Заключение………………………………………..………………………………...73

Список использованных источников…………………………………………..….75

Приложение А............................................................................................................77

Приложение Б............................................................................................................78

Приложение В............................................................................................................79

Приложение Г............................................................................................................81
ВВЕДЕНИЕ
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выжи­вать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Сегодня исключительно важным является осуществление такого управления, которое обеспечивает адапта­цию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде. Практика показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален.

Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную дея­тельность на запросы потребителей, гибко реагирует и про­водит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает воз­можность организации выживать в долгосрочной перспекти­ве, достигая при этом своих целей.

Для разработки стратегии предприятия необходима оценка его текущего состояния, анализ всех подсистем организации.

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Необходимость анализа текущего состояния и разработки стратегии для любого предприятия обуславливает актуальность темы настоящей дипломной работы.

Объектом данной дипломной работы является Общество с ограниченной ответственностью «Альфапак 2000».

Предметом исследования является текущее состояние и перспективы развития данного предприятия.

Целью данной работы является исследование показателей, характеризующих текущее состояние предприятия и возможности его развития, анализ и разработка направлений перспективного развития предприятия.

Цель эта достигается решением следующих задач:

  • исследованием подсистемы «персонал»;

  • анализом маркетинговой ситуации и конкурентоспособности предприятия;

  • анализом финансового состояния предприятия;

  • оценкой сильных и слабых сторон, преимуществ и недостатков фирмы;

  • выработкой предложений по совершенствованию стратегии и дальнейшему развитию предприятия.

В первой главе дипломной работы изложены теоретические основы развития предприятия, раскрывается понятие жизненного цикла и стратегического управления, рассматриваются показатели текущего состояния предприятия.

Во второй главе анализируется организационно-производственная система предприятия, рассчитываются показатели финансового состояния предприятия. Оценивается конкурентоспособность предприятия и подсистема «маркетинг». Дается оценка подсистеме «персонал».

В третьей главе определяются направления развития предприятия и даются рекомендации по решению существующих проблем и укреплению ильных сторон предприятия.

В четвертой главе рассматриваются вопросы безопасности жизнедеятельности предприятия.

1 Теоретические аспекты развития предприятия
1.1Развитие предприятия и его жизненный цикл
Развитие – это процесс закономерного качественного изменения. Развитие свойственно любой открытой динамической системе [1].

Развитие организации представляет собой процесс разностороннего постоянного совершенствования, как отдельных её элементов, так и организации целиком. Организационное развитие является единственной возможностью длительного и успешного существования на рынке. Развитие организации призвано ускорить темпы достижения поставленных перед компанией целей, при снижении затрат всех видов ресурсов.

Существует эволюционная и революционная формы развития. Эволюционное развитие подразумевает плавное постепенное количественное изменение, которое влияет на качественную составляющую. Революционная форма характеризуется скачкообразным переходом от одного качественного состояния к другому, от старого – к новому [1].

Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие – это переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному, регрессивное – это деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам.

Говоря о развитии, обычно подразумевает прогрессивное развитие, которое несет положительные качественные изменения, о переходе от простого к сложному.

Однако не все так гладко, когда речь идет не об эволюции в биологическом понимании, не о филогенезе, а об индивидуальном развитии, об онтогенезе организации как системы, особенно человеческой организации [1].

Жизненный цикл организации можно представить в виде сменяющих друг друга этапов, которые включают зарождение и накопление потенциала, возрастающее развитие, стабильность и опасности циклического кризиса, кризис и послекризисное состояние [1].

Жизненный цикл организации – это система предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний, которые организация проходит в течении определенного времени [2].

На рисунке 1 изображено 8 взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7), ликвидация или утилизация (Э8).



Рисунок 1 – Этапы жизненного цикла организации.

Эволюционное или революционное развитие организации определяется тангенсом угла наклона кривой на графике. Угол наклона 0–10о свидетельствует о стабилизации положения или сохранении существующего состояния. Угол наклона 10–30о говорит об эволюционном развитии, угол наклона 30–50о указывает на промежуточный этап развития организации, диапазон угла наклона 50–60о характеризует революционную форму развития. Положительный тангенс указывает на подъем, отрицательный – на спад.

Любая организация в процессе существования проходит различные стадии развития, руководитель должен знать об этом и предвидеть системное поведение организации. Принятие правильных решений по отношению к поведению фирмы в различных условиях является залогом успешного функционирования компании.

Жизненный цикл организации неразрывно связан с понятием жизненного цикла продукции, который используется при прогнозировании в подсистеме маркетинга.

Жизненный цикл продукции – это временной интервал, который включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителем [1].

Современная организация должна работать на настоящее и будущее, осуществляя тактическое и стратегическое управление. Любая фирма находится в постоянном изменении, это может быть как прогрессивное развитие, так и регрессивное состояние. Нестабильность данного положения и является залогом и импульсом развития фирмы.

Согласно концепции А. Адизеса, организация как вид творения человека является невечным объектом. Вследствие этого фирма проходит несколько этапов, включающие создание, старение и гибель. В основе подразделения на этапы жизненного цикла организации лежит соотношение двух параметров деятельности организации – гибкости и контролируемости.

На рисунке 2 отображено приблизительное соответствие величины параметров и соответствующих стадий жизненного цикла организации.



Рисунок 2 – Жизненные циклы организации

Гибкость – это способность организации адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, а также способность руководства действовать вне жестких рамок, правил и норм. Контролируемость – это степень регламентации деятельности организации и ее членов, а также жесткости механизмов координации и контроля [3].

Согласно теории А. Адизеса, существует ряд принципов существования жизненных циклов:

  • не существует четких показателей перехода от одной стадии к другой;

  • длительность каждой стадии у каждой организации индивидуальна;

  • все стадии жизненного цикла организации можно сгруппировать в два больших этапа – этап роста и этап старения;

  • существует 2 вида проблем, с которыми организация сталкивается в течение своего развития:

    1. болезни роста, которые неизбежны и с которыми организация может справиться самостоятельно;

    2. организационные патологии, которые трудно излечить собственными силами.

Первый этап - выхаживание. Организация еще не создана, но появилась идея, прорабатывается миссия организации, производится оценка рынка. Эта стадия считается завершенной после того, как предприниматель уверен, готов рисковать и найти финансовые источники для осуществления своей идеи.

Этап второй - младенчество. Структура фирмы полностью не сформирована, нет иерархии соподчинения, маленький бюджет, отношения внутри организации не структурированы и полуофициальны, не существует определенных правил, стратегия фирмы определяется не самой фирмой, а внешней средой. Фирма переходит к следующей стадии при стабилизации финансовых источников и укреплении идеи построения устойчивой организации.

Третьим этапом является детство. Эту стадию также называют фазой быстрого роста. Формализуется организационная структура, расширяются сферы бизнеса, руководитель пытается делегировать полномочия, при этом боится потерять контроль над подчиненными.

Организация действует методом проб и ошибок, не может предвидеть изменения во внешней среде, что приводит к потерям и кризисам. Главное условие уклонения от краха на данной стадии - создание профессиональной административной подсистемы [3].

Четвертый этап - юность. Это период кризиса, когда энтузиазм у руководителя иссекает и главным путем решения данной проблемы является делегирование полномочий и децентрализация управления, принятие на работу квалифицированных менеджеров. Данные мероприятия могут привести к внутрифирменным конфликтам. Организационная культура предприятия развивается, увеличивается эффективность управления.

Пятым этапом является расцвет. На данном этапе соотношения параметров контролируемости и гибкости наиболее оптимально. Фирма направлена на стратегическое развитие и получение наибольших результатов от работы, благодаря прекрасной работе подсистем планирования и прогнозирования. Повышаются показатели объема реализации и прибыли. Предприятие развивает собственную сеть, создаются филиалы. Организационная структура предприятия полностью сформирована. Данная стадия будет завершена, если предприятие начнет терять предприимчивость и гибкость, адаптивность к новым условиям.

Этап шестой - стабилизация. На данном этапе фирмы впервые сталкивается со старением, растет консерватизм, руководитель теряет интерес к инновациям. Снижаются темпы роста организации, фирма старается закрепиться на рынке и сохранить существующие результаты работы, данное положение может привести к потерям, т.к. нежелание что-либо менять в организации может привести к потере гибкости на рынке. На первый план выходит финансовая подсистема.

Седьмой этап - аристократизм. Организация полностью формализована, начиная с отношений и заканчивая одеждой сотрудников. Развитие организации происходит за счет покупки других компаний. Денежные поступления контролируются за счет повышения цен.

Организация обладает достаточно большими денежными средствами и запасами, но деньги тратятся на укрепление системы контроля, обустройство, страхование [3].

Восьмой этап - ранняя бюрократизация. На данном этапе организационная культура гиперформализована. Начинается борьба внутри руководства при принятии ошибочных решений, осуществляется поиск виноватого.

Последним этапом является бюрократизация. На данной стадии организация теряет связь с внешним миром и ориентацию на результат, личные цели сотрудников выходят на первый план, отодвигая корпоративные, квалифицированные работники покидают организацию. Контроль и формализация замещают ориентированность и эффективность. Гибель фирмы наступает в тот момент, когда ее существование теряет смысл.

Закон развития: каждая организация в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации как целого, так и составных своих элементов на основе их активности и динамического равновесия. Соответственно, каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла [1].

Развитие организации формируется как за счет внутренних ресурсов, так и за счет влияния внешних факторов.

Закон развития организации основывается на совокупности принципов.

Принцип динамического равновесия подразумевает рациональное соотношение отдельных элементов и организации в целом. Данный принцип требует соответствия между изменением и стабилизацией, самоорганизацией и беспорядком, оптимального соотношения между внутренней и внешней средой организации.

Принцип преимущественного развития. Для успешного развития необходимо направление материальных ресурсов на наиболее перспективные сферы.

Принцип сменяемости. Данный принцип гласит о необходимости смены составных элементов системы функционирования организации, примером может служить обновление старого товара на более новый и инновационный.

Принцип разумного консерватизма или инерции. Изменение потенциала системы, способствующего развитию, происходит с некоторым запаздыванием, обусловленным темпом смены ресурсов или технологий [1].

На рисунке 3 отображен процесс протекания данного принципа.



Рисунок 3 – Принцип инерции

Принцип адаптации (эластичности). Каждая система стремится пережить стрессовую и проблемную ситуацию с наименьшими потерями, что приводит к повышению адаптивной составляющей организации.

Принцип стабилизации. Стремление к стабилизации (максимальному продлению) наиболее эффективных этапов жизненного цикла – этот принцип реализуется совместно со всеми вышеперечисленными принципами [1].

На рисунке 4 отображена реализация данного принципа.



Рисунок 4 – Принцип стабилизации

Для успешного существования и функционирования организации необходимо знание закона развития и данных принципов.

    1. Показатели текущего состояния предприятия


Показатель – это количественная и качественная оценки состояния и результатов, выраженные числом [4].

Текущее состояние фирмы можно анализировать по следующим направлениям: кадры фирмы, производство, финансы фирмы, маркетинг.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение, продвижение кадров, мотивация, стимулирование.

Количественная характеристика персонала фирмы в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.

Списочная численность работников фирмы – это показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность – это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания [5].

Среднесписочная численность работников за определенный период определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день данного периода (включая праздничные и выходные дни) и деления полученной суммы на число календарных дней данного периода.

Так же определяют фонд ресурсов труда в человеко-днях или человеко- часах, который можно рассчитан путем произведения среднесписочной численности работников и средней продолжительности рабочего периода в днях или часах (Т) (Формула (1)).

, (1)

где Чси – среднесписочная численность работников;

Трв – средняя продолжительность рабочего периода.

Качественная характеристика персонала фирмы определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей фирмы и производства работ [5].

Структуру персонала фирмы характеризуют составом и количественным соотношением групп работников предприятия.

Потребность в персонале – это совокупность работников соответствующей структуры и квалификации, объективно необходимых фирме для реализации стоящих перед ней целей и задач согласно избранной стратегии развития. Определяют общую и дополнительную потребность в персонале [5]. Общая потребность – это необходимое количество работников для выполнения планового объема работ за определенный период времени. Дополнительная потребность в кадрах – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода [6].

Численность работников может быть определена по формулам (2) и (3):
, (2)

, (3)

где

Чб



среднесписочная численность персонала в базисном периоде;




Iq



индекс изменения объема производства в плановом периоде;




Э



общее изменение исходной численности работников;




Qпл



планируемый объем выпуска продукции;




Впл



планируемая выработка продукции на одного работника промышленно-производственного персонала.

Оборот кадров – это отношение количества всех выбывших или вновь принятых за определенный период времени к среднесписочной численности работающих за этот же период.

Текучесть кадров – показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников предприятия вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам.

Эффективность использования человеческих ресурсов фирмы характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции [5], которые рассчитываются по формулам (4) и (5):
, (4)

, (5)

где

q



объем произведенной продукции или выполненной работы в натуральных или условно-натуральных единицах измерения;




Чсн



среднесписочная численность работников;




Т



время, затраченное на производство всей продукции.

Производственный срез рассматривает изготовление продукта, использование оборудование, введение новых технологий.

Основные показатели использования основных фондов можно объединить в четыре группы:

  • показатели экстенсивного использования основных производственных фондов;

  • показатели интенсивного использования основных фондов;

  • показатели интегрального использования основных фондов;

  • обобщающие показатели использования основных производственных фондов.

К показателям экстенсивного использования основных производственных фондов относят коэффициент экстенсивного использования оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, коэффициент загрузки оборудования.

Коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэкст) может быть рассчитан по формуле (6):

, (6)

гдеtобор.ф. – фактическое количество часов работы оборудования;

tобор.н. – нормативное количество часов работы оборудования.

Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм) определяется как отношение общего количества отработанных оборудованием станко-смен к количеству станков, работавших в наибольшую смену [5].

Коэффициент загрузки оборудования определяется по формуле (7):
, (7)

где

Ксм



коэффициент сменности работы;




Кпл



коэффициент плановой сменности оборудования.

Коэффициент интенсивного использования оборудования рассчитывается по формуле (8):
, (8)

где

Пф



фактическая производительность труда;




Пн



нормативная производительность труда.

Коэффициент интегрального использования оборудования определяется как произведение коэффициента экстенсивного и интенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности [5].

К обобщающим показателям использования основных фондов относят фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность труда, рентабельность основных производственных фондов.

Фондоотдача (Фотд) – показатель выпуска продукции на 1 руб. стоимости основных фондов – рассчитывается по формуле (9):
, (9)

где

В



объем выпуска продукции;




Ф



стоимость основных производственных фондов.

Фондоемкость (Фемк) – величина, обратная фондоотдаче, показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции [5].

Фондовооруженность труда (Фв) определяется как отношение стоимости основных фондов (Ф) к числу рабочих на предприятии, работавших в наибольшую смену (ч) [5] и рассчитывается по формуле (10):
, (10)

где ч – число рабочих в наибольшую смену.

Рентабельность основных производственных фондов (Р) рассчитывается путем отношения прибыли к стоимости основных производственных фондов и показывает величину прибыли, которая приходится на 1 рубль фондов.

Производительность труда (Пт) также можно определять через произведение показателя фондоотдачи и показателя фондовооруженности.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей.

Скорость оборачиваемости оборотных средств является важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств и, в свою очередь, определяется с помощью следующих взаимосвязанных показателей [5].

Длительность одного оборота в днях (О) можно определить по формуле (11) или (12):
, (11)

, (12)

где

Со



остатки оборотных средств, руб.;




Д



объем товарной продукции (по себестоимости или в ценах), руб.;




Т



число дней в отчетном периоде.

Коэффициент оборачиваемости (Ко) отражает количество оборотов, которые совершают оборотные средства предприятия за определенный период, и определяется по формуле (13):

. (13)

Коэффициент загрузки оборотных средств (Кз) — показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует величину оборотных средств, приходящихся на единицу (1 руб., 1 тыс. руб., 1 млн. руб.) реализованной продукции [5].

Благодаря показателю отдачи оборотных средств можно судить об эффективности использования, который определяется по формуле (14):
, (14)

где П – прибыль от реализации.

Финансовый срез связан с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации [7].

Рычаг (левередж) – это показатель, характеризующий взаимосвязь структуры затрат, структуры капитала и финансового результата [5].

Операционный (производственный) рычаг (ОР) – это показатель, который показывает зависимость изменения прибыли за счет изменения структуры затрат и объема реализации и рассчитывается по формуле (15):
. (15)

Валовая маржа –  это разность между выручкой предприятия от реализации продукции и переменными затратами. Валовая маржа является расчетным показателем и используется в расчетах ряда показателей.

Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли [8].

Предпринимательский риск находится в прямой зависимости от доли постоянных затрат, чем больше эффект операционного рычага, тем больше удельный вес постоянных затрат.

Финансовый рычаг – это показатель, отражающий зависимость изменения прибыли от изменения соотношения заемных и собственных средств. Эффект финансового рычага (ЭФР) характеризует степень финансового риска.

Сопряженный рычаг характеризует совокупное влияние предпринимательского и финансового рисков и показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении объема реализации на 1% [9].

Прибыль представляет собой разницу между прибылью и себестоимостью продукции, она является конечным финансовым результатом.

Платежеспособность предприятия оценивается наличием долгов перед поставщиками, способностью к погашению долгов, размером кредитования своих потребителей [4].

Рентабельность – это показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

В маркетинговый срез входят процессы, связанные с реализацией продукции (стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения) [7].

Точка безубыточности (критический объем производства (продаж) — это такой объем реализации, который позволяет покрыть полученной выручкой общие затраты, то есть это такой объем выпуска, при котором прибыль равна нулю.

Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:

  • критический (пороговый) объем реализации (шт.) находится по формуле (16):

, (16)

где

Пост.Затраты



постоянные расходы на объем реализации;




Пер.Затратыед



средние переменные затраты на единицу продукции.

  • порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыль и рассчитывается по формуле (17):


; (17)

  • запас финансовой прочности – это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибыли, и может быть определена по формуле (18):


; (18)

  • маржа безопасности – это разница между объем от реализации (шт.) и критическим объемом (шт.) и рассчитывается по формуле (19):


. (19)

Рентабельность продукции – это характеристика использования ресурсов при выпуске продукции. Она вычисляется через отношение выручки от реализации к себестоимости продукции [4].

Оборачиваемость товарных запасов позволяет сравнить размер запасов с годовым объемом продажи продукции. Этот показатель фактически демонстрирует частоту полной замены запаса в течение года [10].

    1.   1   2   3   4



      Скачать файл (2011 kb.)

      Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации